1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2017 №21
Статьи журнала » 2017 №21 : Сведения об авторах №21
Просмотров: 9678

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

 

 

 

    

ВАЛЯВКО Светлана Михайловна — кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ.

VAlYAVKO Svetlana Mikhailovna — PhD (psychology), docent. A docent at the department of clinical and special psychology at the Institute of psychology, sociology and social relations of the Moscow city university.

 E-mailvalyavko@yandex.ru

Статьи журнала » 2017 №21 : Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с.
Просмотров: 8891

Рецензия на: Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. М., 2017. 356 с. [1]

 

Создание фундаментальной теории психологии — важнейшая и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной психологической науки. На пути решения этой проблемы и негативный опыт многих неудачных попыток создать такую теорию в предшествующие периоды развития психологии, и большое число препятствий, с которыми приходится сталкиваться в современной психологии. Среди этих препятствий одно из первых мест занимает отсутствие четких психологических дефиниций и критериев, чрезвычайно усложняющее сопоставление данных, полученных исследователями, представляющими разные научные направления.

Статьи журнала » 2017 №21 : П. Б. Мрдуляш, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Просмотров: 24166

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

П. Б. Мрдуляш

РАНХиГС, Москва

 

В статье предложена классификация образовательных программ, построенных на проектной работе обучающихся. Основой для классификации является та часть проектной деятельности, которую осваивают обучающиеся — постановка задачи, формирование проектной идеи или планирование процесса организации и реализации проекта. Отдельно рассмотрены программы подготовки государственных служащих и проектно-проблемные программы.

Ключевые слова: управление проектами; образование; подготовка государственных служащих.

 

CLASSIFICATION OF PROJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS

 

P. B. Mrdulyash,

RANEPA, Moscow

 

The article proposes a classification of educational programs in which students make a project. The basis for the classification is that part of the project management that students master. This is either setting the task, or forming a project idea or planning the process of organizing and implementing a project. Training programs for government officials and design-problem programs are described in more detail.

Keywords: project management; education; training programs for government officials.

Статьи журнала » 2017 №21 : G. Simons, TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY
Просмотров: 8998

TANGIBLE THREATS THROUGH INTANGIBLE MEANS: ASPECTS OF BRICS INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY

 

G. Simons,

The Center for Asymmetric Threat Studies (CATS)

at the Swedish Defence University, Stockholm

 

The article focuses on tangible threats through intangible means in the framework of broader agenda of information and communication security of BRICS.

Keywords: BRICS; intangible threats; brand; reputation; information security; communication security.

Статьи журнала » 2017 №21 : От Редакции
Просмотров: 2601

От Редакции

 

В 2017 году журнал начинает публикацию статей на английском языке. После текста, написанного на языке оригинала, следует развернутая аннотация содержащегося в статье материала на русском языке. Публикация статей на двух языках предусмотрена Свидетельством о регистрации средства массовой информации — журнала «Системная психология и социология» (регистрационный номер ПИ № ФС77–37716 и ЭИ № AC77–37715 от 29.09.2009 г.).

 

Ниже вниманию читателей предлагается статья старшего научного сотрудника кафедры евразийских исследований Шведского университета города Упсала Г. Саймонса «Материальные угрозы нематериальными средствами: аспекты информационной и коммуникационной безопасности БРИКС».

Статьи журнала » 2017 №21 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. П. Я. ЧААДАЕВ
Просмотров: 126029

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА. П. Я. ЧААДАЕВ

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются психологические идеи выдающегося деятеля российского просветительства, «неразгаданной личности» — П. Я. Чаадаева, —внесшего свой вклад в развитие отечественной философско-психологической мысли в первой трети XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующий систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеческой природе, человеке, его борьбе и тех принципах, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: человеческая природа; система психологических понятий; личность; борьба; человек борющийся; разумность; чувственность; добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN THE FIRST THIRD XIX CENTURY. P. Y. CHAADAYEV

 

D. V. Ivanov,

NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of the outstanding figure of the Russian Enlightenment, «unsolved personality»  P. Y. Chaadaev, — who has made contributions to the development of Russian philosophical and psychological thought in the first third of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction, bibliographic method that promotes ordering of basic materials and sources, as well as the psychological interpretation of representations Russian educator of man and of human nature, the struggle and the principles that allowed educator describe psychological phenomena.

Keywords: human nature; system of psychological concepts; personality; struggle; struggling people; intelligence; sensitivity; righteousness.

