![]() |
Системная психология и социология » Журнал » 2015 №16 » Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ |
Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Журнал » 2015 №16 : Коган Б.М., Яковлева А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Коган Б.М., Яковлева А.В. МГПУ, Москва
В статье рассматривается влияние танцевально-двигательной терапии на показатели качества жизни, индекса психологического благополучия и успеваемость по основным школьным дисциплинам у подростков с нарушениями зрения. Ключевые слова: нарушение зрения, подростковый возраст, танцевальная терапия
THE USE OF DANCE - MOVEMENT THERAPY AMONG ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT Kogan B.M., Yakovleva A.V. MCTTU, Moscow
The article focuses on the impact of dance / movement therapy on quality of life, Index of psychological well-being and academic performance in basic school subjects in adolescents with visual impairments. Key words: visual impairment, adolescence, dance – movement
Введение В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже настолько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития [4,5,9]. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [6,8]. Г. М. Зараковский считал, что смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [2, с. 63]. Неисчерпаемыми возможностями обладает танцевально–двигательная терапия. Еще до появления языка движение и жесты были средством коммуникации первобытных людей [3]. Танцевально-двигательная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, восприятия своего положения в группе. С помощью танца можно передать радость, грусть, боль, горе, счастье [1]. Танцевальные упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы организма, а также способствуют установлению межличностных отношений в группе, самовыражению и самоутверждению подростка [7]. В танцевально-двигательной терапии человек сам исследует себя, свои достижения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним Основной принцип танцевально–двигательной терапии –взаимоотношения между движением и эмоцией [3,10]. Таким образом, в данной статье обсуждаются следующие вопросы:
Занятия с применением танцевально-двигательной терапии в группах подростков с нарушением зрения подразумевают воздействие на показатель качества жизни, их коммуникацию со сверстниками, со старшими, с представителями противоположного пола; осознание и принятие эмоциональных и физических изменений, происходящих в этот период онтогенеза; развитие социальных умений, навыков адекватного поведения в обществе, уверенности в себе. Целью данной статьи является изучение влияние тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии на качество жизни, учебную успеваемость подростков с нарушением зрения. Методики и методы исследования. Характеристика групп участников эксперимента
Для исследования были отобраны две группы испытуемых. Основную группу составили подростки с нарушенным зрением. Исследование проводилось на базе школ – интернатов г. Москвы и Московской области. На основании медико-офтальмологического диагноза в исследовании принимали участие подростки с остротой зрения на лучше видящем глазу до 0,04 и слепые – 43 подростка, а также слабовидящие подростки с визусом от 0,05 до 0,4 – 57 человек. Среди испытуемых у 32% в анамнезе отмечалась резидуальная энцефалопатия, у 30% - органическое поражение ЦНС, у 28% - астма, гастрит. Основная масса учащихся страдает нарушениями осанки и плоскостопием. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно неблагополучный, а именно: группа социальной поддержки (42,8%); дети из малообеспеченных семей (13,2%); сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 7,6%; дети, опекаемые родителями-инвалидами - (7%); 8% испытуемых - из многодетных семей, 7% - из неполных. Возраст подростков варьировался от 14 и до 16 лет Всего было обследовано 150 человек Контрольную группу составили 50 зрячих подростков. Учащиеся являются здоровыми, имеют средние показатели физического и полового развития. Социальный статус испытуемых можно определить как относительно благополучный, а именно: 5,3% испытуемых - из многодетных семей, 15% - из неполных, дети из малообеспеченных семей – 10,6%, 24,1% школьников с неродным русским языком. Методы исследования:
Программа тренинга для подростков с нарушением зрения состояла из 3 блоков.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе наблюдали за телом и движениями участников, а также помогали подросткам освоиться с пространством, в котором проходили занятия, принять роль танцевально-двигательного терапевта и уяснить правила группы. На начальном этапе занятий у мальчиков с нарушением зрения были выявлена пассивность, нежелание входить в группу, некая агрессивность по отношению к участникам. Девочки с большой настороженностью относятся к занятиям, у них наблюдались мышечные зажимы, эмоциональная скудность, невысокий уровень принятия мужского образа. Доверительные отношения с участниками группы строились постепенно. Уже на втором занятии подростки стали раскрывать свои эмоции, переживания, чувства, рассказывать о себе, о семье. В процессе тренинга, повторяя и усиливая движения, смогли помочь каждому участнику осознать чувства и особенностей своего поведения и других участников. Из результатов нашего исследования стало очевидно, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией помогает установить подросткам понимание своего внутреннего мира, своих личностных и гендерных особенностей на телесном уровне. Через два месяца после завершения тренинговых занятий с элементами танцевально-двигательной терапии, было проведено повторное наблюдение и диагностическое исследование личностных особенностей, уровня качества жизни, а также проведен анализ учебных достижений подростков. Проведен анализ влияния тренинга с элементами танцевальной терапии на школьную успеваемость учебных достижений, который был проведен сравнением среднего балла учащихся по классному журналу по основным предметам (русский язык, литература, алгебра и история) и методом включенного наблюдения. Как видно из Табл.1, в результате танцевальной терапии школьная успеваемость подростков с нарушением зрения значительно улучшилась. Полученные средние оценки в течение последующих 3 месяцев возросли как у девочек, так и у мальчиков. Представляется, что очевидный рост успеваемости связан с тем, что, благодаря тренингу с элементами танцевальной терапией, подростки с нарушением зрения (по оценке преподавателей) обрели «уверенность в себе», снизился «страх перед учителем», они стали проявлять значительную активность, отвечая у доски. После терапии подростки с охотой включались в решение более трудных задач, требующих длительного интеллектуального напряжения.
