Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Бонкало С. В., Бонкало Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журнал » 2015 №15 : Бонкало С. В., Бонкало Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Просмотров: 2613

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ*

 

Бонкало С. В.,

Бонкало Т.И.

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет»

 

 

Статья посвящена проблеме формирования жизненной позиции членов националистических организаций и группировок. Авторы выявляют сущность и содержание жизненной позиции как социально-психологического феномена, раскрывают типы жизненной позиции и определяют способы их диагностики.

Ключевые слова: жизненная позиция, члены молодежных националистических организаций, фаталистическая позиция, позиция зависимости и изоляции.

 

FEATURES BELIEFS MEMBERS OF YOUTH NATIONALIST ORGANIZATIONS*

Bonkalo S.V.,

Bonkalo T.I.,

Russian State Social University

 

The article is devoted to shape attitudes of members of nationalist organizations and groups. The authors reveal the essence and content of a vital position as a socio-psychological phenomenon, reveals the types of life position and determine methods of their diagnosis

Key words:beliefs, members of youth nationalist organizations, fatalistic position, position of dependence and isolation

 

Введение

 

В настоящее время в психологии отсутствуют системные научные знания о механизмах искажения и деформации чувства национального самосохранения, поэтому такие исследования так или иначе связаны с проблемами национального самосознания, этнической идентичности, выявления их видов, типов, форм и факторов и их взаимосвязи с интегральными характеристиками личности молодых людей, разделяющих националистические взгляды и убеждения.

Проведенное исследование является начальным этапом изучения психологических механизмов трансформации патриотических настроений в националистические, тех психологических и социально-психологических факторов, которые детерминируют зарождение и развитие неонацизма как формы массового сознания.

 

Понятие о жизненной позиции в психологии

 

Проблема формирования жизненной позиции молодежи является в настоящее время весьма актуальной и значимой, так как любое проявление активности молодого человека и его поведение так или иначе отражает определенную его жизненную позицию. Проблема формирования жизненной позиции подростков имеет многолетнюю историю и междисциплинарный характер.

Термин «позиция» (лат. position) определяется как положение, расположение, точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопросу [3]. Обращаясь к генезису понятия «позиция», необходимо обозначить его трансформацию от широкого, философско-мировоззренческого, к более узкому, психологическому [4].

В психологическую науку термин «позиция» был впервые введен А. Адлером. Рассматривая психологическое развитие личности, он указывал на стремление личности занять позицию относительно абсолютной логики человеческой жизни в обществе. Позиция выступала как доминирующее отношение человека к существующей для него проблеме, вопросу, явлению [1].

Многими исследователями отмечается, что на определенном этапе развития социальной психологии сложилась традиция, в соответствии с которой в психологической науке термин «позиция» чаще всего использовался для обозначения именно  «социальной позиции человека» [7]. Так, Шибутани Т. определяет позицию как положение, которое личность занимает по отношению к другим в некой социальной группе [10]. Кон И.С. также определяет «позицию» через социальное положение индивида - его место в определенной, конкретной социальной структуре (статус), при этом индивид занимает множество позиций (учитель -профессиональная позиция, отец - семейная и другие) [5]. Берн Э., активно разрабатывая проблему коммуникаций, поднимает вопрос о позициях в общении [2]. Позиция у Берна Э. - это жизненная установка, находящая свое отражение в выборе личностью определенных типов жизненных ролей и принятии соответствующих им вариантов игр. Позиция, по мнению А.Н. Леонтьева, - обязательная характеристика человека. Он отмечает ее как качество, способствующее формированию личности, как субъекта общественных отношений, как принадлежность сферы мировоззрения и жизненных отношений [6].

Обобщая и систематизируя теоретические знания о феномене жизненной позиции,  можно прийти к заключению о том, что жизненная позиция подростков представляет собой интегральную характеристику их личности, раскрывающуюся в системе отношений к себе, к другим людям и к окружающему миру в целом и составляющую ориентировочную основу для их личностного саморазвития и самоизменения. Направленность жизненной позиции определяется доминирующим в ее основе интересами и проявляется в действиях, выражающих отношение к миру и социуму.

В результате теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов была выявлена структура жизненной позиции, раскрывающая ее содержательно-статические характеристики.