Статьи журнала » 2017 №21 : Е. С. Романова, С. Б. Шубин, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОНСОЛЬНЫХ ВИДЕОИГР В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Просмотров: 13107

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И КОНСОЛЬНЫХ ВИДЕОИГР В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

Е. С. Романова, С. Б. Шубин,

МГПУ, Москва

 

В статье проведен обзор отечественной и зарубежной литературы на тему психологического воздействия компьютерных и консольных видеоигр на подростков и молодых людей. Приведена классификация видеоигр. На основе анализа литературы выделены жанры видеоигр, способные оказывать особенно сильное воздействие на психику подростка. Определены фактические и процессуальные недостатки в научном знании о проблеме психологического воздействия видеоигр на подростков и молодых людей.

Ключевые слова: подростки; молодые люди; зависимость; агрессия; классификация видеоигр; психологическое влияние видеоигр; игровая мотивация; личность.

 

THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF COMPUTER AND CONSOLE VIDEO GAMES ON YOUNG PEOPLE

 

 

E. S. Romanova, S. B. Shubin,

MCU, Moscow

 

The article reviewed some Russian and foreign literature about the psychological impact of computer and console video games on adolescents and young people. The classification of video games is also presented. According to the literature analysis there are some selected genres of video games that may have a particularly strong impact on an adolescent’s psyche. Actual and procedural deficiencies about the problem of the psychological impact of video games on adolescents and young people have been defined here.

Keywords: teenagers; young people; addiction; aggression; classification of video games; psychological impact of video games; game motivation; personality.

Статьи журнала » 2017 №21 : Н. Ю. Марчук, РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА
Просмотров: 9612

РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Н. Ю. Марчук,

Уральский федеральный университет,

Екатеринбург

 

На основании идеи о том, что потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека, автор описывает деструктивные и конструктивные последствия чрезвычайной ситуации. Роль чрезвычайных ситуаций в онтогенезе и филогенезе человека рассматривается отдельно на каждом из этапов развития ЧС.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация; вызовы; риски; опасности; угрозы; кризис; катастрофа; крах.

 

THE ROLE OF EMERGENCY SITUATIONS IN THE HUMAN PHYLOGENY AND ONTOGENY

 

N. Y. Marchuk,

Ural Federal University,Yekaterinburg

 

On the basis idea, that a need for security is one of the main motives of human activity, the author describes the destructive and constructive effects of anemergency. The role of emergency situations in the human phylogeny and ontogeny considered separately at each of the stages of an emergency.

Keywords: emergency situation; challenges; risks; dangers; threats; crisis; catastrophe; collapse.

Статьи журнала » 2017 №21 : В. П. Шейнов, НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, ЛОКУС КОНТРОЛЯ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Просмотров: 9476

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, ЛОКУС КОНТРОЛЯ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

В. П. Шейнов,

 РИВШ, Минск, Республика Беларусь

 

В статье показано, что незащищенность студентов от манипуляций, их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе связаны между собой. Незащищенность от манипуляций студентов обоего пола положительно коррелирует с показателями их феминности. Интернальность юношей и девушек положительно связана с их уверенностью в себе и с социальной смелостью. Уверенность в себе студентов-юношей и девушек положительно коррелирует с их маскулинностью. Выявлены свойства личности и связи между ними, различающиеся для юношей и девушек. Обнаружены существенные признаки феминизации юношей.

Ключевые слова: незащищенность от манипуляций; маскулинность; феминность; андрогинность; интернальность; уверенность в себе; социальная смелость; студенты; курсанты.

 

STUDENTS’ VULNERABILITY TO MANIPULATION AND THEIR PSYCHOLOGICAL GENDER, LOCUS OF CONTROL AND SELF-CONFIDENCE

 

V. P. Sheinov,

Republication Institute of Higher Education, Minsk, Belarus

 

The article shows that students’ vulnerability to manipulation, their psychological gender, locus of control and self-confidence are linked together. Students’ vulnerability to the manipulations of both sexes is positively correlated with the performance of their femininity. The internality of boys and girls is positively associated with their confidence and social courage. The confidence of students-boys and students -girls positively correlates with their masculinity. Some personality features and the relationships between them have been identified, which differ for boys and girls. Significant signs of feminization of boys are discovered.

Keywords: vulnerability against manipulation; masculinity; femininity; internality; self-confidence; social courage; the students.

Статьи журнала » 2017 №21 : Р. С. Немов, И. Р. Алтунина, Д. А. Яценко, ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ
Просмотров: 10833

ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ

 

Р. С. Немов,

МГПУ, Москва,

И. Р. Алтунина,

Д. А. Яценко,

МИП, Москва

 

В статье ставится и обсуждается вопрос о возможности отождествления психологических теорий личности и мотивации. Анализу подвергаются зарубежные теории личности, представляющие психоаналитическое, гуманистическое, факторно-аналитическое и когнитивное направления. Показано, что соответствующие теории личности не могут претендовать на то, чтобы назваться полноценными теориями мотивации.

