PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Aктивная жизненная позиция школьников как ведущий фактор личностного самоутверждения
Рыжов Б. Н., Машкова Л. А., Столярова Г. И. Динамика мотивационных показателей в старшей школе
Валявко С. М., Жокина П. А. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Борисова В. А. Влияние развития творческого воображения на эмоциональную сферу младших школьников
Баранов Е. Г. Динамика формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера
Немов Р. С., Яценко И. И. Мотивация обучения взрослых людей русскому языку как иностранному

История психологии и психология истории

Иванов Д. В., Галюк Н. А. Психологическая мысль в России в XVII веке: к истокам основных идей о потенциальных возможностях человека, его борьбе и труде (Продолжение, начало в № 4 (20) 2016)

Мнения

Консон Г. Р. О психологии трагического в искусстве (на примере героев опер и ораторий Г. Ф. Генделя)

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 2 (22)
Правила для авторов
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Журнал » 2017 №22 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
    Просмотров: 131

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ 

 

Е. С. Романова, 

Б. М. Абушкин, 

МГПУ, Москва 

 

Статья посвящена вопросам формирования активной жизненной позиции школьников на основе освоения психологических технологий личностной самооценки и профессионального самоопределения школьников. Обсуждается содержание и возможность использования системно выстроенной логики организации психологической работы с учащимися на основе их познавательной и созидательной активности, базирующихся на идее достижения максимальной эффективности в своем будущем карьерном развитии.  

Ключевые слова: социальные установки; профессиональное развитие; личностные качества; карьерные ориентиры; эмоциональная направленность; интересы; способности. 

 

ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS AS THE LEADING FACTOR OF PERSONAL SELF-AFFIRMATION 

 

E. S. Romanova, 

B. M. Abushkin, 

MCU, Moskow 

 

The article is devoted to questions of formation of students’ active life position on the basis of the development of psychological technologies of personal-esteem and professional self-determination in schoolchildren. The problem of content and the possibility in system line with the logic of the organization of a psychological work with students is discussed based on their cognitive and creative activity, based on the idea of achieving of a maximum efficiency in their future career development. 

Keywords: social attitudes; professional development; personal qualities; career guidance; emotional orientation; interests; abilities. 

 

Введение 

 

В настоящее время психологическая работа со школьниками приобретает новое наполнение и характеризуется более высоким уровнем ответственности за различные социальные последствия такой работы. Собственно, психологическая помощь подросткам переходит в новое качество, отличающееся от классического подхода, когда посредством одностороннего диалога с детьми формировались внешние по отношению к ребенку суждения о его психологических возможностях, начиная от когнитивной сферы  восприятия, внимания, памяти, мышления  и поднимаясь до личностной сферы. При этом, чем сложнее психологические категории, тем более неопределенной становится смысловая часть такой работы для школьника. Зная по итогам диагностики о степени выраженности у них отдельных личностных качеств (в интерпретации той или иной психологической теории личности), школьники остаются один на один со своими интересами в будущем, с особенностями выбора своего поведения в настоящем, накопленным потенциалом социально-психологического развития за прошедшие годы. 

В условиях современного мира психологическая работа должна опираться на логическую последовательность формирования социальных интересов школьников, в которых прогнозируемые будущие социальные достижения с учетом уже наработанного багажа личностного развития проходят осознанную (а чаще неосознанную) проверку в повседневной практике [2; 3]. На этой основе выстраиваются настоящие и будущие интересы подростков, идет дальнейшее развитие личностной сферы, складываются качественно новые условия для изменений своей собственной социальной позиции, открываются перспективы для специальной рефлексии своего психологического развития. У подростка формируется интерес к самому себе, своей личности, развивается самосознание. Вместе с тем надо отметить, что уровень притязаний у подростков может быть неадекватен их возможностям в силу отсутствия устойчивых ориентиров при оценке собственных способностей и плохой личной информированности о требованиях к будущим профессиональным навыкам.  

