Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Львова С.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Журнал » 2015 №16 : Львова С.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
    Просмотров: 2631

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Львова С.В.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена организации волонтерского движения в образовательном пространстве города Москвы на основе взаимодействия и социального партнерства разных субъектов и организаций.

Ключевые слова: волонтерское движение, школа волонтеров, организационные структуры деятельности волонтеров, приоритетные направления деятельности волонтеров.

 

A SOCIOLOGICAL STUDY OF STUDENTS ' ENGAGEMENT IN THE ORGANIZATION OF THE VOLUNTEER MOVEMENT

Lvova S.V.

MCTTU, Moskow

 

The article is devoted to the organisation of the volunteer movement in educational  sphere of the city of Moscow on the basis of the interactionand social partnership of different subjects and organisations.

Key words:volunteering, school or volunteers, organisational structures of volunteers’ activities, priority directions of volunteers’ activities.

 

Введение

Волонтерское движение среди учащейся и студенческой молодежи стало самым востребованным способом  форм активизации, организации и самореализации детей и молодежи. Поэтому все культурно-массовые, спортивные, научные мероприятия по развитию волонтерства в образовательных организациях, и привлечение к этой деятельности учащейся молодежи и студентов должны иметь общие основания с любой  социальной и педагогической работой школы, колледжа, университета. В контексте Концепции движения волонтеров в высшем учебном заведении, колледже, школе, понятие волонтерства как формы общественной деятельности, связанной с реализацией гуманистической позиции детей, подростков и юношества, органично связано с воспитательной работой, проводимой в образовательных организациях. Наиболее изученными аспектами данной проблемы являются формирование ценностной сферы, адаптации (Львова С.В., Унру О.В., Овчаренко Л. Ю.) [2] [3], психологического здоровья, способностей (Романова Е. С., Абушкин Б. М., Рыжов Б.Н., Чибискова О.В., Челышева Ю.В., Шилова Т.А.) [4] [5] [6] [7].

Главным мотивом, побуждающим студентов к волонтерской деятельности, является желание быть социально-полезными. К другим значимым мотивам относятся: содействие изменениям в обществе; реализация собственной инициативы; поиск единомышленников. В целом, в основе деятельности волонтеров из учащихся и студентов в Вузе, колледже или школе лежат потребности личности в самореализации [1].

 

Проект организации и развития волонтерского движения

 

Цель проекта: создание сети волонтерского движения в образовательном пространстве города Москвы для обеспечения профессионально-прикладной деятельности студенческих волонтерских групп.

Основные задачи:

•           воспитание у подростков и юношей  чувства патриотизма, активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических и лидерских качеств и др.;

•           вовлечение молодежи в проекты, связанные с оказанием социально-психологической, социально-педагогической и непрофессиональной поддержки инвалидам, пенсионерам, общественным организациям и др.;

•           поддержка инициатив подростков, юношей и девушек в реализации программ информационно-пропагандистской и профилактической направленности.

Направления проекта:

- создание Концепции Волонтерского движения в образовательном пространстве города Москвы;

- формирование актива Волонтерского движения;

- создание Координационного совета;

- создание Школы волонтера;

- определение приоритетных направлений работы;

- разработка и реализация волонтерских проектов, программ, акций и др., которые должны актуализировать приоритетные направления добровольческой деятельности;

- подготовка и утверждение программ координации деятельности волонтерских отрядов (групп), волонтеров, осуществляющих свою деятельность под эгидой Вуза или колледжа;

- создание  взаимодействующей системы участников волонтерского движения в образовательных организациях города;

- разработка и реализация конкретных мероприятий, направленных на проведение отдельно взятых программ;

- взаимодействие с органами государства и общественными детскими и молодежными организациями и объединениями, заинтересованными в деятельности волонтеров;

- подведение итогов по результатам реализованных программ  за определенный период времени, а также обмен опытом работы отдельных волонтерских отрядов (групп), участников волонтерского движения;

- информирование учащихся и студентов о целях и задачах деятельности волонтеров, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д.

Организационные структуры деятельности волонтеров в средне-специальных и высших образовательных учреждениях города Москвы могут быть представлены в виде волонтерских отрядов или команд и волонтерских объединений.

Процесс формирования и организации деятельности волонтерского объединения состоит из следующих основных этапов:

1 этап. Создание Концепции волонтерского движения в образовательном пространстве города Москвы, Координационного совета, актива Волонтерского движения, Школы волонтера.