Ключевые слова: мотивация; личность; теории мотивации; теории личности.

 

GENERAL AND DIFFERENT IN PSYCHOLOGICAL THEORIES OF PERSONALITY AND MOTIVATION

 

R. S. Nemov,

MСU, Moscow

I. R. Altunina,

D. A. Yatsenko,

MIP, Moscow

 

The article raises and discusses the question on the possibility to equate psychological theories about personality and motivation to each other. The analysis focuses on foreign personality theories, representing psychoanalytic, humanistic, factor and analytic and cognitive areas. It is shown that personality theories can’t be equated to motivation theories.

Keywords: motivation; personality; motivation theory; personality theory.

Статьи журнала » 2017 №21 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЬБАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
Просмотров: 9104

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЬБАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

МГПУ, Москва

 

В статье обозначены вопросы обусловленности образа семьи, брачно-семейных представлений социально-историческими условиями и конкретными взаимоотношениями в родительской семье. В истории жизни писательницы Н. Н. Берберовой, более известной за рубежом, чем в России, акцентированы детерминанты построения брачно-семейных основ своей жизни. Устанавливается взаимосвязь между детскими наблюдениями, впечатлениями, воспоминаниями и личным выбором модели семейной жизни.

Ключевые слова: семья; система; семейные ценности; семейные функции; брак; эмиграция; личность; брачно-семейные представления.

 

FAMILY IN THE SYSTEM OF VALUES AND IN THE FATE AND FORTUNES OF THE FIRST WAVE OF THE RUSSIAN EMIGRATION

 

L. I. Bershedova,

L. P. Nabatnikova,

MCU, Moscow

 

In the article the light is focused on the issues of dependence of marriage and family concepts on the social and historical conditions and particular relationships in the parental family. In the life story of the writer, which is better known abroad than in Russia, the initiating causes of building of family and marriage basics of her life is emphasized. The relation is established between babish observations, impressions, memories and personal choice of the model of family life.

Key words: family; system; family values; family functions; marriage; emigration; personality; marriage and family concepts.

Статьи журнала » 2017 №21 : И. И. Васильева, СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ: СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Просмотров: 10658

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ:

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

И. И. Васильева,

Институт психологии РАН, Москва

 

В статье рассмотрены противоречия в основных определениях справедливости как феномена коллективного труда, их разнокачественность и относительность. Функциональный анализ обнаружил значение справедливости как мотива к результативному целесообразному взаимодействию и как интеграционного механизма разделенного труда.

Проведенный анализ позволил определить справедливость как деятельностную установку, что дает теоретическую возможность интегрировать разнокачественные ее определения, с одной стороны, и раскрыть потенциал деятельностного подхода, с другой.

Ключевые слова: дистрибутивная справедливость; процедурная справедливость; межличностная справедливость; относительность справедливости; деятельностный подход; социальная рациональность; человекоразмерность; установка.

 

ORGANIZATIONAL JUSTICE: SYSTEMIC-FUNCTIONAL APPROACH

 

I. I. Vasileva,

Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow

 

The study examines the contradictions in the basic definitions of justice as a phenomenon of a team work, their heterogeneity and relativity. The analysis has revealed justice as the main employee’s motive to participate effectively in team efforts as well as the integrative mechanism of divided labor.

The analysis enables to define justice as activity attitude. That makes possible the integration of heterogeneous definitions on the one hand and unlocks the potential of activity approach on the other hand.

Key words: distributive justice; procedural justice; interpersonal justice; relativity of justice; activity approach; social rationality; human-sizednessattitude.

Статьи журнала » 2017 №21 : С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина, ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Просмотров: 20667

ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. М. Валявко,

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва

 

Статья продолжает серию публикаций авторов, направленных на изучение смыслового восприятия языковых единиц детьми дошкольного возраста. В статье впервые представлены принципиально новые сведения о смысловом восприятии текста дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием, в частности показано разноуровневое состояние смыслового восприятия в изучаемой авторами популяции детей с нарушениями речевого развития.

Ключевые слова: смысловое восприятие речи; текст; дошкольники; нарушение речевого развития; нарушение звукопроизношения; дислалия; фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

 

THE PROBLEM OF SEMANTIC PERCEPTION OF THE TEXT IN PRESCHOOLERS

 S. M. Valyavko,

Ju. A. Shulekina,

MCU, Moscow

 

This article continues a series of publications focused on the study of semantic perception of language units in preschool children. The paper presents a fundamentally new information on the semantic perception of the text in preschool children with phonetic and phonemic underdevelopment, in particular it shows a multilevelness of semantic perception in preschoolers with violations of speech development.

Keywords: semantic perception of speech; text; preschoolers; disorder of speech development; disorder of sound pronunciation; dislalia; phonetic and phonemic underdevelopment of speech.