PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ананишнев В.М., Гостев А.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

Журнал » 2014 №10 : Ананишнев В.М., Гостев А.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА
    Просмотров: 2995

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА

 

Ананишнев В.М.,  Гостев А.Н.

Демченко Т.С., Кочетов В.В.

МГПУ, Москва

 

В статье исследуются теоретические основы социального прогнозирования дополнительного образования молодежи (ДОМ), показывается его значение в подготовке кадров для экономики будущего, на основе теоретического и эмпирического исследований представляются пути совершенствования системы этого феномена в контексте проектирования.

Ключевые слова:система, прогнозирование; проектирование; дополнительное образование молодежи; образовательная безопасность; принципы и методы прогнозирования; стадии прогнозирования; организационное, кадровое и информационное обеспечение прогнозирования.

 

 

FORECASTING SYSTEM IN THE SOCIAL DESIGNING OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR YOUTH IN A BIG CITY

 

Ananishnev V. M., Gostev A. N.

Demchenko T. S., Kochetov V. V.

MCTTU, Moscow

 

The article presents theoretical bases of a supplementary education social forecasting for youth and its value in a professional training for future economy. On the basis of theoretical and empirical researches the ways of improvements of this phenomenon in a designing context are represented.

Keywords: forecasting; designing; youth supplementary education; educational safety; principles and forecasting methods; forecasting stages; organizational, personnel and forecasting information support.

 

 

Введение

 

Прогнозирование - это «определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии» [6; 377-378].  Прогнозирование путей развития ДОМ позволяет решить следующие стратегические задачи: разработать рациональные проекты; обеспечить своевременное устранение опасностей и угроз в системе образования. В процессе прогнозирования ДОМ необходимо использовать результаты изучения различных сфер общества (прогностический фон): экономики; демографии, этнографии (развитие языка, обычаев, национальных отношений и т.п.), культуры, нравственности; права, внешней и внутренней политики и других. Социальная практика, экспертный опрос показывают, что в проектировании ДОМ должны использоваться такие временные виды прогнозирования как текущее – месяц, семестр; краткосрочное (тактическое) – 1-2 года, среднесрочное (оперативное) – 5-10 лет, долгосрочное (стратегическое) – 15-20 лет и более.

Контент-анализ сайтов Интернета показал, что в современных науках используется более 100 способов прогнозирования. В социологических исследованиях, как показывает анализ диссертационных исследований, как правило, применяется 10-15 обще- и межнаучных методов: экстраполяция (изучаются возможные отклонения динамического временного ряда под воздействием факторов прогностического фона), моделирование, опрос экспертов и населения, историческая аналогия (ретроспективный анализ), прогнозные сценарии, матрицы взаимовлияющих факторов; методы математических моделей и другие.

 

1 Системное прогнозирование

 

Системное прогнозирование – приоритет нашей страны. Это было обусловлено плановым ведением народного хозяйства. В СССР проблемами проектирования различных сфер общества занимались специальные отделы многих научных учреждений АН СССР, Госплана, Госкомитета по науке и технике, Госстроя, Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и др. С 1967 организовывались даже ежегодные конференции по проблемам проектирования в социалистических странах – членах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) [2]. Разумеется, и в странах Запада проблемы проектирования решаются во многих учреждениях. Например, в США – это Корпорация РЭНД, Гудзоновский институт, институт по проблемам будущего и другие.

Прогнозирование, как свидетельствует практика разработки управленческих решений, включает следующие стадии: а) оценка существующей проблемной ситуации и вариантов ее изменений в будущем; б) определение возможного стратегического социального заказа; в) разработка цели прогнозирования; г) изучение будущих потребностей (мотивов) общества; д) предвидение способов удовлетворения потребностей общества; е) установление сроков, субъектов, факторов грядущих изменений; ж) разработка модели будущего ДОМ и его функций [3].

В практике прогнозирования ДОМ, как свидетельствуют эксперты, необходимо следовать принципам: системности, комплектности, непрерывности, вариантности, адекватности и оптимальности. Безусловно, в социальном прогнозировании в условиях динамичного и быстро изменяющегося социума невозможно обойтись без информационной базы автоматизированных систем управления (АСУ). Использование информационной базы АСУ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижает объем трудозатрат на сбор и подготовку исходных данных, позволяет сконцентрировать усилия специалистов на содержательной части этого процесса. Исходная информация включает данные, используемые в процессе выбора метода прогнозирования, создания методик и справочно-нормативных материалов. От полноты и достоверности этой группы информации зависит научная обоснованность применяемых методов прогнозирования, обоснованность и точность прогнозов.

