PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Aктивная жизненная позиция школьников как ведущий фактор личностного самоутверждения
Рыжов Б. Н., Машкова Л. А., Столярова Г. И. Динамика мотивационных показателей в старшей школе
Валявко С. М., Жокина П. А. Самооценка детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Борисова В. А. Влияние развития творческого воображения на эмоциональную сферу младших школьников
Баранов Е. Г. Динамика формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего офицера
Немов Р. С., Яценко И. И. Мотивация обучения взрослых людей русскому языку как иностранному

История психологии и психология истории

Иванов Д. В., Галюк Н. А. Психологическая мысль в России в XVII веке: к истокам основных идей о потенциальных возможностях человека, его борьбе и труде (Продолжение, начало в № 4 (20) 2016)

Мнения

Консон Г. Р. О психологии трагического в искусстве (на примере героев опер и ораторий Г. Ф. Генделя)

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 2 (22)
Правила для авторов
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2017 №21 : В. П. Шейнов, НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, ЛОКУС КОНТРОЛЯ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

  Просмотров: 5927

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, ЛОКУС КОНТРОЛЯ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

В. П. Шейнов,

 РИВШ, Минск, Республика Беларусь

 

В статье показано, что незащищенность студентов от манипуляций, их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе связаны между собой. Незащищенность от манипуляций студентов обоего пола положительно коррелирует с показателями их феминности. Интернальность юношей и девушек положительно связана с их уверенностью в себе и с социальной смелостью. Уверенность в себе студентов-юношей и девушек положительно коррелирует с их маскулинностью. Выявлены свойства личности и связи между ними, различающиеся для юношей и девушек. Обнаружены существенные признаки феминизации юношей.

Ключевые слова: незащищенность от манипуляций; маскулинность; феминность; андрогинность; интернальность; уверенность в себе; социальная смелость; студенты; курсанты.

 

STUDENTS’ VULNERABILITY TO MANIPULATION AND THEIR PSYCHOLOGICAL GENDER, LOCUS OF CONTROL AND SELF-CONFIDENCE

 

V. P. Sheinov,

Republication Institute of Higher Education, Minsk, Belarus

 

The article shows that students’ vulnerability to manipulation, their psychological gender, locus of control and self-confidence are linked together. Students’ vulnerability to the manipulations of both sexes is positively correlated with the performance of their femininity. The internality of boys and girls is positively associated with their confidence and social courage. The confidence of students-boys and students -girls positively correlates with their masculinity. Some personality features and the relationships between them have been identified, which differ for boys and girls. Significant signs of feminization of boys are discovered.

Keywords: vulnerability against manipulation; masculinity; femininity; internality; self-confidence; social courage; the students.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Р. С. Немов, И. Р. Алтунина, Д. А. Яценко, ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ

  Просмотров: 5984

ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ

 

Р. С. Немов,

МГПУ, Москва,

И. Р. Алтунина,

Д. А. Яценко,

МИП, Москва

 

В статье ставится и обсуждается вопрос о возможности отождествления психологических теорий личности и мотивации. Анализу подвергаются зарубежные теории личности, представляющие психоаналитическое, гуманистическое, факторно-аналитическое и когнитивное направления. Показано, что соответствующие теории личности не могут претендовать на то, чтобы назваться полноценными теориями мотивации.

Ключевые слова: мотивация; личность; теории мотивации; теории личности.

 

GENERAL AND DIFFERENT IN PSYCHOLOGICAL THEORIES OF PERSONALITY AND MOTIVATION

 

R. S. Nemov,

MСU, Moscow

I. R. Altunina,

D. A. Yatsenko,

MIP, Moscow

 

The article raises and discusses the question on the possibility to equate psychological theories about personality and motivation to each other. The analysis focuses on foreign personality theories, representing psychoanalytic, humanistic, factor and analytic and cognitive areas. It is shown that personality theories can’t be equated to motivation theories.