Жизненная позиция (ЖП)  – это взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного (целостное представление о мире), аксиологического (система ценностных ориентаций, мотивов и потребностей), эмоционального (система отношений к себе и к другим), экзистенциального (представление о смысле своего бытия), поведенческого (направленность поступков и деятельности) и акмеологического (жизненные цели, профессиональное самоопределение) компонентов и соответствующих им актуализирующего, мотивирующего, ориентирующего, направляющего и стимулирующего функциональных элементов.

Жизненная позиция может быть классифицирована по следующим критериям:

- по степени осознания – осознанная (осознанный выбор определенного действия) и неосознанная (действия, мотивированные психологическими механизмами защиты);

- по степени сформированности – устойчивая (проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности) и ситуативная (выбор жизненной позиции в зависимости от ситуации; расхождение между нравственным сознанием и нравственными поступками);

- по направленности деятельности – просоциальная (направленная на стремление стать полноправным гражданином общества), антисоциальная (противопоставление себя и своей жизнедеятельности нормам общественного поведения, идентификация себя с изолированными от общества индивидами), личностно-центрированная (направленная на свое личное благополучие и достижение личностных интересов любыми способами и средствами);

- по мотивационной направленности – гедонистическая (стремление к получению удовольствий), профессионально – ориентированная (направленная на саморазвитие и профессиональное самоопределение, самосовершенствование), семейно-ориентированная (направленная на создание семьи и сохранение семейных ценностей), фаталистическая (пассивная направленность деятельности, обусловленная неверием в собственные силы) [8; 9].

- по эмоциональному регулированию – нарциссическая (выработанная согласно модели «Я хороший - Мир плохой»), изолированная («Я плохой – Мир хороший»), позитивная («Я хороший – Мир хороший»), депрессивная («Я плохой – Мир плохой»)

Сочетание разных типов жизненной позиции определяет ее в целом конструктивный и деструктивный  характер.

Конструктивная жизненная позиция молодежи представляет собой такую интегральную характеристику их личности, содержательной основой которой являются социально-ценностные потребности личности как обобщенного адекватного понимания ею сущности мира, социального смысла и цели своего бытия, общей линии отношения к себе, к другим людям и к миру в целом.

Методика и методы исследования

На этапе эмпирического исследования был разработан комплекс психодиагностических методик, позволяющий детально изучить состояние каждого компонента внутренней структуры жизненной позиции (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей жизненной позиции членов молодежных националистических группировок

 

Структурные компоненты и их содержание

Методы и методики изучения состояния каждого компонента жизненной позиции (ЖП)

Когнитивный компонент

(целостное представление молодежи об окружающем мире)

- Шкала базисных убеждений Р. Янофф – Бульман (в адаптации М.А. Падун, А.В. Котельниковой);

- тест «Образ мира» (разработанный и апробированный ПИ РАО);

- специально разработанный тест «Знания о природном мире» (разработан педагогами для определения уровня общей осведомленности подростков о физических законах природы);

- специально разработанный тест «Знания о социальном мире» (разработан педагогами для определения уровня общей осведомленности подростков определенного возраста о сфере социальных отношений)

Аксиологический компонент (система жизненных ценностей и приоритетов)

- Методика выявления жизненных ценностей М. Рокича предназначена для выявления терминальных и индустриальных ценностей подростка, их ценностей-целей и ценностей-средств достижения цели;

- Методика исследования системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков)

Экзистенциальный компонент (представления молодежи о смысле своей жизни, временных границах своей жизни, уровень осмысленности жизни)

- СЖО (в адаптации Д.А. Леонтьва) предназначен для диагностики осмысленности жизни, включающей такие показатели, как удовлетворенность процессом жизни и результатом самореализации в прошлом, наличие ясных целей в жизни и готовность к их реализации;

- проективные методики: сочинение-конструкт; рисунок своего жизненного пути

- Опросник отчуждения Мадди (адаптация Е.Н. Осина) направлен на измерение переживания индивидом отчуждения с опорой на концепцию экзистенциального невроза С. Мадди. Мадди выделяет 4 формы отчуждения (экзистенциального невроза): 1) Вегетативность - неспособность поверить в истину, важность или ценность любой реально осуществляемой или воображаемой деятельности (наиболее тяжелая форма). 2) Бессилие - утрата человеком веры в свою способность влиять на жизненные ситуации при сохранении ощущения их важности. 3) Нигилизм - убеждение в отсутствии смысла, утверждаемое путем занятия деструктивной позиции. 4) Авантюризм («крусадерство») - компульсивный поиск жизненности в опасных, экстремальных видах деятельности, в силу переживания бессмысленности повседневной жизни.

