PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

Журнал » 2014 №10 : Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
    Просмотров: 4635

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ

 

Никиреев Е.М.

МПГУ, Москва

Кобликова Л.В.

ГКУ СДР №12 Москва

 

В данной статья описано исследование Я-концепции, ее структуры и компонентов у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи. Обсуждается значение полноценной эмоционально благополучной модели Я-концепции для успешной адаптации, развития и жизни в социальной среде детей, оставшихся без должного родительского воспитания. Представлена модель поддержания психологического комфорта и здоровья, связанная в первую очередь именно с формированием позитивной Я-концепции.

Ключевые слова: Я-концепция, самовосприятие, самооценка, адаптация, социальная среда.

 

 

 

RESEARCH OF EMOTIONAK SELF-CONCEPT COMPONENTS OF PRESCHOOL CHILDREN DROUTGHT UP OUTSIDE THE FAMILY


Nikireev E.M.
MPGU, Moscow

Koblikova L.V.

SSiSC №12, Moscow

 

This article describes a research of self-concept, its structure and its components at children in terms of children's homes and families. The significance of fulfilling emotionally safe model of self-concept for successful adaptation and development of life in the social environment of children without proper parenting is discussed. There is presented a model of maintenance of psychological comfort and health related in the first place with the formation of a positive self-concept.

Keywords: self-image, self-esteem, adaptation, social environment.

 

Введение

 

Дошкольное детство рассматривается в современной психологии как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Развитие самосознания в дошкольном детстве, ведет к формированию жизненной позиции, отражающей способность к инициативной и сознательной организации в системе социальных отношений ребенка, его стремление определить себя и свое место среди других людей. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития его самосознания, то есть осознания себя и мира.

Изучение вопросов самосознания в последнее время привлекает все большее внимание, поскольку становится напрямую связанно с качеством адаптации детей внутри социальной среды. Не так давно в исследованиях появилось научное понятие «Я-концепция» [2], которое достаточно близко понятийной терминологии специальной, социальной и клинической психологии. Становление Я-концепции происходит постепенно в контексте социально-средового окружения, причем различные ее элементы развиваются  в разное время [1]. С самого рождения каждый человек является объектом отношений других людей, прежде всего своих родителей, поэтому первые формы Я-концепции каждого ребенка по своей сути неизбежно синтезируются им из бессознательно интериоризируемых в процессе общения и совместной деятельности мнений о нем взрослых [3]. Многие авторы считают первую Я-концепцию ребенка результатом родительского внушения, другие – что, по существу, беспомощный ребенок, полностью зависящий от родителей, принимает ее в акте наивной веры, основанной на безусловной любви к источникам своей жизни и благополучия. В любом случае семья оказывает на становление «Я-концепции» огромное влияние.

 

1 Значение эмоционального компонента Я-концепции как части здорового развития личности в дошкольном детстве

 

Эмоциональный компонент Я-концепции охватывает отношение к себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности, а также систему самооценок. Данная структура раскрывается в первую очередь через эмоциональное (эмоционально-ценностное) отношение к себе. Это эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к себе, к тому, что она делает, узнает, понимает. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Все эти процессы тесно связаны и оказывают друг на друга взаимное влияние, вместе обеспечивают организацию личностью своего поведения, то есть процесс саморегулирования [3].

На самых ранних стадиях существования ребенок еще не может различать себя и других. В этот период краеугольным камнем развития здоровой личности, по Э. Эриксону, является общее чувство доверия, эту характеристику можно назвать «уверенностью» [8]. Здесь в любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Именно приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля [8]. В структуре основных новообразований психического развития ребенка до семи лет жизни автономности должно быть отведено особое место, так как именно она обеспечивает ребенку социальную и физическую самостоятельность. А самостоятельность – это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельную, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности [6].

Итак, именно в семье закладываются основы эмоционального отношения ребенка к себе и другим. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно важны. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной общей самооценки. Если же родители не участвуют в воспитании ребенка, он получает пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой. И поскольку в детстве Я-концепция является наименее структурированной, она обладает в этот период высокой пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции [1].  В дальнейшем своем развитии ребенок, взрослея, вовлекается во все большее количество разнообразных видов деятельности, общается со все возрастающим количеством людей, имеющих о нем свое мнение. Этот процесс достаточно жестко детерминирует построение каждым человеком своей Я-концепции. Принципиально важным является то, что изменение и развитие Я-концепции отражает в той или иной мере изменения, происходящие в самом человеке [9].