Психологическая работа со школьниками в качестве критериальной основы ее эффективности может использовать также понятие «психологическое здоровье» [1; 4]. Различные отклонения в рамках этого понятия чаще всего рассматриваются как следствие неуспешной индивидуальной социализации. Разные формы нарушения социализации личности приводят к возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности, смещению общего эмоционального самочувствия с положительных характеристик в зону отрицательных. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет подростку заведомо непосильные для него требования, которым очень трудно соответствовать без существенной личностной перестройки и коррекции своих настоящих и будущих интересов. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины перед социальными искусственно выстроенными комплексами общественно одобряемого и общественно неодобряемого поведения. 

Объединяя все сказанное выше, можно констатировать, что складывающаяся у школьников система ценностей и доминирующие мотивы социального развития в конечном итоге проходят проверку в процессе их профессионального самоопределения и выбора оптимальных для себя путей карьерного развития. 

Необходимость развертывания принципов комплексного подхода в психологической работе со школьниками предопределена появлением новой реальности в социальной сфере и образовательном пространстве. Школьники в настоящее время активно пользуются различными современными технологиями информационных коммуникаций в интернет-пространстве для расширения своего информационного багажа, общения, обмена информацией, решения образовательных задач. Эта деятельность резко повышает их оперативную мобильность в плане оценки и построения себя как личности и гражданина. У них появляется возможность быстрого реагирования на многочисленные социальные контексты современного мира с получением достаточно четкой обратной связи-отклика от значимого для них сообщества.  

Комплексная индивидуальная психологическая работа со школьниками предполагает постоянное отслеживание учащимися своей будущей профессиональной перспективы, и это можно рассматривать как ключевой момент в достижении эффективности работы по социализации и гражданскому становлению подростка при формировании психологических механизмов противодействия негативным воздействиям и внедрению в молодежную среду различных идей, ценностей и ориентиров, противоречащих социальным устоям общества и государства. Навыки критического отношения и правильной оценки современного социального мегапространства выступают определяющим условием успешного обучения во всех звеньях общего и профессионального образования и, соответственно, успешного формирования себя как будущего профессионала.  

На этапе выбора школьниками своего профессионального пути они должны ориентироваться на современные требования к специалистам, которые в целом ориентированы на высокий уровень профессионализма; личностный потенциал и личностные достижения претендентов; показатели социальной активности и достижения в социальной сфере [5]. По всем этим составляющим необходимо вести целенаправленную, индивидуализированную психологическую работу со школьниками, итогом которой должны стать объективные данные соответствия выпускников школ определенному классу профессий. Такая работа имеет высокую значимость для школьников, позволяя им максимально плодотворно использовать школьные годы для осмысления и развития необходимых для конкурентной борьбы профессиональных качеств. 

В статье представлен опыт организации индивидуальной психологической работы со школьниками, основанный на обобщенных показателях, связанных с социальными установками на будущее, учитывающих особенности развития в настоящем и опирающихся на уже сформированный личностный потенциал в прошлом. Данные показатели имеют реальную основу, поскольку они сформированы на базе факторных технологий статистической обработки большого массива данных диагностики особенностей социализации и личностного развития подростков 13–14 лет, обучающихся в средней школе.  

Исходя из факторных исследований особенностей ответов 195 учащихся на вопросы четырех личностных опросников, были выделены четыре группы показателей, характеризующих социальные установки школьников, эмоциональную направленность личности, устойчивые личностные качества и мотивацию работы школьника в Интернете. 

 

Социальные установки школьника 

в контексте его будущих предпочтений 

 

На основе данных опросника, направленного на выявление предпочтений личности в выборе профессионального пути и построении карьеры (включающего 20 вопросов), был проведен факторный анализ, который позволил выделить шесть наиболее общих социальных установок подростка, формирующих его будущий профессиональный выбор (см. рис. 1).  

