Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Морозова Т.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал » 2014 №9 : Морозова Т.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
    Просмотров: 29844

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Морозова Т.Ю.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматриваются особенности проявления копинг-поведения в юношеском возрасте, так как именно этот этап формирования связан с решением задач самоопределения. Также рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий и личностных особенностей, связанных с осознанностью смысложизненных целей и ориентиров, как локус-контроля, адаптивность.
Ключевые слова: самоопределение, копинг-поведение, копинг-стратегия, смысло-жизненные ориентации

 

A STUDY OF COPING BEHAVIOR PECULIARITIES
IN YOUNG ADULTHOOD


Morozova T.Yu.
MCTTU, Moscow

 

The article considers the peculiarities of the manifestation of coping behaviour in adolescence, since this is the stage of formation is concerned with the decision of tasks of self-determination. Also discusses the relationship between coping strategies and personality traits associated with awareness of life-meaningful objectives and targets, as a locus of control, and flexibility.
Keywords: self-determination, coping behavior, coping strategy, meaning-life orientatio, coping behavior, coping strategies

 

Введение

 

Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях социокультурного развития общества. Изменения происходят во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической, духовной. Юношеский возраст по определению психологов, это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Промежуточность данного положения порождает у молодых людей тревогу и беспокойство, несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Социальную ситуацию развития в юности можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Конструктивные способы совладания с данной ситуацией во многом определяют решение ведущих задач этого возраста. Анализ особенностей проявления копинг-поведения в юношеском возрасте позволит выявить адекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, уменьшить отрицательное воздействие негативных обстоятельств, трудностей на личностное развитие, сформировать программы психологического сопровождения молодежи в этот период.

Психология юношеского возраста наименее разработанный и исследованный период возрастной психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов. В какой-то мере эта оценка остается справедливой и по сей день. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Отечественные психологи рассматривают самоопределение как основное психологическое новообразование юношеского возраста.Формирование личностной идентичности (наиболее близкое в англоязычной литературе понятие к понятию самоопределения) является психологической задачей юношеского возраста [16, 17].

В возрастном аспекте проблема самоопределения в юношеском возрасте рассматривалась в работах Божович, Гинзбург, Бершедовой и др. [7, 10, 5]. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Не смотря на это она выделяет основные характеристики личностного самоопределения, которые заключаются в следующем: 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире [7; 8]; 2) личностное самоопределение ориентировано в будущее; 3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему [10].

Чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости зафиксировала Л. И. Божович: самоопределение осуществляется через «деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» [8]. Самоопределение, по определению исследователей, связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым — определение смысла своего существования [6; 10, 11].

Размышления о смысле жизни являются существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Многими исследователями неоднократно отмечалось, что характерной чертой юношеского возраста является заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности. Эти проблемы волнуют юношей и девушек, они широко обсуждают их со сверстниками и с теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствуют об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении.

 

1 Сущность понятия «копинг-стратегия»

 

Высокая степень сложности, неопределенности данного периода предъявляют особые требования к адаптивным ресурсам молодого человека, его способности быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия. В психологической науке процессы преодоления человеком трудных жизненных событий принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. сope- преодолевать, справляться).

Термин «coping» был впервые использован в 1962 году L.Murphy. Исследуя поведения детей дошкольного возраста по преодолению требований, выдвигаемых кризисами развития, автор выделил врожденные и приобретенные (дифференцированные) формы поведения индивида в процессе приспособления к стрессовой ситуации. Согласно определению L.Murphy (1974), термин «копинг» означает «некую попытку создать новую ситуацию, будь она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение или радостной и благоприятной» [24].

Основные подходы к пониманию копинг-поведения преимущественно разработаны зарубежными исследователями (Amirchan J., Folkman S., Lazarus R., Nakano K., Petrovsky M. и др.). В отечественной психологии изучению различных аспектов проблемы копинг-поведения посвящены работы В.Л.А.Китаева-Смык, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского и др.

