PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Калиш И.В. АРТ – ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Журнал » 2014 №9 : Калиш И.В. АРТ – ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
    Просмотров: 9997

АРТ – ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Калиш И.В.
МГПУ,  Москва

 

В статье рассматриваются исторические аспекты развития понятия метода «арт-терапии». Обоснованы возможности применения метода арт-терапии в психологическом консультировании студентов. Предлагаются модели (система) групповых занятий с использованием арт-терапии.
Ключевые слова: арт-терапия, техники, метод, психологическое консультирование, студенты, система, личностное развитие, психологический запрос.

 

ART THERAPY IN THE SYSTEM OF METHODS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING OF STUDENTS

 

Kalish I.V.
MCTTU,  Moscow


This article discusses the historical aspects of the development of concepts method "art therapy." Substantiated the possibility of applying the method of art therapy in students’ psychological counseling. Group sessions models are offered as an additional part to the art therapy.
Key words: art therapy, art, technique, psychological counseling, students, system, personal development, psychological inquiry.

 

Введение

 

В настоящее время  арт-терапия получает все большее распространение как самостоятельное направление в психотерапии. Впервые термин «арт-терапия»  появился в 1940 годах в США и Великобритании в работах М. Наумбург и А. Хилл.  В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством» [5, c. 3], или «использование искусства как терапевтического фактора» [13, с. 34]. В англоязычных странах арт-терпию «относят, прежде всего, к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.) [9, с. 3]. По мнению В. Беккер-Глош в основе современного определения арт-терапии лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации [2, с. 42–58].  М. Либман трактует арт-терапию, как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [18].

Исходя из позиции Н. Д. Никандрова, арт-терапия рассматривается как слияние творчества и терапевтической (или консультационной) практики, как метод направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [12]. Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно «направить в другое русло» и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха. Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик [1, с. 18].

Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии [6, 9, 17, 18 и т. д.].

С точки зрения Н.Е. Пурнис, арт-терапия - это метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сферы личности, и приводящий к развитию личностного потенциала, раскрытию творческого потенциала [14, с. 15]. Арт-терапию можно рассматривать как систему организации, являющейся своеобразной информационной структурой.

 

1 История развития понятия метода «арт-терапия»

 

Предпосылки зарождения арт-терапии возникали на рубеже XIX и XX вв., и связаны они с усилившимся к концу XIX в. интересом к «примитивному» искусству – искусству первобытных народов, детскому творчеству. Как отмечает А.И. Копытин, эти формы творчества в основе своей имеют много общего с современной научной психотерапией. Так, и для «примитивного» искусства, и для арт-терапии характерно стремление к самовыражению, спонтанность, искренность, игнорирование технических навыков и эстетических критериев [6, с. 35]. По мнению А.И. Копытина, историческое развитие арт-терапии как формы терапии искусством может быть разделено на три этапа:

  • этап предшественников и пионеров арт-терапии (период до конца 1950-х гг.);
  • этап начального становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.);
  • этап «созревания», переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.).

К периоду предшественников и пионеров арт-терапии, можно отнести исследователей и коллекционеров психопатологической экспрессии – психиатров, художников, искусствоведов (Г. Принцхорн, Ж. Жебюффе), психоаналитиков (К.-Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон), художников и художественных педагогов, развивающих инновационные подходы к художественному образованию в клинической и образовательной среде (Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, Г. Рид, М. Ричардсон). Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах.

Второй этап начального становления профессии арт-терапии знаменуется созданием в 1964 г. первой профессиональной организации специалистов (Британская ассоциация арт-терапевтов), использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы наблюдается активизация практического использования арт-терапии; первых научных исследований в форме описания случаев, создание первых программ арт-терапевтического образования в США и Великобритании. В 1982 г. Британский Департамент Здравоохранения и Социальной Безопасности принимает закон, регламентирующий профессиональную роль и оплату труда арт-терапевтов. Великобритания стала первой страной, где вступил в силу закон, связанный с арт-терапевтической деятельностью.

