Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал » 2015 №13 : Унру О.В., ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    Просмотров: 2805

 

УДК 124.5

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В  ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Унру О.В.

МГПУ, Москва

 

 

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций подростков. Рассматривается эффективность формирования системы ценностей подростков в детской общественной организации.

 

Ключевые слова: система ценностей, детская организация, подростки, сензитивный период, мотивация.

 

 

 

EXPERIMENTAL RESEARCH OF ADOLESCENTS’ VALUE SYSTEM

 

IN THECHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION

 

 

Unruh O. V.
MCTTU, Moscow

 

 

The article presents the results of a study of adolescents’ value orientations. The efficiency of the forming adolescents’ value system in the children's public organization is considered.

 

Keywords: value system, children's public organizations, adolescents, sensitive period, motivation.

 

 

Введение

 

 

Подростковой возраст характеризуется не только существенными анатомо-физиологическими особенностями развития подростка, но и изменениями в социальной ситуации развития и ведущей деятельности, поэтому эти изменения требуют ближайшего рассмотрения. Социальная ситуация развития – система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности [1,12]. Важное изменение в социальной ситуации развития подростка связано с той ролью, которую выполняет в этот период коллектив. Подростки включаются в разные виды общественно полезной деятельности, что существенно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.Поэтому особую роль при формировании системы ценностей подростка мы видим в разносторонней деятельности детской организации [1,11].

 

По определению В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, система ценностей (син. ценностные ориентации) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.) [5].Формирование системы ценностей актуально именно в подростковом возрасте, так как, с одной стороны, для этого возраста характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - это этап, предшествующий достижению некоторой зрелости, на котором происходят наиболее важные существенные, с точки зрения дальнейшего развития личности человека, изменения и преобразования [3].

 

В настоящее время на государственном уровне ставится задача формирования у школьников ценностного потенциала, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поэтому особая роль в решении этой задачи принадлежит разработке комплекса психолого-педагогических программ, который учитывает всестороннее развитие личности подростков и позволит эффективно формировать систему ценностей подростков [2,6].

 

 

Методика

 

 

Задача исследования состояла в том, чтобы в процессе экспериментальной работы проанализировать ценностные ориентации в подростковом возрасте и выявить существенные различия между группами подростков участников детской организации и подростков, не задействованных в каких-либо объединениях дополнительного образования, доказав тем самым возможность эффективного формирования системы ценностей подростков в процессе их участия в детской общественной организации.

 

Проведенная исследовательская работа предусматривала сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группе участников. При условии, что в экспериментальной группе осуществлялось систематическое формирующее воздействие, основанное внедрении комплекса психолого-педагогических программ по формированию системы ценностей подростков в деятельность Содружества Детских Землячеств «Радуга» (далее СДЗ «Радуга»). Содержание воспитательной работы в контрольной группе не выходило за пределы норматива, зафиксированного в планах воспитательной работы школ, программах, учебниках, методических материалах для педагогов и т.п. Эксперимент проводился с использованием методов, приемов и форм организации досуговой деятельности (традиции, обычаи, ритуалы, атрибутика) во внешкольной работе. Поэтому возникла необходимость сравнивать показатели формирования системы ценностей подростков, которые осваивали материал в соответствии с программно-целевым подходом, разработанным нами для детской общественной организации, с аналогичными показателями для контингента учащихся, у которых данный воспитательный процесс осуществлялся традиционными формами и методами (классные часы, уроки толерантности, мира и т.д.)

 

Всего в эксперименте приняли участие 620 подростков: экспериментальная группа - детская общественная организация Содружество детских Землячеств «Радуга» Серпуховского муниципального района Московской области – участники 310 подростков; контрольная группа - учащиеся школ, не задействованные в деятельности ДОО – 310 подростков: МОУ «Пролетарская СОШ» - 168 подростков; МОУ «Данковская СОШ» - 142 подростка. Педагогический эксперимент в составе настоящего исследования представлен тремя этапами: констатирующим (2011 г.), формирующим (2011– 2013 гг.), и контрольным (2014 г.). Экспериментальная работа осуществлялась непрерывно в течение 4-х лет в лонгитюдном режиме. К моменту окончания эксперимента участники экспериментальной и контрольной групп достигли возраста 15 лет. Контрольная группа введена с целью исключить влияние возрастных новообразований на результаты исследования.

