Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Коган Б.М., Викторова О.А., ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ (гендерный аспект)

Журнал » 2015 №13 : Коган Б.М., Викторова О.А., ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ (гендерный аспект)
    Просмотров: 9267

 

ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

(гендерный аспект)

 

 

 

Коган Б.М., Викторова О.А.,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

Статья посвящена исследованию взаимосвязи гендерного пола и ценностной сферы личности подростков 14 – 15 лет. Проведено эмпирическое исследование, показывающее наличие данной взаимосвязи у подростков, которая проявляется в разной степени выраженности тех или иных особенностей в зависимости от гендерной принадлежности индивида.

 

Ключевые слова: подростки, гендер, возраст, ценности, пол.

 

 

 

GENDER ASPECT OF TEENAGERS’ VALUE SYSTEM

 

 

 

Kogan B.M., Victorova O.A.,

 

MСЕЕГ, Moscow

 

 

 

The article is concerned with investigation of correlation between gender role and value system of 14-15-years old teenagers. An empirical research has been conducted, and it confirmed existence of this correlation among teenagers, which is demonstrated in teenager’s individualities dependence on gender role.

 

Keywords: teenagers, gender, age, values.

 

 

Введение

 

Ценности и складывающиеся на их основе ценностные ориентации личности всегда являлись одним из важнейших объектов исследования таких научных дисциплин как философия, этика, социология и психология на всех этапах их становления и развития. Ценностные ориентации - особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека или социальной группы ценностей общества на конкретном этапе его исторического развития.

 

В психологии под ценностями понимается разделяемое обществом или социальными группами убеждение по поводу целей, которые необходимо достичь, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям: и ценности базовые – терминальные и ценности-средства -  инструментальные [16; 17, с.235].

 

Ценностная сфера индивида формируется в процессе социализации путем опосредования через окружающую культурную и социальную действительность.

 

Стоит особо подчеркнуть, что система ценностей не является единожды сформировавшимся и неизменным образованием, а корректируется и дополняется в течение жизни [6, 9, 10]. Особенно характерно это для кризисных периодов развития; «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей» [1].

 

Гендерные стереотипы, как и ценностные ориентации – сложные и многомерные образования, играющие значимую роль в мировоззрении человека, формирующиеся в процессе социализации, имеющие свойство дополняться и изменяться в течение всей жизни.

 

Нельзя отрицать, что гендерный аспект формирования ценностной сферы является довольно значимым. В зависимости от изначально биологического пола ребенка, взрослые и общество предъявляют к нему различные требования, обучают, порой, противоположным вещам и мотивируют на отличные виды реагирования.

 

В связи с наличием определенных гендерных стереотипов можно говорить и о формировании с их учетом ценностной сферы человека. Ценностные ориентации отражают предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей [9; 13; 16] и, несомненно, те или иные гендерные черты личности, определенным образом сложившиеся в результате социализации, будут влиять на иерархию ее ценностей. В рамках гендерного аспекта – требуемое от ребенка поведение в рамках его половой принадлежности формирует у него различные жизненные ориентиры. Определенный гендерный стереотип (гендерная роль), принятая индивидом, тесно взаимодействует с его личностными качествами, на что многократно указывают данные последних исследований [3; 4; 8].

 

Важно, что процесс полоролевой идентификации, значимый в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а устоявшаяся направленность во многом обуславливает особенности этого процесса [10; 12; 13].

 

При этом гендерные стереотипы в современном мире приобрели гибкий и неоднозначный характер и в таком новом качестве они реализуются в системе социальных отношений и предстают для усвоения новыми поколениями. Данная неоднозначность и обуславливает актуальность вопроса о влиянии современной гендерной социализации на личность в подростковый и юношеский периоды (наиболее сенситивные к подобным процессам).

 

 

Организация исследования

 

 

Гипотезой настоящего исследования выступило положение о зависимости между имеющимися гендерными стереотипами и особенностями мотивационной сферы  личности, проявляющийся уже в период подросткового возраста.  В исследовании приняли участие   86 учащихся общеобразовательных учебных заведений в возрасте 14 – 15 лет (50 девушек и 36 юношей).

 

Для изучения заявленной проблемы были использованы диагностические методики: опросник «Маскулинность-феминность» (С. Бэм), методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Все диагностические методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых.  