Предпочтительность для учащегося конкретных социальных установок определяется диапазоном числового значения каждого показателя:  

– баллы более 7 свидетельствуют, что выбор школьника достаточно полно соответствует его устремлениям;  

– баллы от 4 до — школьник не определился, ему не хватает опыта для оценки своих возможностей;  

– баллы менее 4  школьнику эта социальная позиция не подходит 

 

 

Рис. 1. Пример выраженности социальных установок конкретного школьника 

 

Как следует из примера, подросток ориентируется в будущем на полное раскрытие своих способностей, гармоничное распределение сил в разных социальных сферах, предпочитает свободу творчества и сферы искусства, а также отдает себе отчет о необходимости относиться ко всему с высокой ответственностью. 

 

Эмоциональная направленность личности школьника 

в контексте его настоящей жизненной позиции 

 

На основе данных, полученных с помощью сокращенного варианта опросника Б. И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности (включающего 29 вопросов), был проведен факторный анализ, который позволил выделить семь обобщенных эмоциональных переживаний, связанных как с активной, так и с пассивной жизненной позицией школьников. Выраженность этих переживаний у каждого учащегося отражает его реальные ценностные установки и является устойчивым индикатором текущих интересов школьника (см. рис. 2).  

Баллы от 1,4 до 2 свидетельствуют о значимых эмоциональных переживаниях; баллы от 0,8 до 1,4  эмоциональные переживания свойственны школьникам периодически; баллы от до 0,8 соответствующие эмоциональные переживания для школьника нехарактерны. 

 

 

Рис. 2. Пример выраженности эмоциональных переживаний конкретного школьника 

 

В соответствии с приведенными на рис. 2 результатами видно, что для учащегося наиболее характерна направленность на дружелюбие, стремление к общению; он предпочитает излишне не напрягаться и находиться в состоянии физического комфорта и общей удовлетворенности, связанной с определенными успехами в учебе, вместе с тем его преследует чувство напряженности, ожидание неприятностей. Необходимо сразу отметить, что представленная здесь жизненная позиция школьника заметно расходится с вышепоказанными устремлениями подростка. Подросток демонстрирует в целом пассивную тактику своего социального поведения, которая, исходя из жизненной практики, может помешать ему в достижении выбранных целей. 

 

Устойчивые личностные качества школьника по пяти социально важным аспектам в контексте его личностного потенциала, накопленного в прошлом 

 

На основе данных опросника, разработанного с опорой на личностную теорию К. Г. Юнга (68 вопросов) в соответствии с ключами к методике, были выделены наиболее характерные для школьника личностные качества (отдельно по каждому из пяти социальных аспектов) (см. рис. 3). Предпочтительная форма поведения школьника определяется содержанием либо верхней, либо нижней из двух полярных характеристик, по которой школьник набрал более 50 %. 

 

 

Рис. 3. Пример выраженности личностных качеств конкретного школьника 

 

Как следует из примера, наш подросток в основном сдержанный и замкнутый, предпочитает придерживаться конкретных фактов, не склонен противостоять жизненным коллизиям, стремится к порядку и завершенности, демонстрирует определенное упрямство в отстаивании своих интересов. Складывающийся личностный профиль учащегося в значительной части объясняет его текущую жизненную позицию (рис. 2), однако вступает в противоречие с его социальными установками. 

 

Мотивы работы школьников в Интернете 

 

Полученные по трем диагностическим направлениям данные, отражающие нацеленность на будущее, предпочтения в настоящем и достигнутое в прошлом, показывают, что подростку необходимо серьезно изменить свою текущую жизненную позицию, иначе достижение его целей будет под вопросом. 

Аналогичный анализ персональных результатов других конкретных школьников позволяет выделить основные зоны «нестыковки» данных и конкретизировать направления преимущественного развития. 

Разговор о предпочтительных направлениях развития школьника для достижения им гармонии между своими интересами, способностями и личностным потенциалом в значительной мере связан с его осознанием имеющихся противоречий и пониманием необходимости целенаправленного развития недостающих качеств.  

