Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Бокуть Е.Л., Губина Е.В., ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Журнал » 2015 №13 : Бокуть Е.Л., Губина Е.В., ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    Просмотров: 25554

 

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Бокуть Е.Л., Губина Е.В.,

 

МГПУ, г.Москва

 

Статья посвящена изучению профессионально значимых качеств личности студентов педагогического университета. Рассматриваются особенности эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности, а также их взаимосвязь у студентов как важные детерминанты их будущей профессионального деятельности   в современных условиях.     Предлагаются пути формирования рассматриваемых качеств личности у студентов.

 

Ключевые слова: профессионально значимые качества личности; студенты педагогического университета; эмоциональный интеллект; коммуникативная толерантность; пути формирования.

 

 

 

CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND TOLERANCE IN STUDENTS’ COMMUNICATION AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

 

Bokut E. L, Gubina E.V.,

 

MCTTU, Moscow

 

 

 

The article explores the professionally significant qualities of a student’s personality at thepedagogical university. The features of the student’s emotional intelligence and communicative tolerance as well as their correlation as important determinants of the student’s future career in the modern world are considered. The article also shows the ways of forming the qualities of the student's personality.

 

 Keywords: professionally significant qualities of the personality; students of the pedagogical university; emotional intelligence; communicative tolerance; ways of forming.

 

 

Введение

 

 

Профессиональное становление студентов педагогического университета предполагает не только формирование их профессиональных качеств, но и развитие их личностных свойств, важных для будущей профессии [12, 13]. Студенты педагогического университета – будущие психологи, педагоги, социальные работники – будут работать в сфере «человек-человек», то есть общение с другими людьми является важнейшим компонентом их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим качества личности, обеспечивающие эффективность общения, становятся профессионально значимыми. Поскольку вопрос о необходимости развития профессионально значимых качеств личности студентов педагогических вузов неоднократно поднимался в работах психологов, представляется интересным выявление особенностей развития профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического университета в современных условиях жизни нашего общества.

 

Современный психолог, педагог работают в мультикультурной среде: с детьми, взрослыми, коллегами разных национальностей, разного вероисповедания, разного культурного уровня и т.д. В современном мире увеличивается также число сложных, непредвиденных ситуаций, которые могут дезорганизовать деятельность человека. В связи с этим актуальным является изучение толерантности у студентов педагогического университета [6,7].

 

Современное общество характеризуется и своеобразной системой ценностей. Установка на рациональность, на успех в карьере, на получение денег; ориентация родителей, педагогов лишь на интеллектуальное развитие ребенка, его академическую успешность и хорошие отметки приводят к снижению ценности эмоций в обществе, к обеднению эмоциональной сферы  у детей и взрослых. Между тем, роль эмоций в жизни человека огромна: они позволяют человеку  осознавать субъективную значимость происходящих событий,  ориентироваться на другого, делают жизнь человека полнее и ярче. Способность понимать свои переживания и эмоции другого человека, способность устанавливать эмоциональные доверительные отношения  с другими людьми очень важны для представителей помогающих профессий, а также в педагогической деятельности.  Способность познавать свои чувства, распознавать переживания другого человека во многом определяет профессиональную пригодность, например, психолога, при психологическом консультировании, проведении коррекционно-развивающей работы и других видах его профессиональной деятельности. Эти способности в современной психологии обозначаются понятием «эмоциональный интеллект». Таким образом, изучение эмоциональной сферы, в частности, эмоционального интеллекта будущих психологов, социальных работников, педагогов представляется нам актуальным.  

 

Социальные проблемы современного общества, связанные с ростом жестокости, насилия, агрессивности,  требуют большего внимания психологов к изучению и формированию качеств личности, с помощью которых можно противодействовать этим явлениям. Толерантность личности и развитый эмоциональный интеллект являются, на наш взгляд, именно такими качествами. Изучение  эмоционального интеллекта, коммуникативной толерантности и их взаимосвязи как факторов, определяющих в современных условиях  успешность профессиональной деятельности в сфере «человек-человек»,  является, на наш взгляд,  актуальным.

