Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Ананишнев В.М., Машкова Л.А., МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Журнал » 2015 №15 : Ананишнев В.М., Машкова Л.А., МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Просмотров: 5946

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

           Ананишнев В.М.,

             МГПУ, Москва

Машкова Л.А.,

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

 

Статья посвящена описанию маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях. В статье рассматриваются теоретические проблемы маркетинговой деятельности в образовательной системе;  исследуется   маркетинг образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательные услуги, образовательный продукт, потребитель, государственный заказ; маркетинг, принципы, функции, направления маркетинга.

 

MARKETING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ananishnev V.M.,

MCTTU, Moscow

Mashkova L.A.

 Lomonosov Moscow State University, Moscow

 

The article is devoted to the description of marketing activity in educational establishments. The article considers theoretical problems of marketing activities in the educational system; examines marketing of educational services.

Keywords: educational services, educational product, customer, state order; marketing principles, functions, marketing direction.

 

Введение

 

Маркетинг образовательных услуг является составной частью управления в образовательных учреждениях. Государственным образовательным учреждениям необходимо заниматься платными образовательными услугами и предпринимательской деятельностью: это важно, прежде всего, для соответствия их деятельности общественным потребностям, ибо в этом случае у учреждения имеются предпосылки для общественного признания и стабильного финансирования.

            Определения маркетинга могут быть объединены в две основные группы: классические (ограниченные) и современные (обобщенные). В классическом понимании он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируются, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации [16, с. 16].

Эти “традиционные” определения маркетинга предполагают, что главное в нем – физическое перемещение товаров и услуг, и в связи с этим они имеют ряд недостатков. В них преувеличивается роль товароснабжения и каналов сбыта, игнорируется то, что маркетинговой деятельностью часто занимаются государственные и коммерческие организации, упускается важность взаимодействия покупателей и продавцов, а также сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп – таких, как служащие, профсоюзы, акционеры, объединения потребителей и государственные органы.

 

1.  Маркетинг образовательных услуг

 

Для выявления сущности маркетинга в сфере образования и ее проявления на рынке образовательных услуг последовательно рассмотрим комплекс его элементов и аспектов.

Прежде всего, это субъекты маркетинговых отношений и их функции на рынке, сфера действия и объекты маркетинга образовательных услуг, его целевая ориентация и проблемное содержание. Их рассмотрение дает возможность сформулировать определение маркетинга в сфере образования, очертить его предмет как научно-прикладной дисциплины, охарактеризовать принципы и методы, возможности их реализации с учетом особенностей современной российской ситуации.

Определяя состав субъектов маркетинга, необходимо акцентировать внимание на том, что участниками рыночных, а, следовательно, и маркетинговых отношений должны быть признаны не только учебные заведения, как производители образовательных услуг, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке, следует подвергнуть анализу их роли, определить маркетинговые функции [1]. Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, студента, слушателя. Личность как единственный конечный потребитель образовательных услуг отличается от коллективных потребителей тем, что использует образовательный потенциал не только для создания и получения благ, но и для удовлетворения таких своих потребностей, как познавательные [10]. Это одновременно и главное лицо в рыночном выборе, и наименее информированный субъект маркетинга образовательных услуг.

Коллективные потребители образовательных услуг - предприятия, учреждения и организации, в отличие от личности, выступают промежуточными, а не конечными потребителями образовательных услуг, но именно они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его.

К функциям образовательных учреждений относится формирование предложения, производство (оказание) и продвижение образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынке. Это определяет их наиболее активный интерес к маркетингу образовательных услуг. Вышеназванным проблемам в дискурсе психологии и социологии управления в последнее время уделяется большое внимание  социологами и психологами [3,4,5,6,8].

Кроме того, посреднические структуры содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в аккредитации, организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Значительна роль государства и его органов управления (в т.ч. на местах), особенно в маркетинге образовательных услуг, в отличие от маркетинга других товаров и услуг. Это, прежде всего, ведение статистики и содействие проведению масштабных исследований, финансовая поддержка, укрепление позитивного общественного мнения в отношении образования, лицензирование и аттестация, гарантирование качества образовательных услуг и др.

Объектами маркетинга являются товары и услуги; несколько последних десятилетий к ним относятся также идеи, организации, ноу-хау. В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенных условиях и пользуется спросом.

Это и подразумевается под предлагаемым в данном исследовании собирательным термином “образовательные услуги и продукты”; вместе с тем, авторами в основном анализируются собственно образовательные услуги как важнейший и наиболее специфичный тип объектов маркетинга в образовании.

