Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Н. Ю. Марчук, РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

Журнал » 2017 №21 : Н. Ю. Марчук, РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
    Просмотров: 9185

РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Н. Ю. Марчук,

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

 

На основании идеи о том, что потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека, автор описывает деструктивные и конструктивные последствия чрезвычайной ситуации. Роль чрезвычайных ситуаций в онтогенезе и филогенезе человека рассматривается отдельно на каждом из этапов развития ЧС.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация;вызовы;риски;опасности; угрозы; кризис; катастрофа; крах.

 

THE ROLE OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE HUMAN PHYLOGENY AND ONTOGENY

 

N. Y. Marchuk,

Ural Federal University,Yekaterinburg

 

On the basis idea, that a need for security is one of the main motives of human activity, the author describes the destructive and constructive effects of anemergency. The role of emergency situations in the human phylogeny and ontogeny considered separately at each of the stages of an emergency.

Keywords: emergency situation; challenges; risks; dangers; threats; crisis;catastrophe; collapse.

 

Введение

Любая ситуация несет в себе потенциальную опасность и может при определенных условиях перейти в разряд чрезвычайной. «Чрезвычайная ситуация (ЧС)—это обстановка на определенной территории,сложившаясяв результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [1]. В научном анализе чрезвычайной ситуации можно выделить несколько подходов.

Естественнонаучный подход предполагает анализ природных итехногенных причин возникновения ЧС, которые приводят к негативным изменениям в жизни людей, а также путей их предотвращения. Данный подход предполагает описание потенциальных угроз, рисков, опасностей, а также возможности ликвидации негативных последствий разрушения среды, окружающей человека [3; 9].

Психологический подход отличается сосредоточениемисследовательской активности на изучении психических явлений, связанных с ЧС: стресса, фрустрации, адаптации, переживания потрясения, связанного с резко изменившимися условиями жизни человека, утратой значимых ценностей, а также предупреждения и преодоления посттравматического стрессового расстройства [2].

Социально-политический подход ориентирован в первую очередь наанализ таких понятий, как социальная напряженность, кризис, социальные потрясения. В целом в рамках данного подхода ЧС описывается как конфликт личности или общества со средой, а также между людьми и социальными группами [4; 7].

Влияние ЧС и ее последствий на личность и общество многогранно и неоднозначно. К негативным последствиям относятся такие явления, возникшие в результате ЧС, которые способствуют разрушению структуры общества и дезинтеграции личности, препятствуют их полноценному функционированию и развитию. Конструктивные последствия чрезвычайной ситуации заключаются в актуализации развития личности, ее адаптации и социализации, а также в развитии структуры и динамики общества, усилении его функций.

На каждом из этапов развития чрезвычайной ситуации можно выделить различные функции ЧС в онтогенезе и филогенезе человека [4: с. 24]:

предкатастрофный этап — период накопления отклонений от нормального состояния или процесса, который может длиться несколько дней, месяцев, лет, вплоть до инцидента ЧС. Влияние, которое сложившиеся предкатастрофные условия оказывают на личность и общество, связано с социальной напряженностью, вызванной ожиданием неблагополучных событий, а также очерчено задачами по предупреждению возникновения ЧС и профилактики ее негативных последствий;

катастрофа — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска, оказывающих неблагоприятное воздействие на население, технические объекты и окружающую среду. На данном этапе чрезвычайная ситуация предстает в качестве своеобразной точки бифуркации в филогенезе или онтогенезе человека;

посткатастрофный этап продолжается до полной ликвидации прямых и косвенных последствий ЧС, включая отдаленные последствия. Этот период длится годами, иногда десятилетиями и предполагает влияние на людей последствий ЧС и событий, связанных с преодолением этих последствий.

 

Роль предкатастрофного этапа чрезвычайной ситуации в онтогенезе и филогенезе человека

Роль ЧС на предкатастрофном этапе описывается такими понятиями, как вызов, риск, опасность, угроза.

