Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С.В. Субботина, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал » 2015 №13 : С.В. Субботина, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Просмотров: 2605

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

С.В. Субботина

 

Руководитель структурного подразделения

 

 дошкольного отделения

 

ГБОУ СОШ №920

 

 

 

Статья посвящена изучению условий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников в современных условиях с учетом сензитивных возможностей и «резервов» психического развития в данном возрастном периоде, так же представлены результаты реализации модели формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в условиях детского сада, включающей систему дидактических игр и игровых упражнений математического содержания и методическую работу с педагогами

 

Ключевые слова: образование, предпосылки учебной деятельности, старший дошкольный возраст, дидактическая игра, игровые упражнения

 

 

 

Systematic approach to preparing children for the upcoming school ACTIVITIES

 

S.V. Subbotina

 

Head of preschool branch of school №920

 

 

 

Article examines the conditions of formation of the prerequisites of learning activity for the older preschoolers in modern conditions, taking into account the sensitive features and “reserves” of mental development in this age period, as well the results of the implementation model for the formation of preconditions older preschoolers learning activities under the kindergarten system consisting of didactic games gaming exercises and mathematical content and methodical work with teachers

 

Keywords: education, educational activity prerequisites, senior preschool age, didactic game, playing exercises

 

 

Введение

 

В условиях современной образовательной ситуации в стране проблема готовности к школьному обучению приобрела особую актуальность. При существующей парадигме образования начальная школа выдвигает серьезные требования к уровню готовности детей к школе, что объясняет необходимость поиска путей совершенствования процесса подготовки дошкольников к предстоящей учебной деятельности. В силу этого в науке разрабатываются вопросы оптимизации процесса подготовки детей к учебной деятельности.

 

Перестройка системы дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, дают определенный объем знаний, однако, упускается из виду один очень важный показатель готовности к школьному обучению - желание учиться, умение учиться, а именно, сформированность предпосылок учебной деятельности. Таким образом внутренний аспект готовности старших дошкольников к учебной деятельности подменяется внешним аспектом, отражающим продуктивные характеристики готовности к школьному обучению.

 

При системно - психологическом подходе к проблеме подготовки детей к учебной деятельности должен учитываться ряд следующих значимых факторов. Своеобразие дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что оно является учреждением с приоритетом игровой деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как отмечают психологи, является игровая. В игровой деятельности развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева все новообразования возникают в недрах ведущей деятельности. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в игровой деятельности закладываются предпосылки учебной деятельности.

 

В процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развивается интерес к учению, произвольность поведения, возрастает познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.

 

В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

 

В Приказе Минобрнауки № 665 от 23.11.2009г. отмечается, что в результате освоения основной образовательной программы ребенок должен овладевать «универсальными предпосылками учебной деятельности», учиться «решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач».

 

В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21.12.2012г., подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».

 

В нашем исследовании преемственность между дошкольным и начальным образованием рассматривается в динамике развития предпосылок учебной деятельности средствами игры. Проблема подготовки к школе исследуется нами с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки, мы полагаем, что развитие предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.

 

В исследовании мы принимаем во внимание и положение А.П. Усовой, что предпосылки учебной деятельности формируются в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер.

 

Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, гораздо более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. С учетом данных положений выстраивалась экспериментальная работа исследования.

 

 

Материал и методы исследования

 

 

Констатирующий этап исследования проводился в детских садах ВАО г.Москвы, выборку составили более 350 детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны показатели проявления предпосылок учебной деятельности. На данном этапе экспериментальной работы выявлялось их наличие с учетом особенностей проявления.

 

Прослеживалось проявление следующих предпосылок учебной деятельности: принятие учебной задачи; выполнение учебных действий; осуществление действий самоконтроля.

 

Для выявление их наличия были разработаны диагностические задания математического содержания, которые предъявлялись индивидуально каждому ребенку в форме учебных и игровых упражнений.

