Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №19 2016

Психологические исследования

Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников
Консон Г. Р. Психология инфернального двойника героя в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Лубовский В. И., Валявко С. М., Князев С. М. Забытый, но не утраченный тест
Н. К., Данилова Л. В. Музыкально-эмоциональное развитие младших школьников в процессе художественно – творческой деятельности
Набатникова Л. П., Голубниченко А. А. Психологические особенности личностного самоопределения застенчивых старшеклассников
Староверова М. С. Особенности взаимодействия матерей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический по”> Шейнов В. П.

История психологии и психология истории

Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации (XIII – начало XIV веков)
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. И. П. Пнин

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Фурсов В. В., Ткаченко А. В. Международные критерии и показатели оценки деятельности вузов
Сведения об авторах №19
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Валявко С.М., КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Журнал » 2015 №13 : Валявко С.М., КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
    Просмотров: 2454

 

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

 

Валявко С.М.,

 

МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена анализу формирования ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте, приводится иерархия ценностных ориентаций у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием речи. Впервые рассматриваются связи между развитием компонентов ценностной сферы и других личностных качеств в предшкольном возрасте. Полученные экспериментальные данные убедительно показывают влияние речи на становление личности ребенка - дошкольника.

 

Ключевые слова: психологическая диагностика, ценностная сфера, ценности, ценностные ориентации, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи (ОНР), заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN’S VALUABLE SPHERE IN NORM AND WITH IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT

 

Valyavko S.M.,

 

MCTTU, Moscow

 

This article analyzes the formation of the value orientations of the senior preschool age, given the hierarchy of value orientations in preschool children with normal and impaired language development. First examines the links between the development of the components of value spheres and other personal qualities in preschool age. The experimental data clearly show the influence of speech on the development of the child's personality - a preschooler.

 

Keywords: psychological diagnostics, value sphere, values, value orientations, older preschoolers, general underdevelopment of speech, stuttering, phonetic and phonemic underdevelopment.

 

Введение

 

Дж. Равен указывал, что оценивание и формирование деятельности индивида не имеет никакого смысла вне связи с субъективно значимыми для него целями. Педагоги должны уметь выявлять и уважать (прежде, чем стремиться их изменить) личностные ценности своих учеников.

 

Как и потребности, ценностные ориентации являются важным предиктором мотивации индивида. Они существенно определяют характер и содержание задач, которые ставит перед собой человек. Субъективно значимые ценности лежат в основе достижения любого конкретного результата или освоения нового способа поведения. Знать актуальные ориентации личности и их иерархическое соподчинение - важное условие прогнозирования поведения и деятельности. Это важно учитывать как при диагностике (оценивание), так и при обучении и воспитании (изменение и оценивание). Важно это применять и при работе с родителями, т.к. информирование влияет на представления последних и ожидания их, но не на их реальное поведение [12].

 

Организация и методы исследования

 

Экспериментальную группу составили 424 ребенка с верифицированным заключением «общее недоразвитие речи III уровня»[1] (средний паспортный возраст детей - 5 лет 8 мес.), 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст 5 лет 7 мес.). Контрастные группы были представлены дошкольниками с заиканием (45 мальчиков – 6 лет 1мес.) и фонетико-фонематическим недоразвитием[2] (45 детей - средний возраст 5 лет 9 мес.). Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения. Изучение проходило в 2010-2012гг.

 

Концептуальный подход к диагностике ценностной сферы уже описан [5 и др.]. Основой исследования была методика изучения ценностных ориентаций дошкольников (ИЦОД), описанная нами ранее [2, 3]. Для получения информации о связях ценностной сферы с другими личностными компонентами также применялись: рисуночный тест Вартегга, Тест общей и специальной мотивации (ТОСМ), авторская методика исследования локус-контроля, беседа по речевой тревожности, «Лесенка» В.Г. Щур, методика исследования половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской, стандартизированное наблюдение за проявлениями агрессивности, демонстративности, застенчивости, обидчивости, и особенностями установления контакта детьми. Таким образом, применяли системный подход, как и рекомендует современная психология личности [6]. На этапе статистической обработки был проведен разведочный анализ с помощью пакета прикладных программ для статистической обработки, а именно SPSSstatistics 21 version.

 

Результаты исследования

 

Иерархия ценностной сферы старших дошкольников: сравнительно-сопоставительный анализ

 

Таблица 1 иллюстрирует различные иерархические соподчинения ценностных ориентаций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития. Как видно из рисунка, для дошкольников с ОНР и ФФН приоритетной ценностью является получение удовольствия (гедонизм), в то время как для их нормально развивающихся сверстников главным приоритетом является ориентация на познание мира. Для заикающихся дошкольников наиболее ценным является общение.

