Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Завьялов А.Е., ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

Журнал » 2015 №13 : Завьялов А.Е., ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ
    Просмотров: 3826

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

 

 

 

Завьялов А.Е.,

 

             МГПУ, Москва

 

 

 

В статье анализируются проблемы связанные с формирование здорового образа жизни и отношением к здоровью на примере молодежной среды, как наиболее подверженной влиянию негативных стрессогенных факторов социальной группы. Приводится анализ моделей отношения к здоровому образу жизни на основе социологических исследований.

 

Ключевые слова: здоровье, алкоголизация, молодежь,  табакокурение, здоровый образ жизни, модели здорового образа жизни.

 

           

 

 

 

PROBLEMS OF A HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IN YOUNG PEOPLE

 

 

 

Zavyalov A.E.,

 

MCTTU, Moscow

 

 

 

In this article the problem of a healthy lifestyle formation in young people is discussed because young people often have a tendency to fall under the influence of negative stressful factors. The analysis of the healthy lifestyle models is given on the basis of sociological researches.

 

Keywords: health, alcoholization, young people, smoking, healthy lifestyle, models of a healthy lifestyle.

 

 

 

Введение

 

 

 

В настоящее время в понятие здоровье вкладывается не только отсутствие болезней, но и такие формы человеческого поведения, которые позволяют достичь высокого уровня физического, психического и эмоционального благополучия.  В этой связи отношение к здоровью предстает как система индивидуальных, избирательных связей лично­сти и различных явлений окружающей действительности, которые способствую­т или угрожают здоровью людей. В это так же включается и оценка человеком своего психического и физического состояния. Люди проявляют свое отношение к здоровью в своих действиях и переживаниях относительно тех факторов, которые влияют на состояние их благополучия.  

 

 

 

1. Здоровье в структуре ценностей человека.

 

 

 

На сегодняшний момент данной проблемой в основном занимаются ученые-медики, что определяет и основной подход к этой проблематике: используется медико-биологические понятия и не учитывается социальный аспект данной проблематики. Вышеназванным проблемам в дискурсе психологии и социологии управления в последнее время уделяется большое внимание  социологами и психологами, в том числе и представителями МГПУ [см.: 1, 3, 4,5, 9, 10].

 

Можно поддержать точку зрения Ю.П. Лисицына, утверждающего, что здоровый образ жизни представляет собой не только отсутствие вредных привычек, но и активную деятельностью по формированию гармоничной физически и духовно развитой личности. Всемирная Организация Здравоохранения так же определяет здоровье как не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

 

Это говорит о том, что процесс формирования в сознании людей ценности своего здоровья – процесс, требующий системного подхода, который будет охватывать большое количество компонентов и включать в себя основные сферы жизнедеятельности индивидов. Формирование образа жизни, направленного на поддержание и развитие своего здоровья, позволит индивиду не только прожить более долгую и счастливую жизнь, но и значительно более эффективно осуществлять функции, возложенные на него обществом.  

 

Здоровый образ жизни позволяет сохранять поддерживать психическое и физическое здоровье, повышаются адаптационные возможности организма. Сюда включаются такие способы активной жизнедеятельности человека, которые могут максимально укрепить индивидуальное и общественное здоровье.

 

В этом ключе здоровый образ жизни представляют собой качественную сторону образа жизни человека. На сегодняшний момент наблюдается значительный рост рисков связанных с различными сторонами жизни человека. Увеличиваются опасности, носящие  экологический, политический, психологический характер. Происходит значительное усложнение общественной жизни. Все это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья людей. Именно поэтому поведение, ориентированное на сохранение и укрепление своего здоровья, должно стать основой для современного образа жизни индивидов. Здоровье должно занимать верхнюю ступень в иерархии потребностей личности, для того, чтобы человек мог противостоять тем вызовам, с которыми ему приходится сталкиваться.

 

Однако, как показывают социологические исследования, в большинстве своем для граждан Российской Федерации здоровье не только не является ценностным ориентиром, но и выступает в качестве объекта эксплуатации. Население страны не только не соблюдает здоровый образ жизни, но и активно подвергает себя большому числу рисков связанных со здоровьем. Низкая медицинская активность, несоблюдение режимов питания, труда и отдыха, сна – все это крайне негативно сказывается на будущем не только отдельного человека, но и страны в целом. Для поддержания состояния здоровья в таких условиях требуется разработка государством дополнительных социальных программ на поддержание здоровья нации. Хотя хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. И основным фактором такого предупреждения должны стать сознательные действия людей, направленные на формирование здоровьесохраняющего поведения. Люди забывают о том, что здоровье позволяет человеку вести активную творческую жизнь. И чем раньше человек осознает необходимость ведения здорового образа жизни, тем меньше ему придётся расходовать средств в последующие годы на коррекцию здоровья, тем более гармоничной будет личность.

