Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Л. П. Набатникова, А. А. Голубниченко, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Журнал » 2016 №19 : Л. П. Набатникова, А. А. Голубниченко, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    Просмотров: 3835

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Л. П. Набатникова,

МГПУ, Москва,

А. А. Голубниченко,

ООО «Инвентив Хелс Клиникал», Москва

 

Статья посвящена исследованию личностного самоопределения старших школьников с разным уровнем выраженности застенчивости. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности ценностно-смысловой сферы, самореализации, целеполагания и планирования собственной жизни застенчивых старшеклассников в сравнении с их незастенчивыми сверстниками. Рассмотрен и обоснован процесс влияния застенчивости на личностное самоопределение.

Ключевые слова:личностное самоопределение, застенчивость, старший школьный возраст, ценностные ориентации, смысл жизни, самореализация, планирование собственной жизни, выбор профессии.

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-DETERMINATION

IN SHY HIGH SCHOOL STUDENTS

 

L. P. Nabatnikova,

MCU, Moscow

A.A. Golubnichenko,

Inventiv Health Clinical, Moscow

 

The article describes some features of the personal self-determination in high school students with different severity of the shyness. Empirical study shows the specific differences in values and in a self-fulfillment, a goal-setting and planning of shy high school students’ future life in comparison with their peers without shyness suffering. The impact of shyness on personal self-determination has beeninterpreted and justified.

Key words: personal self-determination, shyness, high school student, values, meaning of life, self-fulfillment, planning your own life, career choices.

 

Введение

 

Современный мир характеризуется перенасыщенностью информационного пространства. Высокая изменчивость современных тенденций, вызванная стремительным ростом науки, техники и общественного сознания, вынуждает человека соответствовать ритму жизни. В ситуации обилия знаний, суждений, мнений, молодому человеку становится трудно определить свои цели и ценности, обрести внутренний стержень и внутреннюю жизненную позицию по отношению к себе и окружающему миру. Так, в настоящее время особенно актуальным становится вопрос личностного самоопределения.

Старший школьный возраст время зарождения личностного самосознания и самоопределения. На основе уже обобщенных знаний о себе и окружающем мире, юноша начинает впервые выстраивать планы на свою жизнь. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.

Широкая распространенность и пагубное влияние застенчивости на развитие личности обусловили цели и задачи данного исследования — выявить психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников для нахождения методов психологической помощи данной категории школьников.

 

Основы формирования личностного самоопределения

 

Личностное самоопределение — есть конструирование человеком своего жизненного поля, которое представляет собой совокупность индивидуальных ценностей и смыслов, с одной стороны, и пространства реального действования, обеспечивающее реализацию личных ценностей и смыслов, охватывающего психологическое прошлое, настоящее и будущее человека, с другой [4].

Выступая в качестве внутренних движущих сил собственного развития, ценностные ориентации помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Именно ценности дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия» личности [13]. В преобразованном виде ценности выступают в качестве мотива деятельности и поведения, определяя форму реализации намеченных целей и стимулируя постановку новых значимых целей [1].

«Развитие ценностной системы определяется параллельным протеканием процессов адаптации, социализации и индивидуализации, каждый из которых на всех стадиях обеспечивает в той или иной степени интеграцию внутреннего и внешнего, баланс индивидуального и социального источников и векторов развития» [16: с. 28].

Адаптация, как базовый, фоновый процесс, основной задачей имеет поддержание психического гомеостаза по принципу «редукции напряжения». Любое рассогласование равновесия в системе «человек среда» приводит к состояниям тревоги, устранение которой возможно тремя путями: активная реорганизация среды, уход из неблагоприятной среды, либо переориентация личности — модификация ценностных ориентаций.

Социализация, как процесс усвоения индивидом социального опыта, осуществляется как за счет уподобления значимым другим посредством пассивной идентификации, так и посредством активного присвоения ценностей общества путем интериоризации в процессе расширения и углубления общения, деятельности и самосознания [16].

В ходе идентификации происходит подражательное усвоение, переживание, личностных смыслов носителя привлекательных черт [11]. Такое отождествление «играет роль механизма защиты от объекта, вызывающего страх и ощущение собственной неполноценности, путем уподобления ему» [16: с. 25].