 

Общим для всех видом дошкольников с нарушениями речевого развития является довольно высокий ранг позиции ценностей здоровья (2-3 место).

 

Таблица 1 Ранжирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста с разным речевым статусом.

 

Ранг/Речевой статус

ОНР

Заикающиеся

ФФН

Норма

1

гедонизм

общение

гедонизм

познание

2

здоровье

здоровье

игра

общение

3

общение

игра

здоровье

духовность

4

игра

познание

познание

игра

5

познание

духовность

общение

здоровье

6

духовность

гедонизм

духовность

гедонизм

 

 

 

Возможно, высокая значимость ценности здоровья у дошкольников с нарушениями развития речи связана с наличием речевых недостатков, но прежде всего с отношением родителей к детям, имеющим такие недостатки. Чем сложнее структура нарушения речевого развития ребенка, тем больше внимания уделяется родителями теме здоровья, они часто обсуждают эту тему в присутствии детей [1, 3]. Основные ценности детей дошкольного возраста сконцентрированы вокруг семьи и здоровья. Они связаны с биологическими потребностями ребенка [8]. В период с 8 до 10 лет значимость ценности здоровье постепенно снижается, так как отмечается снижение значимости мнения взрослых и их отношения к здоровью, которое уже не является определяющим для детей [9].

 

Позиции ценности игры как ведущей деятельности возраста несколько различаются при нарушениях речевого развития. Наиболее незначима игра для дошкольников с ОНР (4 место), так же, как и для детей с нормальным речевым развитием, но дети в норме постепенно переходит к другой ведущей деятельности, а у дошкольников с ОНР в исследованиях последних лет отмечается позднее по сравнению с нормой становление игры.

 

На рисунке 1 представлены приоритеты ценностных ориентаций у дошкольников исследуемых групп.

 

Опишем значимые различия между группами детей. По данным Т-критерия Стьюдента дошкольники с общим недоразвитием речи значимо отличаются от сверстников с нормальным речевым развитием по выраженности ценностей гедонизма, здоровья, познания и духовных ценностей, от дошкольников с заиканием в выраженности ценности гедонизма. Дети с ОНР отличаются от детей с ФФН разной выраженностью ценностей игры и познания.

 

Дошкольники с заиканием отличаются от детей с нормальным речевым развитием только по уровню выраженности ценности здоровья, при сравнении заикающихся и детей с ФФН обнаруживаются статистически значимые различия в выраженности ценностей гедонизма и общения. Дети с заиканием отличаются от их сверстников с ОНР только в выраженности ценности гедонизма.

 

Дошкольники с ФФН отличаются от их сверстников с нормальным речевым развитием по выраженности ценностей гедонизма, здоровья, игры, а также духовных ценностей. Как уже было сказано ранее, дети с ФФН отличаются от дошкольников с ОНР разной выраженностью ценностей игры и познания, а от сверстников с заиканием выраженностью ценностей гедонизма и общения.

 

 

Рис. 1. Особенности ценностной сферы детей с разным речевым статусом (в %).

 

Описание половозрастных различий ценностных ориентаций старших дошкольников

 

Полученные рейтинги ценностей 5 и 6-летних детей всех исследуемых групп показывают, что иерархия ценностных ориентаций за указанный период не претерпевает изменений по большинству ценностных ориентаций.

 

В исследовании рассмотрены особенности ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с разным состоянием речи, проанализированы моменты сходства и различия и траектории их формирования. Из анализа полученных нами данных следует, что высокий приоритет ценностей гедонизм и здоровье отмечается у детей с ОНР и ФФН как в 5, так и в 6 лет. Дети с нарушенным речевым развитием, статистически чаще, чем в норме, в первую очередь выбирают фотографии, презентирующие данные ценности.

 

В 5 лет у детей с ОНР, ФФН и нормальным развитием в приоритете ценности общение статистически значимых различий не выявлено. В отношении 6-летних детей результаты исследования позволяют констатировать, что для детей с ОНР и заиканием ценность общения имеет большее значение, чем для детей с ФФН и нормальным речевым развитием. Несмотря на то, что заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, которая приводит к затруднению общения, так же, как и системное недоразвитие речевой функции при ОНР, результаты исследования убедительно доказывают, что для этих детей ценность «общение» очень актуальна.

 

Из анализа полученных данных выявлено, что для детей с нарушениями речевого развития 5 и 6 лет ценность игры более значима, чем для их нормально развивающихся сверстников. Причем, 60% детей с ФФН 6 лет отмечают высокий приоритет данной ценности. По данным некоторых исследований, более 20% детей с нормальным речевым развитием считают данную ценность важной и в 9-10 лет.