Вызовы —это вероятностные состояния человеческого социума иокружающей среды, произвольное развитие которых с неизбежностью приведет к ухудшению жизни человека и общего состояния человечества, «угрожает самому его существованию как биологического вида и организованного социума. Первоначально вызовы абстрактны и носят всеобщий природно-социальный характер (например, изменение климата, катастрофическая экология и демография, дефицит питьевой воды и пищи, исчерпание природных ресурсов, космические катастрофы и так далее» [7].

Влияние вызовов на человека и общество настолько сильно, насколько потенциальная опасность рассматривается как реально возможная или неизбежная, а также основывается на представлении о масштабе грозящей катастрофы. Следовательно, поиск адекватных ответов на существующие вызовы должен осуществляться объединенными усилиями всего общества.

Вызовы, оставшиеся без ответа, становятся рисками.

Риск —это потенциальная опасность,явная негативная тенденцияразвития социума, снижающая или осложняющая возможности существования и позитивного развития человека и общества. «Риск является объективной и неизбежной составной частью любой деятельности личности, организации или социума, особенно возрастает в ЧС, и является ее постоянным фактором и характерным признаком. Более того, отсутствие видения риска как опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта событий является следствием недостатка информации или некомпетентности управления ЧС, и, в конечном счете, наносит ущерб развитию общества» [7].

Риски могут исходить из внешней или собственной среды системы (личности, социальной группы, общества), проявляться в различных сферах социума и затрагивать разные его области. Совпадение или слияние рисков, проявляющихся в разных социальных сферах, их произвольное или целенаправленное развитие, игнорирование объективной необходимости в принятии мер по их парированию может сложиться в опасность для существования и развития человека и общества.

Управление рисками в социальной сфере направлено на минимизацию ущерба, наносимого обществу, как внешними условиями ЧС, так и самим кризисным состоянием социума, и осуществляется по особому напряженному алгоритму деятельности посредством специальных мобилизационных технологий.

Такое управление включает процедуры распознавания, идентификации, оценки, предвидения и точного расчета рисков. Оптимальное решение предусматривает выбор не между безопасным и рискованным вариантом, а между различными несопоставимыми рисками, которые могут считаться приемлемыми, когда они адекватны стратегической обстановке и возможностям индивида и общества.

Для управления рисками используются стратегии упреждения появления рисков; уклонения от рисков; локализации рисков; распределения рисков; компенсации рисков; резервирования потенциалов.

Формулирование сущности рисков, констатации их наступления и масштаба их возможных негативных последствий в произвольно трактуемых тенденциях развития человечества является средством манипуляции общественным мнением и приводит к неоднозначности для социума как их прогнозов, так и их результатов. Для такого манипулирования используются следующие приемы: инсценировка глобальных рисков; манипулирование опасностью; стирание грани между риском и его восприятием; подмена понятий «риск», «опасность», «угроза»; продвижение тезиса о том, что мир зависит от решений, управляющих риском [5; 7; 8].

Неэффективное управление рисками приводит общество к реальным опасностям и угрозам.

Опасность —это конкретная формирующаяся угроза существованию иразвитию человека или общества. Опасность представляет собой такое состояние системы или ее части, которое приобретает негативные (или враждебные) качества относительно человека или общества. Опасность может исходить от самой системы, подвергающейся данной опасности, или из ее внешней среды.

В предкатастрофный период отмечается переход системы от ее нормального, стабильного состояния к экстремальному, ненормальному, когда ослабляется адаптированность к внутренним и внешним изменениям, снижается эффективность выполняемых ею функций. Организационные усилия на данном этапе должны быть сосредоточены на предотвращении, нейтрализации опасностей. Целенаправленная или непреднамеренная подмена понятий реальной опасности и потенциальных рисков приводит к необоснованной социальной напряженности, массовой панике или игнорированию возможных угроз [5].

Угроза представляет собой реализующуюся опасность и связана свысшей мерой социальной напряженности. Угрозы имеют свой достаточно точный адресат, направленность, сферу бытия социума или его объект, свое количественно-качественное наполнение.

По мере развития кризисных процессов в обществе нарастает волна стихийных, неорганизованных массовых действий, когда эмоции и инстинкты нивелируют сознательную саморегуляцию, основанную на морально-этических и ценностно-смысловых принципах. Кроме того, снижение управляемости системы в этот период приводит к появлению неинституализированных, часто противозаконных акций, движений и структур. Нестабильность и неуправляемость социальной системы представляет собой особую опасность в любой чрезвычайной ситуации.

