PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Валявко С. М. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал » 2014 №9 : Валявко С. М. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    Просмотров: 5028

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Валявко С. М.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена исследованию особенностей формирования психологического возраста старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности хронотопа у детей с дизонтогенетическим типом развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. 

Ключевые слова: дошкольники, самосознание, пол, возраст, хронотоп, паспортный возраст, психологический возраст, половозрастная идентификация, временная перспектива личности, общее недоразвитие речи.

 

THE STUDY OF OLDER PRESCHOOLERS’ PSYCHOLOGICAL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT


Valyavko S. M.
MCTTU, Moscow

 

This article is devoted to the features of preschool children’s psychological age formation with normal and impaired speech development. The study has shown the specific features of the chronotope of children with dysontogenesis in comparison to their normally developing peers

Key words: preschool children, self-consciousness, chronotop, psychological time of personality, age, life age, psychological age, age and sex identification, speech disorders.

 

Введение

 

 

Внастоящее времяпроблема формирования личностиявляется одной из наиболее актуальных в психологической науке. В структуре самосознания личности выделяется особое его звено – осознание себя во времени, которое представляет собой существование личности в её собственном психологическом времени (в её прошлом, настоящем и будущем), что дает ей возможности строить перспективу собственной жизни, осознавать себя в широком социально-историческом контексте. Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П.Жане, Ш.Бюллер, К.Левина, С.Я.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева и др.

В психологии подчёркивается динамичность формирования самосознания, которое связано со временем существования человека – психологическим временем личности [8,13,14, 15]. Данные последних исследований свидетельствуют о динамике хронотопа и несоответствии хронологического и психологического возраста в отдельные возрастные периоды развития [18, 19, 20, 22]. Изменение субъективного времени влияет на динамику психологического возраста, который включает в себя различные компоненты – представления о своём имени, возрасте, половых и телесных особенностях и т.д.[1, 2, 7, 17, 21, 24].

Для лиц с недостатками развития кроме моментов, указанных выше, актуальными становятся представления не только о своем нарушении, но и о перспективах собственного развития. Поэтому важно понять, когда и как начинают формироваться представления о себе и жизненном пути человека, какие существуют особенности психологического возраста. Особенно важным является изучение данного компонента самосознания у детей с различными видами дизонтогенеза, в частности, у дошкольников, которые впервые включаются в процесс социализации. По результатам теоретического поиска эта проблема представляется мало изученной [6, 11, 12, 23]

 

 1 Организация исследования

 

Гипотезой настоящего исследования выступило положение о своеобразии онтогенеза психологического возраста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Экспериментальную группу составил 391 ребенок с верифицированным заключением «ОНР III уровня» (средний паспортный возраст-5 лет 8 мес.) а 100 дошкольников с нормальным развитием вошли в контрольную группу (их средний паспортный возраст 5 лет 7 мес.). Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения г. Москвы. Исследование проводилось в 2010-2012 гг.

Для изучения заявленной проблемы использовались следующие методики: «Половозрастная идентификация» Н.Л.Белопольской, «Рисунок человека» (по А.Л.Венгеру) и методика «Дорожки» Е.Фокиной [4]. Эти методики были адаптированы специально для дошкольников с нарушенным речевым развитием. В методике «Половозрастная идентификация» для детей с ОНР внесены изменения в содержание беседы на втором этапе исследования. Учитывая недостаточность речевого развития при ОНР, упростили лексико-грамматическую структуру вопросительных предложений для лучшего понимания детьми с речевым дефектом. С целью получения сведений о возможных, с точки зрения ребёнка, изменениях его речевой функции в будущем были добавлены следующие вопросы: «Ещё раз посмотри на эти картинки и скажи, каким ты бы хотел быть? • Почему ты хотел бы таким быть? • Какой дядя, чем он может заниматься, как он говорит? • Умеет ли мальчик говорить? • Ты говоришь лучше или хуже его? • Боится ли мальчик говорить? • Его хвалят, когда он говорит? • Этот мальчик уже хорошо говорит или нет? • Ему надо учиться говорить? • Хочет ли он разговаривать? С кем? • Хочет ли он всё выговаривать? Что у него не получается?»

