Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Журнал » 2014 №9 : Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
    Просмотров: 4035

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Доний Е.Е., Коган Б.М.
МГПУ, Москва
Раздобаров Н.Д.
Технологический колледж №21, Москва

 

Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
Ключевые слова: качество жизни, эмоциональность, темперамент, нарушение слуха.

 

INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING
 IMPAIRMENTS

 

Dony E.E., Kogan B.M.
MCTTU, Moscow
Razdobarov N.D.
Technological college №21, Moscow

 

 

This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features.    
Key words: quality of life, emotionality, temperament, hearing impairment.  

 

Введение

 

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, качество жизни – это восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [3]. Другими словами, это субъективная удовлетворенность человека своей жизнью.

Исследование качества жизни актуально частности в образовательной среде, в связи с современными тенденциями образования, а именно с распространением личностно-ориентированного, гуманистического подхода, созданием интегративной модели психолого-педагогического  Ученик представляется не как объект педагогического воздействия, механически усваивающий знания и умения, а как субъект, обладающий уникальной индивидуальностью, собственными смыслами жизни. Перед педагогикой встает задача создать условия для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, поддержки каждого ученика или студента [5, 9]. Что касается учащихся с ограниченными возможностями здоровья, то для их успешного обучения и развития, а также адаптации в социуме  требуется особая система медицинских, психологических и социально-культурных мероприятий, глубокое понимание их индивидуальных особенностей и внутреннего мира [7]. Концепция качества жизни позволяет осветить субъективную сторону жизни человека как субъекта образовательного процесса.


Некоторые исследователи полагают, что черты личности оказывают на общую удовлетворенность гораздо большее влияние, чем объективные факторы [8].Именно в рамках такого подхода осуществлялась работа, описанная в данной статье. Были изучены особенности личности студентов (темперамент и характеристики эмоциональности) и их связь с качеством жизни.

 

1 Объем и методы исследования

 

    Экспериментальное исследование было направлено на изучение особенностей качества жизни и свойств личности подростков с нарушением слуха. Работа осуществлялась на базе Технологического колледжа №21 г. Москвы, где совместно обучаются группы студентов  с  ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) и их сверстники с нормальным слухом. Всего было обследовано 110 человек, из них 71 юноша и 39 девушек, 61 – имеют полную или частичную потерю слуха, 49 – относительно здоровы.
Для получения эмпирических данных были использованы нижеследующие методики.

  • Опросник Г. Айзенка по определению темперамента (EPI),измеряющий такие свойства личности как нейротизм и экстраверсию/интроверсию[4].
  • Тест самооценки характеристик эмоциональности Е.П. Ильина. Он предназначен для оценки выраженности различных характеристик: эмоциональной возбудимости, интенсивности эмоций, длительности эмоций, влияния эмоций на эффективность деятельности [2].

    При обработке данных применялись методы математической статистики: параметрический метод оценки достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена.

 

2 Особенности темперамента подростков с нарушением слуха

 

     В результате исследования темперамента (рисунок 1) выявлено, что подростки с нарушенным слухом обладают более высоким нейротизмом, чем здоровые сверстники(достоверно при p < 0,05).В целом их уровень нейротизма приближается к высокому, в то время как у здоровых он на среднем уровне. Данная тенденция проявляется вне зависимости от пола испытуемых.
     Результат по шкале экстраверсии находится в зоне средних значений у обеих категорий подростков. Определенную разницу можно увидеть лишь среди испытуемых женского пола. У здоровых девушек экстраверсия выше, чем у сверстниц с нарушенным слухом.

 


Рисунок 1 — Особенности темперамента у подростков с разной степенью
сохранности слуха.

 

Достоверные  (при p < 0,05) различия обнаруживаются между юношами и девушками с нарушением слуха. Испытуемые мужского пола имеют выраженную экстраверсию, в то время как у девушек она находится на среднем уровне. У здоровых сверстников подобной разницы не наблюдается.

Таким образом, студенты с нарушенным слухом обладают значительно выраженным нейротизмом. Экстраверсия же у них варьируется в зависимости от пола (у юношей выраженная, у девушек средняя).

 

3 Характеристики эмоциональности подростков с нарушением слуха

 

Исследование характеристик эмоциональности (рисунок 2) показывает в целом более низкую эмоциональность у испытуемых с нарушенным слухом. Особенно стоит отметить, что подростки данной группы демонстрируют меньшую интенсивность эмоций и менее выраженное отрицательное влияние эмоций на результаты деятельности, чем сверстники с нормальным слухом (достоверно при p < 0,05). При этом у девушек разница особенно значительна по шкале интенсивности эмоций, а у юношей – по шкале отрицательного влияния на результаты деятельности.
    Среди студентов с нарушением слуха обнаруживаются различия между испытуемыми разного пола. У девушек в значительно большей степени выражена длительность эмоций и отрицательное влияние эмоций на результаты деятельности (достоверно при p < 0,05). У здоровых подростков тенденция более высокой эмоциональности у девушек проявляется по шкалам возбудимости, интенсивности и длительности эмоций (достоверно при p < 0,05).