2 этап. Выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения. Путем различных педагогических и психологических методов исследования мнения общественности (опрос, тестирование, анкетирование и пр.) с учетом ценностных ориентаций необходимо выявить группу студентов, заинтересовавшихся идеей волонтерства. Проведение внутри объединения занятий Школы волонтера по Программе подготовки волонтеров  «Школа волонтера»  (психологическое сопровождение деятельности волонтеров).

Разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры). Данный блок предполагает разработку визитной карты объединения, логотипа (символа, эмблемы), отличительного знака, девиза (слогана), флага, формы, свода правил и принципов (устава), Web-страницы и пр.), а также эскиза дневника волонтера.

3 этап. Определение целей и потребностей членов объединения, направлений деятельности, системы поощрения. Участие волонтеров в приоритетных направления работы Волонтерского движения. Сфера деятельности должна быть четко сформулирована на основе совместно составленной членами объединения и партнерами карты помощи.

Волонтерская организация понимается как объединение добровольцев, цель деятельности которых – решение социально значимых проблем. В общем виде ее можно представить как систему, объединяющую руководителей, кураторов и действующих волонтеров.

Руководитель волонтерского формирования обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает сотрудников для кураторской работы, организует работу волонтеров по основным направлениям деятельности, обеспечивает связь с организациями, общественностью, средствами массовой информации, осуществляет социальный маркетинг и стратегическое планирование волонтерской деятельности вместе с кураторами и волонтерским активом. Кураторы помогают организовать деятельность волонтерских групп. Действующие волонтеры – молодые люди, объединенные в группы по принципу команды, которые прошли обучение по соответствующим программам и стажировку под руководством куратора.

В качестве руководящего органа волонтерского движения может выступать Экспертный совет, сформированный на межведомственной основе, в который входят специалисты по профилю деятельности волонтеров, психологи, специалисты по социальной работе, представители общественных организаций и председатель Координационного совета волонтерского движения.

Координационный совет объединяет руководителей волонтерских групп. Председатель Координационного совета выбирается на Координационном совете. Координационным советом разрабатывается и принимается Устав волонтерского движения; деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной комплексной программой по развитию волонтерского движения.  При Координационном совете создается и действует

Штаб-Школа волонтерского движения, на базе которой  организуются обучающие занятия для волонтеров.

Волонтерская деятельность осуществляется по нескольким направлениям, включающим: информационное (связь со СМИ и Интернетом), координационное (взаимодействие с различными организациями), организационное (подготовка и проведение мероприятий), аналитическое (анализ данных, полученных в результате деятельности).

Направления деятельности

Таблица 1

Приоритетные направления деятельности волонтерского движения

Приоритетные направления деятельности

Пропаганда здорового образа жизни. Сохранение здоровья нации

Социально-психологическая поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Помощь детям-инвалидам

Донорство

Развитие и активизация молодежного социального проектирования (социальных инициатив)

 

1)         Первое направление связано с  распространением понятия здорового образа жизни

Здесь можно создавать и использовать программы по  первичной профилактике наркозависимости  в образовательной среде.

Цели таких программ - инициирование и развитие движения волонтеров по первичной  профилактике наркотической и алкогольной зависимости.

Необходима разработка материала  по подготовке и  проведению  тренингов и семинаров с целью привлечения волонтеров  к самостоятельной работе в молодежной образовательной среде по  следующим направлениям:

•          знакомство с доступными сведениями о причинах, формах и  последствиях употребления психоактивных веществ;

•          представление альтернатив наркотизации;

•          психологическая подготовка подростков, юношей и девушек к работе со сверстниками;

•          обучение навыкам общения и работы с молодежью в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ; 

•          выработка навыков преодоления жизненных трудностей.

2)         Второе возможное направление работы подростков, юношей и девушек - это социально-психологическая и иная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация и проведение групповых и индивидуальных (игровых) занятий, наставничества, бесед, иных форм общения с детьми и подростками в целях их социальной адаптации. Взаимодействие с детскими домами города Москвы и Московской области.

Участие студентов в программе «Дети улиц».

3)         Третье, не менее важное, направление деятельности волонтеров - помощь детям-инвалидам

Участие учащихся и студентов в фестивалях, конкурсах, концертах, организованных для инвалидов и с участием инвалидов.

