Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Челышева Ю.В., РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал » 2015 №16 : Челышева Ю.В., РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    Просмотров: 3401

РЕФЕРЕНТНЫЕ группы И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Челышева Ю.В.,

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена изучению роли референтных группы в формировании ценностных ориентаций подростков асоциального поведения. Представлено исследование референтных и ценностных ориентаций благополучных и асоциальных подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подростковый возраст, референтная группа, ценностные ориентации.

 

REFERENCE GROUP AND VALUE ORIENTATIONS IN

TEENAGERS WITH ASOCIAL BEHAVIOUR

 

Chelisheva Y.V,

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the study of the role of the reference group in the formation of value orientations in teens with anti-social behaviour. The study presents the reference and value orientations of social and asocial teenagers.

Keywords: asocial behaviour, adolescence, reference group, value orientations.

 

Введение

 

Асоциальное поведение личности является одной из важнейших социально-психологических и педагогических проблем российского общества. Данное явление за последние двадцать лет характеризуется двумя факторами: динамикой в развитии и омоложением контингента, нарушающего нормы социума. Статистический анализ результатов деятельности медико-психолого-социальных учреждений показывает неблагоприятную картину развития асоциальности в поведении, особенно несовершеннолетних.

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом личностного развития ребенка. Ребенок в подростковом возрасте вступает в период взросления, который характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, интенсивным ростом социальных чувств (сочувствие, сопереживание, самопожертвование), бурным развитием эмоций (перепады настроений, повышенная возбудимость, импульсивность). В этот период подросток экспериментирует в разных социальных ролях, занят активным поиском своего «Я».

Согласно концепции системной психологии Рыжова Б.Н [6], возрастная периодизация развития личности может быть представлена в виде своеобразного круга жизни, состоящего из четырех главных жизненных этапов:

- эра становления человека как индивида и как личности,

- эра расцвета, достижения акмэ,

- эра сохранения, обращение человека к нравственным ценностям и заботе о близких,

- эра возвращения к себе - мудрости и обретения покоя.

В рамках данной системной периодизации возрастов подростковый возраст находится на границе между детством и юностью (эра становления человека как индивида и как личности), в течение которого витальная мотивация уступает свою актуальность мотивации познания. [7, 24].

Как отмечает Овчаренко Л.Ю., подростковый возраст - это самый трудный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определенным отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений [3, 45].

В подростковом возрасте становятся незначимыми взаимоотношения со взрослыми (родителями и учителями), в то же время отношения со сверстниками приобретают первостепенную роль. Это связано с преобразованиями, происходящими в эмоционально-волевой и мотивационной сферах подростка, в процессе межличностного общения. В данный период поведение молодого человека определяется тремя факторами: физиологическими особенностями, социальным положением и индивидуально-личностными особенностями подростка.

Обозначенные факторы могут привести к серьезным кризисным ситуациям в развитии личности подростка, а так же, как отмечают А.В. Иванов и Ю.В. Челышева, к различного рода девиациям, агрессивному и асоциальному поведениям [2,170].

Под асоциальным поведением понимается сложное, социально-педагогическое и психологическое явление, которое характеризуется разнообразными признаками отклонения от нормы поведения. Кроме этого, несоответствием этого поведения социальным нормам жизни в обществе. Такое поведение в современной психолого-педагогической, социальной и юридической литературе представлено достаточно разнопланово [8, 58]. Значительная часть исследований в данной области связана с изучением биологических причин асоциальности. Однако интеллектуальные возможности и общие особенности типологических свойств личности трудного подростка свидетельствуют о факторах педагогической запущенности в воспитании и образовании. Основой асоциального поведения являются нарушения социализации, задержка в развитии, поведенческие нарушения. Таким образом, ведущими причинами асоциальности являются причины социального характера.

