Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Свистунова Е.В., Серавкина М.С. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Журнал » 2015 №14 : Свистунова Е.В., Серавкина М.С. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    Просмотров: 5390

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Свистунова Е.В.

 Серавкина М.С.

МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается образ здоровья и болезни через призму знаково-символического опосредования.Дается характеристика данных образов здоровыми детьми старшего дошкольного возраста и детьми с аллергическими заболеваниями. Демонстрируется возможность использования методик «Смешные человечки» и «Неоконченные предложения» для определения отношения детей к здоровью и болезни.

Ключевые слова.Знаково-символическое опосредование, дошкольники с аллергическими заболеваниями, отношение к болезни и здоровью.

 

SYMBOLIC PERCEPTION OF HEALTH AND DISEASE BY ALLERGIC CHILDREN

Svistunova E. V.

Seravkina M.S.

MCTTU, Moscow

The article deals with the image of health and disease through sign-symbolic mediation. The images are characterised by healthy and allergic preschool children. The ability to use "Funny Men" and "Incomplete sentences" techiques to determine children's relationship to health and disease is demonstrated Keywords: sign - symbolic mediation, preschool children with allergic diseases, attitude to illness and health

Keywords: symbolic - symbolic mediation, preschool children with allergic diseases, attitude to illness and health

 

Введение

Проблема заболеваний в детском возрасте чрезвычайно важна и имеет свои специфические особенности. Отрицательное  влияние болезни на психику ребенка зачастую ведет к более тяжелым или даже необратимым последствиям. Это определяется тем, что формирование личности происходит в иных условиях, своеобразны и отношения ребенка и окружающих его взрослых. Острота проблемы определяется широким распространением хронических заболеваний у детей, в частности аллергических. ПоданнымнаучногоЦентраздоровьядетейРАМНколичестводетейсданнымвидомнарушениясоставляетнасегодняшнийденьчетвертьвсехдетейРоссии.РаспространенностьбронхиальнойастмысредидетейвРоссиисоставляетот5до34%,атопическимдерматитомстрадаютот7до28%детей,спищевойформойаллергииот15до28%.

Аллергические заболевания (от греч . allos - другой и ergon - действие) определяются как повышенная или извращенная чувствительность организма к какому-либо аллергену – веществу, вызывающему аллергию. Аллергия является пусковым механизмом для возникновения аллергических заболеваний [6: с. 394].

В своей работе мы рассматриваем «болезнь» и «здоровье» как явления, связанные с состоянием человека в целом, а не отдельных органов и частей тела. Рядавторов(Б.С.Братусь,В.Я.Дорфман,Е.Р.Калитеевская,Д.А.Леонтьев, Ю.М. Орлов, Е.С. Романова; Е.В. Свистунова)всвоихисследованияхделаютакцентнапсихологическомздоровье личности, исследуя смысло-жизненные ориентиры, нравственные ценности человека как основу его благополучного личностного развития. [9: с. 8; 14:с.30].

Научная трактовка здоровья предполагает комплексный подход к изучению его многогранной природы и в настоящее время трактуется как сложный феномен, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия [13: с. 49; 12: с. 30 ].

Многофакторность содержания понятия «здоровье» подчеркнута в формулировке Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов». Также можно отметить, что западные ученые (М. Мюррей, В. Эванс и др.), представляющие специальную психологическую дисциплину – Health Psychology, изучающую вопросы здоровья, аналогично рассматривают это понятие как благополучие в самом широком смысле. «Wellbeing – это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот продукт – результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития» [18: с. 15].

Кроме этого понятия здоровья и болезни достаточно субъективны, поскольку определяются нашим сознанием и нашим отношением к болезни и здоровью. И от понимания этого отношения зачастую зависит эффективность лечения. В своей работе мы рассмотрим эту проблему через призму  символического представления.

