Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

М. С. Староверова, ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Журнал » 2016 №19 : М. С. Староверова, ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
    Просмотров: 2908

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

М. С. Староверова,

 МГПУ, Москва

Статья посвящена изучению особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройствами аутистического спектра. Подчеркиваются необходимость эмоционального контакта с матерью как условие развития детей данной категории и невозможность его обеспечения со стороны матерей. Описывается характер взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в зависимости от тяжести и характера проблем аффективного развития детей.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, аффективное расстройство, эмоциональный контакт, личностные деформации матерей.

 

FEATURES OF THE MOTHER INTERACTION WITH CHILDREN HAVING AUTISM SPECTRUM DISORDERS

M. S. Staroverova,

MCU, Moscow

The article is dedicated to the research of peculiarities of interaction between mothers with children having autistic spectrum disorders. Mother emotional contact necessity is emphasized as a condition of children’s progression in this category, as well as disability of providing the contact from mothers’ side. It contains description of the character of mother and children with autistic spectrum disorders interaction depending on the severity and character of children affective progression.

Key words: children with autistic spectrum disorders, affective disorder, emotional contact, mothers’ personal deflection.

 

 

Введение

 

Позиции и установки родителей оказывают значимое влияние на развитие и становление личности ребенка, но в то же время и отклонения в психическом развитии ребенка оказывают деструктивное влияние на личность родителей, прежде всего на личность матери [2; 7; 9; 10; 12; 16; 17; 19].

Матери детей с расстройствами аутистического спектра имеют выраженные личностные деформации даже по сравнению с матерями детей с сенсорными, двигательными или интеллектуальными нарушениями [4; 5; 8; 21]. Данный факт обосновывается, во-первых, эмоциональными особенностями аутичных детей, а именно отсутствием «подкрепления материнского поведения» с их стороны, что ведет к развитию депрессивности, раздражительности и эмоциональному истощению [5; 6; 8; 13; 20]. Наряду с этим отмечается, что матери испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за «сверхзависимости» аутичных детей [5; 7; 22]. Во-вторых, они сталкиваются с недоброжелательным отношением, а зачастую и агрессивной реакцией со стороны социума, которая обусловлена непониманием особенностей поведения ребенка c аффективным расстройством [3]. Полученные И. В. Набатовой данные наглядно подтверждают вышесказанное: 76 % матерей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, признают факт «неоднократного агрессивного поведения со стороны окружающих» [13], и это на фоне информирования широких кругов общественности о проблеме аутизма, которое отмечается в последние годы. В-третьих, немаловажную роль играет и тот факт, что картина аффективного расстройства раскрывается постепенно и нарастание симптомов отмечается к концу первого года жизни [1; 5; 11; 22]. Состояние стресса, переживаемое матерями детей c расстройствами аутистического спектра, нередко становится хроническим, провоцируя развитие психопатологических черт личности [5; 6; 11; 22].

Спектр родительских позиций по отношению к детям с аутистическими расстройствами достаточно широк [3; 7; 8; 14; 20], но вследствие личностных деформаций матери не могут обеспечить наиболее важные условия развития, которые сформулировала О. С. Никольская: «Аутичному ребенку особенно важны, во-первых, тесная эмоциональная связь с близкими и, во-вторых, осмысленная организация жизни…» [1: с. 142]. Соответственно, целью исследования стало выявление особенностей взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Знание особенностей родительского отношения в семьях детей с аффективными расстройствами позволит не декларировать, а на практике обеспечить системный подход к психологическому сопровождению семей данной категории.

 

Условия и методы исследования

 

Исследование проводилось на базе психоневрологического отделения Российского реабилитационного центра «Детство» Министерства здравоохранения РФ в 2015–2016 гг. В исследовании приняли участие 150 матерей в возрасте от 25 до 42 лет, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. Экспериментальная группа была сбалансирована по социометрическим характеристикам: 150 человек (100 %) полные семьи; 72 человека (48 %) имеют высшее образование и 78 человек (52 %) среднее специальное образование; 150 человек (100 %) в настоящее время не работают.

Возраст детей (3–4,5 лет) и имеющиеся у них аффективные расстройства (F84.1, F84.0) определили невозможность их участия в исследовании характера взаимоотношений с матерями.