Keywords: motivation; personality; motivation theory; personality theory.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЬБАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

  Просмотров: 5912

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЬБАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

МГПУ, Москва

 

В статье обозначены вопросы обусловленности образа семьи, брачно-семейных представлений социально-историческими условиями и конкретными взаимоотношениями в родительской семье. В истории жизни писательницы Н. Н. Берберовой, более известной за рубежом, чем в России, акцентированы детерминанты построения брачно-семейных основ своей жизни. Устанавливается взаимосвязь между детскими наблюдениями, впечатлениями, воспоминаниями и личным выбором модели семейной жизни.

Ключевые слова: семья; система; семейные ценности; семейные функции; брак; эмиграция; личность; брачно-семейные представления.

 

FAMILY IN THE SYSTEM OF VALUES AND IN THE FATE AND FORTUNES OF THE FIRST WAVE OF THE RUSSIAN EMIGRATION

 

L. I. Bershedova,

L. P. Nabatnikova,

MCU, Moscow

 

In the article the light is focused on the issues of dependence of marriage and family concepts on the social and historical conditions and particular relationships in the parental family. In the life story of the writer, which is better known abroad than in Russia, the initiating causes of building of family and marriage basics of her life is emphasized. The relation is established between babish observations, impressions, memories and personal choice of the model of family life.

Key words: family; system; family values; family functions; marriage; emigration; personality; marriage and family concepts.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : И. И. Васильева, СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ: СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

  Просмотров: 5905

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ:

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

И. И. Васильева,

Институт психологии РАН, Москва

 

В статье рассмотрены противоречия в основных определениях справедливости как феномена коллективного труда, их разнокачественность и относительность. Функциональный анализ обнаружил значение справедливости как мотива к результативному целесообразному взаимодействию и как интеграционного механизма разделенного труда.

Проведенный анализ позволил определить справедливость как деятельностную установку, что дает теоретическую возможность интегрировать разнокачественные ее определения, с одной стороны, и раскрыть потенциал деятельностного подхода, с другой.

Ключевые слова: дистрибутивная справедливость; процедурная справедливость; межличностная справедливость; относительность справедливости; деятельностный подход; социальная рациональность; человекоразмерность; установка.

 

ORGANIZATIONAL JUSTICE: SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH

 

I. I. Vasileva,

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow

 

The study examines the contradictions in the basic definitions of justice as a phenomenon of a team work, their heterogeneity and relativity. The analysis has revealed justice as the main employee’s motive to participate effectively in team efforts as well as the integrative mechanism of divided labor.

The analysis enables to define justice as activity attitude. That makes possible the integration of heterogeneous definitions on the one hand and unlocks the potential of activity approach on the other hand.

Key words: distributive justice; procedural justice; interpersonal justice; relativity of justice; activity approach; social rationality; human-sizednessattitude.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2017 №21 : С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина, ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Просмотров: 6110

ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. М. Валявко,

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва

 

Статья продолжает серию публикаций авторов, направленных на изучение смыслового восприятия языковых единиц детьми дошкольного возраста. В статье впервые представлены принципиально новые сведения о смысловом восприятии текста дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием, в частности показано разноуровневое состояние смыслового восприятия в изучаемой авторами популяции детей с нарушениями речевого развития.

Ключевые слова: смысловое восприятие речи; текст; дошкольники; нарушение речевого развития; нарушение звукопроизношения; дислалия; фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

 

THE PROBLEM OF SEMANTIC PERCEPTION OF THE TEXT IN PRESCHOOLERS

 S. M. Valyavko,

Ju. A. Shulekina,

MCU, Moscow

 

This article continues a series of publications focused on the study of semantic perception of language units in preschool children. The paper presents a fundamentally new information on the semantic perception of the text in preschool children with phonetic and phonemic underdevelopment, in particular it shows a multilevelness of semantic perception in preschoolers with violations of speech development.

Keywords: semantic perception of speech; text; preschoolers; disorder of speech development; disorder of sound pronunciation; dislalia; phonetic and phonemic underdevelopment of speech.


     Читать полностью...