PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Журнал » 2014 №9 : Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
    Просмотров: 3198

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Доний Е.Е., Коган Б.М.
МГПУ, Москва
Раздобаров Н.Д.
Технологический колледж №21, Москва

 

Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
Ключевые слова: качество жизни, эмоциональность, темперамент, нарушение слуха.

 

INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING
 IMPAIRMENTS

 

Dony E.E., Kogan B.M.
MCTTU, Moscow
Razdobarov N.D.
Technological college №21, Moscow

 

 

This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features.    
Key words: quality of life, emotionality, temperament, hearing impairment.  

 

Введение

 

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [3]. Другими словами, это субъективная удовлетворенность человека своей жизнью.

Исследование качества жизни актуально частности в образовательной среде, в связи с современными тенденциями образования, а именно с распространением личностно-ориентированного, гуманистического подхода, созданием интегративной модели психолого-педагогического  Ученик представляется не как объект педагогического воздействия, механически усваивающий знания и умения, а как субъект, обладающий уникальной индивидуальностью, собственными смыслами жизни. Перед педагогикой встает задача создать условия для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, поддержки каждого ученика или студента [5, 9]. Что касается учащихся с ограниченными возможностями здоровья, то для их успешного обучения и развития, а также адаптации в социуме  требуется особая система медицинских, психологических и социально-культурных мероприятий, глубокое понимание их индивидуальных особенностей и внутреннего мира [7]. Концепция качества жизни позволяет осветить субъективную сторону жизни человека как субъекта образовательного процесса.


Некоторые исследователи полагают, что черты личности оказывают на общую удовлетворенность гораздо большее влияние, чем объективные факторы [8].Именно в рамках такого подхода осуществлялась работа, описанная в данной статье. Были изучены особенности личности студентов (темперамент и характеристики эмоциональности) и их связь с качеством жизни.

 

1 Объем и методы исследования

 

    Экспериментальное исследование было направлено на изучение особенностей качества жизни и свойств личности подростков с нарушением слуха. Работа осуществлялась на базе Технологического колледжа №21 г. Москвы, где совместно обучаются группы студентов  с  ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) и их сверстники с нормальным слухом. Всего было обследовано 110 человек, из них 71 юноша и 39 девушек, 61 – имеют полную или частичную потерю слуха, 49 – относительно здоровы.
Для получения эмпирических данных были использованы нижеследующие методики.

  • Опросник Г. Айзенка по определению темперамента (EPI),измеряющий такие свойства личности как нейротизм и экстраверсию/интроверсию[4].
  • Тест самооценки характеристик эмоциональности Е.П. Ильина. Он предназначен для оценки выраженности различных характеристик: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций, влияния эмоций на эффективность деятельности [2].

    При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена.

 

2 Особенности темперамента подростков с нарушением слуха

 

     В результате исследования темперамента (рисунок 1) выявлено, что подростки с нарушенным слухом обладают более высоким нейротизмом, чем здоровые сверстники(достоверно при p < 0,05).В целом их уровень нейротизма приближается к высокому, в то время как у здоровых он на среднем уровне. Данная тенденция проявляется вне зависимости от пола испытуемых.
     Результат по шкале экстраверсии находится в зоне средних значений у обеих категорий подростков. Определенную разницу можно увидеть лишь среди испытуемых женского пола. У здоровых девушек экстраверсия выше, чем у сверстниц с нарушенным слухом.

 


Рисунок 1 — Особенности темперамента у подростков с разной степенью
сохранности слуха.

 

Достоверные  (при p < 0,05) различия обнаруживаются между юношами и девушками с нарушением слуха. Испытуемые мужского пола имеют выраженную экстраверсию, в то время как у девушек она находится на среднем уровне. У здоровых сверстников подобной разницы не наблюдается.

Таким образом, студенты с нарушенным слухом обладают значительно выраженным нейротизмом. Экстраверсия же у них варьируется в зависимости от пола (у юношей выраженная, у девушек средняя).

 

3 Характеристики эмоциональности подростков с нарушением слуха

 

Исследование характеристик эмоциональности (рисунок 2) показывает в целом более низкую эмоциональность у испытуемых с нарушенным слухом. Особенно стоит отметить, что подростки данной группы демонстрируют меньшую интенсивность эмоций и менее выраженное отрицательное влияние эмоций на результаты деятельности, чем сверстники с нормальным слухом (достоверно при p < 0,05). При этом у девушек разница особенно значительна по шкале интенсивности эмоций, а у юношей – по шкале отрицательного влияния на результаты деятельности.
    Среди студентов с нарушением слуха обнаруживаются различия между испытуемыми разного пола. У девушек в значительно большей степени выражена длительность эмоций и отрицательное влияние эмоций на результаты деятельности (достоверно при p < 0,05). У здоровых подростков тенденция более высокой эмоциональности у девушек проявляется по шкалам возбудимости, интенсивности и длительности эмоций (достоверно при p < 0,05).