 

 

Основное содержание понятий «толерантность» и «эмоциональный интеллект»

 

 

Толерантность рассматривается в широком диапазоне: от понимания ее как нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственной характеристики личности  [2]. Толерантность определяется М.Уолцером  как социально значимая характеристика, как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтаций и ксенофобий [16]. Наличие толерантных установок и ценностных ориентаций предполагает устойчивость личности к этническим, религиозным, мировоззренческим и другим различиям. Проявлениями толерантности являются: стремление к диалогу, эмпатия, сотрудничество, веротерпимость, а также устойчивость к стрессу, неопределенности, к агрессивному поведению и др. Давая обобщенную характеристику толерантной личности, Г.Олпорт среди ряда параметров также  выделяет способность к эмпатии [17, С.17].

 

Толерантность как личностная характеристика формируется под влиянием многих факторов. В современном обществе риска возникает необходимость разработки специальных программ формирования толерантного поведения, особенно «в группе молодежи и подростков как наиболее сенситивной к проявлению интолерантности и ксенофобии в силу возрастных особенностей» [10, C.520].

 

Термин «эмоциональный интеллект» был введён в научный обиход американскими психологами П.Сэловеем и Дж. Мейером в 1990 году [9]. Ими была разработана первая концепция эмоционального интеллекта –  способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний;  также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.

 

Составляющие эмоционального интеллекта (по Д.Гоулману): самосознание (знание своих внутренних состояний, предпочтений, возможностей), самоконтроль (умение справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями), мотивация (эмоциональные склонности, которые направляют или облегчают достижение целей), эмпатия (осознание чувств, потребностей и забот других людей),  навыки отношений (искусство вызывать у других желательную для вас реакцию) [5].

 

Многие Российские психологи придерживаются взглядов на эмоциональный интеллект, сформулированных Д.В. Люсиным  [9].  Он определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций Он выделяет внутриличностный интеллект  (способность понимать и управлять своими эмоциями) и межличностный интеллект (способность и управлять эмоциями других людей).

 

Эмоциональный интеллект является важным фактором для просоциального и иного позитивного поведения [1].  Отмечается, что развитая эмоциональная регуляция может помочь людям более эффективно взаимодействовать с окружающими. Личность с высоким уровнем ЭИ доброжелательна в межличностных отношениях, способна к созданию эмоционально благополучных отношений.

 

Эмоциональный интеллект  и толерантность в общении в данной статье мы будем рассматривать в контексте профессионально значимых качеств личности психолога, педагога, социального работника. Представляет интерес рассмотрение данной проблематики с позиций системной психологии  [14, 15].

 

 

Организация и методы исследования

 

 

Цель исследования: исследование личностных  особенностей студентов педагогического университета, наличие которых детерминирует успешность профессиональной деятельности в современном обществе. Задачи исследования: 1.Изучить особенности эмоционального интеллекта у студентов педагогического университета. 2.Выявить особенности толерантности в общении у студентов педагогического университета. 3.Проанализировать взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной толерантностью у студентов педагогического университета.

 

Исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета. В исследовании приняли участие 111 студентов, обучающихся по направлениям «психология», «социальная работа», «педагогическое образование». Возраст респондентов  от 18 до 20 лет, девушек – 85 человек, юношей – 26 человек.

 

Для получения эмпирических данных были отобраны следующие методики:

 

1.Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) [8, С.633-634].  

 

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

 

1) «Эмоциональная осведомлённость» -  способность наблюдать изменения своих чувств;  способность анализировать негативные чувства; знание, понимание осознание своих эмоций и управление своей жизнью.

 

2) «Управление своими эмоциями» - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность; совладание со своими чувствами; способность легко отключится от переживания неприятностей.

 

 3)«Самомотивация» - это произвольное управление своими эмоциями;
способность вызвать у себя широкий спектр положительных эмоции; способность подходить творчески к жизненным проблемам; способность легко входить в состояние спокойствия и сосредоточенности; способность легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

 

4) «Эмпатия» - способность выслушивать проблемы других людей; чувствительность к эмоциональным потребностям других; понимание эмоций других людей; распознавание эмоций по выражению лица; улавливание знаков в общении, которые указывают на то, в чём другие нуждаются.

 

 5) «Распознавание эмоций других людей» - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей; адекватная реакция на настроение, желания других людей; умение улучшить настроение других людей;

 

Подсчёт результатов: по каждой шкале высчитывается сумма баллов с учётом знака ответа («+» или «-«). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Определялся также интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака.

 

2.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)    [11,С.60-65].

