Ананишнев В.М., Машкова Л.А., МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Журнал » 2015 №15 : Ананишнев В.М., Машкова Л.А., МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ |
Просмотров: 5946 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ананишнев В.М., МГПУ, Москва Машкова Л.А., МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
Статья посвящена описанию маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях. В статье рассматриваются теоретические проблемы маркетинговой деятельности в образовательной системе; исследуется маркетинг образовательных услуг. Ключевые слова: образовательные услуги, образовательный продукт, потребитель, государственный заказ; маркетинг, принципы, функции, направления маркетинга.
MARKETING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Ananishnev V.M., MCTTU, Moscow Mashkova L.A. Lomonosov Moscow State University, Moscow
The article is devoted to the description of marketing activity in educational establishments. The article considers theoretical problems of marketing activities in the educational system; examines marketing of educational services. Keywords: educational services, educational product, customer, state order; marketing principles, functions, marketing direction.
Введение
Маркетинг образовательных услуг является составной частью управления в образовательных учреждениях. Государственным образовательным учреждениям необходимо заниматься платными образовательными услугами и предпринимательской деятельностью: это важно, прежде всего, для соответствия их деятельности общественным потребностям, ибо в этом случае у учреждения имеются предпосылки для общественного признания и стабильного финансирования. Определения маркетинга могут быть объединены в две основные группы: классические (ограниченные) и современные (обобщенные). В классическом понимании он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируются, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации [16, с. 16]. Эти “традиционные” определения маркетинга предполагают, что главное в нем – физическое перемещение товаров и услуг, и в связи с этим они имеют ряд недостатков. В них преувеличивается роль товароснабжения и каналов сбыта, игнорируется то, что маркетинговой деятельностью часто занимаются государственные и коммерческие организации, упускается важность взаимодействия покупателей и продавцов, а также сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп – таких, как служащие, профсоюзы, акционеры, объединения потребителей и государственные органы.
1. Маркетинг образовательных услуг
Для выявления сущности маркетинга в сфере образования и ее проявления на рынке образовательных услуг последовательно рассмотрим комплекс его элементов и аспектов. Прежде всего, это субъекты маркетинговых отношений и их функции на рынке, сфера действия и объекты маркетинга образовательных услуг, его целевая ориентация и проблемное содержание. Их рассмотрение дает возможность сформулировать определение маркетинга в сфере образования, очертить его предмет как научно-прикладной дисциплины, охарактеризовать принципы и методы, возможности их реализации с учетом особенностей современной российской ситуации. Определяя состав субъектов маркетинга, необходимо акцентировать внимание на том, что участниками рыночных, а, следовательно, и маркетинговых отношений должны быть признаны не только учебные заведения, как производители образовательных услуг, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке, следует подвергнуть анализу их роли, определить маркетинговые функции [1]. Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, студента, слушателя. Личность как единственный конечный потребитель образовательных услуг отличается от коллективных потребителей тем, что использует образовательный потенциал не только для создания и получения благ, но и для удовлетворения таких своих потребностей, как познавательные [10]. Это одновременно и главное лицо в рыночном выборе, и наименее информированный субъект маркетинга образовательных услуг. Коллективные потребители образовательных услуг - предприятия, учреждения и организации, в отличие от личности, выступают промежуточными, а не конечными потребителями образовательных услуг, но именно они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его. К функциям образовательных учреждений относится формирование предложения, производство (оказание) и продвижение образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынке. Это определяет их наиболее активный интерес к маркетингу образовательных услуг. Вышеназванным проблемам в дискурсе психологии и социологии управления в последнее время уделяется большое внимание социологами и психологами [3,4,5,6,8]. Кроме того, посреднические структуры содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в аккредитации, организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования. Значительна роль государства и его органов управления (в т.ч. на местах), особенно в маркетинге образовательных услуг, в отличие от маркетинга других товаров и услуг. Это, прежде всего, ведение статистики и содействие проведению масштабных исследований, финансовая поддержка, укрепление позитивного общественного мнения в отношении образования, лицензирование и аттестация, гарантирование качества образовательных услуг и др. Объектами маркетинга являются товары и услуги; несколько последних десятилетий к ним относятся также идеи, организации, ноу-хау. В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенных условиях и пользуется спросом. Это и подразумевается под предлагаемым в данном исследовании собирательным термином “образовательные услуги и продукты”; вместе с тем, авторами в основном анализируются собственно образовательные услуги как важнейший и наиболее специфичный тип объектов маркетинга в образовании.