 

На первом этапе исследования была определена принадлежность испытуемых к определенному гендерному полу, на основе чего были сформированы группы для дальнейшего анализа.

 

На втором этапе были выявлены особенности мотивационной сферы испытуемых; структура мотивационной сферы.

 

На третьем этапе мы проводили корреляционный анализ исследуемых показателей. В качестве статистического инструмента использовали коэффициент корреляции Спирмена, а так же, с целью проверки и подтверждения полученных данных – критерий достоверности различий Краскела-Уоллиса.

 

 

Результаты исследования и их обсуждение

 

 

Осуществив распределение испытуемых по гендерному признаку, мы получили не вполне равнозначные группы, так как индивидов, обладающих феминными гендерными характеристиками, оказалось больше, что само по себе свидетельствует об особенностях усвоения гендерных ролей современными подростками (см. таблицу 1).

 

 

Таблица 1. Статистика объема выборки по гендерным признакам

 

Класс

Феминные девочки

Маскулинные мальчики

Феминные мальчики

Маскулинные девочки

Андрогины

Итого

8.1

10

7

5

5

4

31

8.2

10

4

4

8

3

27

8.3

6

3

6

7

4

26

Итого

26

14

15

20

11

86

 

 

Таким образом, значительная часть испытуемых обладает гендером, не совпадающим с биологическим полом, что еще раз доказывает справедливость гендерной концепции. Так же можно отметить, что более 50% испытуемых стремятся избирать для себя гендерные характеристики, соответствующие противоположному полу.

 

 В своей изначальной теории С. Бэм высказывала идею о продуктивности наличия у человека гендерных черт противоположного пола, что делает его более гибким и позволяет легче завязывать взаимоотношения в социальной среде (при этом идеальным вариантом являлась андрогиния). Впоследствии С. Бэм пересмотрела свои взгляды, отметив, что наиболее продуктивным является наличие мужских гендерных свойств у индивидов любого пола, так как именно эти качества (лежащие в гендерном стереотипе мужественности) отвечают за адаптацию и продвижение в социуме [3; 4]

 

Распределив испытуемых по группам, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – изучению мотивационной сферы испытуемых с использованием методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

 

Данный опросник является надежным диагностическим инструментом, позволяющим выделить доминирующие мотивации, а так е группы мотивов одной направленности.

 

Так же в методике М. Рокича разделяются  два класса ценностей – терминальные (убеждения в том, что какая-то конечная цель индиви­дуального существования предпочтительне других) и инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях).

 

Мы получили классификацию терминальных и инструментальных ценностей каждого испытуемого, на основе присвоенного каждой конкретной ценности места в общей иерархии ценностей.

 

Корреляционный анализ, проведенный с помощью расчета рангового коэффициента корреляции Спирмена, продемонстрировал следующие корреляции показателя гендерного пола с терминальными ценностями:

 

- положительно коррелирует с ценностями: материально обеспеченная жизнь (r = 0,273; р< 0,005), общественное признание (r = 0,560; р < 0,001), развитие (r = 0,276; р < 0,001), свобода (r = 0,689; р < 0,001), счастье других людей (r = 0,518; р < 0,001), творчество (r = 0,319; р < 0,001), уверенность в себе (r = 0,471; р < 0,001);

 

- отрицательно коррелирует с ценностями: активная деятельная жизнь (r = — 0,653; р< 0,001), жизненная мудрость (r = — 0,674; р < 0,001), интересная работа (r = — 0,480; р < 0,001), познание (r = — 0,567; р < 0,001), счастливая семейная жизнь (r = — 0,710; р < 0,001);

 

- корреляции отсутствуют с ценностями: здоровье, наличие хороших и верных друзей, красота природы и искусства, любовь, продуктивная жизнь, удовольствия.

 

Относительно гендерного пола и инструментальных ценностей обнаружены следующие взаимосвязи:

 

- положительно коррелирует с ценностями: высокие запросы (r = 0,228; р< 0,005), независимость (r = 0,717; р < 0,001), непримиримость к недостаткам (r = 0,548; р < 0,001), самоконтроль (r = 0,620; р < 0,001), твердая воля (r = 0,660; р < 0,001);

 

- отрицательно коррелирует с ценностями: аккуратность (r = — 0,620; р< 0,001), воспитанность (r = — 0,587; р < 0,001), чуткость (r= — 0,654; р < 0,001), терпимость (r = — 0,762; р < 0,001);

 

- корреляции отсутствуют с ценностями: жизнерадостность, исполнительность, образованность, ответственность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов, честность, эффективность в делах.