 

Методика позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Общая коммуникативная толерантность определяет другие формы коммуникативной толерантности: ситуативную, типологическую, профессиональную. Опросник  В.В.Бойко включает в себя 45 вопросов, которые сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названия шкал. С помощью данной методики толерантность исследуется через ее обратную сторону – интолерантность. При обработке результатов подсчитывается общая сумма баллов по каждой шкале. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.

 

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики: вычисление средних значений, корреляционный анализ (по К. Пирсону), определение достоверности различий (с помощью критерия U Манна-Уитни).

 

 

Результаты и их обсуждение

 

 

Изучение особенностей эмоционального интеллекта (ЭИ) у студентов педагогического  университета

 

 

С помощью методики оценки ЭИ у студентов были выявлены показатели по каждой шкале опросника и вычислялся интегративный показатель эмоционального интеллекта. Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Показатели ЭИ вычислялись по всей выборке испытуемых, а также в группах испытуемых, различающихся по полу и по направлению обучения. Средние значения показателей ЭИ по всей выборке  студентов представлены в Таблице 1.

 

Т а б л и ц а  1

 

Средние значения по шкалам эмоционального интеллекта у студентов педагогического университета

 

Эмоциональная осведомлённость

8,32

Управление своими эмоциями

0,65

Самомотивация

5,71

Эмпатия

7,81

Распознавания эмоций других людей

6,93

Интегративный показатель эмоционального интеллекта

29,14

 

 

Интегративный показатель эмоционального интеллекта равен 29,14 баллам. Согласно нормативным значениям, указанным в  методике Н.Холла (70 и более – высокий уровень; 40-69 – средний уровень; 39 и менее – низкий уровень), это характеризует низкий уровень ЭИ в исследуемой выборке студентов.  Рассмотрим уровень парциального  ЭИ по каждой из пяти шкал (нормативные значения:   14 и более - высокий;  8–13 – средний; 7 и меньше – низкий). По шкале «Эмоциональная осведомленность» (8,32 балла) и по шкале «Эмпатия» (7,81) студенты показали средний уровень. Шкала «Эмоциональная осведомленность» характеризует, насколько внимательны испытуемые к своим эмоциям, стремятся ли понять их. Шкала «Эмпатия»  - насколько человек чувствителен к эмоциональным потребностям других людей, умеет ли понимать внешнее выражение эмоций, настраивается ли на эмоции другого. По остальным шкалам («Управление эмоциями», «Самомотивация», «Распознавание эмоций других людей») испытуемые обнаруживают низкий уровень выраженности. Самый низкий балл набран испытуемыми по шкале «Управление своими эмоциями» (0,65 баллов). Эта шкала определяет эмоциональную неригидность, отходчивость человека.

 

Преобладание низких значений по интегративному и парциальным показателям ЭИ связано, на наш взгляд, с особенностями возраста испытуемых. Согласно имеющимся в литературе данным [1], ЭИ зависит от возраста, увеличиваясь между ранним подростковым возрастом и ранней взрослостью. Подавляющее большинство испытуемых, принимавших участие в исследовании, являются студентами 1 и 2-го курсов, поэтому можно предположить, что ЭИ у них находится на стадии формирования.

 

Представляется интересным рассмотреть вопрос о том, есть ли межполовые различия в показателях ЭИ студентов. Средние значения показателей ЭИ у юношей и девушек, участвующих в исследовании,  представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

Рисунок 1. Средние значения показателей ЭИ у юношей и девушек                              

 

При сравнении средних значений показателей ЭИ в группах юношей и девушек следует отметить, что некоторое различие есть по шкале 1 «Управление своими эмоциями» (2,12 у юношей и 0,2 у девушек) и шкале 3 «Самомотивация» (7,00 у юношей и 5,31 у девушек), но эти значения не достигают уровня значимости. Такой же результат мы получили при сравнении средних значений интегративного показателя ЭИ у юношей  (31,4 балла) и у девушек (28,4 балла).  Значимых различий (по критерию U Манна-Уитни) не было выявлено ни по одному из  рассматриваемых показателей ЭИ.  Это согласуется с литературными данными о том, что различия между мужчинами и женщинами носят скорее качественный, чем количественный характер. Выражение эмоций и их регуляция во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путем воспитания [1].