Ряд авторов (Пиаже, Эльконин) утверждает, что символическая функция формируется у человека очень рано, что позволяет нам применить данный способ исследования к детям дошкольного возраста. [8: с. 144]. Первоначально,  большуюрольвпоявлении у ребенка символическойфункцииотводятматери.Наосновежестовимимикиребенкаонаучитсяпониматьиинтерпретировать его потребности. Знак первоначально выступает как средство социальной связи ребенка и лишь затем, становится средством овладения собственным поведением.Такимобразом,формируетсясистемасимволов,индивидуальнаядлякаждогоребенка.Подтверждение этому мы видим в работахЕ.В.Чудиновой[16: с. 49].Данныйпроцессхарактеризуетсяеюкакначальныйэтапформированиясимволическойфункции.Привзаимодействииматерииребенкавырабатываютсяединыемотивыиреакцииребенкананих,исходяизчего,матьпонимаетребенкаипоощряетего.Так,постоянноповторяясь,такоевзаимодействиестановитсясредствомфиксациипервыхзнанийребенка.

Вдальнейшем,реакцииребенкастановятсяболеесложнымииразнообразными,внихвключаютсяпредметы.Можносказать,чторебенокзнаково-символическиопосредуетсвоижеланиядляпередачиихматери.»[10: с. 13].

 Как показывают работы В.В. Брофман, В.В. Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках.Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения. » [2: с.34;15: с. 65].

 К возрасту 6-7 лет ребенок владеет уже достаточным запасом общепринятых и личных символов, чтобы не только определить для себя, но и выразить такие понятия как «здоровье» и «болезнь».

Л.С.Выготский считал, что психика может быть обнаружена только опосредованным способом через изучение орудий и знаков. При этом он утверждал, что системасимволовдаетсяребенкуизвнедляовладенияформамисвоегоповедения. И формирование сознания происходит через использование знаков, что отличает человека от животного.Спозициикультурно-историческойконцепции,психическоеразвитиеэтомногообразиеформзнаково-символическогоопосредования, «окультуриваниянатуры»[3: Т. 6. с. 156].

Исследователи,занимающиесяданнойпроблемой,выделяютсистемызнаковединыедлявсехдетей,называяих«идеальными» (В.В.Давыдов).Значит,знаясистемузнаковребенка,мыможемпонятьпотребностидоречевогоребенка[5: с. 139]. Знаками становятся и реальные предметы. Психика человека формируется в процессе освоения предметов за счет превращения натуральной формы в психическую. А способы действия с предметами становятся образами, предметными схемами действия (Э.В.Ильенков, А.В. Запорожец) [7: с. 52].

Впроцессеформированияпрактическойдеятельностиребенказнаковаяфункциявдальнейшемперерастаетвречь, а затемпереходит в игру и рисование, т.е. знаково-символическоеопосредованиевыходитзарамкинепосредственнойкоммуникацииистановитсясамостоятельнойдеятельностью.

ОбэтомжеговоритиД.Б.Эльконин,определяяособенностистановленияпредметнойдеятельности: «Впервыезамещениеодногопредметадругимвозникаетпринеобходимостидополнитьпредметнуюситуациюнедостающимпредметом,отсутствующимвданныймомент» [17: с. 98].Взнаковойдеятельностивыражаютсяиболеесложныепотребностиребенка.Помнениюавтора,процесспоявленияпотребностейформируетсявразличныхвидахзнаковойдеятельности,таких,например,какречь,вкоторойреализуетсяпотребностьвновыхсредствахкоммуникации,письмоисчет,гдесочетаетсяпознавательнаяпотребностьспотребностьюпочувствоватьсебявзрослым.

Наиболееширокоисследованапроблемастановлениязнаково-символическойдеятельностиудетейдошкольногоимладшегошкольноговозрастатакимиавторамикакГ.А.Глотова,Н.Г.Салмина,Е.Е.Сапогова,О.В.СувороваОни подчеркивалиисходностьзамещениявпроцессеосвоениязнаково-символическихсредств иотмечали,чтобезформированиязамещенияболеесложныевидынадстройки,напримермоделированиеиумственноеэкспериментирование,оказываютсявзонериска[4: с.8; 11: с.75; 12: с. 87].

Этозначит,чтоисточникоминтеллектуальнойдеятельностиребенкаиконтролянадсвоимповедениемявляетсянеизобретениенекоегочистологическогоакта,априменениесоциальногоотношенияксебе,переноссоциальнойформыповедениявсвоюсобственнуюпсихическуюорганизацию. Это подтверждает закон, сформулированный П. Жане: в процессе развития ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально применяли по отношению к нему. Ребенок сам присваивает социальные формы поведения  и делает их средствами организации собственного поведения [1: с. 178].