Для того чтобы адекватно проанализировать полученные результаты, были введены баллы, которые отражают степень сформированности обобщённого полового и половозрастного образа. В случае, если ребёнок правильно выполняет задание, т.е. полностью идентифицирует себя по полу и возрасту, то данному результату присваивают 2 балла. В ситуации, когда ребёнок верно относит себя лишь к полу, его ответ оценивают в 1 балл (частично сформированной ПВИ) и в случае, когда ребёнок не справился с заданием (ПВИ не сформирована), и он получает 0 баллов.

В методике «Дорожки» для удобства ориентации ребёнка на бланке, были добавлены горизонтальные линии, которые отделяют дорожки друг от друга. При использовании авторского тестового бланка замечено, что дети с ОНР теряют нужную «дорожку» и начинают путать их местами, что затрудняет как проведение диагностики, так и интерпретацию результатов. Но даже после добавления дополнительных линий на бланк видно, что испытуемые стараются либо пальцем, либо карандашом соотносить дорожки с определённым человеком.


2 Результаты исследования и их обсуждение

 

В ходе проведения исследования в экспериментальной группе ОНР старшего дошкольного возраста с помощью методики «Половозрастная идентификация» были получены следующие результаты (таблицу 1).


Таблица 1         
Сформированность половозрастной идентификации


Дошкольники

Не сформирована

Частично сформирована

Полностью сформирована

ОНР

17%

53%

30%

Норма

8%

23%

69%

 

Как видно из полученных данных, уровень сформированности ПВИ по выборке старших дошкольников с ОНР в 2 раза ниже по сравнению с нормой. Существует ли специфика формирования половозрастной идентификации при ОНР и в чем она заключается? В качестве реальной возрастной позиции дошкольники с ОНР указывали школьный возраст, т.е. выбирали картинку с изображением школьника; других вариантов частичного формирования ПВИ выявлено не было. Это может быть  обусловлено тем, что большинство детей старших и подготовительных групп достаточно рано начинают посещать классы по подготовке к школе, где вовлекаются в учебную деятельность, где используется школьная атрибутика и лексика, а также детской ориентацией на внешние признаки (наличие ранца, куртки и т.д.). Все это дает им основание считать себя не дошкольниками, а школьниками. Дети аргументируют свой выбор следующими высказываниями: «У меня есть такой же рюкзак», «Я тоже хожу в школу», «Мама записала меня в подготовительный класс» и т.д. В связи с этим практически у дошкольников 5-7 лет с ОНР формируется представление о своей возрастной позиции – они считают себя школьниками.

Также в ходе исследования было выявлено, что наименее привлекательной возрастной категорией для дошкольников с ОНР 5- 6 лет является пожилой возраст, т.к. они в 66,7 % случаев выбирали в качестве непривлекательного образа картинку с изображением старика. Данный факт обусловлен тем, что дети в своих выборах ориентировались на внешние признаки пожилых людей: наличие трости, седых волос, одежды приглушенных тонов. Наиболее часто выборы были аргументированы следующим образом: «Плохо видит», «Ходит с палочкой», «Седой совсем», «Ходит не очень» и т.д. Школьный возраст и средний возраст в качестве непривлекательного были указаны лишь в 9,5 % случаев соответственно; младенческий возраст был отмечен в 11,9 % случаев; ни один из участников эксперимента не указал свой возраст в качестве непривлекательного, и лишь 3,4 % дошкольников с ОНР отнесли юношеский возраст к непривлекательным.

При выборе самой привлекательной возрастной категории чаще всего старшие дошкольники с ОНР указывали на картинку с изображением юноши или девушки (данные выборы встречались в 31% случаев), также весьма привлекательными, на их взгляд, является младенческий и школьный возраст (частота встречаемости выборов 26,2%). Наиболее привлекательным для части детей (14,2%) оказался средний возраст (мужчина или женщина). Наименее привлекательными для этих детей является их актуальный возраст (частота встречаемости данных выборов 2,4 %) и старческий возраст (2,4% случаев).

При качественном анализе ответов детей было выявлено, что все персонажи, которые относились к категории привлекательного образа (младенец, школьник, юноша), по их мнению, абсолютно не имели проблем с речью - и младенцы, и школьники - все говорят правильно, свободно чувствуют себя в ситуации публичных монологических высказываний, не имеют проблем с чтением и письмом. Так же дети отмечали, что в дальнейшем никто из этих персонажей не будет учиться или ходить на работу; все, что они будут делать – играть, гулять и т.д. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что старшие дошкольники с ОНР не способны соотнести содержание возраста с деятельностью, которая осуществляется в этот период, а, следовательно, и принять специфические особенности, присущие каждой возрастной позиции.