Таблица 1. Средний показателей успеваемости старшеклассников по результатам психологической коррекции(n=50)
* - p<0,05 ** - p<0,01 по сравнении с результатами, полученными до тренинга
В результате диагностического исследования было выявлено, что субъективная оценка качества жизни и индекса психологического благополучия подростков с нарушением зрения, после проведения тренинга с элементами танцевально-двигательной терапии значительно изменились по сравнению с данными полученные нами раннее (таб 2).
Таблица 2. Общая характеристика Индекса психологического благополучия подростков<!--[if supportFields]> LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Anna\\Documents\\дисер\\уровень знаний.xlsx" "Качество жизни после тдт!R3C1:R9C3" \a \f 4 \h \* MERGEFORMAT
* данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией
Сравнительный анализ показателей в обследованных группах продемонстрировал, что интегральная оценка психологического благополучия в основной группе достоверно увеличилась (табл 3). После проведения тренинга статистически значимые различия между группами не выявлены.Однако, подростки с нарушением зрения меньше стали испытывать беспокойство, страх, нерешительность, что, в свою, очередь, непосредственно связано с показателями субшкалы «Общее здоровье», которые статистически достоверно повысились.. Хочется подчеркнуть, что снизилось эмоциональное напряжение подростков с нарушением зрения, которое приводило к развитию чувства тревоги. Незначительно повысился уровень показателя «Жизненной энергии» и сровнялся с данными контрольной группы. Таблица 3. Общая характеристика качества жизни подростков по модифицированной шкале Пирс-Харриса
* - данные после проведения тренинга с танцевально-двигательной терапией
При повторном исследовании показателей качества жизни, проведенном по модифицированной шкале Пирса-Харриса, выявлено, что состояние здоровья подростков с нарушением зрения после тренинга существенно повысило их повседневную жизненную активность, мобильность и самообслуживание. Снизился уровень тревожности, вырос уровень счастья и удовлетворенности, изменилось отношение к собственному здоровью. По шкале «Поведение», «Интеллектуальный и школьный статусы», «Психологический статус» не было обнаружено существенного влияния проведенного тренинга. Представленные ранее результаты исследования личностных характеристик подростков с нарушением зрения выявило определенные их отличия от нормально видящих сверстников [4, 8]. Результаты тестирования показали, что у подростков с нарушениями зрения после предложенного тренинга модифицировались следующие личностные особенности: снизился уровень невротического синдрома астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями; уменьшился уровень психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения; редуцировалась выраженность психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и к социальной среде. Значительно реже у представителей основной группы фиксировались неустойчивое эмоциональное состоянии со склонностью к аффективному реагированию, плохая защищенность к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности, высокая тревожность, скованность, неуверенность, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. По окончании тренинга на основе заключений независимых экспертов (учителя, музыкальные работники) и наблюдения, можно утверждать, что у девушек и юношей подросткового возраста с нарушением зрения отмечаются следующие весьма положительные тенденции, а именно, у них фиксируется:
Заключение
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говорить о том, что тренинг с элементами танцевально-двигательной терапией сориентировал подростков с разной степенью нарушениями зрения на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность, удовлетворенность собой и другими, положительные изменения в психике, большую гибкость в поведении. После занятий, застенчивые и неуверенные в себе подростки с нарушением зрения вступают в контакт c нормально видящими сверстниками гораздо легче, когда звучит приятная их слуху музыка.
Литература
References
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||