 

Такимобразом,ребенокначинаетпроявлятьсебя,своеотношениектойилиинойсфережизнедеятельности.Ключевыммоментомстановитсяотношениексвоемуздоровьюиосознаниесебяздоровымилинездоровым.

Условия и методы исследования

В исследовании приняло участие 240 детей 6-7 лет. Экспериментальную группу составили 150 детей, имеющих аллергические заболевания: пищевая аллергия – 50 детей (33%); атопический дерматит – 54 ребенка (38%); респираторная аллергия – 46 детей (28%).

Контрольную группу составили 90 детей, не имеющих в анамнезе хронических заболеваний. Группы были сбалансированы по полу и возрасту.

Возраст детей определил выбор методик, ориентированых на определение знаково-символического опосредования болезни и здоровья: «Смешные человечки» (Методика «Дерево», авторы – Дайана и Джон Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко); «Неоконченные предложения» (модификация методики SaksSidney).

Мы предлагали детям раскрыть вербально и невербально содержание таких понятий как «болезнь», «здоровье», «больной ребенок», «здоровый ребенок».

Результаты

Методика «Смешные человечки» позволила нам через символическое изображение человечков определить отношение детей к себе, здоровым и больным людям. Выбирая фигурку человечка, ребенок автоматически наделял его определенной характеристикой. В результате мы получили набор качеств, присваиваемых тому или иному образу.

В процессе анализа мы обращали внимание на те качества, которые выбирались всеми детьми для определенного образа, предполагая, что они являются наиболее значимыми для детей данного возраста.  Характеристики, которые были выбраны несколькими категориями детей, указывали на сходство между ними.

Выбор символов детьми для образа «Я» позволил установить, что такие качества, как мотивация на развлечения, общительность, дружеская поддержка, любознательность, установка на преодоление препятствий являются значимыми для данного возраста, поскольку выбирались всеми категориями детей. (рис. 1).

 

 

 

Рис.1 Символическое опосредование Образа «Я»

Дети контрольной группы образу «Я» присвоили такие качества как завышенная самооценка, стремление к лидерству, рациональность, желание добиться успеха без усилий.

Вместе с контрольной группой рациональность и желание добиться успеха без усилий присваивали образу «Я» и дети с пищевой аллергией. Дети с респираторной аллергией никаких дополнительных качеств образу «Я» не присваивали. Для детей с атопическим дерматитом характерно выделение таких качеств как утомление, общая слабость и агрессивность. Примечательно, что все дети с аллергическими заболеваниями присваивают образу «Я» такое качество как тревожность (результаты, полученные по группам, достоверно отличаются по критерию χ2 при p≤ 0,05).

Образ «Больного ребенка» складывался из таких характеристик как утомление, общая слабость, отстраненность, уход в себя, тревожность (рис.2)

 

 

 

 

Рис.2 Символическое опосредование образа «Больной ребенок»

Дети контрольной группы дополнительно присваивают образу «Больной ребенок» такое качество как любознательность. Это говорит о том, что здоровые дети в любой ситуации не теряют жажду познания мира и интерес к жизни.

Детей контрольной группы и детей с атопическим дерматитом объединяет то, что они считают характерными для образа «Больной ребенок» такие качества как общительность, дружеская поддержка, установка на преодоление препятствий, кризисное состояние. Такие данные говорят о достаточно позитивном настрое и желании решать и справляться с проблемами. Дети с респираторной и пищевой аллергией никаких отдельных качеств не выделяли. (результаты, полученные по группам, достоверно отличаются по критерию χ2 при p≤ 0,05).

Для образа «Здоровый ребенок» характерны следующие характеристики: завышенная самооценка, стремление к лидерству, общительность, дружеская поддержка, любознательность, установка на преодоление препятствий  (рис.3). Дети контрольной группы добавляют к общим характеристикам еще рациональность, стремление добиться успехов без усилий; отстраненность, уход в себя.

Дети с атопическим дерматитом выделяют у образа "здорового ребенка" агрессивность, что может говорить об отрицательном опыте общения данной категории детей со здоровыми сверстниками. Также, на рисунке 3 мы видим, что и дети контрольной группы и дети с атопическим дерматитом наделяют образ "здорового ребенка" тревожностью.  Дети с респираторной и пищевой аллергией никаких отдельных качеств не выделяли (результаты, полученные по группам, достоверно отличаются по критерию χ2 при p≤ 0,05).

