Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Журнал » 2015 №16 : Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    Просмотров: 5707

ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Коган Б.М.,

Яковлева А.В.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается влияние танцевально-двигательной терапии на показатели качества жизни, индекса психологического благополучия и успеваемость по основным школьным дисциплинам у подростков с нарушениями зрения.

Ключевые слова: нарушение зрения, подростковый возраст, танцевальная терапия

 

THE USE OF DANCE - MOVEMENT THERAPY AMONG ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Kogan B.M.,

Yakovleva A.V.

MCTTU, Moscow

 

The article focuses on the impact of dance / movement therapy on quality of life, Index of psychological well-being and academic performance in basic school subjects in adolescents with visual impairments.

Key words: visual impairment, adolescence, dance – movement

 

Введение

В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже настолько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития [4,5,9].  По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [6,8]. Г. М. Зараковский считал, что смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [2, с. 63].

Неисчерпаемыми возможностями обладает танцевально–двигательная терапия. Еще до появления языка движение и жесты были средством коммуникации первобытных людей [3]. Танцевально-двигательная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, восприятия своего положения в группе. С помощью танца можно передать радость, грусть, боль, горе, счастье [1]. Танцевальные упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма, а также способствуют установлению межличностных отношений в группе, самовыражению и самоутверждению подростка [7]. В танцевально-двигательной терапии человек сам исследует себя, свои достижения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним Основной принцип танцевально–двигательной терапии –взаимоотношения между движением и эмоцией [3,10].

Таким образом, в данной статье обсуждаются следующие вопросы:

  • развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности;
  • признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование;
  • развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека.
  • повышение уровня мотивации к обучению.

Занятия с применением танцевально-двигательной терапии в группах подростков с нарушением зрения подразумевают воздействие на показатель качества жизни, их коммуникацию со сверстниками, со старшими, с представителями противоположного пола; осознание и принятие эмоциональных и физических изменений, происходящих в этот период онтогенеза; развитие социальных умений, навыков адекватного поведения в обществе, уверенности в себе.

Целью данной статьи является изучение влияние тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии на качество жизни, учебную успеваемость подростков с нарушением зрения.

Методики и методы исследования.

Характеристика групп участников эксперимента

 

Для исследования были отобраны две группы испытуемых. Основную группу составили подростки с нарушенным зрением.

Исследование проводилось на базе школ – интернатов г. Москвы и Московской области. На основании медико-офтальмологического диагноза в исследовании принимали участие подростки с остротой зрения на лучше видящем глазу до 0,04 и слепые – 43 подростка, а также слабовидящие подростки с визусом от 0,05 до 0,4 57 человек.

Среди испытуемых у 32% в анамнезе отмечалась резидуальная энцефалопатия, у 30% - органическое поражение ЦНС, у 28% - астма, гастрит. Основная масса учащихся страдает нарушениями осанки и плоскостопием. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно неблагополучный, а именно: группа социальной поддержки (42,8%); дети из малообеспеченных семей (13,2%); сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 7,6%; дети, опекаемые родителями-инвалидами - (7%); 8% испытуемых - из многодетных семей, 7% - из неполных.

Возраст подростков варьировался от 14 и до 16 лет

Всего было обследовано 150 человек                                                                

Контрольную группу составили 50 зрячих подростков. Учащиеся являются здоровыми, имеют средние показатели физического и полового развития. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно благополучный, а именно: 5,3% испытуемых - из многодетных семей, 15% - из неполных, дети из малообеспеченных семей – 10,6%, 24,1% школьников с неродным русским языком.

Методы исследования:

  • Наблюдение
  • Психолого-педагогическое исследование (контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения)
  • Индекс общего психологического благополучия (по Dupuy)
  • Модифицированная шкала Пирс-Харриса и PedsQL-4.0.

Программа тренинга для подростков с нарушением зрения состояла из 3 блоков.

  • Первый блок: диагностический и формирующий доверительные отношения;
  • второй блок: практический;
  • третий блок: закрепляющий и релаксационный. 

 

Результаты и их обсуждение

 

На первом этапе наблюдали за телом и движениями участников, а также помогали подросткам освоиться с пространством, в котором проходили занятия, принять роль танцевально-двигательного терапевта и уяснить правила группы. На начальном этапе занятий у мальчиков с нарушением зрения были выявлена пассивность, нежелание входить в группу, некая агрессивность по отношению к участникам. Девочки с большой настороженностью относятся к занятиям, у них наблюдались мышечные зажимы, эмоциональная скудность, невысокий уровень принятия мужского образа. Доверительные отношения с участниками группы строились постепенно. Уже на втором занятии подростки стали раскрывать свои эмоции, переживания, чувства, рассказывать о себе, о семье.

