Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Журнал » 2015 №16 : Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    Просмотров: 2370

ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Коган Б.М.,

Яковлева А.В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается влияние танцевально-двигательной терапии на показатели качества жизни, индекса психологического благополучия и успеваемость по основным школьным дисциплинам у подростков с нарушениями зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, подростковый возраст, танцевальная терапия

 

THE USE OF DANCE - MOVEMENT THERAPY AMONG ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Kogan B.M.,

Yakovleva A.V.

MCTTU, Moscow

 

The article focuses on the impact of dance / movement therapy on quality of life, Index of psychological well-being and academic performance in basic school subjects in adolescents with visual impairments.

Key words: visual impairment, adolescence, dance – movement

 

Введение

В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже настолько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития [4,5,9].  По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [6,8]. Г. М. Зараковский считал, что смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [2, с. 63].

Неисчерпаемыми возможностями обладает танцевально–двигательная терапия. Еще до появления языка движение и жесты были средством коммуникации первобытных людей [3]. Танцевально-двигательная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, восприятия своего положения в группе. С помощью танца можно передать радость, грусть, боль, горе, счастье [1]. Танцевальные упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма, а также способствуют установлению межличностных отношений в группе, самовыражению и самоутверждению подростка [7]. В танцевально-двигательной терапии человек сам исследует себя, свои достижения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним Основной принцип танцевально–двигательной терапии –взаимоотношения между движением и эмоцией [3,10].

Таким образом, в данной статье обсуждаются следующие вопросы:

  • развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности;
  • признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование;
  • развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека.
  • повышение уровня мотивации к обучению.

Занятия с применением танцевально-двигательной терапии в группах подростков с нарушением зрения подразумевают воздействие на показатель качества жизни, их коммуникацию со сверстниками, со старшими, с представителями противоположного пола; осознание и принятие эмоциональных и физических изменений, происходящих в этот период онтогенеза; развитие социальных умений, навыков адекватного поведения в обществе, уверенности в себе.

Целью данной статьи является изучение влияние тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии на качество жизни, учебную успеваемость подростков с нарушением зрения.

Методики и методы исследования.

Характеристика групп участников эксперимента

 

Для исследования были отобраны две группы испытуемых. Основную группу составили подростки с нарушенным зрением.

Исследование проводилось на базе школ – интернатов г. Москвы и Московской области. На основании медико-офтальмологического диагноза в исследовании принимали участие подростки с остротой зрения на лучше видящем глазу до 0,04 и слепые – 43 подростка, а также слабовидящие подростки с визусом от 0,05 до 0,4 57 человек.

Среди испытуемых у 32% в анамнезе отмечалась резидуальная энцефалопатия, у 30% - органическое поражение ЦНС, у 28% - астма, гастрит. Основная масса учащихся страдает нарушениями осанки и плоскостопием. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно неблагополучный, а именно: группа социальной поддержки (42,8%); дети из малообеспеченных семей (13,2%); сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 7,6%; дети, опекаемые родителями-инвалидами - (7%); 8% испытуемых - из многодетных семей, 7% - из неполных.

Возраст подростков варьировался от 14 и до 16 лет

Всего было обследовано 150 человек                                                                

Контрольную группу составили 50 зрячих подростков. Учащиеся являются здоровыми, имеют средние показатели физического и полового развития. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно благополучный, а именно: 5,3% испытуемых - из многодетных семей, 15% - из неполных, дети из малообеспеченных семей – 10,6%, 24,1% школьников с неродным русским языком.

Методы исследования:

  • Наблюдение
  • Психолого-педагогическое исследование (контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения)
  • Индекс общего психологического благополучия (по Dupuy)
  • Модифицированная шкала Пирс-Харриса и PedsQL-4.0.

Программа тренинга для подростков с нарушением зрения состояла из 3 блоков.

  • Первый блок: диагностический и формирующий доверительные отношения;
  • второй блок: практический;
  • третий блок: закрепляющий и релаксационный. 

 

Результаты и их обсуждение

 

На первом этапе наблюдали за телом и движениями участников, а также помогали подросткам освоиться с пространством, в котором проходили занятия, принять роль танцевально-двигательного терапевта и уяснить правила группы. На начальном этапе занятий у мальчиков с нарушением зрения были выявлена пассивность, нежелание входить в группу, некая агрессивность по отношению к участникам. Девочки с большой настороженностью относятся к занятиям, у них наблюдались мышечные зажимы, эмоциональная скудность, невысокий уровень принятия мужского образа. Доверительные отношения с участниками группы строились постепенно. Уже на втором занятии подростки стали раскрывать свои эмоции, переживания, чувства, рассказывать о себе, о семье.

