![]() |
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
С. В. Львова,
МГПУ, Москва
В статье рассматривается современное состояние исследований самооценки школьников. Представлены результаты эмпирического исследования самооценки двух групп испытуемых: младших школьников и подростков. Выявлены характерные особенности самооценки респондентов в каждой из групп. Сделаны выводы о практической значимости исследования.
Ключевые слова: самооценка, самосознание, младший школьник, подросток, виды самооценки, особенности самооценки.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SELF-ESTEEM FEATURES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS
S. V. Lvova,
MCU, Moscow
The article discusses the current status of studies of the students’ self-esteem in two groups of subjects: younger students and adolescents. The features of the respondents’ self-esteem is done in each group. The practical study relevance is written.
Key words: self-esteem, self-awareness, Junior high school student, a teenager, forms of self-esteem, self-esteem features.
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ
И. Ю. Кулагина,
Н. И. Константинова,
МГППУ, Москва
Статья посвящена исследованию мотивации родителей (матерей) и их детей младшего школьного возраста. Показаны общее сходство их мотивационных профилей и различия в выраженности мотивации разного типа; взаимосвязи родительских и детских мотивационных систем с преобладанием духовно-нравственной мотивации и отсутствием дифференциации мотивов; более тесные ценностно-смысловые связи между матерями и дочерями, по сравнению с матерями и сыновьями.
Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, мать, ребенок, младший школьный возраст.
PARENTS AND CHILDREN: TENDENCIES OF THE MOTIVATIONAL DEVELOPMENT
I. Ju. Kulagina,
N. I. Konstantinova,
MSPPU, Moscow
The article is devoted to the study of the motivation of parents (mothers) and children of early school age. The total similarity of their motivational profiles and differences in the significance of different types of motivation; the relationship of parent and child`s motivational systems with predominance of moral motivation and lack of motive`s differentiation; closer semantic-value links between mothers and daughters, compared with mothers and sons, are shown.
Keywords: moral motivation, egocentric motivation, hedonistic motivation, mother, child, early school age.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕР
ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ
Б. М. Коган,
М. М. Ахмедова,
МГПУ, Москва
Проведено сравнительное исследование эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 8–11 лет, больных аутизмом и шизофренией. У всех обследованных выявлена недостаточность сформированности эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной и когнитивной сферы могут быть использованы как критерии диагностики ранних проявлений этих расстройств.
Ключевые слова: эмоциональная и когнитивная сфера, аутизм, шизофрения
THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES OF CHILDREN WITH AUTISM AND SCHIZOPHRENIA
B. M. Kogan,
M. M. Akhmedova,
MCU, Moscow
A comparative study of emotional and cognitive sphere of children aged 8–11 years with autism and schizophrenia. All surveyed identified insufficient formation of the emotional sphere. Features of emotional and cognitive spheres can be used as criteria for the diagnosis of early symptoms of these disorders.
Key words: emotional and cognitive sphere, autism, schizophrenia
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С. М. Валявко,
Ю. А. Шулекина,
МГПУ, Москва
Целью настоящей публикации является обзор психологических, нейропсихологических и психолингвистических закономерностей формирования смыслового восприятия в норме и изучение сформированности пространственных представлений у младших школьников. Анализируются психологические причины, обусловливающие ограничение возможностей смысловой обработки языковых конструкций, содержащих пространственные и квазипространственные отношения младшими школьниками в норме и с недоразвитием речи.
Ключевые слова: смысловое восприятие устной речи, декодирование речи, пространственные представления, логико-грамматические конструкции языка, младшие школьники, общее недоразвитие речи.
SPATIAL REPRESENTATIONS IN STRUCTURE OF SMYS-LOVOGO OF PERCEPTION OF THE SPEECH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
S. M. Valyavko,
Ju. A. Shulekina,
MCU, Moscow
The aim of this issue is a review of psychological, neuropsychological and psycholinguistic regularities of speech comprehension in norm and study of formation of spatial representations in younger students. Analyzes the psychological reasons for the limited possibilities of the semantic processing of language constructs that contain spatial and quasispatial relations for primary school children in norm and with general speech underdevelopment.