Классические, наиболее цитируемые определения копинг-поведения позволяют понимать его следующим образом: как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [15]; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [19].

В последнее время ряд авторов рассматривают проблему совладающего поведения как многоуровневый процесс, сочетающий в себе требования ситуации, культуры, испытывающий на себе особенности личности и использующий процессы внутренней и внешней регуляции субъекта [18].  В рамках данного субъективного подхода Т.Л. Крюковой были предложены факторы совладающего поведения.

1. диспозиционный (личностный) – особенности личности, способствующие или препятствующие успешному преодолению стрессовой ситуации;

2.  динамический (ситуационный) – свойства ситуации, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на совладающее поведение;

3. социокультурный (экологический) – особенности и реалии культуры, в которой действует субъект, а также критерии оценки совладающего поведения, базирующиеся на культурных ценностях;

4. регулятивный – процессы регуляции и саморегуляции, задействованные в процессе преодоления стрессовой ситуации, причем совладающее поведение понимается как уровень в структуре саморегуляции субъекта [11].

Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, по высказыванию С.К. Нартовой-Бочавер, «будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «coping» охватывает широкий спектр человеческой активности – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций». Отличительным признаком современного понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг ситуаций, не только экстремальных, но и просто субъективно значимых. Так С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что «со временем понятие coping «оторвалось» от проблематики экстремальных условий и стало успешно применяться для описания поведения людей в поворотные жизненные моменты, а затем – в условиях хронических стрессоров и повседневной действительности» [15].

Поворотные жизненные моменты – это этап в жизни человека, на котором принимаются некие важные решения. Необходимость принятия подобных решений определяется ситуацией, в которой оказался человек. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, особенности жизненного выбора, разрешения человеком противоречий развития являются определяющей характеристикой жизненной стратегии [1]. Именно в разрешении постоянно возникающих жизненных, и, прежде всего, ценностных, противоречий человек и проявляет себя как субъект собственной жизни. Среди них весьма существенное значение имеет противоречие между «внешними и внутренними условиями реальной жизни», в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют и способствуют склонностям, интересам человека. В рамках жизненной стратегии способы разрешения ценностных противоречий выполняют важную функцию – совладания с неопределенными, конфликтными, стрессовыми ситуациями наиболее общего характера, содержащими противоречия между требованиями социального окружения и индивидуальностью человека и оказывающими существенное влияние на ход его жизни [2]. Как отмечает А.В. Либин, от того, как человек реагирует на неблагоприятные жизненные обстоятельства, во многом зависит, насколько гармонично развивается его индивидуальность [14].

Говоря о копинг-стратегиях, нужно помнить следующее: любая трактовка понятия совладания соединяет в себе контекст ситуации и контекст человека, который попадает в эту ситуацию. Еще L.Murphy на начальном этапе изучения копинга обратил свое внимание на его связь с индивидуально-типологическими особенностями личности и предыдущим опытом проживания стрессовых ситуаций.  Копинг-поведение осуществляется на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. В теории копинг-поведения выделяют такие базисные копинг-стратегии как разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.

Копинг-ресурсы – это характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам. В большинстве работ, касающихся проблемы копинг-поведения, используется типология копинг-ресурсов, предложенная S.Folkman или ее модификации S. Folkman выделяет следующие виды копинг-ресурсов: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.), социальные (социальные связи человека). Автор подразделяет ресурсы на личностные и средовые. Личностные ресурсы включают в себя ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды); ресурсы самосознания (Я-концепция, представления человека о себе); ценностно-мотивационную структуру личности; позицию человека по отношению к смерти, жизни, любви, одиночеству, вере; духовность человека; конкретные личностные качества, свойства (интернальный локус контроля, аффилиация, эмпатия, социальная компетентность). Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек: семья, общество) и социально-поддерживающим процессом (умение находить, принимать, оказывать социальную поддержку) [23].

