Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Рыжов Б.Н. Михайлова О.В. ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП

Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н. Михайлова О.В. ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП
    Просмотров: 2479

 

ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП[1]

 

 

Рыжов Б.Н.

МГПУ, Москва

Михайлова О.В.

МНПЦ реабилитационных технологий, Москва

 

Статья посвящена исследованию системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, с различными формами заболевания, а также результатам тренинга системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича.

 Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология.

 

PSYCHIC WORK CAPACITY IN PEOPLE WITH VARIOUS FORMS OF CEREBRAL PALSY

Ryzhov B.N.

MCTTU, Moscow,

Mikhaylova O.V.

Moscow Research and Practical Center

 For Rehabilitation Technologies, Moscow

 

The article is devoted to the study of the system characteristics of psychic work capacity in persons with disabilities due to the cerebral palsy and various forms of the disease. Also the results of the training system characteristics of the psychic work capacity in persons with disabilities due to cerebral palsy are shown.

Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.

 

Введение

 

Цикл исследований системных характеристик психической работоспособности инвалидов ДЦП, позволяющих  контролировать сохранность основных психических функций (внимания, памяти и мышления) и развитие важнейших стилевых особенностей деятельности (версативность-ингенитивность), которые играют немаловажную роль при социальной и профессиональной адаптации.  позволили установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов и выделить ряд связанных с ними особых характеристик, включая большую выраженность у инвалидов версативного радикала психической работоспособности [1,2].

Целью настоящей работы было уточнение нормативов ограничений психической работоспособности у инвалидов с различными формами ДЦП и определение эффективности средств оптимизации их психической работоспособности методом системного тренинга темповых и мнестических компонент деятельности.

 

1. Методическая база исследования

 

            В работе использовался R-TEST - Тест «Психическая работоспособность», позволяющий определить интегральный показатель психической работоспособности, его составляющие: показатели объема, сложности и темпа образования системы, а также стилевые особенности деятельности, выраженные в индексе версативности-ингенитивности [3].

    Тест был представлен электронной версией, включающей    три последовательно задаваемых субтеста.  В основе первого субтеста лежит методика «Cчет в автотемпе», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым простой счетно-логической деятельности при ограниченном перечне используемых в задании элементов и высоком темпе предъявляемой информации. В основе второго субтеста лежит методика «Запоминание геометрических фигур», предназначенная для оценки качества выполнения обследуемым мнестичекой деятельности с большим числом подлежащих запоминанию элементов при ограниченном времени выполнения задания. Третий субтест использует модификацию известной методики «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки качества выполнения обследуемым сложной логической деятельности.

            Статистическая обработка результатов проводилась с применением программ Microsoft Excel.  При расчете показателей темпа, объема и сложности деятельности (коэффициенты Кt , Kn , Kc соответственно)  применялись возрастные нормы, приведенные в таблице 1.

 

 табл.1

Возрастные нормы выполнения субтестов теста R-TEST

Возраст

(лет)

Число правильных ответов по методикам

(нижние и верхние границы результатов  и среднее значение)

«Счет в

автотемпе»

«Запоминание геом. фигур»

«Модифицир.

тест Равена»

10 - 11

45 – 53

14-18

4-7

12 - 13

54 – 64

16-19

5-8

14 - 15

65 – 75

18-20

6-9

16 - 17

76 – 86

18-21

7-10

18 - 29

75  - 85

18-20

7-9

30 - 40

65 - 75

16-18

6-9

 

            Всего в исследовании приняло участие 83 инвалида ДЦП. При этом специальному анализу были подвергнуты группы инвалидов с различными формами ДЦП, в том числе:

- со  спастической диплегией, численностью  30 обследованных,

- левосторонним и правосторонним гемипарезом, численностью 23 обследованных,

- различными дискинетическими  формами, численностью 18 обследованных,

- тетрапарезом, 12 обследованных.

            Поскольку основной задачей исследования была оценка психической работоспособности инвалида, в случае связанных с основным заболеванием затруднений выполнения тестов из-за дефекта манипулятивной функции, психолог в ряде случаев оказывал техническую помощь испытуемому, дублируя выполнение его ответов с помощью "мыши" или клавиатуры компьютера.

           

2. Результаты исследования психической работоспособности инвалидов с различными формами ДЦП

 

            На рисунках 1, 2 приведены данные исследования показателей психической работоспособности в группах инвалидов со спастической гемиплегией и гемипарезом. Как видно из приведенных графиков, весь контингент обследуемых разделяется на две контрастные группы. Из них первая группа, названная "группа А" имеет незначительное отклонение от нормы по показателям психической работоспособности. Среднее значение показателя Кр для этой группы при гемипарезе составляет 0,8 при стандартном отклонении 0,19. Учитывая, что границы нормы находятся в пределах 0,75 - 1,25, эти данные, в основном попадают в границы нормы.