 

2. Особенности образовательных услуг

 

Отметим ряд специфических особенностей образовательных услуг: это высокая стоимость; длительность их оказания; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных потребителей и др. Все это предъявляет особые и весьма серьезные требования к маркетингу образовательных услуг.

Учитывая то, что в задачи маркетинга входит не только продвижение имеющихся товаров и услуг, но и их проектирование в целях эффективного удовлетворения и развития спроса выявленных целевых групп потребителей, необходимо выделить ряд проблем образования и проанализировать варианты их разрешения.

В составе этих проблем, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг, в качестве важнейших отмечаются: необходимые характеристики будущего контингента обучающихся; цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями; длительность и режимы, ступени обучения; тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения; технологии обучения и контроля его результатов; характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги; типы учебно-методических средств и направления их использования, в том числе средств индивидуализированного контроля, программированного обучения и т.д. [9].

Вышеназванные вопросы прямо связаны с решением классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики. С учетом ролей и функций субъектов, а также специфики образовательных услуг определяется его сущность и основные принципы. Отметим, что маркетинг как философия участников рыночных отношений, прежде всего, есть система взглядов и ориентаций, элемент устройства сознания субъектов рынка, соотносимый со стилем жизни на рынке. Для производителей товаров и услуг, в т.ч. образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени перехода от так называемой “производственной” или производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации.

Для образовательного учреждения маркетинговая ориентация означает следующее:

<!--[if !supportLists]-->производятся только те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке;

  • ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибкие, легко переналаживаемые;
  • цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом ценовой политики учреждения выступает не сама по себе цена продажи образовательных услуг, а соотношение между величинами прогнозируемого эффекта и потребных дополнительных затрат потребителей на использование, потребление образовательных услуг, включая и процессы их освоения;
  • коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, на возможных посредников. Продвижение и продажи образовательных услуг децентрализованы;
  •  в руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики;
  • научно-педагогическое исследования и прогнозы ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере конъюнктуры рынка образовательных услуг, в т.ч. - соответствующего профиля;
  • в организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за рыночные успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения.

Сущность маркетинга раскрывается через его основополагающий принцип, который ставит во главу угла запросы конкретных групп потребителей.

Моделируется иерархия потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующаяся на структуре, предложенной А. Маслоу и дополненной современной системной психологией:

  • образование, в первую очередь, может быть необходимо для выживания, т.к. позволяет заработать средства для удовлетворения физиологических потребностей личности;
  • следующая ступень - получение гарантий безопасности, индивидуальной защищенности и защищенности личностных интересов от возможных угроз в будущем, своеобразный образовательный “страховой полис”;
  • безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены значимой для человека группы, круга людей (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности, а иногда и просто по месту учебы);
  • вслед за этим стоит группа потребностей в развитии собственной компетентности и ее признании и уважении со стороны окружающих, в самоуважении;
  • наконец, вершиной в иерархии можно считать группу потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с приоритетами развития общества [12].

Для удовлетворения этих потребностей, образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания образовательных услуг: диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др. Вышеназванным проблемам уделяется большое внимание  социологами и психологами [11,13,14,15].

Примерно также выстраивается и иерархия потребностей предприятий и организаций - заказчиков образовательных услуг. Их кадры должны быть способны выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму; самостоятельно решать поставленные задачи; находить “узкие места” в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы, организации; работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы; обеспечить возможности для саморазвития коллектива предприятия, организации и др.

Главный принцип маркетинга конкретизируется и дополняется положениями, определяющими технологию маркетинговой деятельности и управления ею:

1. Сосредоточение ресурсов учреждения на оказание таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

2. Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них. Более того, любое качественное отличие данных образовательных услуг от других значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика образовательных услуг.

3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в том числе за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения.

4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению образовательных услуг), гибкая политика ценообразования.

5. Предпочтение методов не реактивного типа, а предугадывающего и активно формирующего спрос.

6. Ориентация на долгосрочную перспективу рынка.

7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

8. Использование различных методов прогнозирования, оценки ситуации на рынке труда, принятие решений на многофакторной основе.

9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а так же способов и инструментария их решения.

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

11. Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Вышеназванные принципы сгруппированы в три взаимопересекающиеся группы. В первой из них (с 1 по 5) раскрывается технология реализации философии маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (с 5 по 9) характеризует подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (с 8 по 11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. тактике действия.

