Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е.С., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

Журнал » 2015 №16 : Романова Е.С., ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
    Просмотров: 2707

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

 

 

Романова Е.С.,

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения одаренных школьников.  Рассматривается проблема определения ими своей идентичности, т.е. своего отношения к окружающему миру, людям и самому себе  только ему доступным способом. Показано, что на разных стадиях развития одаренного ребенка меняется роль различных факторов в его социализации и подготовке к будущей профессиональной деятельности.  В работе представлены признаки учащихся с множественным потенциалом и признаки учащихся с особой одаренностью, а также рекомендации по работе с этими группами одаренных учащихся.

Ключевые слова:  одаренные учащиеся, внутренний мир, психологическое сопровождение,  выбор  профессии, социализация, идентичность, самопознание,  самопринятие, творческий потенциал, дифференциация интересов.

 

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF

PROFESSIONAL CAREER SUCCESS PROBLEMS IN GIFTED STUDENTS

Romanova E.S.,

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to gifted students’ professional self-identification. The problem of defining students’ identity, their relations to the surrounding world, to people and yourself only to him is discussing. It is shown that the role of the various factors changes a lot at different stages of gifted students’ development during their socialization and preparation for future professional activity. The article presents the characteristics of students with multiple capabilities and characteristics of students with special giftedness and recommendations are given for working with gifted students.

Key words: gifted students, person’s inner world, psychological support, career choice, socialization, identity, self-knowledge, self-acceptance, creativity, differentiation of interests.

 

 

Введение

Работа посвящена  комплексной проблеме вхождения одаренных учащихся в реальную жизнь и построения своей профессиональной карьеры в условиях множественности выборов, современных требований к компетентности работников, особенностей запросов работодателей и понимания этих требований будущими работниками. Особый внутренний мир одаренных людей может вступать в противоречие с социальной реальностью, создавая порой непреодолимые препятствия успешной карьере этих людей в выбранной ими профессии. Все это является основанием для психологической работы в данном направлении, начиная с младших классов школы.

 Выбор  профессии -  ключевой момент в жизни одаренного школьника, когда в его сознании интегрируются знания о себе и о своем потенциале с реалиями общества. В процессе социализации происходит формирование социальных представлений, складываются определенная картина мира,  отношение к нему и установка по поводу своей будущей профессиональной жизни. К моменту выбора профессии в старшем школьном возрасте очень важно наряду  с ценностным и эмоциональным отношениями сформировать деятельностную сторону личности – умение конструктивно действовать в жизненных ситуациях.   В профессиональной жизни наиболее высоко ценятся самостоятельность, готовность к изменениям, гибкость и многие другие качества, которыми   большинство выпускников школ, считавшиеся  одаренными, не обладают.

В научной  литературе  не достаточно изучен период профессионального самоопределения, который является трудным и решающим для большинства детей, но особенно – для тех, кого называют одаренными. Каждый школьник, достигший успеха в какой-либо деятельности, который можно рассматривать как проявление его индивидуальности, не похож на другого, его сознание, т.е. внутренняя картина мира и отношение к этому миру, обладает неповторимыми особенностями.

Личность одаренного ребенка, подростка, юноши, взрослого человека – результат его развития и жизненного пути, разнообразных воздействий микро- и макросреды, его собственных размышлений и переживаний. Поэтому успех или неуспех одаренного человека, реализация его возможностей в профессиональной, личной и социальной жизни, его становление как гражданина зависят от многих факторов, которые должны быть рассмотрены для организации грамотного психологического сопровождения [1].

В общественном сознании, и в педагогической практике чаще всего при оценке детской и взрослой одаренности используются разные критерии: детскую одаренность рассматривают как внутренне обусловленное качество, а взрослую – как обязательно проявляющуюся во внешних  успехах и достижениях. Допускается, что некоторые одаренные люди могут не получить признания при жизни, но тем не менее именно реализация способностей является критерием для признания одаренности взрослого человека. Такая зависимость критериев от возраста приводит к тому, что в обществе отмечается гораздо меньше одаренных взрослых, чем одаренных детей

 

Профессиональная успешность одаренных людей

Будущая профессиональная деятельность отличается по многим параметрам от учебной. Если позиция школьника была связана с исполнительностью и  дисциплинированностью, а проявления одаренности всегда поощрялись,  то позиция молодого специалиста предполагает инициативу в сочетании с ответственностью, адекватные отношения с другими сотрудниками разного возраста и разной квалификации. 

