PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Крыжановская Л. М. АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Журнал » 2014 №9 : Крыжановская Л. М. АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
    Просмотров: 4585

АРТПСИХОЛОГИЯ, ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Крыжановская Л. М.
МГПУ, Москва

 

В статье говорится об артпсихологии как о методе психологической коррекции личности подростков. Даются практические рекомендации по проведению занятий.
Ключевые слова: артпсихология; специальная психологическая коррекция; психологический портрет личности; коррекционные технологии.

 

ART-PSYCHOLOGY, PERFORMING ART AS A METHOD OF SPECIAL PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PERSONALITY IN ADOLESCENTS

Kryzhanovskaya L. M.
MCTTU, Moscow


The article describes art-psychology as a method of psychological correction of personality in adolescents. Here are the practical guidance on carrying out the work.
Key words: art-psychology, special psychological correction, psychological portrait of the personality; correction technology.

 

Введение

 

Психологическая коррекция – это мероприятия комплексного, системного психологического вмешательства в структуру личности с целью исправления, восстановления утерянных ценностей, личностных качеств. Успешность деятельности, комфортность общения и определяется не только функцией интеллекта, но и функцией многих компонентов психологической структуры личности: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, потребностно-мотивационных) [6]. Среди многочисленных течений в современной психологической и педагогической практике наиболее интересным и плодотворным является  воспитание художественной культуры. О положительном влиянии искусства на развитие ребёнка с проблемами в развитии указывал Л.С. Выготский, отмечая роль художественной деятельности как в развитии высших психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в  разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [1]. Особенности театрального искусства можно использовать в психокоррекционной работе с детьми и подростками, юношами и взрослыми. Специальная психологическая коррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств [5]. Психокоррекционная технология – это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса [4].

Театральное искусство и сценическое действие в процессе специальной психологической коррекции на основе уяснения психологических, эмоциональных проблем каждого подростка помогает ему понять и осознать эти проблемы, определить свое отношение к ним, что не преминет положительно сказаться на его адаптации, учебе, поведении. Используя специальные театрально-игровые упражнения в коррекционной работе, открываются новые возможности оказания психологической поддержки и помощи в развитии творческого потенциала, достижении оптимальной работоспособности личности. Метод специальной психологической коррекции артпсихология направлен не только на коррекцию личности взрослого человека, но и на воспитание, обучение, исправление эмоционально отягощенного подростка[2]. Объектом артпсихологии является подросток с высоким уровнем тревожности, страхами, неуверенностью в себе, плаксивостью, эмоциональными взрывами разрушительного характера, агрессивностью. Предметом артпсихологии являются: разнообразные нарушения эмоционально-волевой сферы подростков; нарушения поведения, общения, социализации адаптации. Основные цели артпсихологии: преодоление эмоционально-волевых нарушений личности подростков путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы; ораторского искусства и сценического действия как самовыражения личности. В коррекционные задачи входит: преодоление эмоциональной отягощенности, эмоциональных взрывов разрушительного характера; преодоление тревожности, стрессовых состояний; развитие саморегуляции, уверенности в себе, социализация личности подростков. Воспитательные задачи включают в себя: развитие чувств подростков; осознание себя и чувства собственного достоинства; самовыражение и самореализация личности [2]. Каждый трудный подросток отягощен личными эмоциональными проблемами, трудностями преодоления себя, внутренними противоречиями, конфликтами, психологическими барьерами. Этим и определялась необходимость придания учебно-воспитательному процессу профилактического и психолого-коррекционного направления,  возникновения идеи, разработки и внедрения метода артпсихология [2]. Сущность метода артпсихологии – это не только снятие эмоциональной отягощенности, но и главное – это изменение личностной позиции ученика, его переход с позиции пассивного объекта педагогического процесса на позицию активного субъекта. Безусловно, артпсихология решает и этические задачи: у подростков создается мировоззренческая идея, которая впоследствии закрепляется мотивом поведения, становится их системой убеждений, верой в принципы и идеалы.