На третьем этапе «созревания», перехода к доказательной арт-терапии, происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е г. В этот период создаются образовательные программы по арт-терапии при университетах многих европейских стран.
На сегодняшний день, в Российской Федерации, существует несколько отечественных школ в рамках терапии искусствами - «терапия творческим самовыражением» (М. Бурно), «артсинтезтерапия» (Е. Белякова), маскотерапия (Г. Назлоян) и др. В 1995 году открыта Российская арт-терапевтическая ассоциация, основателем которой является А.И. Копытин, развиваются проективные и диагностические методы арт-терапии (Л. Лебедева и др.); интермодальный подход терапии выразительными искусствами (В.В Сидорова, А.Ю.  Гарафеева и др), танцевально-двигательная терапия (И.В Бирюкова и др). 
В арт-терапии можно выделить три основных подхода:

  • аналитическая арт-терапия (психодинамический подход) основана на свободном самовыражении, которое способствует осознанию глубинных содержаний сознания, ускоряет и облегчает вербализацию переживаний; даёт дополнительные возможности исследования и интерпретации образов, содержащихся в продуктах творческой деятельности, и извлечения из них значимых смыслов;
  • арт-терапия в экзистенциально-гуманистическом подходе обращает внимание на то, чтобы человек проживал настоящий момент творчества и те чувства, которые существуют «здесь и сейчас», выделяя как ценность сам созидательный процесс, не придавая особого значения конечному продукту;
  • Особенностью клинической (медицинской) арт-терапии является ее направленность на оказание корригирующего воздействия: приведение проблемного поведения (способа реагирования) в соответствие с определенной нормой. В связи с этим особую значимость приобретают диагностические возможности арт-терапии.

Арт-терапия широко используется с другими формами терапии искусства и психотерапевтическими техниками, может применяться в сочетании с элементами изотерапии, музыкальной терапии, вокалотерапии, сказкотерапии, маскотерапии, библиотерапии, песочной терапии, игровой терапии, драма-терапии, танце-двигательной терапии, кататимно-имагинативной терапии (символдрама) и пр. Каждое направление арт-терапии в большей или меньшей степени присуще тому или иному подходу.

Выделяется интермодальный подход (терапия выразительными искусствами, expressive arts therapy), который основан на использовании в арт-терапевтической сессии различных видов искусств одновременно: поощряется самовыражение различными средствами в одном творческом акте, переходы от одной модальности творческой деятельности к другой (изобразительное искусство, пение, сочинительство, танец, драма и пр.), тем самым происходит переключение сенсорных модальностей.

Целью арт-терапии является самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной).
Техники арт-терапии применяются при  межличностных конфликтах, кризисных состояниях, экзистенциальных и возрастных кризисах, травмах, потерях, постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах, а так же для развития креативности, целостности личности, при обнаружении личностных смыслов через творчество.
Преимущества метода арт-терапии заключаются в том, что он:

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисунок, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  • ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;
  • дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться клиентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют консультанту огромную информацию, кроме этого, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих творений;
  • позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесенные травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);
  • помогает укрепить терапевтические взаимоотношения;
  • способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам;
  • усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

     Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих факторов:

  • фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей клиента в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами художественным образом;
  • фактор психотерапевтических отношений – динамика взаимоотношений клиента-терапевта - группы (переноса и контрпереноса), проекции, влияние личного опыта;
  • фактор интерпретации и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов.

 

2 Использование метода арт-терапии в психологическом консультировании студентов

 

Психологическое консультирование в ВУЗе ориентированно на оказание помощи студентам в решении различных проблем. По мнению Е.С. Романовой, необходимо развивать у студентов умение увидеть проблему,  сформулировать ее суть, преобразовать ее в цель собственной деятельности, разрабатывать план, находить способы его осуществления, изыскивать необходимые для этого ресурсы (информацию, время, людей и прочее) [15, с.11].

На сегодняшний день существует ряд методов в решении данного вопроса, одним из них является метод арт-терапии, который помогает студентам увидеть проблему, сформулировать запрос и найти способы ее разрешения. Рассматривая содержание запросов в психологическом консультировании студентов, Л.П. Набатникова выделяет несколько уровней, обусловленных контекстом социальной среды [11, с 121]:
-макро-уровень, отражающий состояние макросоциальной среды, актуальные образовательные задачи, усвоение общественного опыта;
-мезо-уровень, отражающий требования к профессии, профессиональную пригодность и профессиональную компетентность;
-микро-уровень, объединяющий группу факторов; возрастные особенности студентов, феномены дружбы и любви, семья, брачно-семейный выбор.