Одним из центральных вопросов в теории копинга является вопрос о его динамики. По мнению Folkman S. и Lazarus R.S., копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста [3]. Можно, рассмотреть развитие копинг-поведения и копинг-стратегий с точки зрения созревания психических функций в онтогенезе. Е.А.Скиннер и М.Дж. Циммер-Гембек [26] выделили три основных «скачка» в развитии совладающего поведения.

Первый происходит в период между 18 и 24 месяцами, когда дети учатся регулировать свое собственное поведение. В предшествующий период их реакции носят нерегулируемый характер, копинг осуществляется родителями, или лицами, заботящимися о ребенке.

Второй важный скачок в развитии совладающего поведения происходит в период между 5-ю и 7-ю годами. Связан, в первую очередь, с изменениями в процессах памяти, восприятия, социальных отношениях, эмоциях и самопонимания. Наибольший интерес в этом периоде представляют возрастающая интеграция между регуляторными субсистемами, возникающая вследствие когнитивных изменений, таких как генерация намерений и выбор альтернативных стратегий действия.

Третий скачок развития копинг поведения происходит в возрасте 10-12 лет отмечен физиологическими изменениями и изменениями способов осмысления себя, отношений с внешним миром и другими людьми. В этом возрасте возрастает роль социальной поддержки со стороны других. В этом возрасте резко расширяются области потенциального получения такой поддержки.

Дальнейшие изменения не являются столь революционными, однако можно выделить точку в 14-16 лет, когда возрастает роль автономии и самоидентификации, и 20-22 года, когда возникают изменения, связанные со значительными изменениями в социальных отношениях, значительными жизненными событиями. Особенно интересными представляются изменения в протекании эмоциональных процессов и принятии решений, возрастание роли мета-когнитивной и эмоциональной регуляции [20, 21, 22].

 

2 Описание контингента, методического обеспечения и организации исследования

 

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению копинг-поведения, недостаточно рассмотрена тема совладающего поведения у лиц юношеского возраста. Наше исследование было направлено на изучение применяемых копинг-стратегий у юношей и девушек 16-18 лет.

С целью изучения копинг-стратегий у современной молодежи, было проведено исследование по методике E. Heim Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаци» [25]. Методика позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Виды копинг-поведения были распределены E. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

1. К адаптивным вариантам в поведенческой сфере относятся сотрудничество, поиск социальной поддержки; в когнитивной сфере – проблемный анализ, установка собственной ценности, повышение самооценки и самоконтроля, глубокое осознание собственной личности; в эмоциональной сфере – протест по отношению к трудностям, оптимизм;

2. К неадаптивным вариантам копинг-поведения в поведенческой сфере относятся активное избегание, отступление, отказ от решения проблем; в когнитивной сфере – смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование; в эмоциональной сфере – подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность – типы поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, безнадежностью, покорностью, недопущением других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

3. К относительно адаптивным вариантам копинг-поведения в поведенческой сфере относятся компенсация, отвлечение, конструктивная активность, то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью, в частности алкоголя, лекарственных средств; в когнитивной сфере – относительность, придание смысла, религиозность – формы мышления, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими жизненными затруднениями, придание особого смысла их преодолению, веру в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами; в эмоциональной сфере – эмоциональная разгрузка, пассивная кооперация – поведение, направленное на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л. И. Вассермана. В исследовании было задействовано 212 человек, из них 87 юношей и 125 девушек в возрасте 16-18 лет.

 

3 Результаты исследования

 

Проведенное исследование позволило выявить некоторые особенности копинг-поведения в юношеском возрасте. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1


Результаты исследования молодых людей (16, 17, 18 летних) по методике E. Heim «Способы преодоления критических ситуаций» (в%)

 

Когнитивные копинг-стратегии

Эмоциональные
 копинг-стратегии

Поведенческие
копинг-стратегии

 

16

17

18

16

17

18

16

17

 

18

Адаптивный

27

51

37

48

51

43

32

26

20

Относительно-адаптивный

25

28

37

12

14

15

51

46

36

Неадаптивный

48

21

26

40

35

42

17

28

44


Полученные данные распределились следующим образом: 16-летние испытуемые в когнитивной сфере используют неадаптивные варианты копинг-стратегий (смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование). 17-летние и 18-летние выбирают, как правило, адаптивные варианты - проблемный анализ, установка собственной ценности, повышение самооценки и самоконтроля, глубокое осознание собственной личности.