Итоги самооценки школьника порождают его активность в удовлетворении значимых для него потребностей. Наиболее удобный для школьника маршрут экспериментирования со своими неудовлетворяющими его качествами связан с интернет-пространством, его гипервозможностями в информационном взаимодействии и социальном моделировании реального мира. 

Учащимся были предложены 10 утверждений, предлагающих некоторое объяснение причин активного пребывания подростков в Интернете. Школьники либо соглашались с ними, либо нет. По совокупности ответов 195 респондентов был проведен факторный анализ, выявивший четыре доминирующих фактора, представляющих конечные цели посещения школьниками Интернета (см. табл. 1, 2).  

Таблица 1  

Факторный анализ, отражающий особенности социальной перцепции школьниками интернет-пространства 

Повернутая матрица компонентов 

 

Компонент 

1 

2 

3 

4 

  1. У меня больше друзей в Сети, чем в реальной жизни 

-,029 

,064 

,850 

,178 

  1. Я воспринимаю себя в Интернете иначе, чем в реальной жизни 

,774 

,117 

,015 

,147 

  1. У меня часто возникает потребность в оценке информации, получаемой из Интернета 

-,023 

,123 

-,085 

-,853 

  1. Обычно я чувствую себя комфортней в Сети, чем в реальной жизни 

,448 

-,192 

,576 

-,175 

  1. Порой, после длительного пребывания в Сети, у меня возникает страх (или чувство незащищенности) перед окружающей действительностью 

,280 

-,549 

-,078 

,334 

  1. В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни 

,560 

-,030 

,336 

-,088 

  1. Обычно я не переношу виртуальные знакомства в реальность 

,212 

,712 

-,118 

-,013 

  1. В Интернете можно не следить за правилами, принятыми в реальной жизни 

,278 

,408 

-,006 

,423 

  1. Когда я в Интернете, я другой, чем в реальной жизни 

,721 

,088 

,052 

,246 

  1. Находясь в Интернете, я чувствую себя частью чего-то большего 

,521 

-,468 

-,142 

-,137 

 

Таблица 2 

Выявленные доминирующие мотивы пребывания в Интернете 

1 фактор 

Доминирующий мотив работы в Интернете 

Личностное самоутверждение и развитие 

2 фактор 

Отношение к среде Интернета 

Облегчение социальных контактов 

3 фактор 

Доминирующий мотив работы в Интернете 

Освобождение от стресса 

4 фактор 

Доминирующий мотив работы в Интернете 

Неконтролируемое поведение 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Пример доминирующих мотивов пребывания в Интернете конкретного подростка 

 

Как следует из графика, основной целью подростка, рассматриваемого на примерах выше, является личностное самоутверждение и освобождение от стресса. Данный вывод отчетливо свидетельствует о высокой рефлексии подростком своих наиболее уязвимых качеств и высокой избирательности в достижении своих интересов посредством интернет-среды. 

В таблице 3 представлены результаты, отражающие общий процент школьников, согласных с утверждениями, объясняющими их пребывание в Интернете. Данные числовые показатели свидетельствуют, на наш взгляд, о высокой потребности учащихся испытывать и развивать свои личностные и социальные качества. 

 

Таблица 3 

Ответы по 10 вопросам анкеты об отношении к Интернету  

(по возрастным группам) 

 

Годы обучения 

Всего 

8-е классы 

9-е классы 

10-е классы 

У меня больше друзей в Сети, чем в реальной жизни 

Не согласен 

77,6 % 

81,8 % 

76,3 % 

78,7 % 

Согласен 

22,4 % 

18,2 % 

23,7 % 

21,3 % 

 

 

 

 

 

Я воспринимаю себя в Интернете иначе, чем в реальной жизни 

Не согласен 

69,7 % 

65,5 % 

71,1 % 

68,6 % 

Согласен 

30,3 % 

34,5 % 

28,9 % 

31,4 % 

 

 

 

 

 

У меня часто возникает потребность в оценке информации, получаемой из Интернета 

Не согласен 

41,3 % 

36,4 % 

34,2 % 

38,1 % 

Согласен 

58,7 % 

63,6 % 

65,8 % 

61,9 % 

 

