Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. С. Романова, МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ для системы дополнительного образования

Журнал » 2016 №20 : Е. С. Романова, МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ для системы дополнительного образования
    Просмотров: 30

МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

для системы дополнительного образования

Е. С. Романова, МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается проблема организации комплексной подготовки студентов педагогических вузов для системы дополнительного образования детей. Современное дополнительное образование — это самостоятельный образовательный источник, а не только элемент существующей системы общего образования, способствующий развитию ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. В связи с этим предъявляются особые требования к содержанию и качеству подготовки педагогов для системы дополнительного образования. Разработанные модульные программы подготовки студентов для системы дополнительного образования детей включают в себя блок дисциплин, которые образуют целостную логическую структуру в составе программы.

Ключевые слова: студенты; дополнительное образование; эффективность обучения; модульные программы; направления работы педагога.

 

 

MODULE TRAINING PROGRAMS FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

E. S. Romanova, MCU, Moscow

 

The article deals with the problem of organizing of a comprehensive training for students of pedagogical universities for the system of additional education for children. At present, modern additional education is an independent educational source, and it isn’t just an element of the existing system of general education, it contributes the key competences into the different spheres of a child’s development. In this regard, special demands are made to the content and quality of teachers’ training for the system of additional education. Modular programs, developed for additional education for children, include blocks of disciplines based on a coherent logical structure.

Keywords: students; additional education; effectiveness of learning; modular programs; teacher’s areas of work.

Введение

Современная система дополнительного образования — это качественно новый уровень, на котором возможность получить дополнительное образование обеспечивается всей системой образования, начиная с дошкольных организаций. Она имеет различные направления и формы и является не столько местом обучения, сколько развивающим пространством для каждого обучающегося с учетом его интеллектуальных, физических, социальных и личностных особенностей. Современная ситуация в системе дополнительного образования складывается таким образом, что специалисты без педагогического образования и опыта работы с детьми не являются редким явлением в учреждениях досуга. Они могут быть профессионалами высокого класса в своей области (музыка, спорт, танцы), но, не имея соответствующей профессиональной подготовки, не зная специфики психологических особенностей детей, такой специалист часто испытывает сложности во взаимоотношении с ребенком, его родителями, коллегами, в написании учебных программ, в выборе способа решения тех или иных воспитательных и образовательных задач.

Важной задачей для обновленной системы дополнительного образования детей и подростков является организация целенаправленного обучения и переподготовки педагогических кадров. К современному педагогу дополнительного образования предъявляются высокие требования, связанные не только с его умением развивать творческий потенциал обучающихся, но и способствующие социально-культурному развитию личности воспитанников. Педагоги должны демонстрировать готовность экспериментировать и профессионально решать психолого-педагогические задачи.

В статье рассматриваются теоретические предпосылки и практические подходы к подготовке студентов, направленные на обеспечение эффективности подготовки специалистов для системы дополнительного образования.

 

Становление и развитие разных форм организации дополнительного образования

 

В условиях реформирования системы российского образования система дополнительное образование детей и подростков является предметом обсуждения среди представителей государственной власти, органов управления системой образования, законодательных структур и заинтересованной общественности. Актуальность проблемы становления и развития разных форм организации дополнительного образования детей и подростков не вызывает сомнения, так как потребности общества повлекли за собой необходимость реорганизации и усовершенствования данной системы. В «Стратегии развития системы дополнительного образования детей и взрослых до 2017 года» определены приоритеты государственной поддержки развития дополнительного образования детей в Российской Федерации1.

1 Информационно-методический портал системы дополнительного образования «Добразование». URL: http://dopedu.ru/

Дополнительное образование обучающихся в нынешней образовательной системе является уникальным явлением. Именно данная система образования позволяет свободно развивающейся личности раскрыть свои способности, реализоваться в творческом плане, определиться с выбором будущей профессии, предлагая на выбор разнообразные виды деятельности. Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» миссия системы дополнительного образования как воспитательно-образовательного и социально-культурного феномена развития мотивации детей и подростков к образованию, творческой деятельности, трудовым и спортивным достижениям заключается в «превращении феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства»1. До 1992 года дополнительное образование рассматривалось как система «внешкольной педагогики», а также как «внеурочное воспитание». С принятием закона «Об образовании»2 в российской системе образования появляется законодательно закрепленный термин «дополнительное образование», включающее в себя механизмы и содержание организации досуговой деятельности ребенка (дошкольного и школьного возраста) в свободное от учебной деятельности время.

