Просмотров: 4664
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 2 (18) 2016
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223 -6880
Москва 2016 |
||
Просмотров: 6279
СОДЕРЖАНИЕ
Социологические исследования
Реморенко И. М.Общественное мнение и его роль в государственно-общественной политике
Психологические исследования
Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологические особенности профессионального выбора старшеклассников Коган Б. М., Яшин А. А. Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями Борисова В. А. Взаимосвязьвоображения и эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Шилова Т. А, Пономарева Е. А.Социальное взаимодействие участников образовательного пространства
Теория и метод системной психологии
Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Тест на переключение мыслительных действий (Rt-test)
История психологии
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России первой половины XIX века. А. П. Куницын
Информация
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2016, № 2 (18) |
||
Просмотров: 7096
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
И. М. Реморенко, МГПУ, Москва
В статье приводятся результаты исследования общественного мнения и его роли в государственно-общественной политике в сфере образования. Дается описание процессов трансформации российского образования, роли общественности в управлении образованием, исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы. Ключевые слова: общественное мнение, государственно-общественная политика, управление, общественность, образовательный процесс.
PUBLIC OPINION AND ITS ROLE IN STATE & PUBLIC POLICY
I. M. Remorenko, MCU, Moscow
The article presents the results of the study of public opinion and its role in the state-public policy in education system. The process of Russian education transformation is described and the role of the socially active members in the education management is shown, the management of information technology is investigated together with the ways of communication in the education system. Key words: public opinion, state-public policy, management, public relations, educational process. |
||
Просмотров: 6287
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ РУДОЛЬФА ШТЕЙНЕРА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
А. В. Ткаченко, МГПУ, Москва, В. А. Пегов, СГАФКСТ, Смоленск, Г. М. Случ, СГАФКСТ, Смоленск
В статье рассмотрен подход к изучению человека и общества, разработанный в трудах Р. Штейнера и его последователя Б. Ливехуда. Показана возможность синтеза современной социологии и антропософии. Ключевые слова: современная социология, индивидуализированная социология, антропософия, научная парадигма, фазы социализации, индивид, личность, религия, мораль, биографический метод.
THE RELEVANCE OF RUDOLF STEINER'S IDEAS FOR MORDEN SOCIOLOGY
A. V. Tkachenko, MCU, Moscow, V. A. Pegov, SSAPCST, Smolensk, G. M. Sluch, SSAPCST, Smolensk
The article describes the approach to the study of man and society developed in the works of Rudolf Steiner and his follower Bernard Lievegoed. It points to the possibility of synthesis of modern sociology and anthroposophy. Keywords: modern sociology, individualized sociology, anthroposophy, scientific paradigm, socialization phases, individual, personality, religion, morality, biographical method. |
||
Просмотров: 6608
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва
В статье рассматриваются разные аспекты влияния личностных и социальных установок на формирование профессиональных интересов подростков в период 13–15 лет. Представлены результаты ряда исследований, показывающих тесную взаимосвязь между особенностями социализации личности, их ценностными и мотивационными установками и социальным характером выбираемых ими профессиональных направлений своего развития. Показана неготовность для большинства подростков осуществлять прямой выбор своего профессионального развития в связи с тем, что они еще не в полной мере осознают социальную значимость характерных для них форм реагирования и поведения в настоящее время. Ключевые слова: карьерные ориентации, профессиональные предпочтения, социально-психологические характеристики, ценностные установки, жизненные установки, мотивационные установки.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE FORMATION AT SCHOOL
E. S. Romanova, B. M. Abushkin, MCU, Moscow
The article discusses different aspects of the influence of personal and social attitudes on the formation of vocational interests of adolescents in the period of 13-15 years. Presents the results of several studies showing a close relationship between the socialization of the individual, their values and motivational attitudes and social character of their choice of professional fields of development. Shows the unwillingness for most teenagers to exercise a direct choice of their professional development due to the fact that they are still not fully aware of the social importance of the characteristic responses and behavior in real time. Key words: career orientation, vocational preferences, social and psychological characteristics, values, attitudes, motivational attitudes |
||
Просмотров: 88436
ОЦЕНКА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ Б. М. Коган, А. А Яшин, МГПУ, Москва
В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики. Ключевые слова: семейное воспитание, детско-родительские отношения, групповая диагностика.
THE STYLE OF FAMILY UPBRINGING THROUGH THE EYES OF TEENAGERS AND PARENTS B. M. Kogan, A. A. Yashin, MСU, Moscow
The article represents the results of an original study of the views of parents, secondary and high school pupils in the style of family upbringing practiced by one parent or both ones. It also demonstrates how, and to what degree, the position of parents differs from that one of their children. The author attempts to analyze the veracity of the results of parent-child relationships surveys conducted in the format of group diagnosis. Key words: family upbringing, parent-child relationships, group diagnosis. |
||
Просмотров: 8119
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Н. К. Бакланова, К. В. Бакланов, МГПУ, Москва
В статье изложены основные положения авторской концепции профессионального мастерства специалиста педагогического профиля, разработанной в контексте системного подхода, включившего целостный, деятельностный, личностный и индивидуально-творческий. Системный подход к профессиональному мастерству, понимание его как психологического феномена и рассмотрение с позиций важнейших психологических категорий — деятельности и личности — составляют новизну данной концепции. Ключевые слова: система, структура, компоненты, профессиональная деятельность, качества личности, профессиональное мастерство и его критерии, показатели, профессионализм, творчество, духовность.
