![]() |
Редакция журнала "Системная психология и социология" с глубоким прискорбием сообщает о том, что после тяжелой болезни ушел из жизни наш товарищ, прекрасный педагог, талантливый психолог-практик, Ольга Владиленовна Кожинова. Ольга Владиленовна родилась в 1959 году в подмосковном Серпухове, где прошли ее детство и юность. В 1980-1990 гг. работала в различных образовательных учреждениях. Последние15 лет ее жизни были тесно связаны с Московским городским педагогическим университетом. После окончания в 2004 г. психологического факультета МГПУ, Ольга Владиленовна продолжила научную деятельность на факультете в качестве соискателя. Она стала организатором психологической службы Московского кадетского корпуса юстиции и гимназии «Свиблово». С 2007 г. работала старшим преподавателем, а после защиты кандидатской диссертации в 2012 г. – доцентом Института психологии социологии и социальных отношений МГПУ. Многие годы Ольга Владиленовна возглавляла профсоюзную организацию Института, была награждена памятным знаком ФСИН, почетными грамотами Университета и Департамента образования г. Москвы. Ольга Владиленовна была психологом не только по должности, но и по жизни. Она обладала редким даром помочь человеку найти себя и сохранить веру в будущее в трудной, иногда кажущейся безвыходной, ситуации. Стойкость и оптимизм сопровождали ее до последнего дня. Светлая память об Ольге Владиленовне Кожиновой, нашем товарище, добром и отзывчивом человеке, будет жить в наших сердцах.
|
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
«Systems Psychology and Sociology» authors,
2015, № 3 (15)
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ И ПРАКТИКОЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
(Рецензия на книгу А.В. Карпова «Психология сознания: Метасистемный подход»)
Леньков С. Л.
ИИДСВ РАО, Москва
Содержание рецензируемой монографии, равно как и ее значение для психологии сознания, рассмотрены с учетом ряда новых данных и контекстов исследовательской деятельности, появившихся уже после ее выхода и позволяющих переосмыслить роль и место некоторых из представленных в ней научных идей. Показана перспективность предложенного автором метасистемного подхода, основанная, в первую очередь, на фактически реализованном в нем единстве теории и метода, обеспечивающем широкие возможности для его дальнейшего развития и верификации в практике разнообразных психологических исследований.
Ключевые слова: психология сознания, «мейнстрим» мировой психологии, методология, метасистемный подход, единство теории и метода, верификация, структура сознания, «встроенный» метасистемный уровень.
META-SYSTEMIC APPROACH TO THE PROBLEM OF CONSCIOUSNESS:
THE TEST OF TIME AND PRACTICE OF SCIENTIFIC RESEARCH
(Book Review by A. V. Karpov «Psychology of Consciousness:
Meta-Systemic Approach»)
Lenkov S. L.
ISCFR RAE, Moscow
The content of peer-reviewed monographs, as well as its significance for psychology of consciousness, considered in light of several new data and research contexts that appeared after its release, and allows you to rethink the role and place of some of the scientific ideas presented in it. The prospects proposed by the author of the meta-systemic approach based primarily on actually realized in it the unity of theory and method that provides wide opportunities for its further development and verification in practice a variety of psychological studies.
Keywords: psychology of consciousness, mainstream world psychology, methodology, meta-systemic approach, the unity of theory and method, verification, structure of consciousness, «built-in» meta-systemic level.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 - 11 вв.)
(Продолжение, начало в № 14 за 2015 г.)
Рыжов Б.Н.
МГПУ, Москва
Статья представляет продолжение исследования, посвященного системной периодизации развития современной Европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Первая часть этого исследования, опубликованная в № 14 журнала «Системная психология и социология», включала описание начального этапа развития цивилизации, соответствующего 5 – 8 векам. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в течение следующего исторического этапа, с 9 по 11 века.
Ключевые слова: системная периодизация развития, кризис цивилизации, дошкольное детство, искусство, игра, возраст цивилизации.
PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION (The 9 – 11th centuries)
(Сontinuation, the beginning of the article see 2 (14) 2015)
Ryzhov B.N.
