Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. М. Валявко, П. А. Жокина, СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Журнал » 2016 №20 : С. М. Валявко, П. А. Жокина, СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Просмотров: 341

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

С. М. Валявко, П. А. Жокина, МГПУ, Москва

 

В статье освещаются различные аспекты понимания самооценки в современной зарубежной литературе. Несмотря на то что проблема эмоционально-оценочного отношения к самому себе уже много лет находится в фокусе внимания психологов, данный феномен нельзя считать изученным полностью. Статья представляет собой обзор последних публикаций в области психологии самооценки, переведенных авторами на русский язык.

Ключевые слова: личность; самость; «Я-концепция»; самооценка; «Я-образ»; эмоционально-оценочное отношение; образование.

 

CURRENT RESEARCHES ON SELF-ASSESSMENT ON PROBLEMS IN FOREIGN PSYCHOLOGY

 

S. M. Valyavko, P A. Zhokina, MCU, Moscow

 

The article highlights various aspects of understanding of self-assessment in the modern foreign literature. Despite the fact, that the problem of emotional-evaluative attitude to yourself is in the focus of psychologists’ attention for many years, this phenomenon can not be considered as fully studied. The article presents a review of recent publications in the field of psychology of self-assessment, translated by the authors of the article into Russian language.

Keywords: personality; selfness; «self-concept»; «self-assessment»; «self-image»; emotional-evaluative attitude; education.

Введение

Конец XIX века обозначил в психологии новый предмет изучения — самооценку индивида — и сделал его одним из самых обсуждаемых в психологической науке. В дальнейшем понятие самооценки было включено в качестве одного из центральных компонентов в «Я-концепцию» — целый кластер, который связывает воедино множество терминов, описывающих эмоционально-волевую сферу личности. Термины «самость», «самооценка», «Я-концепция» имеют множество определений в психологической литературе.

Учитывая актуальность проблемы, была поставлена цель изучить современные зарубежные исследования и проведен поиск публикаций, не переведенных на русский язык.

История возникновения термина «самооценка»

В зарубежной психологической науке пиком активности в исследованиях самооценки и эмоционально-оценочных отношений считается конец XX века - начало XXI века. За сто лет до этого зародилось само понятие «самооценка», что произошло в 1890 году, после выхода фундаментального труда американского психолога и философа Уильяма Джеймса, чьи «Принципы психологии» (The Principles of Psychology) рассматриваются как точка отсчета научных исследований по данной проблеме. В 60-70-х годах XX века признанными психологами, такими как М. Розенберг [27], С. ^персмят [8], Р. Уайли [36], Р. Бернс [6], были созданы новые концепции и методики исследования, связанные с ядром личности, самоотношением, эмоциональнооценочным отношением к себе и другими компонентами «Я» [6; и др.]. Так, М. Розенберг ввел не только новый термин «глобальное самоуважение» (global self-esteem) — обобщенное отношение к себе индивида, — который впервые стал предметом исследования, но и разработал специальную диагностическую шкалу для его измерения. Самооценка, по М. Розенбергу, есть «отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я»4 [27: p. 326].

Самооценка, по С. Кyперсмиту, — это отношение индивида к себе, складывающееся постепенно, приобретающее привычный характер; проявляется как одобрение или осуждение. Самооценка дает личности определенную степень убежденности в своей самоценности и значимости. Ученый рассматривал две составляющие самооценки: 1) оценочный компонент (self-evaluative component); 2) аффективный компонент (affective feeling component). В качестве формирующих оснований самооценки С. Куперсмит выделял: 1) власть (воздействие/ контролирование окружающих); 2) значимость (ценность для других/принятие окружающими); 3) добродетель (соблюдение морально-нравственных норм); 4) компетентность, или успех в достижении поставленных целей [8: p. 283]. Иногда самооценку рассматривают лишь как составляющую эмоционально-ценностного отношения индивида к себе, однако Р. Уайли считал это понятие явлением сложным, фундамент которого составляют два компонента: 1) собственные оценки индивида; 2) оценки окружающих личность людей [36].

