Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Журнал » 2016 №18 : Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
    Просмотров: 1980

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Н. К. Бакланова,

К. В. Бакланов,

МГПУ, Москва

 

В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.

 

PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH

 

N. K. Baklanova,

K. V. Baklanov,

MCU, Moscow

 

The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception.

Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality

 

Введение

 

Во все времена мастера своего дела, умельцы пользовались большим уважением, почитались на Руси. Профессиональное мастерство составляло предмет гордости и достоинства человека. Пословицы через века донесли до нас понимание мастерства как истинной ценности. Народная мудрость связывала мастерство с идеалами добра и красоты.

В любой профессии мастерство является своеобразным образцом, к которому нужно стремиться. В словарях русского языка мастерство определяется как искусство: у В. Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» — как «умение, искусство»; в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова — как «высокое искусство». Искусство же для воплощения одной идеи находит множество вариантов в отличие от науки, которая выбирает один способ.

Проводимые в России реформы привлекли в различные сферы деятельности людей, не являющихся не только мастерами, но даже и профессионалами, что вызывает просчеты, ошибки в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.

Цели образования сегодня определяет подготовка к самостоятельной жизни, ее сложностям и непредсказуемым изменениям. Назначение современной школы — помогать своим воспитанникам принимать решения в неопределенных ситуациях.

Повышаются требования к педагогу. В настоящее время ему нужно быть не только грамотным профессионалом, но и мастером своего дела, обладать способностью к творческому решению проблем, креативностью, предприимчивостью, готовностью рисковать, обладать профессиональной мобильностью — качеством, объединяющим высокую адаптивность и развитые творческие способности, быстро и активно реагировать на запросы рынка труда в условиях непредсказуемости происходящих перемен [4, с. 181].

В этой связи профессиональное мастерство имеет важное значение как для собственной жизни и деятельности специалиста педагогического профиля, так и для состояния и развития общественной жизни и общества в целом.

Значение профессионального мастерства для личности и общества обусловлено целым рядом социальных, экономических, психолого-педагогических факторов.

Социальные — определены особым значением образования как важнейшей сферы общественной жизни, без высокого уровня развития которой невозможен прогресс общества в целом и которая определяет необходимость высокого профессионализма работников педагогической профессии.

Экономические — связаны с материальными потерями, вызванными деятельностью непрофессионалов в педагогической сфере.

Психолого-педагогический аспект актуальности проблемы профессионального мастерства определен задачами гуманизации образования, ориентации его на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, ее творческого развития.

Таким образом, актуальность разработки данного направления обусловлена противоречиями между требованиями к педагогу, предъявляемыми современной сложной меняющейся действительностью, и его недостаточной готовностью к реализации этих требований на практике.

Одной из причин является то, что организация процесса профессиональной подготовки в высшей школе характеризуется отрывом теоретической подготовки от практической, не отражающей в полной мере многокомпонентную деятельность педагога.

Статья посвящена разработке, обоснованию и изложению психолого-педагогической концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля.

 

Проблема профессионального мастерства в психолого-педагогических исследованиях

 

Вопросы профессионального мастерства учителя, воспитателя достаточно основательно исследованы выдающимися педагогами прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский Л. Н. Толстой и др.), педагогами советского периода (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

Педагогический аспект исследования профессионального мастерства предполагает выявление путей эффективной организации педагогического процесса на основе определения его цели, содержания, форм и методов, реализующих «модель» специалиста. Психологический — предполагает выявление качеств личности, определяющих мастерство, особенностей профессиональной деятельности, взаимосвязи компонентов, их влияния на мастерство.

Проблема системного целостного подхода к педагогическому процессу обсуждается в трудах наших современников — ведущих педагогов и психологов (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.).

В условиях реформации системы образования в России важное место занимает проблема разработки концепции высшего образования — руководящих идей, которые выполняли бы системообразующую функцию по отношению к проектированию содержания, форм и методов обучения в вузе.

Изменения в социальной, экономической жизни, демократизация и продвижение общества к рыночной экономике потребовали реформирования образования, изменения его целей, функций, содержания, форм и методов, что нашло свое воплощение в переходе на двухуровневую систему высшего образования, реализации компетентностного подхода. Последнее обусловлено тем, что традиционное знаниево-ориентированное образование не отвечает сегодня требованиями времени. Многие выпускники средних и высших педагогических учебных заведений, имея профессиональные знания, не могут их использовать вследствие несформированности соответствующих умений. Достоинством компетентностного подхода является его направленность прежде всего не на информированность обучающихся, а на умение решать проблемы в различных сферах и видах деятельности [7].