В эмоциональной сфере 16-летние демонстрируют в основном адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии (48% и 40% соответственно). Почти поровну распределились данные у 18-летних 43% - адаптивные копинги и 42% - неадаптивные. К адаптивным относятся протест по отношению к трудностям, оптимизм, а к неадаптивным - типы поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, безнадежностью, переживанием злости и возложением вины на себя и других. 17-летние в основном выбирают адаптивные копинг-стратегии.

В поведенческой сфере преобладают у 16, 17 и 18-летних относительно-адаптивные варианты (отвлечение, конструктивная активность, то есть поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью, в частности алкоголя, лекарственных средств), а также у 18-летних неадаптивные копинги, характеризующиеся пас­сивностью, стремлением уйти от активных интерперсональ­ных контактов, отказом от решения проблем.
Так как в исследовании приняли участие юноши и девушки, то из таблицы 2 можно увидеть, как распределились данные исследования по половому критерию.

 

Таблица 2


Результаты исследования юношей и девушек по методике E. Heim
«Способы преодоления критических ситуации» (в%)


Юноши

 

Адаптивный копинг

Относительно-адаптивный копинг

Неадаптивный копинг

Когнитивный копинг-механизм

23%

41%

36%

Эмоциональный копинг-механизм

27%

9%

64%

Поведенческий копинг-механизм

27%

50%

22%

Девушки

Когнитивный копинг-механизм

21%

39%

40%

Эмоциональный копинг-механизм

46%

10%

44%

Поведенческий копинг-механизм

42%

36%

22%

Результаты психологического тестирования указывают, что наиболее используемый юношами копинг - это неадаптивный вариант эмоционального копинг-механизма (64%), когда выбираются варианты поведения, характери­зующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, по­корности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. У девушек также больше используется эмоциональный копинг-механизм, но только две его формы: адаптивный вариант – 46% (который говорит об эмоциональном состоянии с активным возмущением и протес­том по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже са­мой сложной, ситуации) и чуть меньше – неадаптивный вариант – 44%.

Использование адаптивных вариантов поведения в основных сферах психической жизни (эмоциональной – 46% и поведенческой – 42%) преобладает у девушек.  юношей преобладают относительно-адаптивные варианты поведения в когнитивной и поведенческой сферах (41% и 50% соответственно). Конструктивность относительно-адаптивных вариантов зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. В когнитивной сфере эти формы поведения направлены на оценку трудностей и придание особого смысла их преодолению. «Использование когнитивных копинг–стратегий указывают на высокий уровень психологической зрелости юношей, ощущение собственной значимости, высокую самооценка» (B.J.Felton, T.A.Revenson). В поведенческой сфере относительно-адаптивные варианты характеризуются стремлением к временному отходу от решения проблем.


Рисунок 1.Сравнительные данные показателей копинг-стратегий когнитивной сферы у юношей и девушек (методика E. Heim) .

 


Рисунок 2. Сравнительные данные показателей копинг-стратегий эмоциональной сферы у юношей и девушек (методика E. Heim).

 


Рисунок 3. Сравнительные данные показателей копинг-стратегий поведенческой сферы у юношей и девушек (методика E. Heim).

 

Анализируя полученные результаты можно предположить, что в современном мире юноши и девушки более свободны от социальных стереотипов, и легче переходят от традиционно женских занятий к мужским и наоборот. Этим может быть объяснено высокий процент эмоционального копинг-механизма у юношей и большой процент адаптивный копингов в поведенческой сфере у девушек.