 

Таким образом, проводились исследования личности и системы ценностей подростков по следующим методам и методикам:

 

Методы исследования системы ценностей подростков:

 

- Для определения типов доминирующей мотивации применялся  тест «Профиль мотивации», разработанный Б.Н. Рыжовым.  Методика основана на поэтапном ранжировании  32-ух потребностей и ценностей, соответствующих 8 выделенным типам мотивации. На основе суммирования рангов потребностей, отнесенных к каждой из восьми шкал мотивации, определялся количественный индекс выраженности той или иной мотивационной шкалы. На основе полученных количественных индексов по каждой шкале строился усредненный мотивационный профиль личности [8,9].

 

- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [4].  Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и  разделяет два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Методика М. Рокича позволяет проводить индивидуальное ранжирование каждым подростком 18 ценностей из двух списков. Они позволяют получить индивидуальную иерархию ценностей и степень ценностно-ориентированной согласованности конкретного подростка.

 

Методы исследования личности подростков:

 

- Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [10]. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют ценностную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

 

- Методика «Изучение направленности личности» разработана чешскими психологами В. Смекала и М. Кучера. В основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие).

 

- Для выявления профессиональных предпочтений и соответствующего типа личности использовался «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда в модификации Романовой Е.С. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определенным типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип и  К-конвенциальный тип [7].

 

Для формирования ценностной сферы подростков в детской организации разработана и внедрена психолого-педагогическая модель, основанная на программном подходе, которая включает семь развивающих программ деятельности детской организации, как семь направлений развития подростка – семь цветов радуги, в соответствии с символикой СДЗ «Радуга» (таблица 1). Совокупность данных компонентов обеспечивает целостность ценностноцелевой направленности деятельности по формированию ценностной сферы у подростков – участников СДЗ «Радуга».

 

Таблица 1

 

Комплекс психолого-педагогических программ

 

 по формированию системы ценностей подростков в детской организации

 

 

Программа деятельности

Направление

Цвет галстука (радуги)

«Лидер»

активистское

красный

«Мир красотой спасется»

художественно-эстетическое

оранжевый

«Игра – дело серьезное»

игровое

желтый

«Экологический бумеранг»

научно-образовательное

зеленый

«Спортландия»

спортивно-оздоровительное

голубой

«Слава Земли Серпуховской»

гражданско-патриотическое

синий

«Свой голос»

познавательное

фиолетовый

 

 

Результаты и обсуждения

 

Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на констатирующем этапе экспериментальной работы позволяет говорить об отсутствии существенных различий среди подростков контрольной и экспериментальной групп. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.

 

На заключительном этапе экспериментальной работы по опроснику «Изучение самоотношения» (ОСО) для контрольной и экспериментальной групп доминирует шкала самоинтереса с выросшими показателями с 67% до 74% соответственно.Выраженность показателя «самоинтерес» отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Наименьший выбор для подростков контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента по шкале самопонимание - 41% и 43% соответственно. После проведения эксперимента показатель по этой шкале у контрольной группы остается заниженным - 43%, а у экспериментальной группы после внедрения комплекса психолого-педагогических программ показатель шкалы самопонимание выравнивается до среднего значения - 55 %.Показатели экспериментальной группы значительно возрастают по шкале глобальное самоотношение (62% - контрольная группа, 70 % - экспериментальная группа), что отражено в шкалах самопонимание (43% - контрольная группа, 55% - экспериментальная группа), самоуверенность (61% - контрольная группа, 65% - экспериментальная группа), самопринятие (68% - контрольная группа,70% - экспериментальная группа). Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента.Таким образом, результаты экспериментальной группы значительно превышают результаты подростков контрольной группы. Достоверность результатов подтверждает тот факт, что отсутствуют ответы со значением показателей более 80 и менее 40 баллов - такие результаты интерпретировать не рекомендуется, так как принято считать, что данные получены под влиянием второстепенных условий, например под влиянием социальной желательности. Сравнительный анализ результатов подростков экспериментальной группы позволяет проследить изменения в динамике, от младшего подросткового возраста к старшему. Сравнение результатов старших подростков контрольной и экспериментальной групп позволяет выявить существенные различия. Коэффициент корреляции, полученный с помощью t-критерия Стьюдента, находится в зоне значимости: результат: tЭмп = 3.9; критические значения: p≤0.05 = 2,2; p≤0.01 = 3.11, что подтверждает достоверность результатов.