 

1 Коррекционные технологии артпсихологии

 

Метод артпсихологии — это совокупность (система) приемов и средств, направленных на активное вовлечение подростков в сценическое действие, что, как правило, побуждает, заставляет их проявлять различные положительные качества, а также испытывать позитивные психические состояния[2].Известно, что театр создает особую атмосферу, благотворно влияющую на психофизическое самочувствие людей. В театре отражаются социальная и художественная правда о жизни человека. Социальная – это отражение актуальных проблем. Художественная – как художественно разрешаются проблемы. В каждом спектакле, как и в каждой роли, гармонически сочетаются три элемента: социальный, жизненный и театральный. Жизненное в искусстве – это стремление к большим обобщениям, к типизации, к отбору наиболее существенных и характерных явлений, и к наиболее яркому их театральному выражению. Известно, что задачами театра является обострение конфликта, направленность и активация личности по типу «действие – контрдействие». Такие задачи становятся значимыми и в жизни подростков. Самое трудное на сцене — найти самочувствие.

Перед показом упражнения исполнитель должен вспомнить все сценические действия и тогда самочувствие на сценической площадке приходит само собой. Всего этого трудно добиться, если не развивать у себя внутренне направленного внимания, без чего роль не может быть «прожита» на сцене, а значит, и нет творческого процесса. Хорошо известно, какой восторженный и светлый отклик на произведение искусства может возникнуть у зрителя, какие мысли, устремления, переживания нравственного характера могут у него появиться. Лишь в этом случае театр становится символом творческой сущности человек. Занятия по артпсихологии для подростков включают в себя не только психодраму, но и приемы выразительного чтения, приемы психологических этюдов и другое. В определении «специальное театральное упражнение» [2]. Отражается содержание пьесы или сценария (театрализованного, литературного), выбранное психологом в соответствии с той психологической проблемой подростков, которая выявлена. Занятия по артпсихологии проводятся с учетом возрастных особенностей занимающихся. В упражнениях применяются следующие средства театрального искусства: сценическое движение; сценическая речь; сценическое действие. Цели упражнений включают в себя развитие координации, пластичности, ритмичности; умения владеть своим телом, голосом; умения владеть собой в различных жизненных ситуациях, адекватно действовать; умения осуществлять разный выбор своих действий (поступков), отвечать за свой выбор, что соответствует са­моактуализации личности. Самоактуализация — это способность личности оценивать и избирать адекватную ценностным ориентациям личности мотивацию поведения. Известно, что воля — это сознательная саморегуляция активности личности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Занятия по артпсихологии проходят в форме специальных театральных упражнений и, как правило, насыщены жизненной правдой и достоверностью. В сценическом действии подросток сознательно регулирует свое поведение, проявляет активность своей личности, применяет волевое усилие как некое психическое напряжение. Внимание, восприятие, запоминание, воспроизведение, мышление и воображение в сценическом действии требуют мобилизации волевых усилий и являются волевыми процессами (у младших подростков они направленно формируются, у старших — уже сформированные корректируются.. Специальные театральные упражнения обучают подростков способности «преднамеренно регулировать свои эмоции и чувства, стимулируя действия одних и затормаживая другие» (В.И. Селиванов) [3].Реализуется самоконтроль личности, что является главным определяющим в процессе социализации подростков.

В театральном упражнении важно отражать достоверную жизнь, достоверные переживания. Любое действие в упражнении (литературном сценарии или пьесе) должно быть логически обоснованным, адекватным игровой ситуации, целенаправленным и доведенным до конца. Лобовые прямолинейные ролевые действия противоречат бережному отношению к человеку и лишь затрудняют понимание его истинно человеческой природы.

Занятия по артпсихологии наиболее эффективны, когда психолог как можно более полно учитывает проявление эмоций учащихся, толерантность их по отношению к другим, акцентуацию характеров, а также степень активности в различных упражнениях или беседах. Непосредственно перед проведением подобных занятий учащимся разъяснялось, что такое артпсихология и для чего она нужна; тем самым у них формировалась соответствующая установка не только на восприятие таких занятий, но и на активное, заинтересованное участие в них. В результате ученики, по данным анкетирования, получали рациональную основу на восприятие артпсихологии как метода, который может помочь им в разрешении их собственных эмоциональных проблем, что особенно важно в становлении их позиции как субъектов обучения в дальнейшей учебной работе. Психологическая коррекция подростков методом артпсихологии усматривается в следующих задачах.

