Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Коган Б.М., Викторова О.А. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Журнал » 2015 №14 : Коган Б.М., Викторова О.А. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    Просмотров: 2586

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Коган Б.М., Викторова О.А.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию взаимосвязи гендерного пола и индивидуально-психологических особенностей личности подростков 14 – 15 лет. Проведено эмпирическое исследование, показывающее наличие данной взаимосвязи у подростков, которая проявляется в разной степени выраженности тех или иных особенностей в зависимости от гендерной принадлежности индивида.

Ключевые слова: подростки, гендер, возраст, индивидуально-психологические свойства, пол.

 

GENDER ASPECT OF PERSONAL ENHANCEMENT IN DIFFERENT TEENAGE YEARS PHASES

Kogan B.M., Victorova O.A.

MCTTU, Moscow

 

The article is concerned with investigation of correlation between gender role and personal psychological features of 14-15-years old teenagers. An empirical research has been conducted, and it confirmed existence of this correlation among teenagers, which is demonstrated in teenager’s individualities dependence on gender role.

Keywords: teenagers, gender, age, individualities.

 

Введение

 

В настоящее время актуальным в психологической науке остается вопрос гендерной составляющей формирования личности. Гендерные стереотипы, существующие на протяжении развития человечества, в современном мире утратили свою однозначность и предопределенность. Поведение в рамках принадлежности к тому или иному биологическому полу стало гораздо более вариативным, благодаря расширяющимся границам гендерных стереотипов. Проблема гендера в психологии получила теоретическое обоснование в работах С. Бэм, З. Фрейда,  О. Вейнингера, И.С. Кона и др.[3; 13].

В рамках изучения данной проблемой многими авторами рассматривается система усвоения и принятия определенной гендерной роли в возрастном контексте; ими подчеркивается значимость влияния окружающих агентов на данный процесс [1; 2; 6; 7]. Так же многие исследователи указывают на  значение возрастного фактора в процессе гендерной социализации – так, подростковый и юношеский возраст являются наиболее активными периодами самоопределения, формирования мировоззрения, а так же отработки усвоенных раннее и формирования новых гендерных ролей и стереотипов [2; 9].

Определенный гендерный стереотип (гендерная роль), принятая индивидом, тесно взаимодействует с его личностными качествами, на что многократно указывают данные последних исследований [4; 5]. Важно, что процесс полоролевой идентификации, значимый в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а устоявшаяся направленность во многом обуславливает особенности этого процесса [12].

При этом гендерные стереотипы в современном мире приобрели гибкий и неоднозначный характер и в таком новом качестве они реализуются в системе социальных отношений и предстают для усвоения новыми поколениями. Данная неоднозначность и обуславливает актуальность вопроса о влиянии современной гендерной социализации на личность в подростковый и юношеский периоды (наиболее сенситивные к подобным процессам).

 

Организация исследования

 

Гипотезой настоящего исследования выступило положение о зависимости между имеющимися гендерными стереотипами и индивидуально-психологическими особенностями личности, проявляющийся уже в период подросткового возраста.  В исследовании приняли участие   86 учащихся общеобразовательных учебных заведений в возрасте 14 – 15 лет (50 девушек и 36 юношей).

Для изучения заявленной проблемы были использованы диагностические методики: опросник «Маскулинность-феминность» (С. Бэм), методика многофакторного исследования личности Кеттэла (14 pf). Все диагностические методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых.  

Исследование, проведенное под руководством профессора Б.М.Когана, включало в себя несколько этапов. На первом этапе была определена принадлежность испытуемых к определенному гендерному полу, на основе чего были сформированы группы для дальнейшего анализа.

На втором этапе у испытуемых был определен уровень выраженности тех или иных индивидуально-психологических качеств (14 пар качеств по Кеттелу).

На третьем этапе мы проводили корреляционный анализ исследуемых показателей. В качестве статистического инструмента мы использовали, непосредственно, коэффициент корреляции Спирмена, а так же, с целью проверки и подтверждения полученных данных – критерий достоверности различий Краскела-Уоллиса.

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

Осуществив распределение испытуемых по гендерному признаку, мы получили не вполне равнозначные группы, так как испытуемых, обладающих феминными гендерными характеристиками, оказалось больше, что само по себе свидетельствует об особенностях усвоения гендерных ролей современными подростками (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Статистика объема выборки по гендерным признакам

Класс

Феминные девочки

Маскулинные мальчики

Феминные мальчики

Маскулинные девочки

Андрогины

Итого

8.1

10

7

5

5

4

31

8.2

10

4

4

8

3

27

8.3

6

3

6

7

4

26

Итого

26

14

15

20

11

86

 

Таким образом, большая часть испытуемых обладает гендером, не совпадающим с биологическим полом, что еще раз доказывает справедливость гендерной концепции. Так же можно отметить, что более 50% испытуемых стремятся избирать для себя гендерные характеристики, соответствующие противоположному полу.

