PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2015 №15 : Титульный лист №15

  Просмотров: 2635

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 3 (15) 2015

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2015


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Содержание выпуска №15

  Просмотров: 3368

СОДЕРЖАНИЕ

 

Социологические  исследования

 

Реморенко И.М. Общественное обсуждение проблем образования в социальных сетях

Романова Е.С., Абушкин Б.М. Социально-психологические аспекты отношения школьников к физкультурно-спортивному комплексу ГТО

Ананишнев В.М., Машкова Л.А. Маркетинговая деятельность в образовательных учреждениях

 

Психологические исследования

 

Рыжов Б.Н., Шарова С.С. Особенности познавательных процессов леворуких учащихся с нарушенным слухом

Лубовский В.И., Валявко С.М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов

Бершедова Л.И., Шитикова Е.В. Инновационно-мыслительная деятельность как психологическое условие развития научного потенциала в юношеском возрасте

Львова С.В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения

Бонкало С.В., Бонкало Т.И. Особенности жизненной позиции членов молодежных националистических организаций

Рыжов Б.Н., Михайлова О.В. Психическая работоспособность инвалидов с различными формами ДЦП

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д.В. Психологическая мысль в России второй половины XVIII века.  М. М. Херасков,Я. Б. Княжнин

Рыжов Б.Н. Психологический возраст цивилизации 9-11 вв. (Продолжение)

 

Рецензия

 

Леньков С.Л. Метасистемный подход к проблеме сознания: проверка временем и практикой научных исследований (рецензия на книгу А.В. Карпова «Психология сознания: метасистемный подход»)

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2015, № 3 (15)

Информация для авторов

Сообщение редакции


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Сообщение редакции

  Просмотров: 3114

 

 

Редакция журнала "Системная психология и социология" с глубоким прискорбием сообщает о том, что после тяжелой болезни ушел из жизни наш товарищ, прекрасный педагог, талантливый психолог-практик, Ольга Владиленовна Кожинова.

Ольга Владиленовна родилась в 1959 году в подмосковном Серпухове, где прошли ее детство и юность. В 1980-1990 гг. работала в различных образовательных учреждениях. Последние15 лет ее жизни были тесно связаны с Московским городским педагогическим университетом. После окончания  в 2004 г. психологического факультета МГПУ,  Ольга Владиленовна  продолжила научную деятельность на факультете в качестве соискателя. Она стала организатором психологической службы Московского кадетского корпуса юстиции и гимназии «Свиблово».  С 2007 г. работала старшим преподавателем, а после защиты кандидатской диссертации в 2012 г. – доцентом  Института психологии социологии и социальных отношений МГПУ. Многие годы Ольга Владиленовна возглавляла профсоюзную организацию Института, была награждена памятным знаком ФСИН, почетными грамотами Университета и Департамента образования г. Москвы.

Ольга Владиленовна была психологом не только по должности, но и по жизни. Она обладала редким даром помочь человеку найти себя и сохранить веру в будущее  в трудной, иногда кажущейся безвыходной, ситуации. Стойкость и оптимизм сопровождали ее до последнего дня.

Светлая память об Ольге Владиленовне Кожиновой, нашем товарище,

 добром и отзывчивом человеке, будет жить в наших сердцах.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Сведения об авторах №15

  Просмотров: 3934

Сведения об авторах журнала

«Системная психология и социология»

«Systems Psychology and Sociology» authors,

 

2015, № 3 (15)

 



 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Леньков С. Л. МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ: ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ И ПРАКТИКОЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  Просмотров: 3945

МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ И ПРАКТИКОЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(Рецензия на книгу А.В. Карпова «Психология сознания: Метасистемный подход»)

 

Леньков С. Л.

ИИДСВ РАО, Москва

 

Содержание рецензируемой монографии, равно как и ее значение для психологии сознания, рассмотрены с учетом ряда новых данных и контекстов исследовательской деятельности, появившихся уже после ее выхода и позволяющих переосмыслить роль и место некоторых из представленных в ней научных идей. Показана перспективность предложенного автором метасистемного подхода, основанная, в первую очередь, на фактически реализованном в нем единстве теории и метода, обеспечивающем широкие возможности для его дальнейшего развития и верификации в практике разнообразных психологических исследований.

Ключевые слова: психология сознания, «мейнстрим» мировой психологии, методология, метасистемный подход, единство теории и метода, верификация, структура сознания, «встроенный» метасистемный уровень.

 

META-SYSTEMIC APPROACH TO THE PROBLEM OF CONSCIOUSNESS:
THE TEST OF TIME AND PRACTICE OF SCIENTIFIC RESEARCH
(Book Review by A. V. Karpov «Psychology of Consciousness:

Meta-Systemic Approach»)

 

Lenkov S. L.

ISCFR RAE, Moscow

 

The content of peer-reviewed monographs, as well as its significance for psychology of consciousness, considered in light of several new data and research contexts that appeared after its release, and allows you to rethink the role and place of some of the scientific ideas presented in it. The prospects proposed by the author of the meta-systemic approach based primarily on actually realized in it the unity of theory and method that provides wide opportunities for its further development and verification in practice a variety of psychological studies.

Keywords: psychology of consciousness, mainstream world psychology, methodology, meta-systemic approach, the unity of theory and method, verification, structure of consciousness, «built-in» meta-systemic level.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 - 11 вв.)

