Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

В. П. Шейнов, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ

Журнал » 2016 №19 : В. П. Шейнов, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ
    Просмотров: 13355

уверенность в себе и психологический пол

В. П. Шейнов,

Республиканскийинститутвысшейшколы,

Минск, Республика Беларусь

В статье показано, что на уверенность в себе индивида значительно влияет соотношение составляющих его психологического пола. У мужчины положительное влияние на все компоненты уверенности в себе (общую уверенность, социальную смелость, инициативу в социальных контактах) оказывают маскулинность и общее количество его маскулинных и феминных качеста (гендерная сумма). У женщин маскулинность также положительно влияет на все три составляющие уверенности в себе, а гендерная сумма — на общую уверенность в себе и инициативу в социальных контактах. В части выработки уверенности в себе женщины (в отличие от мужчин) оказались весьма чувствительны к оценкам их поведения родителями в детстве.

Ключевые слова: уверенность в себе, психологический пол, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, мужчины, женщины.

self-reliance and Psychological gender

V. P. Sheinov,

 Republican Institute of Higher Education,

Minsk, Belarus

The article shows that a person’s self-reliance significantly depends on the proportions of the components of the own psychological gender. Men are more confident when they have all the components of their self-reliance (a general self-reliance, a social courage, an initiative in social contacts) describing in masculine qualities, in so-called “masculinity”, together with the total number of masculine and feminine characteristics (a total gender amount). The masculinity has also a positive impact on women in all three components of self-reliance, as well as a total gender amount impacts on a general self-reliance and an initiative in social contacts. It is also observed that women (unlike men) were very sensitive to their parents’ estimates in their childhood and this fact effects more strongly on women’s self-reliance.

Key words: self-reliance, psychological gender, social boldness, initiative in social contacts, male, female.

 

Введение

 

Уверенность в себе — важное качество человека. Оно совершенно необходимо для психологического благополучия и для достижения успехов. Уверенность в себе и успех идут рука об руку: уверенность способствует успеху, а успех поднимает уверенность в себе. Поэтому представляется актуальным изучение этого конструкта и его взаимосвязей с базовыми характеристиками личности 1.

Это качество в большей степени выражено у мужчин и традиционно рассматривается как «мужское» качество, поэтому мужчины нередко стараются выглядеть более уверенными в себе, чем это есть на самом деле. И это касается не только нашего социума.

В исследовании М. Сэнд с соавторами [13]были опрошены в восьми
странах (США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Мексике и Бразилии) около 28 000 мужчин, которые в подавляющем большинстве в самовосприятии мужественности поставили на первое место именно уверенность в себе.

Желание чувствовать и демонстрировать уверенность в себе проявляется вербально и в невербальном поведении, а также, например, в том, что мужчины обычно не рассказывают женщинам (в том числе и своим близким) о своих неудачах, предпочитая говорить о своих успехах.

 Немало женщин, уверенность в себе которых значительно превосходит средний показатель уверенности в себе мужчин, и в то же время есть неуверенные в себе мужчины. Поэтому возникает вопрос: играет ли биологический пол решающую роль в развитии у человека уверенности в себе? Или, возможно, большую роль играют другие факторы?

1 «Уверенность себе (англ. self-reliance) ─ переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые стоят перед ним в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам» [2: с. 555].

 

 

Формированию рабочей гипотезы в данном случае способствовало следующее обстоятельство. Изучая близкий к конструкту «Уверенность в себе» конструкт «Ассертивность», автор обнаружил противоречивые результаты исследования различными авторами влияния пола на ассертивность [6]. Одни из них (например, Ф. Икиз [9]) обнаружили, что пол не влияет на уровень ассертивности. Другие (Б. Муин с соавторами [11]) — что мужчины более ассертивны по сравнению с женщинами. Третьими, например Т. Чандлером с соавторами [8], было установлено, что в некоторых ситуациях женщины были намного ассертивнее мужчин.