Наиболее характерные запросы в психологическом консультировании студентов первого  курса отражают трудности  адаптации к обучению в вузе. Проблемы самопознания, взаимоотношений в студенческой группе, в разнополой диаде становятся актуальными для студентов второго курса. Трудности, связанные с принятием жизненно важных решений в области профессиональной самореализации, создании или сохранении собственной семьи, взаимоотношений с родителями отражены в запросах студентов старших курсов. Негативные эмоциональные состояния, конфликтность, раздражительность могут быть поводом обращения за психологической помощью независимо от возраста. При этом у студентов с данными проблемами наблюдается снижение активности, самооценки, уровня ожидаемых результатов в учебно-профессиональной деятельности при наличии  высокого  уровня тревожности.
Анализ содержания запросов явился основанием для использования метода арт-терапии на групповых занятиях, направленных на личностное развитие студентов Института менеджмента МГПУ.
Задачи занятий.

  • На внутриличностном уровне:
    • осознание проблем и способов их решения;
    • формирование позитивной установки по отношению к окружающему миру;
    • создание и принятие внутреннего «Я»;
    • формирование адекватной самооценки;
    • приобретение уверенности в себе;
    • формирование индивидуального образа цели и путей ее достижения;
    • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
    • оптимизация  эмоционального состояния.
  • В сфере межличностных отношений:
    • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов других людей;
    • выработка адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
    • устранение дезадаптивных форм поведения, обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Структура занятий соответствует поставленным задачам и включает в себя специальные упражнения, активизирующие групповую деятельность участников.
Выделяют два основных этапа.

  • Невербальный, творческий, неструктурированный. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.
  • Вербальный, апперцептивный и формально более структурированный. Предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

