Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Подзорова Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И Я-ИДЕАЛЬНЫМ

Журнал » 2014 №10 : Подзорова Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И Я-ИДЕАЛЬНЫМ
    Просмотров: 26315

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И

Я-ИДЕАЛЬНЫМ

Подзорова Л.В.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена феномену «Двойственность личности». В ней рассматриваются исторические аспекты появления и формирования понятия «соответствия». Проанализированы характерные особенности компонентов личности в процессе становления и развития Я-концепции (на примере связи между Я-реальным и Я-идеальным). Особое внимание обращено на механизмы при взаимодействии между Я -реальным и Я-идеальным. В работе даны подробные определения затрагиваемых понятий.

Ключевые слова: Я-концепция, компоненты личности.

 

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN AMBIVALENT PERSONALITY AS A CORRELATION BETWEEN THE REAL-SELF AND

THE IDEAL-SELF

 

Podzorova L.V.

MCTTU, Moscow

 

This article deals with the phenomenon of «Ambivalent personality». Historical aspects regarding origin and evolution of the concept of incongruence are also considered in this article. Specific features of personality’s components during the self-concept development process are analyzed (by the example of correlation between the real-self and the ideal-self). Particular attention is paid to the relationship between the real-self and the ideal-self in case of interactions. The article provides a detailed definition of all terms discussed.

Key words: Self-concept, personality components.

 

Введение

 

Показатели по характерным чертам современного общества (идентификация, автономность, саморегуляция), выраженные в самобытном основании присущих интеграций, не перестают повышать актуальность исследования всех сторон конструктивной функциональности внутриличностных и межличностных конфликтующих компонентов, крайним выражением которых является личностные особенности человека. Среди проблем, таких как взаимодействие личности с обществом и самоактуализация личности, связанных с развитием и эволюционированием ноосферы, большое значение приобрела проблема изучения внутриличностных характеристик связанных с несоответствием самопредставления и истинно-личностных критериев по отношению привносимому от среды окружения индивида. Отдельные невротические реакции формируются в целый  невротический комплекс, охватывающий соматическую, эмоциональные сферы, сферу общения, препятствующий формированию предпосылок к нормальной жизнедеятельности или обуславливающий ее разрушение.

Целью статьи является раскрытие понятия соответствия с точки зрения соотношения между Я-реальным и Я-идеальным, базируясь на основополагающие теории разработанные в философии, психологии, социологии и других науках.

Изучение соответствия в данной работе, как части самосознания, является многомерным образованием в концепции знаний о личности в целом. Оно позволит скорректировать многие представления о поведении: восприятие себя через окружающих; самовосприятие;  личностную направленность человека. В зарубежной науке (Фрейд, Фридман, Хассе Минде, Хой, Кипхард, Хорни, Кронбах, Кратту, Роджерс и др.) большое внимание уделяют проблемам, возникающим в Я-концепции по изучению несоответствия в саморазвитии, самовосприятии, саморефлексии, самопознании и т.д. Разработаны новые понятия о Я-концепции как об обширной саморегулирующейся системе. Обозначены возникающие в процессе самопознания «Я-образы». А так же исследованы составляющие компоненты, способы ее функционирования условия и уровни развития данной концепции и т.д.

В современной отечественной науке (В. С. Агапов, Н. Н. Васильев, В. Голованевская,  А.А. Дерябин, А. П. Колядин,  Б. М. Рыжов, Е. С. Романова, Е. Т. Соколова и др.) делают упор на изучение возрастной репрезентации Я-концепции личности, основополагающих векторах в Я-концепции в воспитания; исследуют особенности Я-концепции, как фактора формирования аддиктивного поведения, а так же обследуют самосознание и самооценку при аномалиях личности.

 

1 Внутриличностные разногласия, как порождение двойного концептуального эффекта искажающего личность

 

Чтобы раскрыть психологические особенности двойственности личности в зарубежной психологии была введена такая универсалия как конгруэнтность; в отечественной психологии данное понятие рассматривается на примере «согласованности концепций личности». Это понятие специально создано для более широкого и конкретного описания групп проявлений в Я-концепции. Понятие  «соответствие» служит связующим звеном во всех критериях соотношения личности по самооценке при ее взаимодействии с социумом. Большой психологический словарь определяет «психологическое соответствие» как - состояние, в котором слова человека соответствуют его действиям. Это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением  в поведении способами, не травмирующими других людей. Состояние целостности, адекватности, внутренней гармонии, отсутствия конфликта [6 с 15]. Большая психологическая энциклопедия этот термин определяет в более широком смысле, как  согласованность переживания, осознавание равенства, адекватности друг другу разных экземпляров (содержание, выраженного в различных формах и представлениях) или согласованности между собой элементов системы [5 с 315].