Угрозы должны отражаться адекватными по силе и качеству противодействиями. Несоответствие наличных ресурсов (материальных, людских, организационных, властных) целям и задачам выхода из экстремальной обстановки приводит к невозможности отражения угроз, вследствие чего система или основные ее социальные структуры и институты начинают рушиться. В этом состоит переход чрезвычайной ситуации в катастрофическую фазу [9].

Следовательно, изучая влияние ЧС на структуру и развитие личности и общества в предкатастрофный период, следует рассмотреть следующие аспекты.

Сигнальный аспект: вероятностные вызовы и риски, потенциальные опасности как бы оповещают общество о необходимости принятия срочных мер для поиска и устранения причин повышенной напряженности и негативного состояния системы.

Активизирующий аспект: определение вызовов, распознавание рисков, идентификация угроз является основанием для усиления борьбы за ресурсы для выживания.

Дестабилизирующий аспект: ожидание катастрофы может стать фактором цивилизационных и геополитических напряжений, общей дестабилизации жизни общества в целом и жизнедеятельности отдельных людей в частности.

Объединяющий аспект: возникновение реальной или предполагаемой опасности устраняет социальное неравенство и стимулирует общество объединиться для отражения общих угроз.

Манипулятивный аспект: целенаправленное влияние на общественное мнение за счет подмены понятий риска, опасности, угрозы, что приводит к тому, что грань между действительной угрозой и ее восприятием стирается. А на основе неадекватной оценки возможных событий может быть упущен благоприятный период для предотвращения реальной ЧС или искусственно создается ЧС социального характера.

Преобразующий аспект: ожидание катастрофических событий меняет мир: возникают, группируются и воплощаются новые идеи; выдвигаются лидеры; меняется система социальных связей и отношений.

 

Катастрофный этап чрезвычайной ситуации как точка бифуркации в филогенезе или онтогенезе человека

Пиковый этап развертывания чрезвычайной ситуации характеризуется крайней неустойчивостью системы, в условиях которой даже незначительные воздействия могут привести к значимым результатам и повлиять на ход развития общества и личности. Не только сами разрушения, но и их внезапность, распространенность гнетущих стрессов отражают суть катастрофной фазы. В этот период важно понять целесообразность того или иного действия и сосредоточить активность в первую очередь на решении необходимых задач.

Современная наука имеет множество фактов, свидетельствующих о том, что необходимые в данных условиях решения и действия, специально организованная среда предопределяют возникновение новых функций, элементов системы и форм, не существовавших ранее.

Роль данного этапа ЧС в онтогенезе и филогенезе человека описывается такими понятиями, как кризис, катастрофа и крах [3; 7].

Кризис — это явление крайней неустойчивости системы, представляющее собой серьезную угрозу основным структурам, базовым ценностям, нормам общества и (или) личности, которое вынуждает принять кардинальное решение в условиях ограниченного времени и значительной неопределенности. Кризис является не только следствием неадекватного управления системой на предкатастрофном этапе, пренебрежения его возможностями, но и предопределяет новые риски, опасности и угрозы.

Кризис представляет собой противостояние, конфликт общества или личности с существующим окружением (природной или социальной средой), в связи с чем становится индикатором негодности имеющихся связей, отношений и неэффективности управления этими отношениями.

С другой стороны, кризис открывает возможности для развития и преобразования системы в новых условиях. В экстремальной ситуации могут активизироваться процессы в рамках существующей стратегии развития или ценой незначительного усилия система может перейти на принципиально новый путь.

В разрешении кризиса могут быть использованы разные стратегии: активные (действия на опережение ситуации на основании расчета и анализавозможных рисков), реактивные (реагирование на уже поступающие действия среды, представляющие опасность и угрозу для человека) или пассивные (принятие создавшихся критических условий, адаптация к ним и выживание).

Целью управления системой в период кризиса является преодоление кризиса и превращение его из угрозы безопасности или катастрофы в благоприятную возможность и импульс развития нации. Неспособность обеспечить реализацию данной цели приводит к углублению кризиса и его трансформации в более тяжелые формы — крах, бедствие или катастрофу [6].