  • Формирование позиции учащихся как субъектов обучения.
  • Целенаправленное углубление самосознания учащихся при помощи саморегуляции психических состояний и др.
  • Самоопределение учащихся в социальной ситуации развития.
  • Побуждение учащихся к адекватной самооценке своей личности, стимулирование на этой основе усилий по преодолению недостатков в личностном развитии и др.
  • Мотивация — мотив осознанной и психически напряженной постановки цели предстоящего действия; представление личности о ценностных ориентациях, симпатиях и антипатиях и т.п..
  • Саморегуляция — вид тех же действий и поступков, в которых ярко выражена волевая регуляция (известные действия, но выполняемые в необычной обстановке — сцена, «театр», требующие ускорения или замедления — пластические этюды и др.).

       Компетенции психолога, ведущего занятия по артпсихологии, заключаются в следующем.

  • Следить за тем, чтобы подросток действовал обоснованно, целесообразно и продуктивно. Ни один жест, ни одна интонация не должны быть случайны;
  • Подготовить подростка к тому, чтобы он сумел жить в в предлагаемых обстоятельствах «если бы»;
  • Решать с подростком проблему травматической ситуации, разделив его действия на части; анализировать действия, научив учащегося ставить перед собой задачи, давать оценку стрессу и т.п.;
  • Анализировать с подростком его эмоции, сильные чувства, переживания (отложившись в памяти, они смогут вылиться в нужный момент в упражнении);
  • Осуществлять тренинг, развивающий сенсорные умения: совершенствуется деятельность всех органов чувств, образуются яркие ассоциации;
  • Развитие интеллектуально-эвристических способностей личности: способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, ассоциативность мышления, способность видеть противоречия мотивировок, способность преодолеть инерцию мышления, критичность и т.п.
  • Развитие способностей, объяснительный стиль, реализация мотивированного позитивного поведения и психологической установки — необходимое условие ведения занятий по артпсихологии.

             Специальное упражнение театральное — это импровизация, но это не игра актера на сцене. Это сам человек в ситуации «здесь и теперь». Прежде чем начать действовать в данной ситуации, учащийся внутренне готовится. Внутренняя структура психологической готовности участника занятий:

  • интуитивное осмысление ситуации;
  • озарение (нахождение своего действия, поступка);
  • осмысление хода решения проблемы или адаптации к стресс-ситуации;
  • выбор способа решения (или адаптации).

Результаты проведённой работы в условиях специального коррекционного учреждения представляют интерес в рамках изучения особенностей использования артпсихологических методик. Как известно, овладение специалистами умением работать с вариативными методиками психотерапевтического, арттерапевтического направления вызывает ряд трудностей, возникновение которых связано с отсутствием специалистов (арттерапевтов и психотерапевтов), и также систематизированных научных рекомендаций, методических пособий, способствующих успешному применению их на практике. В настоящее время применение метода артпсихология оптимально решает подобные задачи, так как такие занятия может проводить практический и специальный психолог, всё большее число специалистов охотно стремится работать в этом направлении. Систематизация и разработанная структура данного метода позволяют определить и корригировать уровень развития  эмоционально – коммуникативной сферы личности учащихся. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме, проводятся два раза в неделю по 25 – 30 минут. Индивидуальные занятия с детьми, требующими дополнительного внимания, проводятся  по 10-15 минут, несколько раз в неделю. На занятиях учитывается то, чтобы сценический материал или стихи не утомляли детей, способствовали возникновению у них положительные чувства радости, приподнимал настроение детей, соответствовал бы восприятию детей данного возраста. В процессе занятий по артпсихологии определяется уровень развития познавательной активности и интереса к предметам – образам. Занятия также проводятся как индивидуально, так и в группе, чаще это - комбинированные занятия: показы – инсценировки, театральные зрелища (кукольный театр, теневой театр, настольный спектакль, игрушки – забавы и т. д.)  С детьми выполняются игровые действия с игрушками, объединенные несложным сюжетом, перенося знакомые действия на действия с игрушками. В качестве партнёра по игре часто используется кукла, мишка, собачка, кошка и т.д. Во время занятий дети учатся оптимально взаимодействовать друг с другом, играть рядом, не мешая друг другу, играть вместе и так далее. Игрушки на занятиях дублировались и располагались в разных местах комнаты для сюжетно – ролевых игр. В работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья эффективнее использовать весь спектр артпсихологических методик, в совокупности, но адаптировать их к возрастному восприятию, с учетом патологии ребенка. Коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими патологии развития, проводится по следующим пяти направлениям: развитие эмоционального и коммуникативного уровня развития; формирование социальных представлений; развитие предпосылок для формирования творческой деятельности; стимулирование познавательного уровня развития у детей и подростков; улучшение динамики развития внеситуативно – познавательного общения; развитие речи, расширение словарного запаса [7]. Занятия, проводимые с помощью артпсихологических методик, позитивно влияют на умственное и физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 