 

Исследование направленности личности по методике В. Смекала и М. Кучера позволяет сделать вывод о существенных различиях в личностной сфере среди групп подростков – участников экспериментальной работы. Показатель направленности на себя (НС) после внедрения комплекса развивающих программ у подростков экспериментальной группы выражен в меньшей степени (30 баллов), чем у подростков контрольной группы (32 балла). Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, в отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие (ВЗ) у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы (33 б и 28 б соответственно). Показатель направленности на задачу (НЗ) также доминирует в ответах подростков экспериментальной группы (35 баллов), в отличие от результатов  подростков контрольной группы (30 б). Однако, следует  учесть, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно у подростков экспериментальной группы также ярко выражена познавательная активность.

 

Результаты исследования мотивационной сферы подростков через ценностные предпочтения [8] выявили общую тенденцию выраженности биологического вида  мотивации (репродуктивной – мотивации развития вида, самосохранения – мотивации развития индивида), что восходит к теории потребностей и классификации мотивов Маслоу А. и других.  В таблице 2 показано соотношение потребностей (ценностных предпочтений) подростков контрольной и экспериментальной групп. Стоит отметить, что данная классификация предусматривает существование согласованности всех типов потребностей с некоторым доминированием одной или нескольких мотивационных тенденций на определённом этапе развития.

 

 

Таблица 2

 

Мотивационный профиль подростков контрольной и экспериментальной групп

 

Виды мотивации и типы ценностей

Эксперименталь-ная группа (до)

12 лет

Эксперименталь-ная группа (после)

15 лет

Контрольная группа (до)

12 лет

Контрольная группа (после)

15 лет

1

Витальная

4,9

3,6

4,8

3,6

2

Репродуктивная

4,2

4,7

4,2

4,5

3

Самосохранение

3,8

4

3,9

4

4

Альтруизм

4

5

4

4,7

5

Познавательная

3.8

4,8

3,8

4

6

Самоуважение

3,4

4,5

3,5

4.2

7

Самоактуализация

3

4,5

2,9

4,3

8

Нравственность

4,7

5

4,7

4,8

 

