Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2016 №19 : С.М. Валявко АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 3907

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.М. Валявко

 МГПУ, Москва

В статье описано начало развития самооценочного отношения у нормально развивающихся старших дошкольников и их сверстников с разными типами недоразвития речи. Наиболее близки к нормально развивающимся заикающиеся, наиболее своеобразны дети с общим недоразвитием речи. Описаны также корреляции уровней развития самооценки старших дошкольников с другими особенностями их личности.

Ключевые слова: психологическая диагностика, самооценка, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, заикание.

S.M. Valyavko

MCU, Moscow

ANALYSIS OF FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN SELF-ESTEEM

The article is devoted to the description of the beginning of a self-esteem development in normally-developing senior preschool children and their peers with different types of speech underdevelopment. The study showed that children with stuttering problem are closer to the normally-developing children, while children with general speech underdevelopment have more peculiar differences. The correlation between the levels of the senior preschool children self-esteem development and their personality features has been also described.

Key words: psychological diagnostics, self-esteem, senior preschool children, general speech underdevelopment, stuttering.

 

Введение

Осознание себя и отношение к себе у ребенка начинают формироваться на втором году жизни. Этому способствует возможность видеть себя в зеркале, показ частей своего тела по просьбе («покажи носик» и т. п.), а также возникающие вследствие определенных отношений наиболее близких взрослых элементы самооценки («я хороший мальчик», «я плохой»). Окончательный вклад в формирование самооценочного отношения вносят результаты ожидания ребенком успеха или неудачи, наказание, критика или похвала [20].

Одновременно с формированием половозрастной идентификации и представлений о себе в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться оценочные суждения и оценочное отношение к собственным качествам — на основе этого в будущем складывается самооценка. Самооценочное отношение у дошкольника еще не осознанное, эмоциональное, недифференцированное, подверженное влиянию оценки окружающих и множества других факторов. Все исследователи считают, что самооценка является показателем комплексным и представляет собой совокупность внешних оценок себя. Потребность личности в поддержании высокого уровня самооценки считается универсальной для всех культур.

Подавляющее большинство научной литературы по психологии самооценки опубликовано на английском языке [9]. В ней для обозначения самооценки как понятия чаще всего используются три термина-синонима: «self-esteem», «self-evalution» и  «self-rating». Два последних наиболее близки друг к другу и обычно применяются при использовании личностью каких-то средств (методик), дающих представление о себе. «Self-esteem» предполагает определение степени самоценности личности.

Считается, что трудно сколько-нибудь точно измерить самооценку детей младше семи лет. У дошкольников, видимо, отсутствует глобальная, или обобщенная, самооценка — «trait self-esteem»: они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, что соответствует понятию «state self-esteem» [1: 15 и др.]. Такая вариативность самооценочного отношения, как спасательный круг, поддерживает ребенка в непростых, постоянно изменяющихся жизненных ситуациях и дает возможность не утратить оптимистической веры в будущее и ожиданий личных успехов. Л. С. Выготский писал, что именно к семи годам начинает складываться самооценка — обобщенное, т. е. устойчивое, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, отражает опыт его деятельности, общение с другими людьми [7: с. 184]. Современными психологами самооценка рассматривается как совокупность партикулярных оценок — общей, конкретной (ситуационной) и динамической. Вектор развития идет от конкретной самооценки к общей через динамическую, которая является неким промежуточным звеном обобщения самооценочного отношения [17]. Общая самооценка появляется к концу дошкольного возраста, заметим, что это происходит при нормальном развитии ребенка. В младшем школьном возрасте самооценка становится более устойчивой [12].

Организация и методы исследования

Недостатки речи затрудняют и замедляют формирование самосознания, что сильно сказывается на развитии социального взаимодействия, в частности мешает ребенку осознать и выразить свои потребности. Как отмечает Кирк и соавторы, при недостатках речевого развития отмечаются затруднения и отставание в формировании представлений о себе и самооценки. Последнее особенно отмечается при заикании [19: с. 254]. У ребенка с нарушениями речевого развития оценочное отношение к своей речи начинает формироваться в коррекционно-развивающем взаимодействии с логопедом. Можно предположить, что это происходит раньше, чем в норме, чему способствуют вынужденное более раннее начало учебной деятельности в случаях речевого дизонтогенеза и неизбежные оценки речевых успехов и неудач ребенка, даваемые логопедом.

