Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)

Журнал » 2016 №18 : Б. Н. Рыжов, Л. Б. Смоловская, ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (RT-TEST)
    Просмотров: 6519

ТЕСТ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(RT-TEST)

 

Б. Н. Рыжов,

Л. Б. Смоловская,

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена описанию теста на переключение умственных действий RT-TEST, предназначенного для оценки одного из показателей гибкости мышления. Статья включает описание принципов работы методики, процедуры применения теста и регистрации результатов тестирования. В статье также приводятся результаты валидизации методики RT-TEST.

Ключевые слова: системная психология, переключение умственных действий, RT-TEST, психическая работоспособность, типология интеллекта, версативный и ингенитивный интеллект.

 

TEST SWITCH MENTAL ACTIONS (RT-TEST)

 

B. N. Ryzhov,

L. B. Smolovskaya,

MCU, Moscow

 

The article is devoted to description of the method of RT-TEST. The article includes a detailed description of the methodology, the procedure of application test and data processing. The article also contains information about validation.

Keywords: system psychology, switching mental actions, RT-TEST, mental efficiency, typology of intelligence, versativ and ingenitive intelligence.

 

Введение

 

Гибкость мышления или гибкость ума традиционно рассматривается в психологии как одна из наиболее важных и эффектных характеристик мыслительной деятельности. Особое внимание этой характеристике уделяли представители гештальпсихологии — М. Вертгеймер, В. Келер, К. Дункер и др., связывая гибкость мышления с возможностью преодоления привычного восприятия ситуации и обнаружения в ней новых, ранее не учитываемых аспектов [2; 4]. Гибкость мышления противостоит рутинному образу мысли и с очевидностью обнаруживает себя как в классическом описании инсайта В. Келера, так и при решении известных задач К. Дункера. Показателем гибкости ума М. Вертгеймер считал перестройку способа действия. При этом одним из важных критериев и необходимых факторов гибкости мышления становится относительная легкость, с которой человек, оперируя одним и тем же или близким набором объектов, может переходить от решения одной мыслительной задачи к другой.

Тем не менее, несмотря на существование целого ряда исследований, посвященных гибкости мышления [1; 3; 5; 9], психологические механизмы этого явления изучены еще недостаточно. Для их более полного учета был предложен тест на переключение умственных действий(RT-TEST).Описанию этого теста посвящена настоящая работа.

 

Методологическая база и принцип работы методики RT-TEST

 

Тест на переключение умственных действий — RT-TEST — разработан на основе теории системной психологии [6] и является составной частью батареи методик R-TEST[1], предназначенных для оценки различных характеристик психической работоспособности человека [7]. С позиции системной психологии гибкость ума представляет собой способность переключения от регулирования одной системы к другой. Таким образом, она имеет надсистемную специфику, а ее антагонистом является ригидность — приверженность шаблону, невозможность переключаться на решение новой задачи адекватно меняющейся ситуации.

Среди способов оценки возможности переключения регулируемых систем следует указать на разработанный в психологии экстремальных профессий метод «дополнительной задачи», выполнение которой осуществляется одновременно с основной тестовой нагрузкой, а также на группу методик на переключение внимания. К их числу относятся представленный более ста лет назад корректурный тест Бурдона, а также ряд вариантов методики, предложенной Р. Шульте[2] и усовершенствованной Ф. Д. Горбовым [8]. Однако ни одна из этих методик не может быть признана полностью удовлетворительной вследствие их ограниченной направленности. Метод «дополнительной задачи», как правило, предназначен для конкретных операторских профессий, обладая в этой связи узкой специфичностью применения. Методики типа корректурной пробы или черно-красных таблиц Шульте — Горбова, напротив, связаны с выполнением однотипной деятельности, при которой периодически меняется лишь форма или цвет стимульного объекта, логика же выполняемых действий остается неизменной.