Например:

•          Участие в фестивале «Надежда». Сообщество “Надежда” - фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

•          Разработка проекта по созданию анимационных проектов с детьми – инвалидами и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

•          Взаимодействие с реабилитационным центром реабилитации «ПРЕОДОЛЕНИЕ» - уникальный центр России. Специализированный, круглосуточный стационар европейского уровня для инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании вследствие повреждения спинного мозга и детского церебрального паралича. Центр принимает на реабилитацию пациентов с 14-ти лет.

4) Четвертое важное направление - донорство.

Взаимодействие с Благотворительными фондами. Например с Благотворительным фондом помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является юридическим лицом. Инициативная группа «Доноры – детям».

5) Пятый важный вид деятельности - активизация и развитие молодежного социального проектирования (социальных инициатив)

Проекты могут быть, например, по поддержке детских домов, по вопросам защиты прав ребенка и помощи детям - инвалидам, отслеживание их реализации, способствование межрегиональному распространению положительного опыта реализации наиболее важных социальных проектов.

Таблица 2

Этапы реализации проекта

I этап – предварительный

1.

Организация работы группы по созданию проекта волонтерского движения в образовательном учрежд.

проведение заседаний Рабочей группы с целью выработки и утверждения Концепции волонтерского движения в образовательном учреждении

2.

Организация административного сопровождения Проекта

- формирование актива Волонтерского движения в образовательном учреждении;

- создание Координационного совета.

3.

Разработка концепции реализации мероприятий проекта

- определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации проекта;

- определение ответственных исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта.

4.

Разработка общей базы данных по общественным фондам, реабилитационным центрам, детским домам города Москвы и Московской области, нуждающимся в помощи и поддержке

- составление списка организаций нуждающихся в помощи;

- распределение между волонтерскими группами ответственности за взаимодействие с конкретными организациями.

5.

Разработка и запуск группы в контакте и информации на сайте образовательного учреждения

Основными целями создания сайта являются:

–информационное освещение деятельности совета по координации проекта;

–размещение информации о деятельности (ссылки на сайты) общественных организаций, потребностях детских домов, реабилитационных центров, детских фондов;

–размещение информации о результатах работы совета по координации проекта.

6.

Подготовка и выпуск презентационных материалов, посвященных реализации Проекта

–информационное сопровождение проекта;

–выпуск буклета (брошюры), посвященного реализации проекта.

II этап – начальный

1.

Организация Школы волонтера

- выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения (опрос, тестирование, анкетирование и пр.);

- проведение занятий Школы волонтера;

- разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры).

2.

Обобщение предыдущего опыта волонтерской работы

- обобщение существующей положительной практики по поддержке детских домов;

- обобщение опыта взаимодействия с детскими фондами;

- организация взаимодействия по программам по поддержке детей-инвалидов

3.

Развитие и активизация молодежного социального проектирования (социальных инициатив)

- организация и проведение конкурсов социальных проектов;

- реализация лучших проектов волонтерами образовательного учреждения

4.

 

Разработка основных программ по работе волонтеров с детьми и подростками

- программы по здоровому образу жизни;

- программы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения;

- программы социально-психологической поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- программы помощи детям-инвалидам

- программы помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации.

- подготовка программы спортивного развития детей, оставшихся без попечения родителей;

- подготовка программы культурного развития детей, оставшихся без попечения родителей;

- программа по донорскому движению;

- организация и проведение выездных мероприятий с детьми;

- определение направлений работы с центрами реабилитации.

III этап – основной

1.

Реализация волонтерскими отрядами конкретных программ совместно с общественными организациями, детскими домами, реабилитационными центрами, детскими фондами.

 

Привлечение к волонтерской деятельности играет важную роль в социализации участников движения, в формировании у них позитивных личностных качеств и ценностных установок.

Результаты и обсуждение исследования

В многочисленных исследованиях показана возможность изучения отношения к волонтерскому движению.

Методологической основой нашего исследования являлся принцип деятельности, состоящий в необходимости изучения выражения форм поведенческой активности в контексте волонтерской деятельности.

Приисследовании  отношения к волонтерскому движению нами была разработана анкета и проведен опрос участников третьего Съезда волонтеров реализации программы социального проекта «Волонтерский социальный корпус студенческой молодежи города Москвы на 2013-15 гг.».  Съезд волонтеров проходил 23, 24 апреля 2015 года на базе ДООЦ «Команда» по адресу: Московская обл., Истринский район, Бужаровское с/пос., пос. Гидроузла им. Куйбышева. Результаты опроса отражены в таблицах и рисунках.

