Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Журнал » 2016 №18 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6209 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва
В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время. Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL
E. S. Romanova, B. M. Abushkin, MCU, Moscow
The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time. Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes
Введение
В подростковом возрасте интерес к миру профессий возрастает одновременно с формированием у подростка интереса к самому себе, своей личности. Для подростка характерна ориентация на глобальные, обширные масштабы, которые для него субъективно более приемлемы, чем «ближние», текущие вопросы. Подростки стремятся испытывать свои возможности через преодоление трудностей. Они начинают оценивать себя, исходя из своего поведения, у них формируются самосознание и рефлексия. В этом возрасте они начинают активно познавать свой внутренний мир, создавая представление о нем. Появляется осознание, что внутреннее «Я» может расходиться с «внешним», а это ведет к развитию самоконтроля и искусству владения собой [1–7; 9]. Вместе с тем надо отметить, что уровень притязаний у подростков часто завышен. Это обусловлено неадекватностью оценки собственных способностей и плохой личной информированностью о требованиях к профессиональным навыкам. Процесс личностного развития школьников также неоднороден и довольно противоречив. В статье представлены результаты исследований особенностей социализации и личностного развития подростков 13–14 лет, обучающихся в средней школе. Обсуждается необходимость использования системно выстроенной логики организации активной психологической работы по профессионально-личностному становлению обучающихся в данный возрастной период. В связи с большими позитивными изменениями в системе образования, введением федеральных государственных образовательных стандартов, активным ростом информационного потенциала сетевого взаимодействия школьников уместно поставить вопрос, какие мы имеем достижения в социальном и личностном развитии учащихся в настоящее время. Актуальность исследования связана с расширением возможностей в индивидуализации образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» усиливается внимание государства к всестороннему развитию детей, учету их способностей и потребностей. Усилия направлены на увеличение охвата детей в возрасте от 7 до 18 лет и на обеспечение разнообразия выбора современных образовательных программ. Концепция исходит из того, что потенциально не менее половины детей, обучающихся в наших школах, способны показывать яркие достижения в одной из областей деятельности. Образование призвано обеспечить формирование личностной зрелости обучающихся: осмысления ими своего места в обществе и своего жизненного пути, обретения самостоятельности и ответственности, адаптивности к переменам, стремления к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию [2]. Результаты исследований, изложенные в статье, связаны с диагностикой представлений подростков о себе и о своем месте в мире взрослых. Важно понять, в какой мере конкретный житейский психологический опыт подростков (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, социальных сетях),определяет социальную активность индивида в настоящем и устойчивость его представлений в прогнозах на будущее. Очевидно, что данное исследование должно получить свое дальнейшее развитие с системных позиций [8]. Системный характер поднимаемых в работе проблем связан с необходимостью комплексного изучения биологических, психологических и социальных факторов, определяющих индивидуальность человека и особенности его личностного развития и социализации.
Выявление особенностей профессиональных предпочтений подростков 13–15 лет с учетом их реальных ценностных установок
В исследовании приняли участие 68 учащихся 8-х классов в возрасте 13–14 лет, среди которых 27 юношей и 41 девушка. Тестирование проводилось с использованием следующих методик: «Якоря карьеры» (Э. Шейн); «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б. И. Додонов);для обобщающего анализа были выбраны семь социально направленных вопросов личностного опросника Д. Кейрси. Исследование влияния ценностных установок учащихся на их профессиональные предпочтения осуществлялось на основе сравнительной оценки профессиональных выборов по отдельным карьерным ориентациям в контрастных группах учащихся. В рамках каждой ценностной позиции учащиеся были распределены на две подгруппы — со значимым (характерным) для них ценностным выбором (высокие баллы по шкале) и когда данная ценность для них не значима (низкие баллы по шкале). Результаты данного анализа представлены на рисунках 1, 2. По результатам сравнительной оценки выявлено достоверное (на уровне Р < 0,05 по критерию Манна — Уитни) влияние двух конкретных ценностных установок на направление профессионального выбора школьников
Рис. 1. Влияние ценностной установки «стремление к общению, признанию, уважению» на профессиональный выбор учащихся
Как следует из рисунка 1, учащиеся, для которых характерно стремление к общению, признанию, уважению, ориентируются в своей будущей профессиональной деятельности на реализацию примерно в равной мере таких своих потребностей, как потребность в служении обществу; потребность в предпринимательстве (собственном бизнесе) и потребность в удовлетворении разнообразных жизненных и профессиональных интересов.
