![]() |
Сведения об авторах журнала
«Системная психология и социология»
«Systems Psychology and Sociology» authors,
2015, № 1 (13)
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
ВИКТОРУ ПАВЛОВИЧУ ШЕЙНОВУ- 75 ЛЕТ!
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ
Васильев И. А.
МГПУ, Москва
На рубеже 80–90 годов прошлого столетия существовавшая в советский период система воспитания была разрушена. В то же время не было создано ничего нового, равного этой системе по общественно-политической значимости. Сегодня перед обществом и,в частности передодним из его социальных институтов – образованием, стоит задача воспитания у подрастающего поколения качества гражданственности и патриотизма. Автор полагает, что на данном историческом этапе развития общества гражданско-патриотическое воспитание могло бы стать одной из приоритетных общенациональных задач. В статье рассматривается, какие механизмы должны быть задействованы, какие факторы могли бы быть приняты во вниманиепри решении этой задачи. Автор опирается на социологические данные, полученные на одномиз этапов системного анализа проблемы.
Ключевые слова:гражданско-патриотическое воспитание, фокусированное интервью, контент-анализ, оценочные суждения,эксперты, государственные, общественные институты, неудовлетворённость.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF SCHOOL
VasiljevI. A.
MCTTU, Moscow
On a boundary of 80-90 years of the last century the educational system existed in a soviet-era has been destroyed. At the same time it has not been created anything new, equal to this system on the political importance. Today before a society and, in particular before one of its social colleges – formation, costs a problem of education at rising generation of qualities of civilization and patriotism. The author believes, that at the given historical stage of progress of a society гражданско-patriotic education could become one of priority national problems. In article is considered, what mechanisms should be involved, what factors could be taken into consideration at the decision of this problem. The author leans on the sociological data received on one stages of the system analysis of a problem.
Keywords: civil-patriotic education; the focused interview; a content-analysis; estimated judgments; experts; the state, public colleges; a dissatisfaction.
ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАПАДНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:
США,ФРАНЦИЯ, АНГЛИЯ*
Ткаченко А.В.,
МГПУ,Москва
Статья является продолжением исследования, опубликованного в предыдущем номере журнала, и содержит анализ развития американского, французского и английского обществ в Новое время. В статье дается обоснование теории о прохождении социальной системы через последовательно сменяющие друг друга фазы, состоящие из 30-летних поколенных циклов.
Ключевые слова: социальная система, системный подход, циклическое развитие,поколение, социальный конфликт, фаза развития социальной системы, переходная стадия развития.
CYCLIC DEVELOPMENT OF WESTERN SOCIAL SYSTEMS: THE USA, FRANCE, ENGLAND
Tkachenko A.V.,
MCTTU, Moscow
This article is a continuation of the research published in the previous number of the journal. The article is devoted to an analysis of the development of American, French and English social systems in the last centuries. The author grounds his theory about passing of each social system through the certain changing phases which consist of 30-years generation cycles.
Keywords: a social system, systems approach, a cyclic development, a generational cycle, generation gap, a social system development phase, a social system transitional stage.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ
Завьялов А.Е.,
МГПУ, Москва
В статье анализируются проблемы связанные с формирование здорового образа жизни и отношением к здоровью на примере молодежной среды, как наиболее подверженной влиянию негативных стрессогенных факторов социальной группы. Приводится анализ моделей отношения к здоровому образу жизни на основе социологических исследований.
Ключевые слова: здоровье, алкоголизация, молодежь, табакокурение, здоровый образ жизни, модели здорового образа жизни.
PROBLEMS OF A HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IN YOUNG PEOPLE
Zavyalov A.E.,
MCTTU, Moscow
In this article the problem of a healthy lifestyle formation in young people is discussed because young people often have a tendency to fall under the influence of negative stressful factors. The analysis of the healthy lifestyle models is given on the basis of sociological researches.
Keywords: health, alcoholization, young people, smoking, healthy lifestyle, models of a healthy lifestyle.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ананишнев В.М.,
МГПУ, Москва
Данная статья является продолжением цикла публикаций журнала «Системная психология и социология», посвященных описанию технологизации управления в сфере образования. В статье рассматриваются теоретические проблемы технологизации образовательной системы; исследуются информационные технологии в управлении, коммуникативные связи образовательной системы.
Ключевые слова: технология управления, технологизация, управленческая деятельность, метод,информационные технологии,коммуникативные связи, образовательная система.
INFORMATION TECHNOLOGIES FOR MANAGEMENT EDUCATION
Ananishnev V.M.,
MCTTU, Moscow
This article is a continuation of the series of publications in the journal of Systems psychology and sociology, it’s devoted to the description of the technologizing of management in education. The article discusses theoretical problems of technologization in the educational system; examines information technologymanagement and communication education system.