Эмоциональный компонент (система отношений к самому себе, к другим людям и к окружающему миру в целом)

- методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, позволяющая выявить уровень развития негативной коммуникативной установки, признаками которой являются: завуалированная жестокость в отношениях к людям; открытая жестокость в суждениях о них; обоснованный и осознанный негативизм в отношениях с другими; брюзжание, то есть склонность делать обобщенные выводы о негативных факторах окружающей действительности, и личный негативный опыт взаимодействия с окружающими;

- Методика выявления эмоциональной направленности личности;

- Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенкопозволяет изучать основные компоненты психологического благополучия личности: позитивные отношения (способность быть открытым для общения), автономия (независимость и ориентация на собственные предпочтения), управление средой (способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей), личностный рост (стремление к саморазвитию), цель в жизни (чувство осмысленности существования) и самопринятие (признание и принятие собственных ресурсов и ограничений)

Акмеологический компонент (представление о будущем и возможностях своего жизненного пути, профессионально самоопределение)

- опросник самоактуализации Шострома позволяет выявить степень актуализации личности подростка;

- Тест «Мотивы выбора профессии» позволяет выявить внешние и внутренние мотивы выбора профессии;

 

Поведенческий компонент (поведенческие реакции в социальных ситуациях взаимодействия)

- методика Q-сортировка В. Стефансона позволяет определить шесть основных тенденций поведения подростка в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы, избегание борьбы;

- СОП (Методика определения склонности подростков к отклоняющемуся поведению Орла) позволяет выявить склонность подростка к социально-желательным ответам, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к волевому контролю эмоциональных реакций и склонность к делинквентному поведению.

 

С учетом теоретически разработанной классификации жизненной позиции и с помощью кластерного анализа (метод Уорда) данных эмпирического исследования, ориентированного на выявление актуального состояния элементов всех структурных компонентов жизненной позиции, а также  последующего факторного анализа (метод главных компонент, критерий Кайзера), были выделены факторные структуры каждого из выделенных типов жизненной позиции (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Факторные структуры типов ЖП по мотивационной направленности

 

 

Гедонистическая

Профессионально-ориентированная

Семейно-ориентированная

Фаталистическая

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

1

Гедонистич-е ценности

28.1%

Профессион-е самоопред-е

31,4%

Ценности семьи

29,1%

Неверие в себя

27,9%

2

Эгоцентризм

19,2%

Внутренняя мотивация

22,7%

Альтруизм

18,5%

Негатив. Образ мира

22,6%

3

Негативизм

12,3%

Самоактуал-я

14,5%

Коммуник.

14,8%

Эгоизм

14,7%

4

Агрессивность

11,8%

Уверенность

12,8%

Цели

13,6%

Подозрит.

10,6%

5

Прагматизм

9,8%

Временная перспектива

8,6%

Професс-е самоопр-е

10,2%

Конфор- мизм

10,2%

 

Факторные структуры гедонистической жизненной позиции включают в себя фактор гедонистических ценностей и потребностей, направленность жизнедеятельности на получение удовольствия. Эгоцентризм, негативизм, агрессивность и прагматизм являются той основой, которая и детерминирует занимаемую позицию во всех сферах жизнедеятельности личности.

Фаталистическая жизненная позиция основана на неверии в добросклонность окружающего мира, в его справедливость. Ориентация на эгоизм, в сочетании с высоким уровнем развития конформизма, подозрительность и тревожность, заниженная самооценка – все это характерно для личности, придерживающейся в своей жизнедеятельности фаталистической жизненной позиции.

Факторные структуры типов жизненной позиции по эмоциональному регулированию свидетельствуют о том, что нарцисстическая жизненная позиция характеризуется прежде всего демонстративными и гедонистическими эмоциями, неприятием окружающего мира, самоуверенностью, эгоцентричностью и стремлением к разрушительной деятельности, тогда как изолирующая – напротив, заниженной самооценкой, романтическими настроениями в сочетании с чувством обиды и враждебности (табл. 3).  