Новые цели, обновление содержания образования, его форм и методов требуют поисково-исследовательской деятельности педагога, его творческой активности, творческих качеств, ибо к созданию и воплощению новых творческих идей способна только творческая личность. Однако компетентностная заданность результатов обучения не отражает формирования творческих качеств и духовности, необходимых современному педагогу. Информационно-компьютерные технологии, возможности Интернета, дистантное, модульное обучение расширяют познавательные возможности обучающихся. Вместе с тем использование этих в определенной степени технократических положений модернизации современного образования снижает развитие духовно-творческих качеств будущего специалиста педагогического профиля.

Компетентностный подход при его положительных качествах в плане направленности на формирование умений обучаемых применять полученные знания и решать проблемы в профессиональной деятельности содержит, на наш взгляд, недостаточно компетенций, обеспечивающих развитие творческого потенциала и творческой активности педагога. Имеет место и недостаток компетенций, связанных с необходимой в настоящее время творческой созидательной деятельностью, которые определяют профессиональную духовность и духовно-творческое развитие личности и, наряду с указанными выше, требуют дополнения в ГОС ВПО. Несоответствие компетенций, определяемых ГОС СПО и ВПО, затрудняет преемственность в технологии образования. Решение проблем реализации компетентностного подхода возможно при рассмотрении учебных заведений разных ступеней как звеньев единой системы непрерывного образования; осуществления взаимосвязи, взаимодействия, преемственности всех частей этой системы и организации этого процесса как целостного [5].

Анализ показывает, что в психолого-педагогических исследованиях нет единого мнения в определении понятия «профессиональное мастерство», понимании его сущности и структуры. Оно употребляется в нескольких смыслах: как качественный уровень профессиональной деятельности, высокий уровень профессиональных умений и навыков, показатель профессиональной подготовленности личности, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу.

Однако изучение отдельных аспектов этой проблемы, тогда как другие остаются недостаточно изученными и, главное, не связываются между собой, не способствует ее эффективному решению. В этой связи исследование профессионального мастерства как сложного, многоаспектного и многоуровневого объекта требует системного подхода.

Системной психологии, ее развитию, методологии и методам психологического исследования, их связи с вопросами теоретических оснований психологии посвящены исследования Е. С. Романовой, Б. Н. Рыжова [11–13].

В соответствии с определением системного подхода в философии анализируемый объект в системном исследовании рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. При этом акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Система определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [15].

При системном анализе необходимо руководствоваться общими характеристиками системы: целостностью, структурностью, взаимосвязью системы со средой, иерархичностью, множественностью ее описания [13].

С точки зрения логики целостность означает единство частей, между которыми существуют устойчивые системообразующие связи. Как система целостность обладает рядом интегрирующих, системообразующих характеристик, которые объединяют ее составные части.

В соответствии с разработанной на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств концепцией целостного подхода к воспитанию [1] профессиональное мастерство может быть рассмотрено как целостная система, предполагающая единство и взаимосвязь трех подсистем: организационно-педагогической, социально-психологической, психолого-педагогической.

Системный целостный подход к педагогическому процессу требует объединения, интеграции и гармонизации всех взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. Реализацией системного подхода к профессиональной подготовке в дальнейшем должно стать создание единой системы образования путем осуществления преемственности и взаимосвязи учебных заведений разных ступеней. Важная роль при этом отводится психологической поддержке и сопровождению личностного развития и профессионального становления будущего специалиста. Одним из путей решения данной задачи является создание в вузах психологической службы. (Опыт работы психологической службы в Московском городском педагогическом институте, результаты и перспективы исследований нашли отражение в работе К. В. Бакланова [3]).

 

Концепция профессионального мастерства специалиста педагогического профиля

 

Построенная на основе системного подхода психолого-педагогическая концепция профессионального мастерства специалиста педагогического профиля включила целостный, деятельностный, личностный, индивидуально-творческий, аксиологический подходы [6]. Концепция содержит систему теоретических положений о сущности. структуре, показателях, этапах профессионального мастерства, динамической модели педагога-мастера; о формировании основ профессионального мастерства и условиях управления этим формированием в многоуровневой системе педагогического образования.

Системное исследование профессионального мастерства как многоаспектного, многоуровневого и сложного явления позволило рассмотреть его с разных точек зрения:

– с позиций целостного подхода — как целостную систему и цель непрерывного процесса общего и профессионального развития личности;

– с позиций деятельностного подхода — как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения;

– с позиций личностного подхода — как интегральное качество личности, соответствующее новому, высшему уровню ее развития, который характеризуется психическими новообразованиями: профессиональной направленностью, профессиональным мышлением, профессиональным самосознанием;

– с позиций индивидуально-творческого подхода — как синтез профессионализма, творчества и духовности;

– с позиций аксиологического подхода — как важнейшее направление в системе ценностных ориентаций личности.

