Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2014 №10 : Титульный лист №10

Просмотров: 4117

Московский городской педагогический университет

 

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

 

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 2 (10) 2014

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2014


Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. М.: МГПУ, 2014. № 2 (10). 140 с

 

ISSN 2223-6880

 

 

Редакционная коллегия

 

Романова Евгения Сергеевна (главный редактор),

Рыжов Борис Николаевич (зам. главного редактора)

Арзуманов Юрий Леонидович, Абушкин Борис Михайлович,

Бавро Николай Игоревич, Бершедова Людмила Ивановна,

Гостев Александр Николаевич, Дубровина Ирина Владимировна,

Тюков Анатолий Александрович

 

 

Редакционный совет

 

Рыжов Борис Николаевич (председатель, Москва),

Ананишнев Владимир Максимович (зам. председателя, Москва),

Визель Татьяна Григорьевна (Москва), Волкова Елена Николаевна (Нижний Новгород),

Георгиева Росица (София, Болгария), Дмитриев Анатолий Васильевич (Москва),

Забродин Юрий Михайлович (Москва), Иванников Вячеслав Андреевич (Москва),

Коган Борис Михайлович (Москва), Леньков Сергей Леонидович (Тверь),

Романова Евгения Сергеевна (Москва), Рац Александр Яковлевич (Санкт-Петербург),

Сальницкий Вячеслав Петрович (Москва), Собкин Владимир Самуилович (Москва), Урываев Юрий Викторович (Москва)

 

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ПИ № ФС77-37716 от 29.09.2009 г.

 

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №22/49 от 25.05.2012 г.

включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

 

Учредитель: Московский городской педагогический университет

 

Подписной индекс издания: 83333

 

Зав. редакцией Чибискова О.В.

Директор Интернет-версии журнала Белоусов А.С.

 

Адрес редакции: Москва, Петровско-Разумовский пр., 27

Тел. +7 495 612 6716

E-mail: info@systempsychology.ru

 

Электронная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

Регистрационный номер ЭИ № AC77-37715 от 29.09.2009 г.

                                                    http://www.systempsychology.ru         

 

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Содержание выпуска №10

Просмотров: 3018

Теория и метод системной психологии

 

Шагиахметов М. Р. Общая теория систем и единство мира

Хисамбеев Ш. Р.  У истоков системной психологии: онтологическая и гносеологическая парадигмы

 

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Зигмунд Фрейд: слагаемые успеха

Абрамова О. В., Коган Б. М. Современные подходы к нейроповеденческойдиагностике детей раннего возраста

Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития

Подзорова Л. В. Психологические особенности инконгруэнтной личности как корреляция между Я-реальным и Я-идеальным

Вайнштейн С. В., Щебетенко С. А. Взаимосвязь экспертных оценок черт личности с показателями имплицитных и самоотчетных тестов

Мартьянова Г. Ю.Мотивационные факторы регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации

Никиреев Е.М., Кобликова Л.В. Изучение эмоционального компонента я концепции у детей дошкольного возраста, воспитывающихся вне семьи

 

Социологические  исследования

 

Ананишнев В.М., Гостев А.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Система прогнозирования в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города

Круль А. С. Информационное строение социальных систем: социальная структура как отражение информационных процессов

Татаринцев Е. А., Рогачева В. И.  Ценностные ориентиры современной молодежи в контексте общества массового потребления

Шейнов В. П. Возрастные  и гендерные факторы ассертивности

 

Общественно-профессиональная экспертиза образовательной системы

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М., Ткаченко А. В. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2014, № 2 (10)

 

 

CONTENTS

 

 

Shagiahmetov M. R.Systems theory and the world unity 

Hisambeev Sh. R. The foundation of the systems psychology:  ontological and epistemological paradigm

 

Psychological researches

 

Romanova E. S., Ryzhov B. N.Sigmund Freud: components of  success

Abramova O. V., Kogan B. M. Review of modern neurodevelopmental screenings and tests for early age children

Valyavko S. M. Emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech disorder

Podzorova L.V.Psychological features of an ambivalent personality as a correlation between the real-self and the ideal-self

Weinstein S. V., Shchebetenko S.A. The relationship between personality traits expert assessments and implicit and self-reporting tests indicators

Martyanova G.Yu. Motivationalfactors of subject’s regulatoryactivityin difficult situations

Nikireev E. M.,  Koblikova L.V. Research of emotion self-concept components of preschool children droutght up outside the family

 

Sociological  researches

 

 

Ananishnev V. M., Gostev A. N., Demchenko T. S., Kochetov V. V.Forecasting system in the social designing of supplementary education for youth in a big city

Krul A.S. Information structure of social systems: social structure as a reflection of the information processes

Tatarintsev E.A., Rogacheva V.I. Contemporary youth value points in the context of the mass consumption society

Sheinov V.P. Age and gender factors of assertiveness

 

Social and professional expertise of the educational system

 

Romanova E. S., Abushkin B. M., Tkachenko A. V.Parent community in the educational policy matters

 

 

Information

 

Authors of the journal «Systems psychology and sociology», 2014, № 2 (10)

 

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Шагиахметов М. Р. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ И ЕДИНСТВО МИРА

Просмотров: 5972

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ И ЕДИНСТВО МИРА

 

Шагиахметов М. Р.