Перед молодым человеком встает проблема определения своей идентичности, т.е. своего отношения к окружающему миру, людям и самому себе, своего права воспринимать, мыслить, осознавать действительность своим, только ему доступным способом. Одаренный взрослый – это человек, который живет и чувствует не так, как остальные люди, часто видит мир по-другому, независим в мнениях и суждениях. Часто таких людей не понимают окружающие, и им приходится противостоять социальному окружению. Большинство одаренных людей сознают, что они одаренные, чувствуют свое отличие от других, и, вспоминая детство, понимают, что они всегда отличались от других детей. Некоторые воспринимают это как дефект, недостаток, черту характера, но  с наступлением зрелости приходит осознание  и принятие  себя такими, какие они есть. Процесс самопознания и самопринятия – сложный  процесс, иногда продолжающийся всю жизнь.

Многие характеристики одаренных детей не только остаются во взрослом возрасте, но даже совершенствуются. К ним относятся:  большой объем перерабатываемой информации; необычная память; понимание; разнообразные и необычные интересы; любознательность; высокая скорость решений; способность к синтезу, установлению необычных связей и отношений, генерации оригинальных идей и решений; способность к оценке себя и других; поведение, ориентированное на целеполагание и многие другие

В связи со сказанным особенно важно готовить одаренного школьника не только к успехам и победам в профессиональной карьере, но и к разным сторонам будущей профессиональной жизни.

Для того, чтобы новые или изменяющиеся профессии были включены в профессиональные  планы и образовательные маршруты молодых людей, необходимо, чтобы эти профессии стали известными и популярными в обществе.

Возможны два взаимодополняющих пути повышения популярности профессий:

1) через личное общение с профессионалами, соответствующими высоким критериям;

2) через создание «идеального» образа, эталона профессионала в информационном пространстве.

Эти способы являются взаимодополняющими, могут использоваться как стихийно, так и планомерно, в рамках  реализации стратегии подготовки на определенные профессии.

Образы популярных персонажей – носителей конкретных профессий влияют на представления молодежи о личностном потенциале, востребованном на рынке труда. Структура личностного потенциала работника складывается из нескольких составляющих:

1) квалификационный потенциал (профессиональная компетентность).

2) образовательный потенциал (познавательный способности).

3) психофизиологический потенциал.

4) творческий потенциал (творческие способности).

5) коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству).

6) нравственный потенциал (ценности, мотивация).

Конкретные требования определяются на основе анализа профессиональной деятельности и профессиональных задач. Непосредственное, эмоционально насыщенное  воздействие при  создании представлений о популярных профессиях способствует приобретению знаний об этих качествах  и умений оценивать собственные возможности [2].

 

Вхождение в мир профессий – это длительный процесс, который начинается в семье в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Для одаренного ребенка выбор профессиональной карьеры, будущего профессионального пути означает реализацию его потенциала, возможность построить жизнь в соответствии со своими высокими способностями и возможностями. Для таких детей особенно важна самореализация, они более тонко, чем остальные, чувствуют необходимость в развитии личностных качеств. Ценности, отношение к окружающему миру, которые закладываются в семье – фундамент их будущих успехов или неуспехов.

 Психологическое сопровождение профессиональной карьеры, направленное на раскрытие ребенком своих способностей и уточнение своих интересов, нужно начинать как можно раньше. Дети, которых относят к категории одаренных, начинают испытывать беспокойство и задумываться над вопросами будущей карьеры раньше, чем их сверстники. Они в наибольшей степени испытывают трудности при принятии решений о выборе карьеры.

Необходимы специальные меры по воспитанию  в семье и в школе для того, чтобы одаренный ребенок занял определенную гражданскую позицию, был готов к изменяющимся условиям жизни в обществе, не чувствовал себя фрустрированным и обманутым в своих ожиданиях [3-5].

На разных стадиях развития одаренного ребенка меняется роль различных факторов в его социализации и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

На первой стадии основную роль в ранней профориентации играют родители, причем часто в семьях одаренных детей родители имеют отношение к той сфере деятельности, в которой у ребенка проявляется одаренность (например, в семье музыкантов или спортсменов). Но даже если родители не имеют выраженных способностей, они могут и должны оказывать всяческую поддержку интересам ребенка. Поддержка касается не только эмоциональной стороны, но и помощи в организации деятельности в выбранном направлении На этой стадии родители выступают и в роли учителя, и в роли наставника одновременно.

