![]() |
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
«Systems Psychology and Sociology» authors,
2015, № 4 (16)
РОМАНОВА Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор. Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ, заведующий кафедрой общей и практической психологии ИПССО ГАОУ ВО МГПУ. Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации 1998 в области образования, Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2009 в области образования. Почетный профессор МГПУ, член президиума УМО университетов Российской Федерации. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
ROMANOVA Evgeniya Sergeevna — Doctor of Psychology, Full professor. Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the State Educational Self-Governing Institution of Higher Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University», Head of the Department of General and Practical Psychology of IPSSR MCTTU. Honorary Teacher of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Laureate of the President of the Russian Federation Education Award in 1998, Laureate of the Russian Federation Government Education Award in 2009. Honorary Professor of MCTTU, member of the Presidium of Educational and Methodological Consolidation of the Universities of the Russian Federation. Honorary Worker of Higher School of the Russian Federation.
E-mail: RomanovaES@mgpu.ru
ЮБИЛЕЙ ЕВГЕНИИ СЕРГЕЕВНЫ РОМАНОВОЙ!
21 декабря - юбилей известного ученого и педагога, доктора психологических наук, профессора, Заслуженного учителя Российской Федерации, Почётного работника высшего профессионального образования Российской Федерации. Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, почетного профессора МГПУ, Главного редактора нашего Журнала – Евгении Сергеевны Романовой!
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Овчаренко Л.Ю.,
МГПУ Москва
В статье рассматривается проблема эффективности ЕГЭ с точки зрения образовательной организации в современных условиях требований компетентностного подхода Федеральных государственных стандартов.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, ЕГЭ, эффективность, компетенции.
TEACHER’S PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN TERMS OF STUDENTS’ NEW COMPETENCY –BASED LEARNING
Ovcharenko L. Yu.,
MCTTU, Moscow
In this article the problem of efficiency of unified state exam in modern world and the requirements for the competence-based approach to Federal and State Standards of Education is discussed.
Keywords: psychological support, unified state exam, effectiveness, competence.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Львова С.В.
МГПУ, Москва
Статья посвящена организации волонтерского движения в образовательном пространстве города Москвы на основе взаимодействия и социального партнерства разных субъектов и организаций.
Ключевые слова: волонтерское движение, школа волонтеров, организационные структуры деятельности волонтеров, приоритетные направления деятельности волонтеров.
A SOCIOLOGICAL STUDY OF STUDENTS ' ENGAGEMENT IN THE ORGANIZATION OF THE VOLUNTEER MOVEMENT
Lvova S.V.
MCTTU, Moskow
The article is devoted to the organisation of the volunteer movement in educational sphere of the city of Moscow on the basis of the interactionand social partnership of different subjects and organisations.
Key words: volunteering, school or volunteers, organisational structures of volunteers’ activities, priority directions of volunteers’ activities.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СТРАНАХ БРИТАНСКОГО СОДРУЖЕСТВА
Кремнева Т.Л.
МГПУ, Москва
Проведенное исследование посвящено исследованию факторов оптимизации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы в странах Британского Содружества. Эта оптимизация касается организации учебного процесса, его содержания, а также процессов построения стандартов, эталонов, моделей и психолого-педагогического идеала в сфере подготовки специалиста - социального работника.
Ключевые слова: страны Британского Содружества (Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия), Болонский процесс, профессиональное обучение, технологии обучения, профессиональная компетентность социального работника, условия эффективности, супервизия, интеграция, обучение через опыт, тьютор.
SYSTEM ANALYSIS OF PEDAGOGICAL TECHNIQUES OF SOCIAL WORKERS’ TRAINING IN THE COUNTRIES OF THE BRITISH COMMONWEALTH
Kremneva T.L.
MCTTU, Moscow
The study enables us to formulate the conditions and possible factors of optimization of professional training in social work in the countries of the British Commonwealth.. This optimization applies to the educational process, its content, to processes of building its standards, models and pedagogical ideals in the sphere of specialist education and training - social worker.
Key words: British Commonwealth countries (UK, Australia, Canada and New Zealand), the Bologna process, vocational training, technology education, professional competence of a social worker, conditions of efficiency, supervision, integration, learning by doing, tutor.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ:
СИСТЕМА ПРОТЕСТНЫХ ФОРМ
Ананишнев В.М., Гостев А.Н.
МГПУ, Москва
Демидова С.С., Демченко Т.С.
СГА, Москва
В статье уточняется понятие общественного контроля в производственных организациях, на основе результатов исследования обосновывается необходимость повышения его действенности.
Ключевые слова: производственная компания, общественный контроль, протестные формы, система, управление, лидер, информация.
PUBLIC CONTROL IN INDUSTRIAL COMPANIES: SYSTEM FORMS OF PROTEST
Gostev A.N.,Ananishnew V.M.