Взяв за основу предположение, что выбор копинг-стратегий юношей и девушек определяется такими личностными особенностями как локус контроля, адаптивность, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития, было проведено исследование по методике «Смысло-жизненных ориентаций» Д. Леонтьева. [13]. Методика СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест  СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.
Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 3.

 

  Таблица 3

 

Результаты методики «Смысло-жизненных ориентаций» Д. Леонтьева  у 16, 17, 18 летних (в %)

 

Цель в жизни

Процесс

Результат

Локус контроля Я

Локус контроля жизнь

 

16

17

18

16

17

18

16

17

18

16

17

18

16

17

18

Низкий
уровень

45

16

32

45

28

41

41

19

36

50

25

30

46

27

35

Норма

29

37

42

25

30

30

20

37

42

26

43

43

32

30

40

Высокий
уровень

26

47

26

30

42

29

39

44

22

24

32

27

22

43

25

 

Из таблицы видно, что по шкале «Цель в жизни» «низкий» и «высокий» уровень демонстрируют 16 и 17-летние (соответственно) юноши и девушки. Это свидетельствует о том, что люди с «низким» уровнем живут, как правило, сегодняшним или вчерашним днем, боясь перемен, а лица с «высоким» уровнем по данной шкале имеют планы на будущее, не имеющие реальной опоры в настоящем и не подкрепленные личной ответственностью за реализацию. У 18-летних показатель по данной шкале в рамках нормы.

Шкала «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». «Низкий» уровень, который выражается неудовлетворенностью своей жизни в настоящем, но при этом придается полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее, наблюдается у 16- и 18-летних. У 17-летних данная шкала представлена «высоким» уровнем, что характеризует их как гедонистов, живущих сегодняшним днем.

По шкале «Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией», которая отражает оценку пройденного отрезка жизни, продуктивность и осмысленность прожитой части жизни, явных предпочтений нет ни у одного из возрастов.

Высокие результаты по шкале «Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни)» - соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле - не отмечены ни у одной возрастной категории. «Низкий» уровень (неверие в свои силы контролировать события собственной жизни) – ярче всех представлены у 16-летних, у 17- и 18-летних данный показатель в рамках нормы.

По шкале «Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни» фатализм присущ 16-летним, тем, кто находится в предкритической фазе кризиса. Убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь («высокий» уровень) отмечен у 17-летних. К 18-летнему возрасту данный показатель приходит в норму, что свидетельствует об адекватном восприятии действительности.

Недостаточное развитие некоторых личностных особенностей (таких как локус контроля, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития) приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности [4].
Для проверки данного предположения был осуществлен корреляционный анализ (с помощью вычисления коэффициента корреляции Пирсона) связи между стратегиями совладания с показателями осознанности смысложизненных целей и ориентиров, в том числе локус-контроля.

Корреляционный анализ показал наличие связи между проблемно-ориентированным копингом и показателями по шкале процесс жизни (интерес и насыщенность жизни) r = 0,271 (p_<0,05). Юноши и девушки, которые воспринимают свою жизнь как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом процесс выбирают копинг, направленный на рациональный анализ проблем, разрешение трудной ситуации, обращение к другим за помощью.
Наличие связи между проблемно-ориентированным копингом и локус-контроля-Я (r = 0,260 (p_<0,05) и локус-контроля-жизнь r = 0,244 (p_<0,05), свидетельствует о том, что молодые люди, думающие о себе как о сильной личнос­ти и убежденные в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь также используют адаптивный вариант копинга.

Отрицательные корреляционные зависимости выявлены между показателями эмоционально-ориентированного копинга и показателями по шкале «цели в жизни» r = - 0,249 (p_<0,05); эмоционально-ориентированного копинга и результативностью жизни r = - 0,283 (p_<0,05); эмоционально-ориентированного копинга и локус контроля-жизнь (или управляемость жизни) r = - 0,244 (p_<0,05). Эмоционально-ориентированный стиль является последствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинения и вовлечение других в свои переживания. И чем выше показатели по шкале эмоционально-ориентированного копинга, тем ниже результаты по шкалам ответственным за осмысленность, удовлетворенность жизнью.