Анализ профессиональной деятельности специалистов педагогического профиля позволил определить структуру их профессионального мастерства. Как целостная система профессиональное мастерство включает три неразрывно связанных между собой группы компонентов (подсистем):

1) технологическую (организационно-педагогическую), которая реализуется в технологии педагогической деятельности. Это подсистема профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков педагога;

2) подсистему отношений (социально-психологическую), отражающую отношения педагога к профессии (профессиональная направленность), себе как специалисту и творческой личности (профессиональное самосознание), к предметному миру, другим людям в процессе общения (детям, родителям, коллегам), межличностные отношения и взаимодействие с людьми;

3) подсистему качеств личности (психолого-педагогическую), которая включает профессионально важные, в том числе психофизические, духовно-творческие качества педагога, общую культуру и эрудицию.

Как качественный уровень профессиональной деятельности профессиональное мастерство определяется критериями профессиональной целесообразности (ориентация на социально-значимый конечный результат — цель), индивидуально-творческого характера и оптимальности.

Личностный подход к профессиональному мастерству предполагает понимание его как интегрального качества личности, характеризующего высший уровень ее развития. Проведенное исследование выявило, что показателями этого уровня являются профессиональная педагогическая направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание, представляющие, с одной стороны. системообразующие компоненты в его структуре, с другой — психические новообразования, характеризующие более высокий уровень развития личности и ее мастерства как интегрального качества.

Анализ профессионального мастерства с позиций индивидуально-творческого подхода позволил определить сущность профессионального мастерства как синтез профессионализма, творчества и духовности и выявить новый качественный уровень компонентов в его структуре — творческий.

Мастерство, предполагая уникальность, неповторимость автора, оригинальность решения им профессиональных задач, связано с творчеством. Мастерство невозможно без профессионализма, без овладения суммой профессиональных знаний, умений, навыков, без «школы», но оно никогда не сводится к профессионализму. В. Э. Мейерхольд говорил: «Школа и творчество — разные вещи. Не всегда тот, кто получает пятерки в актерском училище, будет потом великим актером. <…> Уроки чистописания нужны вовсе не затем, чтобы писать потом каллиграфическим почерком. <…> Каллиграфия, не создавая почерка, дает ему правильную опору, как всякая школа. Но прав был Серов, который говорил, что портрет хорош только тогда, когда в нем есть волшебная ошибка» (цит. по: [4, с. 183]). «Волшебная ошибка» — новые, непривычные, оригинальные идеи, замыслы, приемы, способы действий — результат творчества.

При этом творчество, являясь важнейшим критерием мастерства, — не просто «добавка» к профессионализму. Оно обусловливает новый уровень и характер всех качеств личности — компонентов мастерства: творческую направленность, творческие способности, творческое мышление, индивидуально-творческий характер применения знаний, умений и навыков и др. [6].

Именно синтез профессионализма и творчества обеспечивает эффективное формирование основ мастерства.

Системный подход к профессиональному мастерству и составляющим его компонентам реализован в ряде диссертационных исследований. Выполненное К. В. Баклановым системное исследование профессионального самосознания социального педагога [2], являющегося показателем и системообразующим компонентом профессионального мастерства, позволило выявить условия и подтвердило возможность формирования основ профессионального самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки. В исследовании А. М. Есенгалиевой [8] системный поход реализован применительно к формированию мастерства профессионального общения педагога-музыканта, исполнителя (как к качественному уровню особого вида деятельности и интегральному качеству личности). Формированию другого системообразующего компонента в структуре профессионального мастерства — направленности будущего педагога на профессиональное творчество в процессе обучения иностранному языку — посвящено исследование П. А. Степичева [14]. Рассмотрение в системном исследовании в соответствии с концепцией профессионального мастерства направленности на профессиональное творчество как системы, интегрального качества личности и качественного уровня деятельности позволило выявить показатели и критерии, разработать модель формирования направленности.

Результаты исследований, выполненных в научной школе «Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля», опубликованы в сборниках статей, коллективных монографиях, внедрены в учебно-воспитательный процесс вузов, учебных заведений среднего звена, общеобразовательных школ Российской федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья [9; 10].

 

Заключение

 

Таким образом, предложенная психолого-педагогическая концепция открывает возможность нового способа изучения профессионального мастерства педагога, основанного на его системном исследовании как многоаспектного явления и определении как целостной системы, качественного уровня профессиональной деятельности, интегрального качества личности, синтеза профессионализма, творчества и духовности и важнейшего направления в системе ценностных ориентаций личности.

Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции.

Системное исследование мастерства, изучение профессиональной деятельности мастеров, их профессионально важных и личностных качеств позволили приоткрыть «тайну» мастерства, выявить его творческую сущность и динамику становления.

Инвариантность структуры, критериев, показателей профессионального мастерства позволяют при наполнении соответствующим содержанием использовать их дляформирования основ мастерства различных специалистов педагогического профиля (учителя, педагога дополнительного образования, социального педагога, преподавателя средних специальных и высших учебных заведений). При этом важнейшим условием совершенствования профессионального мастерства является опыт практической деятельности.