 

Таблица 3

 

Факторные структуры типов ЖП по эмоциональному регулированию

 

 

Нарцисстическая

Изолирующая

Позитивная

Депрессивная

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

название

Доля объясн. диспер.

1

Демонстр-е эмоции

25.5%

Заниженная самооценка

29,4%

Адекватная самооценка

23,8%

Неприятие окруж.мира

26,9%

2

Неприятие окруж. мира

21,2%

Романтизм

24,6%

Принятие себя

21,5%

Занижен-я самооценка

24,6%

3

Гедонистич. эмоции

15,6%

Обида

16,5%

Реалист-е восприятие

15,2%

Фаталистич эмоции

16,5%

4

Эгоцентризм

13,4%

Конформизм

11,8%

Сотруднич.

11,7%

Уход

9,6%

5

Самоувер-ть

5,4%

Отсутствие смысла

8,6%

Эвристич-е эмоции

9,2%

Апатия

8,2%

 

Содержание факторов (веса каждой из составляющих его шкал) послужили основанием для разработки авторских методик определения типов жизненной позиции. Были разработаны и апробированы две авторские методики: «Методика определения типа ЖП по эмоциональному регулированию» и «Методика определения типа ЖП по мотивационной направленности».

Методика определения типа ЖП по эмоциональному регулированию представляет собой опросник, состоящий из 32 утверждений, каждое из которых раскрывает содержание одного из типов ЖП: позитивная, основанная на модели «Я хороший – Мир хороший», нарцисстическая – «Я хороший – Мир плохой», изолирующая – «Я плохой – мир хороший» и депрессивная – «Я плохой – мир плохой».

Методика прошла процедуры стандартизации и валидизации. Апробация проводилась в несколько этапов. Общая численность обследованной выборки составила 125 человек. В процессе работы было показано, что психометрические характеристики методики продемонстрировали достаточно высокие показатели. Дискриминативные возможности (Дельта Фергюсона) для пунктов опросника располагаются в пределах 0.632 – 0.812, что свидетельствует также и об удовлетворительной эмпирической валидности.

Надежность методики в целом также достаточно высока: значения коэффициента α-Кронбаха, характеризующие внутреннюю согласованность пунктов субшкал методики, находятся в пределах 0.628-0.791.

Ретестовая надежность оценивалась посредством коэффициентов корреляции Спирмена. Их значения между двумя замерами с интервалом в три недели колеблются в пределах от 0.717 до 0.908 (ρ≤0,001), то есть ретестовая надежность опросника также может быть оценена как высокая. Изучение чувствительности субшкал теста к социально-демографическим показателям с применением параметрических критериев анализа выявило, что характеристики каждого из типов ЖП не соотносятся с полом и возрастом испытуемых.

В конечном варианте второго опросника «Определение типа жизненной позиции по мотивационной направленности» - 36 пунктов, и на каждую шкалу приходится по девять утверждений, которые респондентам необходимо оценить по шкале от -1 до +1 по степени верности в отношении себя.

Опросник затем прошел окончательную психометрическую проверку на надежность.

Анализ внутренней согласованности пунктов опросника дал следующие результаты:

- по шкале «гедонистическая ЖП» α = 0,817.

- по шкале «фаталистическая ЖП» α = 0,822.

- по шкале «семейно-ориентированная» α = 0,824.

- по шкале «профессионально-ориентированная» α = 0,829.

Полученные данные входят в диапазон значений α, который считается достаточным, чтобы признать методику согласованной, а значит, мы можем говорить о согласованности пунктов в блоках опросника.

Вторым этапом проверки надежности опросника стала оценка стабильности результатов, для чего был проведен повторный опрос участников исследования. В этой процедуре мы использовали корреляционный анализ результатов первого и второго опросов по критерию τ b Кэндалла и получили следующие результаты:

- по шкале «гедонистическая ЖП» τ b= 0,765, p< 0,01

- по шкале «фаталистическая ЖП» τ b= 0,702, p<0,01;

- по шкале «семейно-ориентированная ЖП» τ b= 0,768, p<0,01.