  Просмотров: 3430

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 - 11 вв.)

(Продолжение, начало в № 14 за 2015 г.)

 

Рыжов Б.Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья представляет продолжение исследования, посвященного системной периодизации развития современной Европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Первая часть этого исследования, опубликованная в № 14 журнала «Системная психология и социология», включала описание начального этапа развития цивилизации, соответствующего 5 – 8 векам. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в течение следующего исторического этапа, с 9 по 11 века. 

Ключевые слова: системная периодизация развития, кризис цивилизации, дошкольное детство, искусство, игра, возраст цивилизации. 

 

 

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION (The 9 – 11th centuries)

(Сontinuation, the beginning of the article see 2 (14) 2015)

 

Ryzhov B.N.

MCTTU, Moscow

 

The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and it describes the development of civilization in accordance with the corresponding periods of human development. The first part of this study, published in the previous issue № 2(14) of the journal “Systems psychology and sociology", included a description of the initial stage of civilization from the 5th to 8th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and the person in the next historical phase, from the 9th to the 11th centuries. 

Keywords: system development periods, crisis of civilization, early childhood, art, game, age of civilization.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Д.В. Иванов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. М. М. ХЕРАСКОВ, Я. Б. КНЯЖНИН

  Просмотров: 4096

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА.  М. М. ХЕРАСКОВ, Я. Б. КНЯЖНИН

                                                                                                             Д.В. Иванов

                                                                                                  НГПУ, Новосибирск

В статье рассматриваются ведущие идеи видных деятелей российского просветительства, выпускников Сухопутного шляхетского корпуса М.М. Хераскова и Я.Б. Княжнина, внесших свой вклад в развитие отечественной психологической мысли XVIII столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация их представлений о человеческой природе, тех принципах, которые позволили им  описывать психологические феномены.

Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, естество, система психологических понятий, человековедение, психология сердца, разумность, добродетельность.

 

PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA DURING THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY.

M.M. KHERASKOV, J.B. KNYAZHNIN

                                                                                                             D.V. Ivanov

                                                                                                   NSPU, Novosibirsk

The article deals with the leading ideas of the Russian Enlightenment prominent graduates land gentry housing M.M. Kheraskov and J.B. Knyazhnin, have contributed to the development of Russian psychological thought of the XVIII century. The article uses the historical and psychological rehabilitation and psychological interpretation of their ideas about human nature, the principles which have allowed them to describe psychological phenomena.

Key words: moral psychology, human nature, being, system of psychological notions, humanities, psychology heart, intelligence, righteousness


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Рыжов Б.Н. Михайлова О.В. ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП

  Просмотров: 3441

 

ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП[1]

 

 

Рыжов Б.Н.

МГПУ, Москва

Михайлова О.В.

МНПЦ реабилитационных технологий, Москва

 

Статья посвящена исследованию системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, с различными формами заболевания, а также результатам тренинга системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича.

 Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология.

 

PSYCHIC WORK CAPACITY IN PEOPLE WITH VARIOUS FORMS OF CEREBRAL PALSY

Ryzhov B.N.

MCTTU, Moscow,

Mikhaylova O.V.

Moscow Research and Practical Center

 For Rehabilitation Technologies, Moscow

 

The article is devoted to the study of the system characteristics of psychic work capacity in persons with disabilities due to the cerebral palsy and various forms of the disease. Also the results of the training system characteristics of the psychic work capacity in persons with disabilities due to cerebral palsy are shown.

Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : Бонкало С. В., Бонкало Т.И. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  Просмотров: 3644

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ*

 

Бонкало С. В.,

Бонкало Т.И.

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет»

 

 

Статья посвящена проблеме формирования жизненной позиции членов националистических организаций и группировок. Авторы выявляют сущность и содержание жизненной позиции как социально-психологического феномена, раскрывают типы жизненной позиции и определяют способы их диагностики.

Ключевые словажизненная позиция, члены молодежных националистических организаций, фаталистическая позиция, позиция зависимости и изоляции.

 

FEATURES BELIEFS MEMBERS OF YOUTH NATIONALIST ORGANIZATIONS*

Bonkalo S.V.,

Bonkalo T.I.,

Russian State Social University

 

The article is devoted to shape attitudes of members of nationalist organizations and groups. The authors reveal the essence and content of a vital position as a socio-psychological phenomenon, reveals the types of life position and determine methods of their diagnosis

Key words:beliefs, members of youth nationalist organizations, fatalistic position, position of dependence and isolation


     Читать полностью...
 

Журнал » 2015 №15 : С.В. Львова, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  Просмотров: 5428

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С.В. Львова,

МГПУ, Москва

 

В статье представлена модель успешности педагогической деятельности. Рассматривается зависимость профессиональной мотивации педагога от стажа работы и качеств личности педагога. Выявляются базовые личностные качества, способствующие осуществлению успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная мотивация педагога, профессиональная деятельность, модель успешности педагогической деятельности.

 

THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF TEACHERS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Lvova S.V.

MCTTU, Moscow

 

The article presents the model of the progress of the pedagogical activity.  Discusses the dependence of the teacher’s professional motivation from the work experience and personal qualities of a teacher. Identifies basic personal qualities that assist   the realizing of successful professional activity.

Keywords: professional motivation of the teacher, professional activity, the model of the progress of the pedagogical activity


     Читать полностью...