Исторические этапы развития Российского государства напрямую связаны со становлением современной системы организации досуговой деятельности детей. На основе психолого-педагогического анализа литературных источников в развитии и становлении данной системы можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап связан с дореволюционным периодом развития российского государства. В этот период система дополнительного образования рассматривалась как внешкольная, не входящая в государственную систему образования. Она включала в себя публичные лекции познавательной направленности, вечерние классы, ремесленные курсы, народные школы, клубы при библиотеках. По мнению ряда исследователей, таких как М. Б. Коваль [5], А. В. Егорова [3], Н. В. Машинисто-ва [7], первые организованные формы работы с детьми появились в середине XVIII века. Они относились к внеурочной, а не к внешкольной работе, т. е. были организованы после занятий, а не в специальных досуговых учреждениях. Основоположниками данной формы работы с детьми стали кадеты Шляхетского военного училища в Санкт-Петербурге, которые по собственной инициативе организовали молодежное литературное объединение, где читали и обсуждали стихи и другие произведения друг друга, а также издавали свой журнал под названием «Праздное время, в пользу употребленное» (1759). Название данного журнала стало на долгие годы девизом той досугово-образовательной деятельности, которая развивалась в России. В это же время появляются такие учреждения досуговой направленности, как специально оборудованные детские парки, в которых с детьми занимались по собственной инициативе народные учителя. Кроме того, существовали внеурочные клубы технической направленности, кружки любителей естественных наук, изобразительного искусства, музыки. У каждого из названных объединений был разработан свой собственный устав, который утверждался губернатором. Внешкольное дополнительное образование развивалось благодаря инициативе неравнодушных к образованию детей отдельных личностей, меценатов, различных благотворительных фондов и органов местного самоуправления. К концу XIX века появляется большое число организаций досуговой направленности, которые свою деятельность посвятили не только детям, но и более взрослому населению — рабочим и ремесленникам — с целью распространения естественнонаучных и художественных знаний в данной среде. Н. А. Опарина к таким организациям относит Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году, где преподавали И. М. Сеченов,

И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов [7]. В Москве в начале XX века создается клуб технического творчества для детей рабочих (1904). В 1905 году было открыто добровольное общество «Детский труд и отдых», деятельность которого была связана с организацией досуга безнадзорных детей и подростков. Дети занимались ручным трудом, чтением, музыкой, пением, рисованием, театральной деятельностью, ботаникой и астрономией. В Москве общество построило для себя специальное здание с отдельными классами для занятий каждого кружка.

Второй этап становления системы досугового образования связан с советским периодом развития государства. К середине 1940-х годов можно говорить о сложившейся системе досуговой воспитательной работы с детьми и подростками вне школы. К этому времени определились два типа внешкольных учреждений [7], к которым можно отнести:

-    многопрофильные учреждения, куда входили дворцы пионеров и дома пионеров, детские городки, природные станции и летние лагеря;

-    специализированные, к которым относились узкоспециализированные кружки и секции: станции юных техников, юных натуралистов, туристов, школы разной направленности (музыкальные, художественные и спортивные).

Были выражены основополагающие принципы внешкольного воспитания:

-    нравственно-патриотическое воспитание молодежи;

-    приоритет общественного воспитания;

-    совместное взаимодействие досуговых учреждений с пионерской и комсомольской организациями;

-    включение каждого ребенка в различные виды деятельности в соответствии с возрастом, интересами и способностями [7].

В 1960-е годы продолжается развитие внешкольной работы. Немалую роль в этом сыграли теоретические труды и практический опыт В. А. Сухомлинского. Его педагогическая система провозглашает необходимость создания условий для воспитания гармонично развитой личности не только на учебных занятиях, но и средствами самодеятельного творчества в свободное время. В 1970-1980-е годы появляются новые учреждения досуговой направленности — это клубы речного и морского флота, инженерные кружки. Расширяется содержательная сторона работы с молодежью. Создаются секции радиоэлектроники, автоматики, телемеханики, биохимии, генетики, космонавтики. Активно развиваются в этот период такие направления, как детский самодеятельный театр, вокально-инструментальный ансамбль; совершенствуется работа клубов и библиотек по принципу шаговой доступности. Складываются разнообразные формы массовой работы с детьми: ярмарки, смотры, конкурсы.

Третий этап становления системы дополнительного образования приходится на конец 80-х - середину 90-х годов XX века. В этот период начинается процесс реформирования имеющейся системы дополнительного образования молодежи, связанный с потерей идейной (политической) составляющей в содержании работы, распадом молодежных организаций, занимавшихся идейно-нравственным воспитанием, появлением молодежных субкультур различной направленности. Основное место в системе работы внешкольных учреждений заняла концепция непрерывного образования и идея профессионального самоопределения молодежи. Кроме того, процесс реформирования системы культурно-досуговых учреждений позволил педагогам отойти от формального подхода к работе, его жесткой регламентации, проявить свои творческие задатки и способности. Учреждениям дополнительного образования была предоставлена возможность самостоятельной разработки программ своей деятельности, направлений работы, определения структуры учреждения, численности детских коллективов и педагогических штатов.

В середине 90-х годов XX века появляется новое направление в работе досуговых учреждений — социально-культурное [4]. Данное направление было призвано создать условия для творческой самореализации и самосовершенствования всех детей, сформировать социальную активность личности. Особенность данного периода заключалась в использовании разнообразных программ работы с детьми. У педагогов появилась возможность разрабатывать индивидуальные, авторские, профильные, комплексные и многие другие программы, строить образовательный процесс с учетом дифференцированных требований к личности ученика, его возрастных особенностей. В то же время данная реформа дополнительного образования показала неспособность многих высококвалифицированных педагогов взаимодействовать в свободной системе по причине отсутствия элементарных знаний в области методического и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В 1992 году законом РФ «Об образовании» досуговым учреждениям был возвращен прежний статус образовательных организаций, они получили название «учреждения дополнительного образования детей и подростков».

Четвертый этап в развитии дополнительного образования приходится на современный период реформирования и модернизации всей системы российского образования. На данном этапе дополнительное образование детей — это важная составляющая всей системы образования, способствующая воспитанию гармоничной, всесторонне развитой личности, а также реализации ее способностей и профессиональному самоопределению. Дополнительное образование детей в современной России — это социально-педагогическое и культурное явление, социальный институт, интегрирующий в себе обучающую, воспитательную, развивающую, социально-реабилитационную и адаптационную функции. Актуальной проблемой современной системы дополнительного образования является развитие новых форм его организации и наполнение его новым содержанием. В современном дополнительном образовании процесс получения знаний рассматривается А. Г. Асмоловым как непрерывный творческий процесс «сотворчества, сотрудничества, самотворения» [1]. Дополнительное образование благодаря своим специфическим особенностям опирается на такие понятия, как уважение, достоинство, партнерство, творчество, свобода мысли и действий. Это современная, гибкая, адаптивная система, включающая в себя вариативность содержания и форм организации образования, а также делающая процесс образования доступным, интересным и практико-ориентированным для каждого участника образовательного процесса.

Уникальность современной системы дополнительного образования заключается в ее метасистемном и непрерывном подходе к процессу образования. Программы дополнительной подготовки обучающихся строятся с учетом интеграции, гибкости, что дает возможность старшеклассникам успешно осваивать программы непрерывного профессионального образования. Этим обеспечивается высокий мотивационный потенциал системы дополнительного образования и позволяет подросткам проявлять высокую степень личной заинтересованности и реализовывать свои познавательные и творческие способности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. Обучающиеся учатся конструктивно решать возникающие проблемы, получают опыт межличностного социального взаимодействия, формируют навыки общения в разных социальных группах.

Период с 2008 года характеризуется увеличением интереса семей к многообразным программам дополнительного образования для разных возрастных групп, включая дошкольную, считая их привлекательными инвестициями личного времени и средств [9]. Пользуются популярностью инновационные проекты информационной направленности, такие как образовательные онлайн-сервисы и различные мобильные приложения. Активно развиваются проекты в сфере летнего оздоровительного отдыха и образовательного туризма. К новым проектам в системе дополнительного образования относят модульное обучение; структурные олимпиады; предметно-практические «полигоны»; квесты; учебные командные проекты; интерактивные развивающие программы; реальные и виртуальные тренажеры; волонтерские инициативы. В настоящее время выделяют «шесть тематических направлений дополнительного образования: изобразительное (художественно-эстетическое); инженерно-техническое; естественнонаучное; физкультурно-оздоровительное; краеведческое (образовательный туризм); социально-педагогическое» [6].

Таким образом, современное дополнительное образование — это самостоятельный образовательный источник, а не только элемент существующей системы общего образования, способствующий развитию ключевых компетенций в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. В этих условиях большое значение приобретает комплексная подготовка студентов педагогических вузов для системы дополнительного образования, обеспечивающая реализацию особых требований к содержанию и качеству их подготовки [8]. Такой подход может быть реализован при организации модульного обучения будущих специалистов-педагогов в вузе, которое позволяет соединять не только содержание различных дисциплин, но и разные методы и формы обучения и контроля, что обеспечивает эффективность подготовки специалиста для системы дополнительного образования на всех уровнях.

Модульные программы подготовки студентов для организации

дополнительного образования детей

 

Традиции модульного обучения имеют полувековую историю и зародились в ответ на сложную социально-экономическую и политическую послевоенную обстановку в мире. Данный исторический период требовал подготовки кадров, обладающих профессиональными знаниями и умениями, в максимально короткие сроки. Большинство исследователей рассматривает модульное обучение как благоприятное условие развития личности за счет гибкости содержания занятий, приспособленности к индивидуальным особенностям развития обучающихся. Модульное обучение — это адаптивная система, позволяющая студенту выбрать индивидуальный маршрут обучения в вузе.

Основным понятием теории модульного обучения является модуль. В структуре современного образования оно трактуется как самостоятельная часть образовательной системы, которая несет определенную функциональную нагрузку. Модуль — самостоятельный элемент образовательного процесса в вузе, направлен на достижение обучающимися конкретных результатов обучения, а также может включать в себя дисциплины, элективные курсы и практики. Обязательным структурным элементом модуля является набор компетенций, которые должны быть сформированы по окончании его изучения. Входящий в образовательную программу набор модулей обеспечивает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся для достижения запланированных результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО. Предлагаемые модульные программы подготовки студентов для организации дополнительного образования разработаны в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н, а также в соответствии с «Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Основными принципами, лежащими в основе разработанных модульных программ подготовки студентов для организации дополнительного образования, являются:

- модульность, т. е. обучение, осуществляемое по отдельным функциональным частям, логически взаимосвязанным друг с другом (модулям);

-    динамичность — возможность изменения содержания модуля в зависимости от потребностей обучающихся, при этом модульная программа остается неизменной;

-    элементность, подразумевающая деление программы на элементы-модули;

-    гибкость, дающая возможность приспособления программы к потребностям студента;

-    сознательный выбор, позволяющий студенту найти среди предложенного материала актуальную для себя программу обучения.

На эффективность обучения студентов по данным модульным программам влияет прежде всего сформированное у них умение выбирать оптимальный образовательный маршрут получения знаний, обучаться самостоятельно, используя при этом интерактивные формы обучения.

Разработанные специалистами МГПУ модульные программы подготовки студентов для организации дополнительного образования детей содержат 7 модулей3, представленных в таблице 1. Они включают в себя блок дисциплин, которые образуют целостную логическую структуру в составе программы. Все направления модульных программ разработаны в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей».

 

Таблица 1

Структурная организация и назначение модульных программ подготовки студентов

 

Модули программы

назначение модуля

учебные элементы

Модуль 1. Методологические и организационноправовые основы системы дополнительного образования

Формирование у студентов навыков мыслительной деятельности в области научно-исследовательской работы, знаний особенностей реализации исследований в области досуговой деятельности, систематизации правовых знаний у будущих специалистов системы дополнительного образования

1.    Методология деятельности педагога.

2.    Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы дополнительного образования.

3.    Правовое регулирование деятельности педагога дополнительного образования

Модуль 2. Организационноуправленческие основы в системе дополнительного образования

Формирование у студентов знаний об особенностях управленческой деятельности в системе дополнительного образования и организационной культуры педагога дополнительного образования, систематизации знаний в области социального партнерства

1.    Организационная культура педагога дополнительного образования.

2.    Социальное партнерство в дополнительном образовании.

3.    Управление персоналом в системе дополнительного образования.

4.    Конфликтологическая компетентность специалиста системы дополнительного образования

Модули программы

Назначение модуля

Учебные элементы

Модуль 3. Направления работы педагога в системе дополнительного образования

Формирование у студентов знаний об особенностях организации досуга детей в системе дополнительного образования, о направлениях работы педагога дополнительного образования в различных учреждениях, об организации профориентационной работы с подростками в учреждениях дополнительного образования

1.    Организация досуга детей в системе дополнительного образования.