 

Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий показал следующее:

 

1) у более 80% детей старшей группы предпосылки учебной деятельности проявляются на низком и среднем уровне;

 

2) задания, предъявляемые в игровой форме, выполнялись детьми с большим желанием и интересом, результаты их выполнения значительно выше, чем при выполнении заданий, предъявляемых в учебной форме;

 

3) достаточно сложными для детей оказались задания, в которых требовалось аргументировать выбор способа действия, прокомментировать выполненные действия;

 

4) вызвали затруднения задания, в которых требовалась вариативность их выполнения. Дети нередко отказывались от поиска новых способов действия, считая, что таковых просто не существует;

 

Уровень развития предпосылок учебной деятельности выявлялся не только при выполнении дошкольниками диагностических заданий, но и в других видах деятельности. Проводились наблюдения за детьми на занятиях и в процессе игровой и практической деятельности.

 

Обобщая результаты констатирующих опытов, можно сделать выводы о невысоком уровне спонтанно сформировавшихся у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

 

Это объясняется тем, что педагоги не владеют технологией формирования предпосылок учебной деятельности у детей. Без осознанных теоретических знаний и методических умений невозможно вести специальную, целенаправленную и систематическую работу с детьми в этом направлении.

 

Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, требуется разработка и апробация технологии формирования предпосылок учебной деятельности у детей в процессе дидактических игр и игровых упражнений математического содержания. Технология должна учитывать возрастные особенности и потенциальные возможности старших дошкольников.

 

 

Обсуждение полученных результатов

 

 

Основной задачей экспериментальной работы на формирующем этапе исследования было определение психолого-педагогических условий, способствующих формированию у детей предпосылок учебной деятельности:

 

- Поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности. Были определены три этапа, на каждом из них формировались определенные предпосылки. Все этапы были взаимосвязаны между собой.

 

- Дидактически обоснованное сочетание игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы. В процессе выполнения игрового упражнения детьми отрабатывается способ действия, в дидактической игре дети сами определяют способ действия. Это учитывалось нами при определении последовательности предъявления игровых упражнений и дидактических игр.

 

- Использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса (в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам).

 

- Реализация дифференцированного подхода к детям с учетом степени развитых у них предпосылок учебной деятельности.

 

- Организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками с целью оптимизации процесса формирования предпосылок учебной деятельности.

 

- Развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.

 

В формирующем этапе участвовало более 200 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе детских садов Восточного административного округа г. Москвы.

 

При реализации системы дидактических игр и игровых упражнений, способствующей формированию предпосылок учебной деятельности, у детей экспериментальной группы формировались следующие предпосылки: принятие учебной задачи; планирование и выполнение учебных действий; контроль и самоконтроль.

 

Сначала применялись игровые упражнения и дидактические игры, направленные на развитие одной предпосылки учебной деятельности, постепенно вводились упражнения и игры, обеспечивающие развитие двух и более предпосылок учебной деятельности.

 

Переход к следующему этапу осуществлялся по мере освоения детьми предпосылок, запланированных для формирования на предыдущем этапе. Данная работа корректировалась с учетом особенностей процесса формирования предпосылок учебной деятельности, активности детей путем внесения различных изменений. Применялись дидактические игры и игровые упражнения, направленные не только на формирование запланированных на данном этапе предпосылок учебной деятельности, но и закрепление ранее формируемых, реализовывался дифференцированный подход к детям. Переходя к следующему этапу работы, мы при необходимости возвращались к задачам предыдущего этапа.

 

На первом этапе формировалось умение принимать учебную задачу, определять способ действия, планировать последовательность выполнения действий. На втором - развивались действия контроля и самоконтроля и совершенствовались формируемые ранее предпосылки. На третьем этапе решалась задача повышения уровня проявления предпосылок учебной деятельности, их осознания путем организации взаимодействия детей для согласования совместных действий: совместное принятие задач (обдумывание замысла), планирование работы (последовательности действий), распределение учебных действий (кто что будет делать), контроль и оценка полученного результата; переноса их на другое содержание.

 

Нами нередко использовались такие игры и упражнения, которые с учетом вводимых усложнений (по содержанию, способу действия, правилам) применялись на разных этапах работы.

 

Реализуя в процессе формирующего эксперимента комплекс психолого-педагогических условий, нам удалось достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления у дошкольников предпосылок учебной деятельности

 

Выявление динамики в проявлении у детей предпосылок учебной деятельности стало основной задачей контрольного эксперимента. В ходе контрольного эксперимента выявлялся уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп.