        При анализе творчества учитываются способы экспрессивного самовыражения участников через рисунок,  а так же  влияние продуктов творчества на группу. Используются  следующие техники и приемы.
1. Спонтанное рисование каракулей (рисование волнистой линии в течении продолжительного времени, не отрывая ручки или кисти от бумаги). Цель данного упражнения - дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются  подсознательные компоненты психики.
2. Рисование мандал - позволяет расширить и ослабить рамки повседневности, снять напряжение, самовыразиться, гармонизировать эмоциональное состояние. В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». К. Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность человеческой души. Бессознательно пространство внутри круга, нарисованного человеком, воспринимается им как проекция его собственной психической структуры. Пространство за линией круга – как окружающий его мир. В процессе работы с мандалой происходит изменение психологических защит, которые проявляются в мыслях, поведении, чувствах. Участник отражает свой внутренний мир в настоящий момент, состояние, Самость, себя настоящего, вне социума, свою духовную сущность. Он отвечает на экзистенциальные вопросы: Кто я? Где я? Откуда я? Куда я? Обсуждение и интерпретация изображения позволяет выявить отношение участника к себе, к окружающим людям, к миру в целом, модели поведения с другими членами социума и их причинно-следственные связи.
С помощью мандалы достигается гомеостаз, гармонизация личности. Налаживаются отношения между Эго и Самостью.
3. Совместное изготовление красок и рисование ими на ватмане, с последующим сочинением совместной сказки, позволяет участникам исследовать собственные ценности, потребности и установки, развивать межличностную компетентность и творческие способности.
4. Работа с масками помогает осознать свои телесные и поведенческие паттерны. Маска есть олицетворение архетипа «Персона», презентирующая себя окружающему миру. Человек, живущий в социуме, имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Работа с масками включает несколько этапов.
Первый этап – изготовление маски. Данный этап является не только диагностическим, но и психотерапевтическим.  Цель изготовления маски - развивать самоинтерес, осознать многогранность своего «Я» в системе отношений с окружающими, принять различные стороны своего «Я», развивать рефлексию, повышать самооценку. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения). Маски изготавливаются участниками самостоятельно (рисование на бумаге, картоне, пластике из папье-маше, глины, гипса), либо используются готовые.
Второй этап работы с маской - «Диалог масок». Цель данного этапа - оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительные качества в окружающих. Содержание: участники двигаются под музыку. По окончанию музыки все участники делятся на пары. Ведущий сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них – обмен масками. Участникам предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, участнику предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). «Хозяин» маски и его новый «носитель» фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе или просто запоминают. Затем те же действия совершаются с другой маской. Выполнение упражнения обычно не обсуждается, так как работа идет в парах по желанию участников обсуждается в группе [10].
Третий этап – «Снятие масок». Цель данного этапа - снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность; формировать навыки искренних высказываний для анализа сущности «я». Каждому участнику предлагается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Например: «Иногда люди не понимают меня, потому что я …», «Мне бывает стыдно, когда я ...» и т.п. Без предварительной подготовки участнику  необходимо продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Итог все участники снимают маски [3, с. 25].
5. Работа с гримом используется при неврозах, депрессиях, тревожных состояниях, фобиях, панических атаках, а так же для освоения невербальных способов общения. Содержание: участники группы образуют пары и обсуждают, какие образы на лицах друг друга они хотели бы создать с помощью грима. Затем один наносит на лицо другого грим, стараясь создать определенный образ. При этом они могут руководствоваться своим знанием партнера, в том числе его предполагаемых «латентных» качеств. Участник, на лицо которого наносится грим, может видеть себя в зеркале и, в случае несогласия с действиями партнера, скорректировать их.  После того, как образ будет создан, происходит обсуждение впечатлений от процесса и результатов работы [8,с. 188]. Для участников, испытывающих тревожность, можно предложить наносить грим не на лицо, а на другие части тела, например: руки.
6. Изготовление и использование кукол (марионеток, из пластиковых стаканчиков и т.п.) [4, с. 90]. Изготовление кукол  позволяет участникам тренинга повысить самооценку, развивать позитивную «Я» концепцию. Показанием к использованию куклы может быть наличие кризисного состояния клиента (экзистенциальные и возрастные кризисы, посттравматика, психосоматические расстройства, работа горя и т.п.). В процессе терапевтического использования кукла помогает экстериоризировать некоторые переживания или состояния участника, осуществить терапевтический процесс в метафорической, игровой (ресурсной, безопасной форме); отработать индивидуальные механизмы отождествления и растождествления; и экзистенциального принятия того, что невозможно изменить; вывести на уровень осознания (на языке метафоры) вытесненный материал (травмы, переживания, страхи и т.п.).
Все вышеперечисленное дает возможность студенту индивидуально или в группе найти и апробировать новые, ранее недоступные формы взаимоотношений с обществом, с миром, с другими людьми, то есть повышается мотивация, направленная на развитие социальной макросистемы [16].
7. Рассказывание истории с помощью музыкальных инструментов - направлено на осознание общности проблем, опыта и достижения взаимопонимания, актуализацию и осознание дезадаптивных паттернов поведения и мышления в межличностных контактах, а также латентных потребностей, ролей и качеств личности, раскрытие творческой способности. Каждый участник представляет свою историю с помощью музыкальных инструментов – это могут быть традиционные (классические и народные) инструменты или  созданные  самими студентами (литрофон бутылочный, карандаши и т.д.) [7, стр.80].
8. Работа в песочнице. С помощью миниатюрных фигур участники группы создают различные композиции в песке, с последующим рассказыванием собственной сказки, что способствует изменению отношения к себе, к значимым другим, в целом к событиям своей жизни.
С помощью сказки участники группы  проявляют свои социальные установки, которые определяют сюжет, оживляют ранние детские переживания, что дает возможность проследить генезис личности участников и их основные переживания. Отражая различные конфликтные ситуации и предлагая возможные способы их решения, сказки указывают на результаты отдельных попыток решения конфликтов, что позволяет участникам впоследствии при возникновении проблемных ситуаций использовать их в качестве модели и находить нужное решение. Сказочный сюжет помогает переключить недовольство участников с внешних жизненных обстоятельств, которые они не принимают, людей, с которыми он не могут построить взаимоотношения, на описанные в сказке проблемы, представить себя ее активными участником, способствуя осознанию необходимости принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими людьми.
9. Создание талисманов – позволяет участникам тренинга позитивно воспринимать себя и свои возможности,  перейти к активной жизненной позиции. Данная техника является завершающей в групповой работе со студентами. Участники создают образ, который является для них актом самоутверждения и служит своеобразным «зеркалом», отражающим их достоинства.

      Таким образом, системно-организационный процесс психологического консультирования студентов, с использованием метода арт-терапии, обеспечивает их целенаправленное личностное развитие и развитие творческого потенциала.

 

 

Заключение

 

Арт-терапия – это одно из направлений терапии искусством или терапии творческим самовыражением. Данный метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи студенту, способствующей формированию здоровой и творческой личности, реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая. Основное отличие арт-терапии от прочих форм  психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей. В  настоящее время, наблюдается активное развитие метода арт-терапии, появляются новые направления, отражающие изменения, происходящие в психологии современного человека и в обществе в целом.