В середине 20 века чтобы объяснить разнообразные явления психосоциального поведения личности учеными было предложено несколько тезисов близких по содержанию к теории соответствия личностных концепций, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия» (теории коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория структурного баланса Ф. Хайдера и теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, а так же теории Осгуда и Танненбаума). По мнению Г. М. Андреевой, термин «соответствие», введен Осгудом и Танненбаумом и является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера [3,12].

Особое значение вделовом общении имеет закон соответствия, наиболее обстоятельно разработанный в концепции К. Роджерса. В отличие от Фрейда и Юнга Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Изначально Роджерс воспринимал обоснование диагноза, в рамках диалектической психотерапии, как нежелательную для диагностическо - терапевтического процесса, ибо таким путем скорее всего потеряется непредвзятое отношение к консультируемому индивиду. На основании была сформирована теория нарушений и неврозов, не сопоставляемую с диагнозами. Главное роль в его теории по нарушениям  — это оцененная индивидом несоответствие в Я-концепции и его переживанием/поведением. Этот взгляд Роджерса о значении диагностики в диалектической психотерапии/психологии современные терапевты не разделяют: как утверждает Боммерт осознанная работа без диагностики неплодотворна[9,13].

По Роджерсу несоответствие выражено в несоразмерности друг другу, опыта человека и его представлений о самом себе. На уровне проявлений означает тревогу, ранимость, нецельность личности.Несоответствие может быть определено как «выявление застоя в саморазвитии и тем самым подчеркивает нарушение обработки переживаемых событий» [21 с. 212]. С точки зрения Вердербера «несоответствие» — разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Как говорит Мак-Дермот – «быть не в раппорте с самим собой, внутренний конфликт, выраженный в поведении. Несоответствие может быть последовательным: одно действие следует за другим действием, которому противоречит, или одновременно, например, соглашение на словах, но с сомнением в голосе[1 с 34, 3 ]».

Признание и уважение позиций между собой и другими приводит к понятию самосознания. Личность самоактуализируется во многих взаимодействиях, в частности в межличностном общении. Эти процессы осознания и сопереживания, так же оценки, могут осуществить сильное тесное психологическое самовзаимодействие. Общение оказывается более всеобъемлемым тогда, когда у двух людей присутствует гармония в жизненном опыте на различные ситуации и в осознании. Соответствие в данном случае значит  «гармония опыта, осознания и сигналов». Чем сильнее Я-идеальное находится в единстве всех сторон Я-реальное, как идентичность в опыте, осознании и сигналах, тем выше и устойчивее будет соответствие у человека. Такое соответствие отвечает на психологическую согласованность и взаимную гармонизацию личности. Если игнорировать данное положение, то это приведет к понижению психологического благоприятного развития и как следствие будет развиваться психосоматическое несоответствие[22].

Шкала Сахсе и Мауса по способам переработки знаний дает возможность моментального диагноза дисфункциональной схемы личностных Я-концепций при границах «психотерапии ориентированной на цель». Она является эмпирической и клинической валидностью которая доказывается через диагностику и целеполагание для достижения нормального функционирования схемы переработки знаний [8,14]. Процессы совершенствование личности складываются из определенного положений и условий. Ситуаций и условия закладываются в фундамент построения других и более программ, в частности Я-реальное и Я-идеальное. Соотношения полученных личностных данных позволяет образовать личные успехи в выстраивании личного будущего. На основании этого производится обновление прогрессий, реакций, процессов. Гармония всех компонентов личности способствует усовершенствованию в планировании деятельности на фундаменте достижений прошлого.

 

2 Я-реальное и Я-идеальное как компоненты личности

 

Понятие совмещаемости различных компонентов личности, не требует большего числа подобных друг другу характеристик. А подобное несоответствие допускает одновременно наличие и одного, и другого, противоположного, то есть допускает присутствие сходства и различий. Подобные допуски в понятии свидетельствуют о том, что сама конструкция субстанции соответствия строится из двух качественно разных основ. Одна - из одинаковых параметров, другая - из отличительных показателей, которые выражают неповторимую индивидуальность сравниваемых форм или процессов. То есть понятие соразмерности, обязательно выделяет все индивидуальные качества сравниваемых единиц, например Я-реальное и Я-идеальное, и обособляет их, сохраняя уникальность [20 с. 115].