Гипотезой настоящего исследования выступило положение психологической науки о том, что вне зависимости от речевого статуса завышенная самооценка является возрастной нормой для всех дошкольников [10].

Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «общее недоразвитие речи III уровня» по российской классификации Р. Е. Левиной (средний паспортный возраст — 5 лет 8 мес.), 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст — 5 лет 7 мес.). Контрастная по ряду методик группа была представлена дошкольниками с заиканием (30 детей). Все дети посещали обычные общеобразовательные и специализированные дошкольные образовательные учреждения г. Москвы. Исследование проводилось в 2010–2013 гг. Для изучения заявленной проблемы использовалась методика «Лесенка» В. Г. Щур.Для получения данных о связи самооценки с другими личностными компонентами применялись методики, описанные нами ранее [3–5] и др.

 

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSS statistics 21 version. Данные полученные с помощью Т-критерия Стьюдента позволяют говорить о наличии достоверно значимых различий самооценки в группе детей с ОНР и их сверстников с нормальной речью, а также заикающихся (см. таблицу 1).

Таблица 1

Достоверность различий (Т-критерий для независимых выборок)

 

Дети с общим недоразвитием речи

Дети с заиканием

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с общим недоразвитием речи

-

,312 (p =0,755)

2,641 (p= 0,009)

Дети с заиканием

,312 (p = 0,755)

-

1,944 (p=0,054)

Дети с нормальным речевым развитием

2,641(p=0,009)

1,944 (p=0,054)

-

 

На рисунках 1–3 представлены данные, полученные с помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур. Зависит ли обобщенная самооценка дошкольника от его речевого статуса? Обратимся к рисунку 1.

 

Рис. 1. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом

 

Показатели неадекватно завышенной самооценки (в %) имеют близкие значения в группах детей с речевым дефектом, но их число в 3–4 раза превышает показатели такой самооценки у дошкольников с нормальной речью. Возможно, дети с речевыми недостатками в гораздо большей степени по сравнению с нормой переоценивают себя. Является ли это следствием гиперкомпенсации личности как реакции на дефект или несформированности обобщающей функции? Нам представляется, что ответ на этот вопрос требует специальных исследований с применением других методик.

Процентные показатели заниженной самооценки у всех исследуемых групп не имеют достоверно значимых различий, т. е. изначально низкая самооценка не связана с речевым статусом и, очевидно, обусловлена другими причинами. В частности, материалами исследования С. Хартер (1987, 1990) выявлено несколько типов воздействия на самооценку ребенка, в том числе ощущаемое или неощущаемое им чувство поддержки, которое ребенок испытывает от значимых лиц близкого круга общения [1]. Венгерские ученые Й. Раншбург и П. Поппер указывают на очень сильную потребность ребенка в чувстве собственной компетенции и возлагают ответственность за удовлетворение этой потребности на поведение взрослых, которое должно стимулировать детей формировать свою компетентность во всех ее проявлениях. Под влиянием положительного или отрицательного стимулирования проявлений компетенции у ребенка вырабатывается соответствующее мнение о себе, т. е. самооценка [16].

Завышенная самооценка примерно одинакова в процентном отношении у дошкольников с речевыми недостатками (38,2 и 38,5 %), но встречается достоверно реже, чем у их сверстников с нормальным развитием речи (57 %). Полученные сведения по последней группе не расходятся с описанными ранее [6; 8; 13; 14] и др.

Число дошкольников с адекватной самооценкой приблизительно одинаково во всех исследуемых группах и составляет около четверти детей. Итак, проанализированные выше показатели иллюстрируют довольно широкий разброс, что говорит об интенсивном процессе формирования самооценочного отношения в старшем дошкольном возрасте.

Существует ли каузальная связь между особенностями самооценки и возрастом детей-дошкольников? Посмотрим на рис. 2, демонстрирующий полученные данные.

 

 

Рис. 2. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом в зависимости от возраста

 

На протяжении 6–7-го лет жизни самооценка детей с ОНР не претерпевает существенных изменений. У остальных исследованных групп дошкольников изменения несколько более выражены, но не достигают уровня достоверной значимости.