И в отечественных исследованиях имеются разноречивые результаты. Так, в работе [7] установлено, что среднее значение показателя ассертивности у мужчин статистически значимо (p < 0,01) больше среднего показателя ассертивности у женщин (по всем рассмотренным русскоязычным выборкам с общим числом испытуемых более 1500). Но при этом доля ассертивных женщин превышает долю ассертивных мужчин.

Оказалось, что разноречивые результаты исследований влияния пола на ассертивность объясняются тем, что решающую роль в данном вопросе играет не биологический, а психологический пол и соотношение его компонентов — маскулинности и феминности.

 В связи с этим возникла гипотеза, что, возможно, и для уверенности в себе решающую роль играет не биологический, а психологический пол и соотношение его составляющих — маскулинности и феминности. Проверке данной гипотезы и рассмотрению близких к этому вопросов посвящена настоящая работа.

Используемые методики

 

Методики исследования. Уровни маскулинности и феминности измерялись вопросником Сандры Бэм [3]. Оценка уверенности в себе производилась посредством теста В. Г. Ромека [5]. Этот тест дает оценку уверенности в себе по трем шкалам: шкале общей уверенности в себе, шкале социальной смелости и шкале инициативы в социальных контактах. При этом, как указывает автор методики, общая уверенность в себе является позитивной оценкой собственных навыков и способностей, тогда как социальная смелость противостоит социальным страхам в процессе выстраивания социальных контактов [5].

Для установления возможной связи развития уверенности в себе с некоторыми средствами воспитания респондентам были заданы два вопроса: «Родители вас в детстве: хвалили (часто, редко, никогда, не помню); ругали (часто, редко, никогда, не помню)».

Процедура исследования. В качестве испытуемых выступили преподаватели и вспомогательный учебный персонал вузов, руководители и специалисты производственных организаций (различной формы собственности), проходивших курсы повышения квалификации в Республиканском институте высшей школы (Минск, Республика Беларусь). Всего на разных этапах исследования было задействовано 239 испытуемых: 128 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет (среднее значение 44 года) и 111 женщин в возрасте от 23 до 64 лет (среднее значение 42 года)

 Общение с испытуемыми и их групповое тестирование происходило в процессе проведения с ними занятий по повышению квалификации (психодиагностика включена в учебную программу).

С целью мотивации серьезного отношения к проводимой психодиагностике каждой группе испытуемых зачитывалась инструкция по тестированию: «Вам предоставляется возможность узнать о некоторых своих качествах, о которых вы даже не подозреваете, но которые крайне важны для достижения успеха в профессиональной деятельности, в семье и в отношениях с окружающими. Для этого вам нужно анонимно ответить на вопросы тестов. Какие это качества и свой результат каждый из вас узнает на следующей нашей встрече или по телефону, назвав свой шифр, который случайным образом выпадет вам при раздаче материала. Тестируемые качества я сейчас не называю, поскольку если человек знает, что он тестирует, то на его ответы повлияет самооценка этого качества, а она, как правило, неадекватна. (Вспомните свое удивление, когда впервые услышали магнитофонную запись своего голоса или видеозапись себя, а ведь это самые доступные личные характеристики). В тестах нет хороших и плохих ответов, поэтому отвечайте сразу, как только поняли вопрос, — первое решение наиболее адекватное. Чем точнее ответите, тем большую пользу получите от тестирования. Ответы — это буква или цифра (в каждом тесте свои обозначения!) — записывайте на бланке ответов. На бланке ответов все клетки должны быть заполнены (включая пол, возраст, профессия), иначе компьютер этот бланк не обработает. Свой шифр сразу запишите. Было немало случаев, когда тестировавшийся перепутывал шифр и получал чужой результат, принимая его за свой. Такое тестирование вместо пользы принесет вред. Есть ли вопросы? Если появятся, не стесняйтесь их задать».

Для отбраковки некачественных ответов в каждом комплекте тестов присутствовала «шкала лжи». При сомнении в достоверности ответов они удалялись, а испытуемых просили повторно пройти тестирование. Но таких случаев было немного, испытуемые проявили интерес к тестированию.