 

Учитывая, что показатель гендерного пола имеет разброс возможных значений [-46,44; 46,44], где все положительные показатели служат обозначением принадлежности к феминному гендеру, а отрицательные – к маскулинному, наличие отрицательных корреляций говорит о предпочтение данной ценностной категории лицами с феминным гендером, а положительных – с маскулинным.

 

Полученные в ходе анализа результаты говорят о том, что гендерный пол является значимой характеристикой в образе личности старшеклассников. Из 36 ценностей показатель гендерного пола положительно коррелирует с 12 (33% от общего числа предложенных ценностей), отрицательно коррелирует с 9 (25% от общего числа ценностей). Таким образом, общий процент корреляций составляет 58,3%.

 

Так же отражена и содержательная сторона взаимосвязи. В группе терминальных ценностей (ценности-цели) корреляции затрагивают ценности, входящие в каждый из содержательных ценностных блоков (конкретные и абстрактные ценности, ценности семейной жизни и профессиональной самореализации). Среди инструментальных ценностей в первую очередь наблюдается связь с гендером ценностей стоящих в таких блоках как индивидуалистические ценности и альтруистические, ценности самоуважения и принятия других.

 

Если обратиться к данным более ранних исследований, то можно обнаружить закономерные совпадения в результатах. Стоит отметить, что в исследованиях связи ценностных ориентаций с гендером, обычно исследователи обращаются не конкретно к гендерному полу, а рассматривают различия в показаниях на основе деления по признаку пола биологического. Так, в исследовании, описываемом в работе Девятых С.Ю. «Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте)(анализ гендерных различий)», [6] так же были получены корреляции некоторых ценностей с полом испытуемых. В группе терминальных ценностей: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, продуктивная жизнь, любовь, семейная жизнь. В группе инструментальных ценностей: непримиримость к недостаткам, самоконтроль, воспитанность, терпимость, аккуратность. В данном случае результаты корреляционного анализа согласуются по 9 ценностям (6 терминальным и 3 инструментальным).

 

Результаты второго этапа эмпирического исследования подтвердили результаты первого этапа исследования и позволили установить, что различия в ценностной сфере учащихся, принадлежащих к различным гендерным группам значимы по 12 терминальным и 8 инструментальным ценностям. Среди терминальных ценностей это активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе.

 

Не обнаружилось значимых различий по ценностям: здоровье, красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь, развитие, удовольствия (см. табл.2).

 

Таблица 2

 

Показатели ценностной сферы личности учащихся, обладающих различными гендерными характеристиками (блок терминальных ценностей)1

 

 

ЦЕННОСТЬ

ГЕНДЕРНЫЙ ПОЛ

(средние показатели по соответствующим гендерным группам)

 

P

(значение приведено отдельно для каждого фактора)

 

Феминные девочки

Маскулинные девочки

Феминные мальчики

Маскулинные мальчики

Андрогины

Активная деятельная жизнь

5,48

14,13

6,75

13,32

9,20

0.001

Жизненная мудрость

5,32

14,87

3,83

13,05

8,70

0.001

Здоровье (физическое и психическое)

5,90

6,67

5,83

7,21

9,20

0.549

Интересная работа

5,55

5,93

4,33

12,74

6,50

0.002

Красота природы и искусства

13,90

13,67

15,00

11,89

14,20

0.404

Любовь

6,61

5,47

11,67

6,53

7,10

0.011

Материально обеспеченная жизнь

11,10

10,20

9,25

6,11

5,90

0.004

Наличие хороших и верных друзей

6,45

6,13

4,67

5,42

5,90

0.299

Общественное признание

13,65

5,87

1[1]4,42

7,74

11,00

0.002

Познание

8,42

13,93

4,75

13,26

12,70

0.001

Продуктивная жизнь

11,65

12,73

11,00

11,42

11,90

0.619

Развитие

7,68

5,47

11,17

6,00

8,40

0.012

Свобода

13,45

6,87

13,83

5,16

8,10

0.003

Счастливая семейная жизнь

3,87

14,13

7,08

14,42

10,60

0.000

Счастье других

14,19

8,40

13,67

7,74

11,80

0.000

Творчество

13,06

9,73

11,25

8,47

12,20

0.016

Уверенность в себе

11,26

5,53

10,92

7,79

7,50

0.000

Удовольствия

12,68

11,80

11,33

12,58

9,10

0.316

 