 

В контрольной группе специальные условия для формирования предпосылок учебной деятельности не создавались. С этими детьми проводилась традиционная работа по развитию элементарных математических представлений. Контрольная группа давала возможность выявить эффективность проведенной работы и сравнить результаты, показанные детьми экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе исследования.

 

На данном этапе работы выявлялось наличие и особенности проявления тех же предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, что и на констатирующем этапе работы.

 

Для этого использовались те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе работы, но с некоторым усложнением по содержанию и требованиям к качеству их выполнения (большая самостоятельность детей, вариативность способов действий и т.д.).

 

Сравним результаты выполнения дошкольниками контрольных заданий на констатирующем и контрольном этапах на основе количественной и качественной обработки полученных данных. Полученные сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов по уровню развития предпосылок учебной деятельности (в %) у детей экспериментальной и контрольной групп отражены в табл. 1, 2 и 3.

 

 

 

Таблица

 

Принятие учебной задачи

 

Группы

1 группа

(высокий уровень)

2 группа

(среднийуровень)

 3 группа

 (низкий уровень)

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

ЭГ

17,4

65,6

37,2

27,4

45,4

7,0

КГ

17,6

28,2

37,3

47,3

45,1

24,5

 

 

 

Таблица 2

 

Выполнение учебных действий

 

Группы

1 группа

(высокий уровень)

2 группа

(средний уровень)

 3 группа

 (низкий уровень)

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

ЭГ

16,8

67,5

37,6

25,9

45,6

6,6

КГ

16,3

26,3

37,5

44,2

46,2

29,5

 

 

 

Таблица 3

 

Осуществление самоконтроля

 

Группы

1 группа

(высокий уровень)

2 группа

(средний уровень)

3 группа

(низкий уровень)

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

конст.э.

контр.э.

ЭГ

13,6

67,2

37,5

24,9

51,1

7,9

КГ

13,4

23,3

37,8

40,0

51,2

36,7

 

Как видно из представленных таблиц, уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей контрольной группы на контрольном этапе несколько выше, чем на констатирующем. Дополнительный год обучения повлиял на освоение детьми программного содержания по математике, но значительного влияния на уровень развития предпосылок учебной деятельности не оказал.

 

Дети контрольной группы продемонстрировали более низкие показатели по всем предпосылкам учебной деятельности. Изменения по возрастанию уровня развития предпосылок учебной деятельности у них по сравнению с детьми экспериментальной группы оказались незначительными. Количество детей с высоким уровнем проявления предпосылок учебной деятельности возросло на 8,7%. Если в экспериментальной группе преобладающими стали высокий и средний уровни развития предпосылок учебной деятельности, то в контрольной группе – средний и низкий.

 

В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности увеличилось на 50,8%. Повысилось качество выполнения заданий дошкольниками, их результативность. Дети стали более собранными, организованными при принятии учебной задачи, у них стала проявляться способность к планированию своей деятельности. Они стали более последовательными и аккуратными при выполнении учебных действий. У них начала вырабатываться привычка к самопроверке, самоконтролю, самостоятельному нахождению и исправлению допущенных ошибок. В степени проявления данных предпосылок были отмечены наибольшие изменения.

 

Заключение

 

Наличие положительной динамики в повышении уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о значении экспериментальной работы для развития у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

 

Использование различных форм работы с педагогами в рамках реализации Программы повышения квалификации педагогов по проблеме формирования у детей предпосылок учебной деятельности обеспечило высокую эффективность опытно-экспериментальной работы, повышение их профессионального мастерства, интереса к исследуемой проблеме, возрастанию уровня воспитательно-образовательной работы, проводимой в детском саду. Подтверждением этому стали результаты контрольных опытов, показавшие эффективность экспериментальной работы по внедрению модели формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников:

 

-           положительная динамика в уровне проявления данных предпосылок у детей старшего дошкольного возраста;

 

-           педагогическая грамотность воспитателей в вопросах формирования у детей предпосылок учебной деятельности.

 

Дошкольники стали более собранными, организованными при принятии учебной задачи, у них стала проявляться способность к планированию своей деятельности. Дети стали более последовательными и аккуратными при выполнении учебных действий. У них начала вырабатываться привычка к самопроверке, самоконтролю, самостоятельному нахождению и исправлению допущенных ошибок. В степени проявления данных предпосылок были отмечены наибольшие изменения.

