Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

В. М. Ананишнев, О. А. Иванова, Л. А. Машкова, СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Журнал » 2016 №17 : В. М. Ананишнев, О. А. Иванова, Л. А. Машкова, СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    Просмотров: 2146

СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

В. М. Ананишнев,

МГПУ, Москва,

О. А. Иванова,

МГПУ, Москва,

Л. А. Машкова,

МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

 

В статье приводятся результаты исследований проблем социальной безопасности, развития и функционирования студенческой среды московского мегаполиса как важной стороны жизнедеятельности населения города.

 

Ключевые слова: студенческая среда, московский мегаполис, социальная безопасность, ценностная система студентов.

 

STUDENT DIVERSITY OF MOSCOW MEGAPOLIS:

SOCIOLOGICAL ANALYSIS

V. M. Ananishnev,

MCU, Moscow,

O. A. Ivanova,

MCU, Moscow,

L. A. Mashkova,

MSU, Moscow

 

The article presents the results of research problemssocial security, development and functioning of the student environment of the Moscow metropolisas an important side of the city life of the population

Key words: Student diversity, Moscow megapolis, social security, students’ value system.

 

Введение

Исследование студенческой среды московского мегаполиса в современных условиях приобретает интерес в силу ряда обстоятельств. Среди них одно из первых мест принадлежит социальной безопасности молодежи. Этим проблемам в дискурсе психологии и социологии управления и образования посвящен большой ряд исследований [1–5].

Целью данной работы является исследование проблем социальной безопасности, развития и функционирования студенческой среды московского мегаполиса как важной стороны жизнедеятельности населения столицы, а также анализ жизненных ориентаций и ценностей, интеграция и социализация студенчества.

 

Жизненные ориентации студенческой среды

В 2015 г. среди студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет) было проведено социологическое исследование, посвященное оценке социальной безопасности молодежи. Общее число опрошенных респондентов — 300 человек. Основные результаты исследования приведены в таблице 1.

В ходе исследования прежде всего было выявлено, что студенты понимают под социальной безопасностью. Представления респондентов о социальной безопасности оказались достаточно разнородными.

Таблица1

Представления респондентов о социальной безопасности

 

Представления респондентов о социальной безопасности

%

1

Психологический комфорт (состояние психологического спокойствия, защищенность от психологического давления в обществе).

21 %

2

Отсутствие угроз физическому состоянию и здоровью человека в обществе.

20 %

3

Отсутствие социально-политических угроз обществу в целом (спокойная общественная обстановка, отсутствие в обществе социальных конфликтов, войн и т. д.).

19 %

4

Экономическая составляющая (возможность достижения и сохранения достойного экономического положения).

7,5 %

5

Защищенность духовных ценностей человека.

12,5 %

6

Защищенность материальных ценностей и имущества человека.

9 %

7

Отсутствие конфликтов на межнациональной почве

 

11 %

 

Так, важными аспектами здесь является психологический комфорт (21 %), отсутствие угроз физическому состоянию и здоровью человека в обществе (20 %) и отсутствие социально-политических угроз обществу в целом (19 %). Доля тех, кто отметил экономическую составляющую, составила лишь 7,5 %. Это говорит о том, что пока студенческая молодежь в основном не несет полной ответственности за собственное экономическое обеспечение, возлагая его на плечи родителей. В результате экономическая составляющая социальной безопасности уходит на второй план. Кроме того, отдельными студентами были отмечены защищенность духовных ценностей человека, защищенность материальных ценностей и имущества человека, отсутствие конфликтов на межнациональной почве. Помимо этого, опрос показал, что большая часть респондентов (85 %) в целом ощущают себя в безопасности, но в полной мере это характерно лишь для каждого третьего опрошенного. В наибольшей безопасности студенты ощущают себя в семье (92 %), так как именно в ней они чувствуют наибольший психологический комфорт. Доля тех, кто чувствует себя защищенным в кругу друзей, также достаточно высока (71 %).