Рис. 2. Влияние ценностной установки «Стремление к самоуважению, самоутверждению, славе, победе» на профессиональный выбор учащихся
Как следует из рисунка 2, учащиеся, для которых характерно стремление к самоутверждению, славе и победе, ориентируются в своей будущей профессиональной деятельности на реализацию таких своих потребностей, как потребность в преодолении препятствий; потребность осуществлять менеджмент, руководство. Дальнейшее более полное исследование взаимосвязи профессионально-карьерных предпочтений учащихся и их ценностных ориентаций осуществлялось на основе корреляционного и факторного анализов. Результаты корреляционного анализа по выявленным взаимосвязям представлены в таблице 1.
Таблица 1 Взаимосвязь профессионально-карьерных предпочтений учащихся и их ценностных ориентаций
Как следует из таблицы 1, школьники, ориентирующиеся на развитие у себя высокой профессиональной компетентности в выбранной специальности, а также предпочитающие автономию и независимость в профессиональной деятельности стремятся в процессе обучения глубже проникать в сущность явлений. Подростки, отдающие предпочтение профессиям, связанным с руководством людьми, проявляют стремление к самоутверждению, славе, победе. Школьники, проявляющие желание строить карьеру, посвященную служению обществу (пытаясь сделать мир лучше), стремятся к общению, признанию и уважению, ориентируются на высокую самоотдачу в работе, стараются глубоко изучить сущность явлений. Подростки, предпочитающие профессии, связанные с преодолением препятствий, склонны к самоутверждению, жаждут славы и проявляют волю к победе. Учащиеся, ориентированные на баланс своих интересов, обнаруживают стремление к общению, признанию и уважению. Те, кто предпочитают заниматься предпринимательством, управлять собственным бизнесом, стремятся к общению и самоутверждению в настоящем и признанию и уважению в будущем. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2 Факторный анализ профессионально-карьерных предпочтений учащихся
По результатам факторного анализа выделены четыре фактора, характеризующих четыре типологических стратегии выбора учащимися своего будущего профессионального развития Первый фактор, представленный 21 % дисперсии, включает в себя следующие профессиональные предпочтения школьников: профессиональную компетентность; стабильность места работы; стабильность места жительства; ориентацию на баланс своих интересов. Данных школьников объединяет также стремление к пониманию сущности явления. Второй фактор, представленный 17 % дисперсии, включает в себя следующие профессиональные предпочтения школьников: менеджмент, руководство; преодоление препятствий. Для данных школьников характерно стремление к самоутверждению, славе; воля к победе. Третий фактор, представленный 14 % дисперсии, включает в себя профессиональные предпочтения, связанные со служением обществу. Для данных школьников характерно стремление к общению, признанию, уважению; проявление высокой самоотдачи в работе. Четвертый фактор, представленный 10 % дисперсии, включает в себя профессиональные предпочтения, связанные со стремлением к независимости, автономии. Для данных школьников характерно стремление в своем обучении глубже проникать в сущность явлений и одновременно стремление к душевному комфорту. Выявленное в ходе проведенного анализа довольно строгое соответствие между профессиональными ориентирами в будущем и текущими ценностными установками, проявляющимися в стремлении занять определенные позиции в обществе, могут свидетельствовать об адекватном понимании учащимися 8-х классов реального мира взрослых и маршрутов своего включения в этот мир.
Исследование особенностей социальных установок подростков
Для обобщающего анализа были выбраны семь социально направленных вопросов личностного опросника Д. Кейрси. Факторный анализ взаимосвязи отдельных социально-личностных предпочтений по семи выбранным личностным качествам представлен в таблице 3.
Таблица 3 Распределение типичных свойств учеников по основным трем факторам (в таблице представлены весовые коэффициенты типичных свойств в конкретных факторах)
Как видно из таблицы 3, факторный анализ позволил выявить три фактора, на основании которых ученики были распределены на три группы по следующим качественным характеристикам: ответственность (дисперсия — 30 %), практичность (дисперсия — 19 %), реалистичность (дисперсия — 16 %), — представленные условно «активным» и «пассивным» полюсами (см. табл. 4). Таблица 4 Основные социальные установки школьников
Таблица 5 Распределение выборки учащихся по полюсам социальной установки «Ответственность» (отдельно для мужского и женского пола)
Как следует из таблицы 5, приблизительно 26 % юношей и 34 % девушек характерны сдержанность, беззаботность, готовность действовать по ситуации. Открытость, определенность, склонность полагаться на порядок проявляют около 30 % юношей и 27 % девушек.