PROFESSIONAL EXCELLENCE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF SYSTEMATIC APPROACH
N. K. Baklanova, K. V. Baklanov, MCU, Moscow
The article covers fundamental points of the author’s concept of professional excellence of a specialist in the field of education, developed in the context of systematic approach that include holistic, activity, personality-oriented and individually creative approaches. Systematic approach to professional excellence, viewing it as a psychological phenomenon and considering it from standpoints of two crucial psychological categories such as activity and personality constitutes the novelty of our conception. Key words: system, structure, components, professional activities, personal traits, professional excellence, criteria and indicators for professional excellence, professionalism, creativity, spirituality |
||
Просмотров: 6773
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В. А. Борисова, МГПУ, Москва
В статье представлены результаты изучения уровней развития воображения и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Полученные данные констатирующего эксперимента позволяют считать, что уровни развития воображения и эмоциональной сферы старших и средних дошкольников в целом приближаются к возрастной норме; кроме того, было выявлено, что дошкольники подготовительной группы имеют комплексное представление об эмоциональном процессе и могут воспроизводить по образцу различные эмоции в коммуникативной деятельности; полученные в исследовании высокие корреляции между показателями воображения и эмоциональной сферы дошкольников свидетельствуют о значительной роли воображения в развитии их эмоциональной сферы, что в свою очередь способствует формированию у них побудительных мотивов деятельности. Ключевые слова: воображение, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, уровень развития.
TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE IMAGINATION AND THE EMOTIONAL SPHERE IN PRESCHOOL AGE
V. A. Borisova, MСU, Moscow The article presents the results of a study of levels of development of the imagination and the emotional sphere of preschool children. The obtained data of the the ascertaining experiment allow to conclude that the levels of development of the imagination and the emotional sphere of the older and middle preschoolers in the whole are approaching the age norm; in addition, it was revealed that the preschool children of the preparatory group have comprehensive idea about the emotional process and can reproduce on the model the different emotions in communicative activity; obtained in the study, the high correlation between the indicators of the imagination and the emotional sphere of preschool children show the significant role of imagination in the development of their emotional sphere, which in turn promotes the formation of their motives for activities. Key words: imagination, emotional sphere, preschool age, level of development. |
||
Просмотров: 6544
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Т. А. Шилова, Е. А. Пономарева, МГПУ, Москва
В работе рассматриваются социально-психологические факторы, оказывающие влияние на состояние социального взаимодействия участников образовательного пространства. Показана роль организационной культуры, социально-психологического климата, социально-психологической адаптации, стиля руководства, урегулирования конфликтов в структуре управления школой. Ключевые слова: социальное взаимодействие, социально-психологический климат, социально-психологическая адаптация, стиль руководства, управление в образовательном пространстве.
SOCIAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL SPACE
T. A. Shilova, E. A. Ponomareva,
MСU, Moscow
In the present work examines the socio-psychological factors influencing the condition of social interaction between the participants of the educational space. The role of organizational culture, socio-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, conflict resolution in the management structure of the school. Keywords: social interaction, social-psychological climate, socio-psychological adaptation, leadership style, management in the educational space. |
||
Просмотров: 6089
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТИВНО-КРИТИЧЕСКОГО МЕТАНАУЧНОГО АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
Р. С. Немов, МПГУ, Москва, Д. А. Яценко, МосГУ, Москва
В статье представлены результаты перекрестной валидизации системы метанаучного конструктивно-критического анализа психологических теорий, опытных исследований и методов практической работы с личностью, а также их согласованности между собой. Одно из исследований касалось использования данной системы независимыми экспертами для оценки психологических теорий личности; другое содержало экспертную оценку параметров, входящих в состав данной системы; третье относилось к сравнению критериев оценки психологических теорий личности, предложенных зарубежными учеными, с параметрами, входящими в состав данной системы анализа. Ключевые слова: система метанаучного конструктивно-критического анализа; теоретическая и эмпирическая валидность; перекрестная валидизация.
THE СROSS-EXAMINED VALIDATION THE CONSRUCTIVE-CRITICAL SYSTEM OF METASCIENTIFIC ANALYSES OF PERSONALITY INVESTIGATIONS
R. S. Nemov MCU, Moscow, D. A. Jatsenco, MosHU, Moscow
The results of cross-examined validation of the system of constructive-critical metascientific analyses of theories, empirical investigations, methods of practical personality psychology and their interconnections are presented in the article. The sums of three investigations are presented in the report. In the first of them that system was used by independent experts to estimate various theories of personality. The second investigation concerned estimations of parameters, included in that system. The third investigation related comparison the criteria, that proposed by foreign scientists, for analysis personality theories, with parameters of that analytical system. Keywords: the system of constructive-critical metascientific analyses, empirical validity, cross-examined validation. |
||