Р. Бернс пишет о том, что самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, отражающееся в установках, свойственных индивиду. Ученый приводит обобщенное понимание терминов «Я-кон-цепция» и «самооценка», в частности «Я-кон-цепция», по его мнению, является совокупностью всех представлений индивида о самом себе, сопряженной с их оценкой. Независимо от когнитивной составляющей представления о себе убедительны, могут основываться как на объективных, так и на субъективных мнениях, ложных или истинных. Описательная составляющая «Я-концепции» часто имеет название «Я-образ» — общее представление о самом себе. Самооценка — это аффективная составляющая, связанная с отношением к себе личности, к своим отдельным качествам и достижениям. Она имеет различную интенсивность в зависимости от эмоций принятия или осуждения. «Я-образ» и самооценка вызывают потенциальные поведенческие реакции — конкретные действия, выражающиеся в поведении человека [6: р. 30-31]. По мнению Р. Бернса и ряда других авторов [6; 8; 36; и др.], самооценка не является самостоятельным образованием и отождествляется с эмоционально-ценностным самоотношением, не имея автономного статуса в Я-кон-цепции. Однако она (самооценка) является ядром личности и выполняет исключительно важную роль в жизни индивида в целом [6: р. 37]. A. Тессер указывает на то, что западные исследователи создали целый «Я-зоо-парк» (self-zoo), в котором коллекция концепций, конструктов, типологий и процессов всё увеличивается [34].

«На сегодняшний день существует так много публикаций по различным аспектам данной темы в различных областях психологии, что их едва ли можно все охватить в рамках одной статьи. Согласно исследованиям M. Кернис, только понятие «самооценка» (self-esteem) было обсуждено в более чем в 25 000 научных публикациях. По мнению Х. Мумменди [24] и В. Грефэ, к ним нужно прибавить еще работы, направленные на другие многочисленные аспекты проблемы самооценки. T. Метцин-гер [21] указывает, что также нужно рассмотреть работы из других гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, педагогика и спорт» [23: s. 15].

Исследование проблемы самооценки

в англо-американской литературе

 

Природа, механизмы и значение самооценки вызывают основные споры, которые продолжаются до сих пор. К. Мрук указывает на то, что современное общество часто пользуется понятием «самооценка», однако никто не может дать точное и исчерпывающее определение данному термину — сколько существует исследователей, столько существует и различных дефиниций самооценки [22]. Более 60 понятий, связанных с феноменом и процессами «Я», приводят M. Р. Лири и Дж. Прайс [18]. Несмотря на это, исследования по данной теме нельзя считать полностью законченными, так как имеющиеся зарубежные работы освещают лишь некоторые проблемы отношения индивида к своему «Я», практически вне связи самооценки с другими личностными компонентами. Многие издания по теме носят популярный характер, отслеживая лишь влияние самооценки на успешность личности [18: р. 68-69]. Крайне редко рассматриваются вопросы самооценки лиц с ограниченными возможностями.

Вспомним, что самооценка, по У. Джеймсу, — это эмоциональное образование, в котором присутствует неудовлетворенность или удовлетворенность личности самим собой. Самоотношение рассматривалось им как синоним и лучшее отражение понятия «самооценка». Формула самооценки — это когда самоотношение, самоуважение и чувство собственного достоинства, личностная удовлетворенность жизнью и т. п. представляются в виде дроби, где в числителе успех (положительные итоги деятельности), а в знаменателе — притязания личности [15: р. 294-315]:

 

 

 

По Джеймсу, самооценка бывает двух видов: удовлетворенность или неудовлетворенность собой. Третьим видом самооценки выступает эгоизм, проявляющийся больше в поступках, действиях индивида, чем в чувствах. Самооценку можно повысить, либо становясь успешнее (повысить числитель дроби), либо снизив притязания, убавив амбиции (понижение значения знаменателя). Уильям Джеймс считал рациональным второй путь, обосновывая это тем, что любое расширение нашего «Я» влечет за собой лишнее бремя притязаний [15: р. 310].

Самооценка отражает общую субъективную эмоциональную оценку человека и его/ ее собственную ценность. Это суждение о самом себе, а также отношение к собственной личности. Самооценка включает представления личности о себе, (например, «Я квалифицированный», «Я достойный»), а также эмоциональные состояния, такие как триумф, отчаяние, гордость и стыд [14: р. 214-217]. Другие исследователи определяют самооценку через призму «Я-концепции»: самооценка — это то, что мы думаем о самом себе; это наша самодостаточность, самоуважение; это как положительные, так и отрицательные оценки нашей личности и то, что мы при этом чувствуем [30: р. 107].