 


Рисунок 2 —  Результаты исследования характеристик эмоциональности.

 

    Обобщив, можно сказать, что испытуемые с нарушением слуха имеют невысокие показатели эмоциональности, при этом юноши менее эмоциональны, чем девушки.

4 Взаимосвязь качества жизни с особенностями эмоциональной сферы

 

 

Ранее нами было проведено исследование особенностей качества жизни подростков с нарушением слуха [6]. Для его реализации применялся опросник качества жизни SF-36. Данная методика дает оценку 8 составляющим качества жизни [1].

1) GeneralHealth (GH) – общее состояние здоровья - оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения.

2) PhysicalFunctioning (PF) – физическое функционирование, отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.).

3) Role-Physical (RP) - влияние физического состояния на ролевое функционирование (работу, выполнение будничной деятельности).

4) Role-Emotional (RE) - влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п.).

5) SocialFunctioning (SF) - социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение).

6) BodilyPain (BP) - интенсивность боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома.

7) Vitality (VT) - жизнеспособность (подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным).

8) MentalHealth (MH) - самооценка психического здоровья, характеризует настроение (наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций).

В заключении исследования были сделаны следующие выводы.

  • В целом у испытуемых выявлено среднее качество жизни, однако многие ощущают, что их физическое и эмоциональное состояние ограничивает их социальную активность.
  • Испытуемые с нарушением слуха оценивают свое качество жизни как более низкое преимущественно в отношении физического функционирования и  больше чувствуют негативное влияние физического и эмоционального состояния на социальную активность
  • Юноши чувствуют себя более энергичными и полными сил, чем девушки, также они чувствуют более низкое влияние своего эмоционального и физического состояния на физическую активность и выполнение повседневных дел.

Основываясь на его результатах можно осветить взаимосвязь характеристик эмоциональности, а также темперамента с качеством жизни.
Выявлены значимые отрицательные корреляции между нейротизмом и ролевым функционированием (связанным как с физическим состоянием, так и с эмоциональным). Испытуемые с высоким нейротизмом в большей степени испытывают ограничения в выполнении будничной деятельности в связи со своим физическим и эмоциональным состоянием. Эта закономерность наблюдается у здоровых испытуемых. У подростков с нарушением слуха нейротизм не связан с качеством жизни, зато обнаружены отрицательные корреляции между экстраверсией и общим здоровьем (r = - 0,892) и влиянием физического состояния на ролевое функционирование  (r = - 0,973). То есть глухие студенты с высокой экстраверсией менее удовлетворены своим состоянием здоровья и чувствуют более негативное влияние своего физического состояния на повседневную деятельность. Это можно объяснить тем, что подростки с высокой экстраверсией испытывают большую потребность в общении и, соответственно, тяжелее переживают ограничение социальной активности, связанное с заболеванием и заболевание в целом.
Таким образом, хотя нейротизм у глухих подростков выше, он не связан с качеством жизни, как у здоровых подростков. Зато есть явная взаимосвязь их качества жизни с экстраверсией.

Что касается характеристик эмоциональности у подростков с нарушением слуха, здесь прослеживается связь влияния эмоционального состояния на ролевое функционирование с длительностью эмоций(r = - 0,46). Другими словами, чем длительнее эмоциональные реакции у подростка, тем в большей степени он чувствует негативное воздействие эмоционального состояния на повседневную деятельность.

Витальность также оказывается связанной с длительностью эмоций(r = - 0,52).То есть подростки, чьи эмоциональные реакции более продолжительны, чувствуют себя в большей степени обессиленными, вялыми. У здоровых студентов качество жизни не связано с длительностью эмоций. Зато витальность имеет связь с такими характеристиками эмоциональности как возбудимость(r = - 0,583) и интенсивность эмоций(r = - 0,432). Чем меньше они выражены, тем более энергичными и полными сил чувствуют себя испытуемые.

Социальное функционирование имеет отрицательную корреляцию с эмоциональной возбудимостью(r = - 0,451). Можно сказать, что глухие подростки, у которых эмоции возникают легко и быстро, чувствуют себя более ограниченными в социальных контактах. Возможно, эмоциональная возбудимость делает таких подростков более ранимыми, что негативно сказывается на общении. У здоровых испытуемых социальное функционирование не связано с характеристиками эмоциональности.

У подростков с нормальным слухом дополнительно обнаружена отрицательная корреляция между психическим здоровьем и эмоциональной возбудимостью(r = - 0,541). Легкость и быстрота возникновения эмоций связаны с пониженным настроением, низким уровнем положительных эмоций.
Не имеют связи с характеристиками эмоциональности такие аспекты качества жизни как общее здоровье, физическое функционирование и интенсивность боли.
Можно заключить, что у испытуемых с нарушенным слухом качество жизни в наибольшей степени связано с такими характеристиками как длительность эмоций и эмоциональная возбудимость. Чем меньше они выражены, тем более полными сил, эффективными в повседневной деятельности и свободными в социальных контактах чувствуют себя подростки. Соответственно, компонентами качества жизни, взаимосвязанными с особенностями протекания эмоциональных реакция, являются социальное функционирование, витальность и ролевое функционирование.

