Шейнов В.П. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ
Журнал » 2014 №10 : Шейнов В.П. ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ФАКТОРЫ АССЕРТИВНОСТИ |
Просмотров: 7708 возрастные и гендерные факторы Ассертивности
Шейнов В.П. Республиканский институт высшей школы, Минск, Республика Беларусь
В статье представлен информационно- аналитический обзоррезультатов зарубежных исследований возрастных и гендерных факторов ассертивности. Показано, что выводы зарубежных психологов не всегда подтверждаются в русскоязычном социуме. В соответствии с исследованием автора, ассертивность не зависит от возраста взрослого человека, в то время как в зарубежных работахтакая зависимость установлена. Существуют различия мужской и женской ассертивности, и они сильно зависят от ситуаций межличностного взаимодействия. Ключевые слова: ассертивность, возраст, гендерный фактор, межкультурные различия, зарубежные исследования.
AGE AND GENDER FACTORS OF ASSERTIVENESS
Sheinov V.P. Republican institute of higher ducation Minsk, Republic of Belarus
The article gives an informative and analytical review of scientific research in the field of age and gender factors of assertiveness. The author of the article showed that the ideas of foreign psychologists cannot be always applied to Russian – speaking society. According to the author, assertiveness does not depend on age of an adult while the foreign scientists claim the contrary. There are differences between male and female assertiveness, and they rely heavily on interpersonal situations. Key words: assertiveness, age, gender factor, cross - cultural differences, foreign researches.
Введение
Ассертивность – это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Ассертивное поведение – это наиболее конструктивный способ межличностного взаимодействия, являющийся альтернативой деструктивным способам – манипуляции и агрессии. Понятие ассертивности впервые появилось более полувека назад в работах по психологии личности А.Солтера [66], Дж.Вольпе [80], а также Дж. Вольпе и А.Лазаруса [81] в сфере поведенческой терапии. Это направление продолжает активно разрабатываться за рубежом, развиты эффективные методы терапии и тренинги ассертивного поведения, которые помогают человеку стать более успешным. За 60 лет изучения ассертивности зарубежными исследователями опубликовано более 1000 работ, содержащих огромный теоретический и экспериментальный материал. Отечественные психологи приступили к изучению ассертивности лишь несколько лет назад, при этом редкие ссылки на зарубежные источники свидетельствуют о том, что основная масса накопленных знаний об ассертивности пока не востребована нашими исследователями.
1 Фактор возраста
В ряде исследований выявлено, что уровень ассертивности поднимается с возрастом [21,43]. Так, Т.Т. Лариджани с соавторами [45] подтверждают, что эта связь среди студентов, хотя и неустойчива, но в целом статистически значима. Авторы предполагают, что, по-видимому, от курса к курсу студенты обучаются навыкам взаимодействия и способности действовать более ассертивно. В работе Лауры Нота с коллегами [54] зафиксировано, что старшие подростки показали более высокий уровень ассертивности (наряду с более высоким уровнем самоопределения). Эта тенденция отмечена и у представителей другой расы. Так, в исследовании нигерийских женщин обнаружились, что с возрастом ассертивность женщин в целом возрастает [55].Таким образом, все указанные работы зарубежных авторов свидетельствуют о повышении с возрастом уровня ассертивности. (Хотя Э. Райан с соавторами [65] установили, что ожидания ассертивного поведения намного больше относительно более молодых людей). Однако данное исследование, проведенное на репрезентативной выборке из 1500 респондентов ─ мужчин и женщин в возрасте от 18 до 66 лет ─ показало, что ассертивность не связана с возрастом и видом деятельности [1]. По-видимому, это тот случай, когда межкультурные различия играют существенную роль.