В отношении различий самооценки по полу (рис. 3) можно сказать следующее. У старших дошкольников с ОНР таких различий не выявлено. Самооценка шестилетних мальчиков с ОНР и с заиканием достоверно не различаются. Поскольку сравнительные исследования самооценки детей с речевым дизонтогенезом с дополнительной дифференциацией по полу и возрасту проводилось впервые, мы не можем сопоставить их с другими эмпирическими данными. У дошкольников с нормальным уровнем речевого развития выявлены отличительные особенности по половому признаку (на уровне достоверной значимости). Большинство мальчиков имеют завышенную самооценку, в то время как девочек с завышенной самооценкой достоверно меньше. Адекватную самооценку имеют около трети девочек (32,3 %) и 13, 2 % мальчиков с нормальным уровнем речевого развития.

 

Рис. 3. Особенности самооценки дошкольников с разным речевым статусом в зависимости от пола

 

Рассмотрим связи самооценки с другими показателями личностного развития, такими как сформированность ценностно-потребностно-мотивационной сферы личности (см. рис. 4–6).

 

Рис. 4. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями личности у детей с ОНР

Чем больше дошкольник с ОНР доволен собой (т. е. чем выше его самооценка) и своей компетентностью (в том числе и своей речью), тем меньше его страхи, ниже уровень его мотивации к логопедическим занятиям, общению, тем интернальнее его локус контроля.

Рис. 5. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями  личности у детей с заиканием

 

Чем выше самооценка ребенка с заиканием и чем больше она приближается к неадекватно высокой, тем меньше проявлений застенчивости и ситуативной тревожности. Но это справедливо только для тех ситуаций, которые не связаны с использованием речи (рис. 5).

 

Рис. 6. Корреляционные связи самооценки с другими проявлениями личности у детей с нормальным речевым развитием

У дошкольников с нормальным уровнем речевого развития самооценка, прежде всего, связана с ценностью познавательной деятельности (у них, очевидно, уже работает принцип древних греков «Познай самого себя!») и удовлетворением потребности в безопасности. Чем выше самооценка, тем меньше выражена личностная тревожность и ценность общения.

Сделаем некоторые выводы:

  • в старшем дошкольном возрасте выявляются все степени оценочного отношения к себе от заниженной самооценки до неадекватно завышенной. Это относится ко всем исследованным группам;
  • наиболее близкие к норме показатели общей самооценки у заикающихся дошкольников, в то время как показатели детей с общим недоразвитием речи и нормальном уровне речевого развития значительно различаются (на уровне достоверной значимости);
  • у дошкольников с нормальным уровнем развития речи (особенно у мальчиков) преобладает завышенная самооценка;
  • заниженная самооценка старших дошкольников не связана с их речевым статусом, с возрастом (в пределах 5–6 лет) и полом.

Полученные выводы о формировании самооценки в дошкольном возрасте дают основание считать, что недоразвитие лексико-грамматической стороны речи (обуславливающее существенно худшее восприятие речевого сообщения на слух) у дошкольников с ОНР обуславливают трудности понимания ими речи окружающих. Недостатки импрессивной речи оказывают более сильное влияние на личностное развитие, чем трудности коммуникации их сверстников с заиканием, у которых понимание содержания речевого общения не отличается от нормы.

Литература

  1. Би Х. Развитие ребенка. 9-е изд. СПб. Питер, 2004. 765с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб..: Питер, 2009. 398 с.
  3. Валявко С. М. Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик на примере теста общей и специальной мотивации // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 2840.
  4. Валявко С. М., Аверьянова Е. В. Методика исследования ценностных ориентаций: опыт конструирования // Экспериментальная психология. 2012. № 2. С. 8395.
  5. Валявко С. М., Князев К. Е. Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития // Специальное образование. 2014. № 2 (34). С. 513.
  6. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2008. 90 с.
  7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2 / Выготский Л.С. М. Педагогика, 1982. 504с.
  8. Дмитриевская Н. Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи // Коррекционная педагогика. 2014. № 2 (60). С. 3134.
  9. Жокина П. А. О некоторых зарубежных подходах к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии. // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. научных статей. Ч. 2. М. МГПУ. 2016. С.4659.
  10. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка: избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. 316 с.
  11. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. М. 2011. 23 с.
  12. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков // Системная психология. 2016. №1 (17). C. 510.
  13. Орешкина М. Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М. 1999. 18 с.
  14. Панасенко К. Е. Особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. Белгород. 2005. 22 с.
  15. Развитие личности ребенка. пер. с англ. / общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 325 с.
  16. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности / пер. с венг. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  17. Стеркина Р. Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста // Воспитание, обучение и психология развития. М. 1977. Ч. 1. С. 4445.
  18. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент /под ред. В. В. Давыдова. М.: Академия, 1982. С. 108114.
  19. Kirk Samuel A., Gallagher James , Anastasiow Micolas J. Educating Exceptional Children. 9 th ed. Boston. New York: Haughton Mifflin Company, 2000. 590 p.
  20. Peterson Nansy L. Early intervention for handicapped and at-risk children. Denver. London: Love publishing company. 1988. 580 p.