Самооценка является психологическим конструктом, привлекательным для исследований в различных областях, так как ученые теоретически обосновывают и прогнозируют влияние самооценки на ряд сфер жизни человека, таких как успешность, счастье, удовлетворенность семейной жизнью, взаимоотношения и даже на преступное поведение. Самооценка может быть как парциальной (например: «Я считаю себя хорошим писателем и чувствую себя поэтому счастливым»), так и глобальной: «Я считаю себя плохим человеком, и чувствую себя поэтому в целом плохо» [9].

Современные авторы считают, что можно выделить эти два вида самооценки, т. е. помимо общей самооценки (trait self-esteem), выделяется парциальная (state self-esteem), ситуативно варьирующая. Она является более гибкой и меняется в зависимости от тех субъективных оценок, которые активируются различными обстоятельствами или мотивами. Однако в исследованиях 1993 года авторы Т. Хизертон и Н. Амбади пишут, что глобальная (общая) самооценка и ситуативно варьирующаяся (парциальная) коррелируют между собой [13].

В англоязычной научной литературе понятие «самооценка» можно встретить чаще всего под тремя терминами — self-esteemself-evaluation или self-rating [1; 2]. Близкими по смыслу терминами американские психологи считают самоценность (self-worth) [3]; чувство собственного достоинства / эгоизм (self-regard) [20], самоуважение (self-respect) [5] и самоцелостность, целостность собственного «Я» (self-integrity) [26].

Содержание понятия «самооценка» во французской психологии

Французские исследователи понимают под самооценкой (estime de soi) суждение индивида о собственной значимости или ее оценку [11; 16; 17; 19]. Мишель Ларивье стала психологом в возрасте 25 лет (а впоследствии доктором философии в Монреальском университете в Канаде (I’Universite de Montreal), который считается одним из самых крупных франкоязычных учебных заведений в мире) и до последнего работала в русле гуманистической психологии, сформулировав несколько определений термина «самооценка» и разработав соответствующие тесты. М. Ларивье проводила исследования в различных рабочих группах по всему земному шару, регулярно писала статьи и читала лекции. Совместно с Жаном Гарно в 2000 году она выпустила книгу «Эмоции как источник жизни» (Les emotions source de vie), где авторы писали о том, что такое эмоции и как ими управлять в повседневной жизни. «Когда индивид совершает что-то хорошее, он думает, он чувствует себя потрясающе, при этом идет как создание или восстановление его собственной оценки действий, так и актуализация его ценностей, но он отреагирует и на “унижение достоинства”, если кто-то не оценит его поступок». Согласно их мнению, содержание понятия «самооценка» не равнозначно содержанию понятия «уверенность в себе». Последнее хотя и связано с самооценкой, но больше зависит от способностей личности, нежели обусловлено ее ценностями [17: р. 2].

В контексте французской психологической науки понятия «самооценка», «самоуверенность» и «самоуважение» имеют тесную связь. Самооценка — это результат самоуважения, своеобразный итог собственных оценок нашей жизни в соответствии с нашими ценностями. Самооценка бессознательно проявляется и в поступках, которые мы также оцениваем, чтобы продолжать действовать, осознавая это или нет. Это мнение стало отличительной чертой национального французского менталитета и французской философии [12; 17].

По М. Ларивье [17], самооценка — это проявление собственной гордости, это суждение о том, что мы должны быть самими собой; самооценка основывается на непрерывном оценивании собственных действий. Осознаем мы это или нет, оценка, которую мы даем своему поведению, нас настигает всегда. Каждому субъективно значимому, важному действию мы обязательно выносим вердикт, иногда сопровождая это следующими фразами: «То, что я делаю, значимо для меня» или, наоборот, «Это не значимо для меня». В первом случае ценность действия влияет на самооценку субъекта, в то время как в другом случае исход действия не влияет на нее. Более того, этот опыт непосредственно накапливается в памяти человека, отражаясь впоследствии на его самооценке и переоценке собственного «Я» [17: р. 3].