Необходимо отметить, что лишь каждый четвертый ощущает себя в безопасности, находясь в мегаполисе или других городах РФ. Это определяется наличием различных угроз для жизни, здоровья и благосостояния человека в России. При этом большая часть респондентов опасается преступлений против их жизни и здоровья (92 %), которые обусловлены следующими отрицательными явлениями в обществе: алкоголизм (75 %), ВИЧ/СПИД (71,7 %), терроризм (71,7 %), наркомания (70 %), безработица (68,4 %), низкий уровень жизни (68,4 %).

Кроме того, на ощущение социальной безопасности у студентов оказывает влияние вооруженный конфликт на Украине. Исходя из полученных данных, респондентов можно разделить на три примерно равные группы: около трети опрошенных не ощущают угроз их социальной безопасности в связи с событиями на Украине, 30 % студентов всерьез опасаются, что военные действия на Украине могут привести к третьей мировой войне, и примерно столько же испытывают чувство легкого беспокойства и некоторой неуверенности в завтрашнем дне.

В ходе социологического исследования была выявлена оценка молодежью ситуации в экономической, политической и социальной сферах нашей страны. Как показал опрос, наиболее остро в РФ стоят проблемы экономического характера (рынок труда, рост цен на товары, безработица, снижение уровня жизни). Большая часть студентов (80 %) оценивают ситуацию в ней как напряженную и нестабильную. Успешность поведения на рынке труда зависит как от личных свойств и профессиональной компетенции, так и от социальной, экономической и политической ситуации в обществе. Это, в частности, проявилось после подписания Россией Болонской декларации в 2003 г. и перехода на двухуровневую подготовку специалистов в области техники и технологии, что не повлекло действий, направленных на регламентирование деятельности бакалавров и магистров, а также не дало им необходимых знаний и умений поведения на рынке труда. Производственники, ранее хорошо знавшие, как использовать выпускника вуза, имеющего, в частности, квалификацию «инженер» оказались неготовыми использовать выпускников вузов, имеющих степень бакалавра или магистра. Более того, бакалавров в вузах и в производственной среде начали называть «недоученными инженерами», что привело к еще большему снижению престижа инженерной профессии в обществе.

Такое понимание бакалавриата и отношение к нему распространяется и на другие направления. Среди представителей отечественных организаций и предприятий 35 % работодателей приравнивает кандидатов со степенью бакалавра к претендентам, имеющим неполное высшее образование. По их мнению, магистры не будут принципиально отличаться от бакалавров уровнем подготовки. Восемь процентов компаний приравнивают бакалаврское образование к среднему специальному. Кроме того, значительная часть работодателей не отличает бакалавра от магистра.

При исследовании ценностных ориентаций молодежи были сопоставлены ответы на вопрос об изменении жизни в последние годы с представлениями студентов о ценности высшего образования. На вопрос о том, является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха, положительные ответы дали 37,2 % респондентов. Затруднились с ответом более 1/4 опрошенных (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Оценка студентами высшего образования как гарантии жизненного успеха

 

Исходя из этого, полученное даже в престижном вузе высшее образование, по мнению студентов, не создает условий для достижения жизненного успеха.

Важным в плане исследования ценностных установок студентов являются ответы на вопрос «Как вы считаете, можно ли сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря честному, добросовестному труду?». Здесь проявляется как общая установка на трудовую деятельность, так и представление о допустимости различного рода отклонений от моральных норм. По данному вопросу мнения студентов распределились следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Ориентации студентов на честный, добросовестный труд

(в % к числу опрошенных)

 

Как вы считаете, можно ли сегодня достичь высокого положения в обществе благодаря честному, добросовестному труду?