 

Выводы

 

1.  Анализируя полученные результаты можно предположить, что молодые люди, использующие адаптивные копинг-стратегии имеют более высокий уровень психологической зрелости, высокую самооценку и ощущение собственной значимости, и являются готовыми к качественным изменениям будущей жизни. Они уверенны в возможности самостоятельного осуществления жизненного пути, готовы принимать решения и воплощать их в жизнь.

2.  Юноши и девушки, использующие неадаптивные и относительно-адаптиные копинги-стратегии, более подвержены психосоматическим и другим заболеваниям, характеризуются осторожным, а подчас инфантильным поведением, убежденностью в том, что жизнь, в большинстве случаев, неподвластна сознательному контролю и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. Они по мере взросления менее способны решать возникающие проблемы, осваивать новые формы поведения и деятельности.

3.  Молодые люди, выбирающие эмоциональный копинг неудовлетворенны прожитой частью своей жизни, убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

 

Заключение

 

Проведенное исследование подтвердило связь копинг-стратегий с такими личностными особенностями как локус контроля, адаптивность, качество осознанности смысложизненных целей и ориентиров и уровнем их развития.Юношеский возраст по определению психологов, это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Социальную ситуацию развития в юности можно рассматривать как ситуацию стрессогенную. Конструктивные способы совладания (копинг-поведение) с данной ситуацией во многом определяют решение ведущих задач этого возраста. Многие исследователи отмечают, что копинг-стратегии – результат приобретенного опыта. Таким образом, можно предположить, что последовательное и методическое обучение юношей навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее в себя формирование и развитие соответствующих копинг-ресурсов и копинг-стратегий, является эффективным направлением в психолого-педагогической профилактики различных рисков, связанных с разрешением сложнейших жизненных вопросов в юношеском возрасте.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 1999, 224с.
  3. Анисимова О.М. Управление самооценочными характеристиками как способ воспитания личности студента // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. С. 123-131.
  4. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. М., 2010. N 2. С.88-96.
  5. Бершедова Л.И.Личностные новообразования критических периодов детства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2010. Т. 6. № 12. С. 148-154.
  6. Бершедова Л.И. К вопросу о личностных новообразованиях критических периодов детства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 105. № 1. С. 133-137.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23—34.
  9. Гинзбург М.Р.Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С.19-24.
  10. Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. С.43-48
  11. Иванцов О.В. Психические состояния старшеклассников как факторы их школьной успеваемости: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2012. 203 с.
  12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 344 с.
  13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненых ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18с.
  14. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., перераб. М.: Смысл, 2000. 549 с.
  15. Нартова-Бочавер С.К. «Сорing behavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал. 1997, Т.18. № 5, С.20-30
  16. Романова Е.С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2010. №2(I). – С.28-42.
  17. Рыжов Б.Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. – М.: МГПУ, 2012. №5(I). – С.5-24
  18. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 67-83.
  19. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с
  20. Adolescent Stress. Causes and Consequences / Eds.: M.E. Colten and S. Gore. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1991. 330 p.
  21. Arnett J.J. Conceptions of the transitions to adulthood: Perspective from adolescents through midlife // Journal of Adult Development. 2001. Vol. 8 (2), pp.133-143.
  22. Brandstädter J. The self in action and development: Cultural, biosocial and ontogenetic bases of intentional self-development // Action and self-development: Theory and research through the life span / Eds.: J. Brandstädter, R.M. Lerner. Thousand Oaks, CA: Sage, 1999. pp. 37-66.
  23. Folkman S. Personal control and stress and coping process: A theoretical analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 46. P.839-852.
  24. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L.Murphy. N.Y. 1974.
  25. Heim E. Coping und adaptivitat: gift es geeignetes oder undeeionetes coping? // Psychother. Psychosomatik Medizinische Psychol. 1988. Vol. 1. P. 8–7.
  26.  Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / Ed.: S. Folkman. Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. P. 35-59.