 


Рисунок 2 —  Результаты исследования характеристик эмоциональности.

 

    Обобщив, можно сказать, что испытуемые с нарушением слуха имеют невысокие показатели эмоциональности, при этом юноши менее эмоциональны, чем девушки.

4 Взаимосвязь качества жизни с особенностями эмоциональной сферы

 

 

Ранее нами было проведено исследование особенностей качества жизни подростков с нарушением слуха [6]. Для его реализации применялся опросник качества жизни SF-36. Данная методика дает оценку 8 составляющим качества жизни [1].

1) GeneralHealth (GH) – общее состояние здоровья - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения.

2) PhysicalFunctioning (PF) – физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).

3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).

4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).

5) SocialFunctioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).

6) BodilyPain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

7) Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).

8) MentalHealth (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

В заключении исследования были сделаны следующие выводы.

  • В целом у испытуемых выявлено среднее качество жизни, однако многие ощущают, что их физическое и эмоциональное состояние ограничивает их социальную активность.
  • Испытуемые с нарушением слуха оценивают свое качество жизни как более низкое преимущественно в отношении физического функционирования и  больше чувствуют негативное влияние физического и эмоционального состояния на социальную активность
  • Юноши чувствуют себя более энергичными и полными сил, чем девушки, также они чувствуют более низкое влияние своего эмоционального и физического состояния на физическую активность и выполнение повседневных дел.

Основываясь на его результатах можно осветить взаимосвязь характеристик эмоциональности, а также темперамента с качеством жизни.
Выявлены значимые отрицательные корреляции между нейротизмом и ролевым функционированием (связанным как с физическим состоянием, так и с эмоциональным). Испытуемые с высоким нейротизмом в большей степени испытывают ограничения в выполнении будничной деятельности в связи со своим физическим и эмоциональным состоянием. Эта закономерность наблюдается у здоровых испытуемых. У подростков с нарушением слуха нейротизм не связан с качеством жизни, зато обнаружены отрицательные корреляции между экстраверсией и общим здоровьем (r = - 0,892) и влиянием физического состояния на ролевое функционирование  (r = - 0,973). То есть глухие студенты с высокой экстраверсией менее удовлетворены своим состоянием здоровья и чувствуют более негативное влияние своего физического состояния на повседневную деятельность. Это можно объяснить тем, что подростки с высокой экстраверсией испытывают большую потребность в общении и, соответственно, тяжелее переживают ограничение социальной активности, связанное с заболеванием и заболевание в целом.
Таким образом, хотя нейротизм у глухих подростков выше, он не связан с качеством жизни, как у здоровых подростков. Зато есть явная взаимосвязь их качества жизни с экстраверсией.

Что касается характеристик эмоциональности у подростков с нарушением слуха, здесь прослеживается связь влияния эмоционального состояния на ролевое функционирование с длительностью эмоций(r = - 0,46). Другими словами, чем длительнее эмоциональные реакции у подростка, тем в большей степени он чувствует негативное воздействие эмоционального состояния на повседневную деятельность.

Витальность также оказывается связанной с длительностью эмоций(r = - 0,52).То есть подростки, чьи эмоциональные реакции более продолжительны, чувствуют себя в большей степени обессиленными, вялыми. У здоровых студентов качество жизни не связано с длительностью эмоций. Зато витальность имеет связь с такими характеристиками эмоциональности как возбудимость(r = - 0,583) и интенсивность эмоций(r = - 0,432). Чем меньше они выражены, тем более энергичными и полными сил чувствуют себя испытуемые.

Социальное функционирование имеет отрицательную корреляцию с эмоциональной возбудимостью(r = - 0,451). Можно сказать, что глухие подростки, у которых эмоции возникают легко и быстро, чувствуют себя более ограниченными в социальных контактах. Возможно, эмоциональная возбудимость делает таких подростков более ранимыми, что негативно сказывается на общении. У здоровых испытуемых социальное функционирование не связано с характеристиками эмоциональности.

У подростков с нормальным слухом дополнительно обнаружена отрицательная корреляция между психическим здоровьем и эмоциональной возбудимостью(r = - 0,541). Легкость и быстрота возникновения эмоций связаны с пониженным настроением, низким уровнем положительных эмоций.
Не имеют связи с характеристиками эмоциональности такие аспекты качества жизни как общее здоровье, физическое функционирование и интенсивность боли.
Можно заключить, что у испытуемых с нарушенным слухом качество жизни в наибольшей степени связано с такими характеристиками как длительность эмоций и эмоциональная возбудимость. Чем меньше они выражены, тем более полными сил, эффективными в повседневной деятельности и свободными в социальных контактах чувствуют себя подростки. Соответственно, компонентами качества жизни, взаимосвязанными с особенностями протекания эмоциональных реакция, являются социальное функционирование, витальность и ролевое функционирование.