 

При сравнении средних значений показателей ЭИ в группах студентов разных направлений обучения («психологи», «социальные работники», «педагоги») мы получили результаты, представленные на рисунке 2.

 

 

 

 

Рисунок 2.  Средние значения показателей ЭИ у студентов разных направлений подготовки

 

Интегративный показатель ЭИ у испытуемых всех групп находится на низком уровне. Однако его значение выше у социальных работников (32,09) и педагогов (31,5), чем у психологов (20,84). Различие между этими группами испытуемых  достоверно на уровне 0,05 по критерию UМанна-Уитни. По шкалам «Эмоциональная осведомленность» (шкала 1)  и «Эмпатия» (шкала 4) у «социальных работников» и «педагогов» значения находятся на среднем уровне, у «психологов» - на низком.  По шкале 2 «Управление своими эмоциями» средние значения во всех группах находятся на низком уровне, однако, отметим, что у «психологов» этот показатель  имеет отрицательное  значение (различие достоверно по критерию  U  Манна-Уитни,  равно 0,025). Это связано, на наш взгляд, с личностными особенностями студентов, выбирающих профессию психолога: они более ориентированы на свой внутренний мир, более склонны к рефлексии, более требовательны при оценке себя. Такое отношение к себе, можно предполагать,  проявляется и в ответах на вопросы опросника, т.к. любой опросник – это субъективный самоотчет.  По шкалам «Самомотивация» (шкала 3) и «Распознавание эмоций других людей»(шкала 5) во всех группах средние значения находятся на низком уровне.

 

Изучение особенностей  коммуникативной толерантности  у студентов педагогического  университета

 

С помощью опросника В.В.Бойко была исследована способность к позитивному общению в исследуемой группе студентов.  Подсчитывались средние значения по общему показателю коммуникативной толерантности  и  по показателям каждой из 9 шкал. В таблице 2 представлены средние значения показателей КТ в исследуемой выборке студентов. 

 

 

 

Т а б л и ц а  2.

 

Средние значения показателей коммуникативной толерантности в исследуемой выборке студентов.

 

 

Общий показатель коммуникативной толерантности

50,28

Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

5,59

Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей

других людей

5,56

Категоричность или консерватизм в оценке других людей

7,32

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными

качествами партнёра

5,67

Стремление переделать, перевоспитать  партнёров

5,30

Стремление  подогнать партнёра по себя, сделать  его  "удобным"

6,40

Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые вам неприятности

6,06

Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому  другим людьми

3,11

Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

5,22

 

 

Максимальное общее число баллов по всем шкалам – 135.Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Среднее значение общей суммы баллов по всей выборке равно 50,3 балла. Это превышает среднее количество баллов, набранное воспитателями ДОУ (31 балл), медсестрами (43 балла), врачами (40 баллов) [6], однако все же обнаруживает тенденцию к понижению уровня интолерантности у испытуемых. Среднее количество баллов по каждой шкале находится в промежутке  от 7,3 до 3,1 баллов (максимальное число баллов по каждой шкале – 15). Это также можно объяснить тенденцией к понижению уровня интолерантности у испытуемых.  Низкие значения по шкале «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» характеризует испытуемых как терпимых к переживаниям других людей, их проблемам, переживаемым трудностям.

 

Рассмотрим вопрос о том, есть ли различия в проявлении коммуникативной толерантности у юношей и девушек, участвующих в исследовании (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3. Средние значения показателей коммуникативной толерантности у юношей и девушек.    

  

 

Общее число баллов по всем шкалам у юношей – 50,7, у девушек – 50,2.Достоверно значимых различий между юношами и девушками в проявлении разных аспектов толерантности не выявлено.

 

Рассмотрим значения различных аспектов общей коммуникативной толерантности в группах испытуемых разных направлений подготовки: «психологов», «социальных работников», «педагогов» (рисунок 4).