В процессе тренинга, повторяя и усиливая движения, смогли помочь каждому участнику осознать чувства и особенностей своего поведения и других участников. Из результатов нашего исследования стало очевидно, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией помогает установить подросткам понимание своего внутреннего мира, своих личностных и гендерных особенностей на телесном уровне.

Через два месяца после завершения тренинговых занятий с элементами танцевально-двигательной терапии, было проведено повторное наблюдение и диагностическое исследование личностных особенностей, уровня качества жизни, а также проведен анализ учебных достижений подростков.

Проведен анализ влияния тренинга с элементами танцевальной терапии на школьную успеваемость учебных достижений, который был проведен сравнением среднего балла учащихся по классному журналу по основным предметам (русский язык, литература, алгебра и история) и методом включенного наблюдения.

Как видно из Табл.1, в результате танцевальной терапии школьная успеваемость подростков с нарушением зрения значительно улучшилась. Полученные средние оценки в течение последующих 3 месяцев возросли как у девочек, так и у мальчиков. Представляется, что очевидный рост успеваемости связан с тем, что, благодаря тренингу с элементами танцевальной терапией, подростки с нарушением зрения (по оценке преподавателей) обрели «уверенность в себе», снизился «страх перед учителем», они стали проявлять значительную активность, отвечая у доски. После терапии подростки с охотой включались в решение более трудных задач, требующих длительного интеллектуального напряжения.

 

Таблица 1.

 Средний показателей успеваемости старшеклассников по результатам психологической коррекции(n=50)

 

Предмет

До танцевальной терапии

После танцевальной терапии

Русский язык

3,65±0,15

4,25±0,25*

Русский язык (девочки)

3,78±0,17

4,21±0,14*

Русский язык (мальчики)

3,52±0,19

4,30±0,11**

Литература

4,10±0,10

4,41±0,11*

Литература (девочки)

4,22±0,06

4,61±0,10*

Литература (мальчики)

4,12±0,08

4,32±0,11

История

4,20±0,11

4,76±0,07**

История (девочки)

4,22±0,12

4,61±0,10

История (мальчики)

4,12±0,07

4,62±0,10**

Алгебра

3,40±0,16

4,28±0,14**

Алгебра (девочки)

3,82±0,15

4,20±0,16*

Алгебра (мальчики)

3,65±0,15

4,19±0,15*

* - p<0,05

** - p<0,01  по сравнении с результатами, полученными до тренинга

 

В результате диагностического исследования было выявлено, что субъективная оценка качества жизни и индекса психологического благополучия подростков с нарушением зрения, после проведения тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии значительно изменились по сравнению с данными полученные нами раннее (таб 2).

 

Таблица  2.

 Общая характеристика Индекса психологического благополучия подростков<!--[if supportFields]> LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Anna\\Documents\\дисер\\уровень знаний.xlsx" "Качество жизни после тдт!R3C1:R9C3" \a \f 4 \h  \* MERGEFORMAT

Субшкала

Основная группа

Контрольная группа

1.Тревога

51,2/72,1*

72,4/98,4*

2.Депрессия

64,3/73,3*

76,1/88,4*

3.Самоконтроль

72,9/76,8*

86,3/96,1*

4.Общее здоровье

77,8/89,7*

85,8/101,4*

5.Эмоциональное благополучие

73,1/79,0*

77,6/89,6*

6.Жизненная энергия

81,7/91,3*

98,1/99,5*

* данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией

 

 

Сравнительный анализ показателей в обследованных группах продемонстрировал, что интегральная оценка психологического благополучия в основной группе достоверно увеличилась (табл 3).

После проведения тренинга статистически значимые различия между группами не выявлены.Однако, подростки с нарушением зрения меньше стали испытывать беспокойство, страх, нерешительность, что, в свою, очередь, непосредственно связано с показателями субшкалы «Общее здоровье», которые статистически достоверно повысились.. Хочется подчеркнуть, что снизилось эмоциональное напряжение подростков с нарушением зрения, которое приводило к развитию чувства тревоги. Незначительно повысился уровень показателя «Жизненной энергии» и сровнялся с данными контрольной группы.

Таблица 3.

 Общая характеристика качества жизни подростков по модифицированной шкале Пирс-Харриса

 

Субшкала

Основная группа

Контрольная группа

1.Поведение

77,8/79,3*

80,0/81,3*

2.Интеллектуальный и школьный статусы

76,3/77,8*

77,9/79,4*

3.Внешность

72,6/74,1*

81,4/81,9*

4.Тревожность

73,9/76,1*

78,7/80,0*

5.Популярность

79,2/80.0*

84,1/86,3*

6.Счастье и удовлетворённость

77,0/78,3*

83,6/85,6*

7.Здоровье

79,3/79,9*

88,8/90,0*

8.Психологический статус

80,2/81,7*

83,7/84,1*

* - данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией

 

При повторном исследовании показателей качества жизни, проведенном по модифицированной шкале Пирса-Харриса, выявлено, что состояние здоровья подростков с нарушением зрения после тренинга существенно повысило их повседневную жизненную активность, мобильность и самообслуживание. Снизился уровень тревожности, вырос уровень счастья и удовлетворенности, изменилось отношение к собственному здоровью. По шкале «Поведение», «Интеллектуальный и школьный статусы», «Психологический статус» не было обнаружено существенного влияния проведенного тренинга.