- по шкале «профессионально-ориентированная ЖП» τ b= 0,772, p<0,01.

Полученные значения показывают, что разработанный опросник дает стабильные показатели, что говорит о надежности инструментария.

Таким образом, разработанные нами опросники  соответствует всем психометрическим нормам, является надежным инструментом определения типа жизненной позиции подростков  по мотивационной направленности.

 

Результаты и их обсуждение

 

Для организации эмпирического исследования были сформированы две исследовательские группы: первую – экспериментальную – группу составили молодые люди, которые являются членами одного из националистических объединений («Национальная социалистическая инициатива» (НСИ), «Реструкт», «Русское национальное единство», «Гвардия Христа», «Национальный союз», «Национал-социалистическая партия Руси» (НСПР) и «Движение против нелегальной иммиграции»). В экспериментальную группу вошло 124 человека (28 – девушки и 96 – юноши) от 18 лет до 21 года. Контрольная группа состояла из студентов, не принадлежащих к националистическим партиям и объединениям. Выборки уравнивались по количеству, полу и возрасту испытуемых.

По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что 66,13 %  (n = 124) членов националистических организаций занимают гедонистическую жизненную позицию в межличностном и социальном взаимодействии и 19,35%  (n = 124) были отнесены нами к личностям, придерживающимся фаталистической жизненной позиции. Неверие в себя, в свои собственные силы, в возможность построить свою жизнь в соответствии со своими ценностями и приоритетами, и вместе с тем завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие осознанной цели и конформизм, подозрительность и мнительность – все это характерно для большинства членов националистических организаций.

Сравнительный анализ процентного распределения испытуемых двух исследовательских групп по типам их жизненной позиции свидетельствует о наличии в нем достоверно значимых различий (χ2 = 344,49; < 0,001). В частности, было выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы только около 14% молодых людей характеризуются профессионально ориентированной жизненной позицией, семейно же ориентированной – 0,81%.

В контрольной группе, несмотря на достаточно большое количество молодых людей, придерживающихся гедонистической жизненной позиции, все-таки около 30% характеризуются соответственно профессионально- или семейно-ориентированной жизненной позиции. Более того, среди социально адаптивных студентов профессионально-ориентированная жизненная позиция, напротив, занимает одно из первых мест. В процессе исследования были обнаружены корреляционные связи между показателями склонности к отклоняющемуся поведению и жизненной позиции по мотивационной направленности (табл. 4). Выявленная корреляционная связь свидетельствует о том, что склонность личности к девиантному поведению во многом обусловлена ее гедонистической или фаталистической жизненными позициями. Помимо этого, фаталистическая жизненная позиция, зафиксированная у многих представителей националистического движения, согласно выявленным корреляционным плеядам, детерминирует склонность личности к аддиктивному поведению, к формированию зависимостей, что немаловажное значение имеет при разработке соответствующих профилактических и реабилитационно-коррекционных программ.

Достоверно существующие взаимосвязи были обнаружены и между показателями жизненной позиции молодых людей и уровня развития у них межэтнической интолерантности, определенной с помощью соответствующего опросника, разработанного Т.И. Бонкало и Л.В. Варавиной. Было выявлено, что чем выше показатели развития гедонистической жизненной позиции, тем выше и показатели развития межэтнической интолерантности (rp = 0,358, < 0,05).

 

Таблица 4

 

Корреляционные связи между показателями склонности к девиантному поведению и жизненной позицией испытуемых

 

Показатели

СОО

ПН

Адд

СР

САН

ВКЭ

Дел

Гедонистическая

0,366*

0,383**

0,401*

-0,122

0,614**

0,122

0,762**

Профессионально-ориентированная

0,132

-0,171

-0,344*

-0,412*

0,001

0,176

-0,501*

Семейно-ориентированная

0,052

-0,105

-0,127

-0,055

0,089

0,202

-0,323

Фаталистическая

-0,166

0,181

0,801**

0,464*

0,128

0,196

0,651**

 

Условные обозначения: СОО – склонность к социально одобряемым ответам; ПН – склонность к преодолению норм и правил; Адд – склонность к аддиктивному поведению; СР – склонность к саморазрушающему поведению; САН – склонность к агрессии и насилию; ВКЭ – волевой контроль эмоций; Дел – склонность к делинквентному поведению; * - корреляционная связь на уровне значимости < 0,05; ** - < 0,01

 

Здесь необходимо отметить, что сравнительный анализ эмпирических данных подтвердил, что процентные распределения респондентов двух исследовательских групп по уровню развития межэтнической интолерантности отличаются друг от друга на достоверном уровне различий (χ2 = 518,28; p < 0,001).

Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что 62,10% студенческой молодежи, не принадлежащей к националистическим объединениям, характеризуются начальным уровнем развития межэтнической интолерантности, предполагающим их готовность к проявлению интолерантного поведения в отношении представителей других этнических групп. Более того, у 11,29% молодых людей контрольной группы был зафиксирован критический уровень развития межэтнической интолерантности, и у 23,39% - реальный.

Анализ эмпирических данных позволяет говорить о существовании в российской молодежной среде латентного интолерантного отношения к представителям другой этнической группы.

Следующим этапом исследования стало выявление типа жизненной позиции испытуемых по эмоциональному регулированию.

Нарциссическая жизненная позиция, предполагающая построение жизни, исходя из модели «Я хороший – Мир плохой», обусловлена прежде всего демонстративными эмоциями, отсутствием альтруистических и коммуникативных эмоций, негативным восприятием окружающего мира, завышенной самооценкой, приводящей к эгоцентрическим тенденциям,  потребностям и чувствам.

Нарциссическая жизненная позиция¸ характерна для 62,90% молодых людей – членов молодежных националистических организаций и 22,58%  социально адаптивных студентов  – их сверстников.

В экспериментальной группы 16,93% испытуемых – члены националистических организаций – были отнесены к личностям с изолирующей жизненной позиции. Изолирующая позиция, построенная на модели «Я плохой – Мир хороший», обусловлена эмоциями обиды на свой прошлый жизненный опыт, неверием в себя и вместе с тем романтическими настроениями и амбивалентными чувствами, приводящими к исковерканной идентификации себя с «недостойными» лицами и к сознательному уходу от реального мира.

Подобная жизненная позиция не дает возможности для самореализации и самоидентификации молодых людей, препятствует их выходу за пределы собственной жизни, сиюминутных устремлений и желаний. Такая жизненная позиция, положительно коррелирует с уровнем внушаемости личности, что свидетельствует о возможности трансформации у них социально ценностных ориентаций в псевдоценности.

Еще один тип негативно окрашенной жизненной позиции членов националистических организаций – это депрессивная жизненная позиция, обусловленная присутствием фаталистических эмоций, апатиями, раздражительностью, неврозоподобными состояниями, истеричностью и неверием в возможность изменить себя и окружающий мир. Такая жизненная позиция характерна для  14,52 % от общего числа испытуемых экспериментальной группы и  8,87 %  - контрольной.

Позитивная же жизненная позиция, строящаяся на модели «Я хороший – Мир хороший», была зафиксирована лишь у 5,64% молодых людей, разделяющих националистические ценности и приоритеты и у 41,93% социально адаптивных их сверстников. Выявленные корреляционные связи (табл. 4) свидетельствуют об объективно существующей зависимости отклоняющегося поведения от занимаемой личностью жизненной позиции.

Делинквентное поведение молодых людей, согласно выявленным корреляционным плеядам, взаимосвязано с нарциссической, изолирующей и депрессивной позициями, тогда как позитивное отношение к себе, к  другим и к окружающему миру в целом, напротив, обусловливает снижение склонности личности к отклоняющему поведению.

 

 

Таблица 5

 

Корреляционные связи между показателями склонности к девиантному поведению и жизненной позицией испытуемых

 

Показатели

СОО

ПН

Адд

СР

САН

ВКЭ

Дел

Нарцисстическая

0,803**

0,101

0,196

-0,112

0,431*

0,176

0,486**

Изолирующая

0,028

-0,134

0,709**

-0,367*

0,143

0,109

0,532*

Депрессивная

0,000

-0,009

0,776**

-0,072

0,091

0,043

0,332

Позитивная

-0,032

0,037

-0,811**

-0,505*

-0,604**

0,398

-0,712**

 

Условные обозначения: СОО – склонность к социально одобряемым ответам; ПН – склонность к преодолению норм и правил; Адд – склонность к аддиктивному поведению; СР – склонность к саморазрушающему поведению; САН – склонность к агрессии и насилию; ВКЭ – волевой контроль эмоций; Дел – склонность к делинквентному поведению; * - корреляционная связь на уровне значимости < 0,05; ** - < 0,01

 

Результаты эмпирического исследования подтверждают выводы, сделанные авторами в процессе исследования особенностей жизненной позиции делинквентных подростков [4].