В целом, отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребенка. С того момента, как в психической жизни индивида появляются общение и взаимоотношения со взрослыми, взрослый оказывается «центром всякой ситуации», «главным фактором формирования личности ребенка», «центром мира», «референтным лицом», которое, по предположению М.И.Лисиной, во многом «определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми», со сверстниками [5]. И вместе с тем, как ни важна роль взрослого в формировании личности ребенка, отношениями лишь со взрослыми нельзя обусловливать сложный мир развивающейся личности.

Формирование представлений о самом себе, в частности, в дошкольном возрасте предполагает гармоничное сочетание индивидуального опыта ребенка с теми оценками и знаниями о себе, которые ребенок накапливает посредством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Опыт общения со сверстниками служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников [5].

Как уже говорилось, эмоциональное отношение к себе тесно связано с самооценкой. И для ребенка, у которого начинает формироваться чувство собственного Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру. На этом уровне развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный и любознательный обычно обладает более высокой самооценкой. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя. Оно появляется к концу дошкольного детства, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с окружающими [5].

На протяжении дошкольного возраста самооценка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутренних состояний и, наконец, оказывается способным в особой форме осознавать свое социальное «Я», свое место среди других людей. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастающим к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру. И на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении оценки ребенком самого себя. Если самооценка дошкольника целостна, то есть ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована [3].

Итак, многие исследователи полагают, что,благодаря процессу интериоризации, присвоения ребенком социальных по своей природе отношений, основными факторами, влияющими на формирование эмоционального компонента Я-концепции в дошкольном детстве являются отношения со взрослыми (прежде всего родителями) и сверстниками [4]. Поддержание стабильного положительного отношения к себе через эмоционально окрашенное отношение взрослых, обеспечит возможность выработки ребенком адекватной постоянной стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности.

Эмоциональный компонент «Я-концепции» дошкольника, помимо прочего, играет важную роль в формировании способности к психологической адаптации в социуме. Это особенно актуально для детей, воспитывающихся вне семьи, поскольку их положение в социуме, до сих пор не преодоленное неправильное отношение к ним окружающих и, конечно, особенности их развития делают таких детей очень уязвимыми [7, 10].

 

2 Условия и методы исследования

 

Исследование эмоционального компонента Я-концепции старших дошкольников, воспитывающихся в условиях вне семьи, проводилось в 2012-2013 г. В нем приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста (6,2±0,8 лет), оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детских домов. г.Москва и Московской области. В контрольную группу вошли 50 дошкольников (6,4±0,7 лет), воспитывающихся в полных семьях. При проведении исследования использовался следующий психодиагностический материал: методика «Методика определения эмоционального уровня самооценки «Я-концепция» А.В. Захаровой, И.П. Шаховой; метод рефлексивного наблюдения.

 

3 Результаты исследования

 

Методика определения эмоционального уровня самооценки позволяет проанализировать особенности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия ребенком себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 1.


Результаты исследования уровня самооценки

Рисунок 1. Результаты исследования уровня самооценки

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01

 

Расчет основных количественных показателей методики определения эмоционального уровня самооценки показывает выраженные различия в самооценке детей экспериментальной группы, для которых наиболее характерными являются ответы, свидетельствующие о неадекватном уровне самооценки. Половина (50%) детей экспериментальной группы указывали себя на первых позициях схематического ряда, что указывает на неадекватно завышенный уровень самооценки. Только у четверти участников экспериментальной выборки наблюдаются ответы, соответствующие нормативному уровню самооценки. Ответы остальных 25% участников экспериментальной группы характеризуют самооценку ребенка как чрезвычайно низкую, способствующую развитию комплекса неполноценности, негативной «Я-концепции». Дети с таким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам. Контрольная группа показывает более развитый уровень дифференциации «Я-реального» и «Я-идеального». Можно считать, что у данной категории детей эмоциональное и интеллектуальное развитие происходит более гармонично, по сравнению со сверстниками, за счет отсутствия острого конфликта между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Шкала Индивидуализации позволяет узнать, насколько ребенок осознает свое сходство или уникальность в сравнении с окружающими. Результаты приведены на рисунке 2.

 


Показатели степени индивидуализации

Рисунок 2. Показатели степени индивидуализации

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

 

Анализ полученных результатов показал, что дети из экспериментальной группы реже делают выбор в пользу сходства с окружающими. Только 20% участников экспериментальной группы выбрали фигуру, обозначающую сходство с социальной группой. Подавляющее большинство (80 %) отмечают фигуру, характеризующую уникальность, противопоставление принятому большинству. Результаты детей из контрольной группы являются более равномерными, 60% детей сделали выбор в пользу индивидуализации, в то время как 40% предпочли выбрать сходство с группой. При выборе фигур дети, воспитывающиеся вне семьи, опирались на собственные мотивы, мнение группы для них являлось малозначительным, в отличие от детей контрольной группы. В ответах детей экспериментальной группы четко прослеживается социальная отчужденность.

Результаты шкалы, позволяющей с позиции ребенка оценить сложность своей «Я-концепции» представлены на рисунке 3. При анализе результатов выборов обеих групп удалось выявить явные различия по показателю сложности «Я–концепции». В контрольной группе сложные фигуры были выбраны 45% детей, в то время как в экспериментальной всего 10%.

Таким образом, большая часть детей контрольной группы выбрала фигуру, соответствующую сложной «Я–концепции», в отличие от большей части детей экспериментальной группы. Подавляющее большинство в этой группе (65%) охарактеризовало свою «Я- концепцию» как незрелую. Подобные результаты свидетельствуют о том, что детям экспериментальной группы довольно трудно адекватно воспринимать отличную от их собственной жизненную позицию. Высокий уровень эгоцентризма и незрелость «Я–концепции» у детей экспериментальной группы может стать причиной развития таких черт личности как замкнутость и социальная пассивность.

 

Оценка сложности «Я-концепции»

 

Рисунок 3. Оценка сложности  «Я-концепции»

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01

 

 

Для изучения самовыражения и самоутверждения детей контрольной и экспериментальной групп был использован метод рефлексивного наблюдения. Результаты наблюдения по каждому из блоков фиксировались в карте рефлексивного наблюдения. Полученные данные показаны на рисунке 4.

 


Результаты изучения самовыражения и самоутверждения

Рисунок 4. Результаты изучения самовыражения и самоутверждения

* - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в семье, преобладают следующие ориентиры в поведении: самопринятие (85%), самоуважение (70%), самоограничение (60%), самовыражение в превосходстве (60%), самоутверждение в защите (75%). Наблюдение за детьми, воспитывающимися вне семьи, показало, что для них наиболее свойственны следующие ориентиры в поведении: самопринятие (65%), самоуважение (55%), самовыражение в превосходстве (60%), самоограничение (75%), самоутверждение в защите (85%).

Участники экспериментальной и контрольной групп показали одинаковый уровень самопринятия, а также самовыражения в превосходстве. Они в равной степени проявляют инициативу в общении, стараются выделиться, проявляют интерес к происходящему в группе. Дети, воспитывающиеся в семье, показали более высокий уровень самоуважения, для них более свойственно пытаться произвести впечатление, добиваться результатов при выполнении заданий, в отличие от детей экспериментальной группы.

Для детей - участников экспериментальной группы наиболее выраженным ориентиром в поведении стало самоутверждение в защите. Они чаще ожидают посягательств на свои права, ведут себя упрямо и напористо. В попытках привлечь к себе внимание могут вести себя навязчиво, при этом быстро переключаться с одного человека на другого.

 

Выводы

 

В результате сравнительного изучения особенностей структуры «Я-концепции» у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семье, были получены следующие выводы.

  1. Специфика структуры «Я–концепции» ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме, характеризуется низким уровнем дифференциации «Я-реального» и «Я-идеального». Для детей данной категории свойственно противопоставлять себя окружающим, они обладают высокой степенью эгоцентризма.
  2. Эмоциональный уровень самооценки детей, воспитывающихся в детском доме, имеет положительное значение, порой переходящее в неадекватно завышенные формы. Подобная позиция свидетельствует о переоценивании ребенком себя и своих возможностей, что, как следствие, может стать причиной в неудачном межличностном взаимодействии со сверстниками.
  3. Дети-воспитанники детского дома в решении возникающих жизненных проблем вынуждены опираться исключительно на собственные силы. При подобных условиях, процесс принятия себя и формирования положительной «Я-концепции» осложнен, поскольку ребенок оказывается эмоционально не вовлеченным в социальные отношения.
  4. У детей, воспитанников детского дома обнаружились менее развитые способности к приобретению в процессе социализации эффективных поведенческих программ и стратегий, поскольку для них свойственно фиксирование не проблемной ситуации. Подобный паттерн взаимодействия может стать причиной отклонений в эмоционально - волевой сфере, невозможности адекватного реагирования на требования социума.
  5. Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют тенденцию к перекладыванию ответственности за себя и свое благополучие на других людей. У детей данной категории наблюдается выраженная потребность в защите и покровительстве. Подобная пассивная позиция ведет к неспособности справиться с многочисленными жизненными трудностями и оказывает непосредственное влияние на формирование негативной «Я-концепции».

 

Литература

 

  1. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб: Речь, 2006. 320 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Под общ. ред. В. Я. Пилиповский. Пер. М. Б. Гнедовский, М. А. Ковальчук.  М.: Прогресс, 1986. 420с.
  3. Буравцова Н.В., Столбикова М.Ю. Влияние самоотношения и значимых взаимоотношений на развитие Я-концепции личности// Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: материалы конференции Новосибирск:  НГПУ, 2010.  С.177-182.
  4. Калинина О.С., Свистунова Е.В. Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с гиперкинетическим расстройством // Психологическая наука и образование. 2009. №5.С. 89-96.
  5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320 с.
  6. Неволина В. В. Специфика эмоционального взаимодействия детей в семье и вне семьи // Социокультурные проблемы современной молодежи материалы Международной научно-практической конференции Часть II / Под науч. ред H. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 153 – 160.
  7. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. «Комплекс Брута» у социальных сирот.//Системная психология и социология. 2010. №1. С. 72-76.
  8. Сафукова Н.Н. Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии // Психология человека в современном мире. М.: ИПРАН , 2009. С.392-398.
  9. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности./Пер. с англ И. Б. Гриншпун. М.: Психотерапия, 2008. 656 с.
  10. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2005. 628с.

References

  1. Belobrykina O. A. Diagnostics of development of consciousness at children's age. St. Peterburg: Speech, 2006. 320 p.
  2. Burns R. Self-Concept development and education. The translation with English/Under a general edition  by V.Ya. Pilipovsky. Translators are M. B. Gnedovsky,  M. Kovalchuk. Moscow: Progress, 1986. 420 p.
  3. Buravtsova N. V., Stolbikov M. Yu. Influence of the self-relation and significant relationship on Self-Concept development of the personality//Sociocultural determinants and motivational bases of development of the personality: conference materials Novosibirsk: NGPU, 2010. P. 177-182.
  4. Kalinin O.S., Svistunova E.V. Correction of the emotional and strong-willed sphere of children with hyperkinetic frustration//Psychological science and education. 2009. N5. P. 89-96.
  5. Lisina M. I. Formation of the identity of the child in communication. St. Petersburg: Piter, 2009. 320 p.
  6. Nevolina V. V. Specifics of emotional interaction of children in a family and out of a family//Sociocultural problems of modern youth materials of the International scientific and practical Part II / Under scientific editor  by  N. Ya. Bolshunova, O. A. Shamshikova. Novosibirsk: NGPU, 2006. P. 153 – 160.
  7. Romanova E. S., Ryzhov B. M. «The Brutus complex» of social orphans//System psychology and sociology. 2010. №1. P. 72-76.
  8. Safukova N. N. The concept «Self-Concept» of the personality of domestic psychology//Psychology of the person in the modern world. Moscow: IPRAS, 2009. P. 392-398.
  9. Hall Calvin S., Lindsey Gardner Theories личности. / Translator is I. B.  Grinshpun. Moscow: Psychotherapy, 2008. 656 p.
  10. Shipitsina L. M. Psychology of orphan children: school-book. St.Petersburg: SPbGU, 2005. 628 p.