Полученные результаты позволяют предположить, что несформированность временной перспективы и половозрастной идентификации, выявленная в настоящем исследовании у старших дошкольников с ОНР, влияет и на осознание речевого дефекта (это осознание происходит в диапазоне 20,4% - 50% случаев), а также на возможности прогноза влияния наличия дефекта на картину будущего [9]. Для сравнения - лишь 30% глухих дошкольников понимают, что являются глухими, и лишь 5% глухих детей осознают, что в будущем останутся не слышащими [12]. Анозогнозия дефекта у детей с нормальным интеллектом, по нашему мнению, свойство возраста.

Исследование в контрольной группе показало, что у большинства дошкольников без речевого дефекта (69% случаев) идентификация по полу и возрасту полностью сформирована. Частичная ПВИ имела место в 23% случаев, а несформированная ПВИ отмечалась лишь у 8% нормально развивающихся детей. Наиболее непривлекательной возрастной позицией дошкольники без речевых недостатков, так же как и их сверстники с ОНР, считают старческую (93,3%), в меньшей степени младенческую (6,7%) позиции. Эти ранги обусловлены тем, что детям не нравятся внешние атрибуты данного возраста (трость, очки, некрасивая одежда и т.д.).

В качестве наиболее привлекательных возрастов дошкольники выбирают период юности. Зачастую, дети выбирают картинки с изображениями юноши и девушки, опять руководствуясь лишь внешностью персонажей. «Красивые волосы», «Красивый цветок у девушки» и т.д. наиболее частые объяснения при выборе карточки.

Сравнение 5 и 6 летних дошкольников с ОНР показало некоторые различия. В возрасте 5 лет ПВИ не сформирована у 19% детей, частично сформирована у 32%, полностью сформирована в 49% случаев. В 6 лет при ОНР идентификация по полу и возрасту не сформирована у 15% дошкольников, сформирована частично у 32 % детей, полностью в 53% случаев.

Обобщая данные, можно судить о том, что психологическому возрасту старших дошкольников с ОНР и старших дошкольников с нормальным развитием присущ ряд идентичных черт: феномен негативного отношения к взрослению, особенно ярко проявляющиеся в неприятии старческой возрастной позиции. Эти черты также присущи дошкольникам с ЗПР [6, 23]. По данным Ю.З. Замалетдиновой у глухих дошкольников отмечается несформированность эмоционального отношения к возрастным группам: они достаточно часто отказываются делать выбор в категории «привлекательный - непривлекательный возраст»[12].

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» была получена на основе одновременного учета, как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей. В изучаемых группах были получены следующие результаты (рисунок 1).

 


Рисунок  1 — Распределение дошкольников по оценке уровня умственного возраста.


     Из анализа этих данных следует, что наиболее часто встречающееся количество баллов у дошкольников с ОНР находится в диапазоне 13-15 баллов, что по критерию оценки умственного развития соответствует возрастному периоду 5;1 - 6;0лет. Средний паспортный возраст испытуемых с ОНР составил 5 лет 8 месяцев, т.е. у дошкольников с ОНР умственный возраст соответствует паспортному. В ходе количественного анализа результатов, полученных по методике «Рисунок человека», в контрольной группе (норма развития) чаще всего количество полученных баллов лежит в диапазоне 18-23 балла. Это по критерию оценки умственного развития соответствует возрастному периоду 6;1 – 7;0, в то время как их средний паспортный возраст составляет 5 лет 7 месяцев.

 


Рисунок 2 —  Проверка гипотез о разности двух выборок по U критерию Манна-Уитни методика «Рисунок человека».

 

Представленная на рисунке 2 проверка гипотез с помощью U-критерия Манна-Уитни на наличие (отсутствие) достоверных различий между данными экспериментальной и контрольной групп различий показала, что существуют статистически значимые различия между двумя изучаемыми группами (при U=63)
В ходе качественного анализа рисунков детей было выявлено две тенденции в описании ребенком нарисованного человека:

  1. присвоение персонажу гораздо более старшего возраста (17; 26 лет)
  2. присвоение персонажу гораздо более младшего возраста (1 год, 3 года и т.д.)