 

Если обратиться к показателю значимости ценности в усредненной иерархии каждой из групп, то можно заметить, что имеющиеся различия значимы для групп, в первую очередь феминных и маскулинных (таким образом, что феминные девочки оказываются близки к феминным мальчикам, а маскулинные девочки к маскулинным мальчикам). Так, терминальные ценности: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, познание больше свойственны группам с феминным гендером. Ценности же любви, общественного признания, свободы, счастья других, творчества, уверенности в себе характерны для маскулинных юношей и девушек.

 

Что касается андрогинной группы (в которую вошли и юноши и девушки, показавшие одинаково обладание и феминными и маскулинными чертами), то ее данные по различным показателям приближаются то к феминной, то к маскулинной группе. Данная группа показывает достаточную разнородность внутри себя и скорее можно предположить, что испытуемые в ней все же обладают либо феминным либо маскулинным гендером.

 

Можно представить себе и сравнить иерархии ценностей различных гендерных групп.

 

В группах феминного гендера на первых местах стоят такие ценности, как мудрость, интересная работа; у девочек данной группы одну из доминирующих позиций занимает семья, у мальчиков ценность семьи так же находится в первой половине списка. Является важным наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. На первый план выходят абстрактные ценности (познание, жизненная мудрость), ценности, связанные с общением и построением взаимоотношений (счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей), не остаются в стороне и ценности, связанные с самореализацией (интересная работа, развитие, активная деятельная жизнь). В конце списка в данном случае находятся ценности, связанные с самореализацией и самоутверждением (продуктивная жизнь, творчество, свобода, признание).

 

В группе маскулинного гендера предпочтение ценностям любови, развития, свободы, уверенностиь в себе и своих силах, признания, интересной работы. В первой половине списка находятся ценности наличия хороших и верных друзей, здоровья; у маскулинных мальчиков одно из первых мест занимает ценность материально обеспеченной жизни. Но, преимущественно на первом плане находятся ценности, связанные с профессиональной самореализацией (развитие, общественно признание, материально обеспеченна жизнь), многие из ценностей носят абстрактный характер (признание свобода, развитие). Здесь же в конец списка попадают ценности семьи, мудрости, познания.

 

В андрогинной группе отмечаются совпадения с двумя предыдущими группами: как и у феминной группы в начале списка находятся мудрость, интересная работа, наличие хороших и верных друзей; с маскулинной группой близки позиции ценностей материально обеспеченной жизни, развития, свободы, любви и уверенности в себе.

 

Одинаково не популярными для всех групп являются ценности красоты природы и искусства, удовольствий; твердую среднюю позицию занимает здоровье, так же близки и ценности наличия хороших и верных друзей, интересной работы, развития.

 

Полученные нами данные перекликаются с результатами более ранних исследований, хотя авторы обращаются, в основном, не к гендерному а к изначально биологическому полу испытуемых, более того многие работы в данной области имеют достаточно разобщенные результаты, что связано, очевидно с различным контингентом испытуемых (нахождением их в различных социальных условиях), но все же, некоторые взаимосвязи с проведенным нами исследованием имеют место быть. Так, в ряде исследований было выявлено, что женщины на первое место ставят эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти (в нашем исследовании так же маскулинная гендерная группа выдвинула данные ценности на первый план).  [5; 7]

 

По данным  более поздних исследований [14], у девушек на первом месте в качестве ценности стоит материальное положение, а духовные ценности и креативность выражены меньше всего (а нашем случае это правомерно по отношению к ценностям креативности и творчества (средний ранг в феминной группе 13.60, 11.25)).

 

Так же в некоторых исследованиях отмечается, что ведущими ценностями как у юношей, так и у девушек остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная жизнь» (последняя имеет больший вес у девушек). Кроме того, для юношей ведущей ценностью является «свобода действий и поведения», а для девушек — «уверенность в себе» [6; 14; 15; 22]. Как видим, предпочтения группы девушек, так же как и у феминной группы нашего исследования отдано семейной жизни, увлечениям и занятием интересным делом, а в группе мальчиков аналогично нашей маскулинной группе приоритетны ценности достижения определенных целей, связанных с самореализацией.

