Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
Журнал » 2014 №10 : Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ |
Просмотров: 5947 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
Никиреев Е.М. МПГУ, Москва Кобликова Л.В. ГКУ СДР №12 Москва
В данной статья описано исследование Я-концепции, ее структуры и компонентов у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи. Обсуждается значение полноценной эмоционально благополучной модели Я-концепции для успешной адаптации, развития и жизни в социальной среде детей, оставшихся без должного родительского воспитания. Представлена модель поддержания психологического комфорта и здоровья, связанная в первую очередь именно с формированием позитивной Я-концепции. Ключевые слова: Я-концепция, самовосприятие, самооценка, адаптация, социальная среда.
RESEARCH OF EMOTIONAK SELF-CONCEPT COMPONENTS OF PRESCHOOL CHILDREN DROUTGHT UP OUTSIDE THE FAMILY
Koblikova L.V. SSiSC №12, Moscow
This article describes a research of self-concept, its structure and its components at children in terms of children's homes and families. The significance of fulfilling emotionally safe model of self-concept for successful adaptation and development of life in the social environment of children without proper parenting is discussed. There is presented a model of maintenance of psychological comfort and health related in the first place with the formation of a positive self-concept. Keywords: self-image, self-esteem, adaptation, social environment.
Введение
Дошкольное детство рассматривается в современной психологии как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Развитие самосознания в дошкольном детстве, ведет к формированию жизненной позиции, отражающей способность к инициативной и сознательной организации в системе социальных отношений ребенка, его стремление определить себя и свое место среди других людей. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития его самосознания, то есть осознания себя и мира. Изучение вопросов самосознания в последнее время привлекает все большее внимание, поскольку становится напрямую связанно с качеством адаптации детей внутри социальной среды. Не так давно в исследованиях появилось научное понятие «Я-концепция» [2], которое достаточно близко понятийной терминологии специальной, социальной и клинической психологии. Становление Я-концепции происходит постепенно в контексте социально-средового окружения, причем различные ее элементы развиваются в разное время [1]. С самого рождения каждый человек является объектом отношений других людей, прежде всего своих родителей, поэтому первые формы Я-концепции каждого ребенка по своей сути неизбежно синтезируются им из бессознательно интериоризируемых в процессе общения и совместной деятельности мнений о нем взрослых [3]. Многие авторы считают первую Я-концепцию ребенка результатом родительского внушения, другие – что, по существу, беспомощный ребенок, полностью зависящий от родителей, принимает ее в акте наивной веры, основанной на безусловной любви к источникам своей жизни и благополучия. В любом случае семья оказывает на становление «Я-концепции» огромное влияние.
1 Значение эмоционального компонента Я-концепции как части здорового развития личности в дошкольном детстве
Эмоциональный компонент Я-концепции охватывает отношение к себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности, а также систему самооценок. Данная структура раскрывается в первую очередь через эмоциональное (эмоционально-ценностное) отношение к себе. Это эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к себе, к тому, что она делает, узнает, понимает. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Все эти процессы тесно связаны и оказывают друг на друга взаимное влияние, вместе обеспечивают организацию личностью своего поведения, то есть процесс саморегулирования [3]. На самых ранних стадиях существования ребенок еще не может различать себя и других. В этот период краеугольным камнем развития здоровой личности, по Э. Эриксону, является общее чувство доверия, эту характеристику можно назвать «уверенностью» [8]. Здесь в любой оценке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Именно приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля [8]. В структуре основных новообразований психического развития ребенка до семи лет жизни автономности должно быть отведено особое место, так как именно она обеспечивает ребенку социальную и физическую самостоятельность. А самостоятельность – это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельную, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности [6]. Итак, именно в семье закладываются основы эмоционального отношения ребенка к себе и другим. В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно важны. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной общей самооценки. Если же родители не участвуют в воспитании ребенка, он получает пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой. И поскольку в детстве Я-концепция является наименее структурированной, она обладает в этот период высокой пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции [1]. В дальнейшем своем развитии ребенок, взрослея, вовлекается во все большее количество разнообразных видов деятельности, общается со все возрастающим количеством людей, имеющих о нем свое мнение. Этот процесс достаточно жестко детерминирует построение каждым человеком своей Я-концепции. Принципиально важным является то, что изменение и развитие Я-концепции отражает в той или иной мере изменения, происходящие в самом человеке [9]. В целом, отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, - необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребенка. С того момента, как в психической жизни индивида появляются общение и взаимоотношения со взрослыми, взрослый оказывается «центром всякой ситуации», «главным фактором формирования личности ребенка», «центром мира», «референтным лицом», которое, по предположению М.И.Лисиной, во многом «определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми», со сверстниками [5]. И вместе с тем, как ни важна роль взрослого в формировании личности ребенка, отношениями лишь со взрослыми нельзя обусловливать сложный мир развивающейся личности. Формирование представлений о самом себе, в частности, в дошкольном возрасте предполагает гармоничное сочетание индивидуального опыта ребенка с теми оценками и знаниями о себе, которые ребенок накапливает посредством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Опыт общения со сверстниками служит контекстом для сравнения себя с себе подобными, являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников [5]. Как уже говорилось, эмоциональное отношение к себе тесно связано с самооценкой. И для ребенка, у которого начинает формироваться чувство собственного Я, важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру. На этом уровне развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный и любознательный обычно обладает более высокой самооценкой. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя. Оно появляется к концу дошкольного детства, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений с окружающими [5]. На протяжении дошкольного возраста самооценка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутренних состояний и, наконец, оказывается способным в особой форме осознавать свое социальное «Я», свое место среди других людей. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастающим к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру. И на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении оценки ребенком самого себя. Если самооценка дошкольника целостна, то есть ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована [3]. Итак, многие исследователи полагают, что,благодаря процессу интериоризации, присвоения ребенком социальных по своей природе отношений, основными факторами, влияющими на формирование эмоционального компонента Я-концепции в дошкольном детстве являются отношения со взрослыми (прежде всего родителями) и сверстниками [4]. Поддержание стабильного положительного отношения к себе через эмоционально окрашенное отношение взрослых, обеспечит возможность выработки ребенком адекватной постоянной стратегии по отношению к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности. Эмоциональный компонент «Я-концепции» дошкольника, помимо прочего, играет важную роль в формировании способности к психологической адаптации в социуме. Это особенно актуально для детей, воспитывающихся вне семьи, поскольку их положение в социуме, до сих пор не преодоленное неправильное отношение к ним окружающих и, конечно, особенности их развития делают таких детей очень уязвимыми [7, 10].
2 Условия и методы исследования
Исследование эмоционального компонента Я-концепции старших дошкольников, воспитывающихся в условиях вне семьи, проводилось в 2012-2013 г. В нем приняли участие 48 детей старшего дошкольного возраста (6,2±0,8 лет), оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детских домов. г.Москва и Московской области. В контрольную группу вошли 50 дошкольников (6,4±0,7 лет), воспитывающихся в полных семьях. При проведении исследования использовался следующий психодиагностический материал: методика «Методика определения эмоционального уровня самооценки «Я-концепция» А.В. Захаровой, И.П. Шаховой; метод рефлексивного наблюдения.
