Get Adobe Flash player
PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №21 2017

Психологические исследования

Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Проблема смыслового восприятия текста детьми дошкольного возраста
Васильева И. И. Справедливость в организации: системно-функциональный подход
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья в системе ценностей и судьбах русской эмиграции первой волны
Немов Р. С., Алтунина И. Р., Яценко Д. А. Общее и различное в психологических теориях личности и мотивации
Шейнов В. П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе
Марчук Н. Ю. Роль чрезвычайных ситуаций в филогенезе и онтогенезе человека

Социально-психологические аспекты развития информационно-коммуникационных технология

Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр в молодежной среде

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в первой трети XIX в. П. Я. Чаадаев

Мнения

Simons G. Tangible threats through intangible means: aspects of BRICS information and communication Security
Мрдуляш П. Б. Классификация проектно-ориентированных образовательных программ

Рецензия

Шейнов В. П. Рецензия на книгу Рыжова Б. Н. «Системная психология»

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 1 (21)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Романова Е. С., Абушкин Б.М., ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР СИСТЕМНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2015 №13 : Романова Е. С., Абушкин Б.М., ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР СИСТЕМНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 2801

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР СИСТЕМНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М.,

 

 МГПУ, Москва

 

 

 

Современные требования государства и общества к системе образования нацелены на всестороннее (социальное, познавательное, общекультурное) развитие ученика.  В статье рассматривается один из аспектов данной проблемы, а именно социальные факторы, определяющие психологическое здоровье учащегося. Обсуждаются особенности выбора школьниками своего профессионального пути и особенности мотивационной сферы школьников, которые могут выступить как индикаторы качественного уровня психологического здоровья школьников.

 

Ключевые слова: психологическое здоровье учащегося, общечеловеческие ценности, познание, деятельность, развитие, теоретико-методологический подход, индивидуальная работа со школьниками, профессиональное становление, способности, ценности.

 

 

 

MENTAL HEALTH AS A FACTOR OF SCHOOLSTUDENTS’

 

SYSTEM SOCIALIZATION

 

Romanova E. S., Abushkin B. M.,

 

MCTTU, Moscow

 

 

Modern requirements of the state and society aimed at comprehensive (social, cognitive, cultural) students’ development in the sphere of education. The article considers one of the aspects of this problem - the social determinants of students’ psychological health. The characteristics of students’ professional career choice and the features of students’ motivational sphere are discussed that can act as indicators of the quality of students’ mental health.

 

Keywords: student’s psychological health, human values, knowledge, activity, development, theoretical and methodological approach, individual work with students, professional development, abilities, values.

 

 

 

Введение

 

 

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в обсуждаемом в  данной статье  аспекте представлены следующим принципом «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностямчеловека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания ( Закон «Об образовании в РФ», Статья 3, п.7)

 

Приоритет отдается общечеловеческим ценностям, признанию самоценности личности ребенка, уважению к его правам и свободам, достоинству и интересам, установке на создание максимально благоприятных условий для развития способностей и дарований детей, их личностного, жизненного, профессионального самоопределения. Основным смыслом и центром педагогического процесса становится всестороннее (социальное, познавательное, общекультурное) развитие ученика. Мера этого развития выступает мерой качества работы учителя, школы, вуза, всей системы образования.

 

Два аспекта личности подростка – склонности и потребности, как показывает психологическая практика, совсем не очевидны для молодого человека, входящего во взрослую жизнь. Это связано, в первую очередь, с его незнанием всех социальных требований этой взрослой жизни.  Психологами освоены практически все методические подходы работы с детьми и подростками на разных возрастных этапах.

 

Новое наполнение этой работы связано переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и комплексные подходы, основанные на интеграции всей образовательной практики для обеспечения доступности разнообразных возможностей государства в образовании, воспитании и развитии для всех категорий детей и подростков (детей с ОВЗ, детей с социальными проблемами, одаренных детей и т.д.).