 

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что для 5-ти летних детей с нарушениями речевого развития духовные ценности менее значимы, чем для детей с нормальным речевым развитием. Однако, как видно из рисунка 5, к 6 годам значимость данной ценности повышается практически у детей всех групп. Обнаружено, что более чем 30% детей 6 лет, имеющих заикание, отмечают высокий приоритет данной ценности, а среди дошкольников с ФФН и нормальным речевым развитием, наоборот, к 6 годам отмечается рост числа детей, считающих данную ценность не важной. На выборке младших школьников, не имеющих нарушений речевого развития, показано, что начало формирования духовных ценностей происходит в период младшего школьного возраста и наполняется индивидуальным содержанием именно в этот период [9]. Эти данные находят свое подтверждение также в диссертационном исследовании С.В.Гани (2009), которая отмечает, что именно младший школьный возраст является периодом усвоения ценностей, имеющих духовно-нравственный потенциал [4].

 

В отношении познавательных ценностей выявлено, что для детей 5 лет с ОНР данная ценность менее значима, чем детей с ФФН и нормальным речевым развитием. Однако к 6 годам эта ценность практически у всех групп детей. Возможно, это связано с особенностями данного возрастного периода, одной из которых является повышение познавательной активности и возросшими речевыми средствами.

 

Рассматривая ценностные ориентации старших дошкольников, нельзя не проанализировать особенности, связанные с полом детей.

 

В результате статистического анализа получены результаты, которые иллюстрируют рисунки 2 и 3: практически для всех мальчиков и девочек с нарушениями речевого развития ценности гедонизм и общение является более приоритетными, чем для их нормально развивающихся сверстников. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что ценность гедонизм более важна для девочек, чем для мальчиков, а ценность общение наиболее актуальна для мальчиков, чем для девочек.

 

 

Рис. 2

 

 

Рис. 3

 

Из анализа полученных данных (рис.4) выявлено, что для всех групп ценность здоровье имеет больший приоритет, чем для девочек. Вместе с тем, именно для мальчиков с нарушениями речевого развития данная ценность является более важной, чем для мальчиков с нормальным речевым развитием. Так же отмечается, что достоверно чаще только девочки с ОНР отмечают приоритет данной ценности по сравнению с девочками с ФФН и нормально развивающимися.

 

 

Рис. 4

 

В отношении ценности игра, как представлено на рисунке 5, выявлено, что для мальчиков с ФФН и заиканием данная ценность является более актуальной, чем для мальчиков с ОНР и нормальным речевым развитием. В тоже время, ценность игра имеет более высокий приоритет для девочек с ОНР и ФФН, чем для их нормально развивающихся сверстниц.

 

 

Рис. 5

 

Полученные нами данные, которые отражены на рисунке 6, свидетельствуют о том, что для мальчиков всех рассматриваемых групп духовные ценности являются более важными, чем для девочек.

 

 

Рис. 6

 

Познавательные ценности (рисунок 7) занимают более высокое место в иерархии ценностей мальчиков, имеющих нарушения речевого развития, чем для девочек. При этом следует отметить, что для девочек с нормальным речевым развитием данная ценность более актуальна, чем для нормально развивающихся мальчиков.

 

 

Рис. 7

 

Таким образом, достоверно значимые различия по полу и возрасту в формировании ценностных ориентаций обнаруживаются только у дошкольников с ФФН.

 

Анализ связей между различными компонентами личностной сферы

 

Перейдем к анализу сопряженности изученных компонентов ценностной сферы дошкольников с другими личностными компонентами (рис. 8-10)

 

 

Рис. 8. Корреляционная плеяда (по r-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с ОНР

 

Самая сильная корреляция у дошкольников с ОНР обнаруживается между ценностью игры и потребностью в аффилиации. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте дети относятся к игре как возможности быть принятыми в коллективе, как шансу стать частью общности. Ведь для многих дошкольников с речевым недоразвитием подлинная социализация начинается именно в логопедической группе, где они, имеющие отставание в становлении игры, получают толчок в развитии этого вида деятельности. Ценность познания связана с контактностью, что воспринимается совершенно безоговорочно для данного возраста. Становление внеситуативно - познавательного общения в норме происходит с 3х до 5 лет, и у дошкольников с ОНР этот процесс также идет, хотя и не так активно в силу ограниченных возможностей общения.

 

Чем контактнее дошкольник, чем больше он «почемучка», тем больше он стремится усвоить социальные нормы. Духовные ценности находятся в сопряженности с мотивацией к взаимодействию с окружающими.