 

Данные опытно-экспериментальной работы позволяют судить о наличии большого потенциала у детей старшего дошкольного возраста для развития у них предпосылок учебной деятельности.

 

Результаты аналитико-обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили, что развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников обеспечивается реализацией специально разработанной модели, включающей работу с педагогами по повышению их профессионально-педагогической подготовки и работу с детьми через систему дидактических игр и игровых упражнений, учитывающую системно - психологический подход к проблеме формирования у детей предпосылок учебной деятельности.

 

 

Выводы

 

 

Анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность выдвинутой гипотезы и позволил сделать следующие выводы:

 

1.   Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников – важный аспект полноценной подготовки детей к школе, что находит отражение в современных нормативных правовых документах и проектах.

 

2.   Применительно к дошкольному возрасту учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение ребенком определенной системы знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач. В старшем дошкольном возрасте формирование предпосылок учебной деятельности реализуется в процессе ведущей игровой деятельности.

 

3.   У детей старшего дошкольного возраста предпосылки учебной деятельности проявляются даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы. Но стихийно складывающиеся предпосылки учебной деятельности не достигают должного уровня развития и носят локальный и неустойчивый характер.

 

Литература

 

  1. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошк. воспитание. - 1985. - №7. С.43-46.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 220с.
  3. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. - 2004. - №2 – С.42-49.
  4. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: основы преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. - №1. – С.3-18.
  5. Иванцов О.В., Меновщиков В.Ю. Динамика негативных психических состояний в групповой психокоррекционной работе со старшими школьниками // Вестник университета (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, №10, 2011. – С. 44-47.
  6. Иванцов О.В. Психические состояния старшеклассников как факторы их школьной успеваемости: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2012. – 203 с.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 150с.
  8. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка / Университет «МЭГУ – Краснодар». – Краснодар: Университет «МЭГУ – Краснодар», 1997. – 55с.
  9. Рыжов Б.Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии// Системная психология и социология 2013. №8. С. 5-8.
  10. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. (Метод. указания) - М.: Учпедгиз, 1962. - 39с.
  11. Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
  12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол. – соц. ин – т. – 3 –е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 414 с.

 

 

References

 

 

  1. Wenger L.A. Parenting psychological readiness for a systematic training // Preschool. education. - 1985. - № 7. P.43-46.
  2. Vygotsky L.S. Questions of child psychology. - St. Petersburg.: UNION, 1997. – 220 P.
  3. Davydov V.V. A new approach to understanding the structure and content of activities // Questions of psychology. - 2004. - № 2 - P.42-49.
  4. Davydov V.V. Kudryavtsev V.T. Developmental education: the basics of continuity of preschool and primary school stage / / Questions of psychology. - 1997. - № 1. - P.3-18.
  5. Ivantsov O.V., Menovshchikov V.Y. Dynamics of negative mental states in group psycho work with senior students // Bulletin of the University (State University of Management) - Moscow State University of Management, № 10, 2011. - P. 44-47.
  6. Ivantsov O.V. Mental states as factors in their senior school performance: Diss. ... Cand. psychol. Sciences. - M., 2012. – 203 P.
  7. Kravtsov E.E. Psychological problems of children's readiness for school / preschool Research Institute of the USSR Academy of Pedagogical Sciences. - M.: Education, 1991. – 150 P.
  8. Poddiakov N.N. Regularities of mental development of the child / University "Magoo - Krasnodar". - Krasnodar University "Magoo - Krasnodar", 1997. – 55P.
  9. Ryzhov B.N. The internal structure of the activities from the perspective of systemic psychology / / Systems psychology and sociology,  2013. № 8. P. 5-8.
  10. Usov A.P. The game and the business of life of children. (Metod. instructions) - Moscow: Uchpedgiz, 1962. – 39P.
  11.  Federal Law of 28 December 2012 № 272-FZ. "On measures against persons involved in violations of fundamental human rights and freedoms, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation."
  12. El'konin D.B. Mental development in childhood: Fav. psychol. tr. / DB El'konin; Ed. DI Feldstein; Ros. Acad. Education, Moscow. psychol. - Soc. in - so - 3rd ed. - M.: SAG; Voronezh MODEK, 2001. 414 P.