 

При этом формирование такого поведения должно начинаться с юношеских лет. Ведь именно молодежь, как наиболее активно развивающаяся социальная группа, наиболее подвержена различного рода рискам и нуждаются в навыках сбережения и укрепления здоровья. Молодые люди еще не осознают важность своего здоровья для будущего и часто склонны недооценивать его ценность[3]. 

 

Социологические исследования подтверждают, что молодые люди относятся к своему здоровью скорее формально. У них отсутствуют действия, направленные на реализацию здорового образа жизни в реальном поведении.  Это может быть связано с тем, что, молодежь не имеет достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, фокусируя понимание здорового образа жизни только на таких его аспектах, как правильное питание и отказ от вредных привычек. Часто складывается такая ситуация, когда принципы здорового образа жизни оказываются для них навязанными извне и молодые люди не делают их основой своего поведения. В этой связи требуется обучение молодых людей здоровому образу жизни, чтобы расширить их представление о здоровьесохранительном поведении и, тем самым, создать ту базу, которая позволит молодежи действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая свое здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствие и возможность осуществлять свои функции в обществе.

 

 

 

2. Отношение молодежи к здоровому образу жизни.

 

 

 

Социологическим центром РАГС в 2010 году было проведено исследование «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика» (N=600). Данное исследование позволило выявить отношение молодых людей к своему здоровью.

 

Опрос показал, что 56,9% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что их здоровье в хорошем состоянии. Однако более старшее поколение в возрасте от 25 до 29 оценивает состояние своего здоровья более пессимистично. Указывают как хорошее - лишь  47,2% респондентов. При этом хорошо видно, что количество молодых людей говорящих, что их здоровье находится на удовлетворительном уровне, удваивается по сравнению с более

 

младшей группой (см.: Таблица 1). Можно предположить, что к 29 года молодежь более реально оценивает состояние здоровье. Так что стоит обратить внимание на то, что увеличивается число молодых людей, которые указывают на свое состояние здоровья, как «плохое» и «очень плохое» - то есть с возрастом их самочувствие ухудшается и они уже сами отмечают эти ухудшения, которые не позволяют им жить с прежней эффективностью.  

 

 

 

Таблица 1

 

Самооценка состояния здоровья молодежи (в %)

 

 

 

Как в целом Вы оцениваете состояние своего здоровья?

Возрастные группы, лет

18–24

25–29

Очень хорошее

14,4

7,4

Хорошее

56,9

47,2

Удовлетворительное

26,8

41,0

Плохое

1,1

1,7

Очень плохое

0,3

1,7

Затруднились ответить

0,5

1,0

 

 

 

При этом, отвечая на вопрос «в какой мере вы заботитесь о своем здоровье», большинство опрошенных ответило, что в основном заботится - 48,6% в группе 18-24 и 52,0% в группе 25-29.  На следующий вопрос, о необходимости ведения здорового образа жизни, большинство соглашается с этим утверждением, говоря, что «да обязательно – 50,6% в группе 18-24 и 47,2% в группе 25-29. Спрашивая же о том, ведут ли они здоровый образ жизни, лишь незначительная часть однозначно отвечает «да» – 16,0% и 15, 3% соответственно (см.: Таблица 2). Это говорит о скорее теоретическом отношении к данному вопросу.

 

 

 

Таблица 2

 

Самооценка ведения здорового образа жизни молодежи   %)

 

 

 

Можете ли Вы сказать, что ведете здоровый образ жизни?

 

Возрастные группы, лет

18–24

25–29

Да

16,0

15,3

Скорее да, чем нет

44,2

37,1

Скорее нет, чем да

26,8

34,1

Нет

6,9

6,6

Затруднились ответить

6,1

6,9

 

 

 

В ответе на вопрос о том, почему они не ведут здоровый образ жизни, респонденты в возрасте 18–24 года чаще всего указывают в качестве причин: лень – 39,3%; вредные привычки – 33,6%; нагрузка на работе –31,1%; нехватка времени – 33,6%. В возрастной  группе 25–29 показатели несколько меняются: лень  - указывают 37,6%; вредные привычки – 31,2%; нагрузка на работе – 35,5%; нехватка времени – 36,6% (см.: Диаграмма 1). При этом более старшее поколение молодежи чаще отмечает, что вести здоровый образ жизни им мешают черты характера – 18,3%, против 10,7% в возрастной группе 18-24 лет. Это может указывать на то, что воздействие на возрастную группу 25-29 лет осложняется наличием у них устоявшихся привычек и моделей поведения, что требует, в свою очередь, разработки иного подхода к проблеме формирования здорового образа жизни, нежели чем в возрастной группе 18-24 лет.