Определенной особенностью маркетинга образовательных услуг является то, что он обслуживает системы, открытые для информационного и другого обмена, и исповедует соответствующие принципы:

  • реальная база маркетинга образовательных услуг - это то общее, что есть в понимании акта обмена (договора, контракта, сделки) у всех его участников и что делает его выгодным для всех;
  • каждый акт обмена, сделка, контракт, совершенный в русле открытого маркетинга, должен приносить прибыль или другие дополнительные блага не только участникам акта обмена, но и более широким слоям, группам общества;
  • открытый маркетинг нацеливает стратегию образовательного учреждения на опережающую интериоризацию, активное использование этого внешнего эффекта самим образовательным учреждением - через развитие спроса на образовательные услуги и потенциала самого образовательного учреждения;
  • в быстро меняющейся среде маркетинг должен быть динамичным сам и динамизировать развитие образовательного учреждения;
  • для образовательных учреждений длительного цикла оказания образовательных услуг, необходимо добиваться снижения уровня риска, для них конкуренция ограничена по своим возможностям и позитивному эффекту. Она неизбежно и существенно дополняется как сосуществованием (потенциальная конкуренция), так и сотрудничеством: при формировании учебных дисциплин и материалов, использовании кадров, технологий и оборудования.

С учетом проведенного анализа можно сформировать концепцию маркетинга образовательных услуг. В сокращенном виде она такова. Концепция маркетинга образовательных услуг разрабатывается как дисциплина, изучающая и формирующая философию, технологию поведения и взаимоотношений образовательных учреждений, организаций-потребителей, обучающихся, органов государственного и муниципального управления, посреднических структур.

Функциями маркетинга являются исследование и прогнозирование конъюнктур рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости обновления, определение объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг, ценообразование, коммуникационная деятельность, продвижение и продажа образовательных услуг, а также их сопровождение в процессе потребления.

Особенность маркетинга образовательных услуг частично проявляется как специфика услуг как таковых, частично - как специфика научных, интеллектуальных услуг. Но есть и особенности, вытекающие из самой сущности образовательных услуг и исключительности “исходного материала” сферы образования - личности обучающегося, которая играет фактически определяющую роль в рыночном выборе образовательных услуг, в том числе технологий и условий их оказания, активно участвует в самом процессе оказания образовательных услуг.

Базовый принцип маркетинга, ставящий в центре внимания потребителя, понимается здесь как ориентация оказываемых услуг на приращение ценности человека. Этот принцип конкретизируется и обогащается другими принципами, раскрывающими отношение к клиентам как к активным соучастникам процесса оказания образовательных услуг, механизмы формирования и реализации маркетинговой стратегии, управления в русле маркетингового подхода и функционирования открытых систем. Он активно использует широкий арсенал методов современной науки, базируется на рыночных исследованиях и позволяет раскрыть и реализовать одно из главных преимуществ образования как сферы применения маркетинга - возможность формировать и наращивать спрос на образовательные услуги по мере их обретения, с учетом иерархии потребностей различных категорий потребителей.

Создавая комплекс организационно-управленческих мер по становлению и развитию маркетинговой ориентации в образовательных учреждениях, необходимо анализировать возможные варианты включения в их организационную структуру образовательных учреждений. В условиях жесткого дефицита ресурсов у этих учреждений оптимальной для них является “функционально-товарно-рыночная” структура маркетинговой службы. В ее работе целесообразно задействовать преподавательский состав кафедр экономических дисциплин, управления, социологии и психологии и всех “выпускающих” кафедр, под руководством одного из заместителей руководителя образовательного учреждения.

 

3. Результаты социологического опроса о применении маркетинга в образовании

 

О признании необходимости такой работы администрацией, руководителями образовательных учреждений свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного специалистами в сфере образования.

             По материалам экспертного социологического опроса  участников международной научно-практической конференции “Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы” (г.Москва) [2, с. 92]  проблема применения маркетинга в области образования вызвала огромный интерес. Маркетинг и образование - одна из тем, где применение экспертного социологического исследования является наиболее результативным с точки зрения мониторинга реальных проблем, поиска конструктивных путей их решения.

В экспертном социологическом исследовании участвовало более 300 человек: руководители и педагоги образовательных учреждений московского региона, а также городов и регионов России, Смоленска и Вятки, Дагестана и Магнитогорска, Набережных Челнов и Самары, Тулы и Санкт-Петербурга и других. В конференции приняли участие представители дальнего Зарубежья, Боннского университета, Пловдивского университета, Оденского университета и др. Участники опроса равномерно представляли весь возрастной диапазон от 23 до 60 лет. 60% экспертов имеют высшее педагогическое образование, 18% - высшее не педагогическое, 12% - среднее профессиональное, ученую степень кандидата наук - 12% экспертов.

