Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2016 №17 : Титульный лист №17

  Просмотров: 2256

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 1 (17) 2016

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2016


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Содержание выпуска №17

  Просмотров: 2211

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков

Кулагина И. Ю., Константинова Н. И. Родители и дети: тенденции становления мотивации

Коган Б. М., Ахмедова М. М. Особенности эмоциональной и когнитивной сфер детей, больных аутизмом и шизофренией

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Пространственные представления в структуре смыслового восприятия речи младших школьников

Сенкевич Л. В. Особенности мотивационного профиля аддиктивно развивающейся личности: опыт эмпирического исследования в рамках системной теории мотивации

Бонкало Т. И., Ананикова В. В. Когерентно-синергетический подход к исследованию трансгрессии наркозависимой личности

Шейнов В. П. Модели психологических воздействий, приводящих к конфликтам

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России начала XIX века. Д. В. Веневитинов

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации XII–XIII вв. (продолжение)

 

Социологические исследования

 

Романова Е. С., Ткаченко А. В., Татаринцев Е. А Социальная эффективность среднего общеобразовательного учреждения

Никипорец-Такигава Г. Ю. О границах наций и национальных идентичностей в эпоху киберкоммуникации и киберинформации

Ананишнев В. М., Иванова О. А., Машкова Л. А. Студенческая среда московского мегаполиса: социологический анализ

Пряхин В. Ф. Русский космизм и мировоззренческие основы демократической политической глобализации

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2016, № 1 (17)


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : С. В. Львова, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

  Просмотров: 2936

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

 

С. В. Львова,

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.

Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS

 

S. V. Lvova,

MCU, Moscow

 

The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.

Key words: self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : И. Ю. Кулагина, Н. И. Константинова, РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

  Просмотров: 2432

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ

И. Ю. Кулагина,

Н. И. Константинова,

МГППУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию мотивации родителей (матерей) и их детей младшего школьного возраста. Показаны общее сходство их мотивационных профилей и различия в выраженности мотивации разного типа; взаимосвязи родительских и детских мотивационных систем с преобладанием духовно-нравственной мотивации и отсутствием дифференциации мотивов; более тесные ценностно-смысловые связи между матерями и дочерями, по сравнению с матерями и сыновьями.

Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, мать, ребенок, младший школьный возраст.

 

PARENTS AND CHILDREN: TENDENCIES OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT

 

I. Ju. Kulagina,

N. I. Konstantinova,

MSPPU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the motivation of parents (mothers) and children of early school age. The total similarity of their motivational profiles and differences in the significance of different types of motivation; the relationship of parent and child`s motivational systems with predominance of moral motivation and lack of motive`s differentiation; closer semantic-value links between mothers and daughters, compared with mothers and sons, are shown.

Keywords: moral motivation, egocentric motivation, hedonistic motivation, mother, child, early school age.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Б. М. Коган, М. М. Ахмедова, ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

  Просмотров: 2309

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР

 ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Б. М. Коган,

М. М. Ахмедова,

МГПУ, Москва

 

Проведено сравнительное исследование эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 8–11 лет, больных аутизмом и шизофренией. У всех обследованных выявлена недостаточность сформированности эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы могут быть использованы как критерии диагностики ранних проявлений этих расстройств.

Ключевые слова: эмоциональная и когнитивная сфера, аутизм, шизофрения

 

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF CHILDREN WITH AUTISM AND SCHIZOPHRENIA

 

B. M. Kogan,

M. M. Akhmedova,

MCU, Moscow

 

A comparative study of emotional and cognitive sphere of children aged 8–11 years with autism and schizophrenia. All surveyed identified insufficient formation of the emotional sphere. Features of emotional and cognitive spheres can be used as criteria for the diagnosis of early symptoms of these disorders.

Key words: emotional and cognitive sphere, autism, schizophrenia


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Просмотров: 2514

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва

 

Целью настоящей публикации является обзор психологических, нейропсихологических и психолингвистических закономерностей формирования смыслового восприятия в норме и изучение сформированности пространственных представлений у младших школьников. Анализируются психологические причины, обусловливающие ограничение возможностей смысловой обработки языковых конструкций, содержащих пространственные и квазипространственные отношения младшими школьниками в норме и с недоразвитием речи.

Ключевые слова: смысловое восприятие устной речи, декодирование речи, пространственные представления, логико-грамматические конструкции языка, младшие школьники, общее недоразвитие речи.

 

SPATIAL REPRESENTATIONS IN STRUCTURE OF SMYS-LOVOGO OF PERCEPTION OF THE SPEECH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

 

S. M. Valyavko,

Ju. A. Shulekina,

MCU, Moscow

 

The aim of this issue is a review of psychological, neuropsychological and psycholinguistic regularities of speech comprehension in norm and study of formation of spatial representations in younger students. Analyzes the psychological reasons for the limited possibilities of the semantic processing of language constructs that contain spatial and quasispatial relations for primary school children in norm and with general speech underdevelopment.

Key words: spatial representations, oral speech comprehension, decoding of speech, logical-grammatical struсtures of language, younger students, general speech underdevelopment.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Л. В. Сенкевич, ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

  Просмотров: 2580

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Л. В. Сенкевич,

РГСУ, Москва

 

В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей индивидуально-мотивационного профиля аддиктивно развивающейся личности. Методологической основой исследования является системная теория мотивации, разработанная Б. Н. Рыжовым. Автор статьи на основе теоретического анализа разрабатывает программу исследования, формулирует его цель, задачи и с помощью эмпирических методов проверки гипотез выявляет взаимосвязь и взаимообусловленность особенностей мотивационного профиля личности, ее мотивационного потенциала и склонности к аддиктивному поведению.