 

 

 

 

Рисунок 4. Средние значения показателей коммуникативной толерантности у студентов разных направлений подготовки   

                                                                                                                                                       

 

Общее число баллов по всем шкалам у «психологов» - 44, у «социальных работников» - 60, у «педагогов» - 51. Это свидетельствует о том, что коммуникативная толерантность у студентов-психологов выражена в большей степени, чем у представителей других групп студентов (уровень достоверности, равный  0,085,  характеризует тенденцию к проявлению толерантных установок у испытуемых). Анализ показателей коммуникативной толерантности по шкалам опросника показывает значимые различия по шкале 4 «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (на уровне 0,016 по критерию UМанну-Уитни), по шкале 5 «Стремление переделать, перевоспитать партнера» (0,008), по шкале 7 «Неумение прощать ошибки другим, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (на уровне 0,014 по критерию UМанну-Уитни),  Низкие значения коммуникативной интолерантности в группе «психологов» по этим шкалам можно объяснить, на наш взгляд, связью с мотивами выбора студентами будущей профессиональной деятельности, в которой общение с другими людьми занимает важное место.

 

 

Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и  коммуникативной толерантности  у студентов педагогического  университета

 

 

Для выявления взаимосвязи между результатами исследования  эмоционального интеллекта (ЭИ) и коммуникативной толерантности  использовался статистический метод корреляции по К. Пирсону.  Выявлялись корреляции между общими показателями эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности. Затем при дальнейшем  анализе определялись связи между отдельными показателями ЭИ  и показателями по отдельным шкалам коммуникативной толерантности. 

 

Выявлена отрицательная корреляция между интегративным показателем эмоционального интеллекта и общим показателем коммуникативной интолерантности личности (r =-0,236 при р=0,014). Это свидетельствует о том, что при высоком уровне развития эмоционального интеллекта  наблюдается  низкая  степень выраженности коммуникативной интолерантности, другими словами человек демонстрирует толерантные установки.  Это свидетельствует о том, что умение понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, тесно связано с наличием толерантных установок по отношению к другим,  умению идти на уступки, умению поддерживать отношения с другими людьми.

 

Выявлены двусторонние значимые корреляции между интегративным показателем ЭИ  и показателями по следующим шкалам коммуникативной толерантности: «Неприятие и непонимание индивидуальности другого  человека» (r =-0,311 при р=0,001); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (r =-0,296 при р=0,002); «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (r =-0,226 при р=0,018).Таким образом, можно констатировать, что высокий уровень развития эмоциональному интеллекту связан со способностью понимать индивидуальность другого, не использовать себя в качестве эталона при оценке поведения других людей,     умением приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

 

Рассмотрим более подробно корреляции между отдельными показателями ЭИ (эмоционального интеллекта)  и показателями коммуникативной толерантности.  Можно выделить два  показателя эмоционального интеллекта («Самомотивация», «Распознавание эмоций других людей»), которые  обеспечивают тесную связь между эмоциональными характеристиками личности (ЭИ)  и способностью позитивно общаться (коммуникативная толерантность).

 

«Самомотивация»  как компонент ЭИ значимо коррелирует с показателями по  восьми  шкалам коммуникативной толерантности, а также с общим показателем  коммуникативной толерантности: общий показатель коммуникативной толерантности  (r =-0,332 при р=0,000); «Неприятие и непонимание индивидуальности другого  человека» (r =-0,344 при р=0,000,); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (r =-0,385 при р=0,000); «Консерватизм и категоричность в оценки других людей» (r =-0,242 при р=0,012); «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнёров» (r =-0,221 при р=0,022); «Стремление «подогнать» партнёра под себя, сделать его «удобным»» (r =-0,203 при р=0,035); «Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые вам неприятности» (r =-0,225 при р=0,019); «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (r =-0,359 при р=0,000).

 

Выявлены значимые корреляции между таким компонентом ЭИ  как «Распознавание эмоций других людей»  и следующими показателями  коммуникативной толерантности: общий показатель коммуникативной толерантности (r =-0,191 при р=0,048); «Неприятие и непонимание индивидуальности другого  человека» (r =-0,205 при р=0,035); «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (r =-0,295 при р=0,002); «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (r = - 282 при р=0,003).

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что произвольное управление своими эмоциями и распознавание эмоций других людей  связаны с целым рядом умений позитивно взаимодействовать с окружающими людьми.

 

Выявлены значимые корреляции между таким компонентом ЭИ как «Эмпатия»  и  показателем  коммуникативной толерантности «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (r = - 297 при р=0,002). Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что способность быть чувствительным к эмоциональным потребностям других,  понимать эмоции других людей связана с терпимостью к другим людям.

 

Таким образом, корреляционный анализ показал, что между показателями эмоционального интеллекта и коммуникативной интолерантности установлена статистически достоверная отрицательная взаимосвязьна  уровне значимости  p<0,01 или p<0,05.