Из таблицы видно, что результаты экспериментальной группы подростков до начала эксперимента выражены в большей степени за счёт витальной мотивационной тенденции (индекс выраженности 4,9), самосохранения – (3,8), которые обнаруживают значимые различия (при p < 0,01) по сравнению с мотивационными тенденциями развития вида: репродуктивной – (индекс выраженности 4,2) и альтруизма – (индекс выраженности 5). Однако стоит заметить, что присутствующие в структуре мотивационного профиля ценностные предпочтения (репродуктивная и альтруизм), находятся в центре по шкале ранжирования (от 1 до 8 в порядке возрастания значимости). Сравнительно высокий индекс репродуктивной мотивационной тенденции подростков 12 лет может быть связан с началом полового созревания подростков. Альтруизм также является значимой мотивационной тенденцией для подростков в детской организации, что прослеживается по таблице 2. Ранговый индекс ценностного предпочтения на протяжении всей экспериментальной работы возрастает с показателя 4 у подростков 12 лет экспериментальной группы; до показателя 4,7 у подростков 15 лет, а у подростков 15 лет экспериментальной группы достигает значимого повышения – 5, (при p < 0,01).  Выявленная закономерность объясняется воздействием разносторонней деятельности детской организации на формирование ценностной сферы подростков экспериментальной группы. Альтруистическая направленность личности подростков  сопряжена с активной жизненной позицией, развитым чувством долга, толерантности, при этом подростки в детской организации проявляют меньшую склонность к заботе о личной безопасности – (4). Возможность реализации собственных способностей значительно возрастает у подростков экспериментальной группы (индекс выраженности познавательной мотивации возрастает с 3,8 до 4,8) в отличие от подростков 15 лет контрольной группы (индекс выраженности познавательной мотивации – 4). У подростков экспериментальной группы ярко выражены социальные ценности. Это также обусловлено активным участием в деятельности детской организации. Так, выделяется ценностное предпочтение развития социума потребность в нравственности, которая преобладает у подростков контрольной и экспериментальной групп: до эксперимента 4,7; после эксперимента показатель контрольной группы 4,8 и экспериментальной группы 5. Подростки экспериментальной группы в сравнении с подростками контрольной группы, показали достоверные различия выраженности индекса нравственной мотивации. Вместе с тем, ценностное предпочтение индекса нравственности достаточно высоко и у подростков контрольной группы, он не опускается ниже 4,7. Также стоит отметить, что по индексу самоуважения, входящего в состав социальной мотивации (мотивации развития личности) у подростков контрольной и экспериментальной групп наблюдаются различия: до эксперимента -3,4, после эксперимента у экспериментальной группы - 4,5; у контрольной группы -  4,2.  Похожее распределение можно наблюдать по мотивации развития социума, самоактуализации: до эксперимента – 3, после эксперимента у подростков экспериментальной группы – 4,5; у подростков контрольной группы – 4,3, индексы данных тенденций только у подростков детской организации экспериментальной группы достигают среднего значения. Это можно объяснить разносторонней деятельностью детской организации, действующей на основе комплекса развивающих психолого-педагогических программ. Деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п.

 

Для уточнения профессиональной направленности и соответствующего типа личности нами был проведён «Опросник профессиональных предпочтений» (в модиф. Е.С. Романовой), который показал, что особенностью экспериментальной группы подростков в детской организации является преобладание социального выбора, т.е. большинство подростков можно условно отнести к социальному типу личности. Этот тип характеризуется социальной активностью, предполагающей взаимодействие с людьми. Данная теория основывается на заключении, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды, т.к. поведение человека наряду с его личностными особенностями определяется окружением, в котором проявляется его активность [7]. Стремление найти профессиональную среду, свойственную своему типу, обусловливается желанием полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Опросник позволяет соотнести склонности, интеллект, способности не только с различными профессиями, но и с определённым типом личности: Р-реалистический тип, И-исследовательский тип, А-артистический тип, С-социальный тип, П-предпринимательский тип, К-конвенциальный тип. В таблице 3 представлены типы профессиональных предпочтений подростков контрольной и экспериментальной группы до и после внедрения эксперимента. Из таблицы  видно, что у всех групп подростков  преобладающим является социальный выбор.

 

 

Таблица 3

 

Типы  профессиональных предпочтений подростков

 

в контрольной и экспериментальной группах

 

 

 

Группы

Типы профессиональных предпочтений

Р

И

А

С

П

К

1.

Экспериментальная группа (до эксперимента)

12 лет

9%

6%

14%

42%

21%

8%

2.

Экспериментальная группа (после эксперимента)

 15 лет

3%

6%

6%

55%

27%

3%

3.

Контрольная группа (до эксперимента)

12 лет

9%

6%

13%

43%

20%

9%

4.