В моделях личности основополагающей концептуальной единицей выступает:  Я - реальное, Я - идеальное  и самоактуализация. Как определяют Я-реальное Б. Г.Мещерякова  и В. П. Зинченко в большой психологическом словаре (Real self) -  каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле. А Я-идеальное - каким я хотел бы и/или должен стать.[5 с 636]

Я-идеальное (Ideal self)– представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Я-реальное мотивирует текущую активность, детерминирует выбор ближайших целей, обусловливает выбор ближайших целей, предопределяет уровень притязаний, определяет особенности общения с людьми  задает  направление выбора стратегии адаптации и жизненных стратегий. Я-идеальное необходимо для сохранения самоуважения, мотивирует деятельность человека, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения. То есть к Я- идеальному пытается приблизиться Я-реальное. Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует уровень рассогласованности личности. Если сходство невелико, то рассогласованность выступает в виде двигателя личностного развития. Высокий уровень рассогласованности, при Я-идеальном выражающем повышенное самолюбие, самомнение, нездоровую амбициозность, как правило становится причиной развития психических заболеваний [4]. Переход от Я-реального к Я-идеальному, освобождение себя от неприемлемой части себя понимается К. Роджерсом как процесс. Этот процесс и есть процесс личностного роста, то есть развития. Закономерности этого процесса, его движущие силы, факторы, ему способствующие , - вот круг вопросов, которые преимущественно рассматривались. К. Роджерсом  как представителем гуманистической психологии [9]. Основываясь на данной теории В. Н. Дружинин, считает, что  Я - реальное и Я - идеальное, как понятия не имеют четко определенных лексических рамок в научном смысле. Внеся новое положения в теорию, В. Н. Дружинин утверждает, что параметры определения их согласованности/рассогласованности могут существовать в анализе самооценке индивида. Высокие показатели согласованности -подтверждают наличие достаточной гармонии Я - реального и Я-идеального (самооценка в пределах нормы). При высокой степени рассогласованности (самооценка ниже пределов нормы) выявляется высокий уровень тревожности, наличие неврозов.

В подходе Х. Ремшмидта, за основу которого взят психоаналитический взгляд, который рассматривает Я - идеальное, как часть внутриличностных развитий. Я - идеальное часто становится центром аффективных переживаний, это выявляется при помощи внутриличностной диагностики. Подобные исследования  показывают наличие у страдающих неврозами конфликт между Я - идеальным и Я - реальным. Он выражен в большей степени, чем у индивидов со здоровой психикой. Индивид испытывает чувство неполноценности, как знак фрустрированности. В структурную цепь защитно-психологического устройства включено Я - идеальное. Задача подобной стратегии - это поддержка всесторонне положительных самоотношений в ключе Я-концепции[15]. Х. Ремшмидт психологическую защиту рассматривает, как реакцию, при которой индивид научится приспосабливаться и стремиться   использовать защиту неосознанно.  Подобные реакции вырабатываются для защиты своей внутренней психической модели, защиты своей Я - концепции от деструктивных факторов (гнев, тревоги, конфликты), которые индивид воспринимает опасными.

Восприятие собственного «я» искажается под влиянием защитных механизмов, также на него влияют мотивы, цели, установки, которые ставит перед собой человек. В исследованиях выделяются две функции самопрезентации[11]:

1) самопрезентация предпринимается ради самопонимания. Человек стремится согласовать представление о себе со своим поведением;

2) публичное распространение образа «Я». Главное в этой функции - защита самоотношения и обеспечение успешного социального взаимодействия.

Самопрезентацию индивида на две стратегии разделяет А. А. Боделев: 

- «ублажающая» направлена на то, чтобы представить себя в благоприятном свете и получить одобрение окружающих;

- самоконструирующая направлена на поддержание и укрепление идеального «Я», так как вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в идеальное «Я» субъекта. Самосознание, как ведущая функция регулирует часть поведения личности. А.А. Бодалев считает, что тандем межличностностных и внутриличностных знаний и самооценка человека является психологической основой поведения личности [7 с 147].

Я-реальное Дж. Фэйдимен и Р. Фрейджер в своих работах называют Я-материальное (Material self). Они считают что Я-материальное — это слой включающий в себя предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В Я-реальное (материальное) состоит не только из семьи, но так же его друзей. Насколько человек идентифицирует себя с другими людьми или предметами, настолько они являются частью его Я-образа[20].

