PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Львова С.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2014 №9 : Львова С.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 8387

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И

МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Львова С.В.
МГПУ, Москва

 

В статье рассматривается вопрос о возрастных особенностях формирования мотивации учения. Анализируются изменения мотивации от первого к одиннадцатому классу. Также уделяется внимание половому аспекту в формировании мотивации учения.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация учения, познавательные потребности, возрастные особенности.

 

AGE FEATURES OF THE COGNITIVE NEEDS DEVELOPMENT AND MOTIVATION OF STUDYING IN SCHOOLCHILDREN

 

Lvova S.V.
MCTTU, Moscow

 

 

The article considers the question about age features of formation of motivation of studying, analyses changes in motivation from the first to the eleventh classes, also pays attention to gender aspect in the formation of motivation of studying in school students.
Key words: educational activity, motivation exercises, cognitive needs, age features.

 

 

Введение

 

Познавательные потребности и мотивация связаны с возрастными особенностями ребенка. Согласно данным Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович и др. не возраст как стадия созревания определяет мотивы, а именно характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные образовательные цели и задачи. Наиболее актуальной является задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к личностному самоопределению, саморазвитию и к успешной социализации в обществе. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к «обученности» учащихся, к набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, формированием личности с целью помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки и мотивации [5].

Поэтому исследование развития познавательных потребностей и мотивации учебной деятельности у школьников разного возраста представляется нам чрезвычайно актуальным со стороны практической реализации названных выше задач модификации системы образования. У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы,отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность [2]. На первых порах пребывания в школе эти мотивы, в сочетании с определенными познавательными интересами, способны обеспечить включение ребенка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
К концу I класса (а иногда раньше) у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной и  на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

  •  мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений);
  •  мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.;
б)мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
2) узколичные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);
3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться) [7].

 

1 Объем и методики исследования

 

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа [4].Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
В последнее время особое внимание уделяется системному подходу в науке, одним из представителей которого является Б.Н. Рыжов [6]. Он рассматривает мотивацию с точки зрения системного подхода, где мотивы поведения рассматриваются как стремление к достижению определенных целей. Им выделяются два основных типа мотивации – биологический и социальный. Социальный тип включает в свою структуру помимо других – мотивацию развития личности, познавательную, как репродукцию элементов личности. Разработанный Б.Н. Рыжовым тест СПМ (системный профиль мотивации) позволяет выявить доминирующий тип мотивации путем ранжирования потребностей.

В последнее время в практику обучения активно внедряются различные системы развивающего обучения [8]. Новые программы построены на принципиально ином подходе к определению содержания обучения и способов его организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные возможности младших школьников в усвоении системы научных знаний и способствует развитию у детей устойчивых учебно-познавательных мотивов. К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации.Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте.
Для проведения экспериментального исследования, направленного на изучение познавательной потребности и учебной мотивации школьников,  были использованы следующие методики.

  • Методика «Исследование школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова).
  • Методика «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич)
  • Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).
  • Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) [3].

 

Исследование проводилось в несколько этапов:
1) групповое анкетирование школьников начальных классов по методике «Исследование школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова) проводилось трижды (методом лонгитюдного исследования) – в марте 2013г., в сентябре 2013 г. и в феврале 2014 г.;
2) групповое анкетирование школьников со 2 по 11 классы включительно по методике «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) и методике «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова). В 1 классе школы ученикам  не ставят оценок, а 8 класс отсутствует в результате перехода на систему обучения (1-4). В начале, испытуемые предупреждались об исследовании, разъяснялись его цели, проводилась инструкция. Суммы баллов, набранные ребенком, фиксировались непосредственно на заполненном им опросном листе;
3) Педагоги (классные руководители) инструктировались, а затем по методике «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич) характеризовали каждого ученика своего класса. Данные заполнялись в классную тетрадь. Обследованы были все ученики школы.
В исследовании приняли участие учащиеся ГОУ СОШ № 11 г. Пушкино Московской области 268 учеников (учащиеся с 1-го по11-ый классы данной школы).

 

2 Результаты исследования

 

Исследования учебной мотивации младших школьников показывает, что среди тех мотивов учения, которые хорошо осознаются и понимаются детьми, преобладают широкие социальные мотивы (41,1%), такие, как мотивы самосовершенствования и самоопределения («хочу быть культурным человеком», «знания нужны мне для будущего»), а также мотивы долга и ответственности в первую очередь перед учителем («стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя»). Однако эти мотивы, придавая общий смысл учению, не являются реально действующими в силу недостаточной приближенности большинства из них к повседневной жизни детей.

Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%). Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.

Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста. От I к 4 классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер.

Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать на уроке», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при этом, что во внеучебной ситуации при выполнении занимательных задач у большинства детей отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности. Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения.
Полученные данные по методике Н.Г. Лускановой представлены в таблице 1.При использовании лонгитюдного метода были проведены повторные диагностические исследования учащихся 1 – 4 классов через 6 месяцев (1 – март 2013, 2 – сентябрь 2013, 3 – февраль 2014), с целью выявления изменения уровня учебной мотивации (таблица 1)

Таблица 1 Исследование школьной мотивации 

 

Класс

Мотивация в баллах

Март 2013   количество учеников в %

Сентябрь 2013   количество учеников в %

Февраль 2014   количество учеников в %

1 класс

 

25 – 30
20 – 24
15 – 19
10 – 14
менее 10

 (24 ученика)
50%
16,6%
33,4%
0%
0%

 (28учеников)
35,9%
32%
21,4%
10,7%
0%

 (29 учеников)
17%
38%
31%
14%
0%

 

2 класс

 

25 – 30
20 – 24
15 – 19
10 – 14
менее 10

(28 учеников)
49,8%
28,6%
18%
3,6%

(32 ученика)
56%
28%
16%
0%
0%

(33 ученика)
39,5%
39,5%
18%
3%
0%

3 класс

 

25 – 30
20 – 24
15 – 19
10 – 14
менее 10

(19 учеников)
31,5%
21%
37%
10,5%
0%

(22 ученика)
36,3%
4,5%
32%
22,7%
4,5%

(22 ученика)
13,5%
32%
32%
18%
4,5%

4 класс

 

25 – 30
20 – 24
15 – 19
10 – 14
менее 10

(30 учеников)
10%
43,3%
33,3%
13,4%
0%

(31 ученик)
3,2%
25,8%
42%
25,8%
3,2%

(29 учеников)
0%
27,4%
31%
38%
3,4%

Проведенное лонгитюдное исследование учебной мотивации младших школьников (с 1 по 4 классы) наглядно показало изменения в развитии школьной мотивации: стабильный высокий уровень в 1 и 2 классе, небольшое снижение школьной мотивации в 3 классе и значительное снижение школьной мотивации в 4 классе. В ходе лонгитюдного исследования (с марта 2013 по февраль 2014 г.г.) уровень мотивации учебной деятельности у всех школьников начальных классов достоверно снижался, особенно ярко это было выражено у учеников 4 класса.

При изучении мотивации на приобретение знаний и мотивации на отметку (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) мы исследовали  как возрастные особенности развития мотивации, так и различия между мальчиками и девочками (таблица 2).

  

Таблица 2
Изучение мотивации на приобретение знаний и мотивации на отметку


Класс

Мотивация на знания

Мотивация на отметку

Мальчики

Девочки

Общая

Мальчики

Девочки

Общая 

2 класс-26
(м-17, д-9)

 8,7

9,33

8,92

  8,1

6,66

7,6

3 класс – 33
(м-17, д-16)

 8,18

9,12

8,645

  6,33

7,43

6,88 

4 класс –25
(м-11, д-14)

 8,27

9,64

9,04

 6,72

7,35

7,08

5 класс –36
(м-15, д-18)

 7,8

8,52

8,21

  6,65

7,21

6,97

6 класс – 14
(м-1, д-13)

  7

7,7

7,64

 8

7,5

7,5

7 класс-20
(м-13, д-7)

 6,69

6,57

6,65

  6,53

7

6,7 

9 класс-37
(м-18, д-19)

 5,95

7,2

6,6

  5,75

6,1

5,98

10 класс-10
(м-3, д-7)

 6

8,03

7,6

  5,3

3,6

4,1

11 класс-34
(м-17, д-17)

 6,5

6,85

6,6

  6

5,75

5,17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выраженность мотива на отметку у учеников со 2 по 9 класс значимо не различалась и составила 7 баллов, а у учеников 10 и 11 классов составила 5 баллов. С 1 по 11 классы (кроме 7 класса) мотивация на получение знаний была выше, чем мотивация на получение отметок (оценок). Уровень выраженности учебной мотивации на получение знаний в различных возрастных группах (у учеников разных классов) существенно отличался. В первой исследованной возрастной группе (1 – 4 классы) данный уровень составил около 8,5 баллов, во второй исследованной группе (5 – 9 классы) снизился до 6,5 баллов, а в третьей исследованной группе (10 и 11 классы) вырос до 7,5 баллов по методике Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой. Мотивация на получение знаний у девочек достоверно выше, чем у мальчиков, что подтверждается результатами корреляции.

Результаты данного исследования полностью согласуются с данными, изложенными в статьях Т.А. Шиловой [9], О.В. Кожиновой, О.В. Чибисковой [1]. Авторы пишут о трудностях, возникающих при психодиагностическом выявлении мотивационных компонентов учебной деятельности, о необходимости разрабатывать и использовать диагностические методы для количественной оценки мотивационных компонентов регуляции действий.

В результате проведения методики «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич) были получены следующие данные. Уровень развития познавательных потребностей у школьников с возрастом меняется: растёт с 1 по 3 класс (с 46 % до 82 %), снижается с 3 по 5 класс (с 82 % до 54 %), стабилизируется с 6 по 10 класс (на уровне 30 %), а в 11 классе возрастает до 59 % (таблица 3).