ФК «Уралсиб»,Челябинск

 

 

Данная статья является теоретическим исследованием, направленным на формирование общей теории систем, как основы системного подхода. Своеобразием примененного в данном исследовании подхода является то, что он опирается на обоснованный автором вывод о системном единстве человека и природы, субъекта и объекта, мышления и представлений. Рассматривая процесс формирования системного подхода и общей теории систем как часть процесса осмысления человеком единства мира, автор предлагает свой вариант общей теории системы природы в качестве его концептуального обоснования.

Ключевые слова: субъект, объект, системный подход, общая теория систем, системное единство, единство мира.

 

 

 SYSTEMS THEORY AND THE WORLD UNITY

 

Shagiahmetov M. R.

FC «Uralsib», Chelyabinsk

 

This article is a basic research, aimed at the formation of systems theory as a basis of system approach. The originality of this study uncovers in the applied approach. This approach is based on the author’s conclusion about the systemic unity between a man and nature, subject and object, thinking and views. Considering the process of formation of the system approach and systems theory as part of the process of a man’s comprehension of the world unity, the author proposes his systems theory of nature as its conceptual substantiation.

Keywords: subject, object, system approach, systems theory, systemic unity, the world unity.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Хисамбеев Ш.Р. У ИСТОКОВ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ

Просмотров: 3855

У ИСТОКОВ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ

 

Хисамбеев Ш.Р.

МГПУ, Москва

 

В статье анализируются психологические взгляды крупнейших античных философов-психологов Платона и Аристотеля с точки зрения системной психологии.

Ключевые слова: система, системная психология, онтологическая парадигма, гносеологическая парадигма, категория.

 

THE FOUNDATION OF THE SYSTEMS PSYCHOLOGY:  ONTOLOGICAL AND EPISTEMOLOGICAL PARADIGM

 

Khisambeev Sh. R.

MCTTU, Moscow

 

This article analyzes the major psychological perspectives of ancient philosophers, psychologists, Plato and Aristotle in terms of systems psychology.

Keywords: system, systems psychology, ontological paradigm epistemological paradigm, category.

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Романова Е.С., Рыжов Б.Н. ЗИГМУНД ФРЕЙД: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Просмотров: 8084

ЗИГМУНД ФРЕЙД: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

 

Романова Е.С., Рыжов Б.Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена рассмотрению комплекса причин исключительного успеха, сопровождавшего развитие психоанализа в период после окончания первой мировой войны. В их числе объективные закономерности развития европейской цивилизации в 19-20 веках, эффект «потерянного поколения», а также ряд субъективных качеств Зигмунда Фрейда, способствовавших формированию сплоченной партии его сподвижников и некоторые возможные источники поддержки психоаналитического движения из Советской России.

Ключевые слова: психоанализ, психоаналитики, европейская цивилизация, Международная психоаналитическая организация, Первая мировая война.

 

 

SIGMUND FREUD: COMPONENTS OF SUCCESS

Romanova E. S., Ryzhov B. N.

MCTTU, Moscow

 

The article is devoted to a range of exceptional reasons of the exclusive success that accompanied the development of psychoanalysis during the period after the end of the World War I.  Among them thee are objective regularities of European civilization development in 19-20 centuries, the effect of "lost generation" and also a number of subjective qualities of Siegmund Freud promoting formation of solid party of his like-minded persons and some possible sources of support of psychoanalytic movement in soviet Russia period.

 

Keywords: psychoanalysis, psychoanalysts, European civilization, International psychoanalytic organization, World War I.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Абрамова О. В., Коган Б. М. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Просмотров: 9621

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НЕЙРОПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Абрамова О. В., Коган Б. М.

МГПУ, Москва

 

Нейроповеденческая диагностика развития ребенка раннего возраста является формальной процедурой, которая позволяет выявить детей, нуждающихся в реальной помощи специалистов. За рубежом существует ряд методик, позволяющих использовать скрининговое обследование за короткое время, а также проводить более глубокое обследование, сфокусированное на конкретных проблемах ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: онтогенез, нейроповеденческий скрининг,

 

REVIEW OF MODERN NEURODEVELOPMENTAL SCREENINGS AND TESTS FOR EARLY AGE CHILDREN

 

Abramova O. V., Kogan B. M.

MCTTU, Moscow

 

Neurodevelopmental evaluation of early age children is a formal procedure to identify those children with suspect problems who should receive further assessment and help. There are numbers of foreign 5-10 minutes screenings and more focused tools for specific disabilities in children.

Kew words: ontogenesis, neurodevelopmental screenings.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Валявко С. М. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Просмотров: 16832

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Валявко С. М.