 

 

Рис. 1

Показатели психической работоспособности

 при гемипарезе

 

            В отличие от этого, для группы В при гемипарезе среднее значение показателя Кр составляет 0,3 при стандартном отклонении 0,07, что явно ниже нормы.

 

 

Рис. 2

Показатели психической работоспособности

 при спастической гемиплегии

 

            Среднее значение показателя Кр для группы А при спастической гемиплегии составляет 0,82 при стандартном отклонении 0,1. Эти данные также в основном находятся в пределах нормы. Для группы В при этой форме заболевания среднее значение показателя Кр составляет 0.33 при стандартном отклонении 0.12, что также, как и при гемипарезе значительно ниже нормы.

            Статистический анализ распределений показателей психической работоспособности при названных формах ДЦП показывает, что различие между группами А и В является статистически значимым при Р<0,01.

            С учетом приведенных в таблице 2 границ качественной интерпретации показателей психической работоспособности, на рис. 3-4 предложена визуальная интерпретация полученных распределений, соотнесенная с границами зон высокой, нормальной и сниженной психической работоспособности.

Т а б л.     2

Качественная интерпретация показателей психической работоспособности

Индекс

Кр

Уровень и характеристика

психической работоспособности

1.51 и выше

A  -  экстраординарная

1.26  – 1,5

B  -  высокая

1.25 – 0,75

N  -  нормальная

0.74 – 0.50

X  -  сниженная

0,49 – 0.25

Y  -  низкая

0,24 – 0,0

Z  -  отсутствует

 

 

 

Рис. 3

Распределение показателей психической работоспособности

 при гемипарезе

 

Примечание: зеленым цветом указана область реального распределения показателей Кр, пунктиром указана линия аппроксимации реальных данных нормальным распределением

 

 

 

Рис. 4

Распределение показателей психической работоспособности

 при спастической гемиплегии

Примечание: зеленым цветом указана область реального распределения показателей Кр, пунктиром указана линия аппроксимации реальных данных нормальным распределением

 

            На приведенных в рисунках 5, 6, 7 круговых диаграммах приведено количественное соотношение числа обследованных, отнесенных к группам А и В при гемипарезе и спастической гемиплегии, а также соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В при гемипарезе и спастической гемиплегии.

 

 

 

 

Рис. 5

Соотношение числа обследованных, отнесенных к группам А и В

 при гемипарезе и спастической гемиплегии

 

 

 

Рис.6

Соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В при гемипарезе

 

 

 

Рис. 7

Соотношение числа обследованных с различным уровнем психической работоспособности в группах А и В и спастической гемиплегии

 

            При тетрапарезе количество полученных данных недостаточно для статистически обоснованных выводов. Однако имеющиеся материалы (среднее Кр для этой группы равно 0,33, при стандартном отклонении 0.2) дают общий результат для группы В при других формах ДЦП.

            Для различных дискинетических форм ДЦП (спастико-гиперкинетическая форма, спастико-дискинетическая форма) полученные данные также как и при гемипарезе и спастической гемиплегии позволяют выделить группы квазинормальной и сниженной работоспособности. Среднее значение показателя психической работоспособности в первой из них (группа А) составило 0,82 при стандартном отклонении менее 0,07.

            В группе В для этой формы ДЦП среднее значение Кр было равно 0,51 при стандартном отклонении 0,09. Несмотря на то, что эти данные несколько выше результатов. характерных для групп В при гемипарезе и спастической гемиплегии, в целом результаты анализа психической работоспособности при дискинетических формах ДЦП достаточно хорошо корреспондируют с ранее полученными результатами.

            Таким образом, полученные показатели позволяют установить основные категории ограничений психической работоспособности инвалидов. В их числе выделяется:

- Группа А - категория без ограничений психической работоспособности или умеренного снижения психической работоспособности, имеющая показатели Кр не ниже 0,6. Лица отнесенные к этой группе могут адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающем их адаптацию фактором будет являться недостаток физических возможностей движения.

- Группа В - имеющую показатели Кр ниже 0,6. Представители этой группы  не подлежат профессиональному трудоустройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с ограничениями физического и психического развития.

            Дополнительным ограничением психической работоспособности можно считать тенденцию к большей выраженности версативного типа психической работоспособности инвалидов ДЦП.

