Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Зотова М.В. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал » 2015 №14 : Зотова М.В. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Просмотров: 2981

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СИСТЕМНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Зотова М.В.,

МГПУ, Москва

 

 

 

 

Статья посвящена актуальной задаче профессорско-преподавательского состава по формированию гражданской позиции и социализации студентов как наиболее прогрессивной части современного молодого поколения. Автор рассматривает актуальный вопрос воспитания личности студента в процессе обучения в высшем профессиональном учреждении. Раскрывается роль и содержание формирования гражданской позиции и социализация студентов. В статье раскрывается исторический опыт трудов Аристотеля, К.Д. Ушинского в понимании понятия «гражданского общества». Важную роль в формировании гражданской позиции молодежи в современных условиях автор отводит преподавателям вуза.

 

Ключевые слова: гражданское общество,  гражданская позиция,  социализация, преподаватель ВУЗа.

 

 

THE ROLE OF A UNIVERSITY TEACHER IN THE FORMATION OF STUDENT’S CIVIL POSITION AS THEIR SYSTEMIC PERSONAL QUALITY

 

Zotova M.V.,

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to the topical problem of professorial-teaching staff on the formation of civil position and socialization of the students as the most progressive part of the young generation. The article is devoted to the topical issue of education of the student in the learning process in higher professional institution. Reveals the role and content of the formation of civil position and the socialization of the students. The author turns to historical experience, the writings of Aristotle, K.D.. Ushinskiy in the understanding of the notion of «civil society». An important role in the formation of civil position of youth in modern conditions the author devotes the teachers of the University.

Key words: civil society, civil position, socialization, teacher of the University.

 

Введение

 

Проблема формирования гражданской позиции современного молодого человека – одна из приоритетных, несмотря на то, что задача гражданского воспитания всегда была в центре внимания теории и практики научных исследований [2,4,13,14]. В настоящее время проблема гражданского воспитания нуждается в теоретическом обосновании системы психолого-педагогических условий успешного гражданского воспитания студентов, в которой основная роль отводится преподавателям российских вузов в вопросе формирования базовых качеств гражданственности у студентов. Общеметодологические основы системного подхода, на основе которых можно рассматривать развитие гражданской позиции личности как сложного системного образования личности,  заложены работами И. Р. Пригожина, Рыжова Б.Н., Романовой Е.С., В И Свободчикова, Ю.В. Громыко [6,7,9,10,12]. Гражданственность  представляет собой системную структуру личности, в которой важное место отводится ценностным категориям, поскольку они составляют ядро формирующейся личности [2,10,11]. Эта система включает в себя комплекс духовно-нравственных устоев, эмоциональный компонент, представляющий собой систему отношений личности к себе и другим в процессе сопоставления ценностных категорий и оценке поступков, конкретные действия и поступки личности [2,10,11,15].

Формирование гражданской позиции и социализация студентов в период обучения в высшем профессиональном учреждении – сложный многосторонний процесс комплексного развития личности студента,  в котором преподавателю отводится  главная роль. Под руководством преподавателя происходит не только овладение профессиональными компетенциями, но постижение студентом своего социального  статуса и значимости своей деятельностной роли в структуре общества. Преподаватель, являясь основным связующим звеном между научными знаниями и процессом их освоения, выступает в роли духовно-нравственного наставника студента в процессе его   социализации и формировании гражданской позиции [1,5,8].

Понятие «гражданское общество»,  введенное Аристотелем, рассматривалось им как союз равноправных свободных граждан, объединенных государством.К. Д. Ушинский считал, что личность немыслима вне нации и  народа, т.к. национальное самосознание базируется на понимании причастности к многонациональной родине и чувстве ответственности за ее судьбу [14].

 

Социализация личности и проблема формирования гражданской позиции в процессе обучения в вузе

 

Для гражданского общества актуальным становится процесс социализации личности. В современном российском обществе акцент в социализации молодого поколения делается на  гражданской социализации личности. Социализация личности предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследства, участие в решении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Задачей преподавателей высших профессиональных учреждений в становлении современного молодого поколения является воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнедеятельностью и общественной, готовой обеспечивать свою материальную независимость собственным потенциалом. Исторический опыт свидетельствует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и  социального преображения общества. Преподаватель ВУЗа призван выполнить роль по воспитанию социально востребованных качеств личности студента: адаптированности к современным экономическим условиям и тенденциям развития, интеллектуальной и социальной мобильности, инициативности и активной гражданской позиции [3,7,8].