Ключевые слова: мотивационный профиль, системная теория мотивации, аддиктивное поведение, алкогользависимые, наркозависимые, биологические и социальные виды мотивации.

 

THE PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL PROFILE OF ADDICTIVE DEVELOPING PERSONALITY EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH WITHIN SYSTEMS THEORY OF MOTIVATION

 

L. V. Senkevich,

RSSU, Moscow

 

The article contains the results of empirical research focused on identifying characteristics of individual motivational profile-paced addictive personality. The methodological basis of the study is the system theory of motivation developed by B. N. Ryzhov. The author of the article on the basis of theoretical analysis developing a program of research, formulates research problems and with empirical methods for testing hypotheses identifies the relationship and interdependence of the characteristics of motivational profile of personality, its motivational potential and propensity for addictive behavior.

Key words: motivational profile, system theory of motivation, addictive behaviors, persons dependent on alcohol, persons dependent on drugs, biological and social types of motivation.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Т. И. Бонкало, В. В. Ананикова, КОГЕРЕНТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСГРЕССИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

  Просмотров: 2293

КОГЕРЕНТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСГРЕССИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Т. И. Бонкало,

РГСУ, Москва,

В. В. Ананикова,

МПГУ, Москва

 

В статье раскрывается сущность нового методологического подхода к исследованию процессов приобщения личности к наркотикам и последующей реинтеграции наркозависимой личности в социум. Предлагаемый методологический подход синтезирует основные положения синергетического и социально-психологического подходов. В статье раскрывается психологическая природа наркозависимости с позиций трансгрессивной теории личности; определяются основные положения теории трансгрессии наркозависимой личности. В рамках нового подхода на основе эмпирических исследований планируется разработка социально-психологической концепции личностной трансгрессии наркозависимых, раскрывающей стадии формирования отношенческих деструкций наркозависимой личности в процессе постепенной ее трансформации под влиянием субкультуры наркоманов, освоение которой и является источником сложностей и трудностей возвращения наркозависимого к нормальной жизни и созидательной деятельности.

Ключевые слова: наркозависимость, трансгрессия, трансгрессивный процесс, синергетические механизмы, субкультура наркоманов.

 

COHERENT AND SYNERGETIC APPROACH

TO THE STUDY OF DRUG-ADDICTED PERSONALITY TRANGRESSION

 

T. I. Bonkalo,

RSSU, Moscow,

                                                                                    V. V. Ananikova,

 MSPU, Moscow

 

The article reveals the essence of a new methodological approach to the study of the processes of initiation to drug culture, identity and the subsequent reintegration of drug-dependent person in society. The proposed methodological approach synthesizes the main provisions of the synergistic and socio-psychological approaches. The article deals with the psychological nature of the drug from the standpoint of transgressive personality theory; defines the basic tenets of the theory of transgression drug addicted person. In a new approach, based on empirical research, it is planned to develop the socio-psychological concept of personal transgression addicts, revealing the formation stage attitudinal destructions drug addicted person in the course of gradual its transformation under the influence of the drug subculture, the development of which is the source of complexities and difficulties of returning addict to normal life and creative activities.

Keywords: addiction, transgression transgressive process, synergistic mechanisms, drug subculture.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : В. П. Шейнов, МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К КОНФЛИКТАМ

  Просмотров: 2316

МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,

ПРИВОДЯЩИХ К КОНФЛИКТАМ

 

В. П. Шейнов,

Республиканский институт высшей школы,

Минск, Республика Беларусь

 

В статье показано, что процесс возникновения и развития конфликтов может быть описан посредством общей модели психологического воздействия. Дано теоретическое объяснение установленной ранее эмпирически закономерности эскалации конфликтогенов. Показано, что случайные конфликты возникают по общей модели психологического воздействия и по ней же могут быть предотвращены. Сконструирована модель психологического воздействия, приводящего к неслучайным конфликтам.

Ключевые слова: психологические воздействия, модели, конфликты, конфликтогены, формулы, закономерности.

 

PSYCHOLOGICAL INFLUENCE MODELS THAT CAUSE CONFLICTS

 

V. P. Sheinov,

 Republican Institute of Higher Education,

Minsk, Belarus

 

The article shows how the process of initiation of a conflict can be described with the common model of psychological influence. It gives a theoretical explanation for the mechanism of conflictogene escalation which has been previously empirically established. The article also demonstrates that accidental conflicts appear based on the common model of psychological influence, and can be prevented based on it, too. The model of psychological influence which leads to a non-accidental conflict has been presented, too.

Keywords: psychological influence, model, conflicts, conflictogenes, formulas, mechanisms


     Читать полностью...
 

Журнал » 2016 №17 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. Д. В. ВЕНЕВИТИНОВ

  Просмотров: 2396

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА.

Д. В. ВЕНЕВИТИНОВ

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск

 

В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства Д. В. Веневитинова, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация его представлений о человеке и человеческой природе, борьбе, а также тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.

Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, человек борющийся, разумность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA BEGINNING OF XIX CENTURY.

D. V. VENEVITINOV

 

D. V. Ivanov,

 NSPU, Novosibirsk

 

The article deals with the idea of leading a prominent figure in the Russian enlightenment D. V. Venevitinov, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction and psychological interpretation of his ideas about man and human nature, the struggle and the principles that have allowed educator to describe the psychological phenomena.

Keywords: moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, people fighting, intelligence, righteousness.


     Читать полностью...