 

 

 

 

Обычно я чувствую себя комфортней в Сети, чем в реальной жизни 

Не согласен 

88,2 % 

74,5 % 

86,8 % 

83,4 % 

Согласен 

11,8 % 

25,5 % 

13,2 % 

16,6 % 

 

 

 

 

 

Порой, после длительного пребывания в Сети, у меня возникает страх (или чувство незащищенности) перед окружающей действительностью 

Не согласен 

96,1 % 

96,4 % 

94,7 % 

95,9 % 

Согласен 

3,9 % 

3,6 % 

5,3 % 

4,1 % 

 

 

 

 

 

В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни 

Не согласен 

88,0 % 

76,4 % 

97,4 % 

86,3 % 

Согласен 

12,0 % 

23,6 % 

2,6 % 

13,7 % 

 

 

 

 

 

Обычно я не переношу виртуальные знакомства в реальность 

Не согласен 

50,0 % 

30,9 % 

44,7 % 

42,6 % 

Согласен 

50,0 % 

69,1 % 

55,3 % 

57,4 % 

 

 

 

 

 

В Интернете можно не следить за правилами, принятыми в реальной жизни 

Не согласен 

63,2 % 

58,2 % 

68,4 % 

62,7 % 

Согласен 

36,8 % 

41,8 % 

31,6 % 

37,3 % 

 

 

 

 

 

Когда я в Интернете, я другой, чем в реальной жизни 

Не согласен 

75,0 % 

72,7 % 

81,6 % 

75,7 % 

Согласен 

25,0 % 

27,3 % 

18,4 % 

24,3 % 

 

 

 

 

 

Находясь в Интернете, я чувствую себя частью чего-то большего 

Не согласен 

82,9 % 

65,5 % 

78,9 % 

76,3 % 

Согласен 

17,1 % 

34,5 % 

21,1 % 

23,7 % 

 

Самостоятельная работа школьников  

по анализу своих персональных результатов 

 

1. Учащимся предлагается оценить общую картину своих результатов в целом. Работа выполняется в соответствии со следующей инструкцией. 

«А) Если ваши результаты по большинству шкал ниже значимого, высокого уровня и только отдельные показатели в зоне высокого результата, вы демонстрируете высокую избирательность в отношении своего будущего, как оно видится вам в настоящем. За таким выбором стоит уже имеющийся у вас потенциал развития на сегодняшний день, и вы его осознаете. Ваше дальнейшее развитие в последующие годы может укрепить ваш выбор, сделать его более осознаваемым, а может (благодаря новым знаниям) изменить его, и вы выйдете на другие предпочтения.  

Б) Если ваши результаты таковы, что почти по всем показателям вы вышли на высокий уровень, вы еще «открыты» для конкретного проектирования своей будущей профессии и вас в будущем может увлечь любая из них и стать для вас далее уже осознанным выбором. Не стоит торопиться с выбором, однако и не следует упускать из виду возможные варианты этого выбора.  

В) Возможен вариант, когда все ваши результаты ниже значимого, высокого уровня (здесь может проявиться ваша высокая требовательность к себе и нежелание делать какой-либо выбор сейчас). Вы еще не осознаете свои собственные конкретные интересы  это вопрос будущего». 

2. Далее оценивается близость выбора к одному из представленных ниже четырех карьерных направлений (см. табл. 4) по трем аспектам (нацеленность на будущее, предпочтения в настоящем и достигнутое в прошлом), в соответствии с инструкцией: «Эти карьерные предпочтения отражают то, к чему вы должны стремиться, что вы должны для этого делать сейчас и какие качества для этого вам нужны. По итогам сравнения ваши реальные профили результатов покажут вам, на что вы претендуете и насколько вы готовы добиваться своей цели». 