Более 63% экспертов отмечают актуальность использования маркетинга в образовательной сфере, а 21% считают применение маркетинга - очень актуальным. Таким образом, активную заинтересованность в маркетинговых исследованиях и подтверждение целесообразности применения маркетинга высказали 84% опрошенных экспертов.

Примечательно, что ни один эксперт не посчитал маркетинг в сфере образовательных услуг малоактуальным или совсем не актуальным. Данные цифры красноречиво свидетельствует о востребованности маркетологических исследований рынка образовательных услуг.

Однако около 16% респондентов затруднились ответить на вопрос о применимости маркетинга в образовательной сфере; многие из них заявили, что вообще испытывают дефицит знаний о маркетинге в сфере услуг. Практически все эксперты подчеркнули, что ощущают насущную потребность в реальном применении маркетинга в режиме функционирования представляемых ими учреждений.

Наиболее целесообразными направлениями маркетинга, с их точки зрения, являются:

  • ориентация образовательных услуг на перспективные потребности социально-экономического развития общества - 63%;
  • научно обоснованная модернизация образовательных программ - 42%;
  • всестороннее изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг - 39%.

Вышеприведенная группа факторов наиболее популярна среди специалистов в области оказания образовательных услуг. С некоторым отрывом следует:

  • прикладная направленность образовательных услуг - 27%;
  • ориентация образовательных услуг на фундаментальные знания и приоритет удовлетворения заявленных образовательных потребностей учащихся - 21%.

По результатам данного опроса можно сделать следующие выводы:

  • подавляющее большинство специалистов в области образования отмечают высокую степень актуальности применения маркетинга в своей деятельности и в целом для всей образовательной сферы
  • реально ощущается дефицит знаний и нехватка публикаций, раскрывающих проблематику современных методов маркетинга образовательных услуг;
  • направления и методы маркетинга в области образования целесообразно организовать на перспективные потребности развития общества;
  • реальное применение маркетинга способно оказать благотворное влияние на модернизацию образовательных программ, применение прогрессивных форм обучения, повышения престижа образования и уважения к потребителям образовательных услуг - учащихся всех уровней.

Среди образовательных услуг, которые участники указанной конференции хотели бы получить от ВУЗа  выделяются следующие:

  • представление учебников, учебных пособий, программ, методических рекомендаций (15%);
  • рекомендации и разработки на основе фундаментальных и прикладных исследований в области образования (45%);
  • переподготовка специалистов и повышение квалификации педагогов (36%);
  • подключение к научно-педагогической деятельности Университета (27%);
  • проведение социологических исследований (мониторинга) (27%);
  • подключение к апробациям новых педагогических технологий (27%);
  • экспертиза педагогических новаций, учебных планов и программ (21%).

            Аналогичные результаты позитивного отношения к маркетингу были получены в ходе мониторингового исследования общественного мнения [2, с. 95] в 10 регионах страны (полностью или скорее поддерживают маркетинг образовательных услуг 44%, скорее не поддерживают 15%, полностью не поддерживают 7%). Такое отношение свидетельствует о востребованности маркетинговых образовательных услуг. В то же время около 16% экспертов и почти каждый третий респондент (30%) в ходе массового опроса затруднились ответить на вопрос об актуальности применения маркетинга в сфере образования.

Как отмечают в своих ответах эксперты, не следует слепо ориентироваться на конъюнктуру рынка и копировать западный маркетинг без учета российской специфики. Процесс коренного реформирования российского общества обусловил глубокие изменения в образовательной сфере.

 

Заключение

 

Социологический анализ последствий происходящих изменений в области образования предполагает осмысление большого круга вопросов, затрагивающих самые разнообразные аспекты развития сферы образовательных услуг как социального института. Сегодня происходит переструктурирование внутри сферы образования, меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы, резко повышается престиж одних специальностей и одновременно падает - других. Изменяется соотношение карьеры и образования. Возникла и утверждается платная форма обучения.

          Маркетинговая деятельность в области образования, ее внедрение, этапы становления, динамика развития обусловлены новыми потребностями реформируемого российского общества. Из 89 опрошенных проректоров вузов по научно-исследовательской работе треть из них высказалась за необходимость повышения своей квалификации, получения новых современных знаний по вопросам маркетинга для последующего применения в своей основной работе. Эта проблематика уверенно заняла второе место вслед за проблематикой инновационной деятельности в масштабном общем списке основных направлений повышения квалификации администрации вузов, опередив проблематику менеджмента, вопросы финансирования науки и высшей школы [7, с. 8-10].