Таблица 6 Распределение выборки учащихся по полюсам социальной установки «Практичность» (отдельно для мужского и женского пола)
Из таблицы 6 видно, что 48 % юношей и 54 % девушек характеризуются оригинальностью и руководствуются своими чувствами. Проявляют практичность и руководствуются принятыми нормами лишь 4 % юношей и 5 % девушек. Таблица 7 Распределение выборки учащихся по полюсам социальной установки «Реалистичность» (отдельно для мужского и женского пола)
Таблица 7 показывает, что мечтательность и склонность полагаться на волю случая присуща 4 % юношей и 2 % девушек. А реалистичность и ориентацию на свои возможности проявляют 44 % юношей и 61 % девушек этого возраста. В исследовании приняло участие 78 старшеклассника 9-х классов в возрасте 15–16 лет. Среди участников исследования 46 девушек, 32 юноши. Тестирование проводилось по методикам «Якоря карьеры» (Э. Шейн); «Жизненные установки» (А. Г. Шмелев); «Мотивация» (А. Г. Шмелев). По методике «Жизненные установки» определялись следующие направления развития школьников: – активность: активный и целеустремленный человек, который постоянно находится в движении; – пассивность: человек с недостатком тонуса, уверенности в том, что цели и желания воплотимы; – поиск определенности: человек не стремится сделать свое существование отличным от других и убежден, что жизнь ставит много серьезных задач, которые нужно решить правильно; – творческая свобода: человек воспринимает жизнь как открытую творческую задачу, в которой не существует заданного решения; – ответственность: человек большинство решений в своей жизни принимает очень взвешенно и склонен контролировать себя и свои действия; – легкомысленность: человек живет легко и в своих решениях и поступках руководствуется скорее сиюминутными побуждениями. Исследование особенностей профессионального выбора учащихся в зависимости от их жизненных установок осуществлялось на основе сравнительной оценки профессиональных выборов по отдельным карьерным ориентациям в группах учащихся с разной выраженностью своих социальных качеств. Учащиеся по трем социально-психологическим показателям были распределены на две подгруппы: 1) пассивные учащиеся (от 1 до 5,6 баллов) — активные учащиеся (от 6,1 до 8,4 баллов); 2) учащиеся, предпочитающие определенность (от 1,8 до 5,7 баллов), — учащиеся, предпочитающие творческую свободу (от 6,2 до 9,6 баллов); 3) легкомысленные учащиеся (от 1 до 4,7 баллов) — ответственные учащиеся (от 5,7 до 8,9 баллов). Результаты проведенного анализа представлены на рисунках 3–8.
Рис. 3. Влияние активности учащихся на их профессиональный выбор по отдельным карьерным ориентациям (тестирование учащихся)
Как следует из рисунка 3, учащиеся с активной позицией проявляют достоверно больший интерес к профессиям, в которых можно воплощать свои ценности (служение), решать сложные задачи (вызов), постоянно проявлять себя как мастер своего дела (профессиональная компетентность) и управлять различными процессами (менеджмент), чем пассивные учащиеся.
Рис. 4. Влияние активности учащихся на их профессиональный выбор по отдельным карьерным ориентациям (самооценка учащихся)
Как следует из рисунка 4, различия в активности учащихся никак не сказываются на их профессиональных предпочтениях кроме профессий, предполагающих решение сложных задач и преодоление препятствий (вызов), где фактор активности достоверно влияет на их выбор. Этот результат можно объяснить тем, что при самооценке учащиеся больше ориентируются на внешнюю, содержательную сторону профессий без учета своих реальных возможностей и не могут дать правильную оценку своим способностям.
Рис. 5. Влияние приверженности социальным нормам и правилам общества («определенность» — «творческая свобода») на профессиональный выбор учащихся по отдельным карьерным ориентациям (тестирование учащихся)
Как следует из рисунка 5, обучающиеся, не во всем согласные с нормами общества, предпочитают выбирать профессии, которые связны с постоянной «борьбой» и преодолением (вызов). Отметим, что ориентация на стабильность работы, постоянное место жительства более характерна для учащихся, которые в набольшей степени придерживаются социальных норм (определившихся).
Рис. 6. Влияние приверженности социальным нормам и правилам общества («определенность» — «творческая свобода») на профессиональный выбор учащихся по отдельным карьерным ориентациям (самооценка учащихся)
Как следует из рисунка 6, «свободные» учащиеся предпочитают выбирать профессии, в которых отсутствуют четкие системы правил, где они могут строить свой график самостоятельно (автономия). Отметим, что ориентация на стабильность работы, постоянное место жительства более характерна для учащихся, которые в набольшей степени придерживаются социальных норм (определившихся).