Однако в связи с тем, что на результаты исследования может повлиять тяжесть и характер проблем аффективного развития детей, мы сочли необходимым проанализировать следующие аспекты их психического развития: понимание устной речи и владение ею, сформированность социально-бытовых навыков. На основании полученных данных матери детей с расстройствами аутистического спектра, принявшие участие в исследовании, были разделены на две группы.

 Первая группа составила 69 человек (46 %) в нее вошли матери детей, имеющих умеренную степень выраженности аффективного расстройства: понимают обращенную и имеют собственную речь, характеризующуюся качественным своеобразием; при организующей помощи способны к выполнению кратковременной целенаправленной деятельности; владеют простыми социально-бытовыми навыками.

Вторая группа 81 человек (54 %) включала матерей, дети которых имеют выраженную степень аффективного расстройства: понимание только простых, многократно повторяемых инструкций, отсутствие речи или «штампованная речь»; социально-бытовые навыки отсутствуют или находятся на начальной стадии формирования.

Оценка детско-родительского контакта и понимания особенностей развития аутичного ребенка матерями проводилась на основании данных, полученных при использовании методики PARI и опросника «Отношение матери к ребенку с аутизмом».

Результаты

В процессе анализа результатов, полученных при использовании методики PARI, обращает на себя внимание тот факт, что низкие показатели по параметру «Оптимальный эмоциональный контакт» отмечаются у всех матерей вне зависимости от тяжести и характера проблем аффективного развития детей: 58 % 1-я группа и 62 % 2-я группа. Данный показатель включает в себя следующие признаки: вербализация, партнерские отношения, развитие активности и уравненные отношения. При этом такие показатели оптимального эмоционального контакта, как развитие активности и вербализация, отмечаются матерями аутичных детей из двух групп. Показатель «Уравнительные отношения», который проявляется, прежде всего, в совместной равноправной деятельности, отмечен только матерями детей, имеющими умеренную степень выраженности аутистических проявлений 61 %, что указывает на корреляцию указанного признака со степенью тяжести имеющегося у ребенка аффективного расстройства (результаты, полученные по группам, достоверно различаются по критерию χ² при ρ≤0,05).

Партнерские отношения не рассматриваются матерями детей с расстройствами аутистического спектра как значимый показатель эмоционального контакта (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Опосредование «оптимального эмоционального контакта» матерями аутичных детей

 

Вероятно, выделение матерями аутичных детей показателя «Развитие активности», связано с тем, что активность таких детей первоначально деструктивна и для направления ее в конструктивное русло требуются значительные усилия. Побуждение словесных проявлений у детей: показатель «Вербализация», также требует значительного включения со стороны матери, в том числе и эмоционального, вследствие чего происходит фиксация и на этом показателе.

Высокие показатели отмечены и по параметру «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком», включающему в себя показатели: раздражительность, излишняя строгость и уклонение от конфликта. Отметим, что родительские позиции матерей, имеющих детей с разной степенью выраженности аффективного расстройства, по показателям раздражительность и излишняя строгость значительно отличаются. Средние значения по группам матерей показаны на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Показатели по параметру излишняя эмоциональная дистанция с ребенком PARI

 

Полученные данные позволяют говорить о том, что показатели «Раздражительность» и «Излишняя строгость» зависят от тяжести и характера проблем аффективного развития детей езультаты, полученные по группам, достоверно различаются по критерию χ² при ρ≤0,05). Данные показатели значительно выше у матерей, дети которых имеют выраженную степень аффективного расстройства.

Оценка понимания особенностей развития аутичного ребенка матерями проводилась на основании данных опросника «Отношение матери к ребенку с аутизмом». Анализ ответов по блоку «Понимание проблем ребенка» позволяет сделать заключение о достаточной информированности и высокой степени «логического понимания особенностей психического развития детей» матерями вне зависимости от выраженности аффективного расстройства, статистически значимых различий в ответах матерей, имеющих детей с умеренной степенью и выраженной степенью расстройства не выявлено (табл. 1).