Французские авторы рассматривают самооценку как феномен, хрупкий и изменчивый: она вырастает каждый раз, когда мы действуем в соответствии с нашими стандартами, и уменьшается, когда наше поведение противоречит им. М. Ларивье писала: «Я маскирую правду, чтобы избежать осуждения. Но я не горжусь собой, а значит, моя самооценка начинает снижаться» или наоборот: «Я могу высказать свое мнение перед всеми этими людьми, которых я знаю. Они компетентнее меня, хотя я тоже обладаю определенным опытом и занимаю свое место рядом с ними. От этого моя самооценка поднимается» [17: р. 3]. Следовательно, самооценка индивида может быть очень высокой или очень низкой в зависимости от периодов нашей жизни. Например, «Я — алкоголик, я сознательно избегаю решения реальных вопросов своей жизни. Моя самооценка настолько низкая, что для того, чтобы забыть про это, я начинаю пить больше». Или наоборот: «Я сдаю бутылки, чтобы противостоять своим проблемам. Я человек, который смотрит трезво на реальность и в будущее. Моя самооценка повышается: я чрезвычайно горд собой» [17: р. 3]. Данные примеры иллюстрируют важность самооценки для качества жизни. Адекватная самооценка способствует актуализации собственного потенциала личности. Тот, кто ценит себя, стремится вперед и к саморазвитию. Напротив, индивид, чья самооценка занижена, может легко отказаться от испытания своих сил. Он не верит в них, воздерживается и боится строить жизненные планы, мечтать о чем-то большем, потому что он считает себя недостойным, не заслужившим этого.

Подобное привлекает, и мы интуитивно ищем компанию себе подобных, чья самооценка будет такой же, как у нас. Если она высокая, такое общение становится источником стимулирования роста и движения вперед [17: p. 4]. В противном случае мы можем друг друга «тянуть вниз». Например, низкая самооценка одного индивида во взаимодействии будет снижать самооценку другого, который терпимо к нему относился и испытывал эмпатию. И, наоборот, достаточно высокая самооценка связана с самоуважением, в таком случае идет отказ от любого неуважения к себе. Мы начинаем искать компанию, значимую для нас, в которой смогут «рассмотреть нашу ценность». Самооценка по Ларивье может быть предиктором межличностных отношений и основой полноценных отношений. Трудно, например, поверить в любовь друг к другу, если наше мнение о второй половинке в целом является негативным. Хотя случается, что мы любим для того, чтобы бросить вызов событиям и другим людям.

М. Ларивье [17], Ж. Гарно [12], Д. Ла-порт [16], С. Луно [19], Г. Дюкло [11] считали синонимичными понятия «самооценка» и «самоуважение». Чем больше уважение индивида к себе, тем шире его планы на жизнь, тем выше уровень его притязаний. Наиболее позитивна и укореняет уверенность в самом себе такая установка: «Я заслуживаю успеха. Я делаю все для достижения его. Неудачи для меня не являются неприятными, ошибки неизбежны, и я стремлюсь извлекать из них опыт» [17]. Или: «Если моя самооценка низкая, я не ставлю перед собой высокие цели. Мой труд терпит неудачу из-за отсутствия упорства. У меня нет сил, которые подталкивали бы меня к достижениям, я не чувствую своей ценности. В конечном итоге отсутствие уверенности в себе и настойчивости отвечает за мои неудачи. А причина плохого мнения о себе кроется в безрезультативности по сравнению с другими и девальвации собственной значимости, которая не позволяет мне развиваться, ставить перед собой высокие цели в жизни и достигать их» [17: p. 4].

Особенности изучения самооценки

в трудах канадских и норвежских исследователей

 

Канадские (Дж. Олсен, С. Бреклер, E. Виггинс [25], A. Бандура [4]) и норвежские (Гюру Эйестад [2], И. Брандтцег, С. Торштайнзон [35]) авторы разделяют мнение М. Ларивье [17], Ж. Гарно [12] о том, что опыт человека на протяжении всей его жизни развивает и дополняет самооценку. Позитивные взгляды на себя и на жизнь способствуют укреплению собственной самооценки, в отличие от негативных переживаний. Норвежский психолог Гюру Эйестад, пишет, что «самооценка—это не только умение отстаивать себя, но и социальная активность, забота о других. Это не эгоизм, а убежденность в том, что ты вправе иметь потребности, и внимание к потребностям окружающих. Самооценка определяется отношением человека к самому себе, в то время как уверенность в себе касается способностей, которыми ты обладаешь, уверенности в том, что ты можешь. Самооценка — это то, кто ты есть, а уверенность в себе — то, что ты можешь» (цит. по: [2: с. 48]).