 

Литература

 

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
  2. Бакланов К. В. Формирование основ профессионального самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 25 с.
  3. Бакланов К. В. Психологическая служба в педагогическом вузе: опыт практической деятельности: монография. М.: Московский гуманитарный педагогический институт, 2007. 120 с.
  4. Бакланова Н. К. Формирование творческих качеств личности специалиста социальной сферы в процессе профессиональной подготовки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (15). С. 181–185.
  5. Бакланова Н. К., Бакланов К. В. Модель взаимодействия средних и высших учебных ведений с позиций целостного подхода // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции 29 мая 2015 г. / под ред. С. Л. Иголкина; Воронежский экономико-правовой институт. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. Т. 1. С. 28–32.
  6. Бакланова Н. К. Теоретическая концепция профессионального мастерства специалиста педагогического профиля // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М.: МГПИ, 2003. С. 153–156.
  7. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 268.
  8. Есенгалиева А. М. Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 25 с.
  9. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля: сб. статей / науч. ред. Н. К. Бакланова; Департамент образования г. Москвы; Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра психологии; ООО «ПБГ». М.: МГПИ, 2007. 118 с.
  10. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля: монография / под науч. ред. Н. К. Баклановой. М.: Экон-информ, 2012. 149 с.
  11. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2010. № 1. С. 71–76.
  12. Рыжов Б. Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999. 276 с.
  13. Рыжов Б. Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 5-20.
  14. Степичев П. А. Формирование направленности педагога на профессиональное творчество в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.
  15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.

 

References

 

  1. Azarov Y. P. Art Educate. M.: Education, 1985.
  2. Baklanov K. V. Formation of the Foundations of the Professional Identity of a Social Pedagogue in the Process of Professional Training: Abstract of Ph. D. M., 1998. 25 p.
  3. Baklanov K. V. Psychological Service in the University Teaching: Experience of Practical Activities: Monograph. Moscow: Moscow Humanitarian Pedagogical Institute, 2007. 120 p.
  4. Baklanova N. K. The Formation of Creative Qalities of the Person of the Expert of Social Sphere in the Process of Professional Ttraining // Vestnik of the Moscow State University of Culture and Arts. 2013. № 1 (15). P. 181–185.
  5. Baklanova N. K., Baklanov K. V. Model of Interaction Between Secondary and Higher Education of Reference from the Standpoint of a Holistic Approach // Actual Problems of Development of Vertical Integration of Education, Science and Business: Economic, Legal and Social Aspects: Materials of III International Scientific-Practical Conference May 29, 2015 / The Voronezh Economic-Legal Institute. Voronezh, 2015. V. 1. P. 28–32.
  6. Baklanova N. K. Theoretical Concept of Professional Skill of the Expert of a Pedagogical Profile // Scientific Notes of the Moscow Humanitarian Pedagogical Institute. M.: Moscow State Pedagogical Institute, 2003. P. 153–156.
  7. Berezhnova E. V. Professional Competence as a Criterion of Quality of Preparation of Future Teachers // Competence in Education: Experience of Designing: SB. Articles/ under the Editorship of A. V. Khutorskoy. M.: Scientific Innovation Enterprise «INEC», 2007. P. 268.
  8. Yesengalieva A. M. The Formation of the Basics Skills of Professional Communication of the Specialist of Culture in the Process of Training in the University: Abstract of Ph. D. M., 2000. 25 p.
  9. Professional Skills and the Success of the Activities of the Expert of a Pedagogical Profile: SB. Articles / the Science Editor N. K. Baklanova; Department of Education of Moscow; Moscow Humanitarian Pedagogical Institute, Department of Psychology; PBG, OOO. M.: MGTTI, 2007. 118 p.
  10. Professional Sills and the Success of the Activities of the Expert of a Pedagogical Profile: Monograph / under Scientific Ed. N. K. Baklanova. Moscow: Econ-inform, 2012. 149 p.
  11. Romanova E. S., Ryzhov B. N. History of Psychology a System Approach // Systemic Psychology and Sociology. 2010. №. 1. P. 71–76.
  12. Ryzhov B. N. Systemic Psychology (Methodology and Methods of Psychological Research). M.: Publishing House of Moscow State Pedagogical University, 1999. 276 p.
  13. Ryzhov B. N. Scientific and Philosophical Preconditions for the Development of a System Psychology // Systemic Psychology and Sociology. 2012. № 6. P. 5–20.
  14. Stepichev P. A. Formation of Orientation of the Teacher towards Professional Creativity in the Process of Learning a Foreign Language: Abstract of Ph. D. M., 2010. 25 p.
  15. Philosophical dictionary / edited by I. T. Frolov. M., 2001.