Контрольная группа (после)

15 лет

7%

8%

6%

51%

25%

3%

Различия достоверны при р<0,05

 

           

У экспериментальной группы до начала эксперимента – 42%,  после окончания эксперимента – 55%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 43%, после - 51%. Следующим по значимости выступает предпринимательский тип личности,  результаты которого:  у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 21%, после окончания эксперимента  – 27%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента – 20%,  после  – 25%. Этот тип характеризуется  уверенностью в себе, стремлением к руководству и организации у подростков.             В меньшей степени среди подростков представлены такие типы, как: конвенциональный тип у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 8%, после окончания эксперимента  – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 3% соответственно; исследовательский – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 6%, после окончания эксперимента – 6%, у подростков контрольной группы – 6% и 8%;  реалистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 9%, после окончания эксперимента  – 3%, у подростков контрольной группы – 9% и 7% соответственно; артистический – у подростков экспериментальной группы до начала эксперимента  – 14%, после окончания эксперимента  – 6%, у подростков контрольной группы до начала эксперимента 13%, после - 6% . Таким образом, у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности, на вторую позицию подростки выносят предпринимательский тип личности.

 

Результаты теста личности «Ценностные ориентации» М. Рокича указывают, что в терминальных ценностях на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: свобода (20%) и любовь (11%);  подростки контрольной группы отмечают  - показатель здоровья (20%), свобода (10%), любовь (12%). На последних местах у экспериментальной группы: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение – 12%. У контрольной группы последние места среди терминальных ценностей распределились среди показателей: красота природы и искусства (14% и 18%), материальное обеспечение – 19%.  Подобная ситуация складывается и при исследовании инструментальных ценностей - на первые места младшие подростки в экспериментальной группе ставят показатели: честность -13%, воспитанность – 11%, аккуратность – 9%, подростки контрольной группы: воспитанность (12%), честность (12%) и аккуратность (8%). На последние места подростки экспериментальной и контрольной групп определили высокие запросы (8%, 13,5%, 20,5%) и (10%, 11,5% и 11%) соответственно. Такая ситуация поддерживает гипотезу диссертационного исследования: на момент проведения констатирующего этапа эксперимента различия в ценностной сфере среди младших подростков контрольной и экспериментальной групп не значительны.

 

На контрольном этапе экспериментальной работы у старших подростков экспериментальной группы доминирующие терминальные ценности свидетельствуют о сформированности социальной системы ценностей. Такая социальная установка характерна прежде всего для данного возраста и часто является альтруистической, основана на доверии. Доминирующие на последних местах показатели: красота природы и искусства (17% и 16%), материальное обеспечение (12%)  свидетельствуют о несформированной эстетической системе ценностей у младших подростков экспериментальной группы. Расположение у старших подростков контрольной группы показателя «счастье других» (18%) на последнем месте, может свидетельствовать о наличие проблемы снижения  воспитательного потенциала образовательных учреждений, а именно проблемы приобщения школьников к  общечеловеческим ценностям. В инструментальных ценностях подростки экспериментальной группы на первые места возводят честность (13%), воспитанность (11 %), аккуратность (9%); подростки контрольной группы - жизнерадостность (16%), честность (12%), самоконтроль (12%). Доминирующие инструментальные ценности для подростков подтверждают их социальную направленность, т.е. значимость явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям общества, социальной группы, личности. На последние места среди инструментальных ценностей младшие подростки экспериментальной группы поместили показатель высокие запросы (требования к жизни, высокие притязания) (8%, 13,5%, 20,5%): старшие подростки контрольной группы - непримиримость к недостаткам в себе и других (14%, 21%, 27%). Таким образом, подростки не считают ценности самоутверждения приоритетными, что является характерным для данного возраста.