 

3. Тренинг психической работоспособности инвалидов ДЦП

 

Тренинг когнитивных функций инвалида ДЦП предусматривал выполнение инвалидом курса компьютерных нагрузочных заданий, требующих мобилизации высших психических функций, таких как: внимание, мышление, память, переработка информации и принятие решения в условиях ограниченного времени, сенсомоторной координации. Тренинг был направлен на повышение темповых характеристик деятельности, процессов памяти и восприятия информации, зрительно-моторной координации.

Тренинг темпа

При тренинге темповых характеристик простой логической деятельности инвалиду на экране монитора компьютера предъявляются цифры двух цветов в навязанном темпе. Учитывая цвет каждого вновь предъявляемого числа инвалид должен его складывать с предыдущим результатом или вычитать из него. При этом каждый полученный результат является исходным числом для следующей операции. Все вычисления проводятся в уме и вводятся с помощью клавиатуры компьютера.

Если поступает правильный ответ, то темп предъявления следующего числа увеличивается. В случае ошибочного ответа или запаздывания темп предъявления следующей цифры  снижается. 

Таким образом, методика тренинга воспроизводит наиболее существенные характеристики деятельности многих операторских профессий: высокий темп и непрерывность. Выполняя задание, инвалид должен непрерывно переходить от одного раздражителя к другому, учитывая их специфику (цвет – появление зеленой цифры означает сложение с предшествующим результатом, а красной – вычитание из этого результата, значение и даже расположение на экране). Удерживая в памяти результат предыдущей операции, он должен изменять его с предъявлением нового раздражителя. Методика использовалась как тренажер для повышения темповых характеристик психической работоспособности инвалида.

Тренинг памяти

При тренинге мнестических характеристик психической работоспособности использовалась усовершенствованная методика "memory", из числа входящих в R-TEST. Особенностью методики была возможность прогрессивного увеличения числа предлагаемых для запоминания объектов, начиная от одного до 16. При этом в случае успеха при воспроизведении предыдущей матрицы, количество предъявляемых для запоминания объектов в последующей матрице увеличивался на единицу, а в случае неуспеха уменьшался на единицу.

В обследовании приняло участие 28 инвалидов, выполнивших 8 сеансов тренинга каждый.

            На рис. 8 представлен усредненный график тренинга темпа.

 

 

 

<!--[endif]-->Рис. 8

Групповая динамика показателя Kt в ходе тренинга темпа

Примечание: красная линия - исходный уровень коэффициента темпа;

 

На рис. 9 представлен усредненный по группе график тренинга памяти.

 

 

 

Рис. 9

Групповая динамика показателя Kn в ходе тренинга памяти

Примечание: красная линия - исходный уровень коэффициента памяти

           

Из приведенных графиков видно, что предложенные тренинги обеспечивали в среднем  15 - 25 %  прироста соответствующей характеристики психической работоспособности.

 

Заключение

 

1. Проведенное исследование позволило определить нормативы ограничений психической работоспособности инвалидов ДЦП, выделив при этом группу инвалидов, имеющих показатели Кр не ниже 0,6. Лица отнесенные к этой группе могут адаптироваться в достаточно широком круге профессий, в которых главным ограничивающем их адаптацию фактором будет являться недостаток физических возможностей движения; и группу инвалидов имеющую показатели Кр ниже 0,6. Представители этой группы  не подлежат профессиональному трудоустройству обычного типа. Для представителей этой категории возможна работа лишь в специально созданных условиях для лиц с ограничениями физического и психического развития.

2. Проведенное исследование установило принципиальную возможность использования блока системных методик для оптимизации психической работоспосбности инвалидов ДЦП.

 

Литература

 

  1. Михайлова О.В., Рыжов Б.Н. Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов вследствие детского церебрального паралича //  Специальное образование № 2(30), 2013.
  2. Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. Системные особенности психической работоспособности инвалидов ДЦП //  Системная психология и социология, 2014. № 4 (12). С. 13-20.
  3. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология 2010. №2. С. 5-24.

 

References

 

  1. Mikhailova, O. V., Ryzhov B. N. System technology and methods of vocational counseling and support of persons with disabilities due to cerebral palsy // Special education № 2(30), 2013.
  2. Ryzhov B. N., Mikhailova, O. V. System features of psychic work capacity in persons with cerebral palsy // Systems psychology and sociology, 2014. . 4 (12).
  3. Ryzhov B. N. System basis of psychology // Systems psychology and sociology № 2, 2010.

 

 




[1]Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект  № 14-16-77007.