 

 

 

Выводы

 

 

 

1.Среднее значение интегративного  показателя эмоционального интеллекта (ЭИ) у всей выборки испытуемых находится на низком уровне, а уровень парциального ЭИ по пяти шкалам опросника характеризуется средним или низким уровнем проявления. Это связано, на наш взгляд, с особенностями возраста испытуемых  (что согласуется с имеющимся в литературе данными). Подавляющее большинство испытуемых, являются студентами 1 и 2-го курсов, поэтому можно предположить, что ЭИ у них находится на стадии формирования.

 

2.Средние значения интегративного и парциального ЭИ у юношей и девушек не обнаруживают достоверно значимых различий, что согласуется с литературными данными. Средние значения показателей ЭИ в группах испытуемых разных направлений подготовки обнаруживают достоверные различия по интегративному показателю ЭИ и по шкале « Управление своими эмоциями»: у «психологов» эти показатели ниже, чем в других группах испытуемых. Это связано, на наш взгляд, с личностными особенностями студентов, выбирающих профессию психолога: они более ориентированы на свой внутренний мир, более склонны к рефлексии, более требовательны при оценке себя. Такое отношение к себе, можно предполагать,  проявляется и в ответах на вопросы опросника, т.к. любой опросник – это субъективный самоотчет.

 

3.Среднее количество баллов, набранных студентами исследуемой группы, по общему показателю и по показателям отдельных шкал коммуникативной толерантности характеризует тенденцию к проявлению толерантности в общении. Это связано, на наш взгляд, с мотивами выбора студентами будущей профессиональной деятельности, в которой общение с другими людьми занимает важное место.

 

4. Межполовых различий в проявлении коммуникативной толерантности у студентов не обнаружено. Различия в проявлении коммуникативной толерантности у студентов разных направлений подготовки показало следующее: у «психологов» обнаружена низкая степень выраженности интолерантности в общении, т.е. они склонны демонстрировать толерантные установки и способность к позитивному общению. Различия достоверны по четырем показателям коммуникативной толерантности.

 

5.Между общими показателями ЭИ и коммуникативной толерантности существует значимая двусторонняя связь, то есть высокий уровень ЭИ связан с низкой степенью интолерантности  в общении. Обнаружена достоверно значимая корреляция между отдельными показателями ЭИ и коммуникативной толерантности: умение произвольно управлять своими эмоциями (шкала «Самомотивация») связано с большинством показателей коммуникативной толерантности;  наличие эмпатии отрицательно коррелирует с нетерпимостью к окружающим; умение распознавать эмоции других людей  связано с рядом показателей коммуникативной толерантности. Выявленные корреляции доказывают наличие тесной взаимосвязи высокого уровня эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета.

 

 

Заключение

 

 

 

В проведенном исследовании выявлена тесная  взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности у студентов педагогического университета. Полученные выводы  позволяют определить конкретные пути формирования профессионально значимых качеств личности будущих психологов, социальных работников, педагогов.

 

Работа по развитию эмоционального интеллекта студентов  включает формирование следующих умений: произвольно управлять своими эмоциями,   понимать эмоции других людей,  развитие эмпатии,   формирование волевых качеств и т.д. Работа по развитию толерантности в общении с окружающими может включать формирование следующих умений:  принимать другого человека, адекватно воспринимать и оценивать себя, выражать свои чувства при общении с разными людьми в необидной для другого форме, внимательно относиться к особенностям другого человека, воспринимать другого как индивидуальность, уважать чувства других и т.п.

 

Формы работы со студентами, способствующие развитию у них рассматриваемых профессионально значимых качеств личности: усиление практической составляющей на занятиях по специальным дисциплинам; вовлечение студентов в  волонтерское движение, которое предполагает участие студентов в работе с различными незащищенными группами населения; самостоятельная работа студентов и т.д. Особое место в формировании исследуемых качеств личности занимает практика студентов: педагогическая практика, включающая составление психолого-педагогического портрета ребенка, написание психолого-педагогической характеристики детской группы и др.; производственная практика, в содержание которой входит проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов, психологических консультаций и т.п.[3,4].