Создается впечатление, что дети произвольно называют количественный показатель возраста. И опять все персонажи, о которых говорят, не имеют речевого дефекта, и в 3 года и в 26 лет имеют хорошую речь, правильно произносят все звуки и бегло читают. При анализе результатов исследования детей экспериментальной группы, полученных с помощью методики «Дорожки», были получены следующие результаты (рис.3). У большинства дошкольников с ОНР(69%) сформирован положительный «Образ - Я», лишь у 31% детей этот образ имеет негативную окраску. В контрольной группе получены практически аналогичные результаты.

 


Рисунок  3 — Распределение детей по показателю принятия себя.


Следовательно, принятие себя как у старших дошкольников с ОНР, так и старших дошкольников с нормальным развитием не имеет качественных различий.


Выводы

  1. В исследовании половозрастных особенностей старших дошкольников с ОНР возникла необходимость в адаптации диагностических методик, которая и была осуществлена.
  2. Особенности идентификации себя с половозрастным образом близки у старших дошкольников с ОНР и старших дошкольников с нормальным развитием, в отличие от их сверстников с ЗПР и ДЦП, для которых характерна нечеткость представлений о себе. На лицо проявление общих модально-неспецифических закономерностей развития половозрастной идентификации.
  3. Выявлен феномен негативного отношения к взрослению, характерный для группы дошкольников с ОНР, выявленный ранее у дошкольников с ЗПР и ДЦП, что позволяет сделать предположение о наличие специфических особенностей формирования психологического возраста у лиц с разными видами дизонтогенеза, в отличие от глухих детей, которые не могут выделить категорию «непривлекательного возраста»
  4. Статистически подтверждено, что у старших дошкольников с ОНР по показателям умственного развития существуют достоверные различия от старших дошкольников с нормативным развитием. Выборка детей с ОНР по своим интеллектуальным возможностям соответствовала хронологическому возрасту, в то время как нормально развивающиеся дети опережают свой паспортный возраст по интеллектуальному развитию как минимум на полгода.
  5. В старшем дошкольном возрасте процесс идентификации с полом и возрастом не зависит от степени принятия себя и формирования положительного или отрицательного «Образа-Я».
  6.  Возникает впечатление, что при ОНР существует относительная независимость разных составляющих личностного развития.

Таким образом, можно утверждать, что гипотеза о своеобразии психологического возраста старших дошкольников с ОНР была подтверждена.
Особое значение в формировании структуры самосознания личности имеет её психологическое время. Психологическая практика нуждается в разработке диагностических средств выявления закономерностей развития в психологическом времени личности и временной перспективы. В настоящее время нет специальных программ психолого-педагогического сопровождения, способствующих формированию самосознания дошкольников с дизонтогенезом. В дошкольном возрасте складываются важные элементы, составляющие структуру самосознания: половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности, и ее временная перспектива и потому необходимость таких программ для профилактики возможных нарушений формирования составляющих половозрастную идентификацию очевидна.

 

Литература

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире //Вопросы психологии. 2002. №1. С.3 -15.
  2. Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие. // Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Пер. с англ. / Под ред. Е.Р.Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: принцип общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С. 366-375.
  4. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006.
  5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2009.
  6. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: 1999.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ./ Под ред. Пилиповского В.Я. М.: Прогресс, 1986.
  8. Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дис…канд…психол. наук. М.: 1990.
  9. Валявко С.М. Особенности мотивационной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи. Монография.  М.: Спутник-плюс, 2009.
  10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос Пресс, 2007.
  11. Дмитриева Е.Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с детским церебральным параличом. Автореф.дисс. канд.психол. наук. Томск, 2006.
  12. Замалетдинова Ю.З. Психологический возраст в структуре самосознания глухих и слышащих детей 6-8 лет: Автореф…дис. …канд. психол. наук. М.: 2008.
  13. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологическое время личности.  М.: Смысл, 2008.
  14. Кроник А.А. Психологический возраст и развитие личности//Социально-психологическое и нравственное развитие личности. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1988.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Академия, 1998.
  16. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.  Речь, 2008.
  17. Прозументик О.В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте. Автореф. дисс. … канд.пед. наук.  М.:1999.
  18. Семенова Т.С. Соотношение хронологического и психологического возраста при диагностике готовности к школе // Вопросы психологии. 2012. №2. С. 18-22
  19. Cеменова Л.Э. Проявление гендерной субъективности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием. Нижний Новгород, 2009.
  20. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза. Нижний Новгород, 2009.
  21. Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб.  М.: Владос, 2003.
  22. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности:культурно-исторической подход: Автореф. дисс. …доктора психол…наук.  М.: 2010.
  23. Шевченко А.В. Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. … канд. психол.наук. Иркутск, 2008.
  24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. Пер. Меленевской С., Викторовой Д. СПб.: Питер, 2002.