«Интериоризация ценностей представляет собой осознанный процесс, который предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые имеют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную внутреннюю структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п.» [16: с. 26]. При этом, несмотря на осознанность усвоения ценностей социальной среды при действии данных механизмов, процесс социализации остается лишь процессом принятия либо непринятия тех или иных групповых ценностей.

Индивидуализация подразумевает уже самостоятельную выработку собственных внутренних ценностей, активное их воспроизводство в своей деятельности. Вершинный процесс подразумевает открытость своему собственному жизненному опыту, доверие своим чувствам и мыслям, принятие на себя ответственности, а именно, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности, ибо «каждый раз, когда человек принимает на себя ответственность, он актуализирует себя» [12: с. 23]. «Следствием автономии является способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своего действия, а не “куклой” в руках других людей» [16: с. 26].

Особенности формирования системы ценностных ориентации личности определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия, спецификой нарушений психической деятельности. При этом описанные факторы оказывают влияние как непосредственно на особенности системы ценностных ориентации, так и на характер формирующих ее процессов, воздействуя на выбор психологических механизмов их реализации [16]. В этом смысле интересно проследить влияние застенчивости на формирование системы ценностных ориентаций, а также на процесс их реализации, что и составляет, в сущности, личностное самоопределение.

 

Психологическое содержание понятия «застенчивость»

 

 

Застенчивость — одна из главных проблем человека, мешающих ему в полной мере выразить свое мнение, чувства и отношение к миру. Несмотря на широкую распространенность данного явления, в настоящее время нет общепринятого научного определения понятия застенчивости. Большинство авторов по-разному трактовали для себя определение данного феномена, отдавая приоритет описанию физиологических, поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностей застенчивых людей.

 Так, анализ зарубежной и отечественной литературы выявил следующие характеристики застенчивых людей.

Физиологические проявления застенчивости выражаются в покраснении лица, учащенном сердцебиении, сухости во рту. Часто застенчивые люди в пугающей их ситуации испытывают стесненное дыхание, потливость, обморочные состояния, головокружение и тошноту.

Поведение застенчивых характеризуются наличием пассивности, отведения взгляда, тихим голосом при разговоре.  Движения застенчивых либо скованные, либо, наоборот, чрезмерно выразительные, что указывает на сложности контролирования своего поведения. Могут наблюдаться дисфункции речи, в виде заикания, нервные жесты и мимика.

Наиболее яркой чертой застенчивого человека является наличие негативных мыслей о себе и о социальных ситуациях. Застенчивых людей постоянно преследует страх негативной оценки и вероятности выглядеть глупым. Беспокойные размышления, в особенности, самобичевание и болезненное самофокусирование, принимающие обсессивный характер, заполняют все мыслительное пространство застенчивого человека.

Застенчивость заставляет человека так сосредоточиться на себе, что он просто не замечает ничего, что происходит вокруг. К ситуациям общения и взаимодействия застенчивый человек подходит с предубеждением, что есть заведомо «правильное поведение», и нужно ему соответствовать. Так, застенчивый занят только отгадыванием того, как нужно себя вести, не пытаясь взаимно определять ситуацию.

Краеугольным камнем застенчивости является склонность к частому возникновению эмоций смущения и стыда, вызываемые мыслями о собственной несостоятельности по сравнению с другими людьми. Ощущение беззащитности и уязвимости в ситуации социального взаимодействия, по причине наличия предубеждений о заведомо негативной оценке своих действий со стороны окружающих, заставляет застенчивого уклоняться от тревожащих его контактов, способствуя развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями, выражающейся в постоянном навязчивом самоанализе.

Опираясь на данные зарубежной и отечественной литературы, мы позволили себе вывести собственное определение понятия застенчивости, отражающее, по нашему мнению, обобщение существенных свойств данного психологического феномена.

Застенчивость определяется нами как свойство личности, характеризующееся быстро нарастающим эмоциональным состоянием смущения, сопровождающееся негативным всепоглощающим самоанализом, вызванным страхом социальной оценки и стремлением к социальному одобрению.