Вторая стадия – поступление в школу, связана с включением педагогов в совместную деятельность по развитию профессиональных намерений одаренного ребенка. На этой стадии родителям приходится больше осуществлять организационные и контрольные функции, а также поддерживать и стимулировать интересы ребенка.

Третья стадия – достижение высоких результатов в выбранной области. На этой стадии сотрудничество родителей с наставником  приобретает менее равноправный характер, преподаватель или тренер начинает играть ведущую роль в определении ценностных и карьерных приоритетов подростка и юноши. Наиболее важные для будущей карьеры события происходят вне дома. Задача родителей – сохранить эмоциональную связь со  своим ребенком, значимость семейных ценностей, поддерживая и разделяя интересы ребенка.

На четвертой стадии подросток или юноша в своих достижениях может обогнать своих учителей и равняться только на выдающиеся результаты в своей области. Задача родителей – обеспечить его психологическое здоровье. Этой стадии достигают далеко не все одаренные дети, поэтому важно воспитать личность, готовую как к славе и победам, так и к трудностям и поражениям [4].  Характеристикой, определяющей отношение человека к разным сторонам жизни – успехам и неудачам, окружающей действительности, труду,  другим людям, самому себе – является направленность личности. Для многих одаренных выпускников, ориентированных на самоутверждение, характерна направленность на себя, которая может стать причиной трудностей при вхождении в профессиональную жизнь.

 Выделяют три основные причины неуверенности и неудовлетворенности  складывающейся профессиональной карьерой у одаренных молодых людей:

  • множественность  вариантов, с одной стороны;
  • узость интересов, с другой стороны;
  • неумение принимать решения [5].

Множество вариантов развития карьеры обычно характерно для одаренных детей, обладающих множественным потенциалом. Для детей с особой одаренностью, напротив, характерна узость интересов и неумение выйти за рамки своей одаренности.

  Множественный потенциал  (Multipotentiality) рассматривается как основная причина трудностей в развитии карьеры у наиболее одаренных учащихся. Он определяется как готовность к выбору деятельности и  достижению  высокого уровня развития компетентности в разнообразных  сферах деятельности.  Такой учащийся по итогам прохождения стандартных тестов интересов и тестов достижений узнает, что ему подходят, например,  профессии  биолога и библиотекаря,  музыканта и журналиста,  учителя и министра.  Если позволяют условия жизни, такие учащиеся предпочитают отсрочку принятия решения о карьере, пробуют силы в разных областях, продолжают обучение без определенных целей,  а, став взрослыми  – меняют места работы, везде достигая некоторого успеха, но не получая удовлетворения.

 Незнание себя и своих отличительных особенностей, отсутствие информации о мире  труда и содержании профессий приводят к традиционному выбору. Многие профессии, которые могли бы обеспечить необходимую для одаренных учащихся когнитивную сложность и радость познания, остаются для них неизвестными. В отличие от «средних» учащихся, одаренные ученики не могут при выборе профессии ориентироваться только на то, что у них хорошо получается, на свои сильные стороны, им необходим какой-то другой критерий выбора.

 Обычно множественный потенциал характерен для учащихся с высокими значениями общего интеллекта и с высокой успеваемостью. Ярко выраженные специальные способности, например, математические, сужают сферу интересов – в данном случае -  до точных наук и техники.

Одним из способов дифференциации интересов является раннее использование диагностического инструментария  в целях самопознания. Поскольку одаренные учащиеся характеризуются опережающим развитием, рекомендуется использовать некоторые тесты для более ранних возрастов, например, тест интересов Холланда вполне можно применять для оценки сферы интересов одаренных подростков.

 

Признаки  множественного потенциала

Начальная и средняя школа:

Трудности выбором темы или проекта из нескольких вариантов;

Смена несколько хобби за короткий период времени;

Отличные успехи по всем предметам;

Несколько общественных обязанностей и дополнительных занятий  одновременно;

Планирование на неделю вперед с небольшими свободными периодами.