2 Гендерный фактор
А) Полоролевая социализация. Традиционная концепция полоролевой социализации описывает различия в воспитании будущих мужчин и женщин. В мальчиках, юношах воспитывается уверенность, дух соперничества, независимость и агрессивность, тогда как девочек, девушек растят как воспитателей их будущих детей, взращивают в них покорность, послушание, так что в итоге они ведут себя гораздо менее ассертивно, чем мужчины [8]. По крайней мере, несколько исследований о полоролевых стереотипах выдвигают предположение, что ассертивное поведение является желательной чертой у мужчин и при этом нежелательной – у женщин [10,64], авторы других считают, что поведение полов «застенчивое» в равной степени [48]. Хотя ассертивность в настоящий момент и считается неотъемлемой чертой здоровой личности, ее также часто рассматривают как «ключевое понятие маскулинности» [78]. Исходя из сказанного, вполне естественно предположение о том, что гендерные различия будут осознаваться даже детьми. Гипотеза о том, что дети будут по-разному реагировать на агрессивное, ассертивное и пассивное поведение в зависимости от пола персонажа, подтвердилась. Вербальная агрессия как нежелательный элемент в целом расценивалась как мальчиками, так и девочками в качестве менее приемлемого поведения для представительниц женского пола. Точно также ассертивное поведение рассматривалось как более желательное для представителей мужского пола, а пассивное поведение − как более желательное для персонажей женского пола) [16]. Влияние особенностей полоролевой социализации выявлено и в ряде других исследований [22,25,71], которые будут рассмотрены далее. Б) Ассертивность и аффилиация. Аффилиация (от англ. affiliation – соединение, связь) – потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви; проявляется в стремлении взаимодействовать с окружающими. Ассертивность и аффилиация в определенной степени конкурируют, поэтому представляет интерес их одновременное изучение у испытуемых. Многие авторы предположили, что женщины склонны определять себя в отношении к другим, в то время как мужчины рассматривают себя принципиально отдельно от других людей [11,15,41]. Индивидуальная ассертивность, в том числе проявление гнева, представляет собой дилемму для женщин, которые опасаются, что ассертивность ставит под угрозу отношения [11,15,19,41,46,50,75] и, таким образом, подавляют в себе самоутверждение из-за конфликта между их аффилиативными и ассертивными потребностями [8,30,60,72]. Согласно У. Поллаку [60], юноши и мужчины находятся в гендерной «смирительной рубашке», которую они «надевают», с целью минимизировать свои аффилиативные желания, подчеркивая тем самым свою независимость и ассертивность [8]. Девушки, вероятно, сталкиваются с аналогичным явлением («потеря голоса»), однако, оно связано с подавлением ассертивности нежели аффилиации. Данное явление начинается у юношей раньше, чем у девушек. Отмеченные гендерные различия, как в ассертивности, так и в аффилиации, должны прослеживаться в подростковом возрасте, а позднее и во взрослой жизни. Но десятилетия исследований в области гендерных различий среди взрослых привели к противоречивым результатам [48,49]. По завершению двух мета-исследований которых были сделаны поразительно разные выводы. Так, А.Игли [20] нашел подтверждение широко распространенному мнению, что мужское поведение является доминирующим, контролирующим, и независимым, тогда как женское поведение является социально чувствительным, дружественным и направленным на благополучие других людей. Напротив, М.Линн и Дж.