MCTTU, Moscow
The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and it describes the development of civilization in accordance with the corresponding periods of human development. The first part of this study, published in the previous issue № 2(14) of the journal “Systems psychology and sociology", included a description of the initial stage of civilization from the 5th to 8th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and the person in the next historical phase, from the 9th to the 11th centuries.
Keywords: system development periods, crisis of civilization, early childhood, art, game, age of civilization.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА. М. М. ХЕРАСКОВ, Я. Б. КНЯЖНИН
Д.В. Иванов
НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются ведущие идеи видных деятелей российского просветительства, выпускников Сухопутного шляхетского корпуса М.М. Хераскова и Я.Б. Княжнина, внесших свой вклад в развитие отечественной психологической мысли XVIII столетия. В статье используются историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация их представлений о человеческой природе, тех принципах, которые позволили им описывать психологические феномены.
Ключевые слова: нравственная психология, человеческая природа, естество, система психологических понятий, человековедение, психология сердца, разумность, добродетельность.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA DURING THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY.
M.M. KHERASKOV, J.B. KNYAZHNIN
D.V. Ivanov
NSPU, Novosibirsk
The article deals with the leading ideas of the Russian Enlightenment prominent graduates land gentry housing M.M. Kheraskov and J.B. Knyazhnin, have contributed to the development of Russian psychological thought of the XVIII century. The article uses the historical and psychological rehabilitation and psychological interpretation of their ideas about human nature, the principles which have allowed them to describe psychological phenomena.
Key words: moral psychology, human nature, being, system of psychological notions, humanities, psychology heart, intelligence, righteousness
ПСИХИЧЕСКАЯ РАБОТОСОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДЦП[1]
Рыжов Б.Н.
МГПУ, Москва
Михайлова О.В.
МНПЦ реабилитационных технологий, Москва
Статья посвящена исследованию системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича, с различными формами заболевания, а также результатам тренинга системных характеристик психической работоспособности инвалидов вследствие детского церебрального паралича.
Ключевые слова: психическая работоспособность, детский церебральный паралич, системная психология.
PSYCHIC WORK CAPACITY IN PEOPLE WITH VARIOUS FORMS OF CEREBRAL PALSY
Ryzhov B.N.
MCTTU, Moscow,
Mikhaylova O.V.
Moscow Research and Practical Center
For Rehabilitation Technologies, Moscow
The article is devoted to the study of the system characteristics of psychic work capacity in persons with disabilities due to the cerebral palsy and various forms of the disease. Also the results of the training system characteristics of the psychic work capacity in persons with disabilities due to cerebral palsy are shown.
Key words: psychic work capacity, cerebral palsy, systems psychology, versatile type of mind, ingenetive type of mind.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЧЛЕНОВ МОЛОДЕЖНЫХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ*
Бонкало С. В.,
Бонкало Т.И.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет»
Статья посвящена проблеме формирования жизненной позиции членов националистических организаций и группировок. Авторы выявляют сущность и содержание жизненной позиции как социально-психологического феномена, раскрывают типы жизненной позиции и определяют способы их диагностики.
Ключевые слова: жизненная позиция, члены молодежных националистических организаций, фаталистическая позиция, позиция зависимости и изоляции.
FEATURES BELIEFS MEMBERS OF YOUTH NATIONALIST ORGANIZATIONS*
Bonkalo S.V.,
Bonkalo T.I.,
Russian State Social University
The article is devoted to shape attitudes of members of nationalist organizations and groups. The authors reveal the essence and content of a vital position as a socio-psychological phenomenon, reveals the types of life position and determine methods of their diagnosis
Key words:beliefs, members of youth nationalist organizations, fatalistic position, position of dependence and isolation
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С.В. Львова,
МГПУ, Москва
В статье представлена модель успешности педагогической деятельности. Рассматривается зависимость профессиональной мотивации педагога от стажа работы и качеств личности педагога. Выявляются базовые личностные качества, способствующие осуществлению успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная мотивация педагога, профессиональная деятельность, модель успешности педагогической деятельности.