2. Особенности образовательных услуг
Отметим ряд специфических особенностей образовательных услуг: это высокая стоимость; длительность их оказания; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных потребителей и др. Все это предъявляет особые и весьма серьезные требования к маркетингу образовательных услуг. Учитывая то, что в задачи маркетинга входит не только продвижение имеющихся товаров и услуг, но и их проектирование в целях эффективного удовлетворения и развития спроса выявленных целевых групп потребителей, необходимо выделить ряд проблем образования и проанализировать варианты их разрешения. В составе этих проблем, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг, в качестве важнейших отмечаются: необходимые характеристики будущего контингента обучающихся; цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями; длительность и режимы, ступени обучения; тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения; технологии обучения и контроля его результатов; характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги; типы учебно-методических средств и направления их использования, в том числе средств индивидуализированного контроля, программированного обучения и т.д. [9]. Вышеназванные вопросы прямо связаны с решением классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики. С учетом ролей и функций субъектов, а также специфики образовательных услуг определяется его сущность и основные принципы. Отметим, что маркетинг как философия участников рыночных отношений, прежде всего, есть система взглядов и ориентаций, элемент устройства сознания субъектов рынка, соотносимый со стилем жизни на рынке. Для производителей товаров и услуг, в т.ч. образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени перехода от так называемой “производственной” или производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации. Для образовательного учреждения маркетинговая ориентация означает следующее: <!--[if !supportLists]-->производятся только те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке;
Сущность маркетинга раскрывается через его основополагающий принцип, который ставит во главу угла запросы конкретных групп потребителей. Моделируется иерархия потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующаяся на структуре, предложенной А. Маслоу и дополненной современной системной психологией:
Для удовлетворения этих потребностей, образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания образовательных услуг: диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др. Вышеназванным проблемам уделяется большое внимание социологами и психологами [11,13,14,15]. Примерно также выстраивается и иерархия потребностей предприятий и организаций - заказчиков образовательных услуг. Их кадры должны быть способны выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму; самостоятельно решать поставленные задачи; находить “узкие места” в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы, организации; работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы; обеспечить возможности для саморазвития коллектива предприятия, организации и др. Главный принцип маркетинга конкретизируется и дополняется положениями, определяющими технологию маркетинговой деятельности и управления ею: 1. Сосредоточение ресурсов учреждения на оказание таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка. 2. Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них. Более того, любое качественное отличие данных образовательных услуг от других значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика образовательных услуг. 3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в том числе за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. 4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению образовательных услуг), гибкая политика ценообразования. 5. Предпочтение методов не реактивного типа, а предугадывающего и активно формирующего спрос. 6. Ориентация на долгосрочную перспективу рынка. 7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях. 8. Использование различных методов прогнозирования, оценки ситуации на рынке труда, принятие решений на многофакторной основе. 9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а так же способов и инструментария их решения. 10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю. 11. Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации. Вышеназванные принципы сгруппированы в три взаимопересекающиеся группы. В первой из них (с 1 по 5) раскрывается технология реализации философии маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (с 5 по 9) характеризует подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (с 8 по 11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. тактике действия. Определенной особенностью маркетинга образовательных услуг является то, что он обслуживает системы, открытые для информационного и другого обмена, и исповедует соответствующие принципы:
С учетом проведенного анализа можно сформировать концепцию маркетинга образовательных услуг. В сокращенном виде она такова. Концепция маркетинга образовательных услуг разрабатывается как дисциплина, изучающая и формирующая философию, технологию поведения и взаимоотношений образовательных учреждений, организаций-потребителей, обучающихся, органов государственного и муниципального управления, посреднических структур. Функциями маркетинга являются исследование и прогнозирование конъюнктур рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости обновления, определение объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажа образовательных услуг, а также их сопровождение в процессе потребления. Особенность маркетинга образовательных услуг частично проявляется как специфика услуг как таковых, частично - как специфика научных, интеллектуальных услуг. Но есть и особенности, вытекающие из самой сущности образовательных услуг и исключительности “исходного материала” сферы образования - личности обучающегося, которая играет фактически определяющую роль в рыночном выборе образовательных услуг, в том числе технологий и условий их оказания, активно участвует в самом процессе оказания образовательных услуг. Базовый принцип маркетинга, ставящий в центре внимания потребителя, понимается здесь как ориентация оказываемых услуг на приращение ценности человека. Этот принцип конкретизируется и обогащается другими принципами, раскрывающими отношение к клиентам как к активным соучастникам процесса оказания образовательных услуг, механизмы формирования и реализации маркетинговой стратегии, управления в русле маркетингового подхода и функционирования открытых систем. Он активно использует широкий арсенал методов современной науки, базируется на рыночных исследованиях и позволяет раскрыть и реализовать одно из главных преимуществ образования как сферы применения маркетинга - возможность формировать и наращивать спрос на образовательные услуги по мере их обретения, с учетом иерархии потребностей различных категорий потребителей. Создавая комплекс организационно-управленческих мер по становлению и развитию маркетинговой ориентации в образовательных учреждениях, необходимо анализировать возможные варианты включения в их организационную структуру образовательных учреждений. В условиях жесткого дефицита ресурсов у этих учреждений оптимальной для них является “функционально-товарно-рыночная” структура маркетинговой службы. В ее работе целесообразно задействовать преподавательский состав кафедр экономических дисциплин, управления, социологии и психологии и всех “выпускающих” кафедр, под руководством одного из заместителей руководителя образовательного учреждения.