Как компоненты личности Я-реальное и Я-идеальное находясь в согласованности между собой, несут положительное развитие личности, но это явление в полом объеме практически никогда не прослеживается в длительной динамике развития человека. При незначительных несоответствий между различными компонентами в Я-концепции возникает кризис. Подобный кризис может развиваться по двум направлениям – положительной рефлексии индивидом своих поступков и мотивов или же снижению самооценки. Множественные кризисы, вызванные проблемами между Я-реальным и Я-идеальным влияние окружающей среды, социума вносят деструктивные изменения в Я-концепцию личности, что приводит к нарушению психоэмоционального состояния личности.

 

3   Механизм соотношения между Я-реальным и Я-идеальным

 

Объём субстанции несоответствия Я-реального и Я-идеального набирает в себя отрицательные типы энергий от вычислений идентичных и различных величин и положительные типы энергий от вариантов сравнений и сопоставлений, а также творческих сочетаний параметров. Эти противоположные накопления попадают в свои части объёма и распределяются в них в закономерной последовательности, создавая в отдельности такие характеристики, как совпадение и различие. Дистанция между Я-реальным и Я-идеальным может быть различной. Если у человека, говорит К. Роджерс, Я-идеальное значительно отличается от Я-реального, то такой человек чувствует внутреннюю неудовлетворенность и психологический дискомфорт [9,13]. Сильные переживания по поводу большой дистанции между Я-реальным и Я- идеальным могут привести к более серьезному психическому неблагополучию — депрессии, неврозу. Вместе с тем отсутствие дистанции между Я-идеальным и Я-реальным  — это ситуация невозможности личностного роста как такового. В целом, напряжение между полюсами Я-реального и Я-идеального определяет внутреннюю динамику, своеобразие и интенсивность которой окрашивает жизненный путь человека, его развитие в контексте движения по этому пути.

Любому организму, убежден К. Роджерс, присуща тенденция к активизации своих возможностей. Присуща она и человеку, который сознательно и бессознательно активизирует свои возможности для приближения Я-реального к Я- идеальному — тенденция к самоактуализации. Согласно логике К. Роджерса, в человеке есть некая природная сила, заставляющая его стремиться к раскрытию своих потенциалов[13].

С помощью механизмов уравновешивания всех компонентов личности производится распределение самих частных форм, состояний, реакций по отличительным признакам. То есть на основе соответствия можно сортировать подобные состояния в один объём, отличные или несхожие - в другие, а можно производить формирование объёма одновременно из тех и других состояний. Таким образом, рассогласованность Я-реального и Я-идеального не может работать в разных режимах. Но чтобы функционировать в той либо иной фазе, требуется ориентация её на проведение конкретных действий, то есть требуется программа, которая заранее планирует, что надо произвести, какие сопоставления сделать и каких результатов необходимо добиться.

Гармония Я-реального и Я-идеального выявляет аналогию только в тех процессах и формах, которым соответствует по своему уровню. Естественно, что рассогласованность в Я-реальном попытающимся установить сходство процессов с Я-идеальным, превосходящих её по уровню, то никакой оценки сделать не получится. Но определитель как вышестоящий уровень Я-реальное развития способен выявить соответствие Я-идеальное своему уровню [20 с 116].

Между критериями Я - реального и Я - идеального Е. Н. Иванова выделяет определенную рассогласованность. По ее мнению Я - реальное и Я - идеальное  могут работать в несоответствии друг другу, а так же в большинстве случаев значительно различаются. Как и М. Розенберг Е. Н. Иванова рассматривает рассогласованность между Я-реальным и Я-идеальным, как источники серьезных внутриличностных конфликтов, перерастающих в стрессы, которые приводят к  тяжелым последствиям, таким как невроз. Как одна из сторон подобного процесса -  несоответствие реального и идеального слоя в Я - концепции может отражаться в поведении человека. Подобное явление можно рассмотреть, как источник самосовершенствования личности и стремления к развитию. Исход положительного или отрицательного влияния рассогласования Я-реального и Я - идеального определяется интерпретацией рассогласованности которую должен сделать человек как само рефлексию [14,20].  

Самую дифференцированную версию самосознания в теории личности разрабатывал М. Розенберг. В ней он выделяет Я-настоящее, Я-динамическое (личность индивида которой поставлены цели) Я-фантастическое (каким индивид мечтает стать, при исполнении всех желаний), Я - идеальное, Я -будущее или Я -возможное (представление о себе индивидом при неком развитии событий), Я-идеализированное (при включении сторон Я-настоящего, Я-идеального, Я-будущего). Самосознание, по Розонбергу, содержит всю линию проявляемых Я - образов, которые может не сопоставлять сам человек, чтобы замаскировать отрицательные стороны Я - актуального. Данные грани самосознания возникают под влиянием социокультурного опыта при межличностном взаимодействии человека и благодаря его когнитивной способности.  Я - идеальное, в таком взаимодействии, часто становится результатом характерных норм и правил, которые интериоризованны человеком.  Схожие параметры могут отражать существующие в обществе стандарты и образцы благодаря развитию человека в социуме как личности. Рассматривая первый случай  подобная личностная черта весьма значима для Я -концепции; второй случай - не столь важен, так как редко способствует развитию каких бы то не было  отклонений в личностном развитии [2,20] . 