THE PROFESSIONAL MOTIVATION OF TEACHERS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Lvova S.V.
MCTTU, Moscow
The article presents the model of the progress of the pedagogical activity. Discusses the dependence of the teacher’s professional motivation from the work experience and personal qualities of a teacher. Identifies basic personal qualities that assist the realizing of successful professional activity.
Keywords: professional motivation of the teacher, professional activity, the model of the progress of the pedagogical activity
ИННОВАЦИОННО-МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бершедова Л.И.,
МГПУ, Москва;
Шитикова Е. В.
Национальный исследовательский
университет «БелГУ»
Статья посвящена изучению инновационно-мыслительной деятельности как психологического условия развития научного потенциала личности в юности. Понятие «научный потенциал личности» рассмотрено в качестве интегративного личностного образования. Представлены специфические особенности инновационно-мыслительной деятельности студентов вуза, проявляющиеся в преобладании различных типов мышления, научном стиле мышления, абстрактности или конкретности мышления. Определены уровни научного потенциала студентов.
Ключевые слова: научный потенциал личности, научная деятельность, инновационно-мыслительная деятельность, типы мышления, научный стиль мышления.
INNOVATIVE AND COGNITIVE ACTIVITY AS PSYCHOLOGICAL CONDITION
OF THE SCIENTIFIC POTENTIAL DEVELOPMENT IN YOUTH
Bershedova L.I.,
MCTTU, Moscow
Shitikova E.V.,
Belgorod National
Research University, Belgorod
The article is devoted to a research of the innovative and cognitive activity as psychological condition of the scientific potential development in youth. The concept of «person’s scientific potential» as an integrative personal formation is considered. The innovative and cogitative activity is regarded in terms of various types of thinking, scientific style of the thinking, abstraction or to concretization of mind.
Key words: scientific potential of personality, scientific activity, innovative-cognitive activity, types of thinking, scientific style of thinking.
ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГОВ
Лубовский В.И.,
Валявко С.М.
МГПУ, Москва
В статье рассматриваются новые задачи психологов детских садов и школ общего назначения, связанные с развитием интеграции детей с недостатками развития. Наиболее сложной задачей является дифференциальная диагностика. На основании ее данных решается вопрос о возможностях инклюзивного обучения ребенка. Отсутствие рациональных и обоснованных подходов к дифференциальной диагностике не только в общей психодиагностике, но и в специальной (зарубежной и отечественной) литературе и практикуемый интуитивно-эмпирический подход, овладение которым требует длительной практики, обусловили разработку особых элементов системного подхода в решении вопроса о специфике и уровне особых образовательных потребностей ребенка. Рассматривается также игнорируемая в психодиагностике проблема словесной инструкции.
Ключевые слова: интеграция, инклюзия, дети с недостатками развития, дети с ограниченными возможностями, общая психодиагностика, дифференциальная психодиагностика, специфические закономерности психического развития, системный подход, стандартизированные тесты, словесная инструкция.
INTEGRATION IN EDUCATION AND NEW CHALLENGES PSYCHOLOGISTS
Lubovsky V.I.,
Valyavko S.M.
MCTTU, Moscow
The article deals with the new challenges of psychologists of kindergartens and schools of general purpose related to the development of integration of children with developmental disabilities. The most difficult task is the differential diagnosis. Based on its data the issue of inclusive education opportunities for children is solved. Lack of rational and reasonable approach to the differential diagnosis is not only typical to a general psycho-diagnostics, but also to a special (foreign and domestic) literature and replaced by intuitively-empirical approach, the mastery of it requires long practice, forcing to develop some elements of the system approach, allowing to decide what are real specifics and the level of the special educational needs of the child. Article is also considerate about verbal instructions - the issue that is being ignored in psychodiagnostics.
Keywords: integration, inclusion, children with developmental disabilities, children with disabilities, psychodiagnostics, differential psychodiagnostics, specific patterns of psychological development, system approach, standardized tests, verbal instruction.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛЕВОРУКИХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
Рыжов Б.Н.