3. Результаты социологического опроса о применении маркетинга в образовании
О признании необходимости такой работы администрацией, руководителями образовательных учреждений свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного специалистами в сфере образования. По материалам экспертного социологического опроса участников международной научно-практической конференции “Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы” (г.Москва) [2, с. 92] проблема применения маркетинга в области образования вызвала огромный интерес. Маркетинг и образование - одна из тем, где применение экспертного социологического исследования является наиболее результативным с точки зрения мониторинга реальных проблем, поиска конструктивных путей их решения. В экспертном социологическом исследовании участвовало более 300 человек: руководители и педагоги образовательных учреждений московского региона, а также городов и регионов России, Смоленска и Вятки, Дагестана и Магнитогорска, Набережных Челнов и Самары, Тулы и Санкт-Петербурга и других. В конференции приняли участие представители дальнего Зарубежья, Боннского университета, Пловдивского университета, Оденского университета и др. Участники опроса равномерно представляли весь возрастной диапазон от 23 до 60 лет. 60% экспертов имеют высшее педагогическое образование, 18% - высшее не педагогическое, 12% - среднее профессиональное, ученую степень кандидата наук - 12% экспертов. Более 63% экспертов отмечают актуальность использования маркетинга в образовательной сфере, а 21% считают применение маркетинга - очень актуальным. Таким образом, активную заинтересованность в маркетинговых исследованиях и подтверждение целесообразности применения маркетинга высказали 84% опрошенных экспертов. Примечательно, что ни один эксперт не посчитал маркетинг в сфере образовательных услуг малоактуальным или совсем не актуальным. Данные цифры красноречиво свидетельствует о востребованности маркетологических исследований рынка образовательных услуг. Однако около 16% респондентов затруднились ответить на вопрос о применимости маркетинга в образовательной сфере; многие из них заявили, что вообще испытывают дефицит знаний о маркетинге в сфере услуг. Практически все эксперты подчеркнули, что ощущают насущную потребность в реальном применении маркетинга в режиме функционирования представляемых ими учреждений. Наиболее целесообразными направлениями маркетинга, с их точки зрения, являются:
Вышеприведенная группа факторов наиболее популярна среди специалистов в области оказания образовательных услуг. С некоторым отрывом следует:
По результатам данного опроса можно сделать следующие выводы:
Среди образовательных услуг, которые участники указанной конференции хотели бы получить от ВУЗа выделяются следующие:
Аналогичные результаты позитивного отношения к маркетингу были получены в ходе мониторингового исследования общественного мнения [2, с. 95] в 10 регионах страны (полностью или скорее поддерживают маркетинг образовательных услуг 44%, скорее не поддерживают 15%, полностью не поддерживают 7%). Такое отношение свидетельствует о востребованности маркетинговых образовательных услуг. В то же время около 16% экспертов и почти каждый третий респондент (30%) в ходе массового опроса затруднились ответить на вопрос об актуальности применения маркетинга в сфере образования. Как отмечают в своих ответах эксперты, не следует слепо ориентироваться на конъюнктуру рынка и копировать западный маркетинг без учета российской специфики. Процесс коренного реформирования российского общества обусловил глубокие изменения в образовательной сфере.
Заключение
Социологический анализ последствий происходящих изменений в области образования предполагает осмысление большого круга вопросов, затрагивающих самые разнообразные аспекты развития сферы образовательных услуг как социального института. Сегодня происходит переструктурирование внутри сферы образования, меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы, резко повышается престиж одних специальностей и одновременно падает - других. Изменяется соотношение карьеры и образования. Возникла и утверждается платная форма обучения. Маркетинговая деятельность в области образования, ее внедрение, этапы становления, динамика развития обусловлены новыми потребностями реформируемого российского общества. Из 89 опрошенных проректоров вузов по научно-исследовательской работе треть из них высказалась за необходимость повышения своей квалификации, получения новых современных знаний по вопросам маркетинга для последующего применения в своей основной работе. Эта проблематика уверенно заняла второе место вслед за проблематикой инновационной деятельности в масштабном общем списке основных направлений повышения квалификации администрации вузов, опередив проблематику менеджмента, вопросы финансирования науки и высшей школы [7, с. 8-10].
Литература
References
|