 В своей изначальной теории С. Бэм высказывала идею о продуктивности наличия у человека гендерных черт противоположного пола, что делает его более гибким и позволяет легче завязывать взаимоотношения в социальной среде (при этом идеальным вариантом являлась андрогиния). Впоследствии С. Бэм пересмотрела свои взгляды, отметив, что наиболее продуктивным является наличие мужских гендерных свойств у индивидов любого пола, так как именно эти качества (лежащие в гендерном стереотипе мужественности) отвечают за адаптацию и продвижение в социуме [1; 2]

Распределив испытуемых по группам, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – определению выраженности у испытуемых определенных психологических качеств. Опросник Кеттела является наиболее подходящим диагностическим инструментом для данной задачи, поскольку позволяет получить данные для большого количества возможных характеристик, а так же имеет специальный вариант бланка для подростков, позволяющий быть более релевантными при проведении исследования.

Перед проведением статистической обработки материалов исследования, приведем полученные нами данные (средние по факторам) в каждой гендерной группе и нормативные показатели, полученными при стандартизации опросника [11] (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Средние, полученные в гендерных группах испытуемых и нормативные показатели (средние, полученные при обследовании юношей и девушек данной возрастной категории)

Фактор

Феминные девочки

Маскулинные мальчики

Феминные мальчики

Маскулинные девочки

Андрогины

Нормативные показатели

М

Ж

A

9,05

10,67

10

11,18

9,33

10

13

B

5,90

6,50

5,78

6,82

4,33

5

5

C

8,71

13,50

9,78

11,73

11,00

11

11

D

10,86

10,17

9,33

10,82

10

10

9

E

7,10

8,33

9,67

10,36

9

10

8

F

9,67

9,17

10,11

15,18

12,33

12

13

G

9

7,83

10,44

10,45

7,33

10

11

H

9,48

11

10,89

13,18

10,67

12

12

I

12,57

8,50

9,11

9,64

8,33

8

14

J

9,19

8,50

9,44

10,45

7

8

8

O

10,24

8,67

9,22

8

10

8

8

Q2

9,38

9,33

11,44

9,36

10

12

8

Q3

10,81

10,33

9,56

8,82

8

11

12

Q4

9,95

10,17

8,56

10,91

11,67

9

10

 

На первом этапе статистической обработки данных мы провели корреляционный анализ исследуемых показателей (см. таблицу 3). 

Корреляционный анализ, проведенный с помощью расчета рангового коэффициента корреляции Спирмена, продемонстрировал следующие корреляции показателя гендерного пола с психологическими факторами Кеттела:

- положительно коррелирует с факторами: I (премсия-харрия) (r = 0,458; р< 0,001);   O (гипотемия-гипертимия) (r = 0,298; р< 0,005).

- отрицательно коррелирует с факторами: А (аффектотимия-шизотимия) (r = -0,384; р< 0,001); С (сила «Я» - слабость «Я») (r =- 0,454; р< 0,001); Е (доминантность - конформность) (r =- 0,366; р< 0,001); F (сургенсия-десургенсия) (r = -0,550; р< 0,001); Н (пармия-тректия) (r = -0,362; р< 0,001).

Основываясь на результатах корреляционного анализа можно сделать выводы о том, что для маскулинного гендера характерна склонность к проявлению таких качеств, как открытость и легкость характера (по фактору А), реалистичность в отношении жизни и умение контролировать себя (по фактору С), доминантность и независимость (по фактору Е), спокойствие и жизнерадостность (по фактору F), отзывчивость и общительность (по фактору Н), жесткость и практичность (по фактору I), самоуверенность и расслабленность (по фактору О).

Соответственно, для феминного гендера характерно проявление противоположного набора качеств: скрытность, тревожность и непостоянство, скромность и осторожность, ответственность, нежность и сентиментальность, ранимость и склонность к размышлениям.