 

 

Теория и практика психолого-педагогического сопровождения учащихся

 

 

 Инновационность подходов ФГОС второго поколения в психологическом выражении задается установкой на создание условий для воспитания и развития личности ребенка в разных гранях его проявлений как субъекта познания, деятельности, развития, общения и культуры. В наиболее развернутой содержательной форме в практике образования представлена концепция психолого-педагогического обеспечения как сопровождения, идеологическая суть которой выстраивается на безусловной ценности внутреннего мира каждого школьника, приоритетности потребностей, целей, и ценностей его развития [3]. 

 

Как система профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, сопровождение направлено на создание условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения детей, возможностей их творческого и самостоятельного освоения системы отношений с миром и самим собой. Интеграция целей психологической и педагогической практики, их концентрация на личности ребенка, предполагает осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами при ведущей роли педагога, который оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка.

 

Отличие сопровождения как технологии от других видов профессиональной деятельности психолога заключается в позициях субъектов сопровождения, способах взаимодействия, приоритетов в работе, а также в критериях эффективности деятельности психолога. В этом контексте содержание психологической деятельности предполагает систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников, создание специальных социально-психологических условии для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов. Опыт практической реализации данной модели психолого-педагогического сопровождения показал эффективность ее функционирования в образовательной системе [4].

 

В целом, интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в числе которых не только цели развития, воспитания, но и цели обеспечения физического, психического, психологического здоровья учащихся, превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем. Концептуальные основы, подходы и принципы, положенные в основу функционирования психолого-педагогического сопровождения как явления на имплицитном этапе его развития, безусловно, выступают фундирующим основанием преобразования данной практики в свете новых требований [3,4].

 

В условиях современного образовательного пространства, ориентированного на внедрение ФГОС второго поколения, качество образования рассматривается в широком спектре таких категорий как субъектная активность, саморазвитие, самореализация, социальное благополучие, психическое и психологическое здоровье, жизнестойкость, защищенность и т.п. В стратегическом плане речь идет о глубоко психологической по своему содержанию цели – формирование личности ученика как субъекта деятельности, развития, культуры, жизнедеятельности, как активного созидателя собственной жизни, бытия. Заданное идеальное представление будущих результатов образования в значительной степени расширяет сферы ответственности системно организованной практики психолого-педагогического обеспечения, выводит ее на новые уровни, методы и способы деятельности, организационные формы, предполагающие в процессуальном плане не только сопровождение (что остается приоритетом), но и со-действие, со-деятельность, со-творчество, сотрудничество, со-бытие, в рамках которых ребенок становится полноценным участником учебных, деятельностных, образовательных, жизненных ситуаций. Общественно значимая миссия психолого-педагогического обеспечения – сделать «возможным, действительным, реальным» достижение поставленных образованием целей с опорой на методологические подходы и принципы современной психологической и педагогической науки.

 

 В рамках единого теоретико-методологического подхода, положенного в основу научной и практической деятельности Института психологии, социологии и социальных отношений и отражающего интегративность процессов в образовательном пространстве был проведен ряд комплексных исследований, предваряющих конкретные практические мероприятия, в частности, по теме «Психологическое и социологическое сопровождение школьников разных категорий в их профессиональном самоопределении и социализации».

 

Результаты этой многолетней работы показывают, что одними из центральных психологических категорий, с опорой на которые можно эффективно строить психологическую работу в школе являются понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

 

В своих работах И.В.Дубровина обращает внимание на следующие аспекты, характеризующие эти понятия. Основу психического здоровья составляет полноценное развитие человека на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья могут быть обусловлены как соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые действуют на детскую психику и связаны с социальными условиями их жизни. Полноценное психическое развитие, обуславливая психическое здоровье растущего человека, закладывает фундамент его психологического здоровья. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности. [1,2]

 

В контексте понятия «психологическое здоровье» открывается перспектива перехода от исследовательских проектов, в основе которых лежит статистика больших групп к проектам, где преимущественный интерес будет направлен на тех участников исследования, которые отличаются от основной группы, что обеспечивает выход на со школьниками. Акцент переносится на исследования разных форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – в самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти и др.)