 

 

 

 

Рис.3 Символическое опосредование образа «Здоровый ребенок»

 

При анализе выборов детей с различными видами аллергических заболеваний мы увидели, что дети с атопическим дерматитом при характеристике образов Больного и Здорового ребенка достоверно чаще детей других категорий предлагали такие же качества как и дети, не имеющие хронических заболеваний Таким образом, мы можем предположить, что дети с атопическим дерматитом имеют представление о здоровом и больном ребенке, такое же, как и их здоровые сверстники.

В образе «Я» дети с атопическим дерматитом выделяют утомление, общую слабость, что также отличает их от других категорий детей, но является адекватным для детей с хроническим заболеванием. Примечательно также то, что дети с атопическим дерматитом для всех образов выделяют такое качество как «установка на преодоление препятствий», что безусловно благотворно скажется на процессе лечения.

Дети с респираторной и пищевой формой аллергиисхожи в своих представлениях об образах Больного и Здорового ребенка. Они достаточно четко разделяют данные образы, наделяя их противоположными характеристиками. В то же время, символический портрет «образа Я» этих категорий детей максимально совпадает с «образом Я» детей из контрольной группы. Это может говорить о том, что дети с респираторной и пищевой аллергией считают себя здоровыми. Такая позиция ребенка усложняет процесс лечения и снижает мотивацию к выздоровлению.

Использование методики «Неоконченные предложения» позволило нам изучить вербальное опосредование детьми понятий «Здоровье» и «Болезнь». Ответы детей на вопросы подвергались категоризации, в результате чего стала возможной статистическая обработка данных.

Первый вопрос для детей был: «Я, так же как другие дети…». Все ответы мы объединили в 5 групп (см. рис. 4):

 

 

 

Рис.4 Частота встречаемости ответов на вопрос «Я, также, как и другие дети»

 

У детей всех групп преобладали ответы, что они «что-то делают» в моменте. Это адекватно для дошкольного возраста, т.к. дети постоянно находятся в какой-то деятельности и эта деятельность носит, как правило, рутинный или игровой характер.

Дети из контрольной группы говорили, что они, также как и другие дети, пойдут в школу. Этот ответ встречался достаточно часто и был абсолютно адекватным, т.к. данный вид деятельности для них является желанным и привлекательным. В этой группе детей статистически чаще встречались ответы, относящиеся к категории «умею что-то делать», реже – «люблю или не люблю что-то делать». Таким образом, мы видим, что у здоровых детей старшего дошкольного возраста более привлекательным является уметь что-то делать, в том числе и учиться в школе.

Дети с атопическим дерматитом и с пищевой аллергией гораздо чаще, чем дети других категорий отвечали, что любят что-то делать и примерно половина детей говорили, что делают что-то. Т.е. на первый план выходят чувства, что говорит об инфантильности и эмоциональной чувствительности детей этой группы. У детей с респираторной формой аллергии встречались только ответы «что-то делаю».

Ответы детей на вопрос «Я, в отличие от других детей» мы разделили на 6 групп (рис.5):

 

 

 

Рис. 5 Частота встречаемости ответов на вопрос «Я, в отличие от других детей»

 

Значительное число детей из всех групп описывали какие-то свои качества. Это адекватно для дошкольного возраста, в котором  довольно сильно выражена эгоцентричность.

Ответы детей контрольной группы отличались статистически более частым упоминанием того, что ребенок умеет делать. Гораздо реже встречались ответы здоровых детей, в которых отмечалось, что они не умеют что-то делать или делался акцент на эмоциональную составляющую (люблю или не люблю что-то делать).

Дети с атопическим дерматитом часто говорят о том, что они делают или любят делать. Редко они говорили о том, что они не любят или не умеют делать. Характерно, что у детей этой категории не встречается ответ, что они умеют что-то делать. Статистически наибольшее количество детей данной категории описывают какие-либо личные качества. Это говорит о том, что дети с атопическим дерматитом всячески стараются преподнести себя с наилучшей стороны.

У детей с респираторной формой аллергии чаще других встречается ответ о том, что они что-то делают. Другие ответы встречаются у этой категории детей примерно с одинаковой частотой. Исходя из этого, мы можем сказать, что данная группа детей одинаково часто отмечает как свои достоинства, так и недостатки. Это говорит о достаточно четком понимании и принятии себя.

