PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Шейнов В.П. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ

Журнал » 2014 №10 : Шейнов В.П. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ
    Просмотров: 5428

 возрастные  и гендерные факторы Ассертивности

 

Шейнов В.П.

Республиканский институт высшей школы,

 Минск, Республика Беларусь

 

 В статье представлен информационно- аналитический обзоррезультатов зарубежных исследований  возрастных и гендерных факторов ассертивности. Показано,   что  выводы  зарубежных психологов не всегда подтверждаются   в русскоязычном социуме.  В соответствии с исследованием автора, ассертивность не зависит от возраста взрослого человека, в то время как в зарубежных работахтакая зависимость установлена.  Существуют различия  мужской и женской ассертивности, и они  сильно  зависят от ситуаций   межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: ассертивность, возраст, гендерный фактор, межкультурные различия, зарубежные исследования.

 

AGE AND GENDER FACTORS OF ASSERTIVENESS

 

                                                                                                                      Sheinov V.P.

                                                                       Republican institute of higher ducation

                                                                                              Minsk, Republic of Belarus

 

The article gives an informative and analytical review of scientific research in the field of age and gender factors of assertiveness. The author of the article showed that the ideas of foreign psychologists cannot be always applied to Russian – speaking society. According to the author, assertiveness does not depend on age of an adult while the foreign scientists claim the contrary. There are differences between male and female assertiveness, and they rely heavily on interpersonal situations.

Key words: assertiveness, age, gender factor, cross - cultural differences, foreign researches.

 

Введение

 

Ассертивность – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Ассертивное поведение – это наиболее конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам – манипуляции и агрессии.

Понятие ассертивности впервые появилось более полувека назад в работах по психологии личности А.Солтера [66], Дж.Вольпе [80], а также Дж. Вольпе и А.Лазаруса [81] в сфере поведенческой терапии. Это направление продолжает  активно разрабатываться за рубежом,  развиты эффективные  методы терапии и тренинги ассертивного  поведения, которые помогают человеку стать более успешным. За 60 лет изучения ассертивности зарубежными исследователями опубликовано более 1000 работ, содержащих огромный теоретический и экспериментальный материал. Отечественные психологи приступили к изучению ассертивности лишь несколько лет назад, при этом редкие ссылки на зарубежные источники свидетельствуют о том, что основная масса накопленных знаний об ассертивности пока не востребована нашими исследователями.

 

1 Фактор возраста

 

В ряде исследований выявлено, что уровень ассертивности поднимается с возрастом [21,43]. Так, Т.Т. Лариджани с соавторами [45] подтверждают, что эта связь среди студентов, хотя и неустойчива, но в целом статистически значима. Авторы предполагают, что, по-видимому, от курса к курсу студенты обучаются навыкам взаимодействия и способности действовать более ассертивно. В работе Лауры Нота с коллегами [54] зафиксировано, что старшие подростки показали более высокий уровень ассертивности (наряду с более высоким уровнем самоопределения).

Эта тенденция отмечена и у представителей другой расы. Так, в исследовании нигерийских женщин обнаружились, что с возрастом ассертивность женщин в целом возрастает [55].Таким образом, все указанные работы зарубежных авторов свидетельствуют  о повышении  с возрастом  уровня ассертивности.  (Хотя Э. Райан с соавторами  [65] установили, что ожидания ассертивного поведения намного больше относительно более молодых людей).

Однако данное исследование, проведенное на репрезентативной выборке из 1500 респондентов ─  мужчин и женщин в возрасте от 18 до 66 лет показало, что ассертивность не связана с возрастом и видом деятельности [1]. По-видимому, это тот случай, когда межкультурные различия играют существенную роль.

 

2 Гендерный фактор

 

А) Полоролевая социализация.

Традиционная концепция полоролевой социализации описывает различия в воспитании будущих мужчин и женщин. В мальчиках, юношах  воспитывается уверенность, дух соперничества, независимость и агрессивность, тогда как девочек, девушек растят как воспитателей их будущих детей, взращивают в них покорность, послушание, так что в итоге они ведут себя гораздо менее ассертивно, чем мужчины  [8].  По крайней мере, несколько исследований о полоролевых стереотипах выдвигают предположение, что ассертивное поведение является желательной чертой у мужчин и при этом нежелательной – у женщин  [10,64], авторы других считают, что поведение полов «застенчивое» в равной степени  [48].

Хотя ассертивность в настоящий момент и  считается неотъемлемой чертой здоровой личности, ее также часто рассматривают как «ключевое понятие маскулинности» [78]. Исходя из сказанного, вполне естественно предположение о том, что гендерные различия будут осознаваться даже детьми. Гипотеза о том, что дети будут по-разному реагировать на агрессивное, ассертивное и пассивное поведение в зависимости от пола персонажа, подтвердилась. Вербальная агрессия как нежелательный элемент в целом расценивалась как мальчиками, так и девочками в качестве  менее приемлемого поведения для представительниц женского пола. Точно также ассертивное поведение рассматривалось как более желательное для представителей мужского пола, а пассивное поведение − как более желательное для персонажей женского пола) [16]. Влияние особенностей полоролевой социализации выявлено и в ряде других исследований [22,25,71], которые будут рассмотрены  далее.

Б) Ассертивность и аффилиация.

Аффилиация (от англ. affiliation – соединение, связь) – потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви; проявляется в стремлении взаимодействовать  с окружающими. Ассертивность и аффилиация в определенной степени конкурируют, поэтому представляет интерес их одновременное  изучение у   испытуемых. Многие авторы  предположили, что женщины склонны определять себя в отношении к другим, в то время как мужчины рассматривают себя принципиально отдельно от других людей [11,15,41]. Индивидуальная ассертивность, в том числе проявление  гнева, представляет собой дилемму для женщин, которые опасаются, что ассертивность ставит под угрозу отношения   [11,15,19,41,46,50,75]  и, таким образом, подавляют в себе самоутверждение из-за конфликта между их аффилиативными и ассертивными потребностями  [8,30,60,72].

 Согласно У. Поллаку [60], юноши и мужчины находятся в гендерной «смирительной рубашке», которую они «надевают», с целью минимизировать свои аффилиативные желания, подчеркивая тем самым свою независимость и ассертивность [8]. Девушки, вероятно, сталкиваются с аналогичным явлением («потеря голоса»), однако, оно связано с подавлением ассертивности нежели аффилиации. Данное явление  начинается у юношей раньше, чем у девушек.

Отмеченные гендерные различия, как в ассертивности, так и в аффилиации, должны прослеживаться в подростковом возрасте, а позднее и во взрослой жизни. Но десятилетия исследований в области гендерных различий среди взрослых привели к  противоречивым результатам [48,49]. По завершению  двух мета-исследований которых были сделаны поразительно разные выводы. Так, А.Игли [20] нашел подтверждение широко распространенному мнению, что мужское поведение является доминирующим, контролирующим, и независимым, тогда как женское поведение является социально чувствительным, дружественным и направленным на благополучие других людей. Напротив, М.Линн и Дж.Хайд пришли к следующему заключению: «Все увеличивающиеся признаки  свидетельствуют о том, что гендерные различия в когнитивных и психосоциальных задачах всегда были относительно незначительными. А за последние  два десятилетия они значительно уменьшились. Различия возникают в некоторых случаях и ситуациях, но не во всех» [47,с. 139]. Большая часть противоречий может быть обусловлена тем, что исследователи были склонны полагаться на известные методики, такие как опросник половых ролей Бема и опросник PAQ представлений о себе [73], не принимая во внимание контекст ситуаций.

Многие  исследователи пришли к выводу, что в данных опросниках самооценка и гендерные различия значительно различаются в зависимости от контекста [6,12,26,27,70], а также, что  степень  различий в поведении мужчины и женщины  сильно  зависит от ситуации [49].

В) Ассертивность у мужчин и у женщин.

Исследования, проведенные в разных  странах, показали, что женщины  испытывают определенные трудности, когда пытаются стать ассертивными. При этом  обзор соответствующей литературы свидетельствует, что существует различия в мужской и женской ассертивности. М. Херсенс соавторами [29], Дж. Ори и Л. Хелфрич [57], Д. Адеджумо [2], М. Эскин [21] и Б. Муин с соавторами [52] установили, что мужчины более ассертивны, чем женщины. Это, однако, противоречит результатам других исследований. Например, Т. Чандлером с соавторами [14] показано, что в некоторых ситуациях женщины были намного ассертивнее мужчин. В то же время И. Маккоби и К. Джеклин [48], а также Э. Аппельбаум [4] не обнаружили тенденции к большей ассертивности одного из полов.

В соответствии с результатами  исследования Ф. Икиз [31], пол (и социально-экономический статус) не влияли на уровень ассертивности (у студентов – будущих психологов). Этот результат не согласуется с результатами других  исследований, которые показали, что мужчины более ассертивны по сравнению с женщинами [17,40,43], но сходится с результатами других исследований  [42,76].  В публикациях отмечается, что ассертивность мужчин и ассертивность женщин может иметь различные последствия, и влияние ассертивных посланий зависит от соотношения гендерной роли с ситуативным и культурным фактором [28].

Исследование  Смит-Джентш  с соавторами [71] показало, что в процессе принятия решения мужчины в большей степени проявляют ассертивность, чем женщины. Данные результаты согласуются с исследованием Б. Фэгота с соавторами  [22], подтверждающим, что мужчины больше склонны проявлять ассертивность в поведении, чем женщины, начиная с детства,  с двухлетнего возраста.  Объяснением этому может служить тот факт, что родители, учителя и сверстники более адекватно воспринимают ассертивное поведение мальчиков, нежели девочек. Устоявшийся годами такой тип социализации приводит к гендерной разнице в проявлении ассертивного поведения на работе. Например, П. Геллер и С.Хобфолл[25] пришли к выводу, что мужчины более негативно относятся к женщинам, поведение которых на работе является ассертивным, чем к мужчинам, проявляющим ассертивность на рабочем месте, а также не склонны помогать таким коллегам-женщинам. Такое отношение общества к ассертивному поведению женщин на работе приводит к тому, что женщины сознательно не проявляют ассертивность в командной работе. В исследовании Р.Поля,  М. Бендера и Г. Лахмана[59]женщины демонстрировали более высокие показатели теста на эмпатию, тогда как мужчины проявляли более высокую ассертивность. В этой работе авторы установили, что эмпатия и ассертивность не связаны между собой.

В целом, хотя приведенные результаты зарубежных исследований  несколько противоречивы, можно ожидать, что мужчины в соответствующих социумах  будут иметь более высокие, чем женщины, показатели ассертивности, а женщины – эмпатии.

 Наше исследование [1] показало, что показатели ассертивности в русскоязычной среде  у мужчин выше, чем у женщин.

 

3  Ситуативный фактор

 

Как установили П. Геллер и С. Хофболл [25], мужчины и женщины в большей степени проявляют ассертивное поведение, когда их напарником является женщина. То есть, людям свойственно проявлять различную степень ассертивности в зависимости от ситуации.  В некоторых исследованиях также отмечалось влияние пола партнера на ситуативность проявлений  ассертивности в  поведении личности. Однако в этих исследованиях выявлена тенденция к проявлению ассертивности в случае, когда оба коммуниканта одного пола, а для коммуникантов противоположных полов такое проявление нехарактерно  [74].

Получены и другие результаты, указывающие на то, что контекст межличностного общения влияет на гендерные различия в проявлении ассертивности. Например, Д. Мэтисон и Р. Бикер [51] доказали, что мужчины склонны к ассертивному поведению на публике (например, прилюдно задавать вопросы начальству), а женщины чаще проявляют ассертивность в личном общении.

Исследования, основанные на самоотчетах, показали, что женщины превосходят мужчин в ряде качеств, которые в разных источниках называют социокультурными, экспрессивными или же межличностными, мужчины же превосходят женщин в качествах, получивших название проблемно-ориентированных и инструментальных, куда входит и ассертивность [18]. Сходным образом,  И. Бреснахан с соавторами [9] отмечают, что в трех  изученных ими различных культурах мужчины ведут себя более ассертивно, чем женщины. В то же время, И. Ониэйзугбо [55] на примере испытуемых  из Нигерии свидетельствует  о влиянии только такого фактора, как возраст. Некоторые другие исследования, напротив, не отмечают никаких гендерных отличий в ассертивности  [21,61].  К такому выводу привел и мета-анализ Дж. Твенджа [77].

В исследовании жителей Нигерии молодые мужчины предстали более ассертивными, чем молодые женщины, в то время как в случае со старшим поколением ситуация оказалась противоположной. Также сообщается, что среди людей с низким уровнем образования представители мужского пола владели менее высокими навыками ассертивности, чем женского. В случае же с более высоким образованием все было наоборот. В результате этого исследования можно предположить, что женщины, проживающие в Нигерии, с возрастом становятся ассертивнее [55].

Ряд турецких психологов исследовали связи между культурой, полом, индивидуальностью и ассертивностью турецких студентов. Более высокий уровень ассертивности  проявляли студенты мужского пола. Кроме того, студенты, которые жили в городе,  демонстрировали более ассертивное поведение, чем студенты, которые прибыли из деревни или небольшого городка. Однакорезультаты  другого турецкого исследования    не свидетельствуют о существенном  половом различии в ассертивности студентов [62].

 

4  Ассертивность и самомониторинг  у  мужчин и женщин

 

Самомониторинг – это самонаблюдение за собой в различных ситуациях и регулирование своего поведения с целью произвести желаемое впечатление. Как полагают Ф.Флинн и Д. Амес [23],  самомониторинг помогает женщинам справиться с отрицательными гендерными стереотипами в определенных видах деятельности. Изучая смешанные рабочие группы, авторы пришли к выводу, что вклад членов групп женщин с высокими показателями самомониторинга считается более ценным, а их влияние – больше по сравнению с женщинами с низким уровнем самомониторинга. Мужчины от самомониторинга получают относительно мало пользы.

При экспериментальном исследовании переговоров указанными авторами было установлено, что женщины с высоким уровнем самомониторинга демонстрируют лучшие показатели, чем те, у кого самомониторинг развит хуже, что проявляется, в частности, в ситуации переговоров, когда ресурсы ограничены. При этом мужчины извлекают из самомониторинга меньше пользы. Дальнейший анализ показал, что женщины с высокими показателями самомониторинга изменяют свое поведение в зависимости от поведенияпартнера по переговорам: если его поведение ассертивное, то женщины начинают действовать более ассертивно, тогда как мужчины в целом и женщины с низкими показателями самомониторинга не изменяют свою манеру поведения, встретившись с ассертивным поведением другой стороны.

 

5 Ассертивность и вежливость

 

Отрицательную корреляцию между ассертивностью и «любезностью» среди группы взрослых выявил С. Ратус [63]. Хотя это и не рассмотрено С. Ратусом, но логично предположить, что показатели «любезности» будут высоко коррелировать с популярностью испытуемых. Результаты исследования Э. Форемана [24] показали, что гендерные различия оказывают влияние на вежливость. Они также показали, что вежливость и оценка гендерной роли влияют друг на друга, так как носители гендерных стереотипов ведут себя более вежливо, чем люди с андрогинным типом личности. Значимая связь между вежливостью и ассертивностью была обнаружена только у мужчин.

Экспериментальные данные показывают, что вежливость должна рассматриваться как более широкая поведенческая концепция, которая может зависеть от ситуации.Согласно предположений Р. Лакоффа [44], – поскольку женщины более вежливы, чем мужчины, − следовательно, женщины менее склонны к ассертивному поведению. Мужчины более ассертивны и агрессивны и могут отвечать на критику менее ассертивно и чаще переходят на ссору [9].

 

6 Женская ассертивность

 

Ряд исследований поднял вопросы об эффективности ассертивного поведения для женщин, поскольку женщины преимущественно склонны считать ассертивность  (как и агрессивность) чисто мужскими чертами. Исследование ассертивного поведения женщин показывает, что мужчины могут негативно реагировать на проявление женщинами напористости в общении [13]; именно напористость отличает ассертивное общение  от более  традиционной для женщин неуверенной манеры общения [79].

 

7 Ассертивность и аргументированность высказываний

 

Согласно Д. Инфанти и Э. Ренсер [37], аргументированность является характерной чертой ассертивности. Они напрямую связаны, поэтому, изучая аргументированность и ее влияние, указанные авторы, тем самым, изучали и ассертивность. Конкретно в этой работе изучалась взаимосвязь между аргументированностью и успехом женщин в учреждениях, которые находятся под руководством женщин. Аргументированность характеризуется, как «решительность, которой обладает человек, чтобы отстаивать свою позицию в спорных вопросах и вербально воздействовать на позиции» других людей [36, c.72]. Аргументированность – это такой вид поведения, который конструктивно представлен больше как ассертивный, чем враждебный. 

С начала 1980-ых годов  большая часть исследований связала аргументированность с успехом на работе: умение принятия решения и решение проблем  [33], высокая компетенция в общении [56] и хорошая репутация [32]. Эти качества могут объяснить то, почему людей, склонных к аргументации, чаще всего выбирают как групповых лидеров [68], они имеют большую вероятность преуспеть как руководители [38], и их воспринимают более успешными в дальнейшем общении при организации подопечных [35]. Более того, в 9-факторном классическом исследовании, изучающем результаты для действующих руководителей (94 мужчины и 38 женщин), аргументированность «была слабо связана» с более высокими зарплатами, но, в основном, была связана с собственным восприятием карьерного удовлетворения и перспективой. Однако  не было выявлено связи с более объективными переменными факторами, такими как  продвижение по службе, уровень управления и количество подчиненных [34].

Исследование Н. Шулери [67] показывает, что средний уровень аргументированности является оптимальным для женщин, которые стремятся к продвижению на руководящие должности. Это соответствует тому, чтов целом преуспеванию женщины наиболее способствует средний уровень ее ассертивности. Признавая многочисленные положительные результаты, связанные с аргументированностью амбициозных служащих, как мужчин, так и женщин, можно прийти к заключению, что повышенная аргументированность принесет им пользу: мужчинам ─ выше среднего уровня, женщинам ─ до среднего уровня.

Аргументированность (а вместе с ней и ассертивность), как у женщин, так и мужчин можно повысить с помощью тренинга [3,32],а поскольку  аргументированность связана с успехом, то можно посоветовать развивать ее.

 

8 Ассертивность и выбор профессии

 

Были проверены гипотезы, что женщины преимущественно склонны выбирать традиционно женские должности, однако, женщиныс высокой ассертивностью, более вероятно, рассмотрят как нетрадиционные так и традиционные занятия. Исследование  Д.Невилл и Д. Шлекер [53] углубило работы Н. Бец и Ф. Хакет [7] и С. Осборн и Г. Харрис [58], изучавших отношение самоэффективности и ассертивности к готовности женщин участвовать в связанных с карьерой  традиционных и нетрадиционных занятиях. Согласно результатам Д.Невилл и Д. Шлекер [53], женщины с большей ассертивностью  меньше настроенывыбирать карьерув традиционных для них  профессиях, чем  женщины, у которых  низкая ассертивность.  Женщины с высокой степенью ассертивности  готовы делать  карьерув нетрадиционных профессиях, чем  женщины с низкой ассертивностью.

 

Выводы

 

  1. Выводы зарубежных психологов – исследователей ассертивности не всегда подтверждаются   в русскоязычном социуме.  В соответствии с исследованием автора,  ассертивность не зависит от возраста взрослого человека, в то время как в зарубежных работах  такая зависимость установлена.   
  2. Хотя приведенные результаты зарубежных исследований  несколько противоречивы, можно ожидать, что мужчины в соответствующих социумах  будут чаще  иметь более высокие, чем женщины, показатели ассертивности. Наше исследование   показало, что показатели ассертивности в русскоязычной среде  у мужчин в целом  выше, чем у женщин.
  3. Исследования, проведенные  в разных  странах, показали, что женщины  испытывают определенные трудности, когда пытаются стать ассертивными.
  4. Существуют различия  мужской и женской ассертивности, и они  сильно  зависят от ситуаций   межличностного взаимодействия. 
  5. Людям в целом свойственно проявлять различную степень ассертивности в зависимости от ситуации.
  6. Ассертивность мужчин и ассертивность женщин могут иметь различные последствия, а характер влияния ассертивных посланий зависит от соотношения гендерной роли индивида  с ситуативными  и культурными  факторами.
  7. В целом, преуспеванию женщины наиболее способствует средний уровень ее ассертивности, а преуспеванию мужчин ─ уровень ассертивности выше среднего.

 

 

Заключение

По нашему мнению, приведенные  результаты зaрубежных коллег создают обширное поле деятельности для отечественных психологов. Эти наработки указывают перспективные направления исследования ассертивности, облегчают формирование рабочих гипотез, позволяют   сравнивать  получаемые результаты, проводить их межкультурную адаптацию и т.д. Автор надеется, что все это  позволит значительно продвинуть  исследования ассертивности в русскоязычном социуме и поднять их на более высокий уровень.

 

Литература

 

  1. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности. // Вопросы психологии. 2014. №2.
  2. Adejumo D. Sex Differences in Assertiveness among University Students in Nigeria. J. Soc. Psychol., 1976, 113: P 139-140.
  3. Anderson, J.,Schultz, B., Staley C.C.Training in argumentativeness: New hope for nonassertive women. Women’s studies in Communication, 1987. 10 (2). P 58-66.
  4. Applebaum A.S. Rathus Assertiveness Schedule: Sex Differences and Correlation with Social Desirability. Behav. Ther. 1976. 7: P 699-700.
  5. Arigbabu А. A., Oladipo S. E.,Owolabi-Gabriel M. A. Gender, marital status and religious affiliation as factors of assertiveness among Nigerian education majors International Journal of Psychology and Counselling Vol. 3(2). 20-23, February 2011.
  6. Ashmore R. D., Ogilvie, D. M. He’s such a nice boy. When he’s with Grandma: Gender and evaluation in self-with-other representations. In T. M. Brinthaupt& R. P. Lipka (Eds.), The self: Definitional and methodological issues (pp. 236-290). Albany, NY: State University of New York, 1992.
  7. Betz N. E., Hackett, F. The relationship of career-related self-efficacy expectations to perceived career options in college women and men Journal of Counseling Psychology, 1981. 28. P 399-410.
  8. Block J. H. Differential premises arising from differential socialization of the sexes: Some conjectures. Child Development, 1983. 54. P 1335-1354.
  9. Bresnahan M. J., Morinaga Shearman S., Lee, S. Y., Ohashi R., Mosher D. Personal and cultural differences in responding to criticism in three countries. Asian Journal of Social Psychology, 2002. 5. P  93–105.
  10. Broverman I. K., Broverman D. M., Clarkson F. E., Rosenkrantz P. S., Vogel S. A. Sex-role stereotypes and clinical judgments of mental health. J. Consult. &Clin. Psychol., 1970, 30, 1-7.
  11. Brown, L. M., Gilligan C. Meeting at the crossroads: Women's psychology and girls' development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992.
  12. Buhrmester D., Furman, W., Wittenberg M. T., Reis H. T. Five domains of interpersonal competence in peer relationships. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. 55. P 991-1008.
  13. Carli L.L. Gender, language, and influence. Journal of personality and Social Psychology,1990, November, 59 (5).  P 941-951.
  14. Chandler T.A., Cook B., Dugovics D.A. Sex Differences in Selfreported Assertiveness. Psychological Reports, 1978, 9: P33- 41.
  15. Chodorow N. Feminism and psychoanalytic theory. New Haven, CT: Yale University Press, 1989.
  16. Connor J. M., Serbin L. A., Ender R. A. Responses of Boys and Girls to Aggressive, Assertive, and Passive Behaviors of Male and Female Characters. The Journal of Genetic Psychology, 1978, 133, P 59-69.
  17. Cooley E. L., Nowicki S., Jr. Locus of control and assertiveness in male and female college students. The Journal of Psychology, 1984. 117. P 85-87.
  18. Costa P. T., Terracciano, A., McCrae R. R. Gender differences in personality traits across cultures: robust and surprising findings. Journal of Personality and Social Psychology, 2001. 81. P 322–331.
  19. Cross S. E., Madson L. Models of the self: Self-construals and gender. Psychological Bulletin, 1997. 122. P 5-37.
  20. Eagly A. H. The science and politics of comparing women and men. American Psychologist, 1995. 50. P 145-158.
  21. Eskin M. Self-reported assertiveness in Swedish and Turkish adolescents: a cross-cultural comparison. Scandinavian Journal of Psychology, 2003. 44. P 7–12.
  22. Fagot B.I., Hagan R., Eeinbach M.D., Kronsbcrg S. Differential reactions to assertive and communicative acts of toddler boys and girls. Child Development, 1985. 56. P 1499-­1505.
  23. Flynn F. J., Ames D.R. What’s Good for the Goose May Not Be as Good for the Gander: The Benefits of Self-Monitoring for Men and Women in Task Groups and Dyadic Conflicts, 2006.
  24. Foreman E. The effects of sex role and assertiveness on the politeness of adults directives // University of Adelaide, 1985.
  25. Geller P.A., Hobfoll S.E. Gender differences in preferences to offer social support to assertive men and women. Sex Roles, 1993. 28 (7-8). P 419-432.
  26. Griffin N., Chassin L., Young R. D. Measurement of global self-concept versus multiple role-specific self-concepts in adolescents. Adolescence, 1981. 16. P 49-56.
  27. Harter S., Waters P., Whitesell N. Lack of voice as a manifestation of false selfbehaviour among adolescents: The school setting as a stage upon which the drama of authenticity is enacted. Educational Psychologist, 1997. 32. P 153-173.
  28. Hartley P. Interpersonal communication. London & New York: Routledge, 1999.
  29. Hersen M., Eisler R.M., Miller P.M. Development of Assertive Responses: Clinical Measurement and Research Consideration. Behav. Res. Ther., 1973. 11: P 505-521.
  30. Hoffman L. W. Early childhood experiences and women’s achievement motives. Journal of Social Issues, 1972. 28. P 129-155.
  31. Ikiz E. F. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors, social behavior and personality, 2011, 39(2). P 199-206.
  32. Infante D.A. Inducing women to be more argumentative: Source credibility effects. Journal of Applied Communication Research, 1985, Spring,13 (1)P 33-44.
  33. Infante D.A. Response to high argumentatives: Message and sex differences. The Southern Communication Journal, 1989, Winter, 54 (2). P 159-170.
  34. Infante D.A., Gorden W.I. Benefits versus bias: An investigation of argumentativeness, gender, and organizational outcomes. Communication Research Reports, 1985a, December, 2 (1). P 196-201.
  35. Infante D.A., Gorden W.I. Superiors’ argumentativeness and verbal aggressiveness as predictors of subordinates’ satisfaction. Human Communication Research, 1985b, Fall,  12 (1). P 117-125.
  36. Infante D.A., Rancer A.S. A conceptualization and measure of argumentativeness. Journal of Personality Assessment, 1982, February, 46(1). P 72-80.
  37. Infante D.A., Rancer A.S. Argumentativeness and verbal aggressiveness: A review of recent theory and research. Communication Yearbook, 1996, 19. P 319-351.
  38. Infante D.A., Rancer A.S., Womack, D.F. Building communication theory (2nd ed.). Prospect Heights, IL: Waveland, 1993.
  39. Johnson A. D., McCroskey J. C. Machiavellianism, Biological Sex, and Communication Orientations. Human Communication, Summer 2010, Vol. 13 Issue 2, pp. 57-67, 11p, 3 Charts.
  40. Jones C., Page S. Locus of control, assertiveness and anxiety as personality variables in stress-related headaches. Headache: The Journal of Head and Face Pain, 1986, 26. P369-374.
  41. Jordan J. V., Kaplan A. G., Miller J. B., Stiver I. P., Surrey J. L. Women's growth in connection: Writings from the Stone Center. New York, NY: Guilford Press, 1991.
  42. Kilkus S. P. Assertiveness among professional nurses. Journal of Advanced Nursing, 1993.18. P 1324 – 1326, P 1328 – 1330.
  43. Kimble C.E., Marsh N.B., Kiska A.C. Sex, age, and cultural differences in selfreported assertiveness. Psychol. Rep., 1984. 55: P 419 -442.
  44. Lakoff R. T. Language and women’s place. New York: Harper, Row, 1975.
  45. Larijani T.T., Aghajani M., Baheiraei A., Neiestanak N. S. Relation of assertiveness and anxiety among Iranian University students // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing, 2010, P. 893-894; 897.
  46. Lerner H. Internal prohibitions against female anger. American Journal of Psychoanalysis, 1980, 40. P137-148.
  47. Linn M. C., Hyde J. S. Trends in cognitive and psychosocial gender differences. In R. M. Lerner, A. C. Petersen, & J. Brooks-Gunn (Eds.), Encyclopedia of adolescence (pp. 139-150). New York, NY: Garland. 1991.
  48. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Standford, C.A: Standford University Press, 1974.
  49. Maccoby E. E. The two sexes growing up apart, coming together. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998.
  50. Markus H. R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 1991, 98. P 224-253.
  51. Mathison D.I. Bicker R.K. Sex differences in assertive behavior: A research extension. Psychological Reports, 1982, 51 (3, Pl. 1). P 943-948.
  52. Mueen B., Khurshid M., Hassan I. Relationship of Depression and Assertiveness in Normal Population and Depressed Individuals. / Internet Journal of Medical Update /2006 Jul-Dec;1(2): P 10-17.
  53. Nevill D.O., Shlecker D. I.  The relation of self-efficacy and assertiveness to willingness to engage   untraditional/nontraditional career activities, 1988.
  54. Nota L., Soresi S., Ferrari L., Wehmeyer M. L. A Multivariate Analysis of the Self-Determination of Adolescents, Published online: 21 February 2010, Springer Science+Business Media B.V. 2010.
  55. Onyeizugbo E. U. Effects of Gender, Age, and Education on Assertiveness in a Nigerian Sample. in a Nigerian sample. Psychology of Women Quarterly, 2003. 27. P12–16.
  56. Onyekwere E., Rubin R. B., Infante D.A. Interpersonal perception and communication satisfaction as a function of argumentativeness and ego-involvement. Communication Quarterly, 1991. Winter 39(1). P 35-47.
  57. Ory J.C, Helfrich L.M. A Study of Individual Characteristics and Career Aspiration. In Chandler T.A, Cook, B. &Dugovis, D.A. (1978). Sex Differences in Self-reported Assertiveness. Psychol., Rep., 43: P 395-402.
  58.  Osborn S. M., Harris G. G.            Assertive training for women Springfield, IL Charles C Thomas, 1975.
  59. Pohl R., Bender M., Lachmann G. Autobiographical Memory and Social Skills of Men and Women. Applied Cognitive Psychology, 2005. 19: P 745–759.
  60. Pollack W. Real boys: Rescuing our sons from the myths of boyhood. New York, NY: Random House, 1998.
  61. Pourjali F., Zarnaghash M. Relationships between assertiveness and the power of saying no with mental health among undergraduate student, 2010.
  62. Poyrazli S., Arbona C., Bullington R., Pisecco S. Adjustment problems of Turkish international student studying in the U.S. Coll. Stud. J., 2001. 35: P 52-62.
  63. Rathus S. A. A 30-item schedule for assessing behavior. Behavior Therapy, 1973. 4. P 298-406.
  64. Rosenkrantz P., Vogel S., Bee H., Broverman I., Broverman D. Sex-role stereotypes and self-concepts in college students. J. Consult. &Clin. Psychol., 1968. 32. P 1081-1096.
  65. Ryan E. B., Anas A. P.,  Mays H. Assertiveness by Older Adults with Visual Impairment: Context Matters. Educational erotology, 2008. 34: P 504,512-515.
  66. Salter A. Conditioned reflex therapy. N.Y.: Capricorn, 1949. 543 p.
  67. Schullery N. M. The Optimum Level of Argumentativeness for Employed Women. The Journal  of  Business Communication. Volume 35, Number 3, July 1998. P. 346-367.
  68. Schultz B. Argumentativeness: Its effect in group decision making, and its role in leadership perception. Communication Quarterly, 1982, Fall,  30(4). P 368-375.
  69. Sheldon A. Conflict talk: Sociolinguistic challenges to self-assertion and how young girls meet them. Merrill-Palmer Quarterly, 1992, 38. P  95-117.
  70. Smith C. J., Noll J. A., Bryant J. B. The effect of social context on gender self-concept. Sex Roles, 1999. 40. P 499-512.
  71. Smith-Jentsch Salas, Baker. Training team performance-related assertiveness Personnel Psychology, 49, 1996.
  72. Spence J. T., Helmreich R. L. Achievement related motives and behaviors. In J. T. Spence (Ed.), Achievement and achievement motives (pp. 10-74). San Francisco, CA: Freeman, 1983.
  73. Spence J. T., Helmreich R., Stapp J. Rating of self and peers on sex role attributes and their relation to self-esteem and conceptions of masculinity and femininity. Journal of Personality and Social Psychology, 1975. 32. P 29-39.
  74. Stebbins С.Л., Kelly B.R., Tolor A., Power M.A. Sex differences in assertiveness in college students. Journal of Psychology, 1977. 95. P 309-315.
  75. Tannen D. You just don't understand: Women and men in conversation. New York, NY: Ballantine, 1990.
  76. Tucker R. K., Weaver R. L., Redden E. M. Differentiating assertiveness, aggressiveness  shyness: A factor analysis. Psychological Reports, 1983. 53. P 607-611.
  77. Twenge J. M. Changes in women’s assertiveness in response to status and roles: a cross temporal meta-analysis, 1931–1993. Journal of Personality and Social Psychology, 2001. 81. P 133–145.
  78. Weitz S. Sex roles: biological, psychological, and social foundations. New York: Oxford University Press, 1977.
  79. Wiley M.G., Eskilson A. Speech style, gender stereotypes, and corporate success: What if women talk more like men? Sex  Roles, 1985, May, 12 (9/10). P 993-1007.
  80. Wolpe J. Psychotherapy by Reproach Inhibition Stanford University Press, Stanford, California, 1958.
  81. Wolpe J., Lazarus A.A. Behavior therapy techniques: A guide to the treatment of neuroses. New York: Pergamon Press, 1966.