МГПУ, Москва

Статья посвящена исследованию эмоционального реагирования старших дошкольников с нарушенным и нормальным речевым развитием в ситуациях речевого общения. Проведено эмпирическое исследование, показывающее специфические особенности эмоциональных переживаний при общении у детей с речевым дизонтогенезом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Ключевые слова: дошкольники, нарушения речевого развития, тревожность, речевая тревожность, логофобия, переживания в связи с угрозой «образу Я».

EMOTIONAL EXPERIENCES IN THE SITUATION OF SPEECH COMMUNICATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Valyavko S. M.

MCTTU, Moscow

The article is devoted to the study of the elder preschoolers with impaired and with the normal speech development emotional response in situations of speech communication. The present empirical study discovers the specific features of emotional experiences in the situation of speech communication in senior preschool children with speech dysontogenesis and in children with normal development.

Keywords: preschoolers, speech disorders, anxiety, speech anxiety, logophobia, feelings of the "self-image" threat.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Подзорова Л.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И Я-ИДЕАЛЬНЫМ

Просмотров: 26475

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОЙСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ Я-РЕАЛЬНЫМ И

Я-ИДЕАЛЬНЫМ

Подзорова Л.В.

МГПУ, Москва

 

Статья посвящена феномену «Двойственность личности». В ней рассматриваются исторические аспекты появления и формирования понятия «соответствия». Проанализированы характерные особенности компонентов личности в процессе становления и развития Я-концепции (на примере связи между Я-реальным и Я-идеальным). Особое внимание обращено на механизмы при взаимодействии между Я -реальным и Я-идеальным. В работе даны подробные определения затрагиваемых понятий.

Ключевые слова: Я-концепция, компоненты личности.

 

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AN AMBIVALENT PERSONALITY AS A CORRELATION BETWEEN THE REAL-SELF AND

THE IDEAL-SELF

 

Podzorova L.V.

MCTTU, Moscow

 

This article deals with the phenomenon of «Ambivalent personality». Historical aspects regarding origin and evolution of the concept of incongruence are also considered in this article. Specific features of personality’s components during the self-concept development process are analyzed (by the example of correlation between the real-self and the ideal-self). Particular attention is paid to the relationship between the real-self and the ideal-self in case of interactions. The article provides a detailed definition of all terms discussed.

Key words: Self-concept, personality components.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Вайнштейн C. В., Щебетенко С.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИМПЛИЦИТНЫХ И САМООТЧЕТНЫХ ТЕСТОВ

Просмотров: 7782

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИМПЛИЦИТНЫХ И

САМООТЧЕТНЫХ ТЕСТОВ*

 

Вайнштейн C. В., Щебетенко С.А.

ПГНИУ, Пермь

 

Рассматривается проблема согласованности различных способов измерения черт личности. Результаты тестов сравниваются с показателями стандартизированного самоотчета (Опросник Большой Пятерки) и аппаратными замерами (Имплицитный Ассоциативный Тест). Представлены корреляционные модели (N=152) для имплицитных и эксплицитных признаков экстраверсии, дружелюбия, добросовестности, нейротизма и открытости опыту. Обсуждаются факторные структуры экспертных оценок личности.

Ключевые слова: черты личности, большая пятерка, экспертная оценка, экспертная-самоотчетная согласованность, имплицитный ассоциативный тест.

 

THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONALITY TRAITS EXPERT ASSESSMENTS AND IMPLICIT AND SELF-REPORTING TESTS* INDICATORS

 

Weinstein S. V., Shchebetenko S.A.

Perm State University, Perm

 

The problem of agreement and consistency of the measurement of different personality traits is examined. The results are compared with standard indicators of the questionnaire «Big Five Inventory» and with instrument measurements of the Implicit Association Test for five-factor model of personality traits. Correlation models (N=152) for implicit and explicit characteristics of extraversion, agreeableness, consciousness, neuroticism and openness to a new experience are presented. Factor structures for personality traits expert assessments are discussed.

Keywords: personality traits, big five, expert assessment, expert self–other agreement, implicit association test.


  Читать полностью...
 

Журнал » 2014 №10 : Мартьянова Г. Ю. МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Просмотров: 5421

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯТОРНОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Мартьянова Г. Ю.

МГПУ, Москва

 

Статья представляет результаты исследования влияния мотивов на саморегуляцию активности в трудной жизненной ситуации. Выявлены взаимосвязи между мотивацией, уровнем развития  и стилевыми особенностями осознанной саморегуляции. Показана роль каждого мотивационного фактора в структуре саморегуляции.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции, мотивация, адаптация.

 

MOTIVATIONAL FACTORS OF SUBJECT’S REGULATORY ACTIVITY IN DIFFICULT SITUATIONS

 

Martyanova G.Yu.

MCTTU, Moscow

 

The article presents the results of the study of the influence of motives on subject’s self-regulation activity in difficult situations. The relationships between motivation and the development level and style of conscious of self-regulation were identified. The role of each motivational factor in the self-regulation structure is shown.

Keywords: difficult life situations, self- regulation, individual style of self- regulation, motivation, adaptation.


  Читать полностью...