Keywords:technology management, technology, management activity, method, information technology, communication, education system.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА
Иванов Д.В.
ИрГАУ, Иркутск
В статье рассматриваются основные вопросы истории российской психологии в первой половине XVIIIстолетия, которая может быть определена как «раннее Просвещение». В статье использована историко-психологическая реконструкция идей крупныхдеятелей того периода, среди которых представители«учёной дружины» Петра I,а именно: В.Н.Татищев и А.Д. Кантемир. Взгляды этих выдающихся просветителей внесли серьёзный вклад в становление отечественной психологической мысли,рассматривавшей человека, его природу, естество, характер.
Ключевые слова: человеческая природа, естество, система психологических понятий,«природные можности» души, познание себя чувственное, волевое и рациональное.
PSYCHOLOGICAL IDEA IN RUSSIA IN EARLY XVIII CENTURY
Ivanov D.V.
ISUA, Irkutsk
The article considers main issues in history of Russian psychology of the first half of XVIII century, which may be defined as “early Renaissance”. The article undertakes historical and psychological reconstruction of the ideas belonging to large figures of the period, including representatives of the “academic brigade” of Peter the Great – V.N. Tatischev and A.D. Kantemir. Ideas of these outstanding enlighteners made a significant contribution to development of Russian psychology studying human, its nature, being and character.
Key words: human nature, being, system of psychological notions, “natural capacities” of soul, emotion, volitional and rational cognition of self.
УДК 124.5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ВДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Унру О.В.
МГПУ,Москва
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций подростков.Рассматривается эффективность формирования системы ценностей подростков в детской общественной организации.
Ключевые слова: система ценностей, детская организация, подростки, сензитивный период, мотивация.
EXPERIMENTAL RESEARCH OF ADOLESCENTS’VALUE SYSTEM
IN THECHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION
Unruh O. V.
MCTTU, Moscow
The article presents the results of a study of adolescents’ value orientations. The efficiency of the forming adolescents’ value system in the children's public organization is considered.
Keywords: value system, children's public organizations, adolescents, sensitive period, motivation.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СВОЕГО ВОЗРАСТА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ
Сенкевич Л.В.,
ГКА им. Маймонида, Москва
Шагидаева А.Б.,
Помощник начальника
Департамента культуры мэрии г. Грозного
по социальным вопросам
В статье рассматриваются эмоциональный, ценностный и поведенческий аспекты личностно-смысловой сферы пожилых людей. Анализируются региональные различия в переживании своего возраста пожилыми респондентами городов Москвы и Грозного.
Ключевые слова:взрослый возраст, пожилой возраст, личностно-смысловая сфера, эмоциональный фон, ценностная сфера, поведенческий уровень, региональные различия
FEATURES OF EXPERIENCING THE AGE BY ELDERLY PEOPLE LIVING IN DIFFERENT REGIONS
Senkevich L.V.,
State Classical Academy by Maimonides, Moscow
Shagidaeva A.B.,
Assistant on social issues to Head of the Department of
culture of the mayoralty of Grozny
The article deals with the emotional, evaluative and behavioral aspects of the personality-sense sphere by elderly. The regional distinctions in experience of the age by elderly respondents of the cities of Moscow and Grozny are analyzed.
Keywords: adulthood, old age, personality-sense sphere, emotional background, value sphere, behavioral level, regional differences
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.В. Субботина
Руководитель структурного подразделения
дошкольного отделения
ГБОУ СОШ №920
Статья посвящена изучению условий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников в современных условиях с учетом сензитивных возможностей и«резервов» психического развития в данном возрастном периоде, так же представлены результаты реализации модели формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в условиях детского сада, включающей систему дидактических игр и игровых упражнений математического содержания и методическую работу с педагогами
Ключевые слова:образование, предпосылки учебной деятельности, старший дошкольный возраст,дидактическая игра, игровые упражнения
Systematic approach to preparing children for the upcoming school ACTIVITIES
S.V. Subbotina
Head of preschool branch of school №920
Article examines the conditions of formation of the prerequisites of learning activity for the older preschoolers in modern conditions, taking into account the sensitive features and “reserves” of mental development in this age period, as well the results of the implementation model for the formation of preconditions older preschoolers learning activities under the kindergarten system consisting of didactic games gaming exercises and mathematical content and methodical work with teachers
Keywords: education, educational activity prerequisites, senior preschool age, didactic game, playing exercises
ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ
Овчаренко Л.Ю.,
МГПУ, Москва
В статье анализируются понятия «адаптация» и «социализация» подростков, рассмотрены критерии успешной адаптации, приведены примеры дезадаптированности подростков.
Ключевые слова: подросток, адаптация, социализация, дезадаптация, успешная адаптация.