 

 

 

Так же, подтверждается тот факт, что более старшая группа уже не столь оптимистично оценивает свое здоровье – в качестве причини они реже указывают на «отсутствие необходимости»: 7,4%, в то время, как в младшей группе, так отвечает 3,2% респондентов.  

 

 

 

Диаграмма 1

 

Факторы, мешающие ведению здорового образа жизни молодежи (в %)

 

 

 

 

Говоря о том, почему молодые люди ведут здоровый образ жизни, самым популярным ответом является «желание хорошо выглядеть»: 65,1% в группе 18-24 лет и 65,8 в группе 25-29 лет.  На втором месте находится «желание сохранить здоровье»: 49,1% и 62,5% соответственно (см.: Таблица 3). Это еще раз подтверждает тот факт, что с возрастом молодежь склонна более объективно и ответственно подходить к своему здоровью, что может быть связано с ухудшением самооценки своего здоровья: юноши и девушки начинают ощущать нехватку здоровья и пытаются восстановить былую форму. Этот тезис подтверждает и то, что на третьем месте в оценке мотивации к ведению здорового образа жизни у молодых людей находится «необходимость поддерживать работоспособность»: 33,9% и 40% соответственно. Все это свидетельствует о том, что по мере своей жизни юноши и девушки все острее понимают необходимость сохранения своего здоровья, однако, находясь в более молодом возрасте, не склонны еще связывать состояние своего здоровья и успешностью в жизни, на работе и семье. Однако более старшее поколение, уже перенеся ощутимые для них потери в здоровье, более бережено подходят к данному вопросу[12].

Таблица 3

 

Мотивация студентов, ведущих здоровый образ жизни (в %)

 

 

Если Вы ведете здоровый образ жизни, что Вас к этому побуждает?

Возрастные группы, лет

18–24

25–29

Необходимость поддерживать работоспособность

33,9

40,0

Необходимость укреплять не очень хорошее здоровье

17,0

21,7

Желание хорошо выглядеть

65,1

65,8

Желание быть культурным человеком

20,2

14,2

Привычка так жить с детства

21,1

14,2

Делаю это за компанию с близкими людьми, друзьями

8,3

4,2

Служебная необходимость

1,8

6,7

Желание сохранять здоровье и прожить долгую жизнь

49,1

62,5

Получаю поощрения на работе

1,8

1,7

Другое

1,8

1,7

Затруднились ответить

2,8

0,8

 

 

 

Не все молодые люди понимают необходимость ведения здорового образа жизни. Те юноши, которые оценивали свое здоровье, как «хорошее», считают, что в данном вопросе определяющим фактором являются «усилия самого человека» – так ответило 46,0% опрошенных. При этом те, кто оценивают свое здоровье, как плохое, считают, что на первом месте находятся «условия жизни» – 40,5% опрошенных.

 

Девушки, которые оценили свое здоровье, как хорошее, считают важными «усилия самого человека» наиболее важными, на втором месте – «условия жизни» (38,9%) и на третьем – «вредные привычки» (34,6%). Те же девушки, которые оценивали свое здоровье как плохое, как и юноши, считали, что ключевую роль в состоянии здоровья играют «условия жизни» (46,5%), при этом выбрали «наследственность» и «усилия человека» 31,4% респондентов-девушек. То есть самооценка молодыми людьми своего состояния здоровья напрямую для них зависит от важности собственных усилий по этой проблеме.

 

При этом в оценке мотивации к заботе о здоровье наиболее частым ответом являлось – желанием быть физически развитыми и не отставать от других. На второе место юноши ставят воспитание, а девушки, в свою очередь – ухудшение здоровья (см.: Таблица 4).

 

Таблица 4

 

Основные причины заботы студентов о своем здоровье (по полу,%)

  

 

Забота вызвана:

Юноши

Девушки

Воспитанием

17,6

12,6

Влиянием окружающих людей

7,8

8

Воздействием медицинской информации

6,9

9

Ухудшением здоровья

13,7

20,6

Требованием родных и друзей

4,9

9

Желанием быть физически сильнее, здоровее

48

38,2

Другое

1

2,5

 

Это может указывать на то, что девушки, более внимательны к состоянию свое здоровья. При этом, осознавая необходимость заботы о своем здоровье, они более часто ссылаются на различные внешние факторы. Юноши, в свою очередь, считают это делом личного выбора. Но 86% девушек и 92% юношей считают, что необходимо заботиться о своем здоровье.