Статистическая обработка результатов тестирования осуществлялась с помощью пакета SPSS, версия 18.00 [4]. Пакет SPSS вычисляет уровень значимости с точностью до третьего знака. В данном исследовании принят уровень значимости p = 0,05.

Результаты и их обсуждение

Результаты корреляционного анализа сведены в таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Корреляции компонентов уверенности в себе с составляющими психологического пола женщин (N=111)

 

 

Маскулин-

ность

Феминность

Гендерная разность

Гендерная сумма

Родители

хвалили

Родители

ругали

R

p

R

p

R

p

R

p

R

p

R

p

УС

,376**

 

,000

 

,228*

 

,016

 

-,078

 

,416

 

,401**

 

,000

 

,117

 

,223

 

-,317**

 

,001

 

СС

 ,190*

 

,046

 

 -,038

 

,951

 ,296**

 

,002

 

,125

 

 ,190

 

,277**

 

 ,003

 

 ,226*

 

 ,017

 

ИСК

 ,233*

 

,014

 

 ,050

 

 ,605

 

-,345**

 

 ,000

 

,202*

 

 ,033

 

 ,198*

 

 ,038

 

 ,050

 

 ,601

 

 

Таблица 2

Корреляции компонентов уверенности в себе с составляющими психологического пола мужчин (N=128)

 

 

Маскулинность

Феминность

Гендерная разность

Гендерная сумма

R

p

R

p

R

p

R

p

УС

513**

 

,000

,099

 

,267

 

-,117

 

,187

 

,405**

 

,000

СС

,399**

 

,000

 

,097

 

,274

 

,000

 

,998

 

,328**

 

,000

 

ИСК

,270**

 

,002

 

,074

 

,410

 

-,160

 

,072

 

,222*

 

,012

 

 

Обозначения: УС — показательшкалы общей уверенности в себе, СС — показательшкалы социальной смелости, ИСК ─ показательшкалы инициативы в социальных контактах; гендерная сумма — общее количество маскулинных и феминных качеств индивида, гендерная разность — абсолютная величина разности между количествами маскулинных и феминных качеств индивида; Rкоэффициент корреляцции Пирсона, p двусторонний уровень значимости; ** двусторонняя корреляция значима на уровне p = 0,01; *двусторонняя корреляция значима на уровне p = 0,05.

Полученные корреляции показывают, что у мужчин положительное влияние на общую уверенность в себе, социальную смелость и инициативу в социальных контактах оказывают (примерно в равной степени) маскулинность и гендерная сумма. У женщин маскулинность также положительно влияет на все три составляющие уверенности в себе, а гендерная сумма — на общую уверенность в себе и инициативу в социальных контактах.

Феминность оказалась никак не связанной со всеми тремя компонентами уверенности у мужчин, а у женщин она положительно влияет на общую уверенность в себе. Последнее, по-видимому, является следствием большого влияния гендерной суммы и значительного представительства феминных качеств в гендерной сумме у женщин.

Обнаружив значительное влияние на компоненты уверенности в себе гендерной суммы, естественно задаться вопросом, влияет ли на уверенность гендерная разность? (Ее величина может служить некой «мерой андрогинности»: чем она меньше, тем более андрогинен индивид). У мужчин гендерная разность не влияет на компоненты уверенности, но у женщин увеличение этой разности способствует социальной смелости, а ее уменьшение облегчает проявление инициативы в социальных контактах.

Данные результаты в части влияния компонентов психологического пола похожи на те, что получены автором для ассертивности. Это представляется вполне естественным, поскольку, как продемонстрировано в [7: с. 111], показатели уверенности в себе и ассертивности связаны высоко значимыми и сильно выраженными корреляциями: R> 0,75, p< 0,01 для всех рассмотренных выборок.