Key words: spatial representations, oral speech comprehension, decoding of speech, logical-grammatical struсtures of language, younger students, general speech underdevelopment.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ АДДИКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Л. В. Сенкевич,
РГСУ, Москва
В статье содержатся результаты эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей индивидуально-мотивационного профиля аддиктивно развивающейся личности. Методологической основой исследования является системная теория мотивации, разработанная Б. Н. Рыжовым. Автор статьи на основе теоретического анализа разрабатывает программу исследования, формулирует его цель, задачи и с помощью эмпирических методов проверки гипотез выявляет взаимосвязь и взаимообусловленность особенностей мотивационного профиля личности, ее мотивационного потенциала и склонности к аддиктивному поведению.
Ключевые слова: мотивационный профиль, системная теория мотивации, аддиктивное поведение, алкогользависимые, наркозависимые, биологические и социальные виды мотивации.
THE PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL PROFILE OF ADDICTIVE DEVELOPING PERSONALITY EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH WITHIN SYSTEMS THEORY OF MOTIVATION
L. V. Senkevich,
RSSU, Moscow
The article contains the results of empirical research focused on identifying characteristics of individual motivational profile-paced addictive personality. The methodological basis of the study is the system theory of motivation developed by B. N. Ryzhov. The author of the article on the basis of theoretical analysis developing a program of research, formulates research problems and with empirical methods for testing hypotheses identifies the relationship and interdependence of the characteristics of motivational profile of personality, its motivational potential and propensity for addictive behavior.
Key words: motivational profile, system theory of motivation, addictive behaviors, persons dependent on alcohol, persons dependent on drugs, biological and social types of motivation.
КОГЕРЕНТНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ИССЛЕДОВАНИЮ ТРАНСГРЕССИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ
Т. И. Бонкало,
РГСУ, Москва,
В. В. Ананикова,
МПГУ, Москва
В статье раскрывается сущность нового методологического подхода к исследованию процессов приобщения личности к наркотикам и последующей реинтеграции наркозависимой личности в социум. Предлагаемый методологический подход синтезирует основные положения синергетического и социально-психологического подходов. В статье раскрывается психологическая природа наркозависимости с позиций трансгрессивной теории личности; определяются основные положения теории трансгрессии наркозависимой личности. В рамках нового подхода на основе эмпирических исследований планируется разработка социально-психологической концепции личностной трансгрессии наркозависимых, раскрывающей стадии формирования отношенческих деструкций наркозависимой личности в процессе постепенной ее трансформации под влиянием субкультуры наркоманов, освоение которой и является источником сложностей и трудностей возвращения наркозависимого к нормальной жизни и созидательной деятельности.
Ключевые слова: наркозависимость, трансгрессия, трансгрессивный процесс, синергетические механизмы, субкультура наркоманов.
COHERENT AND SYNERGETIC APPROACH
TO THE STUDY OF DRUG-ADDICTED PERSONALITY TRANGRESSION
T. I. Bonkalo,
RSSU, Moscow,
V. V. Ananikova,
MSPU, Moscow
The article reveals the essence of a new methodological approach to the study of the processes of initiation to drug culture, identity and the subsequent reintegration of drug-dependent person in society. The proposed methodological approach synthesizes the main provisions of the synergistic and socio-psychological approaches. The article deals with the psychological nature of the drug from the standpoint of transgressive personality theory; defines the basic tenets of the theory of transgression drug addicted person. In a new approach, based on empirical research, it is planned to develop the socio-psychological concept of personal transgression addicts, revealing the formation stage attitudinal destructions drug addicted person in the course of gradual its transformation under the influence of the drug subculture, the development of which is the source of complexities and difficulties of returning addict to normal life and creative activities.
Keywords: addiction, transgression transgressive process, synergistic mechanisms, drug subculture.
МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,
ПРИВОДЯЩИХ К КОНФЛИКТАМ
В. П. Шейнов,
Республиканский институт высшей школы,
Минск, Республика Беларусь
В статье показано, что процесс возникновения и развития конфликтов может быть описан посредством общей модели психологического воздействия. Дано теоретическое объяснение установленной ранее эмпирически закономерности эскалации конфликтогенов. Показано, что случайные конфликты возникают по общей модели психологического воздействия и по ней же могут быть предотвращены. Сконструирована модель психологического воздействия, приводящего к неслучайным конфликтам.