Застенчивый человек всегда больше слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно [10: с. 243].  Мучительно переживает ситуации, когда оказывается в центре внимания группы людей или когда его оценивают. Он характеризуется беспокойством и мнительностью; обостренным восприятием и ожиданием оценки, предчувствием неуспеха в деятельности, потребности оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства одновременно с желанием общаться. Он нерешителен, недостаточно настойчив в достижении цели, ему трудно принимать решение [15: с. 182]. Все его сознание сфокусировано на производимом впечатлении и на социальных оценках, заполнено беспокойными размышлениями, самобичеванием, принимающим обсессивный характер [5: с. 11].

Недоверие себе, постоянная смена ценностных ориентиров, разброс интересов в попытке соответствовать своему окружению, присущие застенчивым людям, мешают им выстроить и отстаивать свою внутреннюю позицию, тем самым ограничивая полноценную самореализацию личности. Так, застенчивые люди, стремясь угодить другим людям, весь процесс личностного самоопределения и саморазвития подстраивают под внешние оценки, не реализуя свой истинный потенциал и индивидуальность.

Это приводит к тому, что человек становится не активным строителем жизни, в полной мере реализующим свой творческий потенциал, а пассивным участником событий.

Особенно острой эта проблема становится на пороге ранней юности, когда молодой человек должен определить свой жизненный путь. В этот момент он особенно должен быть верен себе, своим потребностям, идеалам, а не идти на поводу у своего страха социальной оценки. Он должен адекватно осознать свое «Я», принять его и отстаивать. Иначе, стремясь добиться только одобрения окружающих, идя в разрез собственным интересам и возможностям, человек рискует остаться неудовлетворенным своей жизнью отдав все свои силы на реализацию чужих желаний и ценностей.

Мы полагаем, что свойства застенчивой личности накладывают свой отпечаток на становление личностного самоопределения в старшем школьном возрасте, ограничивая формирующие процессы ценностно-смысловой сферы и условия их реализации.

А личностное самоопределение застенчивых старших школьников в целом характеризуется не только более низкой самореализацией, но и большей диффузностью системы ценностных ориентаций, что в свою очередь выражается в более сильном разрыве между ценностно-смысловым и пространственно-временным аспектами.

Для проверки поставленных гипотез возникает необходимость эмпирически изучить особенности личностного самоопределения у старшеклассников с разным уровнем выраженности застенчивости, что и определило основную цель исследования.

 

Организация и методы исследования

 

Исследование проводилось на базе гимназии № 1518 г. Москвы. В исследовании приняли участие 279 учащихся 1011 классов в возрасте от 14 до 18 лет, из них 93 обладали низким уровнем выраженности застенчивости, 111 средним уровнем застенчивости и 75 высоким уровнем.

Для выявления уровня выраженности застенчивости использовалась «Методика изучения застенчивости» Е. П. Ильина [7] и авторская анкета на определение застенчивости, представляющая собой модификацию «Стендфордского опросника застенчивости» Л. Хендерсон и Ф. Зимбардо [5].

Для детального изучения каждого структурного параметра личностного самоопределения старшеклассников использовались следующие методики, подобранные М. Р. Гинзбургом и Н. У. Заиченко [4]: методика «Ценностные ориентации», направленная на выявление доминирующих ценностных ориентаций личности старшеклассника; методика «Жизненные цели и ценности» для изучения субъективно переживаемой осмысленности собственной жизни; «Размышление о смысле жизни» — для выявления актуальности и значимости для старшеклассников вопроса о смысле жизни и на выявление референтного по этому вопросу круга лиц; методика «Области жизнедеятельности», направленная на выявление основных областей самореализации; опросник «Самостоятельность и творчество» для выявления отношения к самостоятельности и творчеству старшеклассников; методика «Ценностная проекция будущего», направленная на выявление доминирующих ценностных ориентаций в будущем; методика «Эмоционально отношение к будущему» для определения эмоционального отношения к будущему; методика «Ориентация на собственную активность или на внешние силы» для исследования активности/пассивности по отношению к будущему; методика «Выбор профессии» для изучения определенности выбора профессии; методика «Устойчивость выбора» для изучения устойчивости выбора профессии; методика «Планирование собственной жизни» для выявления отношения к планированию собственной жизни; методика «Планы на будущее»,  направленная на выявление протяженности и конкретности планов на будущее.