Еще одна версия развития теории Розенберга содержится в концепции внутриличностного расхождения, которую разрабатывал Т. Хигинс. Он так же обращается к проблеме Я- возможных, но уже в связи с самооценкой и эмоциональными состояниями, которые порождает самооценка. Хиггинс полагает, что на ряду с Я-актуальным в самосознании представлены так же Я-идеальное и Я-долженствующее. Хиггинс разграничивает идеальное и долженствующее я. В Я-идеальном воплощены все желания, надежды и мечты человека относительно  собственной личности, то есть это некое самосознание, каким человек желает обладать. Как замечает И. Кон «одно дело — эгоистическое желание, другое моральное долженствование, одно дело — абстрактное хотение быть всем сразу: умным, творческим, спортивным, богатым и т. д., другое - иметь собственные возможности этого достичь» [3 с. 93].  

На протяжении жизни сущность человека меняется. Обеспокоенность своим будущим, как черта Я - концепции выступающей с позиции когнитивного направления подчеркивается Х. Маркусом в изучении Я - реального и Я- идеального. Маркус и его коллеги выдвигают идею о возможностях  Я-образа в когнитивной схеме личности. Концепция, которую разрабатывал Маркус, это адаптированные структурные параметры  личности разработанные Розенбергом. Новизна в теории, разработанной Маркусом, заключается в том, что концепции должны выступать с 2-х позиций. По его мнению, не конструктивно рассматривать возможные «я» только с позиции положительно личностного влияния. Индивид может представлять свои Я - идеальные как положительные образы (Я-успешен, Я-популярен), или, наоборот, образы будут характеризоваться негативными факторами (Я-жертва, Я-изгой). Эти аспекты представленные в Я - концепции человека, должны, по мнению вышеупомянутых авторов, содействовать в стремлении индивида к достижению гармонии Я-идеального и Я-реального. Подобные позиции должны заставить индивида проявить беспокойство в том, чтобы избежать рассогласованного состояния[10 с. 402-598] .

Доктрина внутриличностных расхождений доказывает, что отрицательные эмоции по отношению к себе образуются у индивида не  по причине осознания каких-то своих недостатков, а из-за особых других факторов (из-за различия между Я-реальным и Я-идеальным). То, какое конкретно чувство будет переживаться человек, обуславливается от вида внутриличностной рассогласованности. Рассогласования между Я-реальным и Я-идеальным порождают чувство угнетения и чувство излишних тревог. Как пример можно рассмотреть человека, который имеет твердые убеждения в обязательности постоянной честности, искренности и порядочности. Такое поведение предписывается человеку Я - идеальное в его Я-концепции. Но велика вероятность, что возникнет ситуация в которой он  прибегнет к обману или поступает по отношению к другому непорядочно. При осознании им явной рассогласованности между своими убеждениями и поступками, то человек будет ощущать дискомфорт, он будет чувствовать свою вину. Как следствие такого внутриличностного конфликта, при взаимодействие с человеком которого он обманул,  он будет испытывать дискомфорт. Частая подобная рассогласованность может перерасти в маниакальные расстройства[7].

  Если же рассогласованность возникает между Я - актуальным  и Я -идеальным, то индивид будет испытывать чувство хандры, угнетенности, у него может развиться депрессивное состояние. В качестве примера, за  идеал можно взять индивида который может иметь представление Я- идеального, как  независимого, самостоятельного, авторитетного. И одновременно с этим, такой индивид будет осознавать, что в жизни социума он является аутсайдером - в межличностном общении он проявляет себя не с благоприятной стороны, от чего и соответствующая реакция общества. В подобных ситуациях индивид чувствует  подавленность, испытывает разочарование в себе и/или окружающих, поскольку его Я - идеальное является на данном этапе гармонизации недосягаемым. Разочарования этими гранями внутриличностностного взаимодействия может охватить другие критерии его Я-концепции. Аналогично с ситуациями упомянутыми выше это ведет к отрицательным влияниям на личность в целом.

