Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал » 2016 №18 : В. А. Борисова, ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    Просмотров: 3121

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

В. А. Борисова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.

 

TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE

 

V. A. Borisova,

MСU, Moscow

The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities.

Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development.

 

Введение

 

Для полноценного развития личности необходимо формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, к заданным нравственным нормам, принятым обществом. Дошкольный возраст — это важный этап в развитии внутреннего идеального плана ребенка, на который он опирается в своем поведении, выполняя различные виды деятельности и при общении с окружающими.

В дошкольном возрасте начинают складываться более сложные по составу и мотивации формы игровой и продуктивной деятельности, для выполнения которых необходимо иметь представления о результатах деятельности. На основе практического взаимодействия дошкольника с окружающей действительностью формируется особая внутренняя ориентировочно-исследовательская деятельность, в результате которой возникает эмоциональное предвосхищение. В работах А. В. Запорожца было показано, что организация деятельности эмоционального воображения позволяет дошкольникам не только представить, но и пережить отдаленные последствия своих поступков, что играет важную роль в нравственном развитии личности. Формирование процессов эмоционального предвосхищения способствует мобилизации душевных сил ребенка, повышает уровень его активности, направленной на достижение поставленной цели [2]. Таким образом, в дошкольном возрасте эмоции и воображение оказываются тесно связанными между собой функциями. В связи с этим было решено изучить особенности воображения и компоненты эмоциональной сферы дошкольников.

 

Организация и методы исследования

 

В констатирующем эксперименте участвовали дети дошкольного образовательного учреждения № 1824 г. Москвы в возрасте от 5 до 7 лет, старшая и подготовительная группы. Общее число детей — 38 человек.

В работе были поставлены следующие задачи: установить уровень развития воображения и уровень развития эмоциональной сферы дошкольников, а также выявить взаимозависимость между уровнем развития воображения и эмоциональными особенностями дошкольников.

При обследовании дошкольников были использованы следующие методики: «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, «Вербальная фантазия» Р. С. Немова и «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой.

 

Результаты констатирующего эксперимента

 

Полученные в результате исследования данные показывают, что дошкольники подготовительной и старшей групп по показателю коэффициента оригинальности получили близкие средние значения (6,1 и 5,57 соответственно). При этом более 50 % детей  от общего числа дошкольников (52,63 %) имели средний уровень коэффициента оригинальности, что при качественном анализе рисунков означает их схематичность и недостаточную детализированность. Высокий уровень коэффициента оригинальности получили 26,32 % детей, для рисунков которых характерна большая детализированность и оригинальность.

На рисунках 1–2 представлены результаты анализа данных, полученных при использовании вышеперечисленных методик.

 

 

Рис. 1. Средние значения показателей методики Р. С. Немова «Вербальная фантазия» по группам

 

Анализ рисунка 1 показывает, что средние значения показателя «скорость» совпадают. Большинство детей смогли придумать только один рассказ. Средние значения показателя «Необычность и оригинальность» несколько выше в старшей группе (1,42) по сравнению с подготовительной (1,35). Показатель «Богатство фантазии» у двух групп примерно одинаков (1,29 — подготовительная группа и 1,33 — старшая группа). Дети в своих рассказах использовали от шести до десяти различных предметов и живых существ. Средние значения показателя «Глубина и проработанность» в подготовительной группе и средней группе близки (1,23 и 1,14 соответственно). В рассказах большинства детей главный образ был описан довольно подробно. Воспитанники старшей группы описывали главный образ кратко. В старшей группе среднее значение показателя «Впечатлительность и эмоциональность» выше (1,33) по сравнению с подготовительной группой (1,05). Рассказы детей вызывали эмоциональную реакцию слушателя.