Ключевые слова: психологические воздействия, модели, конфликты, конфликтогены, формулы, закономерности.
PSYCHOLOGICAL INFLUENCE MODELS THAT CAUSE CONFLICTS
V. P. Sheinov,
Republican Institute of Higher Education,
Minsk, Belarus
The article shows how the process of initiation of a conflict can be described with the common model of psychological influence. It gives a theoretical explanation for the mechanism of conflictogene escalation which has been previously empirically established. The article also demonstrates that accidental conflicts appear based on the common model of psychological influence, and can be prevented based on it, too. The model of psychological influence which leads to a non-accidental conflict has been presented, too.
Keywords: psychological influence, model, conflicts, conflictogenes, formulas, mechanisms
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА.
Д. В. ВЕНЕВИТИНОВ
Д. В. Иванов,
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства Д. В. Веневитинова, внесшего существенный вклад в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация его представлений о человеке и человеческой природе, борьбе, а также тех принципов, которые позволили просветителю описывать психологические феномены.
Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, система психологических понятий, человек борющийся, разумность, добродетельность.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA BEGINNING OF XIX CENTURY.
D. V. VENEVITINOV
D. V. Ivanov,
NSPU, Novosibirsk
The article deals with the idea of leading a prominent figure in the Russian enlightenment D. V. Venevitinov, who has made a significant contribution to the development of Russian psychological thought at the beginning of the XIX century. The article uses the historical-psychological reconstruction and psychological interpretation of his ideas about man and human nature, the struggle and the principles that have allowed educator to describe the psychological phenomena.
Keywords: moral psychology, human nature, the system of psychological concepts, people fighting, intelligence, righteousness.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(конец XI–XII вв.)[1]
Б. Н. Рыжов,
МГПУ, Москва
Статья представляет собой продолжение исследования, посвященного системной периодизации развития современной европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Начало этого исследования, опубликованное в № 14–15 журнала «Системная психология и социология», включает описание ранних этапов развития цивилизации, с V по вторую половину XI веков. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в период конца XI–XII веков.
Ключевые слова: системная периодизация развития, кризис развития, кризис семи лет, кризис цивилизации, крестовые походы.
PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION IN XI–XII CENTURIES
(continuation)
B. N. Ryzhov,
MCTTU, Moscow
The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and its comparison with the corresponding periods of human development. The beginning of the study was published in № 2 (14)–3 (15)/2015 of the magazine «Systems psychology and sociology» and it includes a description of the early stages of civilization, from the 5th to the second half of the 11th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and humans during the late 11th and 12th centuries.
Keywords: system development periods, crisis of development, the 7 year crisis, crisis of civilization, the Crusades.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СРЕДНЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Е. С. Романова, А. В. Ткаченко, Е. А. Татаринцев,
МГПУ, Москва
Статья посвящена результатам социологического исследования эффективности работы современных московских школ. Выводы и рекомендации, сделанные по итогам исследования, даются на основании апробированных критериев и показателей социальной эффективности образовательного учреждения.
Ключевые слова: образовательная организация, среднее общеобразовательное учреждение, оценка социальной эффективности, показатели и критерии эффективности, школьное образование, социологическое исследование, ЕГЭ.
SOCIAL EFFICIENCY OF A SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTION
E. S. Romanova, A. V. Tkachenko, E. A. Tatarintsev,
MCTTU, Moscow
The article is devoted to the results of the sociological study of modern Moscow schools' efficiency. The conclusions and recommendations made by the study are based on the approved criteria and indicators of social efficiency of educational institutions.
Keywords: educational organization, secondary educational institution, assessment of social efficiency, criteria and indicators of efficiency, school education, sociological study, Unified state exam.