В зарубежных исследованиях отражением связи уверенности в себе с маскулинностью является включение подшкалы «Уверенность в себе» в шкалу соответствия нормам маскулинности ─ ConformitytoMasculineNormsInventory-46 (CMNI-46) [10; 12]. Установленные же здесь факты связи уверенности в себе и ее компонентов с гендерной суммой и разностью (причем в зависимости от биологического пола индивида) являются новыми как для зарубежных, так и для отечественных исследований.

Превышение среднего значения маскулинности у мужчин над средним значением маскулинности у женщин оказалось статистически значимым при p = 0,05, в то время как превышение среднего значения феминности у женщин над аналогичным показателем у мужчин статистически значимо при p= 0,01. Но для всех остальных изучаемых переменных разница в средних значениях для мужчин и женщин оказалась статистически незначимой. Это наводит на мысль о том, что биологический пол влияет на уверенность в себе опосредованно, благодаря особенностям психологического пола.

Роль действий родителей в формировании у их детей уверенности в себе оказалась в корне отличной в случае мужчин и женщин. У мужчин никакой связи с этими воздействиями не обнаружено (поэтому в таблице 2 отсутствуют столбцы «Родители хвалили (ругали)» — все корреляции в них статистически незначимы). Напротив, женщины в части уверенности в себе оказались весьма чувствительны к оценкам родителями их поведения в детстве: те, кого больше хвалили, показали большую инициативу в социальных контактах; те, кого больше ругали, ощущают общую неуверенность в себе. А на выработку социальной смелости положительно повлияли оба этих вида родительских воздействий.

 Обоснованность полученных здесь результатов подкрепляется следующими фактами.

Репрезентативность выборки в данном исследовании обеспечивается включением в него достаточного числа (239) испытуемых — мужчин и женщин в возрасте от 21 года до 67 лет. Испытуемые представили широкий спектр профессий, специализаций и должностей: преподаватели и специалисты вузов, представители промышленности и строительства — руководители (менеджеры) верхнего, среднего и нижнего звена управления, инженеры, техники, экономисты, юристы, кадровики, медицинский персонал.

Репрезентативность, надежность и валидность измерения изучаемых переменных обеспечивалась путем использования надежных и валидных методик [3; 5].

 На всех этапах исследования результаты группового тестирования проверялись по одновыборочному критерию Колмогорова — Смирнова на соответствие закону распределения. Вычисление статистики Z и относящейся к ней вероятности ошибки p показало, что распределение всех изучаемых переменных вполне соответствует нормальному распределению. Это позволило применить для статистического анализа параметрические методы.

Нормальное распределение результатов тестирования служит указанием на то, что и мужская, и женская выборки представляют собой репрезентативные срезы популяции [1: с. 201]. Тем самым репрезентативность выборок на всех этапах исследования подтверждена статистическим анализом.

 Проверка достоверности различий средних значений изучаемых переменных производилась с помощью t-критерия для независимых выборок. В зависимости от полученного значения критерия Ливиня двусторонняя значимость t-критерия определялась в предположении или равенства, или неравенства дисперсий.

Все использованные для формулирования выводов корреляции высоко значимы, что обеспечивает «запас прочности» относительно принятого уровня значимости p = 0,05.

Выводы

 

1. На уверенность в себе индивида значительно влияет соотношение составляющих его психологического пола. У мужчин положительное влияние на все компоненты уверенности в себе — общую уверенность, социальную смелость, инициативу в социальных контактах — оказывают (примерно в равной степени) маскулинность и общее количество его маскулинных и феминных качеста (гендерная сумма). У женщин маскулинность также положительно влияет на все три составляющие уверенности в себе, а гендерная сумма — на общую уверенность в себе и инициативу в социальных контактах.

2. Феминность никак не влияет на все три компонента уверенности у мужчин, а у женщин положительно влияет на общую уверенность в себе. При этом женщинам более свойственна чувствительность к оценкам их поведения родителями в детстве.