Заключение

 

     В процессе специальной психокоррекции  наблюдаются существенные изменения подростков[3]. Метод артпсихологии позволяет формировать положительную динамику подростков:  регулирование эмоциональных состояний; изменение позиции ученика в педагогическом процессе; активизация творческого потенциала подростка. Результаты исследования позволяют сделать выводы.

  • Занятия по артпсихологии чрезвычайно важны для подростков с их высоким уровнем тревожности, неуверенности в себе, комплексом неполноценности, потерей учебной мотивации и др. Эти занятия с применением научно обоснованных методик являются важным средством развития личности учащихся, сохранение их здоровья и повышение эффективности учебной деятельности.
  • Сердцевиной психологической работы по артпсихологии, от которой во многом зависит гармоничность психического развития учащихся и успешность успеваемости, является формирование у каждого из них позиции субъекта познавательной деятельности, рефлексии на внутренние процессы в органичной связи с достижением эмоциональной уравновешенности, психической устойчивости.
  • Результаты многолетней экспериментальной работы показали прямую зависимость отставания в учебе от эмоциональной отягощенности подростков, от неадекватности самооценки и уровня притязаний, других компонентов подструктуры самоопределения личности, а также от некоторых негативных привычек и акцентуаций характера.

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Полн. Собр. Соч. в 6 томах. 5Т. М., 2000.
  2. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М.: Педагогическое общество России, 2004 158 с.
  3. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. М.: Владос, 2013.143 с.
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И.Мамайчук. СПб.: Речь, 2003. 400 с.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А.А.Осипова.  М.: ТЦ Сфера, 2002. 512 с.6.
  6. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии. //Системная психология и социология.  М.: МГПУ,  2010. №1 (I)  С. 6–43.
  7. Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников// Вестник практической психологии образования. М. 2010 №2 (23) С.50-55.

 

References

 

  1. Vygotsky L.S. Complete works in 6 volumes. 5T. M., 2000.
  2. Kryzhanovskaya L.M. Artpsychology as direction of psychology and pedagogical rehabilitation of teenagers. M.: Pedagogical society of Russia, 2004 158 pages.
  3. Kryzhanovskaya L.M. Psychological correction in the conditions of inclusive education. M.: Vlados, 2013. 143 p.
  4. Mamaychuk I.I. Psychocorrectional technologies for children with problems in development / I.I.Mamaychuk. SPb.: Speech, 2003. 400 p.
  5. Osipova A.A. General psychocorrection: Manual / A.A.Osipova. M.: Sfera, 2002. 512 p.
  6. Ryzhov B. N. The basic of systemic psychology. // Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2010. No. 1. P. 6-43.
  7. Romanova E.S. Development of social representations as one of problems of civil and professional formation of school students//Messenger of practical psychology of education. M.: 2010 No. 2 (23) P. 50-55.