 

 

Литература

 

 

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
  2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» //Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Выпуск 1-2. М., 2001.
  3. Бокуть Е.Л. Исследовательская деятельность студентов в период практики как условие формирования профессиональных и личностных качеств будущих психологов/«Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов». М., 2014 – 450 с. С.40 – 44.
  4. Бокуть Е.Л. Условия формирования профессиональных компетенций студентов – психологов на педагогической практике /5 съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – М, 14 — 18 февраля 2012. Научные материалы. Том 2. С. 8 – 9.
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 560 с.
  6. Губина Е.В.Личностное развитие студентов в ходе  их профессиональной подготовки. Вестник практической психологии образования. –2010, №1 (22). – С.70-75.
  7. Губина Е.В. Толерантные установки как условие успешной деятельности современного учителя/ Психология нравственности и религия: ХХ1 век //Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 года). – МО, Щелково: Издатель Мархотин П.Ю.,2011. – С.178-180.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. -752 с. 
  9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
  10. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии  в обществе риска. – М., 2011. – 608 с.
  11. Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.
  12. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса//Системная психология и социология. 2010. №2 С.28 – 42.
  13. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиции дуального подхода//Системная психология и социология. – М: МГПУ,  2010. – №.1. С.44-58.
  14. Романова Е.С., Рыжов Б.Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот// Системная психология и социология.  2010.  №.1. С.72-76.
  15. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии// Системная психология и социология. 2010. №.2..  С.5 – 24.
  16. Уолцер М. О терпимости [Текст] /М.Уолтер. _ М.:Идея-Пресс, 2000.
  17. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004. -80 с.

 

 

 

References

 

 

 

  1. Andreeva I.N. The ABCs of emotional intelligence. - SPb.: BHV-Petersburg, 2012. – 288 p.
  2. Asmolov A.G.About the meaning of the concept of "tolerance" // Tolerance Century: Scientific and journalistic Gazette. Issue 1-2. M., 2001.
  3. Bokut E.L. Vocational  competencies of students-psychologists formed in conditions of teacher's training practice. 5th Congress of the Russian public organization "Russian Psychological Society." – M, February 14 -18, 2012. Research materials. Volume 2. P. 8 – 9.
  4. Bokut E.L.The research activities of students during the practice as a condition of formation of professional and personal qualities of future psychologists / "Psychology of Education: Modernization of education in the introduction of new professional standards"  M., 2014 - 450 p. P.40 - 44.
  5. Goleman D. Emotional Intelligence. Why it can matter more than IQ – M .: "Mann, Ivanov and Ferber", 2013. – 560 p.
  6. GubinaE.V. Personal development of students during their training. Bulletin of practical psychology of education. - 2010, №1 (22). - P.70-75.
  7. Gubina E.V. Tolerant settings as a condition for the success activities of the modern teacher/ Psychology of morality and religion: 21st Century // Proceedings of the international conference (16 - 17 November 2011). - MO Schyolkovo:  Publishers Marhotin PO, 2011. - P. 178 - 180.
  8. Ilyin E.P. Emotions and feelings. SPb .: Peter, 2001. -752 p.
  9. Lyusin D.V. Current concepts of emotional intelligence // Social Intelligence: Theory, measurement, research / ed. DV Lyusin, DV Ushakov. M .:InstituteofPsychology,RussianAcademyofSciences, 2004, pp29 - 36.
  10. Tolerance as a factor of combating xenophobia: xenophobia risk management in a risk society. – M., 2011. – 608 p.
  11. Psychodiagnostics of personality tolerance. Ed. G.U.Soldatova, L.A.Shaygerova. – M .: Smysl, 2008. – 172 p.
  12. Romanova E.S. The development of the science of higher education for the support  of the civil and occupational formation of the educational progress// System psychology and sociology. 2010. №2. P. 28 – 42.
  13. Romanova E.S. Theprofessional formation and development  in the dual approach // System psychology and sociology. 2010. – №1. P.44-58.
  14. Romanova E.S., Ryzhov B.N. «The Brutus complex» of social orphans // Systems psychology and sociology. 2010.  №1. P.72-76.
  15. Ryzhov B.N. The basic of sistemic pshycology // Systems psychology and sociology. 2010.  №2.  P. 5 –24.
  16. Walzer, M. About tolerance [Text] /M.Uolter. M: Idea Press, 2000.
  17. Shekoldina S.D. Training tolerance. - M .: «Os’-89», 2004. - 80 P.