Для определения статистической значимости полученных результатов использовался t-критерий Стьюдента.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

На основании полученных результатов исследования были составлены психологические профили личностного самоопределения для застенчивых старшеклассников и их незастенчивых сверстников (рис.1, 2).

Застенчивые старшеклассники присваивают широкий спектр ценностных ориентиров и осознают их как свои собственные (рис. 1). Однако при наличии ценностной перенасыщенности степень субъективно переживаемой осмысленности своей жизни у застенчивых старшеклассников ниже, чем у их незастенчивых сверстников (рис. 1). 

Застенчивые старшеклассники испытывают большие затруднения в определении смысла своей жизни, в видении своей конкретной роли и цели в ней, осознании своей уникальности. Невыделенность субъективного переживания смысла жизни при наличии столь широкой сферы присвоенных ценностных ориентаций говорит об отсутствии в ней четкой иерархии и дифференциации. 

 

 

 

 Рис. 1. Оценка параметров психологического настоящего старшеклассников с разным уровнем застенчивости (средний коэффициент)

 

При наличии выраженной потребности в поиске смысла собственной жизни, настоящее исследование выявило узость групп референтных лиц по данному вопросу у застенчивых старших школьников. Боязнь оценки со стороны окружающих мешает застенчивым старшеклассникам раскрыться и поделиться размышлениями, целями и планами относительно собственного жизненного пути со значимыми другими.

Более заметные различия наблюдаются при рассмотрении параметров самореализации старших школьников с разным уровнем выраженности застенчивости (рис. 1).

Степень самореализации у всех школьников выражена меньше, нежели ценностно-смысловой аспект самоопределения, но это и есть отражение кризиса ранней юности, сущность которого заключается в обострении противоречий между сформированными в подростковом возрасте психологическими качествами взрослого человека и отсутствием опыта их реализации в широкой социальной сфере. Однако у застенчивых старшеклассников наблюдается более значительный разрыв между желаемым и реализуемым.

Самореализация застенчивых старшеклассников носит более ограниченный и репродуктивный характер, нежели у их незастенчивых сверстников. Они более склонны к следованию готовым образцам поведения, нежели их незастенчивые сверстники, проявляющие активность и индивидуальность самореализации. Боязнь ошибиться и испытать эмоции стыда приводит к сокращению попыток активного поиска себя, апробации различных социальных ролей и видов деятельности.

Степень ценностной насыщенности психологического будущего как смысловой перспективы личности и ценностной проекции своего будущего у застенчивых старших школьников выше, чем у их незастенчивых сверстников. Широкий диапазон ценностей в настоящем у застенчивых старшеклассников продолжает оставаться широким и в отношении своего будущего (рис. 2).

Однако наряду с тем, что для застенчивых старшеклассников будущее является крайне привлекательным и ожидаемым в смысловом отношении, у них зафиксирована более низкая степень определенности и устойчивости профессионального выбора, нежели у их незастенчивых сверстников (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Оценка параметров психологического будущего старшеклассников с разным уровнем застенчивости (средний коэффициент)

 

В отношении временного будущего было выявлено, что застенчивые старшеклассники обладают меньшей степенью структурированности будущего, нежели их незастенчивые сверстники (рис. 2). Это говорит о том, что застенчивые школьники меньше доверяют собственному планированию жизни, указывая на сильную приверженность к влияниям со стороны. 

Однако при этом у застенчивых старшеклассников наблюдаются более высокие показатели глубины будущего как направленности на долгосрочные перспективы, нежели у их незастенчивых сверстников (рис. 2). Так, при неопределенности и неустойчивости конкретного профессионального выбора на этапе старшей школы большинство застенчивых школьников заявили о наличии у них планов на всю жизнь. Напротив, у незастенчивых старших школьников наблюдается более конкретное и кратковременное планирование на ближайшее будущее при большей определенности и устойчивости конкретного профессионального выбора на данном этапе жизненного пути, что и составляет сущность процесса личностного самоопределения как психологической задачи старшего школьного возраста.