Социальная ситуация российского общества такова, что к категории детей и подростков, ведущих асоциальный образ жизни, относятся дети из вполне благополучных, полных, финансово состоятельных семей. Ребенок в такой семье, в результате отсутствия эмоционально-личностного контакта с родителями, занятыми на работе, ощущает эмоциональную пустоту и социальную свободу. Его досуг не контролируется, он по-своему усмотрению распоряжается свободным временем. У таких несовершеннолетних возникает соблазн нарушить правила и нормы поведения в социуме, оказаться в группе правонарушителей.

Существенное влияние на мотивацию поведения ребенка в этот период оказывают центральные личностные новообразования - ценностные ориентации, связанные с направленностью личности, с формированием ее взглядов на социум и на себя. Сформированная система ценностных ориентаций выражает внутреннюю позицию отношений личности с социумом. Ценностные ориентации, это, прежде всего, избирательное отношение личности к материальным и духовным ценностям, система жизненных установок, убеждений, осознанное поведение, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

В качестве условий, обеспечивающих результативность формирования положительных ценностных ориентаций, Романова Е.С. выделяет включенность школьников в продуктивную, творческую деятельность: решение задач, разбор проблемных ситуаций, обсуждение и анализ реальных документов, когда приобретаются навыки ведения дискуссий, отстаивания собственной точки зрения. Известно, что активную позицию в освоении явлений социально-экономического спектра, экономическое правовое сознание легче сформировать, когда ученик сам участвует в проектах, связанных с моделированием социально-экономических явлений, созданием модели реального взрослого общества. В этом пространстве деятельность школьников может быть организована с воспроизводством всех основных идеальных образцов трудового и социального взаимодействия. Для этого нужно включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

Социальные представления необходимо соотнести с реалиями жизни. Особое значение придается системе психологической поддержки, которая осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей. [4,28].

Однако, ведущим источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций для подростка, особенно асоциального поведения, является референтная группа, которая служит своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других.

Референтная группа – это объединение, к которому подросток относит себя, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, берет их за основу своих нравственных представлений. Мы согласны с концепцией ряда исследователей о том, что референтная группа является своеобразным стандартом оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации.

Понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении подростка в условиях новой социальной ситуации, проявления преступности среди несовершеннолетних, маргинальной личности, разнообразных конфликтов, асоциального поведения.

Таким образом, цель исследования -  выявление референтных и ценностных ориентаций подростков асоциального поведения.

 

Организация и методы исследования

 

Для выявления референтной ориентации современных подростков было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ СОШ №1315, ГБОУ СОШ № 1847, ГАОУ СОШ № 1 города Москвы. В эксперименте приняли участие ученики 7-9 классов в возрасте от 13 до 16 лет. Подростки были разделены на две группы: благополучные и педагогически запущенные учащиеся с асоциальным поведением, относящиеся к категории безнадзорные. В каждой группе было 120 подростков (74-юношей, 46-девушек).

Для определения референтных и ценностных ориентаций подростков были использованы следующие методики исследования [5]: тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций; тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым, который наряду с общим показателем осмысленности жизни включает пять субшкал, отражающих три конкретных ориентации: цели жизни, процесс жизни, результативность жизни и два аспекта локуса контроля; самоактуализированный тест (САТ) Л.Я. Гозмана – для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности; опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями; опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции; русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей; тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна; опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы.

В данной статье результаты изучения системы ценностных ориентаций представлены по тесту М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, а так же представлены результаты опроса подростков с использованием авторской анкеты определения ценностных ориентаций подростков (Ю.В. Челышева) и опросника С.А.Беличивой, для выявления референтной группы[1,106].

 

Результаты и их обсуждение

 

В результате исследования ценностных ориентаций и направленности личности благополучных подростков и подростков асоциального поведения, относящихся к категории безнадзорные были получены следующие данные. Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей благополучных подростков и подростков асоциального поведения, относящихся к категории безнадзорные. Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26). Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00). Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45). Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25). Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек. Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45). Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе, независимость» (4,23). Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь (3,75), «любовь» (3,65), «активная деятельная жизнь» (3,50). Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «терпимость» (3,00).