RT-TEST позволяет устранить эти недостатки. Тест представляет собой выполнение обследуемым серии заданий, каждое из которых включает поочередную смену двух видов действий. В качестве стимульного материала выступают расположенные в ячейках девятиразрядной таблицы 3х3 арабские цифры. Цифры имеют различный цвет и могут принимать значения от 0 до 9. В каждой ячейке может находиться не более одной цифры. Количество предъявленных цифр зависит от успешности выполнения предыдущего задания. Первое действие заключается в запоминании и последующем воспроизведении расположения цифр в таблице. Второе действие представляет собой выполнение счетно-логических операций. При его выполнении необходимо запомнить цвет предъявленных цифр и вычислить итоговое число в соответствии со следующим правилом: зеленые цифры суммируются, красные вычитаются из полученной суммы, черные — не используются при нахождении итогового числа. Таким образом, в течение всего времени тестирования производится постоянное переключение умственных действий. По результатам выполнения теста рассчитывается коэффициент успешности (индекс переключаемости), учитывающий как успешность выполнения умственных действий, так и среднее время выполнения каждого задания.

 

Процедура применения теста и обработка данных

 

Применение теста включает в себя пять последовательных этапов.

  • Выбор языка.
  • Регистрация пользователя и установка настроек.
  • Ознакомление пользователя с инструкцией.
  • Выполнение теста.
  • Регистрация результатов тестирования.

 

1. Выбор языка

 

Выбор языка осуществляется кликом по соответствующему флагу (рис. 1). В представленной версии существует возможность выбрать один из двух возможных языков — русский и латвийский.

 

 

Рис. 1. Главное меню — переключение языка

 

2.  Регистрация пользователя и установка настроек

 

Для регистрации пользователя необходимо заполнить следующие пункты: имя, возраст, пол, дата прохождения теста. Пункт «Дополнительно» является необязательным и заполняется по просьбе исследователя (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Регистрация пользователя

 

После заполнения личных данных пользователь имеет возможность изменить настройки программы (рис. 3). Данный пункт включает в себя:

  • время исследования — время, которое дается пользователю на прохождение всего тестирования. Отсчет ведется с нажатия кнопки «Далее» в меню регистрации пользователя. Как только счетчик достигает указанного значения, тестирование заканчивается, и пользователь переходит в меню управления результатами тестирования. Данные этого поля указываются в секундах, вводятся с клавиатуры. Допустимый диапазон — от сорока секунд до одного часа;
  • время предъявления таблицы — время, которое дается пользователю на запоминание предъявляемой таблицы А. Начало работы счетчика — нажатие кнопки «Далее». По достижении счетчиком заданного значения, матрица А становится пустой, а матрица В — заполняется. Данные поля вводятся в секундах с клавиатуры, Диапазон — от одной секунды до пяти минут [1; 300];
  • время на заполнение таблицы — время, которое предоставляется пользователю для заполнения таблицы А значениями из таблицы В. Диапазон — от одной секунды до пяти минут [1; 300];
  • время на заполнение окна счета — время, которое предоставляется пользователю после заполнения таблицы А на введение результата счета, который он произвел. Диапазон — от одной секунды до пяти минут [1; 300];
  • начальное число элементов — количество символов, предъявляемых пользователю для запоминания после предъявления инструкции. Диапазон — [1; 9]. Количество элементов после выполнения пользователем первого задания будет меняться;
  • коэффициент нормирования — число, учитывающее данные возрастных, профессиональных или иных нормативов. При их отсутствии устанавливается равным одному.

После окончания настройки программы необходимо нажать на кнопку «Проверить данные». В случае если какие-то данные были введены некорректно, программа выдает сообщение об ошибке и меняет данные на установленные по умолчанию. Если ошибок найдено не было, программа скроет это меню. Для перехода к окну инструкции, пользователю необходимо нажать кнопку «Далее» в панели регистрации пользователя.

 

 

Рис. 3. Изменение настроек теста

 

3. Ознакомление пользователя с инструкцией

 

Ниже приведена инструкция к тесту (рис. 4).

 

Рис. 4. Инструкция

 

4. Выполнение теста

 

Стадия 1

Пользователю предъявляется заполненная таблица А (рис. 5). Число символов в ней задано параметром «Начальное число элементов» в панели настроек программы. По умолчанию — единица. Пользователь должен заполнить расположение и цвет чисел в таблице А.

Стадия заканчивается, когда пользователь нажимает кнопку «Далее», либо заканчивается время, установленное параметром «Время показа матрицы».

 

 

Рис. 5. Стадия 1. Пользователю предъявляется заполненная таблица А

 

Стадия 2

Пользователю предъявляется заполненная таблица В и пустая таблица А (рис. 6). Задача пользователя — перенести цифры из таблицы В в таблицу А согласно тому, как он запомнил расположение элементов.