MCTTU, Moscow
Demidova S. S., Demchenko T.S
SGA, Moscow
The paper clarifies the concept of social control in industrial organizations, on the basis of the results of the study substantiated the need to enhance its effectiveness.
Keywords: production company, social control, protest forms, system, management, leader, information.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В
ФИЛОСОФСКО - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.КРЫЛОВА
Иванов Д.В.
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи видного деятеля российского просветительства И.А. Крылова, внесшего вклад в развитие отечественной психологической мысли в конце XVIII – начала XIX столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация представлений о человеческой природе, тех принципах, которые позволили ему описывать психологические феномены.
Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, естество, система психологических понятий, человековедение, человек борющийся, психология сердца, разумность, добродетельность, «должности человека», «философско-психологические миниатюры».
PSYCHOLOGICAL IDEA IN I.A. KRYLOV’S PHILOSOPHICAL AND PUBLICISTIC WORKS
Ivanov D.V.
NSPU, Novosibirsk
The article deals with the leading ideas of a prominent figure in the Russian Enlightenment, I.A. Krylov, who made a contribution to the development of Russian psychological thought in the late XVIII - early XIX century. The article uses the historical and psychological rehabilitation and psychological interpretation of the concepts of human nature, the principles which have allowed him to describe psychological phenomena.
Key words: moral psychology, human nature, nature, the system of psychological concepts, humanities, struggling man, the psychology of the heart, intelligence, goodness, "post human", "philosophical and psychological miniatures."
АРГУМЕНТАЦИЯ В КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ МОДЕЛИ: ЭМПИРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сиротин В.П.,
Национальный исследовательский университет,
«Высшая школа экономики», Москва
Нарциссова С. Ю.,
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова», Москва
Статья посвящена проблеме взаимосвязи когнитивного стиля с особенностями аргументации. Рассмотрены понятия когнитивного стиля, аргументации, лингвистического аргумента, особенности когнитивно-стилевой модели аргументации. Результаты проведенного психолингвистического эмпирического исследования и статистического моделирования с использованием процедур сравнения генеральных средних для независимых выборок, дисперсионного анализа и декомпозиции распределений подтверждают наличие связи когнитивного стиля с аргументацией, используемой студентами различных вузов и специальностей. Проанализированы гендерные различия в использовании различных видов аргументов.
Ключевые слова: системный подход, аргументация, лингвистический аргумент, когнитивный стиль, тип мышления, дисперсионный анализ, мягкая классификация.
ARGUMENTATION IN COGNITIVE STYLES MODELS: EMPIRICAL STATISTICAL ANALYSIS
Sirotin V.P.,
National Research University
Higher School of Economics, Moscow
Nartsissova S.Yu.,
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
The paper is focused on the relation between cognitive styles and ways of argumentation. We consider the concept of the cognitive style, argumentation, linguistic argument, and the peculiarities of the cognitive styles model of argumentation. The results of the psycholinguistic empirical study and statistical modelling based on the procedures of means comparison, analysis of variance and density decomposition approve the significance of the relation between the cognitive style and the way of argumentation used by students of various majors in the universities. We also tested the gender difference in using various types of arguments.
Keywords: systematic approach, argumentation, linguistic argument, cognitive style, way of thinking, analysis of variance, soft classification.
ОПРОСНИК «ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА»: ПЕРВЫЙ ЭТАП АПРОБАЦИИ
Сенкевич Л.В.
РГСУ, Москва
В статье приводится авторская методика и результаты первого этапа ее апробации. Проведен сравнительный анализ показателей трех групп риска - лиц с алкогольной и наркотической зависимостями и с суицидальным поведением - и контрольной группы - лиц с нормативным поведением. Установлено отсутствие экзистенциального кризиса в группе «норма» - у лиц с нормативным поведением, и наличие экзистенциального кризиса разной степени выраженности у представителей групп риска.
Ключевые слова: экзистенциальный кризис, смысл жизни, переживания, хронический алкоголизм, наркозависимость, суицидальное поведение.
THE QUESTIONNAIRE "THE EXPERIENCE OF EXISTENTIAL CRISIS": THE FIRST STAGE OF APPROBATION
Senkevich L.V.
RSSU, Moscow
The article presents the author's technique, and the results of the first stage of approbation. A comparative analysis of indicators of three risk groups - people with alcohol and drug addiction and suicidal behavior - and a control group - people with normative behavior is made. The absence of an existential crisis in the "normal" group - persons with normative behavior, and the presence of an existential crisis of varying severity risk groups have been established.
Keywords: existential crisis, the meaning of life, experiences, chronic alcoholism, drug addiction, suicidal behavior.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Набатникова Л.П.,
Калиш И.В.,
МГПУ, Москва
В статье представлены результаты изменения тревожных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных условиях: в семье, детской деревне и детском доме. Выделены особенности динамики преобразования тревожного состояния, с помощью системы методов арт-терапии, у детей разных условий воспитания.