 

References

 

1.   Abramenkova V. V.  Social psychology of childhood in the context of the child's relationship to the world / / Questions of psychology. 2002 . № 1. P.3 -15 .

2.   Archer J. Sex roles in childhood: the structure and development. / / Childhood and the present perfect . Collection of works by Western scholars. Lane. from English. / Ed. E.R.Slobodskoy . Novosibirsk: Siberian chronograph , 1999 .

3.   Asmolov A. G. Personality Psychology: general psychological principle analysis. M.: Smysl,  2001. P. 366-375 .

4.  Belobrykina O. A. Diagnostics development of consciousness in childhood. St.P.: Speech , 2006.320 p.

5.   Belopol'skaya N.L. Sex and age identification . Technique to study the children's identity. M. Kogito-Center, 2009. 24 p.

6.  Belopol'skaya N.L. Psychological diagnostics personality of children with mental retardation . M., 1999 .

7.   Burns R. The development of self-concept and education. Lane. with Engl. / Ed. Pilipovskogo V.Y. M.: Progress Publishers , 1986. 422 p.

8.  Valitova I. E.  Psychological characteristics of self-awareness over time in the preschool and early school age. Author. dis ... cand ... psychol. Sciences . M.: 1990 .

9.   Valyavko S. M. Features of motivational sphere of preschool children with general speech underdevelopment . Monograph. Moscow: Sputnik- plus, 2009 .

10. Wenger A.L. Psychological drawing tests. M.: Press, 2007. 160 p.

11. Dmitrieva E.N. Features temporal perspective of children and adolescents with infantile cerebral paralysis. Avtoref.diss . kand.psychol . sciences . Tomsk, 2006 .

12. Zamaletdinova Yu.Z. Psychological age structure of consciousness in deaf and hearing children of 6-8 years , Cand ... dis. ... Cand. psychol. Sciences . M.: 2008.

13. Kronik A.A., Golovakha E. I. Psychological time personality. M.: Meaning, 2008 .

14. Kronik A.A. Psychological age and personal development / / Socio- psychological and moral development of the individual. Moscow: Institute of Psychology, Academy of Sciences of the USSR , 1988.

15. Mukhina V.S. Developmental psychology : phenomenology of childhood, adolescence. A Textbook for stud. Universities. M.: Academy, 1998. 456 p.

16. Nasledov A.D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data. St.P.: Speech, 2008. 392 p.

17. Prozumentik O.V. Formation of sexual identity in the high school age. Author. diss . ... Kand.ped . Sciences. M.: 1999.

18. Semenova T.S. Ratio of chronological and psychological age at diagnosis of readiness for school / / Questions of psychology. 2012. №2. P. 18-22

19. Semenova L.E. Manifestations gender subjectivity in the context of personal formation of children with normal mental development and problematic. Monograph. Nizhny Novgorod : NGPU 2009. 121 p .

20. Semenova L. E. Formation of the child as the subject of gender on the early stages of ontogenesis - and dizontogeneza . Monograph. Nizhny Novgorod : NGPU 2009. 308 p.

21. Smirnova E.O. Kinderpsychologie. Textbook. M.: 200. 368 p .

22. Thick N.N. Development of personality time perspective: cultural-historical approach : Author. diss . Doctor of psychol ... ... ciences. M.: 2010.

23. Shevchenko A.V. Features of consciousness and the conditions of its formation in preschool children with mental retardation. Dis . ... cand. psychol. Sciences . Irkutsk, 2008.

 

24. Hjelle L, Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research and Applications. Lane. Melenevskaya S.,  Viktorova D. St.P.: Peter, 2002 .

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это понятие, объединяющее разные сложные недостатки речевого развития, которые проявляются в системных нарушениях формирования всех компонентов (сторон) системы речи-фонетико-фонематического, лексического и грамматического – при отсутствии недостатков слуха и нарушений умственного развития [8].