 

Все это предполагает многоаспектную работу, которую должны проводить психологи, педагоги и медики, чтобы помочь школьникам избежать многочисленных социальных соблазнов современного общества, влекущих за собой химические и поведенческие зависимости (на одном полюсе проблем психического здоровья) и помочь выбрать оптимальные пути своего гражданского и профессионального становления в согласии со своими природными и получившими дальнейшее развитие способностями (на другом полюсе проблем психологического здоровья).

 

Ключем к разгадке уровня сформированности у школьника его психологического здоровья на наш взгляд, является выбираемое школьником свое профессиональное будущее.

 

Профессии предъявляют школьникам требования к их социальному, интеллектуальному и личностному развитию. Если школьник осознано готовит себя к своей уже выбранной будущей профессиональной деятельности – мы можем говорить, что этот школьник демонстрирует хорошее психологическое здоровье.

 

Если взять противоположный полюс – несоответствие желаний и возможностей школьника – мы должны найти причины проблемы в социальном, интеллектуальном и личностном планах, и говорить здесь о психологическом здоровье школьника нужно с большой осторожностью. Без устойчивых представлений школьников о своих возможностях на основе научных знаний о людях  возможны многочисленные ошибки в их индивидуальном выборе.

 

Таким образом специалисты, работающие со старшеклассниками, должны ориентироваться на ведущий социальный мотив подростка – успешность вхождения во взрослую профессиональную жизнь. Используя понятие успешность, можем увидеть глубокие индивидуальные различия в понимании этой успешности конкретными индивидуумами, которые можно представить в виде диапазона возможных вариантов социального выбора школьников. Что мы видим на сегодняшний день в плане предпочтений школьников?

 

 

Исследование профессиональной направленности учащихся

 

 

Исследование типологии профессиональной карьерной направленности с использованием психологических личностных тестов-опросников позволило выявить предпочтения старшеклассников по основным профессиональным направлениям, охватывающим все сферы профессионально-личностного развития человека.

 

На рис.1. представлены результаты по каждому из этих профессиональных направлений.

 

Большинство современных старшеклассников ориентируются карьерное развитие, связанное с предпринимательской деятельностью (24,4%), на втором месте – связанное с инновационной и творческой деятельностью (17,5%), на третьем - связанное с оказанием услуг и взаимодействием с людьми (17,1%).

 

Результаты, представленные на рис.1. свидетельствуют о значительном влиянии на выбор школьников социальных штампов, когда школьники делая выбор не соотносят его со своими личностными качествами (точнее используя только свой конкретный житейский психологический опыт)

 

 

 

 

Рис. 1. Ориентация старшеклассников по профессиональным направлениям

 

 

Примерно о том же говорят результаты ответов учащихся на отдельные вопросы анкеты (табл.1.).

 

Табл.1.

 

Ответы школьников на отдельные вопросы (в %)

 

 

НЕТ

ДА

Вы умеете справляться с возникающими трудностями; правильно оценивать действия; обнаруживать ошибки.

10,0

90,0

Вы верите в себя поскольку можете справиться с поставленными задачами.

10,0

90,0

Как правило, Вы считаете, что добьетесь поставленной перед собой цели.

15,0

85,0

Вам не доставляет особого труда приспосабливаться к новым обстоятельствам.

21,7

78,3

Легко ли Вы находите компромисс в проблемных ситуациях?

21,7

78,3

Наибольшее удовлетворение Вам дает осознание того, что находишься среди товарищей.

23,3

76,7

Вы принимаете большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.

35,0

65,0

 

 

 

Данная таблица демонстрирует легкость выбора школьниками ответа «да», основанную, как нам представляется, на непонимании всей глубины задаваемых вопросов и отсутствии социального опыта для более объективного выбора своего ответа.