Происходящие социально-экономические изменения, вызванные  построением гражданского общества, выдвигают требования  к формированию деятельного и сознательного  гражданина, социализированного к  условиям демократии, способного к продуктивной профессиональной деятельности на благо государства. Стратегия государственной политики в области образования одной их приоритетных задач выдвигает проблему воспитания студентов как одной из ведущих социально-демографических групп современной молодежи. Формирование гражданской позиции молодежи в современных условиях объективно является ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности России. Это обусловливает задачи преподавательского состава  по воспитанию студентов вуза, направленному на овладение ими профессиональными компетенциями и формирование гражданской позиции, обусловленной наличием чувства гражданской ответственности, патриотизма,  активной жизненной позиции.Под руководством преподавателя весь  период обучения в вузе должен стать для студентов школой гражданского и нравственного воспитания, активного участия в организации и управлении социальной среды, научно-исследовательской деятельности, развития инициативы и творческого потенциала.

Формирование гражданской позиции и профессиональное обучение в процессе обучения в вузе  представляет единый, целенаправленный процесс формирования молодой личности гражданина, направленный духовное самосовершенствование,  приобретение личного опыта демократических отношений, проектирование будущей профессиональной деятельности. Формирование гражданской позиции личности студентов в процессе обучения в вузе как условие их  социализации  в гражданском обществе является одной из приоритетных задач педагогов высшей школы. Задача профессорского-преподавательского состава в этом направлении должна быть направлена на решение конкретных проявлений социального поведения современной молодежи: гражданской пассивности, личностного пессимизма, ограниченности интеллектуальных интересов,  пренебрежения в соблюдении нормативных законов, индивидуализма, отсутствие уверенности в своих действиях как гражданина.

Преподаватель призван помочь современному поколению студентов сформировать демократические принципы, личностную гражданскую позицию и профессиональную компетентность для готовности жить в гражданском обществе. Формирование гражданской позиции призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей. 

Гражданственность является приоритетной ценностью, позволяющей осознать человеческое достоинство, и стремится к достижению личностного совершенства.

Студенческий возраст – время жизненного, личностного и  профессионального самоопределения. Период обучения в вузе под профессиональным руководством преподавателя должен быть нацелен на развитие в каждом студенте демократичности,  гуманности и духовности для способности жить в гражданском обществе.Процесс обучения должен способствовать   достижению высокого уровня самосознания, самоуважения, независимости собственного суждения и духовной целостности.

Для формирования гражданской позиции студентов в вузе, на наш взгляд, необходимо определение представления об условиях жизнедеятельности в условиях гражданского общества,  собственное восприятие себя как гражданина, потребность соблюдения   гражданских прав и обязанностей как условие социализации и личностного самосовершенствования. Сформированная гражданская позиция  личности выступает ценностно-смысловой регуляцией поведения в обществе, личностного  и профессионального становления. Целенаправленная работа преподавателя ВУЗа по выработке гражданской позиции студентов многокомпонентна. Формирование гражданской позиции предполагает  компетентность студентов в ряде областей: политической, экономической, юридической, психолого-педагогической и др., необходимую  для успешной социализации в жизни.

Гражданское самосознание личности характеризуется  осознанием своих прав и обязанностей и своей социальной роли в обществе и государстве. Нравственное содержание гражданской точки зрения  определяется активной личностной  позицией, чувством сопричастности, ответственности за судьбу общества, стремлением к деятельному участию в нем.

 

Заключение

 

В современных условиях подготовки студентов в высших профессиональных учреждениях возрастает роль конкурентоспособности молодежи работать в условиях рыночной экономики и  реформирования общества.  Тем не менее, возрастает значимость моральных и духовных ценностей личности, фундаментальным остовом которых являются  вековое историческое наследие, национальные традиции, литература, наука, искусство.