Рис. 7. Влияние фактора ответственности в принятии решений («легкомысленность» — «ответственность») на профессиональный выбор учащихся по отдельным карьерным ориентациям (тестирование учащихся)
Как следует из рисунка 7, учащиеся с высоким уровнем ответственности предпочитают профессии, в которых они могли бы полностью себя реализовывать как профессионалы (профессиональная компетентность), хотели бы иметь стабильную работу, постоянное место жительства, а также реализовывать в работе свои ценности в интересах общества (служение).
Рис. 8. Влияние фактора ответственности в принятии решений («легкомысленность» — «ответственность») на профессиональный выбор учащихся по отдельным карьерным ориентациям (самооценка учащихся)
Ответственные учащиеся отдают предпочтение профессиям, в которых они могли бы полностью себя реализовывать как профессионалы (профессиональная компетентность), хотели бы иметь стабильную работу, постоянное место жительства (см. табл. 8).
Между результатами теста и результатами самооценки выявлены значительные расхождения, связанные с влиянием субъективного фактора, который обусловлен внешним, «рекламным» представлением школьников о профессиях. Тестирование более точно отражает связь личностных качеств подростков с их сознательным предпочтением в рамках профессиональных интересов.
Таблица 8 Факторная структура доминирующих выборов школьников по итогам тестирования
Первый фактор (34 % дисперсии): при тестировании учащиеся, предпочитающие профессиональную компетентность, отмечают важность для себя стабильности в работе и в месте жительства, для них также характерно разнообразие жизненных интересов. Второй фактор (20 % дисперсии): другая группа выбрала менеджмент, связывая его с вызовом и частично со служением. Третий фактор (15 % дисперсии): для школьников характерным является предпочтение предпринимательства в сочетании с независимостью.
Таблица 9 Факторная структура доминирующих выборов школьников по итогам прямого выбора
Первый фактор (30 % дисперсии): при самооценке учащиеся, предпочитающие профессиональную компетентность, отметили важность для себя стабильность в работе и в месте жительства. Второй фактор (22 % дисперсии): другая группа выбрала служение со стремлением к победе, для них характерно разнообразие жизненных интересов; Третий фактор (13 % дисперсии): в сознании школьников менеджмент и предпринимательство совпадают, и данная группа это демонстрирует. Такое отождествление разных профессиональных сфер, свидетельствует (см. табл. 8, где они разведены по разным факторам) о недостаточной осведомленности школьников о необходимых личностных качествах для данных профессиональных направлений, тогда как при тестировании, когда подростки отвечали на многочисленные частные вопросы, личностные особенности школьников (возможно неосознанно) проявились. Исследование влияния мотивационных установок на профессиональный выбор учащихся основывалось на результатах опроса школьников по методике «Мотивация» (А. Г. Шмелев). Особенности социальной активности школьников могут рассматриваться как комплексный индикатор их высокой или низкой мотивации к своему жизненному успеху, стремлению добиваться максимальных результатов в своих делах. С позиций системно-психологического подхода деятельность человека имеет внутренний аспект, связанный с теми субъективными обстоятельствами, которые позволяют получить ответ на вопросы, «зачем», «каким способом» и «какой ценой» эта деятельность выполняется [6]. Исследование структурной взаимосвязи мотивационных установок осуществлялось на основе факторного анализа. В таблице 10 представлены результаты анализа.
Таблица 10 Двухфакторная модель мотивационных установок учащихся
Первый фактор выборки (44,4 %) характеризуется взаимосвязью мотивации на достижения или условия труда, мотивации на взаимоотношения, мотивации на преодоление препятствий с исключением мотивации на определенность и мотивации стремления к комфорту. Учащихся этой группы объединяет стремление к выбору наиболее интересных профессий, где можно реализовать свои высокие запросы и достичь успеха в карьерном росте.
Сравнительный анализ профессиональных предпочтений по отдельным карьерным ориентациям в группах учащихся с разной выраженностью их мотивационных установок, объединенных в выявленные выше две факторные группы, представлен в таблицах 11–14.
Таблица 11 Взаимосвязь мотивационных установок первого фактора и профессиональных предпочтений учащихся (тестирование)
Как следует из таблицы 11, низкий показатель по первому мотивационному фактору оказывает влияние на выбор карьерных ориентаций: стабильность работы, стабильность места жительства. На карьерные ориентации профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, служение, вызов, интеграция стилей жизни выраженность первого мотивационного фактора влияния не оказывает.