 

Ценность гедонизма (приоритетная ценность дошкольников с ОНР) прямо связана с обидчивостью: чем больше ориентированность на получение удовольствия, тем больше обид, когда в нем отказано.

 

Все остальные структурные компоненты личности имеют отрицательные взаимозависимости. Следовательно, все ценности линейным и нелинейным образом связаны между собой, что позволяет говорить о формировании этой сферы у старшего дошкольника с ОНР. К сожалению, сопоставление рейтингов ценностных ориентаций в 5 и 6 лет позволяют констатировать, что имеет место ретардация, т.е. фиксация на определенном, специфическом этапе развития.

 

Корреляционная плеяда, демонстрирующая взаимосвязи ценностных компонентов личности заикающихся дошкольников, представлена на рис.9. Мы видим, что самая сильная сопряженность существует между ценностью общения (приоритетной у детей этой группы) и мотивацией к логопедическим занятиям. Чем больше заикающийся дошкольник ценит общение, тем больше он мотивирован к занятиям с логопедом и наоборот. Далее - чем более он здоров, активен, чем выше его эмоциональный фон, тем актуальнее для него общаться. Чем значимее для него познание мира, тем интернальнее его локус контроля. Чем актуальнее для него познание, тем менее он агрессивен и наоборот, чем менее ему интересен процесс познания, тем больше его агрессия. Чем слабее мотивация достижения, тем менее значимы духовные ценности. Чем экстернальнее локус контроля, тем более актуальна ценность здоровья. Ценность здоровья находится в отрицательной связи с ценностью познания, т.е. дошкольник с заиканием либо фиксирован на состоянии своего здоровья (« уход в болезнь», индуцированный социумом и прежде всего значимыми близкими) либо это ресурс - канал сублимации.

 

 

Рис. 9. Корреляционная плеяда (по r-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с заиканием

 

В исследовательских целях для получения прогностических сведений мы применили бутстреп методом Монте-Карло [10, 11]. Это позволило яснее представить взаимосвязи между ценностными ориентациями, потребностями и мотивацией, т.е. связи внутри смыслового ядра личности. Так, у заикающихся дошкольников (мальчики 6 лет) обнаруживаются следующие возможные корреляции: между потребностью в аффилиации и духовными ценностями; нелинейные связи между потребностью в аффилиации и ценностью гедонизма (эти корреляции есть и в норме). Появляются связи между потребностями и ценностями, характерными для дошкольников с ОНР: потребностью в аффилиации и ценностью игры, ценностью познания и контактностью и т.д. Надо подчеркнуть, что эмоциональное реагирование дошкольников с заиканием более полифонично по сравнению с ОНР и нормой: чем актуальнее ценность познания, тем сильнее заикающийся ребенок реагирует на неудачи в этой сфере агрессивностью, обидчивостью, ограничением контактов, демонстративностью, личностной тревожностью и интернализацией локуса контроля (самообвинением).

 

В корреляционной плеяде, иллюстрирующей взаимосвязи ценностной сферы дошкольников с нормальной речью с другими компонентами личности (рис.10), мы замечаем максимальную «простроенность»: представлены все изучаемые потребности, все ценностные ориентации, мотивация достижения и многие личностные компоненты (половозрастная идентификация, страхи, самооценка и др.). Причем потребности имеют прямые корреляции с соответствующими ценностями: так, потребность в общении сопряжена с ценностью общения, потребность в аффилиации с духовными ценностями, потребность в безопасности с ценностью познания и т.д. На наш взгляд, совокупность личностных компонентов старшего дошкольника с нормальным развитием - довольно оформленное неслучайное структурное образование, в котором личностные компоненты достаточно логично монтируются в подсистемы, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но отмечается некоторая отдельность - изолированность в развитии ценностных ориентаций. Становление одних компонентов вызывает, тянет за собой развитие и формирование других. Формирование системных образований как следствие процесса развития индивидуума отмечают многие психологи, в частности Б.Н.Рыжов [7].

 

 

Рис. 10. Корреляционная плеяда (по r-Пирсону) и связи между компонентами ценностной сферы с другими личностными качествами у детей с нормальным речевым развитием

 

Выводы:

 

1.   Формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи характеризуется специфическими закономерностями, зависящими от структуры речевого дефекта. Существуют определенные различия в формировании ценностных ориентаций между группами детей дошкольного возраста, имеющими разный характер и природу речевых недостатков.