Стоит так же отметить и негативные моменты в вопросе заботы о здоровье. И одной из самых распространенных пагубных привычек является употребление спиртосодержащих напитков. Не употребляет алкоголь  вообще около 39%. При этом самым распространенным напитком является пиво (см.: Таблица 5) [6, с. 52-54]. На втором месте у юношей находятся крепкие напитки, а у девушек же – сухие вина и шампанское.

 

Таблица 5

 

Частота употребления студентами спиртных напитков (по полу, %)

 

 

 

Название

напитка

Употребляют часто

Употребляют редко

Не пьют вообще

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Сухие вина, шампанское

5,4

8,5

60,6

29,3

29,3

22,5

Крепкие напитки

8,1

2

46,3

26

40,5

68,1

Пиво

32,6

16

38,9

40,7

25,8

40,7

 

 

 

Весьма трудная обстановка складывается и с табакокурением. В среднем юноши выкуривают значительно больше сигарет в день. Если 10-20 сигарет в день выкуривает лишь 28,2, то среди юношей таких – уже 42,8. Так же среди юношей больше и тех, кто употребляет более 20 сигарет в день – 8,3% юношей и 2,8% девушек. Девушки стараются курить меньше, возможно стараясь минимизировать вред своему организму. До 10 сигарет в день выкуривает – 48,9% юношей и 69% девушек. Из этого можно сделать вывод, что как при распитии алкоголесодержащих напитков – девушки склонны более бережливо подходит к своему здоровью[9, с. 82].

 

Так же учеными выявлена тесная взаимосвязь между психическими расстройствами и подверженностью табакокурению у молодых людей. Американские исследования показывают, что страдают психическими расстройствами 41% курильщиков. Данная взаимосвязь носит весьма сложный характер, когда курение превращается в самолечение человеком своего эмоционального состояния. Однако это негативно сказывается, как на физическом, так и на психическом уровне, только усиливая эту зависимости и стрессы, связанные с нею.

 

На сегодняшний момент складываются крайне негативные тенденции в отношении здоровья среди молодежи. Отчетливо, что присутствует потребительское отношение к этому важному в жизни ресурсу. Сложности, связанные с началом вхождения в существующие экономические отношения, еще более усугубляют эту картину. Все это крайне негативно сказывается на дальнейшей жизни молодых людей, в том числе, на развитии семейных отношений и вступлении в брак – потери в здоровье сказываются не только на бытовой сфере жизни молодой семьи, но и на процессе зачатия и рождения ребенка.

 

Учитывая все вышесказанное, можно выделить модели отношения молодых людей к здоровому образу жизни. Они определяются такими параметрами, как: степень заинтересованности в информации по здоровому образу жизни, необходимость реализации лучших социальных практик здорового образа жизни в повседневной деятельности.

 

Первая модель основывается на том, что человек, осознавая потребность в здоровом образе жизни, активно укрепляет и поддерживает состояние здоровья, реализуя это в своем поведении. Связано это с отказом от вредных привычек, соблюдением режимов труда и отдыха, сна, питания, занятии физическими упражнениями и т.д. В данной модели молодые люди активно интересуются идеями здорового образа жизни, постоянно пополняя свои знания в этой сфере новой информацией о способах укрепления и развития своего здоровья. Они прекрасно понимают необходимость здоровья как основы для всестороннего развития своей личности.

 

Вторая модель отношения к здоровому образу жизни связана с тем, что человек, зная о необходимости заботы о своей здоровье, тем не менее, реализует эти знания в своем поведении не полном объеме ввиду особенностей образа жизни в целом. При этом, осознавая потребность в здоровом образе жизни, он следует этим принципам частично. К примеру, будучи не в силах по тем или иным причинам поддерживать режим питания, труда и отдыха, он старается компенсировать это прогулками на свежем воздухе, занятиями физической культурой и спортом.

 

Третья модель основывается на том, что человек понимает необходимость следования здоровому образу жизни, осознает потребность в укреплении своего здоровья, но тем не менее, ссылаясь на различные факторы, такие как – нехватка времени или средств, не следует идеям здорового образа жизни. Для этой модели характерно то, что реальное поведение молодых людей не соответствует объективной потребности в работе над своим здоровьем, а недостаточную самоорганизацию они оправдывают надуманными внешними предлогами.