 

Таблица  3. Корреляционный анализ гендер-факторы Кеттела

Фактор

r

p

8 – 9 КЛАСС

A

-0,384

<0,001

C

-0,454

<0,001

E

-0,366

<0,001

F

-0,550

<0,001

H

-0,362

<0,001

I

0,458

<0,001

O

0,298

<0,005

 

Для уточнения и подтверждения результатов корреляционного анализа, мы воспользовались статистическим критерием Краскела-Уоллиса  и произвели сравнение  различных гендерных групп по отдельным индивидуально-психологическим характеристикам (факторам). Данная процедура подтвердила наличие достоверных различий практически по всем факторам, выделенным нами в рамках корреляционного анализа (см. 4)

 

Таблица 4. Достоверность различий для групп феминного и маскулинного гендера (данные по андрогинии приведены для сравнения)

 

ФАКТОР

ГЕНДЕРНЫЙ ПОЛ

(средние показатели по соответствующим гендерным группам)

 

P

(значение приведено отдельно для каждого фактора)

 

Феминные девочки

Маскулинные девочки

Феминные мальчики

Маскулинные мальчики

Андрогины

A

9

11,2

10

10,6

9,3

0,198

B

5,9

6,8

5,8

6,5

4,3

0,019

C

8,7

11,7

9,8

13,5

11

0,037

E

7

10,4

9,7

8,3

9

0,030

F

9,7

15,1

10,1

9,2

12,3

0,004

H

9,5

13,2

10,9

11

10,7

0,069

I

12,6

9,6

9,1

8,5

8,3

0,006

O

10,2

8,6

9,2

8,7

10

0,054

Не нашли достоверного подтверждения характеристики факторов А и Н, но по остальным 5 факторам различия оказались достоверны. Оказались достоверными и различия в факторе В (интеллект), которые не были выявлены процедурой корреляционного анализа. При этом если обратиться к нормативным данным по ряду выделенных факторов, можно заметить, что в них фигурируют показатели, одинаковые для обоих полов, тогда как в нашем случае мы имеем наглядное доказательство их зависимости от гендерной принадлежности.

Рассматривая поочередно каждый из факторов, по которому обнаружились различия, мы можем составить полную картину взаимосвязи гендерного пола с определенными свойствами личности.

Так, по фактору В (интеллект), были выявлены различия, говорящие в пользу маскулинного гендера. Однако, многие исследования указывают на отсутствие прямой корреляционной связи между этими показателями, за исключением довольно частных случаев. При этом, другая часть исследований указывает на превосходство в более старшем возрасте интеллектуальной сферы у людей с маскулинном гендером[4].

В нашем случае, полученные данные скорее можно связать не столько с интеллектуальными способностями, сколько с настойчивостью и упорством в решении задания.

Так, данные полученные по фактору С свидетельствуют о наличии сильного «Я» у лиц с маскулинным гендером, а так же характеризуют их как более спокойных, свободных от невротических симптомов, настойчивых, реалистичных и умеющих держать себя в руках. Лица же с феминным  гендером эмоционально менее устойчивы, тревожны, невыдержанные и неустойчивы в интересах.

Важно отметить, что факт большей тревожности и нейротизма (влекущих к эмоциональной лабильности, нестабильности) женщин по сравнению с мужчинами обнаружен во многих исследованиях [4; 5].

Основываясь на данных по факторам Е и О, маскулинных юношей и девушек можно охарактеризовать как более доминантных, настойчивых, независимых, безмятежных, активных и расслабленных, чувствующих себя по жизни уверенно. Феминные девушки и юноши чувствуют себя более скованно, демонстрируют большую конформность и  инертность. Данные исследований на эту тему подчеркивают, что хотя женственные индивиды и склонны к большей конформности, это обусловлено скорее социальными факторами (что лишний раз свидетельствует в пользу гендерной концепции). Ш. Бурн дает объяснения имеющимся различиям и прямо пишет о меньшей конформности мужчин: «Этот факт может объясняться тем, что женщины — более "общественные" создания и, следовательно, стараются сохранить гармонию в группе и добрые чувства ее членов друг к другу (Eagly, 1978; EaglyandWood, 1985). Мужчины могут быть также менее конформны из-за социальных норм, которые предписывают им быть независимыми и не поддаваться влиянию со стороны [2; 4].

По фактору F феминый гендер  показывает такие качества как тревожность, интроспективность, ригидность и осторожность, ответственность. Маскулинный же гендер характеризуется как спокойный и жизнерадостный, общительный, легкомысленный, импульсивный.  Согласующиеся результаты получены Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), обследовавшими около 800 школьников с 1-го по 10-й класс, экстравертов больше среди мальчиков, а интровертов — среди девочек.

Л. Фрэнсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) приводят данные, из которых тоже следует, что экстраверсия ненамного выше у мужчин (исключая постоянно посещающих церковь). Большее, чем у женщин, количество высокообщительных мужчин выявлено Р. К. Малинаускасом (2001). И. М. Никольская (2001) обнаружила как тенденцию большую замкнутость девочек, а А. И. Винокуров — большую общительность мужчин [3].