 

С другой стороны, с некоторыми исследованиями имеются и расхождения

 

В исследовании А. А. Игнатьевой (2001) у юношей на первом месте среди терминальных ценностей стоит здоровье, затем в равной степени интересная работа, друзья и любовь, а также свобода; у девушек первое место занимает любовь, затем друзья, материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа и свобода, тогда как в нашем исследовании здоровье имеет достаточно усредненную позицию и не выходит на первый план, а ценность материально обеспеченной жизни наиболее характерна для андрогинов и маскулинных мальчиков. [6]

 

Что касается ценности материально обеспеченной жизни, которая занимает более высокие позиции у маскулинных мальчиков (6.11) и андрогинов (5.90), находясь практически в начале списка и более низкие у феминных девочек (11.10), маскулинных девочек (10.20) и феминных мальчиков (9.25), то, как отмечает А. Фенэм [24], женщины больше, чем мужчины, подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах, они больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей работника. Правда, при обследовании представителей 43 стран было выявлено, что и у мужчин имеется тенденция придавать деньгам повышенную ценность [25,26]. Предполагается, что это связано с большей склонностью мужчин к соперничеству, а между этой склонностью и представлениями о ценности денег имеется тесная корреляция.

 

По мнению R.Belk, M. Wallendorf [23], женщины думают о деньгах как о способе приобретения вещей, а мужчины — власти.

 

В. Рубинштейн отмечает, что мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, больше удовлетворены своей финансовой ситуацией и оптимистичнее смотрят на свое будущее материальное положение. Однако автор считает, что вопреки распространенному мнению мужчины и женщины придают одинаковое значение финансам [7].

 

В иерархии инструментальных ценностей так же выявлены различия между гендерными группами по 8 из 18 ценностей. Значимые различия имеются по таким ценностям аккуратность, воспитанность, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и в других, самоконтроль, чуткость, терпимость, твердая воля.

 

Не обнаружили значимых различий ценности жизнерадостности, высоких запросов, исполнительности, образованности, ответственности, рационализма, смелости в отстаивании своего мнения, широты взглядов, честности, эффективности в делах  (см. табл. 4).

 

Таблица 4

 

Показатели ценностной сферы личности учащихся, обладающих различными гендерными характеристиками (блок инструментальных ценностей)2

 

 

ЦЕННОСТЬ

ГЕНДЕРНЫЙ ПОЛ

(средние показатели по соответствующим гендерным группам)

 

P

(значение приведено отдельно для каждого фактора)

 

Феминные девочки

Маскулинные девочки

Феминные мальчики

Маскулинные мальчики

Андрогины

Аккуратность

5,00

13,20

4,83

12,68

10,60

0.001

Воспитанность

4,61

13,27

4,00

12,11

5,60

0.003

Высокие запросы

14,13

12,13

11,67

11,11

12,90

0.314

Жизнерадостность

7,10

6,87

8,25

7,53

5,80

0.617

Исполнительность

10,39

11,20

10,33

11,21

11,40

0.835

Независимость

13,13

4,07

14,25

4,42

8,00

0.002

Непримиримость к недостаткам в себе и других

15,13

8,00

14,08

7,37

14,30

0.001

Образованность

6,81

8,47

8,00

9,37

5,90

0.444

Ответственность

7,16

8,07

9,42

8,05

9,80

0.532[2]

Рационализм

9,55

10,73

9,25

10,47

9,50

0.906

Самоконтроль

12,35

6,00

12,08

4,84

10,10

0.002

Смелость в отстаивании своего мнения

10,06

9,07

10,08

10,21

8,80

0.861

Чуткость

5,03

12,87

7,33

13,58

9,60

0.004

Терпимость

5,74

12,87

5,08

13,84

11,70

0.002

Широта взглядов

10,29

10,47

10,08

11,11

9,20

0.942

Твердая воля

13,52

5,07

12,67

5,32

10,20

0.001

Честность

9,42

7,20

7,67

7,47

9,40

0.502

Эффективность в делах

10,39

10,13

11,67

10,63

8,20

0.458

 

 