 

При ответе на вопрос «Выберите один фактор, который сыграл решающую роль в выборе Вами специальности?» выбор школьников показал следующее (табл.2.)

 

Табл.2.

 

Ответ школьников на  вопрос «Фактор, который сыграл решающую роль в выборе Вами специальности»

 

 Фактор, который сыграл решающую роль в выборе Вами специальности.

Ответы

Личная склонность к определенному виду деятельности

65,8%

Оценка собственных способностей и возможной карьеры

10,3%

 

 

 

Результаты ответов школьников также свидетельствуют о поверхностном выборе.

 

Приведенные выше материалы можно рассматривать как индикаторы качественного уровня психологического здоровья школьников. В данном случае реальный будущий жизненный опыт может отрицательно сказаться на психологическом самочувствии людей.

 

Гипотетически можно себе представить шкалу выраженности обсуждаемого нами качества, как некоторый индикатор возможных социальных рисков в поведении этого школьника.

 

Оценочные критерии можно предложить уже сейчас на основе имеющихся в психологии теоретических представлений и эмпирических наработок [5].

 

На основе ориентации на устойчивые и изменчивые параметры мотивации можно осуществлять анализ целей, перспектив, иерархии ценностей, механизмов принятия решений, выбора поведения и других существенных характеристик личности.

 

В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию, при этом содержательное описание мотивации безгранично.

 

На рис.2 представлены ответы школьников (в %-ом выражении) в отношении ряда наиболее актуальных социальных ценностей.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Ценностная сфера школьников

 

 

Наибольший интерес на этом графике представляют выборы школьниками ответа «противоположна моим ценностям». Можно видеть, что значительная часть школьников (до 10%) отвергают конкретные социальные ценности. В ряде случаев такой выбор содержит в себе положительный момент, но чаще – отрицательный. Основываясь на этих данных можно строить работу с конкретными индивидуумами.

 

Исследование мнений учащихся и их родителей о мотивах выбора профессии показывает, что большинство родителей при ответе на вопрос «Чем Вы руководствуетесь при выборе будущей профессии ребенка?» отмечают желания и возможности ребенка, но реально ориентируются на заработную плату, так как отмечают ее в качестве важнейших факторов выбора профессии.

 

Такая же картина и в ответах школьников (табл.2.). Школьники отвечая на вопрос о причинах выбора профессии называют «интерес к профессии» как доминирующий фактор, но в качестве следующего фактора выделяют хорошую зарплату.

 

Табл.2.

 

Выбор профессии школьниками (в %).

 

Чем Вы руководствовались при выборе профессии?

%

Интересом

40,1

Заработной платой

8,4

Советами родственников и близких

6,6

Своими знаниями

3,9

Способностями, талантом

3,9

Примером родителей

3,5

Престижностью профессии

3,1

 

 

 

Как следует из представленных материалов значительную роль в выборе профессии играет личный интерес школьников, знания и способности практически никак не влияют на выбор.  На наш взгляд, побудительная сила окончательного решения школьника должна складываться из разных составляющих, многие из которых подконтрольны психологам. Добиться определенного успеха можно развивая обоснованный интерес школьника к соответствующей профессии.

 

Ниже на рис. 3. представлены сравнительные диаграммы по отдельным профессиям, отражающие различия в структуре потребностной сферы школьников (в части познавательных, коммуникативных, эмоциональных потребностей, потребности саморазвития и потребности во внешней опеке) для двух противоположных групп школьников – выбравших и не выбравших конкретную профессию как престижную. Старшеклассники, выбирающие сложную наукоемкую профессию, предъявляют к себе более высокие требования и уровень их познавательных, коммуникативных, эмоциональных потребностей, потребности саморазвития заметно выше, чем у протпвоположной группы школьников. Иными словами, школьники «примеривающие на себя» серьезные конкурентные профессии отдают себе в отчет, что они должны иметь более высокий уровень развития своих личностных качеств по сравнению со своими сверстниками.