 

Выводы

Личностное самоопределение застенчивых старшеклассников характеризуется отсутствием значимой иерархии и дифференциации системы ценностных ориентаций, низкой степенью переживания значимости и осмысленности собственной жизни, неопределенностью и неустойчивостью профессионального выбора при общей смысловой и временной неупорядоченности перспективы собственного развития.

Полученные результаты исследования позволили нам обосновать механизм влияния застенчивости на личностное самоопределение (рис. 3). Ограниченная самореализация застенчивых старшеклассников оказывает влияние на становление личностного самоопределения как непосредственно, так и опосредовано на этапе формирования его ценностно-смыслового аспекта. Так, психологические особенности застенчивой личности ограничивают работу высших механизмов формирования системы ценностных ориентаций, тем самым ослабляя ее мотивационные и оценочные функции в процессе принятия решения в отношении будущей жизни, а в особенности профессионального пути.

 

       

Рис. 3. Общая концепция влияния застенчивости на личностное самоопределение с приложением конкретных результатов проведенного исследования

 

Застенчивого человека постоянно преследует страх социальной оценки. Состояние тревоги активизирует процессы интрапсихической адаптации в попытке установить равновесие с социальной средой, что для застенчивого человека означает либо избегание подобных ситуаций, либо модификацию личностных ценностей.

Узость референтных групп лиц, низкая степень самореализации демонстрируют проявления ухода от ситуаций, пугающих ожиданием оценки, особенно когда они касаются таких важных для старшеклассника тем, как смысл жизни.

Однако в силу не менее действующей потребности в социальном одобрении застенчивый человек стремится не только избегать ситуаций взаимодействия и оценки, но и соответствовать своему значимому окружению, что выражается в подражании окружающим людям, выступающим в качестве образца, носителя привлекательных черт и свойств. Так активизируется и второй механизм социальной адаптации реорганизация своих ценностей.

Но вновь набранные от значимых окружающих ценности встречают трудности на пути их интериоризации, вращивания, так как процесс их отработки в поведении, общении и деятельности затруднен. Наряду с трудностями в апробации ценностей застенчивые старшеклассники практически лишают себя обратной связи с формирующейся жизненной позицией, процесс корректировки ценностей ограничен.

Тем самым многочисленные ценности застенчивого старшеклассника не обрастают личностным смыслом, не проходят этап внутреннего переживания, апробации, перерастания в механизм действия и выбора, а остаются застывшими, скопированными у значимых людей образцами «правильного» поведения.

Преобладание мотивации одобрения над мотивацией достижения успеха, а в нашем исследовании неверие в свои силы, приверженность влияниям со стороны и репродуктивность самовыражения иллюстрируют сниженную потребность в автономной системе ценностей, ее индивидуализации, что усугубляет процесс формирования собственной жизненной позиции.

Таким образом, боясь раскрыть свой внутренний мир перед другими, ограничивая общение и деятельность, не доверяя самому себе, застенчивый человек не может выстроить твердую внутреннюю позицию. Громоздкая и диффузная система ценностных ориентаций застенчивых старшеклассников как результат пассивной идентификации с окружающими по принципу социального одобрения слаба за неимением личностного смыслового веса ввиду малого опыта самореализации через общение и деятельность и не справляется с задачей рычага для осуществления оценки, выбора и принятия решений в отношении своей будущей жизни. Этим объясняется неустойчивость профессионального выбора и неорганизованность временной перспективы у застенчивых старшеклассников на этапе старшего школьного возраста.

Так, застенчивые старшеклассники «застревают» на самом первом выборе выборе идеалов и точки опоры, установления внутренней позиции, что не дает возможности формирования самоопределения на этапе вступления во взрослую жизнь. Ибо внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия, что означает: «Всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение т. е. активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия, в результате чего возникает самодетерминации [14: с. 58].