 

Четвертая модель отношения к здоровому образу жизни является наиболее саморазрушительной. Заключается она в том, что молодые люди не проявляют никакого желания в развитии у себя здоровьесберегающего поведения, отрицая даже получение теоретической информации по проблеме. Дополнительно это все усугубляется нездоровым образом жизни, связанным с употреблением алкогольной и наркосодержащей продукции, что, несомненно, разрушает здоровье и приводит к пагубным последствиям.

 

Заключение

 

Формирование здорового образа жизни не может представлять собой процесс, который имеет завершение. Стоит отметить, что важным индикатором состоянием общества, является здоровье молодых людей. При этом именно на студенческие годы приходится рост количества заболеваний. Не смотря на то, что, как показывают исследования – большинство молодых людей понимают необходимость ведения здорового образа жизни, они обладают недостаточно высокой степенью информатированности в этой области. Усугубляется это так же личностными настройками молодежи – нехватка силы воли оказывает большое отрицательное воздействие на здоровый образ жизни на равнее с проблемами организации своего личного времени и отсутствием денег для регулярного посещения спортивных секций, залов и иных мероприятий связанных с развитием и укреплением своего здоровья.

 

 

Список литературы

 

  1. Ананишнев, В.М.  Социология влияния - Монография – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011.- 255 с.  (  16,0  усл. п.л.) Том Т.4.
  2.  Ананишнев, В.М.  Современные социологические  теории и школы - Монография – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011.- 272 с.  (  17,0  усл. п.л.) Том Т.5.
  3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2. С. 26-31.
  4. Бородкина Г.В., Романова E.Г. Мотивация к рождению детей в моно- и межэтнических семьях // Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 134-139.
  5. Гостев А.Н. Система российских традиций в студенческом самоуправлении // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 116-123.
  6. Журавлева И.В.Установки на здоровье и мотивы заботы о нем.// Здоровье студентов: социологический анализ. - М., 2012.
  7. Иванова Л.Ю. Потребность в информации о здоровье и здоровый образ жизни. // Здоровье студентов: социологический анализ. - М., 2012.
  8. Иванова Л.Ю. Активность студентов в сфере физической культуры // Здоровье студентов: социологический анализ. – М., 2012.
  9. Ивахненко Г.Употребление студентами психоактивных веществ.// Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012.
  10. Романова, Е. С.,  Абушкин Б. М., Ткаченко А. В. Родительская общественность в решении образовательной политики  // Системная психология и социология. 2014. № 2(10)   С. 127-137.
  11. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. М.: Воениздат, 2004.
  12. Старовойтова С.Ю. Отношение к здоровью рабочей молодежи.//Известия Саратовского университета. Т. 12., 2012.

 

References

 

  1. Ananishnev V.M. Sociologyof influence - the Monography - М: Open Company FACE DOWNWARDS "Engineer", 2011.255 p. (16,0 p.p.) volume V.4
  2. Ananishnev V.M. The modern sociological theories and schools - the Monography - М: Open Company FACE DOWNWARDS "Engineer", 2011. - 272 p. (17,0 p.p.) V.5
  3. Antropov M. V, the Decoy of Г, Kuznetsova L.M., Borodkin G.V. Health of schoolboys: results longityudny researches//Pedagogics. 1995. № 2. P. 26-31.
  4. Borodkina G. V, Romanova E.Г. Motivation by a birth of children in mono-and interethnic families//System psychology and sociology. 2011. № 3. P. 134-139.
  5. Gostev A.N. System of the Russian traditions in student's self-management//System psychology and sociology. 2013. № 7. P. 116-123.
  6. Zhuravlyova I.V. Installation on health and motives of care about it.//Health of students: the sociological analysis. - М, 2012.
  7. Ivanova L.JU. Needed information about health and a healthy way of life.//Health of students: the sociological analysis. - М, 2012.
  8.  Ivanova L.JU. Activity of students in physical training sphere//Health of students: the sociological analysis. - М, 2012.
  9. Ivahnenko G. Use psychoactive agents by students  .//Health of students: the sociological analysis - М, 2012.
  10.  Romanova Е. С, Abusjkin B.M., Tkachenko A. V. The parentalpublic in the decision of an educational policy//System psychology and sociology. 2014. № 2 (10) P. 127-137.
  11. Ryzhov B. N. The History of psychological thought. Moscow: Voyenizdat, 2004
  12. Starovoitova S. Ju. Relation to health of the worker youth.//News of the Saratov university. V. 12., 2012.