Ключевые слова: тревожные эмоциональные состояния, семья, детская деревня, детский дом, система, арт-терапия.
CHANGE ALARM EMOTIONAL STATES IN PRESCHOOL CHILDREN, RAISED IN A FAMILY, THE CHILDREN'S VILLAGE AND CHILDREN'S HOME, USING A SYSTEM METHODS OF ART THERAPY
Nabatnikova L.P.,
Kalish I.V.,
MCTTU, Moscow
The article presents the results of changes in emotional states of anxiety of preschool children who are brought up in different environments: in the family, the children's village and the orphanage. The features of the dynamics of the transformation of anxiety, with the help of methods of art therapy in children of different training conditions.
Key words: anxious emotional states, family, Children's Village, an orphanage, system, art therapy.
ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Коган Б.М.,
Яковлева А.В.
МГПУ, Москва
В статье рассматривается влияние танцевально-двигательной терапии на показатели качества жизни, индекса психологического благополучия и успеваемость по основным школьным дисциплинам у подростков с нарушениями зрения.
Ключевые слова: нарушение зрения, подростковый возраст, танцевальная терапия
THE USE OF DANCE - MOVEMENT THERAPY AMONG ADOLESCENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT
Kogan B.M.,
Yakovleva A.V.
MCTTU, Moscow
The article focuses on the impact of dance / movement therapy on quality of life, Index of psychological well-being and academic performance in basic school subjects in adolescents with visual impairments.
Key words: visual impairment, adolescence, dance – movement
РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Челышева Ю.В.,
МГПУ, Москва
Статья посвящена изучению роли референтных группы в формировании ценностных ориентаций подростков асоциального поведения. Представлено исследование референтных и ценностных ориентаций благополучных и асоциальных подростков.
Ключевые слова: асоциальное поведение, подростковый возраст, референтная группа, ценностные ориентации.
REFERENCE GROUP AND VALUE ORIENTATIONS IN
TEENAGERS WITH ASOCIAL BEHAVIOUR
Chelisheva Y.V,
MCTTU, Moscow
The article is devoted to the study of the role of the reference group in the formation of value orientations in teens with anti-social behaviour. The study presents the reference and value orientations of social and asocial teenagers.
Keywords: asocial behaviour, adolescence, reference group, value orientations.
ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ПОЛЕТА НА МАРС
Рыжов Б.Н.,
Чибискова О.В.,
МГПУ, Москва
В статье излагаются некоторые итоги исследований психической работоспособности и мотивационного профиля испытателей, принимавших участие в полуторагодовом эксперименте в условиях длительной изоляции. Описывается практическое применение методов системной диагностики типов психической работоспособности и мотивации для экстремальных видов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: системная психология, психическая работоспособность, системный профиль мотивации, длительная изоляция.
PERSON’S PSYCHIC WORK CAPACITY DURING MARS FLIGHT SIMULATION
Ryzhov B.N.,
Chibiskova O.V.,
MCTTU, Moscow
The article presents some results of studies of mental health and motivational profile of testers who participated in the eighteen-month experiment in conditions of prolonged isolation. Describes practical application of methods of system diagnostics types of mental health and motivation for extreme types of professional activity.
Keywords: systems psychology, psychic work capacity, motivation system profile, long-term isolation.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
Романова Е.С.,
МГПУ, Москва
Статья посвящена вопросам профессионального самоопределения одаренных школьников. Рассматривается проблема определения ими своей идентичности, т.е. своего отношения к окружающему миру, людям и самому себе только ему доступным способом. Показано, что на разных стадиях развития одаренного ребенка меняется роль различных факторов в его социализации и подготовке к будущей профессиональной деятельности. В работе представлены признаки учащихся с множественным потенциалом и признаки учащихся с особой одаренностью, а также рекомендации по работе с этими группами одаренных учащихся.
Ключевые слова: одаренные учащиеся, внутренний мир, психологическое сопровождение, выбор профессии, социализация, идентичность, самопознание, самопринятие, творческий потенциал, дифференциация интересов.
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF
PROFESSIONAL CAREER SUCCESS PROBLEMS IN GIFTED STUDENTS
Romanova E.S.,
MCTTU, Moscow
The article is devoted to gifted students’ professional self-identification. The problem of defining students’ identity, their relations to the surrounding world, to people and yourself only to him is discussing. It is shown that the role of the various factors changes a lot at different stages of gifted students’ development during their socialization and preparation for future professional activity. The article presents the characteristics of students with multiple capabilities and characteristics of students with special giftedness and recommendations are given for working with gifted students.
Key words: gifted students, person’s inner world, psychological support, career choice, socialization, identity, self-knowledge, self-acceptance, creativity, differentiation of interests.