References

  1. Bee H. The Child’s Development. 9th Edition. Stb. PITER, 2004. 765р.
  2. Bozhovich L. I. Personality and its Formation During the Childhood. Stb. Piter, 2009. 398 р.
  3. Valyavko S. M. Empirical Experience of Construction and Formalization of the Psychodiagnostic Methods on Example of a General and Special Motivation Test // Systems Psychology and Sociology. 2014. № 3 (11). P.28–40.
  4. Valyavko S. M., Averyanova E. V. Methodolody of the Study of Value Orientations of Preschool Children: the Experience of Designing // Experimental Psychology. 2012. № 2. P.8395.
  5. Valyavko S. M., Knyazev K. E. Research of the Sphere of Needs of Preschool Children With Impaired Speech Development // Special Education. 2014. № 2(34). P.513.
  6. Volkovskaya T. N., Usupova G. H. Psychological Support for Children With Speech Disorders. M.: Knigolub, 2008. 90 р.
  7. Vygotskiy L. S. Collected Works. T 2 / L. S. Vygotskiy. M. Pedagogika. 1982. 504 p.
  8. Dmitrievskaya N. F.  Self-Evaluation Features As a Structural Component to the Internal Picture of the Defect in Primary School Children With General Speech Underdevelopment // Correctional Pedagogy. 2014. № 2 (60). P. 3134.
  9. Zhokina P. A. Some Overseas Approaches to the Study of Self-Esteem and Self-Confidence in Foreign Psychology // Psychological and Pedagogical Support for Children With Disabilities. Collection of Scientific Articles. Part 2. M.: MCU. 2016. P.4659.
  10.  Zaporozhets A. V. The Mental Development of the Child: Selected Psychological Works: in 2 Vol.1 / Edited by V. V. Davydov, V. P. Zinchenko. M. Longman, 1986. 316 p.
  11.  Kolyagina V. G.Psychological Features of Fears in Preschool Children With Speech Development Disorders. Abstract. Diss....Candidate of Psychological Sciences. M. 2011. 23 p.
  12. Lvova S. V.Comparative Analysis of the Self-Esteem Features in Junior Schoolchildren and Teenagers // Systems Psychology and Sociology. 1 (17) 2016. P. 510.
  13. Oreshkina M. U. Schoolchildren’s Self-Esteem and Their Level of Claims in case of Serious Speech Disorders. Abstract. Diss. ..Candidate of Psychological Sciences. M. 1999. 18 p.
  14. Panasenko K. E.Features of Self-Presentation of Preschool Children With Violation of Speech Development. Abstract. Diss. ..Candidate of Psychological Sciences. Belgorod, 2005. 22 p
  15. The Development of the Child / Edited by A. M. Fonareva. M. Progress, 1987. 325 p.
  16. Ransburg J., Popper P. The Secrets of Personality. M. Pedagogika, 1983. 160 p.
  17.  Sterkina R. B. Some Features of the Preschool Children Self-Esteem // Education, Training, and Developmental and Educational Psychology. M. 1977. Part 1. P. 4445.
  18.  Shour V. G. The Study of Children’s Views Technique: Child’s Views About Himself Through the Opinions of the Others // Psychology of Personality: Theory and Experiment / Edited by V. V. Davydov. M. Academy, 1982. P. 108–114.
  19.  Kirk Samuel A., Gallagher James , Anastasiow Micolas J. Educating Exceptional Children . Boston. New York: Haughton Mifflin Company, 9 th ed. 2000. 590 p.
  20. Peterson Nansy L. Early intervention for handicapped and at-risk children. Denver. London: Love publishing company. 1988. 580 p.