 Если взять случай уменьшения рассогласованности между Я - реальным и Я -идеальным, прослеживается возникновение положительных эмоций, что благотворно влияет на становление личности. Если индивид, гармоничен своему идеальному образу, то он начнет выражать себя в самостоятельности своей деятельности. При этом осознавая это изменение в себе, индивид скоро почувствует личностную гармонизацию.  Отмечается, что в различных Я - концепциях, как Я - реальное, так и Я-идеальное, представляются самые разнообразные варианты развития согласования или рассогласования целостного Я-образа. Важно отметить, что концепция внутриличностного рассогласования между Я - реальным и Я - идеальным затрагивает важную тему, которая связана с самооценкой[4].

При рождении обе подструктуры «Я» полностью гармоничны, и поэтому человек изначально мало испытывает дискомфорта на личностном уровне. В последствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой расхождения между Я-реальном и Я-идеальным могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции.

Говоря о Я-концепции ребенка, при которой закладывается база дальнейшего личностного развития, Ю. Хван отмечает, что, Я-концепция ребенка включает в себя как констатирующий реальный образ я, так и Я-идеальное, то на что ориентировано Я-реальное.У детей в начале этапа среднего детства можно констатировать наличие не только ожидания и устремленности на предстоящие личностные преобразования (например, стать школьником), но и осознание себя (каким школьником он будет). Это позволяет включить в собственный Я-образ ребенка различные качества личности, необходимые для успешного выполнения школьных учебных организационных обязанностей [16].

При дальнейшем развитии Я -концепции и поступлении ребенка в школу к его осознанию себя как ребенка своих родителей прибавляется еще один из значимых Я -образов - Я- ученик. При этом высокие требования предъявляемые в школе начинают существенно влиять на расхождение между Я-реальным и Я-идеальным у ребенка. Он уже начинает анализировать свои успехи и сравнивая себе с другими учащимися видит моменты где отличается от них. Ребенок начинает задумывается почему отметка, которую ему ставит учитель за работу, не соответствует его ожиданиям. У учащихся начальной школы проявляется максимализм в поступках, суждениях, но проявляя его во время обучения, чаще всего он  получает порицание со стороны, как правило, авторитетного взрослого. И все его представления Я-идеального сталкиваются с жизненным расхождением Я-реальным. Образовавшийся внутриличностный конфликт может пойти по двум направлением. Ученик начнет прикладывать максимум усилий и усердия, чтобы соответствовать ожидаемым результатам или же при его низкой рефлексии рассогласованность Я-реального и Я-идеального перерастет в конфликт, который может перерасти в психическое заболевание. Для предотвращения подобных негативных проявлений у личности ребенка должна проводится профилактика. Профилактическую или коррекционную работу должен проводить школьный психолог[15].Но заканчивая учебное заведение корреляция между Я-реальным и Я-идеальным не прекращается. Она приобретает новые формы. 

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (незачета) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели более позитивны. Студенты с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности. В качестве блоков личности между Я-реальным и Я-идеальным в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по А. Маслоу [13].

В дальнейшем с переходом из пубертатного периода в более зрелый возраст, как правило, наблюдается меньшее расхождение в Я-реальным и Я-идеальным. Это происходит под влиянием полученного опыта, а так же более целостной позиции индивида по отношению, как в межличностном, так и внутриличностном взаимодействии. Но если отклонения в различии Я-реального и Я-идеального присутствуют, они имеют ярко выраженный характер психологического отклонения. Целостность личности достигается в том случае, когда согласованность между Я-реальным и Я-идеальным приближается к единице. Целостность личности - основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и корреляции личности состоит в развитии целостности личности.

 Целостная личность, во-первых, стремиться к установлению хорошего психологического контакта со своим кругом общения, к раскрытию своих скрытых эмоций; во-вторых четко знает, свое Я-реальное и Я-идеальное; в-третьих, максимальна открыта новому опыту; в-четвертых практикует безусловное позитивное отношение к обществу; в-пятых, тренирует эмпатию к другим людям[8]. Таким образом, в рамках гуманитарного подхода, Я-концепция, как результат самоактуализации, включающая структуру личности при соотношении Я-реального и Я-идеального. Также включающая в себя уровень развитии потребностей в самоактуализации. 

Из этого следует, что Я-реальное - это особая систематизированная конфигурация самомнений индивида о себе, которая развивается на основе межличностного опыта, так же отклика социума на деятельность индивида. Я-реальное не статично, оно может меняться в согласии с возникающими ситуациями, в его действенной реакцией к происходящему.