В процессе тренинга, повторяя и усиливая движения, смогли помочь каждому участнику осознать чувства и особенностей своего поведения и других участников. Из результатов нашего исследования стало очевидно, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией помогает установить подросткам понимание своего внутреннего мира, своих личностных и гендерных особенностей на телесном уровне.

Через два месяца после завершения тренинговых занятий с элементами танцевально-двигательной терапии, было проведено повторное наблюдение и диагностическое исследование личностных особенностей, уровня качества жизни, а также проведен анализ учебных достижений подростков.

Проведен анализ влияния тренинга с элементами танцевальной терапии на школьную успеваемость учебных достижений, который был проведен сравнением среднего балла учащихся по классному журналу по основным предметам (русский язык, литература, алгебра и история) и методом включенного наблюдения.

Как видно из Табл.1, в результате танцевальной терапии школьная успеваемость подростков с нарушением зрения значительно улучшилась. Полученные средние оценки в течение последующих 3 месяцев возросли как у девочек, так и у мальчиков. Представляется, что очевидный рост успеваемости связан с тем, что, благодаря тренингу с элементами танцевальной терапией, подростки с нарушением зрения (по оценке преподавателей) обрели «уверенность в себе», снизился «страх перед учителем», они стали проявлять значительную активность, отвечая у доски. После терапии подростки с охотой включались в решение более трудных задач, требующих длительного интеллектуального напряжения.

 

Таблица 1.

 Средний показателей успеваемости старшеклассников по результатам психологической коррекции(n=50)

 

Предмет

До танцевальной терапии

После танцевальной терапии

Русский язык

3,65±0,15

4,25±0,25*

Русский язык (девочки)

3,78±0,17

4,21±0,14*

Русский язык (мальчики)

3,52±0,19

4,30±0,11**

Литература

4,10±0,10

4,41±0,11*

Литература (девочки)

4,22±0,06

4,61±0,10*

Литература (мальчики)

4,12±0,08

4,32±0,11

История

4,20±0,11

4,76±0,07**

История (девочки)

4,22±0,12

4,61±0,10

История (мальчики)

4,12±0,07

4,62±0,10**

Алгебра

3,40±0,16

4,28±0,14**

Алгебра (девочки)

3,82±0,15

4,20±0,16*

Алгебра (мальчики)

3,65±0,15

4,19±0,15*

* - p<0,05

** - p<0,01  по сравнении с результатами, полученными до тренинга

 

В результате диагностического исследования было выявлено, что субъективная оценка качества жизни и индекса психологического благополучия подростков с нарушением зрения, после проведения тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии значительно изменились по сравнению с данными полученные нами раннее (таб 2).

 

Таблица  2.

 Общая характеристика Индекса психологического благополучия подростков<!--[if supportFields]> LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Anna\\Documents\\дисер\\уровень знаний.xlsx" "Качество жизни после тдт!R3C1:R9C3" \a \f 4 \h  \* MERGEFORMAT

Субшкала

Основная группа

Контрольная группа

1.Тревога

51,2/72,1*

72,4/98,4*

2.Депрессия

64,3/73,3*

76,1/88,4*

3.Самоконтроль

72,9/76,8*

86,3/96,1*

4.Общее здоровье

77,8/89,7*

85,8/101,4*

5.Эмоциональное благополучие

73,1/79,0*

77,6/89,6*

6.Жизненная энергия

81,7/91,3*

98,1/99,5*

* данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией

 

 

Сравнительный анализ показателей в обследованных группах продемонстрировал, что интегральная оценка психологического благополучия в основной группе достоверно увеличилась (табл 3).

После проведения тренинга статистически значимые различия между группами не выявлены.Однако, подростки с нарушением зрения меньше стали испытывать беспокойство, страх, нерешительность, что, в свою, очередь, непосредственно связано с показателями субшкалы «Общее здоровье», которые статистически достоверно повысились.. Хочется подчеркнуть, что снизилось эмоциональное напряжение подростков с нарушением зрения, которое приводило к развитию чувства тревоги. Незначительно повысился уровень показателя «Жизненной энергии» и сровнялся с данными контрольной группы.

Таблица 3.

 Общая характеристика качества жизни подростков по модифицированной шкале Пирс-Харриса

 

Субшкала

Основная группа

Контрольная группа

1.Поведение

77,8/79,3*

80,0/81,3*

2.Интеллектуальный и школьный статусы

76,3/77,8*

77,9/79,4*

3.Внешность

72,6/74,1*

81,4/81,9*

4.Тревожность

73,9/76,1*

78,7/80,0*

5.Популярность

79,2/80.0*

84,1/86,3*

6.Счастье и удовлетворённость

77,0/78,3*

83,6/85,6*

7.Здоровье

79,3/79,9*

88,8/90,0*

8.Психологический статус

80,2/81,7*

83,7/84,1*

* - данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией

 

При повторном исследовании показателей качества жизни, проведенном по модифицированной шкале Пирса-Харриса, выявлено, что состояние здоровья подростков с нарушением зрения после тренинга существенно повысило их повседневную жизненную активность, мобильность и самообслуживание. Снизился уровень тревожности, вырос уровень счастья и удовлетворенности, изменилось отношение к собственному здоровью. По шкале «Поведение», «Интеллектуальный и школьный статусы», «Психологический статус» не было обнаружено существенного влияния проведенного тренинга.