 Таблица 1

Сводный бланк ответов по блоку «Понимание проблем ребенка»

 

Утверждения опросника

Число опрашиваемых

Матери детей с умеренной степенью аффективного расстройства

Матери детей с выраженной степенью аффективного расстройства

абсолютное число

%

абсолютное число

%

Важно идти за ребенком, а не заставлять его соответствовать общим нормам

65

94

72

89

Обращение за помощью в более ранний срок могло бы положительно повлиять на развитие ребенка

56

81

67

83

Ребенок имеет специфические расстройства поведения, которые не может контролировать

66

96

70

87

Ребенок нуждается в постоянной эмоциональной поддержке со стороны близких взрослых

58

84

63

78

Ребенок нуждается в «структурировании» режима жизни

67

97

78

96

 

Анализ результатов, полученных по блоку «Характер взаимодействия с ребенком», показал значительные различия в ответах матерей: распределение ответов по группам показано на рис. 3.

 

 

Рис. 3.  Распределение ответов матерей аутичных детей в рамках блока «Характер взаимодействия с ребенком»

 

Матери детей, имеющих умеренную степень аффективного расстройства, достоверно чаще являются инициаторами взаимодействия с ребенком, следуя рекомендациям специалистов (результаты, полученные по группам, достоверно различаются по критерию χ² при ρ≤0,05).  В ответах матерей данной группы доминируют такие утверждения, как «Занимаюсь с ребенком самостоятельно», «Многократно обращаюсь к ребенку», «Пытаюсь вызвать у ребенка словесную реакцию», «Стараюсь привлечь его внимание». В то же время матери, имеющие детей с выраженной степенью аффективного расстройства, отмечают, что взаимодействуют с ребенком по необходимости, чаще всего при выполнении различных режимных моментов (переодевание, кормление и др.). Предполагаем, что такой характер взаимодействия обусловлен тем, что восприятие и выполнение инструкций детьми данной группы затруднено, они не владеют речью, и взаимодействие с ними требует значительных эмоциональных усилий со стороны матерей.

Эмоциональная неготовность матерей, имеющих детей с выраженной степенью аффективного расстройства, к инициации взаимодействия подтверждается и тем фактом, что в ответах доминируют такие утверждения, как «Испытываю раздражение», «Использую физическое воздействие». Подчеркнем, что данные утверждения отмечаются на фоне достаточной информированности и высокой степени понимания матерями особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Выводы

 

1. Контакты матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, характеризуются излишней эмоциональной дистанцией и «эмоциональной обедненностью» вне зависимости от тяжести и характера аффективных проблем детей.

2. Выраженность эмоциональной дистанции зависит от тяжести и характера проблем аффективного развития детей и значительно выше у матерей, дети которых имеют выраженную степень аффективного расстройства.

3. Матери детей с расстройствами аутистического спектра имеют достаточный уровень информированности и высокую степень «логического понимания особенностей психического развития детей» вне зависимости от тяжести и характера аффективных проблем детей.

4. Матери детей, имеющих умеренную степень аффективного расстройства, выступают инициаторами взаимодействия, в то время как матери детей с выраженной степенью расстройства взаимодействуют с детьми по необходимости.

 

Заключение

 

Аффективное расстройство детей ведет к развитию депрессивности, раздражительности и эмоциональному истощению матерей [5; 6; 8; 13; 20], которые вследствие этого не могут обеспечить наиболее важное условие развития — близкий эмоциональный контакт. Контакты матерей с аутичными детьми эмоционально бедны, при этом отмечается излишняя эмоциональная дистанция в общении, выраженность которой зависит от тяжести и характера аффективных проблем детей. Несмотря на достаточный уровень информированности и высокую степень «логического понимания особенностей психического развития детей» матери детей, имеющих выраженную степень аффективного расстройства, не инициируют взаимодействие и вступают в контакт с детьми только по мере необходимости.

Выявленные особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, позволят обеспечить системный подход к психологическому сопровождению семей, имеющих детей с аффективными расстройствами, включая психотерапевтически ориентированную работу с матерями.