Старшая школа:

Трудности в принятии решений в учебной деятельности и в выборе карьеры;

Очень плотное расписание занятий с большим количеством курсов;

Участие в самых разнообразных школьных мероприятиях;

Выборные руководящие должности в различных общественных организациях;

Высокие оценки по всем дисциплинам;

Высокие показатели тестов профессиональной направленности на большое количество профессий;

Признаки стресса, усталости, частые или хронические заболевания, депрессия и тревожность;

Колебания в планировании и принятии решений о дальнейшем образовании.

Высшее образование:

Несколько направлений подготовки и специализаций одновременно;

Смена специализаций и курсов;

Продолжение участия в различных общественных мероприятиях;

Участие в проектах и научных работах;

Озабоченность и тревога по поводу выбора карьеры;

Поспешное или совместное с другими решение о выборе карьеры.

Взрослый возраст:

Смена нескольких рабочих мест за короткий период времени;

Высокая производительность;

Чувство отчужденности, бесцельности, депрессии, несмотря на высокую оценку качества работы;

Периоды безработицы и неполной занятости;

Отставание от сверстников в карьере и социальном росте (брак, семья, социальные достижения).

 

Признаки особой одаренности.

Начальная школа:

Интерес только к одному предмету или виду деятельности;

Неравномерное развитие способностей, по некоторым предметам и видам деятельности ребенок может быть признан отстающим;

Желание изучать большинство дисциплин лишь частично;

Мечты о ранней карьере, успехе и славе в области интересов.

Средняя школа:

Продолжение развития целенаправленных интересов;

Стремление совершенствоваться в сфере интересов;

Замедленное развитие социальных интересов, частично в силу     стремления реализоваться в области одаренности, частично из-за отказа окружающих;

Высокая производительность в области интересов, не связанная с производительностью в других сферах.

Старшая школа:

Развитие личностных качеств, связанных содаренностью;

Поиск помощи в планировании карьеры в области интересов;

Стремление к соревнованию и к взаимодействию с коллегами в области одаренности;

Высокие оценки в сфере интересов в сочетании с пренебражением к другим предметам и общественной деятельности.

Высшее образование/ молодой возраст:

Ранний выбор профессии или специальности;

Стремление к завершению периода обучения, чтобы работать дальше;

Поиск наставника в области интересов;

Игнорирование социальной и внеучебной деятельности;

Дальнейшее сосредоточение на области интересов.

Взрослый возраст:

Продолжение концентрации внимания на области интересов;

Стремление к совершенствованию и приобретению опыта в области интересов;

Задержки в других аспектах взрослой жизни (брак, семья, социальная деятельность).

 

Показателями одаренности в отдельных областях служат некоторые характеристики

При организации профориентационной работы необходимо учитывать не только особые потребности учащихся в определенной области, но и их особую направленность на поиск когнитивно сложной, дифференцированной, творческой среды.

 

   Основная задача сопровождения профессиональной карьеры  не сводится просто к поиску работы, а состоит в том, чтобы одаренный ученик открыл свое призвание, поставил жизненные цели. Главное – научить школьников  искать и находить смысл в своей профессиональной карьере.

 

Рекомендации по работе с учащимися с множественным потенциалом

Начальная школа

1. Обеспечить школьников реальной информацией о мире труда. Привлекать родителей для рассказов об их работе, организовывать встречи с представителями профессий, экскурсии по месту работы родителей  и других профессионалов.

2. Поощрять фантазию школьников в области профессий: изучать костюмы для разных профессий, предметы и материалы, орудия труда в игровой и театрализованной форме.

3. Поощрять концентрацию на деятельности, требующей постановки целей, создания проектов, организовывать такую деятельность учащихся, способствовать поисковой, исследовательской деятельности.

4. Использовать в качестве первичного материала для обсуждения биографии выдающихся людей. Организовывать групповые дискуссии, обсуждения карьеры деятелей науки. искусства, бизнеса, политики.

5. Помочь педагогам и родителям осторожно оценить способности и интересы, чтобы выявить ведущий интерес.

Средняя школа

1. Обсуждать с учащимися смысл и ценность работы.

2.Обсуждать семейные и общественные ценности, имеющие отношение к профессиональной деятельности.

3. Подготовить и обсудить с учащимися информацию о разных видах волонтерской деятельности, предложить им участвовать в волонтерском движении.