Хайд пришли к следующему заключению: «Все увеличивающиеся признаки свидетельствуют о том, что гендерные различия в когнитивных и психосоциальных задачах всегда были относительно незначительными. А за последние два десятилетия они значительно уменьшились. Различия возникают в некоторых случаях и ситуациях, но не во всех» [47,с. 139]. Большая часть противоречий может быть обусловлена тем, что исследователи были склонны полагаться на известные методики, такие как опросник половых ролей Бема и опросник PAQ представлений о себе [73], не принимая во внимание контекст ситуаций. Многие исследователи пришли к выводу, что в данных опросниках самооценка и гендерные различия значительно различаются в зависимости от контекста [6,12,26,27,70], а также, что степень различий в поведении мужчины и женщины сильно зависит от ситуации [49]. В) Ассертивность у мужчин и у женщин. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что женщины испытывают определенные трудности, когда пытаются стать ассертивными. При этом обзор соответствующей литературы свидетельствует, что существует различия в мужской и женской ассертивности. М. Херсенс соавторами [29], Дж. Ори и Л. Хелфрич [57], Д. Адеджумо [2], М. Эскин [21] и Б. Муин с соавторами [52] установили, что мужчины более ассертивны, чем женщины. Это, однако, противоречит результатам других исследований. Например, Т. Чандлером с соавторами [14] показано, что в некоторых ситуациях женщины были намного ассертивнее мужчин. В то же время И. Маккоби и К. Джеклин [48], а также Э. Аппельбаум [4] не обнаружили тенденции к большей ассертивности одного из полов. В соответствии с результатами исследования Ф. Икиз [31], пол (и социально-экономический статус) не влияли на уровень ассертивности (у студентов – будущих психологов). Этот результат не согласуется с результатами других исследований, которые показали, что мужчины более ассертивны по сравнению с женщинами [17,40,43], но сходится с результатами других исследований [42,76]. В публикациях отмечается, что ассертивность мужчин и ассертивность женщин может иметь различные последствия, и влияние ассертивных посланий зависит от соотношения гендерной роли с ситуативным и культурным фактором [28]. Исследование Смит-Джентш с соавторами [71] показало, что в процессе принятия решения мужчины в большей степени проявляют ассертивность, чем женщины. Данные результаты согласуются с исследованием Б. Фэгота с соавторами [22], подтверждающим, что мужчины больше склонны проявлять ассертивность в поведении, чем женщины, начиная с детства, с двухлетнего возраста. Объяснением этому может служить тот факт, что родители, учителя и сверстники более адекватно воспринимают ассертивное поведение мальчиков, нежели девочек. Устоявшийся годами такой тип социализации приводит к гендерной разнице в проявлении ассертивного поведения на работе. Например, П. Геллер и С.Хобфолл[25] пришли к выводу, что мужчины более негативно относятся к женщинам, поведение которых на работе является ассертивным, чем к мужчинам, проявляющим ассертивность на рабочем месте, а также не склонны помогать таким коллегам-женщинам. Такое отношение общества к ассертивному поведению женщин на работе приводит к тому, что женщины сознательно не проявляют ассертивность в командной работе. В исследовании Р.Поля, М. Бендера и Г. Лахмана[59]женщины демонстрировали более высокие показатели теста на эмпатию, тогда как мужчины проявляли более высокую ассертивность. В этой работе авторы установили, что эмпатия и ассертивность не связаны между собой. В целом, хотя приведенные результаты зарубежных исследований несколько противоречивы, можно ожидать, что мужчины в соответствующих социумах будут иметь более высокие, чем женщины, показатели ассертивности, а женщины – эмпатии. Наше исследование [1] показало, что показатели ассертивности в русскоязычной среде у мужчин выше, чем у женщин.