В данном случае мы получаем иерархии инструментальных ценностей (ценностей-средств) для каждой из гендерных групп. Так для феминных групп характерны такие ценности-средства, как воспитанность, аккуратность, чуткость, терпимость. Данные ценности имеют этический характер (воспитанность), говорят об альтруистической и социальной направленности (чуткость терпимость), что согласуется с характеристиками, приписываемыми многими исследователями феминному гендеру – склонность к общению, заботливость, тонкость и элегантность действий [5; 7]. Последние места в иерархии занимают ценности непримиримости к недостаткам в себе и других, независимость, самоконтроль, твердая воля. Данные ценности, наоборот выходят на первые места у маскулинного гендера, что так же соответствует типичным представлениям о нем. Для маскулинного гендера внизу иерархии находятся воспитанность, аккуратность, чуткость, терпимость.

 

Данная группа ценностей отражает то, какими способами индивид действует в своей жизни, какие моральные принципы имеют для него значения. Так, для феминных юношей и девушек характерны более мягкие средства, нацеленные, в первую очередь на других людей и на взаимодействии; для маскулинных же значение имеют более жесткие и агрессивные стратегии.

 

Для андрогинной группы и в данном случае характерен промежуточный, усредненный вариант.

 

Не имеющими различий между группами являются ценности жизнерадостности, образованности, ответственности, честности, смелости, широты взглядов, исполнительности, которые занимают средние позиции в иерархиях. Находящимися в конце иерархий являются ценности высоких запросов. Эти данные могут свидетельствовать в пользу определенной однородности и устойчивости моральных позиций среди современных юношей и девушек.

 

Если для юношей выше, чем для девушек, значимость твердой воли, рационализма, самоконтроля, честности и эффективности в делах, то девушки сильнее юношей ценят жизнерадостность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, широту взглядов, терпимость (согласование по ценностям ответственности, чуткости, широты взглядов, твердой воли, самоконтроля) [7].

 

Таким образом, результаты проведенного нами исследования убедительно  доказывают связь генедерных характеристик и ценностной сферы личности.

 

Выводы:

 

1.                  Качества, характеризующие юношей и девушек с феминным и маскулинным гендером соответствуют стереотипам маскулинности-феминности, принятым в обществе.

 

2.                  Выделенные качества, зависимые от гендерного пола, характеризуют именно гендерный, а не биологический пол испытуемых: у феминных юношей и девушек показатели тяготеют друг к другу, как и у маскулинных юношей и девушек.

 

 

Заключение

 

 

На основании проведенного исследования мы можем делать определенные выводы относительного гендерной составляющей в развитии современных юношей и девушек, особенностях ее формирования; также мы можем утверждать, что существуето взаимосвязь гендера с ценностной сферой личностного развития.

 

 

Литература

 

 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.). - М.: Академия, Смысл, 2007.
  2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии, 1991, N 4.
  3. Бендас Т. В.Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с.
  4. Бурн Шон Гендерная психология, Олма-Пресс Инвест, 2004 год, 320 с.
  5. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой  –– М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
  6. Девятых С.Ю.  Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий,  Минск РИВШ 2007.
  7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, СПб.: Питер, 2003 - 544 с. 
  8. Коган Б.М., Дроздов А.З., Дмитриева Т.Б. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты)// Системная психология и социология. 2010, том 1, № 1, С.106-121.
  9. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание,  М.: "Политиздат", 1984.
  10. Кон И. С.Открытие  «Я». М.,   Политиздат,1978, 367 с.
  11. Кон  И. С.  Пол и гендер,  «Андрология и генитальная хирургия», 2003 год
  12. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  13. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирова­ния личности). - М.: Просвещение, 1979. - 174 с.
  14. Пеньков А. И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. — СПб., 2000. — С. 49-50.
  15. Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. Н., Москвичева Н. Л. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С. 222-223.
  16. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 1999.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  18. Романова Е.С., Рыжов Б.Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот // Системная психология и социология 2010.  №.1. С.72-76.
  19. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. М.: Воениздат, 2004.
  20. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образова­нии: Материалы 2-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1995. - С.147-148.
  21. Фромм Э. Психоанализ и этика: Пер. С англ. - М.: Республика, 1993. - 415 с.
  22. Шакеева Ч. А.К структуре ценностных ориентации молодежи в новой социально-экономической среде // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1996. — С. 106-108.
  23. Вelk R., Wallendorf M. The sacred meaning of money // J. of Economic Psychology, 1990, №11, p. 35-67.
  24. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage // Personality and individual Differences. 1984, v.5.
  25. Lynn D. B. Parental and sex-role identification: A theoretical formulation. California, 1969.
  26. Lynn M. Restaurant tipping: A reflection of customers evaluations of a service? // J. of Consumer research, 1991, № 18, p. 438-448.