3 Результаты исследования
Методика определения эмоционального уровня самооценки позволяет проанализировать особенности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста, увидеть особенности восприятия ребенком себя и наиболее значимых взрослых, узнать, как ребенок видит себя в окружающей социальной среде, насколько он включен в нее. Данные по исследованию уровня самооценки у испытуемых приведены на рисунке 1. Рисунок 1. Результаты исследования уровня самооценки * - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05 ** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01
Расчет основных количественных показателей методики определения эмоционального уровня самооценки показывает выраженные различия в самооценке детей экспериментальной группы, для которых наиболее характерными являются ответы, свидетельствующие о неадекватном уровне самооценки. Половина (50%) детей экспериментальной группы указывали себя на первых позициях схематического ряда, что указывает на неадекватно завышенный уровень самооценки. Только у четверти участников экспериментальной выборки наблюдаются ответы, соответствующие нормативному уровню самооценки. Ответы остальных 25% участников экспериментальной группы характеризуют самооценку ребенка как чрезвычайно низкую, способствующую развитию комплекса неполноценности, негативной «Я-концепции». Дети с таким уровнем самооценки характеризуются как крайне зависимые от непосредственного социального окружения, неспособные к самостоятельным поступкам. Контрольная группа показывает более развитый уровень дифференциации «Я-реального» и «Я-идеального». Можно считать, что у данной категории детей эмоциональное и интеллектуальное развитие происходит более гармонично, по сравнению со сверстниками, за счет отсутствия острого конфликта между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Шкала Индивидуализации позволяет узнать, насколько ребенок осознает свое сходство или уникальность в сравнении с окружающими. Результаты приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели степени индивидуализации * - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05
Анализ полученных результатов показал, что дети из экспериментальной группы реже делают выбор в пользу сходства с окружающими. Только 20% участников экспериментальной группы выбрали фигуру, обозначающую сходство с социальной группой. Подавляющее большинство (80 %) отмечают фигуру, характеризующую уникальность, противопоставление принятому большинству. Результаты детей из контрольной группы являются более равномерными, 60% детей сделали выбор в пользу индивидуализации, в то время как 40% предпочли выбрать сходство с группой. При выборе фигур дети, воспитывающиеся вне семьи, опирались на собственные мотивы, мнение группы для них являлось малозначительным, в отличие от детей контрольной группы. В ответах детей экспериментальной группы четко прослеживается социальная отчужденность. Результаты шкалы, позволяющей с позиции ребенка оценить сложность своей «Я-концепции» представлены на рисунке 3. При анализе результатов выборов обеих групп удалось выявить явные различия по показателю сложности «Я–концепции». В контрольной группе сложные фигуры были выбраны 45% детей, в то время как в экспериментальной всего 10%. Таким образом, большая часть детей контрольной группы выбрала фигуру, соответствующую сложной «Я–концепции», в отличие от большей части детей экспериментальной группы. Подавляющее большинство в этой группе (65%) охарактеризовало свою «Я- концепцию» как незрелую. Подобные результаты свидетельствуют о том, что детям экспериментальной группы довольно трудно адекватно воспринимать отличную от их собственной жизненную позицию. Высокий уровень эгоцентризма и незрелость «Я–концепции» у детей экспериментальной группы может стать причиной развития таких черт личности как замкнутость и социальная пассивность.
Рисунок 3. Оценка сложности «Я-концепции» * - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05 ** - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,01
Для изучения самовыражения и самоутверждения детей контрольной и экспериментальной групп был использован метод рефлексивного наблюдения. Результаты наблюдения по каждому из блоков фиксировались в карте рефлексивного наблюдения. Полученные данные показаны на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты изучения самовыражения и самоутверждения * - Результаты достоверности различий при уровне р≤0,05 Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в семье, преобладают следующие ориентиры в поведении: самопринятие (85%), самоуважение (70%), самоограничение (60%), самовыражение в превосходстве (60%), самоутверждение в защите (75%). Наблюдение за детьми, воспитывающимися вне семьи, показало, что для них наиболее свойственны следующие ориентиры в поведении: самопринятие (65%), самоуважение (55%), самовыражение в превосходстве (60%), самоограничение (75%), самоутверждение в защите (85%). Участники экспериментальной и контрольной групп показали одинаковый уровень самопринятия, а также самовыражения в превосходстве. Они в равной степени проявляют инициативу в общении, стараются выделиться, проявляют интерес к происходящему в группе. Дети, воспитывающиеся в семье, показали более высокий уровень самоуважения, для них более свойственно пытаться произвести впечатление, добиваться результатов при выполнении заданий, в отличие от детей экспериментальной группы. Для детей - участников экспериментальной группы наиболее выраженным ориентиром в поведении стало самоутверждение в защите. Они чаще ожидают посягательств на свои права, ведут себя упрямо и напористо. В попытках привлечь к себе внимание могут вести себя навязчиво, при этом быстро переключаться с одного человека на другого.
Выводы
В результате сравнительного изучения особенностей структуры «Я-концепции» у детей, воспитывающихся в условиях детского дома и детей, воспитывающихся в семье, были получены следующие выводы.
Литература
References
|