Литература

  1. Аутичный ребенок: пути помощи / Е. Р. Баенская [и др.]. М.: Теревинф, 2000. 342 с. (Сер. «Особый ребенок»).
  2. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2. С. 1823.
  3. Алехина С. В.Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3. С. 914.
  4. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.: Речь, 2009. 112 с.
  5. Башина В. М. Аутизм в детстве: метод. Пособие. М.: Медицина, 1999. 237 с.
  6. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: кн. 1 / пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 224 с.
  7. Грошева Е. В. Психообразовательный подход в работе с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в психическом развитии // Психология человека: интегративный подход. М.: Изд-во ВШП, 2007. С. 49–55.
  8. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми: метод. пособие. М., 2003. 70 с.
  9. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация: учеб.- метод. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
  10. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: НКЦ, 2008. 120 с.
  11. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом: метод. пособие. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
  12. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2003. 408 с.
  13. Набатова И. В. Семья ребенка с аутизмом — «особое положение» // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 13–20.
  14. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.
  15. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию: метод. пособие. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  16. Романова Е. С. Психодиагностика: 2-е издание. СПб.: Питер, 2008. 346 с.
  17. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 5–24.
  18. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 5–17.
  19. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций: метод. пособие // Семья и формирование личности. М.: НИИОП, 1981. С. 38–45.
  20. Староверова М. С. Вариативный подход к психологическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра //Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2014. № 4 (14). С. 67–71.
  21. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2005. 46 с.
  22. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему // Социальная и клиническая психиатрия 2014. № 3. С. 96–101.

References

  1. Autistic Сhild: Ways to Help. / E. R. Bayenskaya [and others]. M.: Terevinph, 2000. 342 p. (Ser. «Special child»).
  2. Ayvazyan E. B., Pavlova A.V., Odinokova G. Yu. Special Family Problems // Development and Education of Children With Developmental Disorders.  2008. № 2.P.18–23.
  3. Alekhina S. V. Children With Autistic Spectrum Disorders in Education in Capital // Autism and Development Disorders. 2014. № 3. P. 914.
  4. Bayenskaya E. R. Assistance in education of children with special emotional development: 2-е ed. М.: Rech, 2009. 112 p.
  5. Bashina V. M. Autism in Childhood: resource book. М.: Medicine, 1999. 237 p.
  6. Volkmar Ph. R., Wiesner L. A. A Practical Guide to Autism: What Every Parent, Family Member, and Teacher Needs to Know: transl. from English. Ekaterinburg: Rama Publishing, 2014. 224 p.
  7. Grosheva E. V. Psychoeducational Approach to Work With Parents, Bringing Up Child With Psychological Development Disorders / Human Psychology: integrated approach. М.: Publ. h. VSHP, 2007. P. 4955.
  8. Karvasarskaya I. B. To StayAside. A Working Experience With Autistic Children: resource book. М., 2003. 70 p.
  9. Korobeynikov I. A. Progression Disorders and Social Adaptation: study guide. М.: PER SE, 2002. 192 p.
  10. Levchenko I. Yu. Psychological Assistance to the Family, Upbringing Child With Progression Disorders: resource book. М.: NKTS, 2008. 120 p.
  11. Mamaychuk  I. I. Psychologist’s Assistance to Autistic Children: resource book. SPb.: Rech, 2007. 288 p.
  12. Mastuykova E. M. Family Education of Children With Progressive Disorders : resource book for colleges. М.: Vlados, 2003. 408 p.
  13. Nabatova I. V. Family of Child With Autism – «special position» // Nursery Education. 2014. № 4. P.13–20.
  14. Pechnikova L. S. Peculiarities of Maternal Relation to Children With Infantile Autism: synopsis of a thesis  of Cand. Sc. М., 1997. 24 p.
  15. Peters T. Autism: from Theoretical Definition to Pedagogical Influence: resource book. SPb.: Institute of special pedagogics and psychology, 1999.  192 p.
  16. Romanova E. S. Diagnostics. SPb.: Peter, 2008. 346p.
  17. Ryzhov B. N. The Basis of Systems Psychology // Systems Psychology and Sociology.2010. № 1.P.524.
  18. Ryzhov B. N. The Basis of Systems Psychology //Systems Psychology and Sociology.2011.№ 3.P.517.
  19. Spivakovskaya A. S. Grounding of psychological correction of inadequate parental attitudes: resource book // Family and personality formation. М.: NIIOP, 1981.P. 3845.
  20. Starovoverova  M. S. Variative approach to psychological guidance of children with autistic spectrum disorders // Education and science reporter. Pedagogics. Psychology. Medicine. 2014.№ 4 (14). P.6771.
  21. Tkacheva V. V. System of Psychological Assistance for Families Upbringing Children With Progressive Disorders: synopsis of a thesis of Candidate of pedagogic science. М., 2005. 46p.
  22. Phillipova  N. V.,  Barylnik Yu. B. Autism epidemiology: modern view on the problem //Social and clinical psychiatry. 2014. № 3. P 96101.