PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2014 №9 : Титульный лист №9

  Просмотров: 2451

 

Московский городской педагогический университет 

 

 Всероссийское периодическое издание 

 

 

 

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

Системная психология

 и социология

 

 

№ 1 (9) 2014

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2014

 

 

 


Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2014. № 1 (9). 154 с.

 

 

 

ISSN 2223-6880

 

 

Редакционная коллегия

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

Рыжов Борис Николаевич (зам. главного редактора)

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

Тюков Анатолий Александрович

 

 

Редакционный совет

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

 Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №22/49 от 25.05.2012 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

Подписной индекс издания: 83333

 

Зав. редакцией Чибискова О.В.

Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.

 

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

Тел. +7 495 612 6716

E-mail: info@systempsychology.ru

 

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

 

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г http://www.systempsychology.ru       

 

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Содержание номера 9

  Просмотров: 2020

Теория и метод системной психологии

 

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций

Семаго М.М. Моделирование психического развития в энтропийно-негэнтропийном подходе

 

Психологические исследования

 

Романова Е.С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П.. Психологические аспекты активизации самостоятельной работы студентов ВУЗа.

Ефимова И. Н. Роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания

Валявко С. М. Изучение психологического возраста старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Кожинова О. В., Грабовский А. И., Чибискова О. В. Экспериментальное исследование профессиональной направленности учащихся с различной психической работоспособностью

Доний Е. Е., Коган Б. М., Раздобаров Н. Д. Взаимосвязь качества жизни и особенностей личности у студентов с нарушением слуха

Баулина М. Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте

Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников

Шагидаева А. Б.  Мотивация пожилых: роль возраста, региона и места проживания

Крыжановская Л.М. Артпсихология, театральное искусство как метод специальной психологической коррекции личности подростков

Калиш И. В. Арт-терапия в системе методов психологического консультирования студентов

Морозова Т. Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте

Сабанин П. В. Особенности развития мышления у городских и сельских младших школьников

 

Социологические  исследования

 

Васильев И. А.  Системный подход к определению уровня заинтересованности респондентов

Демченко Т. С. Система показателей оценки эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования

 

Информация

 

Правила для авторов

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2014, № 1 (9)

 

   

Contens

 

Theory and method of Systems Psychology

 

Romanova E.S., Ryzhov B.N. The history of psychology from the system point of view

Semago M.M. Psychic development modelling in entropic-negentropy approach

 

Psychological researches

 

Romanova E.S., Bershedova L.V., Rychikhina E.N., Nabatnikova L.P.  Psychological aspects of self-guided work activation for students of a higher education institution

Efimova I.N. The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout

Valyavko S.M. The study of older preschoolers’ psychological age with general speech underdevelopment

Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V. The study of professional orientation in students with different types of psychic work capacity

Dony E.E., Kogan B.M. Razdobarov N. D. Interrelation between a life quality and personal characteristics in students with hearing impairments

Baulina M.E. Systemic approach to the analysis of written speech disorders in childhood

Lvova S.V. Age features of the cognitive needs development and motivation of studying in schoolchildren

Shagidaeva A.B. Motivation elderly: the role of age, region and place of residence

Kryzhanovskaya L.M. Art psychology, performing art as a method of special psychological correction of personality in adolescents

Kalish I.V. Art therapy in the system of methods of psychological counseling of students

Morozova T.U.  A study of coping behavior peculiarities in young adulthood

Sabanin P.V. Features of thinking development in younger school students of urban and rural areas

 

Sociological researches

 

Vasiljev I.A. Systemic approach to the defining of the level of interest in respondents

Demchenko T.S. The system of indicators for the assessment of efficiency of civil society structure under informal social higher educational control

 

Information

Author guidelines

Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2014, №1 (9)


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Романова Е.С., Рыжов Б.Н. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ

  Просмотров: 2926

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ С СИСТЕМНЫХ ПОЗИЦИЙ

Романова Е.С., Рыжов Б.Н.
МГПУ, Москва

 

Статья посвящена изложению взгляда на исторический процесс и закономерности развития психологии с позиций системной психологии, а также исследованию с системных позиций логики формирования и научного значения основных теорий психологии со времен античности до начала ХХ века.
Ключевые слова: система, структура связей, психологическая теория, гносеологическая традиция, эмпирическое и теоретическое знание, горизонтальные и вертикальные связи.

 

THE HISTORY OF PSYCHOLOGY FROM THE SYSTEM POINT OF VIEW

 

Romanova E. S., Ryzhov B. N.
MCTTU, Moscow

 


The historical process as well as the regularities of development of psychology as a science are suggested to be considered under the point of systems psychology in this article. Also the scientific values of basic psychology theories from the ancient times to the beginning of the twentieth century from the points of systems psychology views are shown.
Key words: system, the structure of connections, psychological theory, the epistemological tradition, empirical and theoretical knowledge, horizontal and vertical connections.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Семаго М.М. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭНТРОПИЙНО-НЕГЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ

  Просмотров: 2784

                              МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭНТРОПИЙНО-НЕГЭНТРОПИЙНОМ ПОДХОДЕ

 

Семаго М.М
МГППУ, Москва

 

В статье предложен подход к моделированию психического развития с позиции оценки его негэнтропийного состояния. Приводятся модельные математические выражения для обобщенной оценки потенциала психического развития. Описывается геометрическая модель взаимодействия образовательной среды и развивающегося ребенка, определяются граничные критерии их гармоничного взаимодействия. Дается геометрическая интерпретация понятия «зона ближайшего развития». Анализируется возможность построения диагностикумов на основе модифицированного уравнения И.Пригожина с использованием конусной модели психического развития.
Ключевые слова: математическая модель психического развития, негэнтропия, категории синергетики, конусная геометрия, зона ближайшего развития, граничные условия психолого-педагогического сопровождения, диагностический инструментарий.

 

PSYCHIC DEVELOPMENT MODELLING IN ENTROPIC-NEGENTROPY APPROACH


Semago M.M.
MGPPU, Moscow

 

In this article a new approach to the psychic development modelling from the point of its negentropy state estimation is suggested. Mathematical formulas are presented for measurement of psychic potential development. Also the geometric model of interaction between educational environment and the developing child is described, in which some boundary criteria of their harmonious interaction are defined. The geometric interpretation to the term "next developing zone" is done. The possibility of construction of diagnosis on the basis of I.Prigozhin's modified model with use of conical model of psychic development is analyzed.
Key words: Mathematical model of psychic development, negentropy, synergetrics, conical geometry, zone of the next development, boundary conditions of psychology and pedagogical maintenance, diagnostic tools.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  Просмотров: 3573

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 

Романова Е.С., Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н., Набатникова Л.П.
МГПУ,Москва

 

В статье обозначена проблема психологических основ активизации самостоятельной работы студентов вуза. Рассматриваются характеристики самостоятельной работы и их психологические основания. Акцентируется внимание на особенностях субъект-субъектного и субъект-объект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, уделяется внимание роли кураторов, тьюторов и академических консультантов в организации самостоятельной работы, а также вопросам ее психологического сопровождения.
Ключевые слова: самостоятельная работа, субъект деятельности, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-объект-субъектное взаимодействие, психологическое сопровождение.

 

PSYCHOLOGICAL   OF  SELF-GUIDED  WORK
ACTIVATION  FOR  STUDENTS  OF A HIGHER  EDUCATION  INSTITUTION

 

Romanova E.S.,  Bershedova L. I., Rychikhina E. N., Nabatnikova L. P.
MCTTU, Moscow

 

In the article the light is focused on the problem of psychological basics of self-guided work activation for students of a Higher Education Institution. The characteristics of self-guided work are considered as well as their pcychological foundations. The emphasis is placed on special features of actor-to-actor and actor-subject-actor interaction between tutors and students; on the role of curators, tutors and academic consultants in the matter of establishment of self-guided work; as well as on the issues of psychological monitoring of the said work.
Key words: self-guided work, actor, actor-to-actor interaction, actor-subject-actor interaction, psychological monitoring.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Ефимова И.Н РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ

  Просмотров: 3065

РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПРОФИЛЯ МОТИВАЦИИ В РАЗВИТИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЫГОРАНИЯ

 

Ефимова И.Н
Государственная классическая академия им. Маймонида, Москва

 

В статье приводятся результаты эмпирического исследования связи особенностей системного профиля мотивации родителей и степени их родительского выгорания. Показано что влияние на степень родительского выгорания имеют место витальной и нравственной мотивации в системном профиле мотиваций. Связи мотивационного профиля и показателей родительского выгорания (эмоционального истощения деперсонализации и редукции родительских достижений) имеют сложный нелинейный характер.
Ключевые слова: системный профиль мотивации, синдром эмоционального выгорания, родительское выгорание.

 

 

The role of systemic motivation profile in development of parent’s burnout

Efimova I.N.
Maimonides State classic academy, Moscow

 

The article represents the results of empiric researches of connection between character of parent’s systemic motivation profile and degree of burnout. Profound of vital and moral motivations on degree of parent’s burnout is shown. Connection between motivation profile and parent’s burnout’s features (emotional exhaustion, depersonalization and reduction of parent’s achievements) has complicated nonlinear nature.
Key words: systemic motivation profile, burnout’sindrom, parent’s burnout.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Валявко С. М. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  Просмотров: 3837

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Валявко С. М.
МГПУ, Москва

 

 

Статья посвящена исследованию особенностей формирования психологического возраста старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности хронотопа у детей с дизонтогенетическим типом развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Ключевые слова: дошкольники, самосознание, пол, возраст, хронотоп, паспортный возраст, психологический возраст, половозрастная идентификация, временная перспектива личности, общее недоразвитие речи.

 

THE STUDY OF OLDER PRESCHOOLERS’ PSYCHOLOGICAL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT


Valyavko S. M.
MCTTU, Moscow

 

This article is devoted to the features of preschool children’s psychological age formation with normal and impaired speech development. The study has shown the specific features of the chronotope of children with dysontogenesis in comparison to their normally developing peers
Key words: preschool children, self-consciousness, chronotop, psychological time of personality, age, life age, psychological age, age and sex identification, speech disorders.


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Кожинова О.В., Грабовский А.И.,Чибискова О.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

  Просмотров: 2511

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ

 

Кожинова О.В., Грабовский А.И.,Чибискова О.В.
Москва, МГПУ


Рассматривается возможность формирования профессиональной направленности школьников на различных этапах обучения посредством определения типа психической работоспособности учащихся. В статье представлены результаты исследования динамики основных системных компонентов психической работоспособности кадет и учащихся общеобразовательных школ.
Ключевые слова: профессиональная направленность, психическая работоспособность, системных подход, система, типы психической работоспособности, мотивация, самоконтроль.

 

THE STUDY OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF PSYCHIC WORK CAPACITY

 

Kozhinova O.V., Grabovsky A.I., Chibiskova O.V.
Moscow, MCTTU

 

The opportunity of professional orientation formation in students in different stages of school learning by defining their type of psychic work capacity is discussed. The results of the study of basic systems components dynamics of psychic work capacity in cadets and students of the secondary schools are presented.
Key words: professional orientation, psychic work capacity, systems approach, system, types of psychic work capacity, motivation, self-control.

 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Доний Е.Е., Коган Б.М. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

  Просмотров: 2557

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Доний Е.Е., Коган Б.М.
МГПУ, Москва
Раздобаров Н.Д.
Технологический колледж №21, Москва

 

Статья посвящена изучению взаимосвязи свойств личности и качества жизни у подростков с нарушением слуха. Представлены результаты исследования темперамента и характеристик эмоциональности подростков, а также описаны взаимосвязи данных особенностей с субъективным качеством жизни.
Ключевые слова: качество жизни, эмоциональность, темперамент, нарушение слуха.

 

INTERRELATION BETWEEN A LIFE QUALITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS IN STUDENTS WITH HEARING

 IMPAIRMENTS

 

Dony E.E., Kogan B.M.
MCTTU, Moscow
Razdobarov N.D.
Technological college №21, Moscow

 

This article covers the analysis of an interrelation of personality traits and a life quality. It provides results of the research of a temperament and emotional characteristics in adolescents with hearing impairments. It also describes a correlation between the quality of life and the above-listed features.    
Key words: quality of life, emotionality, temperament, hearing impairment. 


     Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №9 : Баулина М. Е. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

  Просмотров: 5211

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Баулина М. Е.
 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена анализу современных подходов к классификации детских дисграфий. Рассматриваются отличия нейропсихологического и логопедического подходов к нарушениям письменной речи. Подчеркивается необходимость системного подхода к анализу дисграфий, который должен базироваться на нейропсихологической диагностике состояния высших психических функций ребёнка. Предлагается модель классификации дисграфий, включающей все типы расстройств письменной речи, встречающиеся в литературе.

Ключевые слова:письменная речь,дисграфия, нейропсихологический анализ, структурно-функциональный блок, системный подход.

 

SYSTEMIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF WRITTEN SPEECH  DISORDERS IN CHILDHOOD

 

Baulina M. E.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to analysis of the modern approaches to the classification of children's dysgraphia. The differences between neuropsychological and logopedic approaches to written speech disorders are examined. The necessity of a systemic approach to the dysgraphia analysis is emphasized, which should be based on the neuropsychological diagnostics of a child’s higher mental functions condition. A model of dysgraphia classification is proposed, including all types of written speech disorders, mentioned in the literature.
Key words: written speech, dysgraphia, neuropsychological analysis, structural-functional block, systemic approach.


     Читать полностью...