В целом по группе подростков ценности распределились таким образом: наиболее значимые терминальные ценности – «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14); наименее значимые ценности – «терпимость» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «независимость», «образованность», «честность», «рационализм».Результаты опроса благополучных подростков и подростков асоциального поведения, относящихся к категории безнадзорные с использованием авторской анкеты определения ценностных ориентаций подростков были следующие. Данная анкета для подростков включала 15 вопросов, направленных на выявление наиболее значимых ценностей, на определение интересов и идеалов подростков, на отношения с другими людьми: взрослыми и друзьями. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Выявление ценностных ориентаций подростков

 

№ п/п

Ценностные ориентации

Результаты опроса

(% соотношение)

благополучные подростки

подростки асоциального поведения, относящиеся к категории безнадзорные

1

Семья

11%

7,5%

2

Достаток (материальное благополучие)

11%

17%

3

Здоровье

12,5%

8%

4

Любовь

12%

10%

5

Работа

6%

2%

6

Жизненные принципы

2%

4%

7

Образование

7,5%

4%

8

Власть

4%

13,5%

9

Дружба

13%

16%

10

Развлечения

17%

17,5%

11

Саморазвитие

4%

0,5%

 

По данным таблицы можно отметить приоритеты благополучных подростков и подростков асоциального поведения, относящихся к категории безнадзорных. Для благополучных подростков важными жизненными ценностями являются «семья», «достаток», «здоровье», «любовь», «развлечения» и «дружба». Процентное соотношение по данным категориям практически одинаковое (от 11 до 17%). Для подростков асоциального поведения, относящиеся к категории безнадзорные, важные позиции занимает ценность «развлечение»(17,5%), «достаток» (17%) и «власть» (13,5%). Ценности «саморазвитие», «работа», «образование» и «жизненные принципы» –теряют свою важность и значимость для данного контингента учащихся.

Далее были выявлены предпочтения и интересы подростков. Ответы на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?»были помещены в таблицу 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Выявление предпочтений и интересов подростков

.

№ п/п

Организация досуга

Результаты опроса

(% соотношение)

благополучные подростки

подростки асоциального поведения, относящиеся к категории безнадзорные

1

Чтение книг

8,5%

0,5%

2

Просмотр телевизора

25%

25%

3

Встречи с друзьями

43%

45%

4

Посещение кружков по интересам

7,5%

1%

5

Посещение дискотек, ночных клубов и др.

7,5%

10%

6

Занятия спортом

5%

2%

7

Другое

3,5%

16,5%

 

Таким образом, можем отметить, что для благополучных подростков предпочтения в организации досуга связаны со встречами с друзьями (43%), и просмотром телевизора (25%). При этом, все позиции опросника оказались заполнены. Подростки отдают предпочтения и чтению книг и посещению дискотек и посещению кружков. Подростки асоциального поведения, относящиеся к категории безнадзорные, предпочитают встречи с друзьями (45%), просмотр телевизора (25%) и позицию опросника «другое»(16,5%), куда подростки отнести компьютерные игры.

Далее исследование было направлено на выявление референтной группы, которая играет важную роль в процессе становления личности в подростковом возрасте.

Для выявления референтной группы был применен опросник С.А.Беличивой.

Группам был задан вопрос "Чье мнение для Вас является решающим? (а) одноклассников; (б) друзей вне школы; (в) взрослых.

1. При совершении тех или иных поступков?

2. При оценке своих высказываний о политической ситуации в мире?

3. При оценке своих правовых знаний?"