3 Ситуативный фактор
Как установили П. Геллер и С. Хофболл [25], мужчины и женщины в большей степени проявляют ассертивное поведение, когда их напарником является женщина. То есть, людям свойственно проявлять различную степень ассертивности в зависимости от ситуации. В некоторых исследованиях также отмечалось влияние пола партнера на ситуативность проявлений ассертивности в поведении личности. Однако в этих исследованиях выявлена тенденция к проявлению ассертивности в случае, когда оба коммуниканта одного пола, а для коммуникантов противоположных полов такое проявление нехарактерно [74]. Получены и другие результаты, указывающие на то, что контекст межличностного общения влияет на гендерные различия в проявлении ассертивности. Например, Д. Мэтисон и Р. Бикер [51] доказали, что мужчины склонны к ассертивному поведению на публике (например, прилюдно задавать вопросы начальству), а женщины чаще проявляют ассертивность в личном общении. Исследования, основанные на самоотчетах, показали, что женщины превосходят мужчин в ряде качеств, которые в разных источниках называют социокультурными, экспрессивными или же межличностными, мужчины же превосходят женщин в качествах, получивших название проблемно-ориентированных и инструментальных, куда входит и ассертивность [18]. Сходным образом, И. Бреснахан с соавторами [9] отмечают, что в трех изученных ими различных культурах мужчины ведут себя более ассертивно, чем женщины. В то же время, И. Ониэйзугбо [55] на примере испытуемых из Нигерии свидетельствует о влиянии только такого фактора, как возраст. Некоторые другие исследования, напротив, не отмечают никаких гендерных отличий в ассертивности [21,61]. К такому выводу привел и мета-анализ Дж. Твенджа [77]. В исследовании жителей Нигерии молодые мужчины предстали более ассертивными, чем молодые женщины, в то время как в случае со старшим поколением ситуация оказалась противоположной. Также сообщается, что среди людей с низким уровнем образования представители мужского пола владели менее высокими навыками ассертивности, чем женского. В случае же с более высоким образованием все было наоборот. В результате этого исследования можно предположить, что женщины, проживающие в Нигерии, с возрастом становятся ассертивнее [55]. Ряд турецких психологов исследовали связи между культурой, полом, индивидуальностью и ассертивностью турецких студентов. Более высокий уровень ассертивности проявляли студенты мужского пола. Кроме того, студенты, которые жили в городе, демонстрировали более ассертивное поведение, чем студенты, которые прибыли из деревни или небольшого городка. Однакорезультаты другого турецкого исследования не свидетельствуют о существенном половом различии в ассертивности студентов [62].
4 Ассертивность и самомониторинг у мужчин и женщин
Самомониторинг – это самонаблюдение за собой в различных ситуациях и регулирование своего поведения с целью произвести желаемое впечатление. Как полагают Ф.Флинн и Д. Амес [23], самомониторинг помогает женщинам справиться с отрицательными гендерными стереотипами в определенных видах деятельности. Изучая смешанные рабочие группы, авторы пришли к выводу, что вклад членов групп женщин с высокими показателями самомониторинга считается более ценным, а их влияние – больше по сравнению с женщинами с низким уровнем самомониторинга. Мужчины от самомониторинга получают относительно мало пользы. При экспериментальном исследовании переговоров указанными авторами было установлено, что женщины с высоким уровнем самомониторинга демонстрируют лучшие показатели, чем те, у кого самомониторинг развит хуже, что проявляется, в частности, в ситуации переговоров, когда ресурсы ограничены. При этом мужчины извлекают из самомониторинга меньше пользы. Дальнейший анализ показал, что женщины с высокими показателями самомониторинга изменяют свое поведение в зависимости от поведенияпартнера по переговорам: если его поведение ассертивное, то женщины начинают действовать более ассертивно, тогда как мужчины в целом и женщины с низкими показателями самомониторинга не изменяют свою манеру поведения, встретившись с ассертивным поведением другой стороны.
5 Ассертивность и вежливость
Отрицательную корреляцию между ассертивностью и «любезностью» среди группы взрослых выявил С. Ратус [63]. Хотя это и не рассмотрено С. Ратусом, но логично предположить, что показатели «любезности» будут высоко коррелировать с популярностью испытуемых. Результаты исследования Э. Форемана [24] показали, что гендерные различия оказывают влияние на вежливость. Они также показали, что вежливость и оценка гендерной роли влияют друг на друга, так как носители гендерных стереотипов ведут себя более вежливо, чем люди с андрогинным типом личности. Значимая связь между вежливостью и ассертивностью была обнаружена только у мужчин. Экспериментальные данные показывают, что вежливость должна рассматриваться как более широкая поведенческая концепция, которая может зависеть от ситуации.Согласно предположений Р. Лакоффа [44], – поскольку женщины более вежливы, чем мужчины, − следовательно, женщины менее склонны к ассертивному поведению. Мужчины более ассертивны и агрессивны и могут отвечать на критику менее ассертивно и чаще переходят на ссору [9].