 

References

 

 

  1. Asmolov A. G. Personal Psychology: culture-historical conception of human development (3-rd publication, revised and enlarged edition) , Academia, Smysl.2007, М.:
  2. Aleshina Y.E., Volovich A.S. Problems of acquisition of man and woman role// Voprosy Psychologii, 1991, N 4.
  3. Bendas T.V. Gender psychology: study guide. – St.P.: Piter, 2006. – 431 p.
  4. Burn, S.M. The Social Psychology of Gender, Olma-Press Invest, 2004, 320 p.
  5. The introduction to gender research: study guide for students / Kostikova I.V. et al.:  under the general editorship of Kostikova I.V. – M.: Aspect press, 2005. – 235 p.
  6. Devyatykh S.Y. Family values and parental orientation of adolescent: analysis of gender differences,  Minsk RIVS 2007
  7. Ilyin E.P. Differential psychophysiology of men and women, St.P.: Piter, 2003 – 544 p.
  8. The mechanisms of development of somatic and psychopatholocical stress disoders (sexual and gender aspects) Kogan B.M.,  Drozdov A.Z., Dmitrieva T.B.  //System psychology and sociology, 2010. No. 1., р. 106-121
  9. Kon I.S. In quest of myself. Personality and it’s consciousness, M.: “Politizdat”, 1984.
  10. Kon I.S. Opening “ego”. M., “Politizdat”, 1978, 367 p.
  11. Kon I.S. Sex and gender, “Andrology and genital surgery”, 2003.
  12. Kon I.S. Psychics of upper-former. – M.: Enlightenment, 1980. – 192 p.
  13. Kon I.S. Psychics of adolescent (Problems of formation of the individuality). – M.: Enlightenment, 1979. – 174 p.
  14. Penkov A.I. Study of value system // XXI century psychology: Proceedings of International interacademic research and application student conference. – Spb., 2000. – p. 49-50.
  15. Rean A. A., Andreeva T. V., Kireeva N. N., Moskvicheva N. L.About value and motivational system of university students // Readings from Ananiev-99: Proceedings of  research and application conference. — Spb., 1999. – p. 222-223.
  16. Rean A. A., Kolominski Y. L. Social pedagogical psychology. — Spb.: Piter, 1999.
  17. Rogov E.I. Resource book of applied psychologist: study guide in 2 books. – M.: Hum. publishing center VLADOS, 1999. – Book 1: psychologist work system for tender age children. – 384 p.
  18. Romanova E.S., Ryzhov B.N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems psychology and sociology. 2010.  №1. P.72-76.
  19. Ryzhov B. N. The History of psychological thought. Moscow: Voyenizdat, 2004.
  20. Sapogova I.A. Features of upper-formers’ value system formation// Development pedagogics and changes in Russian education; Items of 2-nd research and application conference. – Krasnoyarsk, 1995, - p. 147-148
  21. Fromm E. Psychoanalyse & Ethics: Transl. from English – M.: Respublika, 1993. – 415 p.
  22. Shakeeva C. A. To structure of youth value system in modern socioeconomic sphere // Psychology: results and prospects: Proceedings of research and application conference. — Spb., 1996. — p. 106-108.
  23. Вelk R., Wallendorf M. The sacred meaning of money // J. of Economic Psychology, 1990, №11, p. 35-67.
  24. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage // Personality and individual Differences. 1984, v.5.
  25. Lynn D. B. Parental and sex-role identification: A theoretical formulation. California, 1969.
  26. Lynn M.Restaurant tipping: A reflection of customers evaluations of a service? // J. of Consumer research, 1991, № 18, p. 438-448.

 


 

[1] Достоверность различий для групп феминного и маскулинного гендера (данные по андрогинии приведены для сравнения

[2] Достоверность различий для групп феминного и маскулинного гендера (данные по андрогинии приведены для сравнения