О ГРАНИЦАХ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ
В ЭПОХУ КИБЕРКОММУНИКАЦИИ И КИБЕРИНФОРМАЦИИ
Г. Ю. Никипорец-Такигава,
Кембриджский университет,
Великобритания,
РГСУ, Москва
Интернетизация затронула, среди прочего, сферу использования информации и коммуникации, существенно убыстрив, упростив и обеспечив к ним доступ, свободный от социальных и географических препятствий. Не идеализируя этот прогрессистский образ, на котором немало известных пятен, признаем, что появление Интернета изменяет традиции обмена информацией и производит специфическую культуру коммуникации, увеличивая количество информационных и коммуникативных полей, к которым постоянно подключен индивид, и объединяя одинаковыми полями ранее слабо или почти не связанных индивидов. В данной статье обсуждаются последствия этих изменений для понимания границ нации и национальных идентичностей. Выводы, сделанные на британском материале, транспонируются и на русскоязычные общины, проживающие в других странах и русскоязычную диаспору в целом.
Ключевые слова: нация, национальная идентичность, интернет, диаспора, мигранты.
ON THE BORDERS OF NATIONS AND NATIONAL IDENTITIES IN THE ERA OF CYBER COMMUNICATION AND CYBER INFORMATION
G. Nikiporets-Takigawa,
University of Cambridge,
Cambridge, UK,
RSSU, Moscow
Internetization has affected, among other things, the scope of the use of the information and communication, significantly increasing, simplifying and providing access to them which is free of social and geographical barriers. Without idealizing the progressivist image which has many well known spots, we should confess that the emergence of the internet changes the tradition of the information exchange and produces a specific culture of the communication while increasing the amount of informational and communicational fields, which a person is constantly connected to, and also by uniting previously loosely and almost non united individuals with the same fields. This paper discusses the implications of these changes for the understanding of the borders of the nations and the national identities. The conclusions are drawn on the base of the British material but they are relevant to Russian-speaking community in the other countries and the Russian-speaking diaspora at the whole.
Keywords: nation, national identity, the internet, diaspora, migrants.
СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В. М. Ананишнев,
МГПУ, Москва,
О. А. Иванова,
МГПУ, Москва,
Л. А. Машкова,
МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва
В статье приводятся результаты исследований проблем социальной безопасности, развития и функционирования студенческой среды московского мегаполиса как важной стороны жизнедеятельности населения города.
Ключевые слова: студенческая среда, московский мегаполис, социальная безопасность, ценностная система студентов.
STUDENT DIVERSITY OF MOSCOW MEGAPOLIS:
SOCIOLOGICAL ANALYSIS
V. M. Ananishnev,
MCU, Moscow,
O. A. Ivanova,
MCU, Moscow,
L. A. Mashkova,
MSU, Moscow
The article presents the results of research problemssocial security, development and functioning of the student environment of the Moscow metropolisas an important side of the city life of the population
Key words: Student diversity, Moscow megapolis, social security, students’ value system.
РУССКИЙ КОСМИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В. Ф. Пряхин,
РГГУ, Москва
В статье анализируются политические аспекты глобализации как процесса формирования глобальной целостности мирового сообщества. Обосновывается тезис о необходимости формирования единого общечеловеческого мировоззрения как идейной основы противостояния глобальным вызовам и угрозам. Анализируется вклад умонастроения русского космизма в формирование этической платформы будущего общечеловеческого мировоззрения.
Ключевые слова: миропорядок, политический процесс, глобализация, глобальные проблемы, мировое сообщество, мировоззрение, религия, наука, человек, трансгуманизм, русский космизм.
RUSSIAN COSMISM’S WORLD VIEW AS CONTRIBUTION TO THE DEMOCRATIC POLITICAL GLOBALIZATION
V. F. Pryakhin,
RSHU, Moscow
The article analyzes the political aspects of globalization as a process of formation of the global world community integrity. The author argues in favor of a new integral universal world view which is necessary to counter global challenges and threats accompanying the globalization process. The Russian cosmism concept is presented as the substantial contribution to the formation of the ethical platform of this universal world view.
Keywords: world order, political process, globalization, global problems, international community, world view, religion, science, human being, transhumanism, Russian cosmism.
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
«Systems Psychology and Sociology» authors,
2016, № 1 (17)
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, заведующая кафедрой общей и практической психологии ИПССО МГПУ, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 года в области образования, лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 года в области образования, почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor; Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Self-Governing Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation.