Просмотров: 3732
Московский городской педагогический университет
Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 1 (9) 2014
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223 -6880
Москва 2014
Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2014. № 1 (9). 154 с.
ISSN 2223-6880
Редакционная коллегия
Романова Евгения Сергеевна (главный редактор), Рыжов Борис Николаевич (зам. главного редактора) Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович, Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна, Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна, Тюков Анатолий Александрович
Редакционный совет
Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва), Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва), Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород), Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва), Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва), Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь), Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург), Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.
Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №22/49 от 25.05.2012 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Учредитель: Московский городской педагогический университет
Подписной индекс издания: 83333
Зав. редакцией Чибискова О.В. Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.
Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27 Тел. +7 495 612 6716 E-mail: info@systempsychology.ru
Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г http://www.systempsychology.ru
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
|
||
Просмотров: 3271
Теория и метод системной психологии
Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций Семаго М.М. Моделирование психического развития в энтропийно-негэнтропийном подходе
Психологические исследования
Романова Е.С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П.. Психологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов ВУЗа. Ефимова И. Н. Роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания Валявко С. М. Изучение психологического возраста старших дошкольников с общим недоразвитием речи Кожинова О. В., Грабовский А. И., Чибискова О. В. Экспериментальное исследование профессиональной направленности учащихся с различной психической работоспособностью Доний Е. Е., Коган Б. М., Раздобаров Н. Д. Взаимосвязь качества жизни и особенностей личности у студентов с нарушением слуха Баулина М. Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников Шагидаева А. Б. Мотивация пожилых: роль возраста, региона и места проживания Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод специальной психологической коррекции личности подростков Калиш И. В. Арт-терапия в системе методов психологического консультирования студентов Морозова Т. Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте Сабанин П. В. Особенности развития мышления у городских и сельских младших школьников
Социологические исследования
Васильев И. А. Системный подход к определению уровня заинтересованности респондентов Демченко Т. С. Система показателей оценки эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования
Информация
Правила для авторов
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2014, № 1 (9)
Contens
Theory and method of Systems Psychology
Romanova E.S., Ryzhov B.N. The history of psychology from the system point of view Semago M.M. Psychic development modelling in entropic-negentropy approach
Psychological researches
Romanova E.S., Bershedova L.V., Rychikhina E.N., Nabatnikova L.P. Psychological aspects of self-guided work activation for students of a higher education institution Efimova I.N. The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout Valyavko S.M. The study of older preschoolers’ psychological age with general speech underdevelopment Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V. The study of professional orientation in students with different types of psychic work capacity Dony E.E., Kogan B.M. Razdobarov N. D. Interrelation between a life quality and personal characteristics in students with hearing impairments Baulina M.E. Systemic approach to the analysis of written speech disorders in childhood Lvova S.V. Age features of the cognitive needs development and motivation of studying in schoolchildren Shagidaeva A.B. Motivation elderly: the role of age, region and place of residence Kryzhanovskaya L.M. Art psychology, performing art as a method of special psychological correction of personality in adolescents Kalish I.V. Art therapy in the system of methods of psychological counseling of students Morozova T.U. A study of coping behavior peculiarities in young adulthood Sabanin P.V. Features of thinking development in younger school students of urban and rural areas
Sociological researches
Vasiljev I.A. Systemic approach to the defining of the level of interest in respondents Demchenko T.S. The system of indicators for the assessment of efficiency of civil society structure under informal social higher educational control
Information Author guidelines Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2014, №1 (9) |
||
Просмотров: 5642
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ Романова Е.С., Рыжов Б.Н.
Статья посвящена изложению взгляда на исторический процесс и закономерности развития психологии с позиций системной психологии, а также исследованию с системных позиций логики формирования и научного значения основных теорий психологии со времен античности до начала ХХ века.
THE HISTORY OF PSYCHOLOGY FROM THE SYSTEM POINT OF VIEW
Romanova E. S., Ryzhov B. N.
|
||
Просмотров: 4857
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭНТРОПИЙНО-НЕГЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ
Семаго М.М
В статье предложен подход к моделированию психического развития с позиции оценки его негэнтропийного состояния. Приводятся модельные математические выражения для обобщенной оценки потенциала психического развития. Описывается геометрическая модель взаимодействия образовательной среды и развивающегося ребенка, определяются граничные критерии их гармоничного взаимодействия. Дается геометрическая интерпретация понятия «зона ближайшего развития». Анализируется возможность построения диагностикумов на основе модифицированного уравнения И.Пригожина с использованием конусной модели психического развития.
PSYCHIC DEVELOPMENT MODELLING IN ENTROPIC-NEGENTROPY APPROACH
In this article a new approach to the psychic development modelling from the point of its negentropy state estimation is suggested. Mathematical formulas are presented for measurement of psychic potential development. Also the geometric model of interaction between educational environment and the developing child is described, in which some boundary criteria of their harmonious interaction are defined. The geometric interpretation to the term "next developing zone" is done. The possibility of construction of diagnosis on the basis of I.Prigozhin's modified model with use of conical model of psychic development is analyzed. |
||
Просмотров: 554782
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П.
В статье обозначена проблема психологических основ активизации самостоятельной работы студентов вуза. Рассматриваются характеристики самостоятельной работы и их психологические основания. Акцентируется внимание на особенностях субъект-субъектного и субъект-объект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, уделяется внимание роли кураторов, тьюторов и академических консультантов в организации самостоятельной работы, а также вопросам ее психологического сопровождения.
PSYCHOLOGICAL OF SELF-GUIDED WORK
Romanova E.S., Bershedova L. I., Rychikhina E. N., Nabatnikova L. P.
In the article the light is focused on the problem of psychological basics of self-guided work activation for students of a Higher Education Institution. The characteristics of self-guided work are considered as well as their pcychological foundations. The emphasis is placed on special features of actor-to-actor and actor-subject-actor interaction between tutors and students; on the role of curators, tutors and academic consultants in the matter of establishment of self-guided work; as well as on the issues of psychological monitoring of the said work.
|
||
Просмотров: 234849
РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ
Ефимова И.Н
В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано что влияние на степень родительского выгорания имеют место витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.
The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout Efimova I.N.
The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent’s systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent’s burnout is shown. Connection between motivation profile and parent’s burnout’s features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent’s achievements) has complicated nonlinear nature. |
||
Просмотров: 7291
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена исследованию особенностей формирования психологического возраста старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности хронотопа у детей с дизонтогенетическим типом развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
THE STUDY OF OLDER PRESCHOOLERS’ PSYCHOLOGICAL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
This article is devoted to the features of preschool children’s psychological age formation with normal and impaired speech development. The study has shown the specific features of the chronotope of children with dysontogenesis in comparison to their normally developing peers |
||
Просмотров: 3924
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ
Кожинова О.В., Грабовский А.И.,Чибискова О.В.
THE STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF PSYCHIC WORK CAPACITY
Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V.
The opportunity of professional orientation formation in students in different stages of school learning by defining their type of psychic work capacity is discussed. The results of the study of basic systems components dynamics of psychic work capacity in cadets and students of the secondary schools are presented.
|
||
Просмотров: 4129
ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS
Dony E.E., Kogan B.M.
This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features. |
||
Просмотров: 13687
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Баулина М. Е.
Статья посвящена анализу современных подходов к классификации детских дисграфий. Рассматриваются отличия нейропсихологического и логопедического подходов к нарушениям письменной речи. Подчеркивается необходимость системного подхода к анализу дисграфий, который должен базироваться на нейропсихологической диагностике состояния высших психических функций ребёнка. Предлагается модель классификации дисграфий, включающей все типы расстройств письменной речи, встречающиеся в литературе. Ключевые слова:письменная речь,дисграфия, нейропсихологический анализ, структурно-функциональный блок, системный подход.
SYSTEMIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF WRITTEN SPEECH DISORDERS IN CHILDHOOD
Baulina M. E. MCTTU, Moscow
The article is devoted to analysis of the modern approaches to the classification of children's dysgraphia. The differences between neuropsychological and logopedic approaches to written speech disorders are examined. The necessity of a systemic approach to the dysgraphia analysis is emphasized, which should be based on the neuropsychological diagnostics of a child’s higher mental functions condition. A model of dysgraphia classification is proposed, including all types of written speech disorders, mentioned in the literature. |
||