Социально-демографические характеристики респондентов. В исследовании приняли участие 59% женщин и 41% молодых людей. Средний возраст опрошенных составил 18 лет.

Большая часть респондентов указали в качестве региона проживания г. Москва и Московскую область. Так ответили 94%. 74% участников исследования получают среднее профессиональное образование. 12% указали, что учатся в школе. 13% учатся в высшем учебном заведении и только 1% имеют высшее образование.

Преимущественно образование получается на бюджетной основе. Так ответили 91%. Только 9% отметили, что получают образование на коммерческой основе. Практически все респонденты обучаются (обучались) на очной форме обучения (97%). Больше половины принимавших участия в исследовании волонтеров не имеет постоянного места работы (67%). 33% ответили, что трудоустроены. Свое материальное положение респонденты оценивают на 8 баллов из 10 возможных.

Таблица 3

Как давно Вы занимаетесь волонтерской деятельностью? Укажите Ваш стаж в качестве волонтера.

 

 

Пол

Итого

 

месяцы

Женский

Мужской

Как давно Вы занимаетесь волонтерской деятельностью?

1

 

13,5%

5,1%

2

5,8%

3,8%

5,1%

3

4,7%

5,8%

5,1%

4

1,2%

 

,7%

5

 

1,9%

,7%

6

9,3%

15,4%

11,6%

7

1,2%

 

,7%

9

1,2%

1,9%

1,4%

12

19,8%

28,8%

23,2%

18

3,5%

1,9%

2,9%

24

34,9%

17,3%

28,3%

30

1,2%

1,9%

1,4%

36

12,8%

5,8%

10,1%

48

2,3%

 

1,4%

60

(5 лет)

2,3%

1,9%

2,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

 

В среднем респонденты занимаются волонтерской деятельностью 1,5 года. 58% опрошенных отметили, что не являются членами волонтерских организаций. Официально являются членами волонтерской организации или союза 42% участника исследования. Большая часть отметили, что они состоят в данной организации от 1 года до 2 лет.

Таблица 4

Как часто Вы принимаете участие в волонтерских мероприятиях?

 

 

Пол

Итого

 

 

Женский

Мужской

Как часто Вы принимаете участие в волонтерских мероприятиях?

Постоянно

23,3%

15,1%

19,9%

Часто

27,2%

20,5%

24,4%

Время от времени

23,3%

20,5%

22,2%

Редко

14,6%

17,8%

15,9%

Первый раз

11,7%

26,0%

17,6%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

 

Частота участия в волонтерских мероприятиях представлена следующим образом:

  • Постоянно принимают участие – 19,9%
  • Часто принимают участие – 24,4%
  • Принимают участие время от времени – 22,2%
  • Редко принимают участие – 15,9%
  • Принимали участие в первый раз – 17,6%

 

Респондентам предлагалось дать оценку современному состоянию волонтёрского движения. Оценка происходила по 10 бальной шкале.

Максимально были оценены такие параметры как возможность саморазвития и важность мероприятий (7 баллов).  Фактически отсутствует финансирование со стороны государства (5 баллов)

Продолжать волонтерскую деятельность планирует большая часть участников исследования. Однозначно ответили «да» - 39% и «скорее да» - 39%.

Однако, 75% ответили, что не хотят, чтобы волонтерская деятельность стала их профессиональной деятельностью. Только 25% указали, что хотят, чтобы волонтерство стало их профессией.

Таблица 5

В каких волонтерских мероприятиях Вы чаще всего участвуете? Выберете не более 3х вариантов ответа

 

 

Женский

 

Мужской

Проекты, в организации и проведении

культурных мероприятий

61,1%

Проекты, в организации и проведении

спортивных мероприятий

35,1%

Социальные проекты

53,4%

Проекты, в которых волонт. выступают

в роли вожатых

34,4%

Экологические проекты

33,0%

Социальные проекты

32,7%

Проекты, в которых волонтеры выступают в роли вожатых

31,1%

Проекты, в организации и проведении

культурных мероприятий

32,6%

Защита и помощь животным

27,3%

Просветительские акции

30,8%

Проекты, в организации и проведении

спортивных мероприятий

26,6%

Экологические проекты

29,0%

Просветительские акции

20,0%

Защита и помощь животным

25,8%

Донорство

16,5%

Политические мероприятия

22,6%

Политические мероприятия

15,9%

Донорство

22,6%

Строительные мероприятия

15,1%

Строительные мероприятия

21,1%

 