 

 Целесообразность рассмотрения данных диаграмм связана с исходным предположением, что чем сложнее путь по освоению данной профессии, чем выше конкурентность на этом пути, чем больше требований она предъявляет к профессиональной подготовке, тем заметнее и ярче различия в потребностной сфере в сравниваемых группах школьников. (Мы склонны считать, что школьники, выбирающие профессию как престижную, с большой вероятностью рассматривают ее как свою будущую профессию).

 

Исходя из выше сказанного наибольший контраст в потребностной сфере школьников выявляется для профессий юриста и менеджера. Далее по порядку идут профессии психолога, учителя, врача, программиста, инженера.

 

 

Рис. 3. Значимость отдельных потребностей у 2-х групп школьников (в баллах), воспринимающих для себя профессию как престижную и как не престижную в отношении разных профессий.

 

При рассмотрении вопроса о том, какие личностные качества наиболее (в статистическом плане) характерны для школьников (табл.3.), обращает на себя внимание такое качество как трудолюбие, целеустремленность, ум. В данных ответах, конечно, просматривается некоторая беспечность в поведении подростков. Однако эти данные показывают, что школьники не готовы к социальной ответственности перед собой и обществом.

 

Табл.3.

 

Личностные качества,  наиболее характерные для школьников

доброта

58,20%

чувство юмора

49,40%

 общительность

39,20%

 честность

34,20%

 ум

27,80%

 спокойствие

25,30%

 целеустремленность

17,70%

 искренность

16,50%

 трудолюбие

10,10%

 

 

 

Оценивая важность социальных институтов (социальных ценностей) для школьников мы получили на фоне предыдущих результатов достаточно прогнозируемый результат (рис.4.)

 

Школьников просили работать по следующей инструкции «Проранжируйте важность перечисленных ЦЕННОСТЕЙ для вас лично. От "1" – наиболее важной до "5" – наименее важной».

 

 

 Рис. 4. Распределение социальных ценностей у  школьников по 5 рангам значимости (в %).

 

 

Заключение

 

 

В целом по полученным результатам можно констатировать, что складывающаяся у школьников система ценностей и доминирующие мотивы своего социального развития в конечном итоге оказывают серьезное влияние на выбор профессий (при их оценке и как престижных и как наиболее привлекательных для своего будущего). Ценности – «карьера», «материальный достаток» и «возможность самореализации» для одной трети школьников совершенно не привлекательны. Складывающаяся у школьников система ценностей и доминирующие мотивы своего социального развития в конечном итоге оказывают серьезное влияние на выбор профессий (при их оценке как наиболее привлекательных для своего будущего).

 

Такое положение дел со сферой сознания подрастающего поколения является прямым свидетельством о неблагополучии в плане психологического здоровья у очень многих учащихся.

 

Литература

 

 

 

  1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  2. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности// Вестник практической психологии образования, №3 (20), 2009.
  3. Романова Е.С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования. // Системная психология и социология. 2013. № 7(1). С. 26-34.
  4. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие для учителей. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  5. Рыжов Б.Н., Чибискова О.В. Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении, Системная психология и социология. 2012. № 6 (II) , С.59-65.

 

References

 

 

  1. Dubrovin I. V. School psychological service. M., 1991.
  2. Dubrovin I. V. Mental and psychological health in the context of psychological culture// Journal of practical psychology of education, vol. 3 (20), 2009.
  3. Romanova E. S., Bershedova L. I., Makshantseva L. V. Primary aspects of the Federal State Educational Standards for a psycho-pedagogical maintenance in the secondary and higher education system // Systems psychology and sociology. 2013. - No. 7 (I). P. 26-34.
  4. Romanova E. S. Organization of a career guidance in schools: a methodological Handbook for teachers. Moscow: Publishing center "Academy" 2013.
  5. Ryzhov B. N., Chibisova O. V. Possibilities of development ofcognitive abilities of upper school students in the profile training // Systems psychology and sociology. 2012. No. 6 (II), P. 59-65.