МГПУ,Москва,
Шарова С.С.
ГБПОУ КМБ №4 СП Школа «Центр на Павелецкой», Москва
Статья посвящена изложению результатов исследования познавательных процессов у праворуких и леворуких учащихся старших классов общеобразовательной школы, имевших нарушения слуха различной степени. Показаны различия развития показателей психической работоспособности у праворуких и леворуких учащихся с нарушениями слуха.
Ключевые слова: леворукий, праворукий, слабослышащий, неслышащий, нарушенный слух, познавательные процессы, логическое мышление, память, внимание, коэффициент темпа, коэффициент объема, коэффициент сложности деятельности.
SPECIFICS OF PSYCHIC PROCESSES OF LEFT-HANDERS OF DEAF AND HARD-OF-HEARING CHILDREN
Ryzhov B.N.
MSPU, Moscow,
Sharova S.S.
SBPE KLB№4 OD School «The center at Paveleckaya», Moscow
The current article presents the results of research of psychic processes of left-handed and right-handed deaf and hard-of-hearing children; correlation between memory, attention and logical thinking.
Key words: left-handed, right-handed, deaf, hard-of-hearing, normal hear, logical thinking, memory,attention, coefficient by temp, coefficient by capacity, coefficient by complexity.
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ананишнев В.М.,
МГПУ, Москва
Машкова Л.А.,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
Статья посвящена описанию маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях. В статье рассматриваются теоретические проблемы маркетинговой деятельности в образовательной системе; исследуется маркетинг образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательные услуги, образовательный продукт, потребитель, государственный заказ; маркетинг, принципы, функции, направления маркетинга.
MARKETING ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ananishnev V.M.,
MCTTU, Moscow
Mashkova L.A.
Lomonosov Moscow State University, Moscow
The article is devoted to the description of marketing activity in educational establishments. The article considers theoretical problems of marketing activities in the educational system; examines marketing of educational services.
Keywords: educational services, educational product, customer, state order; marketing principles, functions, marketing direction.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ ГТО
Е.С. Романова, Б.М. Абушкин
МГПУ, Москва
В статье представлено исследование отношения школьников к школьной физкультуре и физкультурно-спортивному комплексу ГТО. Осуществлен сравнительный анализ потенциального значения целевых установок комплекса ГТО для школьников с разными жизненными установками и разным личностным потенциалом. Проведен психологический анализ значения для школьников физкультуры и спорта в контексте их будущей карьеры.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, волевые и нравственные качества, комплекс ГТО, физическая подготовка, мотивация, здоровье, психологический тренинг.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS’ ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT COMPLEX EXERCISES
E.S. Romanova, B.M. Abushkin,
MCTTU, Moscow
The article presents a study of the relationship of students to school athletics and sports complex GTO. The comparative analysis of potential target installations of the GTO complex for schoolchildren with different life attitudes and different personal potential. Conducted psychological analysis of value for students of physical education and sport in the context of their future career.
Keywords: physical culture, sport, strong-willed and moral qualities, the complex TRP, physical fitness, motivation, health, psychological training.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
И.М. Реморенко
МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию отношения пользователей социальных сетей к проблемам российского образования. Рассматриваются вопросы формирования общественного мнения; анализируются комментарии, оставленные под новостями о российском образовании в социальных сетях, на основе открытых данных сравниваются характеристики и позиции пользователей разных социальных сетей.
Ключевые слова: образование, общественное мнение, общественное обсуждение, социальные сети, образовательная политика.
PUBLIC DISCUSSIONS ON EDUCATION ISSUES IN SOCIAL NETWORKS
Remorenko I.M.
MCTTU,Moscow
The article is devoted to the study of the relationship of social network users to the problems of russian education. The formation of public opinion is discussed and the Internet users’ comments are also discussed left under the news about russian education in social networks, based on the open data compares of users’ characteristics and attitudes in the social networks.
Keywords: education, public opinion, public discussion, social networking, educational policy.