Социальное прогнозирование занимает центральное место в системе управления ДОМ (рисунок 1). Как видно на рисунке социальное прогнозирование - обязательный элемент управления ДОМ. Без него затруднительно точно определить оперативно-стратегические цели управления, осуществить рациональные проектирование, программирование, планирование образовательной деятельности.

 

Рисунок 1. Место социального прогнозирования в алгоритме управления ДОМ

Рисунок 1. Место социального прогнозирования в алгоритме управления ДОМ

 

Точность научного прогнозирования находится в прямой зависимости от качества, достоверности, полноценности, своевременности информации о процессах, происходящих в социуме. В этой связи необходима специальная организация получения достоверной социально-психологической информации. Например, на Западе научно-исследовательские центры социально-психологического профиля – обязательный атрибут демократического государства. «Все основные исследования в социально-психологической сфере в США … оказались в сфере интересов и непосредственного контроля со стороны президента, его ближайших советников, Совета национальной безопасности, государственного департамента, министерства обороны, ЦРУ, информационно-пропагандистской службы» [4].

 

2  Эмпирическое исследование обучения в системе ДОМ

 

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что ДОМ в будущем имеет хорошую перспективу для подготовки молодежных кадров. Например, уже в настоящее время молодежь проявляет повышенный интерес к системе ДОМ. Опросы показывают, что обучающиеся молодые люди в учреждениях ДОМ, в сравнении с другими (стационарными, традиционными), в большей степени удовлетворены уровнем обучения (рисунок 2). Учреждения ДОМ уже в настоящее время составляют конкуренцию другим формам организации подготовки молодых людей. В этих условиях они вынуждены организовывать подготовку кадров на более высоком уровне.

Рисунок 2. Удовлетворенность уровнем обучения в учреждении дополнительного образования

Рисунок 2. Удовлетворенность уровнем обучения в учреждении дополнительного образования

 

В исследуемых учреждениях системы ДОМ г. Москвы с этой целью организован профессионально-психологический отбор преподавательского состава, что позволяет удовлетворять потребности обучающихся в создании позитивного социально-психологического климата, который, в свою очередь, является основой качественного обучения (таблица 1,2). В этой связи можно предполагать, что учреждения ДОМ и в будущем будут востребованы в большей степени, чем настоящее время.

Как видно из вышеизложенного, и следуя основному закону управления обществом (актуализированная потребность должна удовлетворяться вновь созданными или реорганизованными структурами управления) необходимо разработка новой структуры прогнозирования в системе управления ДОМ.

 

Таблица 1

Оценка обучающимися методической подготовки преподавательского состава в Центре ДОМ (опрошено 400 респондентов)

Ответ

Оценка

Частоты

% по таблице

Доступность изложения материала

4

145

36,3

5

171

42,8

Умение вызвать и поддержать интерес к предмету

4

167

41,8

5

187

46,8

Использование активных форм в процессе занятия

4

158

39,5

5

178

44,5%

Объективность в оценке знаний

4

131

32,8

5

178

44,5%

Доброжелательность и тактичность в отношениях с обучающимися

4

145

36,3

5

175

43,8%

 

Примечание: Выборка. Представляются результаты оценок респондентов по двум показателям из 5 (4 –хорошо, 5 - отлично).

Таблица 2

Возможности учреждений ДОМ по снижению уровня девиации в молодежной среде (Ответы на вопрос: Приведет ли развитие системы ДОМ к снижению уровня правонарушений в молодежной среде?)

Ответы

Частоты

% по таблице

Да

342

85,5%

Нет

22

5,5%

Затрудняюсь ответить

36

9,0%

Всего

400

100,0%

 

Организация отдела прогнозирования в системе социального проектирования образования (в т.ч. ДОМ) должна включать несколько специальных групп аналитической деятельности (рисунок 3).

Для точного предвидения будущего отдел прогнозирования должен выполнять функции по исследованию как можно большего числа угроз национальной безопасности и перспектив образовательной системы молодежи. Безусловно, эти угрозы сопряжены с практически всеми видами национальной безопасности: военной, экономической, миграционной, гражданской, правовой, наркотической, здравоохранения, культурной, трудовой, экологической, информационной, природопользования, транспортной, финансовой, энергетической, интеллектуальной и другими. Все они обеспечиваются деятельностью соответствующих министерств, ведомств, служб Правительства РФ и министерств, непосредственно подчиненных Президенту РФ.