CHALLENGES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS TO MODERN ENVIRONMENT
Ovcharenko L.Y.,
MCTTU, Moscow
The article analyzes the concept of "adaptation" and "socialization" of adolescents, the criteria for successful adaptation andexamples of unadapted adolescents are considered .
Keywords: adolescent, adaptation, socialization, disadaptation, successful adaptation.
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
(гендерный аспект)
Коган Б.М., Викторова О.А.,
МГПУ, Москва
Статья посвящена исследованию взаимосвязи гендерного пола и ценностной сферы личности подростков14 – 15 лет. Проведено эмпирическое исследование, показывающее наличие данной взаимосвязи у подростков, которая проявляется в разной степени выраженности тех или иных особенностей в зависимости от гендерной принадлежности индивида.
Ключевые слова: подростки,гендер, возраст, ценности, пол.
GENDER ASPECT OF TEENAGERS’ VALUE SYSTEM
Kogan B.M., Victorova O.A.,
MСЕЕГ, Moscow
The article is concerned with investigation of correlation between gender role and value system of 14-15-years old teenagers. An empirical research has been conducted, and it confirmed existence of this correlation among teenagers, which is demonstrated in teenager’s individualities dependence on gender role.
Keywords: teenagers, gender, age, values.
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМЕ И С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Валявко С.М.,
МГПУ, Москва
Статья посвящена анализу формирования ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте, приводится иерархия ценностных ориентаций у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием речи. Впервые рассматриваются связи между развитием компонентов ценностной сферы и других личностных качеств в предшкольном возрасте.Полученные экспериментальные данные убедительно показывают влияние речи на становление личности ребенка - дошкольника.
Ключевые слова: психологическая диагностика, ценностная сфера,ценности, ценностные ориентации, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи(ОНР), заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
COMPARATIVE ANALYSIS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN’S VALUABLE SPHERE IN NORM AND WITH IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT
Valyavko S.M.,
MCTTU, Moscow
This article analyzes the formation of the value orientations of the senior preschool age, given the hierarchy of value orientations in preschool children with normal and impaired language development. First examines the links between the development of the components of value spheres and other personal qualities in preschool age. The experimental data clearly show the influence of speech on the development of the child's personality - a preschooler.
Keywords: psychological diagnostics, value sphere, values, value orientations, older preschoolers, general underdevelopment of speech, stuttering, phonetic and phonemic underdevelopment.
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Бокуть Е.Л., Губина Е.В.,
МГПУ,г.Москва
Статья посвящена изучению профессионально значимых качеств личности студентов педагогического университета. Рассматриваются особенности эмоционального интеллекта и коммуникативной толерантности, а также их взаимосвязь у студентов как важные детерминанты их будущей профессионального деятельностив современных условиях.Предлагаются пути формирования рассматриваемых качеств личности у студентов.
Ключевые слова:профессионально значимые качества личности; студенты педагогического университета; эмоциональный интеллект; коммуникативная толерантность; пути формирования.
CORRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND TOLERANCE IN STUDENTS’ COMMUNICATION AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Bokut E. L, Gubina E.V.,
MCTTU, Moscow
The article explores the professionally significant qualities of a student’s personality at thepedagogical university. The features of the student’s emotional intelligence and communicative tolerance as well as their correlation as important determinants of the student’s future career in the modern world are considered. The article also shows the ways of forming the qualities of the student's personality.
Keywords:professionally significant qualities of the personality; students of the pedagogical university; emotional intelligence; communicative tolerance; ways of forming.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР СИСТЕМНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Романова Е. С., Абушкин Б.М.,
МГПУ, Москва
Современные требования государства и общества к системе образования нацелены на всестороннее (социальное, познавательное,общекультурное) развитие ученика.В статье рассматривается один из аспектов данной проблемы, а именно социальные факторы, определяющие психологическое здоровье учащегося. Обсуждаются особенности выбора школьниками своего профессионального пути и особенности мотивационной сферы школьников, которые могут выступить как индикаторы качественного уровня психологического здоровья школьников.
Ключевые слова: психологическое здоровье учащегося,общечеловеческие ценности, познание, деятельность, развитие, теоретико-методологический подход, индивидуальная работа со школьниками, профессиональное становление, способности,ценности.
MENTAL HEALTH AS A FACTOR OF SCHOOLSTUDENTS’
SYSTEM SOCIALIZATION
Romanova E. S., Abushkin B. M.,
MCTTU, Moscow
Modern requirements of the state and society aimed at comprehensive (social, cognitive, cultural) students’ development in the sphere of education. The article considers one of the aspects of this problem - the social determinants of students’ psychological health. The characteristics of students’professional career choice and the features of students’ motivational sphere are discussed that can act as indicators of the quality of students’ mental health.
Keywords: student’s psychological health, human values, knowledge, activity, development, theoretical and methodological approach, individual work with students, professional development, abilities, values.