Таблица 12 Взаимосвязь мотивационных установок первого фактора и профессиональных выборов учащихся (самооценка)
Как следует из таблицы 12, высокие показатели по первому мотивационному фактору оказывают влияние на выбор карьерной ориентации вызова. Низкий показатель по первому мотивационному фактору оказывает влияние на выбор стабильности места жительства. На карьерные ориентации «Профессиональная компетентность», «Менеджмент», «Автономия», «Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни», «Предпринимательство» выраженность первого мотивационного фактора влияния не оказывает.
Таблица 13 Взаимосвязь мотивационных установок второго фактора и профессиональных выборов учащихся (тестирование)
Как следует из таблицы 13, высокие показатели по второму мотивационному фактору оказывают влияние на выбор стабильности места жительства. На карьерные ориентации «Профессиональная компетентность», «Менеджмент», «Автономия», «Стабильность работы», «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни», «Предпринимательство» выраженность второго мотивационного фактора влияния не оказывает.
Таблица 14 Взаимосвязь мотивационных установок второго фактора и профессиональных выборов учащихся (самооценка)
Как следует из таблицы 14, высокие показатели по второму мотивационному фактору оказывают влияние на выбор карьерной ориентации «Предпринимательство». На карьерные ориентации «Профессиональная компетентность», «Менеджмент», «Автономия», «Стабильность работы», «Стабильность места жительства», «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни» выраженность первого мотивационного фактора влияния не оказывает. Успеваемость является объективным показателем меры важности для школьников их будущего развития и процветания. На рисунках 9–12 представлены особенности профессиональных предпочтений школьников (для тех профессиональных сфер, где различия достоверны на уровне Р < 0,05 по критерию Манна — Уитни) при хорошей успеваемости по алгебре, физике, литературе и истории.
Рис. 9. Зависимость карьерных ориентаций от успеваемости по алгебре
Как следует из рисунка 9, высокая успеваемость по алгебре наблюдается у школьников, выбравших карьерные ориентации «Стабильность работы», «Стабильность места жительства», «Служение людям».
Рис. 10. Зависимость карьерных ориентаций от успеваемости по физике
Как показано на рисунке 10, хорошо успевают по физике школьники, выбравшие карьерные ориентации «Профессионализм», «Менеджмент», «Стабильность работы», «Стабильность места жительства», «Служение людям».
Рис. 11. Зависимость карьерных ориентаций от успеваемости по литературе
Как следует из рисунка 11, хорошая успеваемость по литературе у школьников, выбравших карьерные ориентации «Стабильность работы», «Стабильность места жительства», «Служение людям».
Рис. 12. Зависимость карьерных ориентаций от успеваемости по истории
На рисунке 12 показано, что хорошая успеваемость по истории свойственна школьникам, выбравшим карьерные ориентации «Менеджмент», «Стабильность работы», «Стабильность места жительства», «Служение людям», «Вызов», «Интеграция стилей жизни», «Предпринимательская деятельность». Как видно из таблиц, ученики, увлеченные историей и физикой, более разнообразны в выборе своей карьерной ориентации, чем ученики, хорошо успевающие по алгебре и литературе, которые имеют только такие карьерные предпочтения, как «Стабильность работы», «Стабильность места жительства» и «Служение людям». Следует отметить избирательное отношение подростков к учебным предметам и редко одинаково ровное. Это объясняется наличием сложившихся интересов, связанных с профессиональной направленностью.
Заключение
Исследование, направленное на выявление психологических особенностей формирования профессионального выбора в средней школе, позволило выявить прямую связь между особенностями социального поведения подростков, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Для большинства подростков характерна неспособность осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере вовлечены во взрослую социальную жизнь с ее правилами и ответственностью и поэтому не осознают социальный характер своего поведения. Вместе с тем данные психологического тестирования и последующий сравнительный анализ контрастных по своим социальным и личностным установкам групп школьников показывают, что учащиеся, успешно адаптирующиеся и имеющие устойчивые личностные позиции в социальном окружении, хорошо представляют собственные интересы в плане своего профессионального будущего. Целенаправленное развитие школьниками своих личностных качеств и способностей на основе индивидуализации образования и более активного вовлечения их в систему дополнительного образования позволит своевременно снимать проблемы и противоречия, связанные с выбором профессии.
Литература
References
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||