Государственные вузы

Да

Нет

Трудно сказать

42,6

23,4

34,0

 

Позитивные ответы интерпретируются как готовность к действию в рамках принятых в обществе моральных норм. Только примерно 40 % опрошенных проявляют такую готовность, 23,4 % дают отрицательный ответ и более 1/3 затрудняются с ответом. Это является одной из проблемных зон в воспитательном воздействии вуза на становление будущего специалиста.

Такого рода наблюдения выявляются при анализе ответов студентов на вопрос: «Если бы вам предложили выгодный контракт, который предполагает выезд за границу на постоянное место жительства, вы бы согласились?». Данный вопрос рассматривается как индикатор патриотических установок студентов: 41,7 % студентов выражают готовность переехать за границу на постоянное место жительства, если будет предложен выгодный контракт. Таким образом, почти половина тех, кто учится на средства из государственного бюджета, рассматривают образование как свой личный ресурс вне связи с интересами страны. Говоря об обстановке в политической сфере около 70 % студентов характеризуют ее как сложную и противоречивую. Это обусловлено непростой геополитической ситуацией для нашей страны.

В социальной сфере ситуация складывается относительно благополучно: доли позитивных и негативных оценок примерно равноценны (по 35 %). Вероятно, это обусловлено тем, что студенческая молодежь в силу возраста не в состоянии полностью оценить проблемы, возникающие, в частности, в сфере здравоохранения, социального обеспечения, дошкольного образования.

Тем не менее опрос показал, что более половины студентов (55 %) оптимистично смотрят в будущее своей страны, считая, что ее положение в ближайшее время улучшится. Настроение, с которым смотрит молодежь в свое будущее, в целом позитивное. Почти 75 % в той или иной степени оптимистично настроены относительно своих перспектив, более 60 % испытывают чувство уверенности в завтрашнем дне, а тревогу ощущают всего 28 %.

Таким образом, несмотря на экономический кризис студентам московского мегаполиса свойственны оптимистичные настроения.

 

Заключение

В целом проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наиболее остро в московском мегаполисе стоят проблемы экономического характера, большая часть студентов оценивает ситуацию в нем как напряженную и нестабильную, в то же время ситуация в социальной сфере оценивается студентами как в целом благополучная.

 

Литература

  1. Ананишнев В. М. Социология образования: монография. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2008. Т. 2. 204 с.
  2. Геворкян Е. Н. Социология в образовании: монография. Москва: Перо, 2015. 497 с.
  3. Иванова О. А. Социальное здоровье студентов вузов московского мегаполиса // «Сорокинские чтения»: X Международная научная конференция «Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты» (17–18 февраля 2016 г.): сб. материалов. [Электронное издание]. Москва: Издательство Московского университета, 2016. С. 795–797.
  4. Романова Е. С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 28–42.
  5. Рыжов Б. Н. Самоактуализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета / Б. Н. Рыжов, Л. В. Сенкевич, С. Моргалло // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. С. 10–17.

 

References

  1. Ananishnev V. M. Sociology of Education: a monograph. Moscow: Engineer, 2008. Vol. 2. 204 p.
  2. Gevorgyan E. N. Sociology in Education: a monograph. Moscow: Feather, 2015. 497 p.
  3. Ivanova O. A. The Social Health of Students of the Moscow Metropolitan Universities // «Sorokin Reading»: X International Conference «Health of the Russian Society in the XXI Century: the Sociological, Psychological and Medical Aspects» (February 17–18, 2016): the collection of materials. [The electronic edition]. Moscow: Moscow University Press, 2016. P. 795–797.
  4. Romanova E. S. The development of the science of higher education for the support of the civil and occupation formation of the participants of the educational progress // System Psychology and Sociology. 2010. 2. P. 2842.
  5. Ryzhov B. N. Self-Actualization or Morality: Motivation of Students Research Experience of the Pontifical Gregorian University / B. N. Ryzhov, L. V. Sienkiewicz, S. Morgallo // Cultural-Historical Psychology. 2013. №2. Р. 1017.