Системно-организационный процесс в рамках консультирования и арт-терапии, примененных на основе запросов, помогает студентам осознать свои проблемы и найти способы решения. Использование метода арт-терапии позволяет сформировать позитивную установку по отношению к окружающему миру, приобрести навыки выбора и принятия решений, научится адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях, что в свою очередь положительно влияет на личностное развитие студента и создает все условия для повышения качества учебно-профессиональной деятельности студента.

 

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.
  2. Беккер-Глош В. Международный журнал по арт-терапии. Исцеляющее Искусство. 1999. № 1. С. 42–58.
  3. Дженнингс С, Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / Пер. с англ. И. Динерштейн. – Изд-во Эксмо, 2003. – 384 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006.  240 с.
  5. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
  6. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Лань, 2002. 230 с. 32.         
  7. Копытин А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006.  96 с.
  8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия для детей и подростков. 2-е стереотип. М.: Когито-Центр, 2010. 197 с.
  9. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.
  10. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. М.: Изд-во Института терапии, 2001.  76 с.
  11. Набатникова Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в ВУЗе // Психологическая служба в высшем учебном заведении. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012года).  М.: МГПУ, 2012. 166 с.
  12. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, № 4. 1998. С.3–8.
  13. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
  14. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала. Издательство «Речь», 2008
  15. Романова Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение интегративного содержания высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода // Психологическая служба в высшем учебном заведении. Материалы городской научно-практической конференции с международным участием (15 февраля 2012года).  М.: МГПУ, 2012.  166 с.
  16. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2010. №1 (I).  С.6-43.
  17. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под общ. ред. Л. П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с. 79.
  18. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exersises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. P. 40–46.

 

References

  1. Artpedagogika and art therapy in special education: a textbook for students of secondary and higher educational institutions E. A. Medvedeva, I. Yu. Levchenko,       L. N. Komissarova, T. A. Dobrovolskaya. M.: Academy, 2001. 248 p.
  2. Becker Glosh V. International Journal of art - therapy. Healing Art.  1999. № 1. P. 42-58.
  3. Jennings S., Minde A. Dreams, masks and images. Practice in art therapy / Translated from English I. Dinerstein.- Publisher Eksmo, 2003.- 384 p.
  4. Zinkevich-Evstigneeva Т. D. Forms and methods of work with fairy tales. - SPb.: Rech, 2006 -240 p.
  5. Kopytin A.I. Fundamentals art - therapy. SPb.: Lan, 1999. 256 p.
  6. Kopytin A. I. Theory and practice of art - therapy. SPb.: Lan,  2002 230 p 32.
  7. Kopytin A.I. Training Communication: Art - therapy. M.: Publisher Institute of Psychotherapy, 2006. - 96 p.
  8. Kopytin A.I., Svistovskaya E.E. Art - therapy for Children and Adolescents. 2nd stereotype. Publishing. M.: «Cogito Center», 2010. - 197 p.
  9. Koloshina T. Yu. Art- therapy: guidelines. - M. Publishing Institute of Therapy, 2001-76 p
  10. Lebedeva L.D. Pedagogical bases of art - therapy in education monograph. SPb.: LOIRO, 2001. 320 p.
  11. Nabatnikova L.P. Counselling system in counselling services at the university // Psychological support in higher education. Urban materials science and practical conference with international participation (15 February 2012). M.: MGPU, 2012. - 166 p.
  12. Nikandrov N.D. Spiritual values ​​in the education of the person // Pedagogy, №4. 1998. p. 3-8.
  13. Psychotherapeutic Encyclopedia / Edited B. D. Karvasarskogo. SPb.: St. Petersburg, 2000.752 p.
  14. Purnis N.I. Art- therapy in the psychological support staff, publishing «Rech», 2008.
  15. Romanova E.S. Psychological educational support integrative content of higher education on the basis of competence approach // Psychological service in higher education. Urban materials science and practical conference with international participation (15 February 2012). - M.: MGPU, 2012-166 p.
  16. Ryzhov B.N. System base psychology // System Psychology and Sociology. 2010-№1 (1). - 140 p.
  17. Rudestam K. Group psychotherapy. Psychocorrectional groups: theory and practice / Under the general editorship. L.P. Petrovskoy.  2nd. Publishing M.: Progress, 1993. 368 p. 79
  18. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. P. 40-46