 

Анализируя иерархию ценностных ориентаций, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются в содержательные блоки по разным основаниям. Следует отметить, что подростками и контрольной и экспериментальной групп на момент проведения констатирующего этапа исследовательской работы среди терминальных ценностей наиболее присущи личные жизненные ценности (здоровье, любовь, наличие друзей, свобода), тогда как ценности пассивные (красота природы и искусства, счастье других) остаются для них на последних местах. Среди инструментальных ценностей для подростков обеих групп приоритетом обладают ценности непосредственно-эмоционального мироощущения  и ценности межличностного общения (честность, воспитанность, жизнерадостность). На последних местах у подростков располагаются ценности самоутверждения: для экспериментальной группы (высокие запросы), для подростков контрольной группы (непримиримость к недостаткам других).

 

Выводы

 

Таким образом, в результате проведенного исследования по всем методикам подростки показали результаты, характерные для данного возраста и отражающие их личностную направленность. Однако, изучение личности и системы ценностей на контрольном этапе исследовательской работы показало наличие существенных различий у подростков экспериментальной и контрольной групп. Эффективность комплекса психолого-педагогических программ, направленных на формирование системы ценностей подростков, доказана в ходе формирующего эксперимента.  

 

Результаты по методике ОСО отражают весь сложный внутренний мир подростка. С одной стороны выраженность показателя «самоинтерес» у подростков отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», что свидетельствует об уверенности, своей интересности для других. С другой стороны заниженный показатель «самопонимание» на начальном этапе эксперимента, и выравнивание этого показателя до среднего значения у подростков экспериментальной группы на контрольном этапе экспериментальной работы. Результаты подростков экспериментальной группы свидетельствуют о позитивном влиянии проведенного эксперимента и значительно превышают показатели подростков контрольной группы.Таким образом, можно утверждать, что у подростков экспериментальной группы речь идет о возросшем аспекте самоотношения в целом, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, понимание самого себя, что дает возможность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным.

 

У подростков экспериментальной группы в наибольшей степени снижены мотивы собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. В отличие от подростков контрольной группы, подростки экспериментальной группы больше реагируют на потребности окружающих. Направленность на взаимодействие у подростков экспериментальной группы значительно выше, чем тот же показатель у подростков контрольной группы. Соответственно, подростки экспериментальной группы отличаются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, проявляют интерес к совместной деятельности. Этот показатель свидетельствует также о сплоченности в группе, в нашем случае это влияние межличностных отношений, результат взаимодействия подростков в детской организации. Находясь в поле деятельности детской организации, подростки экспериментальной группы объединены общими целями и задачами. Показатель направленности на задачу отражает увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, следовательно, у подростков экспериментальной группы ярко выражена познавательная активность.

 

В результате исследования по методике «Опросник профессиональных предпочтений» можно сделать вывод, что у подростков экспериментальной и контрольной групп преобладает социальный тип личности. В соответствии с  теорией Дж. Холланда [7], это объясняется активной позицией и альтруистической и нравственной мотивационной направленностью, организацией и стремлению к лидерству. Однако, результаты экспериментальной группы после проведения эксперимента выше в сравнении с результатами подростков контрольной группы. Такие показатели, по нашему мнению, свидетельствуют о ценностном потенциале детской организации и о влиянии комплекса развивающих психолого-педагогических программ при формировании ценностной сферы подростков.

 

Следует учитывать, что подростки экспериментальной группы вовлечены в особую структуру межличностного взаимодействия. Разносторонняя насыщенная деятельность в детской организации направленна на формирование ценностной сферы подростков, предполагающая активность, инициативность, ответственность, толерантность, сплочение и т.п.  Итак, в структуре мотивационного профиля подростков экспериментальной группы до начала эксперимента, как показало проведённое исследование, преобладающим является биологический вид мотивации, к которому отнесены витальные, репродуктивные и альтруистические ценности. Однако после проведения экспериментальной работы выделяется социальный вид мотивации, который определяется значимым преобладанием нравственных ценностей, самоактуализацией, познавательной потребностью.