Представленные ранее результаты исследования личностных характеристик подростков с нарушением зрения выявило определенные их отличия от нормально видящих сверстников [4, 8]. Результаты тестирования показали, что у подростков с нарушениями зрения после предложенного тренинга модифицировались следующие личностные особенности: снизился уровень невротического синдрома астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями; уменьшился уровень психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения; редуцировалась выраженность психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде. Значительно реже у представителей основной группы фиксировались  неустойчивое эмоциональное состоянии со склонностью к аффективному реагированию,  плохая защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности, высокая тревожность, скованность, неуверенность, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

По окончании тренинга на основе заключений независимых экспертов (учителя, музыкальные работники) и наблюдения, можно утверждать, что у девушек и юношей  подросткового возраста с нарушением зрения отмечаются следующие весьма положительные тенденции, а именно, у них фиксируется:

  • более целостное и гармоничное гендерное самосознание;
  • рост эмоционального самопринятия;
  • достаточно резкий скачок в творческом развитии;
  • повышение личностной самооценки;
  • увеличение уровня и мотивации к обучению;
  • улучшение координации движений.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говорить о том, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией сориентировал подростков с разной степенью нарушениями зрения на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность, удовлетворенность собой и другими, положительные изменения в психике, большую гибкость в поведении. После занятий, застенчивые и неуверенные в себе подростки с нарушением зрения вступают в контакт c нормально видящими сверстниками гораздо легче, когда звучит приятная их слуху музыка.

 

Литература

 

  1. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – Спб.: Речь, 2011. – 288 с.
  2. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России / Г. М. Зараковский. – Москва: Смысл, 2009.
  3. Зиатдинова Г. Р. Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности // Вестник КазГУКИ . 2010. № 4. С.13-16.
  4. Коган Б. М., Яковлева А. В. Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование . 2012. №2. С.67-72.
  5. Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М. Современные психологические подходы к анализу качества жизни (обзор литературы)//Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 65-70.
  6. Ротова Е.Е., Раздобаров Н.Д., Коган Б.М // .Качество жизни подростков с нарушением слуха// Специальное образование. 2013. № 1 (29). С. 89-95.
  7. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. « ФИТНЕС-ДАНС». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с.
  8. Рыжов Б.Н., Белоусов А.С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора  // Системная психология и социология. 2012. № 6 С.48  – 53.
  9. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5 С.5 – 24.
  10. Яковлева А.В. Изучение личностных особенностей слабовидящих подростков в зависимости от их пола и гендера // Системная психология и социология. 2012. № 6 С.129 – 133.

References

 

  1. Granlund E., Oganesyan N. Yu. Dance therapy. Theory, methodology, practice. – SPb.: Speech, 2011. – 288 p.
  2. Zurakovsky G. M. The  life quality of the Russian population  / G. M. Zurakowski. – Moscow: Meaning, 2009.
  3. Ziyatdinova G. R. Forms and methods of socialization of the disabled child by means of socio-cultural activity // Journal of Kazuki . 2010. № 4. P. 13-16.
  4. Kogan B. M., Yakovleva  A. V. Personal characteristics of visually impaired adolescents // Special education . 2012. №. 2. P. 67-72.
  5. Rotov E.E., Mashilov K. V., Zhigareva E. B., Kogan B. M. Contemporary psychological approaches to the analysis of  life quality of life (literature review)//System psychology and sociology. 2012. No. 5. P. 65-70.
  6. Rotov E.E., Razgovorov N.D., Kogan B. M // The quality of life of adolescents with hearing // Special education. 2013. № 1 (29). P. 89-95.
  7. Vasileva J. E., Saykina E. G. Therapeutic dance. "Fitness-dance". – SPb.: childhood-press, 2007. – 384 p.
  8. Ryzhov  B. N., Belousov A. S. System features of motivation of people with deep pathology of visual analyzer // Systems psychology and sociology. 2012. № 6 P. 48 – 53.
  9. Ryzhov B. N. Periodization system development // Systems psychology and sociology. 2012. . 5 P. 5 – 24.
  10.  Yakovleva A.V. the Study of personality characteristics of visually impaired adolescents depending on their sex and gender // Systems  psychology and sociology. 2012.  6, P. 129 – 133.