Таблица 4 

Профили социально-личностных предпочтений по четырем основным карьерным направлениям 

  

I 

II 

III 

IV 

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ШКОЛЬНИКА 

Лидерство, влияние, предпринимательство 

 

[Символ] 

 

[Символ] 

Ответственность в преодолении проблем 

[Символ] 

[Символ] 

 

 

Стабильность в профессии и жизни 

[Символ] 

 

[Символ] 

 

Полное раскрытие свои способностей 

[Символ] 

 

[Символ] 

[Символ] 

Гармония с другими своими интересами 

 

[Символ] 

[Символ] 

 

Свобода творчества в искусстве 

 

 

 

[Символ] 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ 

Увлеченность учебой, борьба за результаты 

[Символ] 

 

 

[Символ] 

Стремление к лидерству и превосходству 

[Символ] 

[Символ] 

 

[Символ] 

Дружелюбие, стремление к общению  

 

 

[Символ] 

 

Напряженность, ожидание неприятностей 

 

[Символ] 

 

[Символ] 

Чувство уважения и признательности 

[Символ] 

 

 

 

Веселье, не желание напрягаться 

 

 

[Символ] 

 

Физический комфорт и удовлетворенность 

 

[Символ] 

[Символ] 

 

УСТОЙЧИВЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА 

Активный, общительный  

[Символ] 

 

[Символ] 

[Символ] 

Сдержанный, замкнутый 

 

[Символ] 

 

 

Четкость, точность, факты  

[Символ] 

[Символ] 

 

[Символ] 

Фантазии, обобщение 

 

 

[Символ] 

 

Нацелен на объективность, формализм  

[Символ] 

 

 

 

Предпочитает согласие по ситуации 

 

[Символ] 

[Символ] 

[Символ] 

Любит порядок, завершенность  

[Символ] 

[Символ] 

 

 

Не строит планов, рассеянный 

 

 

[Символ] 

[Символ] 

Уступающий  

 

 

[Символ] 

 

Доминирующий 

[Символ] 

[Символ] 

 

[Символ] 

 

Примечание к таблице 4: 

I направление  стремление к высокому профессионализму; 

II направление  стремление к лидерству;  

III направление  многообразие интересов;  

IV направление  предпринимательство, внутренняя свобода 

 

Итогом выполненной учащимся работы становится новое знание о путях и подходах сознательного контроля за всеми составляющими своего развития с ориентацией на конкретные цели в будущем.  

 

Заключение 

 

Организация индивидуальной психологической работы со школьниками, основанной на обобщенных показателях, связанных с социальными установками на будущее, учитывающих особенности развития в настоящем и опирающихся на уже сформированный личностный потенциал в прошлом, позволяет через технологии личностного самоутверждения конструктивно развивать активную жизненную позицию школьников.  

Выделенные показатели оценки социальной и личностной позиции школьников характеризуют реальное проблемное поле социального становления школьников и поэтому представляют несомненный интерес для продолжения работ в данном направлении.  

 

Литература 

 

  1. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника. М.: Академия, 1999. 180 с. 
  2. Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 44–56. 
  3. Романова Е. С. Психологический анализ проблемы успешности профессиональной карьеры одаренных учащихся // Системная психология и социология. 2015. № 4 (16). С. 5–12. 
  4. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 5–11. 
  5. Романова Е. С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М.: Аспект Пресс, 2011. 416 с. 

 

References 

 

1. Dubrovina I. V. Forming of a personality of high school. M.: Academy, 1999. 180 р. 

2. Ovcharenko L. Yu. Problems of the success of socio-psychological adaptation of adolescents in the modern environment // System psychology and sociology. 2015. № 1 (13). P. 4456. 

3. Romanova E. S. Psychological analysis of the problem of a professional career success in gifted students // System psychology and sociology. 2015. № 4 (16). Р. 512. 

4. Romanova E. S., Abushkin B. M. Mental health system as a factor of socialization of students // System psychology and sociology. 2015. № 1 (13). P. 511. 

5. Romanova E. S. 147 popular professions. Psychological analysis and job description. M.: Aspect Press, 2011. 416 p.