немецкая психология самооценки

В немецкой психологии «самооценка» — это центральное понятие теории самозащиты и повышения самоценности, которое должно быть отграничено от близкородственных понятий самости в теории «Я-концепции»5, так как понятие «самооценка» представляет собой сумму всех взвешенных аффективных оценок, т. е. связь положительных и/или отрицательных суждений (например, «Хорошо, что я творческая личность»). Каждый человек мотивирован защищать свою самооценку и повышать ее. В основе такой мотивации лежит потребность иметь как можно более положительные отзывы о собственной личности. Если на текущий момент самооценка человека низкая, то мотивация ее защиты будет особо выражена и направлена на то, чтобы защитить самооценку и поднять ее [7; 9]. Любая информация, которая влияет на «Я-концепцию» человека, может повышать или уменьшать его самооценку. Поэтому люди избирательно ищут положительную (возвышающую себя) информацию о себе, чтобы предотвратить любые негативные (травмирующие) высказывания. Аффективно-когнитивно-оценочная реакция оказывается позитивнее при самовозвышающей информации, чем при самоугрожающих тенденциях: положительные высказывания нами оцениваются как правильные, а люди, которые так говорят, считаются более приятными и симпатичными. Кроме того, дополняют англо-американские психологи, мы, как правило, склонны переоценивать наши положительные качества и недооценивать отрицательные. При этом мы воспринимаем личные качества других более критично, если не находим их в себе. Люди оцениваются нами по тем характеристикам, которыми мы особенно довольны в себе, потому что значение этих характеристик у нас в основном переоценено. Восприятие нас другими в социальной среде выглядит так, что мы должны защищать собственную самооценку или повышать ее. Это нашло отражение в таких терминах, как self serving bias — феномен самолюбования — и self-handicapping — самопрепятствие [5; 10: р. 70, 868-876].

Уважать самого себя и иметь положительную самооценку — ядро человеческой гармонии с самим собой и ставится как основная задача воспитания. Проблема человеческой души и психики, ценностей и оценок прослеживается на протяжении тысячелетий как в вере, так и в литературе, искусстве, музыке и, конечно же, в философии [23; 24; 28; 29].

Термин «самооценка» (Das Selbstwert-gefuhl) в немецкоязычных странах имеет целый ряд синонимичных определений, таких как Selbstwert — самоценность, Selbstwertschat-zung — самоуважение, Selbstvertrauen — самодоверие / уверенность в себе, Selbstachtung — чувство собственного достоинства / «самовнимание» и менее точных Selbstbewusstsein — самосознание, Eigenwert — собственная значимость, в обиходе Ego — Эго, я [24: s. 279-301]. Под самооценкой немецкими психологами Х. Мумменди [24: s. 286], A. Шюц [29: s. 38], С. Шталь [31: s. 13-15] и др. [32; 33] понимаются все оценки, которые есть у человека о самом себе. Оценки могут относиться к личности, навыкам / способностям индивидуума, к воспоминаниям о прошлом и ощущениям себя (Эго-восприятию) или к самоощущению. Самооценка — это эмоциональная оценка собственного значения, это субъективная ценность, которую человек приписывает себе и своей личности и которая может быть измерена. По мнению немецкого исследователя Ш. Шталя, самооценка является эпицентром психики. Она находится на глубинном уровне нашего сознания и определяет внутреннее состояние индивида. Синонимами самооценки автор считает такие термины, как доверие к себе, самоуверенность и самосознание. Ш. Шталь рассматривает понятия «самость», «ценность» и «чувство», так как из этих трех составляющих складывается внутренняя уверенность человека в себе, которая определяет его жизненные устремления, его качество жизни и удовлетворенность ею [31: s. 13].

Заключение

На современном этапе развития зарубежной психологии существует относительно унифицированная, приведенная к единообразию семантика корня «само». Термины «самость» и «Я-концепция» используются как взаимозаменяемые и обозначают в равной мере совокупность оценок человека о самом себе. Самооценочное отношение личности складывается под влиянием множества событий, условий и факторов человеческой жизни и, в частности, может рассматриваться как относительно стабильная величина, особенно в зрелом возрасте. Таким образом, самооценка может выступать как результат всех оценок или, наоборот, как процесс, в ходе которого личность получает внутреннюю мотивацию, формирует новые цели и ценности.

Литература

1.    Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников // Системная психология и социология. 2016. № 3 (19). С. 5-11.

2.    Жокина П. А. Анализ научных подходов к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. научных статей. Ч. 2. М.: МГПУ, 2016. С. 46-59.

3.    American Heritage Dictionary of the English Language. Fifth Edition. Houghton Mifflin Harcourt Trade, November 1, 2011. 2112 p.

4.    Bandura А. Auto-efficacite. Le sentiment d’efficacite personnelle, Albert Bandura ed. De Boeck,

2007.    859 p.

5.    Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. № 4 (1). P. 1-44.

6.    Burns R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart and Winston, Education, 1982. 441 p.

7.    Cattell R. B. & Lersch Ph. Brockhaus Enzyklopadie. Wiesbaden: Verlag F. A. Brockhaus, 1973.

S. 286.

8. Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco: W. H. Freeman & Co, 1967. P. 283-326.

9.    Dauenheimer D., Stahlberg D., Frey D. & Petersen L.-E. Die Theorie des Selbstwertschutzes und der Selbstwerterhohung // D. Frey & M. Irle (Hrsg.). Theorien der Sozialpsychologie: Motivation - Selbst-und Informationsverarbeitungstheorien. Bd. III. Bern: Huber, 2002. S. 159-190.

10.    Deppe R. K. & Harackiewicz J. M. Self-Handicapping and Intrinsic Motivation: Buffering Intrinsic Motivation from the Threat of Failure // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 70. P. 868-876.

11.    Duclos G. L’estime de soi, un passeport pour la vie. Montreal: Editions de l’Hopital Sainte-Jvustine, 2004. 247 p.

12.    Garneau J. Et Larivey М. Les emotions, source de vie. Couverture. Jean Garneau, Gaetane La Plante, Michelle Larivey. ReD ed., 2000. 261 p.

13.    Heatherton T. F. & Ambady N. Self-Esteem, Self-Prediction, and Living up to Commitments / Ed. R. F. Baumeister. Self-esteem: The Puzzle of Low Self-Regard. N. Y.: Plenum Press, 1993. P. 131-145.

14.    Hewitt John P. Oxford Handbook of Positive Psychology. Oxford University Press, 2009. 744 p.

15.    James W. The Principles of Psychology. New York: Henry Holt and company, 1890. Vol. 1. 720 p.

16.    Laporte D. Favoriser l’estime de soi des 0-6 ans. Montreal: Editions de l’Hopital Sainte-Justine, 2002. 98 p.

17.    Larivey M. «L’estime de soi», «La Lettre du Psy» // Magasine electronique de Ressources en Developpement. Mars, 2002. Vol. 6. № 3 c. URL www.redpsy.com/infopsy/estime.html (дата обращения: 07.12.2016).

18.    Leary M. R., Price J. (Eds.). Tangney Handbook Self and Identity. N. Y: The Guilford Press, 2002. 703 p.

19.    Luneau S., Duclos G. Construire l’estime de soi au primaire, Premier cycle, vol. 1. Youri: de la securite a la confiance. Montreal (Quebec): Les editions de l’Hopital Sainte Justine, 2003. 121 p.

20.    Marsh H. W. Causal Ordering of Academic Self-Concept and Academic Achievement: A Multiwave, Longitudinal Path Analysis // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. № 4. P. 646-656.

21.    Metzinger T. Die Selbstmodell-Theorie der Subjektivitat: Eine Kurzdarstellung in sechs Schritten / C. S. Herrmann, M. Pauen, J. W. Rieger & S. Schicktanz (Hrsg.). Bewusstsein: Philosophie, Neurowissenschaften, Ethik. Stuttgart: UTB/Fink, 2005. S. 242-269.

22.    Mruk C. SelfEsteem: Research, Theory, and Practice. 2nd ed. N. Y.: Springer. 1999. 240 p.

23.    Muller J. G. Selbstwert und Bewegung Eine empirische Studie zur Forderung des Selbstwertgefuhls von Schulern mit Lernbehinderungen durch das Medium Bewegung und eine Analyse moglicher Wirkfaktoren / Betreuer: Prof. Dr. Gerd Holter, Prof. Dr. Ulrike Burrmann; Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Erziehungswissenschaften (Dr. paed.) in der Fakultat Rehabilitationswissenschaften der Technischen Universitat Dortmund, 2011. 336 s.

24.    Mummendey H. D. Psychologie des «Selbst». Theorie, Methoden und Ergebnisse der Selbst-konzeptforschung. Gottingen: Hogrefe, 2006. 325 s.

25.    Olson J. M., Breckler S. J. et Wiggins E. C. Social Psychology Alive. Toronto: Thomson Nelson,

2008.

26.    Orth U., Robbins R. W. The Development of Self-Esteem // Current Directions in Psychological Science. 2014. Vol. 23. № 5. P. 381-387.

27.    Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. N. J.: Princeton University Press, 1965. 326 p.

28.    Schachinger H. E. Das Selbst, die Selbsterkenntnis und das Gefflhl fur den eigenen Wert: Einfuhrung und Uberblick. Front Cover. Huber, 2005. 290 s.

29.    Schutz A. Selbstwertgefuhl. Zwischen Selbstakzeptanz und Arroganz. 2. uberarbeitete. Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2003. 290 s.

30.    Smith E. R., Mackie D. M. Social Psychology. Third ed. Hove: Psychology Press, 2007. 688 p.

31.    Stahl S. Leben Kann Auch Einfach Sein: So Starken Sie Ihr Selbstwertgefuhl / Ellert & Richter Verlag. Hamburg, 2014. 240 s.

32.    Stahlberg D., Osnabrugge G. & Frey D. Die Theorie des Selbstwertschutzes und der Selbstwerterhohung / Frey D. & Irle M. (Hrsg.). Theorien der Sozialpsychologie. Bern: Huber, 1985.

33.    Straub J. Identitat Als Psychologisches Deutungskonzept / W. Greve (Hrsg.). Psychologie des Selbst. Weinheim: Beltz, 2000.

34.    Tesser A. Towards a SelfEvaluation Maintenance Model of Social Behavior / Ed. L. Berkowitz. Advances in Experimental Social Psychology. N. Y.: Academic Press, 1988. Vol. 21. P. 181-227.

35.    Torsteinson S., Brandtzsg I. og Powell B. Circle of Security som forebyggende intervensjon i spesialisthelsetjenesten. I: V. Moe K. Slinning og M. B. Hansen (red.). Handbok i sped- og smabarns psykiske helse. Oslo: Gyldendal Akademisk, 2010. S. 721-742.

36.    Wylie R. C. The SelfConcept. V 1: A Review of Methodological Consideration and Measuring Instrument. Lincoln: University of Nebraska Press, 1974. P. 57-116.

 

References

 

1.    Valyavko S. M. Analysis of Self-esteem Formation of Senior Preschool Children // Systems Psychology and Sociology. 2016. № 3 (19). P. 5-11.

2.    Zhokina P. A. Analysis of Scientific Approaches to the Study of Self-esteem and Self-confidence in Foreign Psychology // Psychological-pedagogical Support of Children with Disabilities: Collection of Scientific Articles. Part 2. M.: Moscow State Pedagogical University, 2016. P. 46-59.

3.    American Heritage Dictionary of the English Language. Fifth Edition. Houghton Mifflin Harcourt Trade, November 1, 2011. 2112 p.

4.    Bandura A. Auto-efficacite. Le sentiment d’efficacite personnelle, Albert Bandura ed. De Boeck, 2007. 859 p.

5.    Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. № 4 (1). P. 1-44.

6.    Burns R. B. Self-Concept Development and Education. Holt, Rinehart and Winston, Education, 1982. 441 p.

7.    Cattell R. B. & Lersch Ph. Brockhaus Enzyklopadie. Wiesbaden: Verlag F. A. Brockhaus, 1973.

S. 286.

8.    Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco: W. H. Freeman & Co, 1967. P. 283-326.

9.    Dauenheimer D., Stahlberg D., Frey D. & Petersen L.-E. Die Theorie des Selbstwertschutzes und der Selbstwerterhohung // D. Frey & M. Irle (Hrsg.). Theorien der Sozialpsychologie: Motivation - Selbst-und Informationsverarbeitungstheorien. Bd. III. Bern: Huber, 2002. S. 159-190.

10.    Deppe R. K. & Harackiewicz J. M. Self-Handicapping and Intrinsic Motivation: Buffering Intrinsic Motivation from the Threat of Failure // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. Vol. 70. P. 868-876.

11.    Duclos G. L’estime de soi, un passeport pour la vie. Montreal: Editions de l’Hopital Sainte-Jvustine, 2004. 247 p.

12.    Garneau J. Et Larivey М. Les emotions, source de vie. Couverture. Jean Garneau, Gaetane La Plante, Michelle Larivey. ReD ed., 2000. 261 p.

13.    Heatherton T. F. & Ambady N. Self-Esteem, Self-Prediction, and Living up to Commitments / Ed. R. F. Baumeister. Self-esteem: The Puzzle of Low Self-Regard. N. Y.: Plenum Press, 1993. P. 131-145.