Таким образом, в морально-этической, правовой и гражданской ориентации подростков мы поставили задачу, определит реальную референтную группу и сравнить реальное поведение подростков с их референтной ориентацией. Результаты обработки ответов представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Реальные референтные группы благополучных подростков и подростков асоциального поведения, относящихся к категории безнадзорные

 

Ценностные ориентации

Группы испытуемых

Ориентируются на мнение

Родителей/

учителей

Друзей в школе

Друзей вне школы

Нет ответа

Морально-этический

Благополучные подростки

32%

39%

25%

4%

Подростки асоциального поведения

9,2%

16,4%

46,6%

27,8%

Правовой

Благополучные подростки

18,5%

51,0%

28,5%

2%

Подростки асоциального поведения

11,2%

23,8%

28,5%

36,5%

Гражданский

Благополучные подростки

74%

11%

9,5%

5,5%

Подростки асоциального поведения

31,5%

5,1%

23,4%

40%

 

Итоги выявления реальных референтных групп благополучных подростков (группа 1) и подростков асоциального поведения, относящиеся к категории безнадзорные (группа 2), следующие. Во-первых, благополучные и асоциальные подростки предпочитают разные референтные группы. Так, при морально-этических ориентациях, оценивая свои поступки, подростки 1 группы, в первую очередь, считаются с мнением одноклассников (39%), во вторую - с мнением взрослых (32%) и лишь в третью очередь - с мнением друзей вне школы (25%). Большинство подростков 2 группы (46,6%) ,наоборот, ориентируются на мнение друзей вне школы, неформальные и асоциальные уличные группы. Большая часть опрошенных не ответили на данный вопрос (27,8%), и лишь единицы подростков данной категории ориентируются при оценке своих поступков на взрослых и одноклассников (9,2 % и 16,4%).

Анализируя позицию, связанную с гражданской ориентацией подростков, можно сдеать вывод о том, что подростки предпочитают прислушиваться к мнению взрослых. Однако у подростков 1 группы эти ответы составили 74%, а у 2 группы всего лишь 31,5%. Т.к. при определении гражданской позиции, 40% подростков асоциального поведения, не имею возможности посоветоваться с кем-либо, в силу своей безнадзорности.

Вообще, количество оставленных без ответа вопросов у подростков 2 группы  во всех трех показателях достаточно высокое. Рассматривая морально-этический характер ориентаций, можно заключить, что показатели асоциальных подростков составляют 27,8 %, что более чем в 5 раз превышают показатели благополучных, в правовой ориентации – 36,5% (более чем в 8 раз по сравнению с благополучными), в гражданской ориентации - 40% (более чем в 6 раз). Такие результаты могут свидетельствовать либо о поверхностных контактах подростков со своим близкими (родителями, другими родственниками, в том числе с братьями и сестрами), либо об отсутствии стремления к самопознанию, а может быть, и о том и о другом вместе. Одновременно с этим следует отметить, что у учащихся 1 группы (27,5%), наблюдается уклон на неформальные группы, друзей вне класса. Это не свидетельствует о нарушении процесса социализации, поскольку, данные группы объединяются по интересам, с учетом социально значимой деятельности и под влиянием родителей или педагогов.

Таким образом, сравнивая реальные референтные группы, на которые ориентируются благополучные подростки и несовершеннолетние асоциального поведения, можно сделать вывод, что референтные группы как механизм социализации играют весьма существенную роль в усвоении подростком определенного социального опыта. Содержание групповой деятельности, групповые ценности и нормы в значительной мери определяют социальное развитие подростка, его морально-этические представления. Выбор референтной группы подростком необходимо начинать с анализа условий, которые имеются в той или иной группе. Поскольку, формирование самосознания является важным фактором профессионального и духовного самоопределения, референтная группа необходима подростку для формирования представления о себе, для повышения самооценки.

Сравнивая самооценки испытуемых с ожидаемыми оценками от лица учителей, одноклассников и уличных друзей, можно заключить, о существовании у подростков так называемой "престижной неудовлетворенности", то есть неудовлетворенности несовершеннолетних 2 группы своим статусом в классном коллективе. Причем 52% опрошенных подростков 2 группы испытывают полную престижную неудовлетворенность и от лица педагогов и от лица одноклассников, в то время как в исследуемой 1 группе выявилось лишь 4% неудовлетворенных подростков своим статусом. 40% подростков 2 группы выявили частичную престижную неудовлетворенность либо от лица учителей (31%), либо от лица одноклассников. Таким образом, лишь 8% подростков асоциального поведения удовлетворены своим статусом в классе, в школе. Потребность самоутверждения реализуется у них на улице.

