Макшанцева Л.В., Овчаренко С.Ю. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Журнал » 2015 №14 : Макшанцева Л.В., Овчаренко С.Ю. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ |
Просмотров: 7028 КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА И МЕДИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Макшанцева Л.В., Овчаренко Л.Ю., МГПУ, Москва
В статье рассматриваются аспекты конфликтологической компетентности педагога и особенности его медиативной деятельности в современном образовательном процессе. Ключевые слова: компетентность, медиация, образовательный процесс, конфликт, стили поведения.
CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER AND NEGOTIATION ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Makshantseva L.V., Ovcharenko L.Yu., MCTTU, Moscow The article discusses aspects of a teacher’s conflictological competence and pay special attention to the teachers’ negotiation activities in the modern educational process.
Введение
Вопрос конфликтологической компетентности педагогического работника в образовании на современном этапе требует особого внимания и тщательной проработки. Связано это, прежде всего с тем, что модернизация в педагогической области привела к значительным изменениям разных векторов (внешнего и внутреннего направления) отношения к учебной деятельности, к новым формам и содержанию общения и взаимодействия участников образовательного процесса [3]. В этой связи проблему конфликтологической компетентности, на наш взгляд, необходимо рассмотреть с трех основных сторон: во-первых, как одна из важных характеристик коммуникативной культуры педагогических работников; во-вторых, как особый вид общения и взаимодействия участников образовательного процесса; в-третьих, как медиативная деятельность в педагогическом процессе. О конфликтологической компетентности Конфликтологическая компетентность педагога в образовательном процессе является одной из важных характеристик коммуникативной культуры педагогических работников, рассматриваемой как совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, которая направлена: эффективно организовывать процесс обучения и воспитания, воздействовать на учащихся, регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач. Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитыми коммуникативными способностями. К коммуникативным умениям относятся такие умения, как: устанавливать эмоциональный контакт, проявлять и продвигать инициативу в общении; уметь управлять своими эмоциями; быть наблюдательным (способным переключать внимание); адекватно воспринимать и познавать партнера по общению, понимать его психическое состояние по внешним признакам (социальная перцепция); использовать вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства коммуникации. К показателям высокого уровня развития коммуникативной культуры педагога относят: наличие экспрессивных умений и способностей, выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика; наличие перцептивных умений и способностей: умение понять состояние учащегося, установить контакт, умение и способность составить его адекватный образ; владение культурой речи, т.е. нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; обладание богатым словарным запасом, точностью и образностью фраз и выражений, умением лаконично и просто сформулировать свою мысль [1]. К коммуникативным качествам личности учителя, составляющих основу педагогического общения, относят, прежде всего, общительность как устойчивое стремление к контактам с людьми, умение их быстро установить. При этом общительность как свойство личности включает такие характеристики, как: коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса общения), социальное родство (желание находится в обществе, среди других людей), альтруистические тенденции (эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека). Особый акцент делается на коммуникативном поведении, под которым подразумевается не просто процесс говорения, передачи информации, а организация речи, влияющая на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы [2]. Педагогическая речь призвана обеспечивать: продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и учеником; положительное воздействие педагога на сознание, чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения; рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся. Конфликтологическая компетентность педагога в образовательном процессе важно рассмотреть и с позиции конфликта как особого вида общения и взаимодействия участников образовательного процесса [4], которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. В конфликтной ситуации взаимодействия людей чаще всего преследуются взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовывать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Конфликт относят к наиболее острым способам разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия. Противодействие участников такого взаимодействия обычно сопровождается негативными эмоциями. В педагогическом процессе различают несколько видов конфликтов, среди которых можно выделить организационные, мотивационные, разных видов взаимодействий. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе, могут быть опосредованы основными переходными этапами в школе, создающими почву для возникновения многочисленных конфликтов. Кроме того, к этой группе конфликтов относятся, например, отсутствие единства требований (их завышенное количество) у педагогов, несоблюдение предъявляемых требований к учащимся самим педагогом и др. К типичному примеру мотивационного конфликта можно отнести отсутствие интереса к учебной деятельности учеников, их низкая мотивация, которые приводят к конфликтам между учителями и учениками. Конфликты взаимодействий имеют разную направленность: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам субъективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации. В отдельную группу конфликтов взаимодействия можно отнести межличностные школьные конфликты между учителями и учениками. Причины таких конфликтов могут заключаться в следующем: отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, незнанием возрастных психологических особенностей (например, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, может восприниматься учителями как негативное отношение к их личности); консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств; оценка ученика строится на субъективном восприятии его поступков, информированности о его мотивах; личностные качества и нестандартное поведение отдельных учеников; личностные качества (раздражительность, грубость, мстительность, беспомощность) и настроение учителя. К основным особенностям педагогических конфликтов относится, прежде всего, профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации. Участники конфликтов могут иметь различный социальный статус, возраст, жизненный опыт, уровень понимания и восприятия, следовательно, у них разное поведение в конфликте, разная степень ответственности за ошибки при их разрешении. Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать в школьных конфликтах – это присутствие других учеников, которое делает их из свидетелей участниками (конфликт приобретает воспитательный смысл и для них), что необходимо всегда помнить учителю. Ошибка учителя при разрешении конфликта может породить новые ситуации, в которые включатся еще ученики. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. В нашем исследовании изучались стратегии (стили) поведения в конфликте и конфликтоустойчивость участников образовательного процесса: учителей, учеников, их родителей. Использовались методики: «Стили поведения в конфликте» К. Томаса (адаптация Н.В.Гришиной); «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» (Н.П. Фетискин, В.В.Козлов). Были получены результаты, указывающие, что наиболее эффективные стратегии поведения в конфликте такие, как «Сотрудничество» и «Компромисс» выбирают чаще всего учителя (31% и 29%), по сравнению с учащимися (15% и 21%) и их родителями (14% и 25%) (см. рис.1). Несмотря на то, что показатели использования эффективных стратегий учителями преобладает над показателями других групп обследуемых, на общем фоне сравнения он недостаточно высок и требует развития данного компонента конфликтологической компетентности у половины обследуемых учителей. При этом важно было бы рассмотреть и другие компоненты, но выявленные показатели уже дают почву для размышлений в этой области. Развитие конфликтологической компетентности учителя в педагогическом процессе, на наш взгляд, целесообразно через систему дополнительного профессионального образования.
Рис. 1. Соотношение доминирующего стиля поведения в конфликте учителей, родителей, учащихся.
Статистически достоверные результаты различий между показателями уровня конфликтоустойчивости педагогов и учащихся, их родителей (на уровне значимости Р≤0,01), т.е. у педагогов по сравнению с учащимися и их родителями наиболее высокий уровень конфликтоустойчивости. При этом высокий уровень конфликтоустойчивости наблюдается у 60% учителей, у остальных педагогов – средний уровень (см. рис.2). Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией его разрешения. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. О медиативной деятельности педагога В этой связи проблему конфликтологической компетентности необходимо рассмотреть со стороны медиативной деятельности в педагогическом процессе. Медиация или переговоры осуществляются с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. В медиации важно соблюдение принципов добровольности, равноправия сторон, нейтральности, беспристрастности медиатора; конфиденциальности.
Рис. 2. Соотношение показателей уровня конфликтоустойчивости учителей, родителей и учащихся.
Медиатор организовывает переговоры и управляет процессом таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой. Медиация в педагогическом процессе может включать различные методы и способы конструктивного урегулирования конфликтами такие, как: - консилиация – способ ведения переговоров без непосредственной встречи сторон за одним столом, который применяют в случае слишком сильной эмоциональной отягощенности конфликта, часто сопровождающейся нежеланием одной или обеих сторон встречаться лицом к лицу, но при наличии готовности попытаться разрешить проблему иначе; - конфликтологическое консультирование – работа с одной стороной в случае невозможности привлечения или нежелания второй стороны участвовать в процедуре разрешения данной ситуации с целью разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации, осознания истинных интересов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в конфликт; - обучение в той или иной форме является частью практически любого метода разрешения конфликтов, одной из ролевых функций медиатора, т.к. просвещение, информирование каждого участника школьного взаимодействия о существующих возможностях урегулирования споров расширяет его представление о репертуаре приемов разрешения проблем и делает его более восприимчивым к конструктивным подходам в этой сфере; - правовые, юридические методы позволяют делать более обоснованным тестирование реальности, что способствует мотивированию клиентов, более адекватной оценке ситуации и решению ряда других задач в ходе урегулирования конфликтных ситуаций, также повышают эффективность и практическую значимость обучения, особенно при работе с подростками; - силовые, административные методыиспользуются в тех ситуациях, где это является необходимым, например, в экстремальных, опасных или требующих неотложного разрешения, случая, когда одна из сторон действовала агрессивно или не реагировала адекватно на усилия по реализации других подходов (например, с позиции взаимных интересов). Заключение Таким образом, конфликтологическая компетентность педагога в образовательном процессе способствует формированию культуры взаимоотношений школьников, эффективности общения и взаимодействия участников образовательного процесса, регулированию коммуникативной деятельность в процессе решения педагогических задач, рациональной организации учебной и практической деятельности учащихся. Специфика профессиональной деятельности, а также выявленные показатели использования частью учителей эффективных стилей поведения в конфликте и высокий уровень их конфликтоустойчивости позволяют выстроить высокие прогнозные тенденции в вопросе успешности учителей к медиативной деятельности, которая может использоваться в педагогическом процессе как метод и способ конструктивного урегулирования конфликтами. Другим учителям необходима помощь в развитии конфликтологической компетентности.
Литература
References
|