Дети с пищевой аллергией выделяются тем, что у них не встречается ответ «не умею делать», но и ответ «умею делать» встречается довольно редко. Гораздо чаще дети с пищевой аллергией говорят о том, что они любят или не любят делать. Ответ «что-то делаю» и описание своих качеств встречается у этих детей чаще, чем у детей других категорий.

 

Результаты ответов детей на вопрос «Здоровье - это…»  показали существенные отличия как внутри группы детей с аллергиями, так и с детьми контрольной группы.

Все ответы детей на этот вопрос можно условно объединить в 5 подгрупп (рис. 6):

 

 

 

Рис.6 Частота встречаемости ответов на вопрос «Здоровье - это…»

 

При определении здоровья дети контрольной группы наиболее часто опираются на эмоциональную составляющую или определяют здоровье через отрицание (не болит, не болеешь). Реже встречается  оценочное определение здоровья. Также у детей контрольной группы встречаются ответы, касающиеся снятия запретов («можно гулять», «можно есть мороженое», и т.д.).

 У детей с атопическим дерматитом не встречается ответ, касающийся эмоционального отношения к здоровью, в то время как у детей других категорий этот ответ является наиболее часто встречающимся. Чаще всего дети с атопическим дерматитом определяют здоровье, описывая самочувствие или эмоциональное состояние. Некоторые из них дают определение здоровью через отрицание. Примечательно, что дети этой категории дают такой ответ реже, чем дети других категорий.

Ответы детей с респираторной и пищевой аллергией распределяются практически одинаково. Наибольшее количество детей говорили об эмоциональном отношении к здоровью. Дети с пищевой и респираторной аллергией делали акцент на описании эмоционального состояния и практически не говорили об отдельных симптомах. Примерно четверть детей с респираторной и пищевой аллергией определяют здоровье как отсутствие симптомов заболевания.

Вместе с тем, ответы на вопрос «Болезнь – это…» имеют несколько другую  направленность.

Все ответы детей на этот вопрос мы условно разделили на 4 группы (рис.7):

 

 

 

Рис. 7 . Частота встречаемости ответов на вопрос «Болезнь - это…»

 

Наиболее часто здоровые дети , характеризуя болезнь, описывали плохое самочувствие. Вместе с тем некоторое количество детей контрольной группы считают, что болезнь – это ограничение или необходимость лечиться.

 У детей с атопическим дерматитом при определении Болезни преобладает описание самочувствия и оценка («плохо»). Гораздо реже дети с атопическим дерматитом говорят, что болезнь накладывает определенные ограничения или что необходимо лечиться.

Дети с респираторной аллергией чаще всего дают оценочное определение болезни, реже говоря о самочувствии или необходимости лечения. Характерно то, что дети этой категории не говорят о болезни как об ограничении.

Дети с пищевой аллергией довольно часто говорят, что болезнь – это плохо. Гораздо реже эти дети говорят о самочувствии, ограничении жизнедеятельности или необходимости лечиться.

Ответы на вопрос «Когда ребенок болеет, то…» позволили изучить опосредование детьми своего опыта переживания болезни.

Все ответы детей мы условно разделили на 4 группы (рис.8):

 

 

 

Рис. 8  Частота встречаемости ответов на вопрос «Когда ребенок болеет, то…»

 

Наиболее часто здоровые дети описывали плохое самочувствие и отмечали необходимость лечения.  Также дети говорили о запретах, накладываемых болезнью.

Дети с атопическим дерматитом чаще всего давали оценочный ответ состоянию болезни. В меньшей степени они говорили о необходимости оказания медицинской помощи и описывали самочувствие больного ребенка. Сравнительно небольшое количество детей с атопическим дерматитом считали, что болезнь накладывает определенные ограничения.

В ответах детей с респираторной аллергией не было выявлено значимых различий по сравнению с ответами детей с атопическим дерматитом.

Достоверные отличия мы увидели в ответах детей с пищевой аллергией. Они в большей степени описывали самочувствие ребенка. Реже дети с пищевой аллергией говорили об ограничении и давали оценочный ответ состоянию больного ребенка. О необходимости оказания медицинской помощи говорило небольшое количество детей с пищевой аллергией, что ниже показателей детей других категорий детей с аллергиями и гораздо ниже показателя детей контрольной группы.