У здоровых подростков с качеством жизни коррелируют возбудимость, интенсивность эмоций и влияние эмоций на эффективность деятельности. С характеристиками эмоциональности связаны такие компоненты качества жизни как витальность, психическое здоровье и ролевое функционирование. То есть, чем ниже эмоциональность, чем больше энергии, лучше настроение и легче осуществление повседневной деятельности.

 

Заключение

 

    Проведенное эмпирическое исследование позволило оценить особенности эмоциональности и темперамента подростков с нарушением слуха, а также проанализировать связь этих характеристик с различными компонентами качества жизни. Из полученных данных можно сделать следующие выводы.

  • Подростки с нарушением слуха демонстрируют более высокий уровень нейротизма, чем у здоровых сверстников.
  • Экстраверсия находится на среднем уровне, также как у подростков с нормальным слухом. Обнаруживаются значительные различия в зависимости от пола: юноши с нарушенным слухом более экстравертированны, чем девушки.
  • Студенты с нарушением слуха обладают в целом невысокой эмоциональностью, в особенности у них снижена интенсивность эмоций (у девушек) и влияние эмоций на эффективность деятельности (у юношей).  Также у девушек больше длительность эмоций и влияние эмоций на результаты деятельности.
  • У подростков с нарушением слуха наблюдается отрицательная корреляция качества жизни с экстраверсией, длительностью эмоций и эмоциональной возбудимостью. То есть рост этих характеристик связан с ухудшением качества жизни.
  • Среди различных компонентов качества жизни значительную связь с особенностями темперамента и эмоциональности имеют энергичность, социальное функционирование, возможность эффективно заниматься повседневной деятельностью и общая оценка состояния здоровья.

Литература

  1. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Методические рекомендации по организации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний: [Электронный документ].-(http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV/ Orgproga/p1.html)
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.  СПб: Питер, 2001
  3. Качество жизни отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения: монография / [Н. С. Стрелков] ; под общ. ред. Л. Ф. Молчановой ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО "Ижевская гос. мед. акад.", Каф. общественного здоровья, экономики и упр. здравоохранением ФПК и ПП.Ижевск: Ижевская гос. мед.акад., 2008
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербаческий и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. Спб.: Питер, 2007.
  5. Романова Е.С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования// Системная психология и социология. 2013. №7. С. 26–35.
  6. Ротова Е.Е., Раздобаров Н.Д., Коган Б.М. Качество жизни подростков с нарушением слуха // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования.  Екатеринбург, 2013. №1. С. 89-95
  7.  Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора//Системная психология и социология. 2012,  №6. С. 48–54
  8. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни. Подходы, методы оценки, прикладные исследования. Москва: Институт психологии РАН, 2006.
  9. Шелехова Л. В. К вопросу о личностной парадигме в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006.  №4.  С.115-118.

 

 

References

 

  1. Gurevich G.K., Fabrikant E.G. Methodical recommendations to organization of a prevention of chronic noninfectious diseases. available at: http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV/ Orgproga/p1.html

  2. l'in E.P. Emotions and feelings. St. P., 2001. 749 p.

  3. The quality of life of individual age-sex, social and professional groups of the population. Monograph. [Strelkov N.S.]; edited by L.F. Molchanova. Izhevsk, 2008. 240 p.

  4. Practical manual of General, experimental, and applied psychology/ V.D. Balin, V.K. Gaida, V.K. Gerbacheskii, edited by A.A. Krylov, S.A. Manichev, St. P.: Reter, 2007. 559 p.

  5. Romanova E.S., Bershedova L. I., Makshanceva L. V. Primary aspects of the Federal State Education Standards (FSES) psycho-pedagogical maintenance in the secondary and higher education system// Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2013. №7. P. 26-35

  6. Rotova E.E., Razdobarov N.D., Kogan B.M. Quality of life of hearing impaired adolesents// Special education. Ekaterinburg, 2013. №1 P. 89-95.

  7. Ryzhov B. N., Belousov A.S.  System peculiarities of motivation of people with serious  pathology of  visual analyzer// System psychology and sociology. M.:MCTTU, 2012. P. 48-54

  8. Savchenko T. N., Golovina G. M. Subjective quality of life. Approaches, assessment methods, applied research, M.: IPRAS, 2006. 168 p.

  9. Shelehova L. V. To the question about the personal paradigm in education// Bulletin of Adyghe state University. Adugei, 2006. №4. P. 115-118.