 

Направленность на социальные ценности прослеживается и в результатах по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Результаты контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о различиях в ценностной сфере подростков. Для подростков экспериментальной группы одно из доминирующих значений имеют активные ценности профессионального самоопределения – этот показатель находится на последних местах у подростков контрольной группы. Также подростки экспериментальной группы имеют меньше затруднений в межличностных отношениях в отличие от подростков контрольной группы. Эти различия, по нашему мнению, обусловлены недостаточностью воспитательного воздействия образовательного учреждения на подростков контрольной группы. У подростков экспериментальной группы результаты определены ценностным содержанием детской организации, а именно, усиленным формирующим воздействием на систему ценностей подростков комплекса развивающих программ.

 

 

Заключение

 

 

Разработанный в ходе исследования комплекс психолого-педагогических программ предполагает возможность формирования разностороннего развития личности и системы ценностей подростков. Программный подход может быть рассмотрен и использован в качестве  учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как в комплексе образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей, так и по отдельности в соответствии с направлением деятельности образовательного учреждения. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в практике формирования системы ценностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования и детского оздоровительного лагеря при составлении программы деятельности и программы развития учреждения; также при планировании воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.

 

Таким образом, значимость исследования заключается в возможности эффективно формировать систему ценностей подростков в детской организации. Это положительно влияет на всестороннее развитие личности подростка, направленность личности, позволяет повысить самооценку, самоотношение, в том числе для последующего успешного выбора профессиональной деятельности.

 

Литература

 

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. – М., 1984. – С. 258-259
  2. Львова С.В.Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников , 2014 г. – №1(9), с.79-86
  3. Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков // Системная психология и социология. – 2013-№8 (II) – с.49-53
  4. Практическая психодиагностика / сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2009. – с.637
  5. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика. – Пресс, 2001. – 440 с.
  6. Романова Е.С. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 416 с.
  7. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие.  СПб.: Питер, 2009.
  8. Романова Е.С., Рыжов Б.Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот// Системная психология и социология.  2010.  №.1. С.72-76.
  9. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология.  2010. №  1. С. 5-42.
  10. Столин В.В., Пантилеев С.Р.Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. - М., 1988. - С. 123-130
  11. Унру О.В. Детская общественная организация как фактор успешной социализации подростков // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология» - №3, 2012 г., с.294-302.
  12. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Монография. - Ярославль: Медиум-пресс, 2000. - 302 с.

 

References

 

 

  1. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 v. V. 4. - M., 1984. - P. 258-259.
  2. Lvova S.V. Age features of the cognitive needs development and motivation of studying in schoolchildren // Systems Psychology and Sociology, 2014 - №1(9), P.79-86
  3. Lvova S.V., Unruh O.V. The study of self-attitude under the formation of the value sphere in adolescents// Systems Psychology and Sociology, 2013 - №8 (II), P.59-64.
  4. Practical psychodiagnosis / comp. Raigorodskii D.Y. Samara, 2009. - p.637.
  5. Psychological dictionary / ed. V.P. Zinchenko, B.G. Meshcheriakova. - M .: Pedagogy. - Press, 2001. - 440 P.
  6. Romanova E.S. 147 popular professions. Psychological analysis and professiogram. - M .: Aspect Press, 2011. - 416 P.
  7. Romanova E.S. Psychodiagnostics: Textbook. St. Petersburg: Piter, 2009.
  8. Romanova E.S., Ryzhov B.N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems psychology and sociology. 2010.  №1. P.72-76.
  9. Ryzhov B.N. The basis of systems psychology // Systems psychology and sociology. 2010. № 1. P. 5-42.
  10. Stolin V.V., Pantileev S.R. Poll of the self //Practicum in psychological diagnostics: Psycho-diagnostic materials. - M., 1988. - P. 123-130
  11. Unruh O.V Children's organizations as a factor in successful socialization of adolescents // List of TvGU. Series «Pedagogy and Psychology» - №3, 2012, P.294-302
  12. Frishman I.I. Game interaction in children's associations: Monograph. - Yaroslavl: Medium-Press, 2000. - 302 P.