 

2.   По полученным в настоящем исследовании данным самой близкой к норме из всех групп дошкольников с речевым дизонтогенезом является группа заикающихся. Это обусловлено тем, что, во-первых, заикание в дошкольном возрасте возникает на фоне опережающего интеллектуального развития, и, во–вторых, у заикающихся страдает лишь коммуникативная функция речи, а при ФФН и, особенно при ОНР – смысловая. Чем выраженнее речевой дефект, тем существеннее его влияние на формирование личности.

 

3.   Выявлены различные иерархические соподчинения ценностных ориентаций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития.

 

4.   Дошкольники с ОНР отстают в развитии ценностной сферы. У дошкольников с нормальной речью и ФФН в 6 лет познание становится приоритетной ценностью, ценность игры сохраняет свою актуальность, ранги ценностей общения и здоровья с возрастом несколько снижаются.

 

5.   Достоверно значимые различия в формировании ценностных ориентаций по полу и возрасту обнаружились только у дошкольников с ФФН. У дошкольников других исследуемых групп по большинству изученных ценностей статистических различий нет. Прослеживается лишь тенденция к таким изменениям по ценностям игры и гедонизма.

 

Литература

 

  1. Аверьянова Е.В. Ценностные ориентации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и их родителей // Системная психология и социология, 2012, №5(I), с.91-96
  2. Валявко С.М., Аверьянова Е.В. Методика изучения ценностных ориентаций: опыт конструирования // Экспериментальная психология, 2012, т.5, №2, с.83-95.
  3. Валявко С.М., Аверьянова Е.В.Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием. Монография - М.: 2013.
  4. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем дошкольном возрасте. Автореф. дисс…канд.психол.н – М, 2009
  5. Макшанцева Л.В. К вопросу изучения ценностных ориентаций (статья)/ Л.В.Макшанцева // ГОУ ВПО МГУДТ. Научный журнал «Дизайн и технологии», № 8 (50). – М.: ИИЦ МГУДТ. 2007. с.112-118
  6. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. М, 2010, №1 с.6 – 43.
  7. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. М, 2012, №5 с. 5 – 24.
  8. Федорова А.А. Динамика ценностно - потребностной сферы личности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дисс. канд.психол.н.- Томск, 2006
  9. Шелемехова М.С. Динамика ценностно - потребностной сферы личности младших школьников. Автореф. дисс. ..канд.психол.н.- Томск, 2005
  10. Donald E. Knuth. Seminumerical Algorithms, volume 2 of The Art of Computer Programming, chapter 4.2.2, page 232. Addison-Wesley, Boston, third edition, 1998.
  11. Efron, B. Bootstrap Methods: Another Look at the Jackknife // Annals of Statistics, 1979, V. 7, № 1, pp. 1-26.
  12. Raven, J. The Most Important Problem in Education is to Come to Terms with Values. Oxford Rewiew of Education,1980, 7, pp. 253-272

 

References

 

  1. Averyanova E.V. Value orientations in preschool children with impaired speech development and their parents // Systems psychology and sociology, 2012, №5 (I), pp.91-96
  2. Valyavko S.M., Averyanova E.V. Method of study of value orientations: the experience of designing // Experimental Psychology, 2012, v.5, №2, pp.83-95.
  3. Valyavko S.M., Averyanova E.V. Value orientations of preschool children with impaired speech development and regulatory. Monograph, M.: 2013.
  4. Ghani S.V. Development of motivation in the preschool age. Abstract. diss ... PhD - M 2009
  5. Makshantseva L.V. To study the question of value orientations (article) / L.V.Makshantseva // GOU VPO MSUDT . Scientific journal «Design and technology», № 8 (50). M .: IPC MSUDT . 2007. s.112-118.
  6. Ryzhov B.N. System Foundations of Psychology // Systems psychology and sociology. M, 2010, №1 pp. 6 – 43.
  7. Ryzhov B.N. Periodization system development // Systems psychology and sociology. M, 2012, №5 pp. 5 – 24.
  8. Fedorov A.A. The dynamics of value - need sphere of personality in preschool and early school age. Diss. kand.psihol.n.- Tomsk, 2006
  9. Shelemehova M.S. The dynamics of value - need sphere person younger students. Diss. PhD. Tomsk, 2005.
  10. Donald E. Knuth. Seminumerical Algorithms, volume 2 of The Art of Computer Programming, chapter 4.2.2, page 232. Addison-Wesley, Boston, third edition, 1998.
  11. Efron, B. Bootstrap Methods: Another Look at the Jackknife // Annals of Statistics, 1979, V. 7, № 1, pp. 1-26.
  12. Raven, J. The Most Important Problem in Education is to Come to Terms with Values. Oxford Rewiew of Education,1980, 7, pp. 253-272.

 



[1] далее по тексту ОНР

[2] далее по тексту ФФН