В структуре рассогласованности между Я-реальным и Я-идеальным можно выделить три компонента: рефлексивный компонент, компонент реализации и компонент коррекции. Рефлексивный компонент включает в себя когнитивные процессы, направленные на наиболее точную символизацию в Я-концепции собственных конфликтных переживаний и диспозиций. В контексте вышесказанного стоит отметить, что мы имеем дело не просто с искаженным отражением психоэмоциональных процессов и состояний в Я-концепции, а даже, может быть, с относительно автономным их функционированием. Компонент реализации образуется механизмами конструктивной реализации конфликтного потенциала. Он определяется актуальными целями личности в заданном ситуативном контексте [24 с 193-198].

Согласованность во взаимосвязи между Я-реальным и Я-идеальным рассматривается, как доля соответствия между передаваемой информацией, внутренне переживаемом и существующим опытом. А рассогласованность определяет различия между опытом и осознаванием. Высокая степень несоответствия означает, что информирование, опыт и осознавание стремятся быть едиными [15].

Когда рассогласованность находится между осознаванием и опытом Я-идеального и Я-реального ее называют репрессией. Она означает,  что между осознаванием и сообщением индивид не выражает  истинные чувства, мысли, переживания. Общество воспринимает это с негативной стороны, как лживость, недостаток воспитания, минусы характера. Высказывание между реальностью и переживаниями индивида субъективно, становится значимым на столько, что он уже не может гармонично функционировать.

 

Заключение

 

Анализ теоретических и практических материалов по психологическим особенностям двойственности личности, как соотношение между Я-реальным и Я-идеальным в данной работе позволил прийти к выводу, что положение действенности конструктивных функциональностей  согласованности элементов системы, заключается в не осознанности и последовательности реализации соотношения Я-реального и Я-идеального. В рассмотренной Я-концепции рассогласованность личностных параметров ставится как стратегия избегания и неестественного подавления с игнорированием латентных противоречий. Следствием такого поведения являться различные психические отклонения в развитии и становлении Я-концепции.

Таким образом, основываясь на данной статье можно рассмотреть структуру механизмов внутриличностного развития, как сущность у которой могут иметься специфические конфигурации. Она может отражать совокупность представлений о собственной идентичности Я-реального и Я-материального в специфической сфере согласованного взаимодействия. В соответствии с этим критерием относительно самостоятельного свойства субъекта выделяется рассогласованность концепций, которая при нормальном течении личностного осознания характеризуется, как процесс адекватного осознания своих переживаний и их воплощении на поведенческом и коммуникативном уровне.

Делая вывод можно отменить, что индивид взаимодействуя с социумом и личностном взаимодействии подвергается разным побуждениями к чувствам. Каждое из этих побуждений проявляется в осмысленных действиях. Отделить свои истинные чувства в побуждениях от навязанных, для индивида трудно. Амбивалентность концепций Я-реального и Я-идеального присутствует в большей или меньшей степени в каждом человеке, но неспособность увидеть ее и справиться с ней может привести к дисгармонии в развитии личности. А как следствие, внутриличностный конфликт будет только увеличиваться. В дальнейшем подобная рассогласованность концепций может затронуть все уровни социализации развития человека и отрицательно влиять на его личностное становление в обществе.

 

Литература

 

  1. Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире. Материалы научной конференции, 16-18 октября 2012.  С 137 – 139.
  2. Андреева Г. М. и др. Современная социальная психология на Западе. М.: 2005. 134 с.
  3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебник для вузов./Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
  4. Большая психологическая энциклопедия./Под ред. Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. М.:ЭКСМО, 2007. 357 с.
  5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2004. 672 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология: учеб. для гуманитар. вузов. СПб: Питер, 2009. 652с.
  7. Клиническая психология/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2010. 864 с.
  8. Корсини Р., Ауэрбаха А. Психологическая энциклопедия (Часть 1).М.:ЭКСМО,2006. 938 с.
  9. Лукацкий М. А. Педагогическая наука: История и современность. Учебное пособие. М.: Гэотар-Медиа, 2012. 448 с.
  10. ПервинЛ. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; под ред. В. С. Магуна.  М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  11. Почебуд Л. Г., Мейжис И. А. Гуманистическая теория развития личности и изменения личностного статуса К. Роджерса и А. Маслоу.  СПб.: Питер, 2010. 672 с.
  12.  Практикум по социальной психологии.  Под редакцией И.С. Клециной. СПб.:  Питер, 2013. 258 с.
  13. Прихожан А. М. Детскому психологу. Психология тревожности дошк. и шк.возраст.  Изд. 2-е СПб.: Норинт, 2001. 401 с.
  14. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана.  СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. 368 с.
  15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 401 с.
  16. Роджерс К. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта. ПереводМ. М. Исенинойподредакциейд.п.н. Е.И.Исениной C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 с.
  17. Романова Е. С. Психодиагностика. 2-е издание СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  18. Рыжов Б. Н. Системная психометрика напряженности//Системная психология и социология. 2013. №7. С 5-26.
  19. Рыжов Б. Н., Сенкевич Л.В., Васильева Т.Е., Хорошева О.И. Социальная психосоматика. Тула: ТПГУ, 2007. 440 с.
  20. Секлитова А. А., Стрельникова Л. Л. Философия Абсолюта. СПб.: Амрита-Русь, 2004. 402 с.
  21. Словарь Космической Философии. Под ред. Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. СПб.: Амрита-Русь, 2008. 306 с.
  22. Спиридонов Я. В. Концептуальные предпосылки феномена конфликтной конгруэнтности. Академия ВЭГУ №1. 2008. С 187-190.
  23. Урываев Ю.В. Гармония живой регуляции. М.: Советская Россия, 1975. 224 с.
  24. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. СПБ: Питер, 2002. 690 с.