 

 

Рис. 2. Средние значения показателей методики Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» по группам

 

Анализ рисунка 2 показывает, что среднее значение показателя эмоционального развития дошкольников «Восприятие экспрессии» в подготовительной группе (1,17) примерно соответствует среднему значению этого показателя в старшей группе (1). Большинство детей старшей группы выполнили четыре адекватных выбора без использования какой-либо помощи, что соответствует среднему уровню эмоционального развития. У большинства детей подготовительной группы было нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4–6 модальностям, что также соответствует среднему уровню. Средние значения показателя эмоционального развития «Понимание эмоции» в обеих группах соответствуют среднему уровню. В рисунках большинства детей старшей группы было соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4–6 модальностям, многим детям был оказан содержательный вид помощи. Средние значения показателя «Структура эмоциональных представлений» совпадают в обеих группах и соответствуют возрастной норме. Дети старшей группы выделяли экспрессивные и импрессивные признаки содержательных характеристик с обозначением причин возникновения эмоций. В подготовительной группе у детей сформировано комплексное представление об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия. Среднее значение показателя «Уровень произвольного выражения эмоций» у детей подготовительной группы выше (1,41) по сравнению с показателем в старшей группе (1). Эти значения также соответствуют возрастной норме. Дети подготовительной группы адекватно воспроизводят по образцу четыре основных и 2–4 дополнительных модальности с частичной локализацией мимических признаков. Дети старшей группы произвольно воспроизводят эмоции в игровой и коммуникативной деятельности в сочетании с выраженным контролем за своими мимическими проявлениями в различных социальных контекстах.

Общая возрастная динамика развития языка эмоций у детей характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций к вербальному обозначению через обобщение понятия (старший дошкольный возраст). Позже вербальное структурированное обозначение эмоции сочетается с ее обоснованием. Кроме того, детям старшего дошкольного возраста становится доступным расширенное описание различных эмоциональных состояний окружающих.

Для решения задач исследования необходимо было определить достоверность различий между уровнями развития эмоций и воображения старших и средних дошкольников. Для этого был использован пакет обработки и анализа данных SPSS. Достоверные различия показателей по Т-критерию достоверности различий Стьюдента были получены только при сравнении показателей средних значений уровня произвольного выражения эмоций между дошкольниками подготовительной группы и дошкольниками старшей группы (t=3,062; n=38; p<0005).

Кроме того, была проведена математическая обработка показателей развития воображения и эмоциональной сферы у общего числа всех дошкольников на предмет выявления корреляционных зависимостей. Высокие значимые корреляции Пирсона были выявлены при сравнении показателей коэффициента оригинальности по методике О. М. Дьяченко с показателями эмоциональности по методике «Вербальная фантазия» Р. С. Немова (rs= 0,562при P<0,01), а также показателями понимания по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (rs= 0,528при P<0,01). Высокие значимые корреляции были выявлены между показателем «Богатство фантазии» по методике «Вербальная фантазия» Р. С. Немова и показателем «Восприятие экспрессии» по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой (rs= 0, 424при P<0,01).

 

Выводы

 

Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что:

– уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме;

– достоверные различия показателей средних значений уровня произвольного выражения эмоций между дошкольниками подготовительной группы и дошкольниками старшей группы свидетельствуют о том, что дети имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности;

– высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности.

 

Литература

 

  1. Борисова В. А. Сравнительный анализ развития творческого воображения у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвузовский сборник научных статей. Москва, 2011. С. 19–24.
  2. Борисова В. А. Развитие творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития // Стратегии комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретический и прикладной аспект: межвузовский сборник научных статей. Москва, 2011. С. 24–31.
  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика,1986. 320 с.
  4. Романова Е. С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  5. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012.5. С. 524.

 

References

 

  1. Borisova V. A. Comparative Analysis of Development of Creative Imagination in Preschool Children with General Underdevelopment of Speech and Normal Development // Actual Problems of Psycho-Diagnostics of Persons with Disabilities Interuniversity: Collection of Scientific Articles. Moscow, 2011. S. 19–24.
  2. Borisov V. A. The Development of Creative Imagination of Younger Schoolboys with a Delay of Mental Development // The Strategy of Complex Psychological and Pedagogical Support of Persons with Physical Disabilities: Theoretical and Applied Aspects Interuniversity: Collection of Scientific Articles. Moscow, 2011. S. 24–31.
  3. Zaporozhets A. V. Selected Psychological Works: In 2 t. T. 1. Mental Development of the Child. M.: Pedagogika, 1986. 320 p.
  4. Romanova E. S. Psychodiagnostics: Tutorial. SPb.: Piter, 2009. 400 p.
  5. Ryzhov B. N. System periodizationof the development // Systemic psychology and sociology. 2012. №. 5. S. 5–24.