Катастрофа —это чрезвычайная ситуация природного илитехногенного характера, отличающаяся особо крупным масштабом ущерба, повлекшая за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта. Катастрофы возникают вследствие неуправляемого течения или целенаправленного обеспечения кризиса.

Катастрофическое явление природного характера, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называется стихийным бедствием.

Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, игнорирования вызовов, аккумуляции рисков, как следствие неэффективности системы, неадекватности управления ею. Катастрофа может возникнуть в результате постепенного накопления негативных изменений в отношениях системы с окружающей средой, но может произойти быстро и достаточно внезапно, при отсутствии наблюдаемых внешне тревожных изменений в системе [9].

Основным результатом катастрофы является такое состояние социума, когда восстановление его нормальной жизнедеятельности существенно затруднено, но возможно благодаря длительным и упорным усилиям общества, напряжению всех его сил и при условии адекватного профессионального руководства данным процессом.

Главной задачей восстановления жизнедеятельности общества после катастрофы становится сохранение и поддержка системы социальных (в том числе национальных) ценностей и святынь, которые являются системообразующими, составляют основу мировоззрения любого общества, его культуры и самобытности.

Крах —это явление полной деградации системы,возникающеевследствие неразрешенного кризиса и катастрофы. Крах требует большой работы по восстановлению старого общества или формирования на его основе нового социума.

Создание нового социума, взамен общества, потерпевшего крах, возможно только при наличии способности к возрождению, общественной воли, сильной власти, а также при условии сохранения общественных ценностей, на которых будет базироваться новая общность. В противоположном случае разобщенные социальные группы проживают процесс миксации (произвольного смешивания по территориальному или культурному принципу) или остаточные элементы дезинтегрированного общества ассимилируются в другом обществе [11].

Выход из кризиса, ликвидация последствий катастроф и восстановление общества после постигшего краха предполагает создание адекватной системы управления, задачи, полномочия и структура которой соответствуют возможностям и потребностям общества в сложившихся обстоятельствах.

Влияние ЧС на структуру и развитие личности и общества в период ее актуализации отражают следующие аспекты.

Демографический аспект:чрезвычайная ситуацияможет нести прямую угрозу жизни и здоровью местного населения, приводить к массовому его истреблению.

Экологический аспект:прямой урон местномуландшафту, следствием чего может стать разрушение сельского хозяйства, построек, затруднение при проведении операций по спасению людей и устранению последствий ЧС (например, землетрясение).

Культурный аспект: разрушение культурногонаследия — архитектурных сооружений, культурных достопримечательностей, произведений искусства.

Дезинтегративный аспект: ЧС оказываютотрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей (утрата здоровья, невозможность удовлетворения жизненных потребностей, резкое нарушение привычного уклада жизни, социального статуса, утрата близких людей, сопереживание пострадавшим), снижают уровень индивидуальной жизни, предопределяют дезадаптацию личности и разбалансировку основных систем обеспечения жизнедеятельности социума (управления, обеспечения, исполнения, корректировки).

Экономический аспект: разрушение материальныхценностей в период актуализации ЧС может стать причиной экономической деградации пострадавшей части общества, росту криминогенности или, наоборот, может актуализировать творческий потенциал, способствовать общему прогрессу и развитию материального производства.

Духовный аспект проявляется в том,что ЧСпровоцирует быстрые и существенные изменения в духовной сфере общества. На фоне преобразования и разрушения норм, ценностей, идеалов предшествующих периодов жизни общества создаются условия для осмысления новых возможностей его развития, выдвижения новых идей и ценностей.

Информационный аспект: возникновение иразвертывание ЧС несет информацию о факторах, которые ее породили, без знания которых процесс общественного познания затруднен.

Дифференциальный аспект проявляется в ходе ЧС, когда происходит выявление противоположных интересов, поляризация противоборствующих сил, что предопределяет зарождение необходимых изменений в обществе, приводит к созданию новых социальных институтов и групп на основании переструктуризации общества.