Перенесение элементов осуществляется кликом по элементу в таблице В (выбор элемента), а потом — кликом по месту в таблице А, куда пользователь считает нужным поставить выбранный элемент (расстановка элемента) (рис. 7).

В случае фиксации пользователем допущенной ошибки предусмотрена кнопка «Очистить», которая убирает все цифры из таблицы А, возвращаясь к началу стадии.

Стадия завершается, когда пользователь нажимает кнопку «Далее», либо заканчивается время, регулируемое параметром «Время на заполнение матрицы».

 

 

Рис. 6. Стадия 2. Пользователю предъявляется заполненная таблица В и пустая таблица А

 

 

Р и с. 7. Стадия 2.

 Пользователь расставил элементы из таблицы В в таблицу А

 

Стадия 3

Пользователю предъявляется окно, в которое необходимо ввести результат арифметических действий с введенными элементами (рис. 8).

В приведенном примере цифра 8 была зеленой, 2 и 3 — красными, 1 — черной. Арифметическое действие, производимое пользователем, должно быть следующим: 8 – 2 – 3 = 3, так как, в соответствии с инструкцией, зеленые цифры складываются, красные — вычитаются, черные — игнорируются (рис. 9). Ввод полученного значения осуществляется кликом на соответствующей цифре в таблице В либо с помощью клавиатуры. В случае, если полученный результат двузначный, цифры вводятся последовательно.

Стадия завершается нажатием кнопки «Далее» либо окончанием «Времени на заполнение окна счета».

 

 

Рис. 8. Стадия 3. Пользователю предъявляется окно, в которое необходимо ввести результат арифметических действий с введенными элементами

 

 

Рис. 9. Стадия 3. Пользователь ввел результат вычислений

 

Стадия 4

Если пользователь верно выполнил все задания, значение колонки «Правильные задания» увеличится на один. «Запоминание» и «Счет» так же будут увеличены (рис. 10).

Если пользователь ошибся, «Правильные задания» не изменятся, а «Запоминание» и «Счет» — в зависимости от правильности выполнения соответствующей стадии.

Программа вернется в стадию первую, но изменится число элементов. В случае правильного выполнения число элементов увеличится на один, в случае ошибки — уменьшится.

Значения числа элементов не может быть ниже 1 или выше 9.

 

 

Рис. 10. Стадия 4. Число «Правильных заданий» изменилось

 

5. Регистрация результатов тестирования

 

На рис. 11 приведена форма сохранения результата тестирования.

 

 

Рис. 11. Форма сохранения результата

 

Пользователю предоставляется возможность сохранить результат пройденного теста в двух форматах.

Экспорт в Excel сохраняет всю пользовательскую статистику в файл с названием Имя.xlsx (см. рис. 12 a, b).

На графике синие столбцы обозначают число элементов в задании, в котором пользователь не совершил ошибки. Красные столбцы — где ошибка была совершена. (В приведенном примере в задании 3 тестируемый некорректно запомнил элементы в матрице А, из-за чего число предъявляемых элементов снизилось. В трех остальных случаях неверно был произведен счет). Кроме того, будет создан или обновлен файл Archive.xlsx, в который накапливается вся статистика по тестам, пройденным на данном компьютере. Для обновления архива необходимо подтвердить, что файл Archive.xlsx будет заменен;

Экспорт в текстовый формат создаст файл с расширением .txt, в котором будут отражены основные статистические данные.

 

 

Рис. 12 а. Пример личного файла статистики в Excel

 

 

Рис. 12 b. Пример личного файла статистики в Excel

 

Кнопка «Выход» завершает программу.

Кнопка «Возврат на форму регистрации» возвращает пользователя к меню регистрации (см. рис. 2).

По результатам выполнения теста определяется:

– коэффициент успешности (RT), который рассчитывается следующим образом:

 

RT = E / T,

 

где E— среднее число правильно выполненных заданий; Т — среднее время, затрачиваемое на успешное выполнение одного задания;

– коэффициент типа ментальности (ингенитичность — версативность) (КT):

 

КT = Ta / Co,

 

где Ta— число правильно выполненных действий запоминания, Co— число правильно выполненных действий счета. При этом КT ниже единицы свидетельствует об ингенитивном типе ментальности, выше единицы — о версативном типе ментальности.