Таким образом, застенчивые старшие школьники на пороге юности обладают еще диффузным самоопределением, более свойственным подростковому возрасту. Только слабость их воли выражена не по причине слабости целей, а по причине слабости идеалов. Точнее сказать, по причине, подмены личных идеалов чужими вследствие отсутствия активного процесса формирования собственных ценностей, доминирующей потребности в социальном одобрении и избегании порицания.

 

Заключение

Система ценностных ориентаций застенчивых старшеклассников при общем разбросе интересов, низкой самореализации и неорганизованности временной перспективы не справляется с задачей осуществления выбора и принятия решений в отношении своей будущей жизни.

Впоследствии это может привести к тому, что застенчивые люди окажутся недовольными избранной сферой деятельности и, как результат, низкой степенью профессиональной и личной реализованности, общей удовлетворенности своей жизнью.

Очень важно предотвратить пагубное влияние застенчивости на личность как можно раньше, пока человек не начал проживать чужую и бессмысленную жизнь. В то же время лишь в старшем школьном возрасте появляется возможность рефлексии и самовоспитания. Нужно только задать правильное направление мысли и деятельности застенчивых старшеклассников. Им необходимо научиться слышать себя, доверять себе и начать действовать. Ради собственного благополучия и общественной пользы.

Литература

 

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл Академия, 2004. 541 с.
  3. Галигузова Л. H. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 2838.
  4. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … докт. психол. наук. М. 1996. 60 с.
  5. Зимбардо Ф. Как побороть застенчивость: пер. с англ. М. 2013. 196 с.
  6. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2011. 573 с.
  8. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  9. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника. Психологические особенности формирования личности школьника. М.: МГУ, 1983. 25 с.
  10. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544с.
  11. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: НГПИ, 1992. 216 с.
  12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  13. Наумова И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 200 с.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 415 с.
  15. Шингаева Н. В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников // Ананьевские чтения – 98: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Издательство СпбГУ, 1998. С. 181–182.
  16. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 98 с.
  17. Henderson L., Zimbardo P. Helping Your Shy and Socially Anxious Client. New Harbinger Publications. 2014. 272p.

References

  1. Bozhovich L. I.  Personality and its Developments Through a Childhood. М., 1968. 464 p.
  2. Breslav G. M. The Psychology of Emotions. М.: Smisl Academy, 2004. 541 p.
  3. Galiuzova L. N. Psychological Analysis of the Child Shyness // Questions of psychology. 2000. № 5. P. 2838.
  4. Ginzburg M. R. Psychology of Self-Determination: Diss. for the Dr. of Psychology Degree. M., 1996. 60 p.
  5. Zimbardo F. How to Overcome Shyness: Translation from English . М. 2013. 196 p.
  6. Izard K. E.  The Psychology of Emotions: Translation from English .SPB.: Piter, 2000. 464 p.
  7. Ilyin E. P. The Psychology of the Communication and Interpersonal Relationships. Spb.: Piter, 2011. 573 с.
  8. Kon I. S. In a Search of a Self. Personality and its Self-Consciousness. М.: Publishing house of the Moscow University, 2004. 335 p.
  9. Kruglov B. S. The Role of Values in the Formation of the Student`s Personality. Psychological Features of the Student`s Personality Formation. M., 1983. P. 411.
  10. Kunitsina V. N., Kazarinova N. V., Pogolsha V. M.  Interpersonal Communication. Spb.: Piter, 2001. 544 с.
  11. Leontiev V. G. Psychological Mechanisms of Motivation. Novosibirsk: NSPI, 1992. 216 p.
  12. Maslow A. New frontiers of human nature: Translated from English. - M .: The meaning of 1999. 425 p.
  13. Naumova  I. F. Sociological and Psychological Aspects of Purposeful Behavior. M. 1988. 200 p.
  14. Rubinshtein S. L. Problems of General Psychology. M.. 1976. 415 p.
  15. Shingaeva N. V. Studying of the Personality Features of the Shy High School Students //Ananiev reading–98: Abstracts of scientific and practical conference. Spb., 1998. P. 181–182.
  16. Janickyi  M. S. Personality Values Structure as a Dynamic System. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.  98 p.
  17. Henderson L., Zimbardo P. Helping Your Shy and Socially Anxious Client. New Harbinger Publications. 2014. 272 p.