Интегративный аспект: на фоне разбалансировки и дифференциации в обществе происходит и обратный процесс —интеграция и консолидация социальных сил вокруг новых центров, которые стимулируют и потенцируют преобразование социума и являются стимулом для развития личности. Перед лицом внешней угрозы общество использует все свои ресурсы для сплоченности и противоборства опасности, усиливаются социальные связи и чувство «Мы».

Динамический аспект отражается в динамике социума и активности личности, быстром возбуждении и активизации людей на совместную деятельность; может выражаться в социальных конфликтах, мятежах, бунтах, смутах, восстаниях, массовых беспорядках, быстро овладевающих широкими массами. ЧС является моментом и точкой возможности формирования одного из нескольких альтернативных будущих вариантов общества (это точка бифуркации).

 

Значение чрезвычайной ситуации для человека и общества в посткатастрофный период

Заключительный период чрезвычайной ситуации характеризуется постепенным снижением амплитуды тотальных или частичных разрушений экономического, социального, политического, духовного характера. На этом этапе экстремальные деструктивные изменения, социальная дезинтеграция и вызываемые ими общественные бедствия переходят в посткатастрофную стадию. Именно в данный период становится очевидным весь масштаб разрушений, произошедших на предыдущих этапах ЧС, и начинается восстановление социодинамики общества. Цель восстановления жизнедеятельности общества достигается посредством реализации задач, направленных на помощь пострадавшим, и задач по восстановлению производственных, духовно-культурных, психологических взаимодействий [2].

Таким образом, можно выделить следующие последствия чрезвычайной ситуации, имеющие значение для филогенеза человека.

Экологические последствия катастрофыв видезагрязнения воды, воздуха и почвы (экологическое бедствие), следствием чего может стать вторичная катастрофа, связанная с продовольственным кризисом, угрозой жизни и изменением генотипа (мутации) всех живых существ (растительного и животного мира).

Демографические последствия: вынужденная миграциянаселения, изменение профессиональной структуры населения, его возрастного состава; ухудшение демографической ситуации в регионе бедствия за счет ухудшения здоровья и миграции населения.

Экономические последствия: создание приемлемых условийдля жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и общества, на реализацию социальных и экономических программ, снижая экономические возможности государства и даже подрывать его основы.

Аналитические последствия: ЧС становится инструментомпознания о ресурсах и возможностях общества, позволяет выявить и раскрыть суть своих и чужих интересов, обнаружить те недостатки и просчеты, которые привели к ее возникновению, и способствовать их устранению, предоставляет возможность опыта проживания ЧС в реальных условиях и отработать алгоритм действий в экстремальной ситуации.

Инновационные последствия: ЧС интенсифицирует истимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии, активизации умственных сил для достижения целей общей безопасности. В процессе поиска путей преодоления последствий ЧС разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии, актуализируется нормотворчество (в том числе, законотворчество).

Социальные последствия:ЧС активизирует социальныесвязи, придает взаимодействию людей большую динамичность и мобильность; происходит усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства; устанавливается и поддерживается относительно стабильная структура внутригрупповых отношений, усиливаются процессы социальной интеграции и идентификции. Затянувшийся посткатастрофный этап приводит к исчерпанию социальных ресурсов и постепенно сменяется массовой депрессией, апатией, безразличием по отношению к происходящему.

Роль посткатастрофного этапа в онтогенезе человека можно описать через следующие последствия ЧС.

Когнитивные последствия:в критических ситуацияхраскрываются истинные ценности и мотивы поведения людей, происходит изменение мировоззрения; может оздаваться неадекватная оценка происходящего, непонимание необходимости спасения материальных ценностей и предотвращения еще большего ущерба, неверная оценка правил распределения гуманитарной помощи и очередности оказания помощи пострадавшим.

Развивающие последствия:в результате проживаниячрезвычайной ситуации в индивидуальном самосознании человека происходит формирование четкой иерархии ценностей и смыслов, понимание своей роли в обстановке ЧС, развитие адекватной самооценки; развиваются конструктивные качества личности (адаптация и стрессоустойчивость, альтруизм, уверенность, чувство собственного достоинства, толерантность, лояльность к другим); нивелируются негативные черты характера (чувство неполноценности, неуверенности, отчуждения и безразличия).