В заключение следует отметить, что раскрытие социальных аспектов, влияющих на поведение личности, необходимо для организации социально-педагогической среды, в которой созданы условия для формирования ведущих механизмов и способов социализации. В результате такой положительной социализации внешние поведенческие механизмы групповых норм и ценностей переходят в систему внутренней регуляции.

Таким образом, асоциальное поведение несовершеннолетних, относящихся к категории безнадзорные, характеризуется особой системой отношений, несформированность личностной компетентности, отсутствием сформированности социально-значимых ценностей и ценностных ориентации.

В подростковом возрасте возникает избирательность в отношениях, активность подростка в выборе группы общения и референтных групп, возникают эффекты отчуждения. Их выбор определяется наличием необходимых условий для формирования самосознания, самооценки подростка, для реализации потребности самоутверждения и завоевания определенного престижного статуса в популяции сверстников.

 

Заключение

 

Асоциальное поведение несовершеннолетнего – социальное явление. Не возможность и не желание родителей заниматься воспитанием детей, приводит к тому, что подростки уходят на улицу, которая становится для них источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Здесь для подростка ведущую роль играет референтная группа. Данное исследование показывает, что референтная группа положительной направленности, в контексте решения проблемы асоциального поведения несовершеннолетних, позволяет повысить уровень социальной компетентности подростков, способность адекватно ориентироваться в социальной ситуации, умение выбирать адекватные способы общения и поведения.

 

Литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Социальное здоровье России, 1994. — 224с.
  2. Иванов А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие  / А.В. Иванов, С.В.Алиева, А.Б. Белинская, М.В. Вольфман, С.В. Жундрикова, М.И. Макаров, Л.С. Подымова, Е.М. Таболова, Ю.В. Челышева, О.А. Щанкина //— М., 2010.  — 424с.
  3. Овчаренко Л.Ю.Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. 2015. 1 (13). С. 44-56.
  4. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. 2010. №2. С.28-42.
  5. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С.Романова. — 3-е изд., доп. — М. : КНОРУС, 2011. — 336 c.
  6. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования) / Б.Н. Рыжов— М .: МГПУ., 1999. — 27 c.
  7. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития/ Б.Н. Рыжов // Системная психология и социология, 2012. 1(5). С. 5-24.
  8. Челышева Ю.В. Социальные проблемы личностного развития учащихся асоциального поведения / Ю.В. Челышева // Педагогика и современность. —  2015. —  № 5 (19). — С. 57-64.

References

  1. Belicheva S. A. Fundamentals of preventive psychology. — M.: Social health of Russia, 1994. — 224 p.
  2. Ivanov A.V. Social pedagogy. Textbook / A. V. Ivanov, S. V. Alieva, B. A. Belinskaya, mV Wolfman, S. V. Gendrikova, M. I. Makarov, L. S. Podymova, E. M. Tabolova, Y. V. Chelysheva, O. A. Mancini //— M., 2010. — 424 p.
  3. Ovcharenko L. Yu. Issues the success of socio-psychological adaptation of teenagers in the modern environment / Y. L. Ovcharenko // Systems psychology and sociology. 2015. 1 (13). P. 44 - 56.
  4. Romanova E. S. The potential of University research in promoting civic and professional development of participants of educational process // Systems psychology and sociology. 2010. 2. P. 28-42.
  5. Romanova E. S. Psychodiagnostics: textbook / E. S. Romanova. — 3rd ed., extra — M. : KNORUS, 2011. — 336 c.
  6. Ryzhov, B. N. Systems psychology (methodology and methods of psychological research) / B. N. Ryzhov— M .: MCTTU, 1999.
  7. Ryzhov, B. N. System periodization of development / B. N. Ryzhov // Systems psychology and sociology, 2012. 1(5). P. 5-24.
  8. Chelysheva Yu. V. Social problems of students ' personal development of antisocial behavior / Y. V. Chelysheva // Pedagogy and modernity. — 2015. — № 5 (19). — P. 57-64.