В настоящее время истинная любовь к Родине выражается в повседневной качественной профессиональной работе, сохранению ее безопасности и стремлении к совершенству условий ее существования. Деятельностный характер гражданской позиции личности проявляется в желании приносить пользу обществу, использовать собственное  призвание и личностный творческий потенциал для  процветания Родины. Важным показателем сформированности  гражданской позиции студентов в вузе является        наличие эмоционально-выраженного проявления  чувств о судьбе Родины и государства, отсутствие безразличного отношения к происходящим общественным событиям или несчастьям сограждан. Гражданское общество в России проходит стадию своего становления. От успешного решения  преподавателями высшей школы задачи по  формированию гражданской позиции современного студенчества  во многом зависит будущее Российского гражданского общества.

 

Литература

 

  1. Борытко, Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания / Н.М. Борытко. Волгоград, 2010. 214 с.
  2.  Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2009. № 4. С. 44–50.
  3. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. – 2003. – №9. «Круглый стол» Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы // Педагогика. – 2003. – №4.
  4. Мирошина Т.А. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. 2012. № 3. С. 67–71.
  5.  Роль образования в формировании гражданского общества: Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика. 2009. № 3. С. 42–70.
  6. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. - М.: Наука, 1985.
  7. Романова Е.С. Новые формы практической реализации освоенного интегративного содержания образования// Системная психология и социология.-2011.-№3 С. 103-108.
  8. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса// Системная психология и социология.- 2010.-№ 2 (1).-С. 28 – 42.
  9. Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии// Системная психология и социология.- 2012.-№6(2).-С.5-20.
  10. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология.-2011. №3.-С.5-17.
  11. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии// Системная психология и социология.- 2010.- №1 (1).-С.6-43.
  12. Слободчиков В.И., Громыко Ю.В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 3-12.
  13.  Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 2009.
  14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 Т./ Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.
  15. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи; Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2011. № 9. С. 45–49;

 

References

 

  1. Boratko N. M. The teacher in modern education / N. M. Boratko. Volgograd, 2010. 214.
  2.  Gavrilyuk V., Vladimir Malenkov Citizenship, patriotism and education of youth // Sotsis. 2009. No. 4. P. 44-50.
  3. Kapustin, Z. Y. civic Education in the conditions of renewing Russia // Pedagogy. – 2003. – No. 9. "Round table" Educational demands of society and actual problems of Russian education // Pedagogy. – 2003. – No. 4.
  4. Merosina T. A. Formation of civic consciousness of students as a pedagogical problem // Higher education today. 2012. No. 3. P. 67-71.
  5. The role of education in building civil society: Round table of the journal "problems of philosophy" and "Education // Pedagogy. 2009. No. 3. P. 42-70.
  6.  Prigogine I. R. From existing to emerging. - M.: Nauka, 1985.
  7. Romanova E. S. New forms of practical implementation mastered integrative education content// System psychology and sociology.-2011.-№3 P. 103-108.
  8. Romanova E. S. Potential of University research to ensure the civilian and professional development of participants of educational process// System psychology and sociology.- 2010.-№ 2 (1).-Pp. 28 – 42.
  9.  Ryzhov B. N. Scientific and philosophical preconditions for the development of systemic psychology, Systematic psychology, and sociology.- 2012.-№6(2).-Pp. 5-20.
  10. Ryzhov B. N. System foundations of psychology // System psychology and sociology.-2011. No. 3.-Pp. 5-17.
  11. Ryzhov, B. N. System foundations of psychology// System psychology and sociology.- 2010.- №1 (1).-S. 6-43.
  12. Slobodchikov V. I., Gromyko Y. V. Russian education: prospects of development // Director of the school. 2000. No. 2. P. 3-12.
  13. Sukhomlinsky V. A. the Birth of the citizen. M., 2009.
  14. Ushinsky K. D. Pedagogical works: in 6 volumes. S. F. Egorov.-Moscow: Education, 1990.
  15. Farafonov L. Some aspects of civic education of youth; Z. Y. Kapustin civic Education in the conditions of renewing Russia // Pedagogy. 2011. No. 9. P. 45-49;