У здоровых подростков с качеством жизни коррелируют возбудимость, интенсивность эмоций и влияние эмоций на эффективность деятельности. С характеристиками эмоциональности связаны такие компоненты качества жизни как витальность, психическое здоровье и ролевое функционирование. То есть, чем ниже эмоциональность, чем больше энергии, лучше настроение и легче осуществление повседневной деятельности.

 

Заключение

 

    Проведенное эмпирическое исследование позволило оценить особенности эмоциональности и темперамента подростков с нарушением слуха, а также проанализировать связь этих характеристик с различными компонентами качества жизни. Из полученных данных можно сделать следующие выводы.

  • Подростки с нарушением слуха демонстрируют более высокий уровень нейротизма, чем у здоровых сверстников.
  • Экстраверсия находится на среднем уровне, также как у подростков с нормальным слухом. Обнаруживаются значительные различия в зависимости от пола: юноши с нарушенным слухом более экстравертированны, чем девушки.
  • Студенты с нарушением слуха обладают в целом невысокой эмоциональностью, в особенности у них снижена интенсивность эмоций (у девушек) и влияние эмоций на эффективность деятельности (у юношей).  Также у девушек больше длительность эмоций и влияние эмоций на результаты деятельности.
  • У подростков с нарушением слуха наблюдается отрицательная корреляция качества жизни с экстраверсией, длительностью эмоций и эмоциональной возбудимостью. То есть рост этих характеристик связан с ухудшением качества жизни.
  • Среди различных компонентов качества жизни значительную связь с особенностями темперамента и эмоциональности имеют энергичность, социальное функционирование, возможность эффективно заниматься повседневной деятельностью и общая оценка состояния здоровья.

Литература

  1. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Методические рекомендации по организации программ профилактики хронических неинфекционных заболеваний: [Электронный документ].-(http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV/ Orgproga/p1.html)
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.  СПб: Питер, 2001
  3. Качество жизни отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения: монография / [Н. С. Стрелков] ; под общ. ред. Л. Ф. Молчановой ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО "Ижевская гос. мед. акад.", Каф. общественного здоровья, экономики и упр. здравоохранением ФПК и ПП.Ижевск: Ижевская гос. мед.акад., 2008
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербаческий и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. Спб.: Питер, 2007.
  5. Романова Е.С., Бершедова Л. И., Макшанцева Л. В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования// Системная психология и социология. 2013. №7. С. 26–35.
  6. Ротова Е.Е., Раздобаров Н.Д., Коган Б.М. Качество жизни подростков с нарушением слуха // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования.  Екатеринбург, 2013. №1. С. 89-95
  7.  Рыжов Б. Н., Белоусов А.С. Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора//Системная психология и социология. 2012,  №6. С. 48–54
  8. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни. Подходы, методы оценки, прикладные исследования. Москва: Институт психологии РАН, 2006.
  9. Шелехова Л. В. К вопросу о личностной парадигме в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006.  №4.  С.115-118.

 

 

References

 

  1. Gurevich G.K., Fabrikant E.G. Methodical recommendations to organization of a prevention of chronic noninfectious diseases. available at: http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/M/ORGZDRAV/ Orgproga/p1.html

  2. l'in E.P. Emotions and feelings. St. P., 2001. 749 p.

  3. The quality of life of individual age-sex, social and professional groups of the population. Monograph. [Strelkov N.S.]; edited by L.F. Molchanova. Izhevsk, 2008. 240 p.

  4. Practical manual of General, experimental, and applied psychology/ V.D. Balin, V.K. Gaida, V.K. Gerbacheskii, edited by A.A. Krylov, S.A. Manichev, St. P.: Reter, 2007. 559 p.

  5. Romanova E.S., Bershedova L. I., Makshanceva L. V. Primary aspects of the Federal State Education Standards (FSES) psycho-pedagogical maintenance in the secondary and higher education system// Systems psychology and sociology. M.: MCTTU, 2013. №7. P. 26-35

  6. Rotova E.E., Razdobarov N.D., Kogan B.M. Quality of life of hearing impaired adolesents// Special education. Ekaterinburg, 2013. №1 P. 89-95.

  7. Ryzhov B. N., Belousov A.S.  System peculiarities of motivation of people with serious  pathology of  visual analyzer// System psychology and sociology. M.:MCTTU, 2012. P. 48-54

  8. Savchenko T. N., Golovina G. M. Subjective quality of life. Approaches, assessment methods, applied research, M.: IPRAS, 2006. 168 p.

  9. Shelehova L. V. To the question about the personal paradigm in education// Bulletin of Adyghe state University. Adugei, 2006. №4. P. 115-118.