 

 

References

 

  1. Ananevsky reading - 2012. Psychology of education in the modern world: materials of the scientific conference, 16-18 October 2012. P 137 - 139.
  2. Andreeva  G. M.  Modern social psychology in the West. Moscow: 2005. 134 p.
  3. Andrienko E. V. Social psychology: textbook for universities. /Under edition by V. A. Slastenin Moscow: Асаdemia. 2000. 264  p.
  4. Great encyclopedia of psychology./ Editor E. R. Rossinsky, E. I. Galashina. Moscow: EKSMO, 2007. 357 p.
  5. Great psychological dictionary / Comp. And obshch. Red. B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. St. Peterburg.: Prime-EURO MARK, 2004. 672 p.
  6. Druzhinin V.N. Psychology: textbook. for the Humanities universities. St. Peterburg: Piter, 2009. 652 p.
  7. Clinical psychology/Ed. by B. D. Karasartova. St. Peterburg: Piter, 2010. 864 p. 
  8. Corsini R., Auerbach A. The encyclopedia of psychology (Part 1) Moscow: EKSMO, 2006. 938 p.
  9. Lukatskii M. A. Pedagogical science: History and modernity. The tutorial. Moscow: GEOTAR-Media, 2012. 448 p.
  10. Pervin L. Psychology of personality: theory and research / L. Pervin, O. John. Edited by C. S. Magun. Moscow: Aspect Press, 2001. 607 p.
  11. Pochebut L. G., Maigis I. A. Humanistic theory of personality development and changes of personal status K. Rogers and A. Maslow. St. Peterburg.: Piter, 2010. 672 p.
  12.  Workshop on social psychology. Under edition by I. C. Klecinoy. St. Peterburg: Piter, 2013. 258 p. 
  13. Prikhozhan A. M Child psychologist. Psychology of anxiety preschool and school age. St. Peterburg.: Norint, 2001. 401 p.
  14. Psychology of childhood. The textbook. Edited by corresponding member of RAO A. A. Reina. St. Peterburg: Prime-EURO MARK, 2003. 368 p.
  15. Rodgers K. Opinion on psychotherapy. Formation person/Per. from English. Moscow: Progress, 2002. 401 p.
  16. Rodgers K. On becoming a person: psychotherapy eyes therapist. Translation of M. Eseninoy Under the editorship of doctor of politics M. Eseninoy. K.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 235 p.
  17. Romanova E. C. Psychodiagnostics. St. Peterburg: Piter, 2008. 400 p.
  18. Ryzhov B. N. System psychometrics of tension//System psychology and sociology. 2013. №7. P 5-26.
  19. Ryzhov B. N., Senkevich L.V., Vasilieva T.E., Horosheva O. I. Social psychosomatics. Tula.: TPGA, 2007. 440 p.
  20. Seklitova A. A., Strelnikova L. L. Philosophy of the absolute. St. Peterburg: Amrita-Rus, 2004. 402 p. 
  21. Dictionary Cosmic Philosophy. Ed. by L. A. Seklitova, L. L. Strelnikova. St. Peterburg: Amrita-Rus, 2008. 306 p.
  22. Spiridonov Ya. V. Conceptual background of the phenomenon of conflict of congruency. The Academy of WAGO №1. 2008. P 187-190.
  23. Uryvaev Yu.V. Harmony live regulation. Moscow: Soviet Russia, 1975. 224 p.
  24. Phrager R., Phadiman D. Theory of personality and personal growth. 2002. 690 p