Участникам исследования было предложено указать волонтерские мероприятия, в которых они чаще всего принимают участие. На основании полученных данных был составлен рейтинг наиболее популярных мероприятий:

1. Первое место по частоте участия занимают проекты, в организации и проведении специфических культурных мероприятий – 21%

2. Второе место занимают экологические проекты – 15%

3. Третье место занимают социальные проекты – 13%

Как удалось установить длительность мероприятий не важна для волонтеров. 66% отмечают, что им все равно краткосрочная будет программа или наоборот долгосрочная. Однако, 28% респондентов стараются принимать участие в краткосрочных программах, длительность которых составляет от 2х недель до 1 месяца. И только 6% отмечают, что стараются принимать участие в долгосрочных мероприятиях длительностью от 1 месяца и дольше.

Только 6% участников исследования принимали участия в правительственных мероприятиях в качестве волонтеров. К таким мероприятиям относятся: Олимпиада в Сочи, Форум Селигер и т.п. 94% волонтеров участия в подобного рода мероприятиях не принимали.

 

Выводы

 

В работе проанализированы направления и содержание развития волонтерского движения. Разработаны предложения по развитию системы волонтерского движения в образовательных организациях путем повышения мотивации студентов, участвующих в волонтерской деятельности.

Предметом исследования выступила разработка модели организации волонтерского движения в образовательном пространстве г. Москвы на основе взаимодействия и социального партнерства разных субъектов и организаций.

Разработан инструментарий для исследования. Включающий социологическую анкету и ряд психологических методик. Проведено пилотажное социологическое исследование заинтересованности студентов разнообразных формах волонтерской работы.

В ходе исследования современного состояния организации волонтерского движения в г. Москве;  мотивации выполнения волонтерской деятельности участниками этого движения; отношения  к волонтерской деятельности участников  образовательного процесса получены результаты, свидетельствующие о глубокой заинтересованности молодежи в разнообразных формах общественно-значимой работы.

Для комплексного решения всех задач, стоящих перед российским волонтерским движением предложена модель организации волонтерского движения в образовательном пространстве  г. Москвы на основе взаимодействия и социального партнерства  разных субъектов и организаций.

 

Литература

 

  1. Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании [Текст] / К. Бидерман // - М. 2009. - С. 25–28.
  2. Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков// Системная психология и социология. 2013, №8, С.49-53
  3. Овчаренко Л. Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде// Системная психология и социология. 2015, №1 (13), С.44-56
  4. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников// Системная психология и социология. 2015, №1 (13), С.5-13
  5. Рыжов Б.Н., Чибискова О.В. Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении// Системная психология и социология. 2012, №6, С.59-65.
  6. Челышева Ю.В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в ВУЗЕ// Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2013, №2(4), С. 56-58.
  7. Шилова Т.А. Волевая активность как фактор усиленной самореализации. В книге Самореализация личности в межкультурном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции, научный редактор С.И. Кудинов. Москва, 2012, С. 113-119.

 

 

References

  1. Biderman, K. Coordination of volunteers and management of volunteer programs in the UK /C.Biderman // - M. 2009. - P.25-28. 2.      Lvovа, S. V., Unruh, O.V. The research of the attitude to yourself in the formation of the value sphere of teenagers// System psychology and sociology. 2013, no. 8, Pp.49-53 
  2. Ovcharenko L. U. The problems of the successof social-psychological adaptation of teenagers in the modern environment// Systems psychology and sociology. 2015, №1 (13), P.44-56.
  3. Romanova E.S., Abushkin B.M. The pshyhological health system as a factor of socialisation of students// System psychology and sociology. 2015, №1 (13), P. 5-13.
  4. Ryzhov B.N., Chibisova O.V. Possibilities of the development of cognitive abilities of pupils in profile education// System psychology and sociology. 2012, №.6, P.59-65.
  5. Chelysheva J. V. Psychological support of educational process in UNIVERSITY// News of education and science. Pedagogy. Psychology. Medicine. 2013, №2 (4), P.56-58 
  6. Shilova T. A. Volitional activity as a factor in the enhanced-realisation. In the bookself-Actualisation in interculturalsphere. Materials of the International scientifically-practical conferences / S. I. Kudinov. Moscow, 2012, P.113-119.