2.    Организация проектной деятельности

в системе дополнительного образования.

3.    Профориентационная работа в системе дополнительного образования

Модуль 4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования

Формирование у студентов знаний в области психологических и возрастных особенностей детей и подростков, формирования технологий работы с детьми разных групп в системе дополнительного образования

1.    Психологические и возрастные особенности детей и подростков.

2.    Работа с детьми разных групп в системе дополнительного образования.

3.    Психологическое консультирование

в системе дополнительного образования

Модуль 5. Современные формы организации системы дополнительного образования

Формирование у студентов знаний о технологиях сетевого взаимодействия в системе доп. образования, о традиционных и инновационных формах организации систем доп. образования, о интерактивных формах организации в системе дополнительного образования

1.    Театральные технологии в системе дополнительного образования.

2.    Формы организации деятельности

в системе дополнительного образования.

3.    Интерактивные формы организации занятий в системе дополнительного образования

Модуль 6. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования

Формирования у студентов навыков использования здоровьесберегающих технологий в практике работы учреждений дополнительного образования

1.    Психологические основы здорового образа жизни педагога дополнительного образования.

2.    Физкультурно-оздоровительное направление в деятельности педагога дополнительного образования

Модуль 7. Технологии туристической деятельности в системе дополнительного образования

Формирование у студентов навыков использования туристических технологий в практике работы учреждений дополнительного образования

Краеведческий туризм в деятельности учреждений дополнительного образования

 

Заключение

На современном этапе развития дополнительного образования детей и подростков наряду с традиционными формами работы с обучающимися появились новые, среди которых просветительские проекты, интернетпроекты, квесты. Для реализации современных задач развития молодого поколения система дополнительного образования нуждается в педагогических кадрах, имеющих разноплановую подготовку и способных организовать работу по различным программам дополнительного образования. В контексте поставленных задач разработаны модульные программы подготовки студентов для системы дополнительного образования, наиболее полно обеспечивающие формирование у них требуемых в системе дополнительного образования компетенций. В статье представлена структурная организация и назначение модульных программ подготовки студентов.

 

Литература

 

1.    Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2-6.

2.    Голованов В. П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. 2010. № 8. С. 57-62.

3.    Егорова А. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России // Воспитание школьников. 2009. № 6. С. 33-36.

4.    Золотарева А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. 304 с.

5.    Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург: Изд-во Оренбург. пед. ин-та, 1993. 62 с.

6.    Кульневич С. В., иванченко В. н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. 324 с.

7.    Машинистова н. В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 38-42.

8.    Романова Е. С., Решетина С. Ю. Психологическое сопровождение профессиональной карьеры одаренных учащихся: монография. М.: МГПУ 2015. 188 с.

9.    Семенов г. С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 2011. № 2. С. 13-16.

 

References

 

1.    Asmolov A. G. Additional Personal Education in an Era of Change: Collaboration, Co-creation, Self-Creation // Educational Policy. 2014. № 2 (64). P. 2-6.

2.    Golovanov V. P. Value of Additional Education for Children on the Modern Stage // Education of Pupils. 2010. № 8. P. 57-62.

3.    Egorova A. V. Formation and Development of a System of Additional Education for Children in Russia // Education of Students. 2009. № 6. P. 33-36.

4.    Zolotareva A. V. Additional Education for Children. Theory and Methods of Socio-Pedagogical Activity. Yaroslavl: Academy Development, 2004. 304 p.

5.    Koval’ M. B. Pedagogics of Non-formal Institutions. Orenburg: Publishing House of Orenburg Teacher Training College, 1993. 62 p.

6.    Kul’nevich S. V., Ivanchenko V. N. Additional Education for Children. Methodological Support. Rostov-on-Don: Teacher, 2005. 324 p.

7.    Mashinistova N. V. The History of Formation of Additional Education for Children in Russia // Problems and Prospects of Education Development: Materials of the II International Scientific Conf. (Perm, may 2012). Perm: Mercury, 2012. P. 38-42.

8.    Romanova E. S, Reshetina S. Ju. Psychological Support of Students’ Professional Career: Monograph. M.: Moscow State Pedagogical University, 2015. 188 p.

9.    Semenov G. S. On the Problems of Modernization of the System of Additional Education for Children // Education of Students. 2011. № 2. P. 13-16.