6 Женская ассертивность
Ряд исследований поднял вопросы об эффективности ассертивного поведения для женщин, поскольку женщины преимущественно склонны считать ассертивность (как и агрессивность) чисто мужскими чертами. Исследование ассертивного поведения женщин показывает, что мужчины могут негативно реагировать на проявление женщинами напористости в общении [13]; именно напористость отличает ассертивное общение от более традиционной для женщин неуверенной манеры общения [79].
7 Ассертивность и аргументированность высказываний
Согласно Д. Инфанти и Э. Ренсер [37], аргументированность является характерной чертой ассертивности. Они напрямую связаны, поэтому, изучая аргументированность и ее влияние, указанные авторы, тем самым, изучали и ассертивность. Конкретно в этой работе изучалась взаимосвязь между аргументированностью и успехом женщин в учреждениях, которые находятся под руководством женщин. Аргументированность характеризуется, как «решительность, которой обладает человек, чтобы отстаивать свою позицию в спорных вопросах и вербально воздействовать на позиции» других людей [36, c.72]. Аргументированность – это такой вид поведения, который конструктивно представлен больше как ассертивный, чем враждебный. С начала 1980-ых годов большая часть исследований связала аргументированность с успехом на работе: умение принятия решения и решение проблем [33], высокая компетенция в общении [56] и хорошая репутация [32]. Эти качества могут объяснить то, почему людей, склонных к аргументации, чаще всего выбирают как групповых лидеров [68], они имеют большую вероятность преуспеть как руководители [38], и их воспринимают более успешными в дальнейшем общении при организации подопечных [35]. Более того, в 9-факторном классическом исследовании, изучающем результаты для действующих руководителей (94 мужчины и 38 женщин), аргументированность «была слабо связана» с более высокими зарплатами, но, в основном, была связана с собственным восприятием карьерного удовлетворения и перспективой. Однако не было выявлено связи с более объективными переменными факторами, такими как продвижение по службе, уровень управления и количество подчиненных [34]. Исследование Н. Шулери [67] показывает, что средний уровень аргументированности является оптимальным для женщин, которые стремятся к продвижению на руководящие должности. Это соответствует тому, чтов целом преуспеванию женщины наиболее способствует средний уровень ее ассертивности. Признавая многочисленные положительные результаты, связанные с аргументированностью амбициозных служащих, как мужчин, так и женщин, можно прийти к заключению, что повышенная аргументированность принесет им пользу: мужчинам ─ выше среднего уровня, женщинам ─ до среднего уровня. Аргументированность (а вместе с ней и ассертивность), как у женщин, так и мужчин можно повысить с помощью тренинга [3,32],а поскольку аргументированность связана с успехом, то можно посоветовать развивать ее.
8 Ассертивность и выбор профессии
Были проверены гипотезы, что женщины преимущественно склонны выбирать традиционно женские должности, однако, женщиныс высокой ассертивностью, более вероятно, рассмотрят как нетрадиционные так и традиционные занятия. Исследование Д.Невилл и Д. Шлекер [53] углубило работы Н. Бец и Ф. Хакет [7] и С. Осборн и Г. Харрис [58], изучавших отношение самоэффективности и ассертивности к готовности женщин участвовать в связанных с карьерой традиционных и нетрадиционных занятиях. Согласно результатам Д.Невилл и Д. Шлекер [53], женщины с большей ассертивностью меньше настроенывыбирать карьерув традиционных для них профессиях, чем женщины, у которых низкая ассертивность. Женщины с высокой степенью ассертивности готовы делать карьерув нетрадиционных профессиях, чем женщины с низкой ассертивностью.
Выводы
Заключение По нашему мнению, приведенные результаты зaрубежных коллег создают обширное поле деятельности для отечественных психологов. Эти наработки указывают перспективные направления исследования ассертивности, облегчают формирование рабочих гипотез, позволяют сравнивать получаемые результаты, проводить их межкультурную адаптацию и т.д. Автор надеется, что все это позволит значительно продвинуть исследования ассертивности в русскоязычном социуме и поднять их на более высокий уровень.
Литература
|