References

  1. Abulhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. M: Thought, 1991. 299 с.
  2. Abulhanova-Slavskaya K.A. Psychology and consciousness of a personality. М.: MODEK, 1999, 224с.
  3. Anisimova O.M. Management self assessmen characteristics as a way of educating the student's personality // Psychological support to the educational process in the University. L: Izd-vo Lening. Univ, 1985. С. 123-131.
  4. Baskakova S.A. Modern views on ways of coping with mental illness // Social and clinical psychiatry. М., 2010. N 2. С.88-96.
  5. Bershedova L.I. Personal neoplasms critical periods of childhood // Scientific Bulletin of the Belgorod state University. Series: Humanities, 2010. Т. 6. № 12. С. 148-154.
  6. Bershedova L.I To the question about personal tumors critical periods of childhood // Vestnik tambovskogo University. Series: Humanities. 2012. Т. 105. № 1. С. 133-137.
  7. Bozovic L.I. Personality and its development in childhood. M: Education, 1968. 464 с.
  8. Bozovic L.I. Stages of development of a personality in ontogenesis // Questions of psychology. 1979. № 4. С. 23—34.
  9. Ginzburg М.Р. Personal self-determination as a psychological problem // Questions of psychology. 1988. № 2. С.19-24.
  10. Ginzburg М.Р. Psychological content of personal self-determination. // Questions of psychology. 1994. №3. С.43-48
  11. Ivantsov O.V. Mental state high school students as factors of their school performance: Diss. ... Cand. psikhol. sciences. М., 2012. 203 с.
  12. Kryukova T.L. Psychology coping behavior. Kostroma: Studio operative Polygraphy «Avantitul», 2004. 344 с.
  13. Leontiev D.A. Test semantically-life orientations. 2-e izd. M: Meaning, 2000. 18с.
  14. Libin A.V. Differential psychology: On the crossroads of European, Russian and American traditions. 2nd ed., Rev. M: Meaning, 2000. 549 с.
  15. Nartova-Bochaver S. K. «Сорing behavior» in the system of concepts of psychology of personality // Psychological journal. 1997, Т.18. № 5, С.20-30
  16. Romanova E.S. The development of the science of higher education for the support of the civil and occupational formation of the educational progress // Systemic psychology and socio-logy: all-Russian periodical of the scientific-practical journal.  М.: MCTTU, 2010. №2(I).  С.28-42.
  17. Ryzhov B.N. System periodization of the development // Systemic psychology and socio-logy: all-Russian periodical of the scientific-practical journal. М.: MCTTU, 2012. №5(I).  С.5-24
  18. Sergienko E.A. Subject regulation coping behavior // Coping behavior: current state and prospects / edited by A.L. Zhuravlev, T.L. Kryukova, E.A. Sergienko. M: Publishing house of Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 2008. С. 67-83.
  19. Sirota N.A., Yaltonskiy V.M. Prevention of drug addiction and alcoholism. – M.: Publishing tool center «Academy», 2007. - 176 с
  20. Adolescent Stress. Causes and Consequences / Eds.: M.E. Colten and S. Gore. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1991. 330 p.
  21. Arnett J.J. Conceptions of the transitions to adulthood: Perspective from adolescents through midlife // Journal of Adult Development. 2001. Vol. 8 (2), pp.133-143.
  22. Brandstädter J. The self in action and development: Cultural, biosocial and ontogenetic bases of intentional self-development // Action and self-development: Theory and research through the life span / Eds.: J. Brandstädter, R.M. Lerner. Thousand Oaks, CA: Sage, 1999. pp. 37-66.
  23. Folkman S. Personal control and stress and coping process: A theoretical analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 46. P.839-852.
  24. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L.Murphy. N.Y. 1974.
  25.  Heim E. Coping und adaptivitat: gift es geeignetes oder undeeionetes coping? // Psychother. Psychosomatik Medizinische Psychol. 1988. Vol. 1. P. 8–7.
  26. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / Ed.: S. Folkman. Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. pp. 35-59.