 

Рисунок 3. Организация отдела прогнозирования образования (Вариант)

Рисунок 3. Организация отдела прогнозирования образования (Вариант)

 

В связи с этим, структурные элементы предлагаемой организации отдела прогнозирования для управления образованием крупного города с целью определения, например, специальностей, которые будут востребованы в будущем, должны выполнять функции по изучению как можно большего числа социально-экономических и иных угроз.

Например, группа прогнозирования социальных угроз в сфере образования выполняет функции по исследованию: возможностей государства выполнять социальные обязательства перед обществом; жизненного уровня населения; положение с безработицей; вариантов снижения привлекательности российского образования для частных и зарубежных инвестиций; структуры народного хозяйства с целью определения содержания профессионального обучения и другие. Группа анализа опыта ДОМ изучает и прогнозирует: потребности молодежи в дополнительном образовании; наиболее востребованные молодежью специальности; численность учреждений дополнительного образования; численность и специализацию профессорско-преподавательского состава; пути повышения уровня удовлетворенности образованием в учреждениях ДОМ; материально-техническое обеспечение учреждений ДОМ и другое.

В процессе прогнозирования специалисты отдела, безусловно, должны использовать информацию, полученную от других исследовательских центров (рисунок 4). В настоящее время практически на всех уровнях государственного управления созданы социологические службы (отделы, отделения, группы). Они обладают передовыми технологиями работы с информацией. Например, в них создано значительное количество ведомственных (отраслевых) автоматизированных аналитических и информационно-управляющих систем (локальных и территориальных): в МИДе - автоматизированная система «Глобус»; в ФАПСИ – «Контур». В отраслевых министерствах (госкомитетах) есть собственные АСУ и АИС: АСУ «Статистика», АИС «Налог», АИС Минюста, АИС «Право», АИС МВД, АИС «Здоровье», АИС «Занятость», АИС «Миграция», АИС Защита», АИС «Экология», АИС МЧС и др. Автономно функционируют системы связи: Госкомсвязи, ФАПСИ, ВС РФ, ФПС, МЧС, МВД [1].

Кроме того, существуют и независимые исследовательские структуры (акционерные общества, холдинги и частные фирмы). Например, Всероссийский (ранее всесоюзный) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ. Создан в 1988 г.); КОМКОН-2 – негосударственная коммерческая организация научно-исследовательского профиля, образованная в 1991 г. и другие.

Для обеспечения структур прогнозирования необходимы специально-подготовленные кадры.

Таблица 4

Выпуск специалистов высшими учебными заведениями

по группам специальностей (тысяч человек)

Выпущено специалистов

Государственные вузы

Негосударственные вузы

2008

2009

2008

2009

Гуманитарно-социальные

Автоматика и управление

78,1

11,3

79,3

13,4

18.8

10.7

24,7

14,5

 

 

Заключение

 

В России к настоящему времени сложилась и успешно функционирует многоуровневая система подготовки кадров, способная удовлетворять потребности органов государственного управления образованием, создания структур прогнозирования и проектирования в департаментах образования крупных городов (таблица 4).[5]

Таким образом,социальное прогнозирование в условиях очевидных геополитических потрясений становится актуальной общественной проблемой, которую необходимо срочно решать.

Литература

  1. Гостев А.Н. Информационно-психологическая защита промышленного предприятия: монография. М.: ГУУ, 2013. 167 с.
  2. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование: методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических обследований в Новосибирской области М., 1967. 167 с.
  3. Курбатов В.И.  Социальное проектирование. Ростов-на-Дону, 2010. 234 с.
  4. Прикладные проблемы социальной психологии.  М., 2010. 40 с.
  5. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010. 813 с.
  6. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967.

 

References

 

  1. Gostev A.N. Information and psychological protection of the industrial enterprises. Moscow: GUU, 2013.167 c.
  2. Konstantinovsky D.L., Shubkin V.N. Youth and education: methodological problems and experience of social forecasting on the materials of sociological surveys in the Novosibirsk region. Moscow, 1967. 167 p.
  3. Kurbatov  V. I. Social engineering. Rostov-on-Don, 2010.  234 p.
  4. Applied problems of social psychology. Moscow, 2010. 40 p.
  5. Russian statistical Yearbook. Moscow: Rosstat, 2010. 813 p.
  6. Encyclopedia of philosophy. Moscow: Soviet encyclopedia, 1967.