4. Помочь учащемуся проанализировать, как он проводит свой день; организовать встречи со взрослыми профессионалами в областях, представляющих для школьника наибольший интерес.

5. Препятствовать чрезмерной вовлеченности в общественную работу, внешкольные мероприятия, развлечения; помочь расставить приоритеты в своих увлечениях.

Старшая школа

1. Обеспечить профессиональное тестирование интересов, личностных характеристик, ценностей учащихся.

2. Организовать посещение высших учебных заведений в разных областях, представляющих интерес.

3. Поощрять волонтерскую работу.

4. Организовать профессиональные пробы и стажировки.

5. Помогать в выборе и планировании факультативных курсов, исследовательских проектов, направленных на будущую профессиональную карьеру.

6. Обеспечить выбор карьеры на основе собственных ценностей.

7. Препятствовать конформизму, стереотипам при выборе карьеры.

Высшее образование/ молодой возраст

1. Предоставить консультации  по вопросам карьеры, включающие оценку интересов, мотивов, ценностей.

2. Проводить курс планирования карьеры.

3. Поощрять выбор конкретной работы.

4. Помогать в поиске наставника.

5. Помогать в долгосрочном планировании карьеры.

 

Таким образом, профориентационная работа с одаренными детьми, имеющими множественный потенциал, включает:

  • ·      Изучение разных вариантов карьеры;
  • ·      Поиск и изучение такого варианта, который дает возможность объединять интересы из разных областей;
  • ·      Знакомство с реальной сферой приложения их интересов – организация наставничества, стажировки, пробной работы;
  • ·      Обсуждение возможностей последовательной или параллельной карьеры;
  • ·      Помощь в определении основных и дополнительных интересов;
  • ·      Формирование готовности к принятию решений и к изменениям.

 

 

 

 

 

Очень важно обсуждать с такими подростками проблемы жизненного пути, готовить к тому, что успех в любой профессиональной карьере зависит от личности человека, его ответственности, понимания себя и других.

 

Рекомендации по работе с учащимися с особой одаренностью

Начальная школа

1. Выбрать способы и стратегии выявления особой одаренности в различных областях.

2. Организовать консультацию специалиста по ранним проявлениям особой  одаренности в разных областях;

3. Организовать консультации учителей и администрации по проблемам воспитания и обучения одаренных.

4. Поощрять фантазии посредством чтения и ролевых игр.

5. Обеспечить возможность узнать как можно больше о выдающихся людях в интересующей их  области. Организовать посещения концертов, мастерских, лекций ученых и т.п.

6. Помогать учителям в развитии необходимых навыков и умений в сфере интересов.

7. Организовать возможность общаться с такими же одаренными детьми, участвовать в летних музыкальных  фестивалях, компьютерных лагерях и т.п.

8. Помогать  родителям и учителям  поддерживать интерес ребенка, сохраняя баланса между свободой и принуждением, чтобы не дать интересу исчезнуть.

Средняя школа

1. Обеспечить поддержку и поощрение во время интенсивного обучения, которое начинается в этом возрасте.

2. Поощрять планироватние своего времени и деятельности, связанной с ведущим интересом.

3. Обеспечить возможность волонтерской работы в сфере интересов.

4. Обратить внимание родителей на необходимость включения  в социальные отношения.

Старшая школа

1. Продолжать поддержку и поощрение занятий.

2. Помочь найти возможности приобретения опыта и стажировки в выбранной области (археологическая экспедиция,  тренерская работа и т.п.).

3. Организовать общение с профессионалами в выбранной области.

4. Помочь в планировании и изучении конкретных условий  обучения и реализации карьеры.

5. Организовать посещение учебных заведений для обучения по выбранной карьере.

6. Помогать в выборе наставника. Для детей с ранними проявлениями особой одаренности не обязательно рекомендовать наставника из престижного учебного заведения, главное – эмоциональная связь и доверие ребенка к наставнику.

Высшее образование/молодой возраст

1. Поддерживать в профессиональной подготовке и дополнительном образовании.

2. Развивать  знания о «лестнице карьеры» в выбранной области.

3. Продолжать консультации со специалистами по профориентации для поддержки в принятии решений.