 

Надежность и валидизация теста

 

В период 2015—2016 гг. проводилась валидизация RT-TESTа и измерение его надежности. В исследовании приняли участие 86 человек: 52 студента Московского городского педагогического университета и 34 учащихся 11 классов средних общеобразовательных учреждений Москвы.

Ретестовое исследование осуществлялось через неделю после первого предъявления теста. При этом значение коэффициента корреляции для ретеста составило 0,807, что свидетельствует о надежности представленного теста.

Валидизация теста осуществлялась путем сравнения значений RT в обследуемой выборке с показателями успешности выполнения корректурной пробы Бурдона и черно-красной таблицы Шульте — Горбова. Проведенное исследование показало, что коэффициент корреляции RT с индексом успешности выполнения методики Шульте — Горбова составил 0,618. Коэффициент корреляции RT с индексом успешности выполнения корректурной пробы Бурдона составил 0,457.

Полученные данные свидетельствуют о валидности предложенного теста.

 

Заключение

 

Приведенные данные указывают на то, что предложенный RT-TEST является удобной для применения, надежной и валидной методикой оценки способности к переключению умственных действий как важной характеристики гибкости мышления. В этом качестве RT-TEST может быть рекомендован для широкого круга исследований в области общей и педагогической психологии.

Программа для инсталляции RT-TEST содержится в открытом доступе в разделе «Приложения» сайта журнала «Системная психология и социология».

 

Литература

 

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Самара: Фёдоров, 2009. 414 с.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление:пер. с англ. / общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко; вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
  3. Ермакова Е. С. Система формирования гибкости мышлении у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007.
  4. Келер В., Коффка К. Гештальтпсихология. - М.: АСТ, 1998. 704 с.
  5. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. 512 с.
  6. Рыжов Б. Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999. 277 с.
  7. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии (продолжение, начало в № 1) // Системная психология и социология. 2010. № 2 (1). С. 5–24.
  8. Рыжов Б. Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова // Системная психология и социология. 2014. № 11. С. 83–88.
  9. Guilford J.P. Intelligence, creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968.

<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

References

 

  1. Bogojavlenskaja D. B. Psihologija Tvorcheskih Ssposobnostej. Samara: Fjodorov, 2009. 414 s.
  2. Vertgejmer M. Produktivnoe Myshlenie: per. s angl. / obshh. red. S. F. Gorbova i V. P. Zinchenko; vstup. st. V. P. Zinchenko. M.: Progress, 1987. 336 s.
  3. Ermakova E. S. Sistema Formirovanija Gibkosti Myshlenii u Detej Doshkol'nogo i Mladshego Shkol'nogo Vozrasta. SPb.: Izd-vo LGU im. A. S. Pushkina, 2007.
  4. Keler V., Koffka K. Geshtal'tpsihologija. - M.: AST, 1998. 704 s.
  5. Menchinskaja N. A. Problemy Obuchenija, Vospitanija i Psihicheskogo Razvitija Rebenka. M.: MPSI; Voronezh: Modjek, 2004. 512 s.
  6. Ryzhov B. N. Sistemnaja Psihologija (Metodologija i Metody Psihologicheskogo Issledovanija). M.: MGPU, 1999. 277 s.
  7. Ryzhov B. N. Sistemnye Osnovanija Psihologii (prodolzhenie, nachalo v № 1) // Sistemnaja Psihologija i Sociologija. 2010. № 2 (1). S. 5–24.
  8. Ryzhov B. Paradoksal'nyj Genij Fedora Dmitrievicha Gorbova // Sistemnaja Psihologija i Sociologija. 2014. № 11. S. 83–88.
  9. Guilford J.P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968.

 

 

<!--[if !supportFootnotes]-->

<!--[endif]-->

<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Наименование RT-TEST указывает на принадлежность теста к корневому семейству методик R-TEST и его направленность на исследование функции переключения (от лат. «переключение» — translocatio).

<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]--> Шульте Роберт Вернер (1897–1933) — выдающийся германский психолог, предложивший более ста оригинальных методик и их модификаций в области психотехники и психологии спорта.