Представленные ранее результаты исследования личностных характеристик подростков с нарушением зрения выявило определенные их отличия от нормально видящих сверстников [4, 8]. Результаты тестирования показали, что у подростков с нарушениями зрения после предложенного тренинга модифицировались следующие личностные особенности: снизился уровень невротического синдрома астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями; уменьшился уровень психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения; редуцировалась выраженность психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде. Значительно реже у представителей основной группы фиксировались  неустойчивое эмоциональное состоянии со склонностью к аффективному реагированию,  плохая защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности, высокая тревожность, скованность, неуверенность, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

По окончании тренинга на основе заключений независимых экспертов (учителя, музыкальные работники) и наблюдения, можно утверждать, что у девушек и юношей  подросткового возраста с нарушением зрения отмечаются следующие весьма положительные тенденции, а именно, у них фиксируется:

  • более целостное и гармоничное гендерное самосознание;
  • рост эмоционального самопринятия;
  • достаточно резкий скачок в творческом развитии;
  • повышение личностной самооценки;
  • увеличение уровня и мотивации к обучению;
  • улучшение координации движений.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говорить о том, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией сориентировал подростков с разной степенью нарушениями зрения на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность, удовлетворенность собой и другими, положительные изменения в психике, большую гибкость в поведении. После занятий, застенчивые и неуверенные в себе подростки с нарушением зрения вступают в контакт c нормально видящими сверстниками гораздо легче, когда звучит приятная их слуху музыка.

 

Литература

 

  1. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – Спб.: Речь, 2011. – 288 с.
  2. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России / Г. М. Зараковский. – Москва: Смысл, 2009.
  3. Зиатдинова Г. Р. Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности // Вестник КазГУКИ . 2010. № 4. С.13-16.
  4. Коган Б. М., Яковлева А. В. Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование . 2012. №2. С.67-72.
  5. Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М. Современные психологические подходы к анализу качества жизни (обзор литературы)//Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 65-70.
  6. Ротова Е.Е., Раздобаров Н.Д., Коган Б.М // .Качество жизни подростков с нарушением слуха// Специальное образование. 2013. № 1 (29). С. 89-95.
  7. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. « ФИТНЕС-ДАНС». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с.
  8. Рыжов Б.Н., Белоусов А.С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора  // Системная психология и социология. 2012. № 6 С.48  – 53.
  9. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5 С.5 – 24.
  10. Яковлева А.В. Изучение личностных особенностей слабовидящих подростков в зависимости от их пола и гендера // Системная психология и социология. 2012. № 6 С.129 – 133.

References

 

  1. Granlund E., Oganesyan N. Yu. Dance therapy. Theory, methodology, practice. – SPb.: Speech, 2011. – 288 p.
  2. Zurakovsky G. M. The  life quality of the Russian population  / G. M. Zurakowski. – Moscow: Meaning, 2009.
  3. Ziyatdinova G. R. Forms and methods of socialization of the disabled child by means of socio-cultural activity // Journal of Kazuki . 2010. № 4. P. 13-16.
  4. Kogan B. M., Yakovleva  A. V. Personal characteristics of visually impaired adolescents // Special education . 2012. №. 2. P. 67-72.
  5. Rotov E.E., Mashilov K. V., Zhigareva E. B., Kogan B. M. Contemporary psychological approaches to the analysis of  life quality of life (literature review)//System psychology and sociology. 2012. No. 5. P. 65-70.
  6. Rotov E.E., Razgovorov N.D., Kogan B. M // The quality of life of adolescents with hearing // Special education. 2013. № 1 (29). P. 89-95.
  7. Vasileva J. E., Saykina E. G. Therapeutic dance. "Fitness-dance". – SPb.: childhood-press, 2007. – 384 p.
  8. Ryzhov  B. N., Belousov A. S. System features of motivation of people with deep pathology of visual analyzer // Systems psychology and sociology. 2012. № 6 P. 48 – 53.
  9. Ryzhov B. N. Periodization system development // Systems psychology and sociology. 2012. . 5 P. 5 – 24.
  10.  Yakovleva A.V. the Study of personality characteristics of visually impaired adolescents depending on their sex and gender // Systems  psychology and sociology. 2012.  6, P. 129 – 133.