Социализирующие последствия: повышение уровнясоциализации человека, когда в результате ЧС за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда в повседневной жизни. ЧС способствует разрядке напряженности и оптимизации отношений с близкими и другими людьми.

Самореализация и самоутверждение личности в обществе.

 

Заключение

Итак, научный анализ исследований, посвященных изучению сущности чрезвычайных ситуаций, позволил нам выделить несколько подходов, описывающих различные аспекты данного явления: естественнонаучный, психологический, социально-политический.

На основании положения о том, что потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека описаны конструктивные и деструктивные последствия чрезвычайных ситуаций. Деструктивные последствия связаны с разрушением структуры общества и дезинтеграцией личности, препятствуют их полноценному функционированию и развитию. Конструктивные последствия заключаются в актуализации развития личности, ее адаптации и социализации, а также в развитии структуры и динамики общества, усилении его функций. Каждый из этапов развития чрезвычайной ситуации (предкатастрофный, катастрофа, посткатастрофный) несет в себе совокупность различных функций для онтогенеза и филогенеза человека. В целом чрезвычайная ситуация не только меняет актуальное состояние, образ мира и жизнедеятельность человека, но и существенно преобразует структуру и динамику развития социальной системы, включенной в эту ситуацию.

 

Литература

 

  1. Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 1. [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненныхусловиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. № 1. C. 3–18.
  3. Арнольд В. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. 128 c.
  4. Бабосов Е. М. Катастрофа как объект социологического анализа [Электронный ресурс] // Социологические исследования: электрон. версия издания. 1998. № 9. С. 19–25. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/846/692/1217/003.BABOSOV.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
  5. Бек У. Инсценировка глобальных рисков // UNION magazine. 2009. № 1. C. 14–28.
  6. Веллерстайн И. Динамика (незавершенного)глобального кризиса: тридцать лет спустя // UNION magazine. 2009. № 1. C. 7–14.
  7. Владимиров А. И. «Вызовы», «Риски», «Опасности»,«Угрозы», «Кризисы», «Катастрофы» и «Крах» как важные категории политологии и теории войны / [Электронный ресурс] URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ocenka_riskov.htm (дата обращения: 21.10.2016).
  8. Малинецкий Г. Г. Управление риском. М.: Наука, 1998. 255 с.
  9. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос иновые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 1999. 208 с.
  10. Стратегические риски России: оценка и прогноз / под общ. ред. Ю. Л. Воробьева: М.: Деловой экспресс, 2005. 392 с.
  11. Стюарт И. Тайны катастроф. М.: Мир, 1987. 76 с.

 

References

  1. The Federal law 21.12.94 № 68-Fl on « Protection of population and territories against emergency of situations of nature and anthropogenic origin», article 1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
  2. Antsiferova L. I. Personality in difficult life conditions: reframing, conversion situations and psychological protection // Psychological journal. 1994. V. 15. № 1. P. 3–18.
  3. Arnold V. The theory ofcatastrophe.M.: Nauka, 1990. 128 p.
  4. Babosov E. M. Catastrophe as the object of sociological analysis / Sociology of disasters: http://ecsocman.hse.ru/data/846/692/1217/003.BABOSOV.pdf (Accessed: 15.09.2016).
  5. Bek U. Dramatization of global risks // UNION magazine. 2009. № 1. C. 14–28.
  6. Wallerstein I. The dynamics of the global crisis: thirty years later // UNION magazine. 2009. № 1. C. 7–14.
  7. Vladimirov A. «Challenges», «Risk», «Danger», «Threat», «Crisis», «Catastrophe» and «Collapse» as an important category of political science and the theory of war: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ocenka_riskov.htm (Accessed: 21.10.2016).
  8. Malinetsky G. G. Risk management. M.: Nauka, 1998. 255 p.
  9. Prigogine I. The end of certainty. Izhevsk: SIC “Regular and chaotic dynamics”, 1999. 208 p.
  10. Russian strategic risks: assessment and forecast / Ed. by Yu. l. Vorobyov: M.: Business Express, 2005. 392 p.
  11. Stewart I. The mystery of the disasters. M.: Mir, 1987. 76 p.