Такие результаты говорят о том, что подробно описать свое состояние могут лишь дети контрольной группы и дети с пищевой аллергией. Дети со всеми видами аллергических заболеваний отвечают на вопросы менее развернуто, чем дети контрольной группы. Их ответы часто носят оценочный характер и несут меньше информации об их истинном отношении к болезни и здоровью. Наряду с этим все дети примерно в равной степени понимают, что больной ребенок нуждается в медицинской помощи и имеет некоторые ограничения жизнедеятельности.

Выводы

1. Образ «здоровья» у детей контрольной группы определяется через призму «больного ребенка» и его состояния. Те есть, другими словами здоровье - это отсутствие болезни и ее проявлений у человека. Соответственно образ «болезни» определяется ее наличием и соответствующими симптомами. В связи с этим становится понятно, что здоровые дети испытывают некий дискомфорт и понимают, что заболели, что является адекватным заключением с нормальными причинно-следственными связями.

2. Личностные качества здорового и больного человека в понимании детей контрольной группы не сильно отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что у здоровых детей заболевания носят кратковременный характер и не отражаются на личности ребенка. Также здоровые дети проявляют больше решимости и самостоятельности, говоря о том, что при заболевании необходимо обратиться за помощью или сделать что-то самому. Вместе с тем, дети контрольной группы достаточно логично отмечают положительные стороны «здоровья». Такие представленияадекватны для ребенка старшего дошкольного возраста. То есть дети, независимо от своего состояния и самочувствия понимают и знают, почему хорошо быть здоровым.

3. У детей с атопическим дерматитом образ «здоровья» не резко отличается от образа «болезни». Примечательно, что этим образам они приписывают тревожность, установку на преодоление препятствий. Это позволяет говорить о решимости этих детей бороться и справляться с заболеванием, что существенно облегчает процесс лечения. Дети с атопическим дерматитом при описании болезни или больного ребенка чаще детей других категорий говорят об эмоциональном состоянии, что позволяет делать выводы о высокой степени включенности детей в эту проблему, а также о высокой эмоциональности детей данной категории.

4. Представление о «болезни» и «здоровье» у детей с респираторной и пищевой формой аллергии существенно отличалось от характеристик, данных другими группами детей. Они часто описывали болезнь через ограничение жизнедеятельности. Это может говорить о том, что дети с респираторной и пищевой формой аллергии  ориентируются не на собственные ощущения и умозаключения, а на реакцию взрослого, который их ограничил в чем-либо.  В дальнейшем, это может привести к развитию таких черт личности как конформность и пассивность.

5. В описании образа «болезни» дети с респираторной и пищевой формой аллергии используют только негативные характеристики и чаще склонны давать оценку происходящему с ними (хорошо или плохо), что отражает тенденцию к примитивному и пассивному типу отреагирования ситуации.  Дети с респираторной и пищевой формой аллергии значительно чаще говорят об отстраненности как больного, так и здорового ребенка. При этом большую роль играеттревожность и общая слабость больного ребенка. На наш взгляд, такие данные говорят, прежде всего, о сложностях рефлексии ребенка и слабо развитым представлениям о самом себе. Также они не склонны ориентироваться на собственные силы для решения трудных ситуаций, что свидетельствует о выраженной потребности в авторитарной защите.

Заключение

Полученные результаты позволяют говорить о своеобразии представлений об образах «здоровья» и «болезни» детей с аллергическими заболеваниями. Они  плохо дифференцируют образ себя, здорового и больного ребенка. У них преобладает пассивная позиция в преодолении жизненных ограничений, накладываемых болезнью.

Отсюда встает необходимость обучения этих детей наблюдению, самонаблюдению, выражению собственных эмоций, дифференцированному восприятию своих ощущений.