 

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  3.  Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности — фемининности // Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003. С. 277280.
  4. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
  5. Ромек В. Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодианостика и психологическое консультирование. Ростов-н/Д: Ирбис, 1998. С. 87–108.
  6. Шейнов В. П. Возрастные и гендерные факторы ассертивности // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10). С. 118–126.
  7. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107–116.
  8. Chandler T. A., Cook B., Dugovics D. A.Sex Differences in Self-reported Assertiveness // Psychological Reports. 1978. №9: 33–41.
  9. Ikiz E. F. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors // Social behavior and personality. 2011. № 39 (2). P. 199–206.
  10. Koon J. A.Masculinity and bystander helping behavior: a study of the Relationship between conformity to masculine norms and Bystander interventions. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the Doctor of Philosophy degree in Psychological and Quantitative Foundations (Counseling Psychology) in the Graduate College of The University of Iowa. December 2013. URL: http://ir.uiowa.edu/etd/5004
  11. Mueen B., Khurshid M., Hassan I. Relationship of Depression and Assertiveness in Normal Population and Depressed Individuals // Internet Journ. of Medical Update. 2006. Jul-Dec. №1 (2). P. 10–17.
  12. Philbrick D. M. A study on the effect of fulfilling hegemonic masculine norms on men's health across regions" College of Liberal Arts & Social Sciences Theses and Dissertations.2015. 179 p.URL: http://via.library.depaul.edu/etd/179
  13. Sand M. S., Fisher W., Rosen R., Heiman J., Eardley I. Erectile dysfunction and constructs of masculinity and quality of life in the multinational Men’s Attitudes to Life Events and Sexuality (MALES) study // J Sex Med 2008. 5. P. 583–594.

References

  1. Anastasi A., Urbina S. Psychological testing. SPb .: Peter, 2002. 688 p.
  2. A significant psychological dictionary / comp. and Society. Ed. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb .: Praym, 2004. 672 p.
  3. The questionnaire for the study of Sandra Bem masculinity - femininity // Workshop on gender psychology / Ed. IS Kletsinoy. SPb., 2003, P. 277–280.
  4. Nasledov A. D. SPSS. Computer data analysis in psychology and social sciences. SPb .: Peter, 2005. 416 p.
  5. Romek V. G. Tests confidence // Practical Psihodianostika and Psychological Counseling. Rostov-H / W: Irbis, 1998. P. 87–108.
  6. Sheĭnov V. P. Age and Gender Assertiveness // Systems Psychology and Sociology. 2014. № 2 (10). P. 118–126.
  7. Sheĭnov V. P. Test Development Assertiveness, Satisfying the Requirements of Reliability and Validity // Questions of psychology. 2014. № 2. P.107–116.
  8. Chandler T. A., Cook B. Dugovics D. A.Sex Differences in Selfreported Assertiveness. Psychological Reports. 1978. №9: 33–41.
  9. Ikiz E. F. Self-Perceptions About Properties Affecting Assertiveness of Trainee Counselors // Social Behavior and Personality. 2011. № 39 (2). P. 199–206.
  10. Koon J. A.Masculinity and Bystander Helping Behavior: a Study of the Relationship Between Conformity to Masculine Norms and Bystander Interventions. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the Doctor of Philosophy degree in Psychological and Quantitative Foundations (Counseling Psychology) in the Graduate College of The University of Iowa. December 2013. http://ir.uiowa.edu/etd/5004
  11. Mueen B, Khurshid M., Hassan I.Relationship of Depression and Assertiveness in Normal Population and Depressed Individuals // Internet Journ. of Medical Update. 2006. Jul-Dec. № 1 (2). P. 10–17.
  12. Philbrick D. M. A study on the effect of fulfilling hegemonic masculine norms on men's health across regions" College of Liberal Arts & Social Sciences Theses and Dissertations.2015. 179 p..http://via.library.depaul.edu/etd/179
  13. Sand M.S., Fisher W., Rosen R., Heiman J., Eardley I. Erectile dysfunction and constructs of masculinity and quality of life in the multinational Men’s Attitudes to Life Events and Sexuality (MALES) study // J Sex Med 2008. № 5. P. 583–594.