 

Литература

 

  1. Абрамов,  А. Образование в политике и политика в образовании.//Вести высшей школы. – 1992. – № 1.
  2. Ананишнев,  В. М. Социология образования: Монография – М.: «Инженер», 2008.
  3. Ананишнев, В.М. Технология социального управления в образовательной сфере. // Под общей редакцией В.К. Криворученко. М., 1998.
  4. Ананишнев, В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. 2002. № 3. С. 46-62.
  5. Гостев, А.Н., Демченко, Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: Монография. М.: СГА, 2011.
  6. Ермаков, И.П. Социологический анализ публикаций ООН — способ выявления стратегического контекста информационного управления: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МГПУ, 2005.
  7. Ершов,  В.В. Социологический портрет проректора по науке.//Магистр. – 1994. – №5.
  8. Завьялов А.Е. Здоровый образ жизни и проблемы, мешающие его формированию в среде молодёжи// Управление мегаполисом. 2013. № 2 (32). С. 150-155
  9. Романова, Е. С.,  Абушкин, Б. М., Ткаченко, А. В. Родительская общественность в решении образовательной политики  // Системная психология и социология. 2014. № 2(10)   127-137 с.
  10. Романова Е.С., Рыжов Б.Н. "Комплекс Брута" у социальных сирот. // Системная психология и социология 2010. № 1. с. 70-74.
  11. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Ксенофонтова К.М. "Стиль руководства и корпоративная культура: системный аспект. // Системная психология и социология 2014. № 4(12). с. 5-12.
  12. Рыжов, Б. Н. Системные основания психологии. // Системная психология и социология. 2010. № 1.   С. 6-43.
  13. Рябов В.В., Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Модель государственных стандартов высшего педагогического образования. Отечественный опыт модернизации образования и болонский процесс.//Сер. Библиотека стандартов педагогического образования// М., 2004
  14. Сакович, С.М. Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 3. С. 40-45.
  15. Татаринцев, Е.А. Стиль руководства в государственной общеобразовательной школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МПГУ, 2005.- 178 с.
  16. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс. 1969.

 

References

 
  1. Abramov A. Education policy and politics in education. //To the high school. – 1992. – № 1.
  2. Ananichev V. M. Sociology of education: Monograph – M.: mechanical engineering, 2008.
  3. Ananichev V. M. Technology of social management in education. // Under the General editorship of V. K. Krivoruchenko. M., 1998.
  4. Ananichev M. V., Denisova T. N., Sergeichik S. I. Formation of the labor market and the determination of the student's personality // Innovations in education. 2002. No. 3. P. 46-62.
  5. Gostev A. N., Demchenko T. S. Civil society: control over the activities of the state: Monograph. Moscow: SGA, 2011.
  6. Ermakov I. P. Sociological analysis of the publications of UN — method of identifying the strategic context of information management: the Dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences. M.: Moscow state pedagogical University, 2005.
  7. Ershov V. V. Sociological portrait of the Vice-rector for science.//Master. – 1994. – No. 5.
  8. Zavyalov A. E. Healthy way of life and problems hindering its formation in the youth environment // Management of the metropolis. 2013. No. 2 (32). S. 150-155
  9. Romanova E. S., Abashkin B. M., Tkachenko A. V. Parents in the solution of educational policy // Systems psychology and sociology. 2014. № 2(10)  P. 127-137.
  10. Romanova E. S., Ryzhov B. N. "The Brutus’s complex" of social orphans // Systems psychology and sociology 2010. № 1. P. 70-74.
  11. Romanova E. S., Ryzhov B. N., Ksenofontova K. M. Leadership Style and corporate culture: the systemic aspect // Systems psychology and sociology 2014. № 4(12). P. 5-12.
  12. Ryzhov B. N. System foundations of psychology // Systems psychology and sociology. 2010. № 1. P. 6-43.
  13. Ryabov V. V., Pishchulin N. P., Ananishnov V. M. Model of state standards of higher pedagogical education. Domestic experience of modernization of education and the Bologna process //CEP. Library standards of pedagogical education// M., 2004
  14. Sakovich S. M. Role of information and communication technologies in ensuring the quality and accessibility of higher education // Bulletin of Moscow state regional University. Series: Pedagogy. 2010. № 3. P. 40-45.
  15. Tatarintsev E. A. leadership Style in public secondary school: the Dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences. M.: Moscow state pedagogical University, 2005.- 178 p.
  16. Shepanski J. Basic concepts of sociology. Moscow: Progress. 1969.