  Таблица 3 Изучение познавательной потребности 

 

 Класс

Слабая потребность количество учеников в %

Умеренная потребность
количество учеников в %

Сильная потребность   количество учеников в %

1 класс (13 уч.)

38,5 %

15,4 %

46,1 %

2 класс (29 уч.)

6,9 %

34,5 %

58,6 %

3 класс (34 уч.)

8,8 %

8,8 %

82,4 %

4 класс (25 уч.)

32 %

8 %

60 %

5 класс (35 уч.)

11, 4 %

34,2 %

54,4 %

6 класс (21 уч.)

14 %

58 %

28 %

7 класс (20 уч.)

9 – 45 %

20 %

35 %

9 класс (41 уч.)

41,5 %

26,8 %

31,7 %

10 класс (11 уч.)

36,4 %

27,2 %

36,4 %

11 класс (39 уч.)

15,4 %

25,6 %

59 %

 

Интерпретируя полученные данные, можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что познавательные потребности школьников и их учебная мотивация проявляются и выражаются по-разному в разных возрастах. Корреляционный анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что наблюдается статистически значимая прямая зависимость между направленностью на отметку и направленностью на получение знаний.


Заключение

 

Результаты исследования были положены в основу  анализа эффективности психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе № 11 города Пушкино Московской области. Полученные в исследовании данные были использованы при оценке деятельности школьников, педагогов и психологов данного учебного заведения, а также для выявления эффективности образовательной программы «Жизненные навыки и нравственные ценности» (в рамках данной программы проходят обучение школьники младших классов). Исходя из теоретических и практических результатов, полученных в ходе исследования, можно сделать следующие выводы.

  1. Мотивация учебной деятельности и познавательные потребности школьников развиваются в процессе обучения. На развитие мотивации и познавательных потребностей школьников влияет возраст детей, их индивидуальные особенности и социальная среда.
  2. В 1 и 2 классах уровень учебной мотивации у школьников достаточно высокий, а в 3 и 4 классах наблюдается тенденция к его снижению. В 3 и 4 классе у школьников появляется негативное отношение к учебе (постоянно на уровне 3%), а стремление к общению сильно выражено и достаточно высокое (30% – 35%). Соответственно, с возрастом (к 3 – 4 классу) учебная мотивация у младших школьников снижается.
  3. Уровень развития познавательных потребностей у школьников с возрастом меняется: растёт с 1 по 3 класс (с 46 % до 82 %), снижается с 3 по 5 класс (с 82 % до 54 %), стабилизируется с 6 по 10 класс (на уровне 30 %), а в 11 классе возрастает до 59 %.
  4. Со 2 по 11 классы мотивация на получение знаний у школьников выше, чем мотивация на получение отметок (оценок). При этом мотивация на получение знаний у девочек достоверно выше, чем у мальчиков.

       Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: от 1 к 4 классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности. К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации.

     Задача взрослых - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и, как следствие, повысить самооценку учащегося.

 

Литература

  1. Кожинова О.В., Чибискова О.В. Проблемы развития способности к саморегуляции и самоорганизации у старшеклассников// Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2013.  № 7(I). С.51-59.
  2. Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков// Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2013. № 8(II). С.49-54.
  3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко  СПб., 2005.
  4. Романова Е.С. Психодиагностика. Спб.: Питер, 2005. 400 с.
  5. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе// Системная психология и социология.М.: МГПУ, 2013.  № 8(II). С. 9-17.
  6. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии// Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2010.  № 1(I). С.6-44.
  7. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителей/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов.  М.: Просвещение, 1990. 192с.
  8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.  СПб.: Питер, 2003
  9. Шилова Т.А. Состояние проблемы неравномерности и гетерохронности и ее роль в психическом развитии в онтогенезе// Системная психология и социология. М.: МГПУ, 2011.  № 3(II). С.67-78.

References

 

  1. Kozinova O.V., Chibiskova O.V. The promblems in the development of ability to self-organization and self-control in senior school children.//Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2013. № 7. С.51-59.
  2. Lvova S.V. Unruh O.V. Value: the variability of significances and meanings of the process of development of the society.//Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2013. № 8. С.49-54
  3. The practice of developmental psychology// Ed. L.A. Golovey and E.F. Rybalko. SPb.: 2005.
  4. Romanova E.S. Psychodiagnostics. SPb.: Riter, 2005. 400 р.
  5. Romanova E.S., Ryabova I.V., Makshantseva L.V.   On initiation of an integrative model of psycho-pedagogical maintenance of education process at up-to-date school//Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2013. № 8. С. 9-1
  6. Ryzhov B.N. The basis of systems psychology //Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2010. № 1. С.6-44
  7. Development of motivation of teaching: a Book for teachers // A.K. Markova, T. A. Matisse, A.B. Orlov. М.: Enlightenment, 1990. 192с
  8. Hekhausen H. Motivation and activities. SPb.:Piter, 2003.
  9. Shilova T.A.  The state of the problem of irregularity and heterochromia and its function in psychic development in ontogenesis//Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2011.  № 3. С.67-78.