В настоящее время наиболее перспективной формой организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является сетевое сообщество, когда усилия всех участников образовательного пространства на уровне муниципалитета, округа  и города направлены на выявление, поддержку и развитие одаренности. Сетевое взаимодействие обеспечивает постановку целей, коммуникацию, реализацию содержания деятельности и контроль за выполнением  планов оптимальным образом. Сетевое взаимодействие позволяет продвигать и сопровождать творческие проекты одаренных детей на разных уровнях. Большое значение для обеспечения открытости взаимодействия имеет использование Интернет-технологий в  виде форумов, порталов. Интернет-олимпиад и т.п.

Исследования показывают, что одаренные дети, включенные в сетевые системы, вне зависимости от вида одаренности, более открыты, доверительны, толерантны, осознают свое будущее более осмысленно.  В процессе общения в сетевом сообществе возрастает социальная активность одаренных учащихся, расширяются их социальные представления о мире взрослых, форм ируется психологическая готовность к профессиональной карьере.

В высшем учебном заведении не должно прекращаться психологическое сопровождение одаренных студентов. Профессиональные консультации могут касаться выбора курсов, специализаций, профилей, дополнительных занятий в зависимости от предполагаемой будущей карьеры. Особое внимание на всех этапах профессионального консультирования должно уделяться развитию таких качеств как работоспособность, трудолюбие, настойчивость, умение управлять своим временем, саморегуляция.

Заключение

 

Таким образом, необходимо как можно раньше развивать у учащихся понимание своих интересов и своих способностей, их уникального для каждого человека соотношения.

Познание мира профессий школьниками осуществляется на уроках по разным дисциплинам учителями-предметниками, которые могут раскрывать связи учебных предметов с разными профессиональными сферами. Для одаренных детей особенно интересно раскрытие глубинных связей, междисциплинарные взаимодействия, лежащие в основе профессий.

Психолог должен помочь одаренному ребенку найти среду, в которой его способности будут развиваться в наибольшей степени. Психологическое сопровождение направлено на развитие личностных характеристик, способствующих успеху в этой среде. Основное условие – активная жизненная позиция самого субъекта во взаимодействии с педагогами, психологами, наставниками. На основе анализа интересов и способностей, с одной стороны, и информации о профессиях и учебных заведениях, с другой,  выстраивается  образовательная траектория,  составляется план обучения, которые принимаются учащимся.

Специальные занятия позволяют развивать такие необходимые для будущей карьеры качества как коммуникативная компетентность, адекватная самооценка, ответственность, саморегуляция, самостоятельность и умение принимать решения.

Поскольку  одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью, склонностью к рефлексии и самоанализу, обостренной чувствительностью к критике традиционные методы диагностики,  основанные на тестировании и выдаче готовых рекомендаций, совершенно не удовлетворяют их высокие познавательные потребности. Одаренные молодые люди стремятся во всем разобраться сами, установить причинно-следственные связи, используя в полной мере свои аналитические способности и интуицию. Их не устраивают шаблонные решения, они ищут пути познания и реализации своей индивидуальности. Одаренные люди не склонны допускать кого-либо в свой внутренний мир, они стремятся разобраться в своих личностных особенностях сами. Поэтому для принятия решений по поводу своей профессиональной карьеры одаренные дети нуждаются в специальной поддержке с применением методов самодиагностики. Задача психолога – помочь интерпретировать полученные данные о себе с точки зрения выбора будущей карьеры.

 

Литература 

  1. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Романова Е.С. 147 популярных профессий. – М., 2011.
  3. Career Development and Counseling. - New Jersey, 2005.
  4. Le voyage. Guide a l intention des parents ayant un enfant doue et talentueux. –Alberta Learning, Canada, 2004.
  5. Silverman L.K. Career Counseling for the Gifted //Patterns of influence on Gifted Learners: the Home, the Self, the School. – USA, 1989.

 

 

References

 

  1. Romanova E. S. Organization of school career guidance. – M.: Publishing center "Academy", 2013.
  2. Romanova E. S. 147 popular professions. – M., 2011.
  3. Career Development and Counseling. - New Jersey, 2005.
  4. Le voyage. Guide a l intention des parents ayant un enfant doue et talentueux. –Alberta Learning, Canada, 2004.
  5. Silverman L.K. Career Counseling for the Gifted // Patterns of influence on Gifted Learners: the Home, the Self, the School. – USA, 1989.