Таким образом, в целях профилактики развития националистических идей и настроений у современной молодежи, прежде чем привлекать их к разного рода воспитательным мероприятиям, нацеленным на развитие чувства патриотизма, в первую очередь, целесообразно формировать позитивный и адекватный их взгляд на мир, развивать позитивную, основанную на принятии себя и других, жизненную позицию.

 

Заключение

 

Жизненная позиция  членов молодежных националистических организаций в целом имеет деструктивный характер. Она характеризуется неустойчивостью, неосознанностью выбора, ценностной пустотой, неопределенностью жизненных целей, их суженными границами и гедонистической или фаталистической направленностью, личностно-центрированной ориентацией и нарциссическим, изолирующим или депрессивным отношением к себе и к миру в целом.

Существует значимая корреляционная связь между склонностью личности к девиантному поведению и гедонистической и фаталистической направленностью ее жизненной позиции. Девиантное поведение молодых людей, согласно выявленным корреляционным плеядам, взаимосвязано с нарциссической, изолирующей и депрессивной позициями, тогда как позитивное отношение к себе, к  другим и к окружающему миру в целом, напротив, обусловливает снижение склонности личности к отклоняющему поведению.

 

Литература

 

  1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академическй проект, 2007. – 387 с.
  2. Берн Э: Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры.: пер с англ. / Э. Берн. - СПб.: Университетская книга, М.: ACT, 1997 – 248 с.  
  3. Большой энциклопедический словарь: 2-е изд. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997. - 1456 с.
  4. Бонкало С.В. Коррекция жизненной позиции делинквентных подростков в условиях специальных образовательных учреждений закрытого типа: монография // С.В. Бонкало, Т.И. Бонкало, И.В. Горохова. – Коломна, 2012. – 199 с.
  5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.:Политиздат, 1984. - 335 с.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - С. 171 -180
  7. Майерс Д. Г. Социальная психология  /Д.Г. Майерс. – СПб.: Питер, 2011  - 794 с.
  8. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. – № 1 (1). – С. 38 - 54.
  9. Романова Е.С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот // Системная психология и социология.  2010. - № 1. - С. 71-75.  
  10. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 544 с.

 

References

 

  1. Adler A. Understand the nature of man. - SPb .: Academic Project, 2007. - 387 p.
  2. Bern E. Games People Play, people who play games: lane with English. / E. Berne. - SPb .: University Book, M .: ACT, 1997 - 248 p.
  3. Great Encyclopedic Dictionary: 2 ed. - M .: "Great Russian Encyclopedia", 1997. - 1456 p.
  4.  Bonkalo S.V. Correction vital position delinquent adolescents in special educational institutions closed type: monograph // SV Bonkalo, TI Bonkalo, IV Gorokhova. - Kolomna, 2012. - 199 p.
  5. Cohn I.S. In search of self: personality and its identity [Text] / IS Cohn. - M.: Politizdat, 1984. - 335 p.
  6. Leontiev A.N. Needs, motives, emotions / AN Leontiev // Psychology of emotions / Ed. VK Vilyunas, YB Gippenreiter. - M .: MSU, 1993. - S. 171 -180
  7. Myers D.G. Social Psychology  /D.G. Myers. - SPb .: Peter, 2011 - 794 p.
  8. Ryzhov B.N. The basic of systemic psychology // Systems psychology and sociology. - 2010. - № 1 (1). - P. 38 - 54.
  9. Romanova E.S., Ryzhov B.N.«Brutus’s complex» of social orphan // Systems psychology and sociology. - 2010. - № 1. - P. 71-75.
  10. Shibutani T. Social Psychology: Per. from English. / T. Shibutani. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. - 544 p.

 

 

  


 

 

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта

№ 15-06-10966