14.    Hewitt John P. Oxford Handbook of Positive Psychology. Oxford University Press, 2009. 744 p.

15.    James W. The Principles of Psychology. New York: Henry Holt and company, 1890. Vol. 1. 720 p.

16.    Laporte D. Favoriser l’estime de soi des 0-6 ans. Montreal: Editions de l’Hopital Sainte-Justine, 2002. 98 p.

17.    Larivey M. «L’estime de soi», «La Lettre du Psy» // Magasine electronique de Ressources en Developpement. Mars, 2002. Vol. 6. № 3 c. URL www.redpsy.com/infopsy/estime.html (дата обращения: 07.12.2016).

18.    Leary M. R., Price J. (Eds.). Tangney Handbook Self and Identity. N. Y: The Guilford Press, 2002. 703 p.

19.    Luneau S., Duclos G. Construire l’estime de soi au primaire, Premier cycle, vol. 1. Youri: de la securite a la confiance. Montreal (Quebec): Les editions de l’Hopital Sainte Justine, 2003. 121 p.

20.    Marsh H. W. Causal Ordering of Academic Self-Concept and Academic Achievement: A Multiwave, Longitudinal Path Analysis // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. № 4. P. 646-656.

21.    Metzinger T. Die Selbstmodell-Theorie der Subjektivitat: Eine Kurzdarstellung in sechs Schritten / C. S. Herrmann, M. Pauen, J. W. Rieger & S. Schicktanz (Hrsg.). Bewusstsein: Philosophie, Neurowissenschaften, Ethik. Stuttgart: UTB/Fink, 2005. S. 242-269.

22.    Mruk C. SelfEsteem: Research, Theory, and Practice. 2nd ed. N. Y.: Springer. 1999. 240 p.

23.    Muller J. G. Selbstwert und Bewegung Eine empirische Studie zur Forderung des Selbstwertgefuhls von Schulern mit Lernbehinderungen durch das Medium Bewegung und eine Analyse moglicher Wirkfaktoren / Betreuer: Prof. Dr. Gerd Holter, Prof. Dr. Ulrike Burrmann; Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Erziehungswissenschaften (Dr. paed.) in der Fakultat Rehabilitationswissenschaften der Technischen Universitat Dortmund, 2011. 336 s.

24.    Mummendey H. D. Psychologie des «Selbst». Theorie, Methoden und Ergebnisse der Selbst-konzeptforschung. Gottingen: Hogrefe, 2006. 325 s.

25.    Olson J. M., Breckler S. J. et Wiggins E. C. Social Psychology Alive. Toronto: Thomson Nelson, 2008.

26.    Orth U., Robbins R. W. The Development of Self-Esteem // Current Directions in Psychological Science. 2014. Vol. 23. № 5. P. 381-387.

27.    Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. N. J.: Princeton University Press, 1965. 326 p.

28.    Schachinger H. E. Das Selbst, die Selbsterkenntnis und das Gefuhl fur den eigenen Wert: Einfuhrung und Uberblick. Front Cover. Huber, 2005. 290 s.

29.    Schutz A. Selbstwertgefuhl. Zwischen Selbstakzeptanz und Arroganz. 2. uberarbeitete. Auflage. Stuttgart: Kohlhammer, 2003. 290 s.

30.    Smith E. R., Mackie D. M. Social Psychology. Third ed. Hove: Psychology Press, 2007. 688 p.

31.    Stahl S. Leben Kann Auch Einfach Sein: So Starken Sie Ihr Selbstwertgefuhl / Ellert & Richter Verlag. Hamburg, 2014. 240 s.

32.    Stahlberg D., Osnabrugge G. & Frey D. Die Theorie des Selbstwertschutzes und der Selbstwerterhohung / Frey D. & Irle M. (Hrsg.). Theorien der Sozialpsychologie. Bern: Huber, 1985.

33.    Straub J. Identitat Als Psychologisches Deutungskonzept / W. Greve (Hrsg.). Psychologie des Selbst. Weinheim: Beltz, 2000.

34.    Tesser A. Towards a SelfEvaluation Maintenance Model of Social Behavior / Ed. L. Berkowitz. Advances in Experimental Social Psychology. N. Y.: Academic Press, 1988. Vol. 21. P. 181-227.

35.    Torsteinson S., Brandtzsg I. og Powell B. Circle of Security som forebyggende intervensjon i spesialisthelsetjenesten. I: V. Moe K. Slinning og M. B. Hansen (red.). Handbok i sped- og smabarns psykiske helse. Oslo: Gyldendal Akademisk, 2010. S. 721-742.

36.    Wylie R. C. The SelfConcept. V 1: A Review of Methodological Consideration and Measuring Instrument. Lincoln: University of Nebraska Press, 1974. P. 57-116.