Поддерживают полученные закономерности и данные по фактору Н – для маскулинного гендера характерна смелость и общительность, отзывчивость, дружелюбие, открытый интерес к противоположному полу; для феминного – робость, застенчивость, сдержанность, смущение в присутствии противоположного пола, стремление к уединенности.

По фактору I для феминного гендера характерны показатели, определяющие следующие качества: нежность и мягкосердечность, ранимость, интуитивность, доброта, непостоянство, зависимость и потребность в помощи и внимании; для маскулинного: суровость и жесткость, реалистичность, рациональность, независимость, эмоциональная зрелость.

Это вполне соответствует сложившимся стереотипам маскулинности-феминости, которые, очевидно характеризуют испытуемых, принявших соответствующие гендерные ролевые черты.

По данным Р. Бернрейтера (R. Bernreuter, 1938), мужчины более самоуверенны и независимы, чем женщины, что может проистекать как от более низкой их невротичности, так и от завышенных самооценок. Сходные данные получены много лет спустя А. И. Винокуровым (1996): мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю. Е. Кочнева и О. А. Шабалина (2000) тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии [3].

 

Выводы:

 

1. Качества, характеризующие юношей и девушек с феминным и маскулинным гендером соответствуют стереотипам маскулинности-феминности, принятым в обществе.

2.  Выделенные качества, зависимые от гендерного пола, характеризуют именно гендерный, а не биологический пол испытуемых: у феминных юношей и девушек показатели тяготеют друг к другу, как и у маскулинных юношей и девушек.

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования мы можем делать определенные выводы относительного гендерной составляющей в развитии современных юношей и девушек, особенностях ее формирования; также мы можем судить о взаимосвязи гендера с факторными составляющими личностного развития.

 

Литература

 

  1. Бендас Т. В.Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с.
  2. Бурн Ш. Гендерная психология, Олма-Пресс Инвест, 2004 год, 320 с.
  3. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой  –– М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, СПб.: Питер, 2003 - 544 с. 
  5. Коган Б.М., Дроздов А.З., Дмитриева Т.Б. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты), «Системная психология и социология»  2010, том 1, № 1, С.106-121.
  6. Кон И.С.  В поисках себя. Личность и ее самосознание,  М.: "Политиздат", 1984.
  7. Кон И. С. Открытие  «Я». М.,   Политиздат,1978, 367 с.
  8. Кон  И. С.  Пол и гендер,  «Андрология и генитальная хирургия», 2003 год
  9. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  10. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирова­ния личности). - М.: Просвещение, 1979. - 174 с.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  12. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты.  М.: Талант, 1996.
  13. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. М.: Воениздат, 2004.

 

References

 

  1. Bendas T.V. Gender psychology: study guide. – St.P.: Piter, 2006. – 431 p.
  2. Burn S.M. The Social Psychology of Gender, Olma-Press Invest, 2004, 320 p.
  3. The introduction to gender research: study guide for students / Kostikova I.V. et al.:  under the general editorship of Kostikova I.V. – M.: Aspect press, 2005. – 235 p.
  4. Ilyin E.P. Differential psychophysiology of men and women, St.P.: Piter, 2003 – 544 p.
  5. Kogan B.M.,  Drozdov A.Z., Dmitrieva T.B.  The mechanisms of development of somatic and psychopatholocical stress disoders (sexual and gender aspects) //Systems psychology and sociology, 2010. No. 1., р. 106-121
  6. Kon I.S. In quest of myself. Personality and it’s consciousness, M.: “Politizdat”, 1984.
  7. Kon I.S. Opening “ego”. M., “Politizdat”, 1978, 367 p.
  8. Kon I.S. Sex and gender, “Andrology and genital surgery”, 2003.
  9. Kon I.S. Psychics of upper-former. – M.: Enlightenment, 1980. – 192 p.
  10. Kon I.S. Psychics of adolescent (Problems of formation of the individuality). – M.: Enlightenment, 1979. – 174 p.
  11. Rogov E.I. Resource book of applied psychologist: study guide in 2 books. – M.: Hum. publishing center VLADOS, 1999. – Book 1: psychologist work system for tender age children. – 384 p.
  12. Romanova E. S., Grebennikov L. R. Psychological defense mechanisms M. Talent 1996.
  13. Ryzhov B. N. The History of psychological thought. Moscow: Voyenizdat, 2004.