 

Литература

  1. Анцыферова Л. И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии. – 1969, №5. – с.178.
  2. Брофман В.В. Об опосредствованном решении познавательных задач// Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 1993. – №5 октябрь-ноябрь 1993. – с. 30-38. 
  3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 6 т.
  4. Глотова Г.А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.01 / Глотова Галина Анатольевна – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 24 с.
  5. Давыдов В.В. / Проблемы развивающего обучения – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология: учебное пособие / Г.Н. Дранник – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 186, 393-394 с.
  7. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В . - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Пиаже Ж. – М., 1969. – 659 с.
  9. Романова Е.С, Абушкин Б.М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников / Е.С, Романова Б.М. Абушкин // Системная психология и социология. – 2015. – № 13.
  10. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития / Б.Н. Рыжов // Системная психология и социология. – 2012. – № 5
  11. Салмина Н. Г. Знаково-символическое развитие детей в начальной школе / Н. Г. Салмина // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 1. С. 73-82.
  12. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова – Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. – 263 с.
  13. Свистунова Е.В. Как ребенок воспринимает болезнь / Е.В. Свистунова // «Медицинская сестра». – 2012. – № 2. – С. 47-52.
  14. Свистунова Е.В. Ребенок и болезнь: психологический аспект проблемы. / Е.В. Свистунова // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. – 2010. – № 3. – С. 29-33.
  15. Холмовская В.В.Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет) Москва, Серия "Психологическая диагностика", 1996. - 113с.
  16. Чудинова Е.В., Зайцева В.Е.Учебное моделирование и понимание текста. / Е.В. Чудинова, В.Е. Зайцева // Культурно-историческая психология. – 2014. – № 1. – С. 44-52.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 163.
  18. Marks D., Murray M., Evans В., Willing C. Health Psychology: Theory, Research and Practice. - L., 2000. - P. 7-28.

References

  1. Antsyferova L.I. Psychological concept of Pierre Janet // Questions of psychology . - 1969 , №5. - P.178 .
  2. Brofman V.V. About mediated solving cognitive tasks // Questions of psychology : published since January 1955 / Rev . E.V. Shchedrin. - 1993. - №5 October-November 1993 - p. 30-38 .
  3. Vygotsky L.S. Tool and sign in child development / Collected Works : 6 m . / Vygotsky L.S. - M .: Pedagogy, 1984. - 6 t .
  4. Glotova G.A. Types of sign- symbolic activity and the establishment of a child : Author. dis ... cand. psychol . Sciences: 19.00.01 / Glotova Galina - M .: MGU , 1983. - 24 p.
  5. Davydov V.V. /Problems developing training  - M .: Pedagogy, 1986. - 240 p.
  6. Drannik G.N. Clinical Immunology and Allergology : Textbook / Drannik G.N. - M .: Medical Information Agency , 2003. - 186 p. 393-394 .
  7. Leontiev A.N., Zaporozhets A.V. Questions of psychology preschool children : Sat. Art. / Ed . Leontiev A.N. and Zaporozhets A.V. - M .: International Educational and Psychological College , 1995. - 144c .: silt .
  8. Piaget J. Selected psychological works . / Piaget J. - M. , 1969. - 659 p.
  9. Romanova ES, Abushkin B.M. Psychological health system as a factor of socialization of pupils / ES Romanova BM Abushkin // System psychology and sociology. - 2015. - № 13.
  10. Ryzhov B.N. Periodization System Development / BN Ryzhov // System psychology and sociology. - 2012. - № 5
  11. Salmina N.G. sign-symbolic development of children in primary school / Salmina N.G. // Psychological Science and Education . - 1996. - № 1. pp 73-82 .
  12. Sapogova E.E. A child and a sign : psychological analysis of sign- symbolic activity preschooler / Sapogova E.E. - Tula: Priok . Vol . Publishing House , 1993. - 263 p.
  13. Svistunova E.V. As a child perceives the disease / Svistunova E.V. // " Nurse ." - 2012. - № 2. - S. 47-52 .
  14. Svistunova E.V. The child and the disease : the psychological aspect of the problem . / Svistunova E.V. // Pediatrics . Supplement to the Consilium Medicum. - 2010. - № 3. - P. 29-33 .
  15. Kholmovskaya V.V. Diagnosis of mental development of preschool children (from 5 to 6 years ) Moscow, Series " Psychological diagnostics " , 1996. - 113c .
  16. Chudinov E.V. Zaitseva V.E. Educational modeling and understanding of the text . / Chudinov  E.V., Zaitseva V.E. // Cultural-Historical Psychology . - 2014. - № 1. - P. 44-52 .
  17. Elkonin D.B. Psychology Game / Elkonin D.B. - 2nd ed . - M .: humanity . ed. VLADOS Center , 1999. - P. 163
  18. Marks D., Murray M., Evans В., Willing C. Health Psychology: Theory, Research and Practice. - L., 2000. - P. 7-28.